Члены экипажа танка Т55 Сасрыква

Боевой путь танкового экипажа 003-"Сасрыква"

949
(обновлено 14:34 16.08.2016)
Ежегодно в Абхазии 15-го августа вместе с Днем добровольца отмечается День танкиста. Члены экипажа танка Т55 "Сасрыква" поделились с корреспондентом Sputnik воспоминаниями о том, как начался их боевой путь, каким он был, и рассказали о судьбе их железного "товарища".

Бадри Есиава

Отечественная война народа Абхазии изменила жизнь без исключения каждого жителя страны. Старшее поколение прекрасно помнит, насколько тяжело дались особенно первые дни грузинского вторжения, когда защищать родину приходилось простым людям без четкого плана действий, оружия и военной техники, которых у оккупантов было с лихвой.
Благодаря их смелости и готовности идти на самопожертвование ради страны, семьи и будущего поколения, абхазская армия становилась сильнее и опытнее. Долгое время абхазское ополчение отбивалось от танков, самолетов и вертолетов охотничьим оружием или же простым автоматом Калашникова.

Железный "Сасрыква"

В начале октября 1992 года абхазская армия переходит в наступление и начинает военную операцию по освобождению Гагры. Одним из участников этой кровопролитной операции был Аслан Кутарба, который вместе со своим однополчанином Виталием Дбар нашли в окрестностях Гагры брошенный грузинами танк Т55.

"Когда мы увидели его, Виталий сказал, что он обучался управлению танком в армии, и что он нам еще пригодится. Тем более что наше ополчение было практически без оружия и техники. Я ничего не понимал в танках, но, понадеявшись на друга, согласился ему помочь", — рассказал о своей первой встрече с будущим "Сасрыквой" Аслан Кутарба.

Танк стоял без аккумуляторов, добавил Кутарба, а их там должно быть четыре штуки, но найти такое количество, да еще такого размера аккумуляторы было крайне проблематично. Вскоре до них дошла новость о том, что в районе старой Гагры подорвался на мине абхазский танк, с которого и были сняты необходимые детали для "Сасрыквы". Было решено назвать его "Сасрыква" в честь героя абхазского эпоса о Нартах.

Завели. В Т55 было 19 снарядов, но для вступления в бой не хватало еще много запчастей. Было решено отогнать пополнивший скудные ряды абхазской военной техники танк в Гудауту. Там устранили основные неполадки и отправились на позицию в село Эшера, где он снова сломался, и уже было невозможно его починить без некоторых дефицитных запчастей.

"Нам сказали оставить танк в Гудауте и вернуться на позиции, но мы понимали, насколько даже один танк важен для абхазской армии, сколько жизней он может спасти и сколько уничтожить врагов. Мы приняли решение ехать в Майкоп за запчастями", — вспомнил Кутарба.

Он и еще несколько его товарищей отправились в Россию за деталями не только для "Сасрыквы", но и для остальных танков. Нашли, купили, уже радостные ехали обратно, но по дороге их остановили патрульные, обыскав машину, изъяли все.

С обидой в сердце, чуть ли не в слезах, абхазские бойцы вернулись в Гагру, где обратились к главе администрации города, на тот момент Руслану Язычба, который поручил вернуть любой ценой запчасти начальнику ГАИ Омару Агрба. Вскоре жизненно важные запчасти были возвращены.

Шестеро в танке, не считая собаки

С трудом отремонтированный "Сасрыква" снова занял боевую позицию в селе нижняя Эшера, где началось укомплектование экипажа. К Аслану Кутарба и Виталию Дбар присоединились Зураб Цколия из села Отхара (механик-водитель), Разамбей (Робик) Абухба из Сухума (механик-водитель), Валера Пачалия из Гудауты (наводчик), Аркадий (Малыш) Чкок из села Блабырхуа (наводчик), Феликс Папба из села Бармыш (заряжающий), а командиром был назначен Аслан Кутарба из Блабырхуа. 

"Экипаж собрался отменный, а некоторые были уже довольно опытными танкистами", — подчеркнул командир.

Зураб Цколия пополнил состав "Сасрыквы" после того, как танк 002 — "Абраскил", в котором он был механиком-водителем, упал с обрыва и разбился, а Робик Абухба был инструктором по вождению танка в армейские годы.

Во время недолгого перемирия к ним присоединился еще один член экипажа – собака, которой за ее окрас дали прозвище Тигр.

  • Танкисты
    Танкисты
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Члены экипажа танка Т55 Сасрыква
    Члены экипажа танка Т55 "Сасрыква"
    © Фото : предоставлено Асланом Кутарба
  • Члены экипажа танка Т55 Сасрыква
    Члены экипажа танка Т55 "Сасрыква"
    © Фото : предоставлено Асланом Кутарба
1 / 3
© Sputnik / Томас Тхайцук
Танкисты

"Когда объявили перемирие в июле 1993 года, мы стояли в Эшере, куда приехали представители российской стороны, чтобы во избежание нарушения договоренностей снять клин затвора на танках, без которого невозможно стрелять. Позднее нам было приказано отойти к Новому Афону, где и прибилась собачонка", — рассказал водитель танка Размабей Абухба.

За Тигром ухаживали по мере возможностей и брали его с собой повсюду. Это был смышленый пес, вспомнили ветераны, боялся, что мы его бросим и пытался запрыгивать на танк, когда мы на него взбирались. Иногда ему удавалось с первого раза, но чаще Тигру помогали сами бойцы. Спустя два месяца Тигр заболел и умер. К счастью, это была единственная потеря экипажа за время войны.

Клин, затвор танка "Сасрыква", кстати говоря, так и не вернули, экипажу пришлось самим его доставать.

Вперед на Сухум

После того как Грузия нарушила соглашение о прекращении огня и механизме контроля за его соблюдением, подписанное 27 июля в Сочи, "Сасрыква" вернулся на позиции в село Эшера. Там они простояли три дня и прикрывали пехоту.

"Было указание, что в день танки должны выпускать до 50 снарядов по захваченной врагами территории, чтоб облегчить продвижение пехоты. Надо было сделать так, чтоб грузины не могли даже высунуться", — рассказал Кутарба.

По его словам, было всего четыре танка, не считая остальных видов бронетехники, которым пришлось разделиться по разным направлениям. Один танк остался на позиции, другой направился к селу Шрома, третий в нижнюю Эшеру, а экипаж "Сасрыква" выступил по направлению к Сухуму через верхний Гумистинский мост.

Мост был частично поврежден бомбами из вражеских самолетов и артиллерийских орудий, уверенности в том, что он не рухнет, не было.  

Ветераны вспоминают, что этот маршрут был одним из самых сложных. Не было известно, выдержит ли мост танк в 40 тонн, и не заминирован ли он. 

"Была задача пройти через Гумистинский мост к Лечкопу, что чуть выше Республиканской больницы. Подъехав к нему, мы перекрестились. Было страшно, но надо было идти дальше", — рассказал водитель-механик танка Разамбей Абухба.

Молитвы экипажа были услышаны. Благополучно миновав мост, они заехали в Ачадару, где в районе старой профилактики обнаружили подбитый грузинский танк с телом командира внутри.

Новый трофей был отбуксирован Геннадием Смыр в Эшеру. Вскоре он был отремонтирован и назвали его "Мустанг-005" в честь уничтоженного предшественника.

Так как не хватало техники и самих танкистов, экипажу "Сасрыква" пришлось разделиться. В "Мустанг" перешли наводчик Валера Пачалия и механик-водитель Разамбей Абухба, к ним присоединился заряжающий Феликс Папба.

"В ночь с 26 на 27 сентября из главного штаба нам сообщили, что начались ожесточенные бои в районе сухумского вокзала, и мы должны переместиться туда, чтобы прикрыть огнем пехоту. При поддержке техники столичный вокзал был освобожден", — отметил Кутарба.

По воспоминаниям ветеранов, первым абхазским танком, который подошел к Совмину во время освобождения Сухума, был "Сасрыква". Они подчеркнули вклад каждого бойца, каждого батальона в достижении победы и, несмотря на то, что им пришлось разделиться, защитники Абхазии отметили, что каждый из них в душе все еще член экипажа танка 003 — "Сасрыква".

"Неправильно говорить, что кто-то на войне сделал больше, а кто-то меньше, если он на самом деле воевал, не дрогнул перед врагом. Все мы герои и никого нельзя забывать", — сказал Аслан Кутарба.

Боевые будни – меткий выстрел

В один из дней войны, грузинские войска особенно активно обстреливали позиции абхазской армии в районе села Эшера, в местечке под названием Кутыщха. С экипажем "Сасрыквы" связался командир батальона Фазлыбей Авидзба и сказал, что в противоположной от них стороне, вблизи Цугуровки, стоит дом, в котором засел вражеский отряд, и его надо ликвидировать. 

"От нас до этого места было более пяти километров. В бинокль мы наблюдали какое-то хаотичное движение людей. Грузины то забегали в дом, то выбегали. Наводчиком в тот день был Валера Пачалия, и он был не просто наводчиком, а одним из лучших в этом деле", — поделился Кутарба.

Ситуацию усложняло и то, что на танке не было прибора по измерению расстояния, но, несмотря на это, по рассказу Кутарба, первый снаряд Пачалия упал вблизи дома и убил немало врагов, все забежали внутрь здания, куда он очень точно посадил второй снаряд.

"Это было удивительно, что с такого расстояния, да еще и без дальномера, он так точно попал в цель", — сказали ветераны.

Боевые будни – ликвидация снайпера

Другая история экипажа "Сасрыквы" связана с грузинским снайпером, который засел неподалеку от Гумистинского моста и не давал абхазским бойцам даже высунуть голову из окопа. Командир пехотного батальона Амиран Берзения связался с танкистами и попросил уничтожить надоедливого снайпера, чем они и занялись.

Днем было опасно выходить на удобную для обстрела позицию, поэтому решили выступить ночью. Учитывая отсутствие дальномера и дефицит боеприпасов, было необходимо решить задачу раз и навсегда одни выстрелом. Наводчиком тогда был Аркадий Чкок, который, по воспоминаниям ветеранов, применил чудеса изобретательности в решении проблемы.

"Аркадий нашел где-то нитку, разделил ее на две части и глиной прикрепил в виде креста на дуло, это было своего рода прицелом (когда танк не заряжен, через дуло можно видеть цель, объяснил командир экипажа). Направив дуло в окошко дома, где был снайпер, Чкок произвел выстрел и вправду поставил крест на враге", — рассказал Кутарба.

Боевые будни – беспощадный шторм

Одним из самых страшных моментов войны для Зураба Цколия была переброска сил в Очамчыру на барже по морю, когда поднялся шторм до восьми баллов. Он часто вспоминает тот день как кошмарный сон.

"Мы должны были причалить к Очамчыре, но из-за шторма не смогли, начали возвращаться к Новому Афону, но и там не получилось выйти на берег, только доплыв до Пицунды, миновали опасность. На барже плыло несколько танков, газ 131 и много людей, некоторые из них теряли сознание в дороге, а часть оружия унесло водой", — поделился своими воспоминаниями Зураб Цколия.

Боевые будни – неразбериха в Очамчыре

Во время освобождения Очамчыры от захватчиков  экипажу "Сасрыквы" и всей бронетехнике Восточного фронта был дан приказ не стрелять по танкам, выезжающим из города. В этот момент произошла неразбериха. Вместо абхазского танка выехал грузинский и лицом к лицу столкнулся с "Мустангом".

"Мы поняли, что это не наш танк, только когда он в нас выстрелил. Но, к счастью, снаряд прошел по касательной. Не растерявшись, я быстро развернулся, а Валера Пачалия  выстрелил вдогонку и попал прямо в моторный отсек уезжающей вражеской техники. Танк остановился", — вспомнил Разамбей Абухба.

Не успев понять, что вообще произошло, как рассказал Абухба, сзади появился еще один танк, но повернуть башню они не успевали, так как не работала гидравлика (электрический стабилизатор). Было решено развернуть танк в обратную сторону, и второй танк тоже был подбит.

"Все это было так быстро, что осознали произошедшее только спустя какое-то время", — сказал Абухба.

В течение почти трехчасовой беседы ветераны рассказали много историй о войне, но, к сожалению, включить их всех в один рассказ просто невозможно. Скорее, они могли бы войти в отдельную книгу о боевом пути каждого из них.

"Несуществующие" ордена и забвение "Сасрыквы" 

За послевоенные годы из шести членов экипажа "Сасрыквы"в живых осталось четверо. Наводчик Аркадий Чкок подорвался на мине в Галском районе, возвращаясь с военной службы, наводчик Валера Пачалия умер от сердечного приступа в 2011 году.

Ветеранов огорчает, что обещанные всему экипажу ордена Леона многие из них так и не получили. 

"Во время перемирия в июле мы стояли в Новом Афоне, куда приехал начальник штаба бронетанкового батальона Валера Цкуа, который зачитал указ о присвоении всем танкистам и экипажам бронетехники наград не ниже ордена Леона. Мы воевали не за награды и медали, но если они нам присвоены на бумаге, то почему их не вручить? Мы не сделали ничего такого, чтобы нас могли лишить этих наград, ни перед кем не провинились", — сказал от лица своего экипажа командир Аслан Кутарба.

Единственный, кому был передан через брата орден Леона — Аслан Кутарба, но он считает, что у него этого ордена нет, пока такую же награду не дадут всему экипажу без исключения, так как все они одинаково его достойны.

"Сасрыкуавцы" все еще не могут понять, за что с ними так поступили. С этим вопросом подходили и к руководству страны в разное время, но он так и остался без ответа.

Через два месяца после войны танкисты привезли "Сасрыкву" в Агудзерскую военную часть, где он пришел в негодность.

"Он был варварски разобран, остался только кузов, который гнил где-то в кустах. Мы решили его забрать, покрасили, привели в порядок и хотим поставить его как символ победы и напоминание для наших детей", — сказали ветераны.

Но и в этом они столкнулись с кучей проблем. Их просьба поставить "Сасрыкву" в Гагрском районе, где он начал свой победный путь, была отвергнута администрацией. Сейчас танк Т55 003-"Сасрыква" стоит в первом Гудаутском мотострелковом батальоне и находится в нерабочем состоянии.

Каждый год 15 августа, в День танкиста, который совпал с Днем добровольца, оставшиеся в живых члены экипажа "Сасрыквы" встречаются в Яштухе, где на постаменте стоит танк 005-"Мустанг" и возлагают цветы к нему в память об утраченных навсегда товарищах.

949

Джансух Адлейба будет баллотироваться в депутаты Парламента Абхазии

23
(обновлено 13:34 29.05.2020)
Выборы депутатов в Парламент Абхазии пройдут 12 июля в четырех округах: Кындыгском избирательном округе №31, Гудаутском избирательном округе №18, Бзыбском избирательном округе №10 и Отхарском избирательном округе №14.

СУХУМ, 29 мая - Sputnik. В центральной избирательной комиссии Абхазии 29 мая зарегистрирована инициативная группа по выдвижению Джансуха Адлейба кандидатом в депутаты Народного Собрания – Парламента Абхазии по Кындыгскому избирательному округу №31, сообщили в пресс-службе Центризбиркома.

26 мая Центризбирком республики зарегистрировал группы по выдвижению Астамура Ахба (по Гудаутскому избирательному округу №18) и Гарри Кокая (по Кындгскому избирательному округу №31). 

На следующий день была зарегистрирована инициативная группа по выдвижению Тамази Лейба кандидатом в депутаты Народного Собрания Абхазии по Бзыбскому избирательному округу №10.

28 мая была зарегистрирована инициативная группа по выдвижению Тимура Абесаломовича Бейя кандидатом в депутаты Народного Собрания Абхазии по Бзыбскому избирательному округу №10.

Джанусх Адлейба выступал с активной общественной позицией по таким вопросам, как закрытие мусорной свалки в районе Маяка в Сухуме в 2019 году и принятие антикоррупционного закона в 2020 году.

В феврале 2020 года он и его единомышленники соорудили палатки у здания Парламента и заявили, что не собираются расходиться до того момента, пока народные избранники не примут в окончательном чтении законопроект "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами". Тогда закон был принят. 

Однако 2 марта трое сторонников принятия 20-й статьи Конвенции ООН о противодействии коррупции объявили голодовку в Сухуме. К 9 марта их количество удвоилось. Не принимали пищу и круглосуточно находились на площади Свободы в Сухуме Джансух Адлейба, Асида Кортуа, Иван Ачба, Марина Агрба, Алина Ачба и Бота Ажиба.

Активисты требовали, чтобы в принятый в феврале закон "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами" были внесены поправки. Они также требовали от Парламента республики принять 20-ю статью Конвенции ООН о противодействии коррупции в том виде, в котором она была передана депутатам инициативной группой.

12 марта Парламент Абхазии принял поправки в закон "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами" во втором и окончательном чтении.

По решению парламентариев, чиновники должны будут декларировать доходы не только супругов и несовершеннолетних детей, но и совершеннолетних детей, а также родителей и родных братьев и сестер. 

Декларации сложной судьбы: что мешает работе антикоррупционного закона в Абхазии>>

Выборы депутатов Парламента Абхазии пройдут 12 июля, места в Парламенте освободились после того как Аслан Бжания стал главой государства, депутат Александр Анкваб занял место премьер-министра республики, Дмитрий Дбар возглавил МВД, а Юрий Хагуш стал руководителем Гагрского района. 

Депутатом Парламента Абхазии может стать гражданин, достигший 25 лет и обладающий избирательным правом. Депутатами не могут быть люди с непогашенной судимостью, больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, с хроническими и затяжными психическими расстройствами. Проголосовать на выборах может каждый гражданин Абхазии, достигший ко дню голосования 18 лет.

Читайте также:

23

Таким его не знали: уникальные подробности из жизни Сергея Багапш

4285
(обновлено 13:22 29.05.2020)
Второй президент Республики Абхазия Сергей Багапш умер в Москве 29 мая 2011 года на 63-м году жизни.

О том, каким он был семьянином, почему не любил сопровождение охраны, за что его в молодости задержала милиция в Тбилиси, как принимал Владимира Путина в Абхазии и каким было его последнее распоряжение, читайте в материале Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Демократичный и взрывной

Сын Сергея Багапш Зураб вспоминает отца с большим уважением и по-абхазски сдержанной нежностью. Будущего президента страны домочадцы видели редко. График работы главы семейства не совпадал с распорядком дня детворы.

"Когда отец уходил на работу, мы еще спали, он приходил с работы, а мы уже спали. Работа в Очамчыре, которую отец называл лучшим периодом в жизни, была загруженной. В основном мы его видели в родовом селе Джгерда на выходных или же летом, когда уезжали туда на каникулы", - поделился Зураб.

© Foto / из архива семьи Багапш
Сергей Багапш с друзьями

Отец и сын сблизились, когда Сергей Багапш около года лежал дома после операции на спинной мозг. Для "знакомства" времени было достаточно, шутит Зураб. Именно в этот период он впервые спросил у сына, какие тот получает оценки в школе, и попросил показать дневник.

Второй президент Абхазии запомнился многим жителям республики как человек с мягким характером, с чем не согласен Зураб. По его словам, Сергей Васильевич любил людей, но был довольно строгим. По крайней мере, в семье. Решения его не обсуждались и беспрекословно выполнялись. Повторять два раза ему не приходилось.

В семье Багапш даже сложилась своя форма демократии, когда каждый имел право на свою точку зрения, но делал то, что велел глава.

© Foto / из архива семьи Багапш
Сергей Багапш

"При этом не чувствовалось какое-то давление с его стороны. Напротив. За все время отец поднял на меня руку всего два раза – это были подзатыльники за то, что я получил двойку и, как назло, именно в тот день, когда он за мной приехал в школу. А второй раз – я учился водить машину и переборщил со скоростью при входе в поворот. Едва не врезались", - рассказал Зураб и добавил, что рука у его отца была тяжелой, какой и должна быть у спортсмена. Багапш в молодости играл в баскетбольной команде.

Когда Зураб поступал в юридическую академию в Москве, его отец сказал: "Можешь получить любую отметку, но не делай так, чтобы мне было за тебя стыдно".

Багапш души не чаял в своем родовом селе Джгерда и эту любовь он прививал своим детям. Как-то раз он сказал фразу, которую Зураб запомнил на всю жизнь: "Москва  –  это, конечно, хорошо, но никогда не забывай, кто ты и откуда".

Усадьба семьи Багапш в селе Джгерда
© Sputnik / Константин Грецов
Усадьба семьи Багапш в селе Джгерда

Еще одно свойство характера, которым обладал Багапш, но об этом знали только самые близкие ему люди или коллеги, была вспыльчивость. Зураб поделился, его отец с молодости никому не давал спуску, был "взрывным". Будучи премьер-министром, он вступился за своего гостя, которого пытался обидеть подвыпивший посетитель в сочинском ресторане.  

Об этом инциденте узнал на тот момент действующий президент Абхазии Владислав Ардзинба.

На вопрос о том, что произошло в Сочи, Багапш ответил коротко: "Владислав Григорьевич, будьте уверены, честь Абхазии не пострадала".

В юности, рассказывает Зураб, его отец играл в баскетбольной команде и часто выезжал на разные соревнования. Два раза Сергея Багапш арестовывали в Грузии. В первом случае он перевернул стол судей, которые всячески пытались вытянуть победу для тбилисских спортсменов, а во втором – он кинул мяч в лицо, подсуживающему своим землякам арбитру. Возмущение общественности и болельщиков помогли ему избежать тюремного срока.

Президент говорит: выступления Сергея Багапш в местных и зарубежных СМИ>>

Близкие Багапша, зная его характер, удивлялись тому, как он себя сдерживал во время своей первой предвыборной кампании. Критику в свой адрес он допускал, но никогда не понимал, как можно переходить на личности и оскорбления человека.

Семья вне политики

В 1995 году Сергей Багапш становится премьер-министром республики. Зураб признался, что семья восприняла эту новость болезненно, вплоть до слез.

"Он все бросил и уехал в Абхазию из Москвы. Это произошло вскоре после операции. Мы понимали, что такое политика, и не хотели этого. Человек, идущий в политику, должен быть или сугубо циничным, или же идейным. Отец был из категории идейных людей и жил этим", - рассказал Зураб.

С.В. Багапш с семьей. Архивное фото.
© Фото : из личного архива С.В. Багапш
Сергей Багапш с семьей

В рабочие моменты Багапш семью никогда не погружал. Всегда разделял эти две стороны его жизни. Когда будущий президент принял решение о том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на высшую должность в государстве, домочадцы его всячески пытались отговорить.  Да и он сам считал, что для страны было бы лучше найти более молодого, энергичного и перспективного кандидата.

Несмотря на то, что вся семья была против этого, поддержку с их стороны Багапш чувствовал всегда. Свою супругу Марину Шония, с которой они познакомились еще в студенческие годы, он называл боевым другом, а родственники - женой декабриста.

Без сопровождения

Сергей Багапш хорошо водил автомобиль и в случае чего мог своими руками отремонтировать транспорт. Ездить предпочитал с ветерком, но никогда не создавал аварийных ситуаций, добавил племянник президента Давид Багапш, который в тот период работал в охране главы государства. 

Багапш не любил, когда его сопровождала охрана, и нередко "ускользал" от нее. Однажды, вспоминает Давид, никого не предупредив, президент сел в машину и на скорости куда-то умчался из резиденции. Все произошло так быстро, что никто не успел отреагировать. Догонять высокопоставленного водителя тоже не стали пытаться. Спокойно направились к месту, где он наверняка был, – дома у ближайшего друга Мераба Дзяпш-ипа. Так и вышло.

Сергей Багапш
© AFP 2019 / STR
Багапш не любил, когда его сопровождала охрана, и нередко "ускользал" от нее

Во многих странах принято, когда едет правительственная машина, не говоря уже о президентской, кортеж имеет право не останавливаться на красный свет светофора и может передвигаться выше установленной правилами скорости. Багапш категорически был против этого, что не могло не смущать сотрудников ГСО. Максимум, что он позволял делать, изредка включать проблесковые маячки и то, когда кортеж спешил.

"У отца был водитель Владимир Габуния, можете у него спросить. Они стояли на светофоре в Сухуме. Тут пролетает кортеж одного абхазского чиновника – с "мигалками", "крякалками". Вова поворачивается и говорит: "Сергей Васильевич, видите, как надо ездить. А мы нарушаем технику безопасности, так нельзя". Отец ему отвечает: "Не то что меня, Кеннеди убили. Если захотят, все равно убьют, не надо "выпендриваться", - с улыбкой рассказал Зураб.

Иногда Сергей Васильевич сажал за руль сына Зураба, и они подолгу кружили по столице. Цель поездки – неофициальная инспекция города.

"Он внимательно смотрел, где пропустила водопроводная труба, может, где-то оборвалась или свисла линия электропередач. Звонил мэру и давал указания все исправить. Через некоторое время он снова выезжал и проверял, как выполнены его поручения", - отметил Зураб.

Давид вспомнил забавный случай, когда президент из окна автомобиля увидел лежащий на земле электропровод и сразу же набрал в "Черноморэнерго". На место выехали специалисты, и оказалось, что это был телефонный кабель, который не представлял никакой угрозы. Но вопрос все равно был решен.

Не менее курьезный случай произошел с президентом на одной из автомоек поселка Бзыбь, которая расположена у центральной автотрассы страны. Увидев, в каком она неопрятном состоянии, Багапш остановил кортеж и вышел из машины.

"Стоит мойщик и "керхером" моет машину. Он не слышал, что мы подошли. Когда он, наконец-то, нас заметил, сильно удивился. Сергей Васильевич говорит ему: "Привет, ты меня знаешь?" А парень ответил, что не знает. Может, растерялся. Тогда Васильевич сказал, что он президент Абхазии и попросил передать хозяину автомойки, что сейчас улетает в Москву, но на обратном пути заедет и проверит, навел ли владелец порядок", - поделился Давид и добавил, что к возвращению президента все недочеты были устранены.

Гвинджия о Сергее Багапш: именно он сумел убедить Россию признать Абхазию>>

В гостях у президента

Действующий президент России Владимир Путин вместе с делегацией посетил Абхазию в 2009 году. Тогда он занимал должность премьер-министра. Естественно, что в республике тщательно готовились к приему, отрабатывали маршруты, меры безопасности, рабочий план, встречи, но заминка все же произошла.

Время обедать. Гостей нужно было накормить, и в приличном заведении. В ту пору в столице Абхазии таких заведений было немного, и выбор пал на один из ресторанов на набережной Сухума, но он не подошел. Увидев, что заведение с трех сторон застекленное и посетителей в нем видно, как на ладони, российские службы охраны наотрез отказались вести туда своего лидера.

© Sputnik / Алексей Никольский
Рабочий визит премьер-министра РФ В.Путина в Республику Абхазия

"Один из руководителей охраны тогда сказал мне, что для того чтобы Владимир Владимирович мог здесь отобедать, ему придется вызвать целое войско для оцепления и призвать флот, чтобы подстраховаться с моря. Этот вариант отпал. Тогда решили организовать стол на госдаче, но российской делегации прежде предстояло провести еще ряд встреч, в том числе с русским населением страны и представителями абхазской оппозиции", - вспомнил Давид Багапш.

Рабочая программа затянулась, и уже подходило время для отлета то ли в Индию, то ли в Китай. Давид точно не помнит, куда направлялись гости после Абхазии. Владимир Путин обратился к Сергею Багапш и сказал, что от застолья придется отказаться, но вскоре передумал.

"Мы уже проехали госдачу, и Путин, все-таки он "голова", сказал: "Наши пилоты часик еще подождут, будет неправильно уехать и не зайти к хозяину". Колонна из автомобилей развернулась.

Все за одним столом не поместились. Гости и принимающая сторона разделились на две группы. Президент Абхазии, премьер-министр России и его помощник сели вместе. По словам Зураба, Путин был хорошо знаком с абхазской кухней, знал наименование каждого из блюд. Из напитков больше всего ему понравилось красное марочное вино.

© Sputnik / Алексей Никольский
Рабочий визит премьер-министра РФ В.Путина в Республику Абхазия

Сергей Багапш умел и любил принимать гостей, и не только высокопоставленных чиновников, подчеркнули собеседники. Когда он находился в Джгерде, Багапш никогда не садился за стол без своих охранников, которые стеснялись хозяина и прятались от него кто где. Президент ходил по двору и "вылавливал" каждого по одному. 

Уход президента и последний приказ 

Второго президента Абхазии Сергея Багапш госпитализировали в московскую клинику в мае 2011 года. Поездка в Латинскую Америку далась ему тяжело, и первые проблемы со здоровьем у него начались вскоре после возвращения домой. Ситуацию усугубило еще то, что он простудился, когда Багапш вместе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым изучали вопрос ремонта железнодорожных путей в Абхазии.

© Sputnik / Эдуард Песов
Глава МИД РФ Сергей Лавров прибыл в Абхазию

"Они вместе ходили по железной дороге и смотрели, в каком она состоянии. Отец простудился, температура была под 40 градусов. Началась одышка, а папа к тому же был заядлым курильщиком. Уже в Москве ему поставили диагноз фиброз легких. Подозрение вызвала непонятная точка на рентгене легких, взяли онкомаркеры. Приехал французский хирург и сделал отцу операцию, которая прошла успешно. Отец пришел в себя, встал, походил, ему дали покурить сигареты, так как без них он начинал кашлять. Он побрился и позвонил в Джгерду узнать, как там дела. Вечером ему стало нехорошо, и его интубировали", - вспоминает Зураб Багапш.

Стали отказывать органы. Зураб считает, что организм президента был перегружен препаратами и не выдержал послеоперационного периода. Сергей Багапш скончался 29 мая 2011 года.

Церемония прощания с ним состоялась в Доме офицеров, куда пришли не только высокие чины, но и простые граждане России.

© Sputnik / Григорий Сысоев
Прощание с президентом Абхазии Сергеем Багапшем

Тело президента Абхазии со всеми почестями отправили в Абхазию спецбортом ТУ-154, которого сопровождали до республики два военных истребителя. По пути в московский аэропорт перекрыли Каширское шоссе и часть МКАДа. В тот день в столицу России с официальным визитом прибыл президент Монголии Элбэгдорж Цахиагийн, чей кортеж был остановлен.

© Sputnik / Григорий Сысоев
Прощание с президентом Абхазии Сергеем Багапшем

На родине Сергея Багапш со слезами на глазах встретили сотни людей. Прощались с главой государства в Государственной филармонии в Сухуме.

"Если бы он увидел то, как его встречал народ после смерти здесь, на родине, думаю, он бы улыбнулся и был бы счастлив", - сказал Зураб.

Свое последнее распоряжение Сергей Багапш дал на площади Конституции у Морпорта Сухума, которая сегодня носит его имя. Он поручил администрации столицы заасфальтировать эту территорию.

Сергей Багапш родился 4 марта 1949 года в Сухуме. Он окончил сухумскую среднюю школу №10. В 1972 году завершил учебу в Институте субтропического хозяйства в столице Абхазии по специальности ученый-агроном.

Политическая карьера будущего президента республики началась с должности первого секретаря Абхазского обкома ЛКСМ Грузии в 1979 году. Затем Багапш становится первым секретарем Очамчырского райкома Компартии Грузии. На один из ключевых постов в политической вертикали страны – первый заместитель председателя Совета Министров Республики Абхазия – его назначили в 1992 году. Спустя три года - первый вице-премьер Абхазии. С 1995 по 1997 он занимал должность премьер-министра республики.

После Сергей Багапш ненадолго уходит с политической сцены Абхазии и возглавляет Госкомпанию "Черноморэнерго". В 2004 году он был выдвинут кандидатом в президенты республики от общественно-политического движения "Амцахара". Кандидатуру Багапш также поддержало общественно-политическое движение "Аидгылара".

Мужественный и скромный: теплые воспоминания о Сергее Багапш>>

12 января 2005 года Сергей Багапш становится главой абхазского государства. Он ушел из жизни в московской клинике 29 мая 2011 года. Похоронен в родовом селе Джгерда.

4285
Теги:
Сергей Багапш
По теме
Лолуа: все, что сделал для Абхазии Сергей Багапш, бесценно
Адзынба: признание Россией Абхазии – во многом заслуга Сергея Багапш
Ашуба о Багапш: харизматичный политик с комсомольским задором
Друг молодежи: участники "Молодой Абхазии" о Сергее Багапш