Фотограф Ибрагим Чкадуа

Как не утонуть в океане фотографий. Лекция Ибрагима Чкадуа в АГУ

394
(обновлено 18:58 28.04.2016)
Фотограф Ибрагим Чкадуа признался, что любит снимать стариков и детей из-за их непосредственности, и призвал изучать историю фотографии в Абхазии во время своей интерактивной лекции в Абхазском госуниверситете.

Sputnik, Астанда Ардзинба. 

Мой опыт в фотографии. Так называлась очередная, четвертая интерактивная лекция в АГУ в рамках нового образовательного проекта "АГУ Talks" (по аналогии со знаменитым проектом "TED Talks"). На этот раз в гостях у студентов был известный фотограф, обладатель престижной премии "Золотой глаз России" Ибрагим Чкадуа.

Абхазия причастна

"Абхазия попадала в объективы самых известных фотографов мира. Это очень почетно и ответственно для любого, кто хочет заниматься фотографией", — рассказывает Ибрагим. 

Он демонстрирует фотографии Анри Картье Брессона, одного из любимых своих фотографов, мастера реалистичной фотографии, ставшего классиком искусства фотографии. На некоторых из них сухумская пристань, корабли и пассажиры с чемоданами. Фото, снятые знаменитым французом в Абхазии, занимают почетное место среди лучших его произведений, объясняет Ибрагим.

Ему удается завлечь аудиторию и рассказать историю фотографии таким образом, чтобы каждый слушающий почувствовал свою причастность к событиям, которые сделали мир  таким, какой он есть сегодня. 

На экране фотографии начала XX века, сделавшие революцию в мире искусства. Первые цветные фотографии российского химика и изобретателя Прокудина-Горского, на которых в том числе изображены абхазские пейзажи и церквушка в Калдахуаре.

Церковь в Колдахварах в 8 в. от Гагр
© Фото: С. М. Прокудин-Горский
Церковь в Колдахварах в 8 в. от Гагр

Фото не убило живопись, вопреки многим опасениям. Как кино не убило театр. Все эти жанры нужны и остаются востребованными, считает Ибрагим. Он собирает снимки фотографов, работавших в Абхазии, равно как и истории об их пребывании здесь, связанные с ними забавные случаи, их впечатления об Абхазии. 

"История фотографии может быть не такая длинная, как история живописи, скульптуры, литературы или танца. Но она тоже очень интересна, очень емкая, и в ней есть глава, связанная с Абхазией", — отметил фотограф и сделал своеобразный посыл историкам, добавив, что пока история фотографии Абхазии не исследована и не систематизирована.

Все мы родом из детства

Ибрагим признается, что впервые познакомился с фотографией в лаборатории своего дяди, "фотографа-любителя, но продвинутого любителя". Он сравнивает этот момент с эпизодом из романа Маркеса, когда мальчик впервые увидел лед и признается, что детское впечатление, во многом определившее его судьбу, незабываемо. 

"Он разрешал бывать в лаборатории, когда выключался свет и включались красные фонари. И тут происходило чудо, когда белую бумагу погружали в воду и в ней проявляется фотография", — поделился воспоминаниями фотограф. 

Кстати, всем начинающим фотографам Ибрагим советует также начинать с пленочного фотоаппарата. По его словам, только с ним можно "физически почувствовать" такие функции, как диафрагма, выдержка и светочувствительность.

Океан фотографий

В мир высоких технологий, когда фотоаппараты становятся все лучше и доступней, в мире появился миллион фотографов. Интернет заполонен всевозможными фотографиями, красивыми и красочными. По мнению Ибрагима Чкадуа, то, что появилось больше возможностей фотографировать – это плюс, а минус в том, что мир может утонуть в фотографиях.

Началась гонка вооружений, где фотографы доходят до абсурда, пытаясь выделиться в этом разнообразии, "делают опасные селфи, караулят невероятные вещи". Все это — последствия огромной конкуренции, отмечает Ибрагим. 

"Этот страх утонуть в океане фотографий есть у любого фотографа, конечно, если он сознательный и реалист. Этот страх я преодолел, решив, что не буду гоняться и спешить, пытаясь снять что-то экстраординарное. Надо эволюционно развиваться", — признался фотограф.

По мнению Ибрагима, поймать удачный кадр, то, что Кортье Брессон называл "решаюший момент", а Ибрагим Чкадуа "зависшим теннисным мячом, который отскочил от стены, но не успел упасть", это не вопрос везенья. Умение оказаться в нужном месте в нужное время только кажется удачей, считает Ибрагим, на самом деле фотограф подобен охотнику, который в любой момент может сделать кадр. Иногда такие моменты особенны, а их снимки становятся легендарными. 

Последний солдат, или контекст

Для Ибрагима Чкадуа важен контекст фотографии, условия, при которых она была сделана, история ее героев. 

На фото ветеран Великой Отечественной войны во время празднеств по случаю Дня Победы. Вероятно, снимок был сделан в палатке на набережной Сухума, где в праздник угощают желающих солдатской кашей и фронтовыми сто граммами. На простом сером фоне за простым столом печальный дедушка в своей парадной форме. Один. И это ключевой момент.

Ветеран ВОВ. 9 мая  г. Сухум.
© Фото: Ибрагим Чкадуа
Ветеран ВОВ. 9 мая г. Сухум.

"Я снимал его каждый год. Они с друзьями праздновали День Победы. С каждым годом их становилось меньше, и однажды он пришел на праздник один. Когда-нибудь умрет последний солдат любой войны. Это 9 Мая и для него стало последним, как позже выяснилось", — рассказал Ибрагим. 

Война, безусловно, — трагедия, но на ней находится возможность подвига и для солдата, и для фотографа. Ибрагим демонстрирует фотографии российского фотокорреспондента Владимира Соловьева, погибшего при взятии Сухума. А снимки медсестры Марины Барцыц, на которых запечатлена переправа через Гумисту, он сравнивает с высадкой десанта во время открытия второго фронта в Нормандии в 1944 году.

Он показал и свои фотографии времен войны, которые снимал на Восточном фронте. В частности известный снимок мужчины, который прощается с маленькой девочкой через иллюминатор самолета. Фото было снято в Ткуарчале.

"Это летний снимок, он не был сделан в день Латской трагедии. Но ситуация такая же: они прощаются, и никто не знают, выживет ли тот, кто улетает, и выживет ли тот, кто остается. Это неподдельные эмоции", — поясняет фотограф.

Через много лет он встретил героя своей фотографии. "Это ты меня снимал", — сказал он Ибрагиму. Как выяснилось, девочка, запечатленная на снимке, дочь героя, окончила университет, стала юристом. 

Особое место в рейтинге фотографии с историей занимает портрет Ара Гюлера, снятый Ибрагимом во время его поездки в Стамбул. 

Ара Гюлер.
© Фото: Ибрагим Чкадуа
Ара Гюлер.

"То, что Ара Гюлер – классик искусства фотографии, и то, что он в свое время снимал Сальвадора Дали, заставило меня думать, что он давно ушел из жизни. Не так давно случайно узнал, что он еще жив. Если вы будете в Стамбуле, то на улице Истикляль есть кафе "Ара", где на стенах развешаны его фотографии. И сам фотограф там бывает, не всегда, а только по четвергам", — рассказал Ибрагим.

Один из самых любимых фотографов Ибрагима, Гюлер, просил его не включать вспышку.

"Было темно, и кадры получались неудачными. Времени у меня было всего пару минут, я понимал, что Ара Гюлер не будет позировать мне вечно. В итоге один снимок все-таки удался", — поделился воспоминаниями Ибрагим. 

В завершении встречи он признался, что и раньше читал лекции, но для "людей с фотоаппаратом". В то время как в аудитории были студенты филологического и педагогического факультетов, не связанные с фотографией. Однако, как признались сами слушатели, среди них много любителей пофотографировать.  

"Надеюсь, что привлек интерес к фотографии, не к своей, а вообще. Если был интерес, надеюсь, он во что-то выльется. На меня в свое время слова и мысли старших коллег оказывали влияние, надеюсь, и я кому-то помог", — сказал Ибрагим. 

Фотограф ответил на вопросы студентов о том, в чем преимущества черно-белых фотографий, и о том, бывают ли абсолютно нефотогеничные люди, и почему приезжие фотографы любят снимать в Абхазии разрушенные здания. Вопросы не закончились и после лекции, начинающие фотографы окружили Ибрагима, который давал им профессиональные советы. Расслышать, о чем они говорили, было сложно, предполагаю, что о том, как все-таки не утонуть в океане современной фотографии. 

"АГУ Talks"

Новый образовательный проект Программы Развития ООН (ПРООН) начал свою работу в стенах Абхазского государственного университета в марте 2016 года. Он предполагает проведение серии интерактивных презентаций для студентов. 

В течение весны 2016 года будет проведено не менее десяти презентаций на различные темы, которые интересны студентам. Студенты смогут ознакомиться с современными методами общения с аудиторией, подачи информации, а также обучиться применению современных коммуникационных методов. 

Презентации проекта будут проходить в стиле известных в мире "TED talks", который предполагает использование при выступлении докладчика современных технологий и ведение интерактивной беседы с аудиторией. В Абхазии они получили условное название "АГУ talks".

Видео смотрите здесь>>

394
Теги:
Абхазия
Темы:
АГУ talks (10)
Загрузка...

Подробности