Адгур Ардзинба

Ардзинба: ОЭЗ пока не окажет незамедлительного положительного эффекта

495
(обновлено 17:23 02.02.2016)
Министр экономики Республики Абхазия рассказал Sputnik о плюсах и минусах закона "Об особых экономических зонах", подписанного президентом Абхазии в 2015 году.

СУХУМ, 2 фев – Sputnik, Саид Барганджия. В Абхазии сравнительно либеральное налоговое и таможенное законодательство, а также довольно низкая стоимость энергии, и на этом фоне дополнительные преференции, вытекающие из режима особой экономической зоны, в ближайшей перспективе могут не оказать ожидаемого положительного эффекта, считает министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба. 

"Такого рода инструменты, они не новые  –  это сложившаяся практика, во всяком случае, в Российской Федерации и других странах СНГ. Существуют положительные примеры, такие как ОЭЗ "Калуга" в Калужской области, ОЭЗ "Алабуга" в Республике Татарстан", — отметил министр.

Он пояснил, что основными резидентами особых экономических зон в Российской Федерации являются в основном транснациональные корпорации, к примеру, в Калужской области якорными резидентами являются такие международные концерны, как "Нестле", "Самсунг", "Дженерал электрик" и другие. По словам министра, они локализовались в этих зонах, в первую очередь для того, чтобы осваивать внутренний российский рынок, а потом уже стремятся на сопредельные рынки в рамках Евразийского союза.

"Но, если в России эти компании до последнего времени, я имею в виду санкционные и контрсанкционные осложнения, могли работать, то в нашем случае для крупных международных компаний существуют некие риски политического характера, связанные с отсутствием широкого признания независимости Республики Абхазия, что в свою очередь может оказывать сдерживающее воздействие", — рассказал глава экономического ведомства. 

Более того, как показала практика, рассматривать инвестиционную привлекательность страны только через призму налоговых и иных преференций малоэффективно, добавил министр.

"Есть цифры, которые об этом говорят. К примеру, закон об иностранных инвестициях от 1992 года, который действовал до принятия закона об инвестиционной деятельности в 2014 году. За 22 года действия закона, хотя он был очень либеральный, этими льготами воспользовались чуть более 30 компаний", — подчеркнул Адгур Ардзинба. 

По мнению министра, ключевая роль в вопросе привлечения инвестиций, на ряду с преференциями, заключается в нормализации делового климата, который в свою очередь складывается из большого количества факторов. 

"Ни для кого не секрет, что по защите прав инвесторов мы отстаем сегодня. Эта проблема существует и в России, и практически на всем постсоветском пространстве. На данном этапе ожидать от этого закона какого-то серьезного продвижения пока не приходится", — сказал Адгур Ардзинба. 

Он пояснил, что необходимо создавать соответствующую инфраструктуру для того, чтобы особая экономическая зона работала, "бизнес не придет в голое поле". 

В нашем случае это могут быть зоны отраслевого характера, к примеру, туристические, аграрные или транспортного-логистические.

Он добавил, что территория особой экономической зоны пока не определена. 

"Для того чтобы ее определить, нужно вкладывать туда большие деньги. Есть разные идеи сделать это в восточной части республики. Логика в этом есть, так как эти регионы отстают в развитии", — пояснил Адгур Ардзинба. 

Министр экономики Адгур Ардзинба заключил, что на сегодняшний день у государства пока нет возможности вкладывать необходимые ресурсы в развитие особой экономической зоны.

495
Теги:
налоги, особые экономические зоны, Абхазия

Избран новый председатель Конституционного суда

334
Конституционный суд Абхазии – орган судебной власти, призванный защищать Конституцию, а также обеспечивать ее исполнение и соответствие ей других нормативно-правовых актов.

СУХУМ, 1 мар - Sputnik. Председателем Конституционного суда Абхазии на трехлетний срок избрана Людмила Ходжашвили. Об этом сообщается на сайте Конституционного суда.

Отмечается, что 27 февраля 2021 года истекли полномочия председателя Конституционного суда Нурий Тания, заместителя председателя Людмилы Ходжашвили и судьи-секретаря Рауля Пантия.

На закрытом заседании 1 марта были проведены выборы на вышеуказанные должности.

По итогам заседания заместителем председателя Конституционного суда также была назначена Диана Пилия, судьей-секретарем - Нурий Тания.

Конституционный суд состоит из пяти судей - Нурия Тания, Рауля Пантия, Дианы Пилия, Людмилы Ходжашвили и Алисы Бигвава, избранных на должность Народным собранием по представлению президента Абхазии.

Конституционный суд Абхазии – орган судебной власти, призванный защищать Конституцию, а также обеспечивать ее исполнение и соответствие ей других нормативно-правовых актов.

Людмила Ходжашвили родилась 6 января 1957 года. С мая 1980 года по сентябрь 1983 года работала  секретарем судебного заседания Верховного суда Туркменской ССР. 

С 7 апреля 2005 года по 21 сентября 2011 года возглавляла Министерство юстиции Абхазии. 

Читайте также:

334

Доходы, возраст и национальность: депутаты Парламента обсудили поправки в законы

386
(обновлено 21:07 01.03.2021)
Заседание комитета государственно-правовой политики Парламента Абхазии состоялось в понедельник 1 марта.

Члены комитета и депутаты вынесли на обсуждение несколько законов и варианты поправок к ним. Были затронуты темы декларирования доходов госслужащих и депутатов, возрастного ценза для депутатов, изменения в законе о президентских выборах и даже восстановление или изменение национальной принадлежности.

Асмат Цвижба, Sputnik

Декларировать или нет

На очередном заседании комитета по государственно-правовой политике обсудили поправки к проекту закона "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера государственными служащими и депутатами".

Основные поправки касаются круга лиц, которые попадают в категорию члены семьи декларанта. Согласно поправке, к членам семьи относятся супруг, супруга, несовершеннолетние и совершеннолетние дети, родители, родные братья и сестры, находящиеся на иждивении декларанта.

По словам представителя президента в Парламенте Саиды Бутба, будет сложно определить, находится ли человек на иждивении у декларанта. Она отметила, что обычно процедуру подтверждают сами лица, которые хотят быть на иждивении, но в Абхазии пока нет четкой процедуры, которая устанавливает, являются ли лица иждивенцами.

Также инициаторы поправок предлагают не ждать, пока в силу вступит закон о госслужбе, как было решено депутатами ранее,  и сделать так, чтоб закон о декларировании вступил в силу с 3 апреля 2021 года.

Депутат Батал Тапагуа не согласился с такими условиями. По его мнению, необходимо дождаться вступления в силу закона о госслужбе, чтобы понимать, в отношении кого будут приняты меры декларировании. В обратном случае, по его словам, будет хаос и неразбериха.

"Мы не имеем морального права отходить от этого решения. Если это такие мелкие вещи, то почему же тогда мы не приняли такого решения. Такие же предложения, как и у вас, уже были. Давайте не будем возвращаться к тому же, дождемся разработки правильного законопроекта и, исходя из этого, будем работать", - сказал он.

По мнению Гиви Кварчия, закон о госслужбе в ближайшее время принят не будет. Депутат Гарри Кокая поддержал коллегу Кварчия и отметил, что не видит ничего плохого в том, чтобы начать декларировать свои доходы и готов сам в первых рядах этим заняться.

Спикер Парламента Валерий Кварчия усомнился в том, что для депутатов и других госслужащих будет безопасно афишировать свои доходы.

"Вот человек укажет доход в 2 миллиона, значит, в нашей стране этот человек будет сидеть с автоматом и ждать, кто на него нападет. Может быть, лучше не афишировать, это очень непростой вопрос", - считает он.

По мнению Кварчия, закон никакой пользы не принесет, но его необходимо поддержать, чтобы "не раскачивать ситуацию в стране". 

В результате голосования, поправки к закону было решено вынести на рассмотрение Парламента на заседании сессии.

Возраст депутата

По инициативе спикера Парламента Валерия Кварчия были обсуждены изменения в Конституционный закон Абхазии "О возрастном цензе депутатов".

Спикер отметил, что после обращения за консультацией, Конституционный суд вынес заключение о том, что депутатом может стать гражданин, достигший 30 лет.

По мнению Батала Тапагуа, депутатом может стать и человек младше 30 лет. Яркие примеры есть и в Парламенте Абхазии. К примеру, депутат Лаша Ашуба избирался в депутаты в 26 лет.

"Мы должны выбирать не возраст, а подбирать критерии, каким мы видим депутата, каким критериям он должен соответствовать", - считает парламентарий Алмасхан Барциц.

С тем, что возраст не является показателем умственных способностей согласился и депутат Илья Гуния. По его мнению, необходимо, чтобы депутат прошел службу в армии и имел опыт работы.

"Это и было бы примерно к 30 годам. Если бы человек оказался вундеркиндом, он мог бы все это пройти и к 25 годам", - сказал он.

По решению депутатов, эта поправка к закону не была вынесена на рассмотрение очередного заседания Парламента.

Также было решено внести на рассмотрение Парламента поправку о том, что депутатом может быть избран гражданин Абхазии, владеющий государственным языком.

По словам Валерия Кварчия, у многих могут возникнуть возражения по этой поправке, так как появится впечатление, что дискриминируются права национальных меньшинств в Абхазии. Однако, по мнению спикера, во всех школах республики, в той или иной мере обучают абхазский язык.

"Если учитель плохо обучает ребенка или с потолка берут и ставят оценки, мы не причем. Если язык не востребован, его никто не будет изучать никогда. Если человек хочет построить карьеру, то его должны готовить или нанять учителя", - считает спикер.

Наряду с поправками о необходимости владения государственным языком, было принято решение оставить поправку о том, что депутатом Парламента может быть избран гражданин Абхазии, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет.

Изменения в выборах

Поправки было предложено внести и в закон "О выборах президента" – в случае выбытия одного из кандидатов в президенты, в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший наибольшее количество голосов по итогам голосования.

Кроме того, предлагается, что избранным будет считаться кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование считается состоявшимся, если в голосовании приняло не менее 50 процентов от общего числа избирателей, внесенных в список для голосования.

Также, если на выборах баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был выбран, а также в случае избрания выборов несостоявшимися и недействительными ЦИК Абхазии в течение семи дней принимает решение о назначении новых выборов.

Затронули депутаты и строку "против всех". По словам депутата Батала Тапагуа, в законе нужно четко прописать, что большинством должны считаться голоса, поданные за кандидата, и они должны превышать голоса "против всех" и за другого кандидата.

Саида Бутба предложила убрать графу "против всех" во втором туре, тогда будет четко понятно, кто из кандидатов одержал победу и не будет споров о способах подсчета голосов.

Поправки к закону "О выборах президента" было решено не выдвигать на рассмотрение Парламента.

Восстановление национальной принадлежности

Одним из самых главных изменений Валерий Кварчия назвал поправку в Гражданский кодекс Абхазии. В статье 47 кодекса указан исчерпывающий перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации.

По мнению спикера, статью следует дополнить еще одним актом гражданского состояния – перемена национальной принадлежности или восстановление абхазской национальной принадлежности. Согласно поправке, гражданам Абхазии, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории республики, предоставляется право не только на перемену, но и на восстановление абхазской национальной принадлежности.

Кварчия отметил, что поправка будет в особенности касаться жителей Галского района, которые под воздействием различных факторов изменили свою фамилию и национальную принадлежность и представителей абхазских диаспор.

"У нас нет закона, который регулировал бы возможность восстановить свою национальность и прежнюю фамилию лицам, которые не имеют гражданства Абхазии. Лицо, проживающее в Абхазии в Галском районе и желающее изменить национальность, сможет это сделать, благодаря поправкам, которые мы предлагаем. Издержки могут быть, но мы должны раз и навсегда решить этот вопрос", - сказал он.

О точном механизме установления принадлежности к абхазской национальности спикером и депутатами рассказано не было. По решению депутатов было решено обсудить поправки в закон на сессии Парламента.

386