Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Первая "Волга" Владислава

© Фото : компания "А-мобайл"Первый служебный автомобиль первого президента Абхазии Владислава Ардзинба.
Первый служебный автомобиль первого президента Абхазии Владислава Ардзинба. - Sputnik Абхазия
Подписаться
Почему Владислав Ардзинба не любил машины черного цвета, о том, как нашли его первый служебный автомобиль и где отыскали желтые галогены для "Волги" ГАЗ 24-10, читайте в материале корреспондента Sputnik.

Наала Авидзба, Sputnik

В прошлом году сотрудникам компании "А-мобайл" удалось отыскать первый служебный автомобиль Владислава Ардзинба. Он начал ездить на нем после того, как стал председателем Верховного Совета Абхазской АССР. На реставрацию найденного в Галском районе автомобиля ушел целый год. После этого "Волгу" передали в Музей Боевой Славы имени первого президента.

© кадр из видеоархива Абхазского телевиденияСлужебная "Волга" в автомастерской
Служебная Волга в автомастерской  - Sputnik Абхазия
Служебная "Волга" в автомастерской

С первого взгляда

"Волгу" 24-10 бежевого цвета для Владислава выбрал его первый водитель Сосо Каджая.

Владислав Григорьевич стал председателем Верховного Совета Абхазии. Весь обкомовский гараж перешел к Абхазии. Он сказал мне, посмотри какую-нибудь машину, чтоб мы могли ездить.

Когда я увидел эту машину, она мне пришлась сразу по душе. Полный гараж машин был, около 20 автомобилей. "Волги" были 31-02, правительственные. Но мне понравился именно этот автомобиль. Владислав Григорьевич не любил машины черного цвета. В черных машинах решают черные вопросы, говорил он. И не любил он черный цвет вообще, — рассказывает Сосо Каджая.

Модель автомобиля не имела значения для Владислава Ардзинба, отмечает его водитель. Она была для него просто средством, необходимым для работы. 

Военный случай

Во время грузино-абхазской войны грузинская сторона организовала покушение на убийство Владислава Ардзинба. На территорию Гудауты залетел грузинский самолет:

Они знали, когда мы едем на обед и во сколько останавливаемся на площадке перед домом. Мы ехали туда на нашей "Волге", и по дороге Владислав Григорьевич сказал: "Давайте заедем в штаб". Мы заехали. И пока он туда поднимался, то место, куда мы должны были подъехать, самолет уже бомбил. Наверно Бог посмотрел на него и на нас всех, — вспоминает Сосо Каджая.

Первая машина В.Г. Ардзинба. - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Первый автомобиль Владислава Ардзинба передан в Музей Боевой Славы

Владислав Ардзинба спонтанно изменил привычный маршрут, и так ему удалось избежать гибели.

Пора прощаться

На 24-й "Волге" выезжали и на переговоры в президентскую резиденцию в Сочи. У многих там вызывало удивление, что первое лицо везут на простой машине, рассказывает Сосо Каджая.
Нас сопровождали другие машины, высокого класса, скажем,31-е "Волги". А мы на 24-10 заезжаем.
Не возникало у вас желания поменять автомобиль?— интересуюсь я.
Конечно, возникало. Все ездят на таких машинах, а мы возим на такой человека, которого не только Абхазия, а весь мир знает. Я говорил, давайте поменяем. Но он успокаивал, говорил: "Сосо, дело не в машине. В Абхазии все будет нормально, и все будет".
В 1994 году бежевую "Волгу" 24-10 Владислав Ардзинба передал главе администрации Галского района Важе Зарандия.
Жалко было расставаться с ней?— спрашиваю я.

© кадр из видеоархива Абхазского телевиденияАвтомобиль ГАЗ-24-10
Автомобиль ГАЗ-24-10 - Sputnik Абхазия
Автомобиль ГАЗ-24-10

Конечно. Вообще-то я хотел машину себе оставить, — улыбается Сосо. – Она уже стала, как родная.
Водитель Владислава признается, что уже тогда задумывался и внутренне был готов к тому, что однажды этот автомобиль, как часть истории, окажется в музее.

Где найти автомобиль

В 2015 году к 70-летнему юбилею со дня рождения Владислава Ардзинба сотрудники сотовой компании "А-мобайл" решили сделать подарок в память о первом президенте, который имел бы ценность для всей страны. Так в отделе по связям с общественностью появилась идея найти первый служебный автомобиль Владислава Ардзинба. После того, как решение было принято, команда приступила к поискам.

Это было нелегко, было много препятствий. Сначала мы изучили историю машины. Кому ее подарил Владислав Григорьевич, к кому она попала потом, и кто стал собственником после этого. В какой-то момент история обрывалась. Автомобиль не был зарегистрирован в ГАИ, он уж не мог ездить. Найти ее официально было невозможно, — рассказывает руководитель отдела компании по связям с общественностью Ада Адлейба.

Около полугода поиски были тщетными. Несколько раз сотрудники компании уже выезжали, чтобы приобрести автомобиль, но он оказывался не тем. В один из таких случаев они обнаружили еще одну служебную машину первого президента, 31-ю "Волгу". Таких было две, машины-двойники использовались в целях безопасности, и одну из них компания все-таки купила, чтобы позже передать одному из абхазских музеев. Бывало и такое, что кто-то выдавал свой транспорт за служебный президентский, пытаясь выгодно его реализовать, вспоминает Ада Адлейба.

Затем к поискам подключились ветераны Отечественной войны народа Абхазии. Ныне покойный Гиви Адлейба, возглавлявший Союз десантников Абхазии, организовал систему поисков вместе с боевыми товарищами, и за две недели бывшие военные разведчики сумели найти автомобиль. Это произошло за неделю до дня рождения Владислава Ардзинба.

© Foto / АГТРКВладислав Ардзинба на фоне служебного автомобиля ГАЗ-24-10
Владислав Ардзинба на фоне служебного автомобиля ГАЗ-24-10 - Sputnik Абхазия
Владислав Ардзинба на фоне служебного автомобиля ГАЗ-24-10

Мы переживали, все-таки у нас было много сомнений. Мы уже много раз обжигались. Житель села использовал машину как транспортное средств для сельских нужд. Он перевозил в багажнике сено и другие вещи. Она не могла выезжать на центральную трассу, заводилась, когда ее толкали, но она была ему удобна. Мы сверили серийные номера деталей, пригласили тех, кто знал, видел и ездил на этой машине. И когда все-таки убедились, приобрели ее и стали реставрировать, — рассказывает Ада Адлейба.

Последние собственники когда-то слышали о том, что машина была президентской, но не особо этому верили. Расставаться с ней они совершенно не хотели, но ветераны сумели их уговорить. На следующий день техническая служба компании приехала и забрала автомобиль.

Прежний облик

В руки к мастерам машина попала в плачевном состоянии, рассказал руководитель Технической службы компании Алхас Бебия. Над реставрацией трудилась команда мастеров, они проводили жестяные работы, малярные, электрические. Самой волнительной частью работы была сборка, говорит Алхас.

Можно сказать, что не было ни одной запчасти, которую можно было оставить. Но в память о первом президенте максимум из того, что можно было отреставрировать, мы оставили, — рассказывает он.

Каркас машины, мотор, тонированные боковые и заднее стекло, удалось сохранить. Почистив пескоструем и заменив стартер, оставили и мотор.  Прежним остался и салон, но его пришлось перешить. 

© кадр из видеоархива Абхазского телевиденияСлужебная "Волга" в автомастерской
Служебная Волга в автомастерской  - Sputnik Абхазия
Служебная "Волга" в автомастерской

Доставать оригинальные детали оказалось сложнее, чем предполагалось. Алхас находил их в Нижнем Новгороде, Ростовской области и Краснодарском крае. Однако их оказалось недостаточно, и компании пришлось купить в России еще одну 24-ю "Волгу" в качестве донора. 

Большие сложности возникли с поиском желтых противотуманных фар. Водители Владислава выбрали именно их, поскольку они были мощнее.

Проблематично было найти галогены желтого цвета. Старые фары на машине были сломаны. На той "Волге", что мы купили, стояли белые. Я нашел их у родственников нашел по счастливой случайности. У них они валялись в гараже. Они стояли тоже на президентской машине "Волге" 31-02. На той их заменили, а желтые остались лежать. Можно сказать, они вернулись, — рассказывает Алхас.

Браться за реставрацию было страшно, признает Алхас. Были опасения в том, насколько работа удастся, чувствовалась большая ответственность. Со временем вся команда втянулась в работу и сделала все возможное, чтобы максимально приблизить облик автомобиля к оригинальному.

Лента новостей
0