Элисо Сангулия.

Этнолог: в Абхазии губы невесты мазали медом, чтобы язык был "сладким"

1095
(обновлено 15:09 17.10.2016)
Младший научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказала о традициях и современности абхазских свадеб.

Элисо Сангулия рассказала корреспонденту Sputnik Бадраку Авидзба о том, насколько изменились традиции проведения абхазских свадеб.

– Элисо, вы пишете кандидатскую диссертацию по теме традиционного обряда абхазских свадеб. В сравнении с современностью, значительно ли изменились абхазские свадьбы?

 По структуре нельзя сказать, что абхазская свадьба претерпела значительные изменения, но по своему содержанию, безусловно, она стала другой. Конечно, это можно связать с течением времени, которое привносит в обряд свои дополнения. К примеру, в старину невесту приводили в дом жениха на коне, подобный обряд сегодня вряд ли можно использовать, однако привносить в абхазскую свадьбу наш национальный колорит, конечно, возможно. Я считаю, что даже необходимо.

 Расскажите немного о традиционной свадьбе абхазов, какие особенности были, чего сегодня уже нигде не встретить?

Аудиоверсию интервью с Элисо Сангулия слушайте здесь >>

 В старину в дом невесту приводили ночью. Если говорить об "аргама аҭаца лгара" (выход невесты из дома с согласия родителей — ред.), когда семья невесты отпускала ее из дома, то выбирали людей, которые отправятся за невестой. Они брали с собой коня, предназначенного для нее. В доме невесты для них накрывали стол, звали соседей. Потом невесту забирали из специального дома, предназначенного только для свадьбы – "амхара"(дом для новобрачных — ред.). Молодежь с песнями и танцами выводила ее из дома. Сегодня, при обряде "аргама аҭаца лгара" семья невесты нередко нарушает абхазские традиции. В старину выводить невесту из отчего дома, танцевать и петь имели право только те, кто ее забирал, то есть сторона жениха. Считалось стыдным, если кто-либо со стороны невесты споет или станцует. Братья, сестры и все родственники невесты стояли в стороне и наблюдали.

На одной из свадеб я лично наблюдала, как брат невесты танцевал на свадьбе сестры, но по традициям, это недопустимо. После того как невесту забирали из отчего дома, все с песнями и со стрельбой в воздух направлялась в дом жениха. По прибытии в дом жениха, они останавливались у калитки. Их встречала молодежь, затем старшее поколение начинало исполнять свадебную песню "Радеда". Затем невесту заводили во двор, свекровь или старшие женщины в роду встречали ее и мазали ее губы медом, чтобы у нее всегда был "сладкий" язык.

 Кто со стороны невесты имел право присутствовать на свадьбе?

 Совсем немногие, не так как сейчас, когда на свадьбу идут до сорока или пятидесяти человек. Их сажали рядом с тамадой, к ним было особое внимание, так как они были самыми главными гостями на свадьбе. Из присутствующих на свадьбе со стороны невесты тосты произносил один, старший. Невеста стояла в "амхара", люди пели и веселились до самого утра. Посмотреть на невесту они приходили утром. Сейчас свадьбы длятся всего несколько часов, после никого не увидеть на свадьбе.

 В последнее время наблюдается, что на свадьбах молодые одеваются в национальные наряды, что, конечно, вызывает положительные эмоции. Как вы считаете, какие еще национальные черты можно придать нашим свадьбам?

 Это, конечно, радует, что молодежь стремится придать свадьбам национальную черту, но из-за того, что некому подсказать, чем еще можно приукрасить свадьбу, в большинстве случаев останавливаются на одежде. Конечно, этого недостаточно. Нельзя сказать в полной мере, что это абхазская свадьба, если жених и невеста стоят вместе, пусть даже и в национальной одежде. 

1095
Теги:
Абхазия
Загрузка...