Архивное фото

Дал попить - должен жениться: магические обряды абхазов

7884
(обновлено 15:29 01.12.2016)
Младший научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказала о магических свадебных обрядах абхазского народа.

Элисо Сангулия рассказала корреспонденту Sputnik Бадраку Авидзба о том, какие магические обряды проводили абхазы во время свадеб.

– Элисо, расскажите, какие магические свадебные обряды существовали в Абхазии и какие используют сегодня?

– В старину свадьбы сопровождались многочисленными магическими актами. Их обычно принято подразделять на побудительные и предохранительные. Первые должны были обеспечить новой семье счастье, богатство, плодовитость, а вторые – оградить новобрачных от злых сил, порчи и сглаза. Например, абхазы в старину невесту приводили только ночью, даже на смотрины и сватовство отправлялись под вечер, после захода солнца, чтобы злые силы не помешали делу. Чтобы уберечь невесту от сглаза, закрывали ей лицо черной косынкой. 

Мало кто знает, особенно среди молодежи, что многие современные свадебные обряды пришли к нам из глубокой старины. Чтобы не быть голословной, приведу пример. Например, обычай приглашать подругу невесты и дружка жениха возник не сегодня. Эта традиция пришла к нам из Древнего Рима. Только в те времена их было не двое, как сейчас, а по десять человек с каждой стороны. Подружки одевались так же, как и невеста, и дружки жениха тоже. Они одевались одинаково, чтобы сбить с толку злых духов. Что-то подобное мы наблюдаем и сегодня, модно стало приглашать на свадьбу несколько одинаково одетых подруг невесты, и это считается современной тенденцией. 

– Существуют ли обряды, которые не дошли до сегодняшнего дня?

– Есть еще один обряд, ныне не известный в абхазской действительности. Данный обряд известен многим народам. Совершался этот обряд в день свадьбы или за день до нее в доме невесты, где горел очаг – обряд поклонение очагу. Данный обряд заключался в том, что мать невесты подводила свою дочь к очагу и молила "Ажьаҳара" освободить дочь, то есть отмаливала ее от домашнего очага. Ажьаҳара – это покровитель домашнего очага, а очаг – сакральный центр дома. Поэтому с очагом было связано множество обрядов. Это и обвод невесты вокруг очага в доме жениха в день свадьбы и после свадьбы и так далее. Божеству "Ажьаҳар" молились при вводе невесты в "большой дом" на 15 день после свадьбы  – "сделай ее плодовитой" (лжьоура бзиатә), говорили при этом. 

– Почему принято осыпать монетами и сладостями невесту?

– Обряд осыпания бытовал у многих народов и носил также магический характер. В старину, как мы знаем, невесту вводили в брачный домик – амхара. На лестнице мать жениха или другая пожилая женщина встречала невесту, целовала ее и трижды обходила вокруг нее. А затем невесту вели в "большой дом", где горел очаг. В руки невесте давали миску с зернами проса и яйцом. Она, рассыпая зерна, трижды обходила вокруг очага. Затем невесту вели в амхару. На лестнице ее осыпали серебряными монетами, сладостями и зернами. Сладости предвещали сладкую жизнь, зерна и монеты – счастье и достаток в доме.

Стрельба из ружей и скрещивание кинжалов над головой невесты при вводе в амхару были направлены на отпугивание злых духов. В амхаре на колени невесты сажали мальчика. Все эти магические действия были призваны обеспечить молодых счастьем, богатством и плодовитостью. 

Хочется сказать и еще об одном забытом обряде. Это обряд преломления над головой невесты пирога (ачашә). Ачашәмгьал в старину готовили специально для свадебной обрядности. При вводе невесты в брачное помещение его разламывали над головой или перебрасывали через нее, а молодежь подхватывала и, разломав на куски, раздавала присутствующим. Свадебный хлеб известен многим народам. Например, у древних славян без каравая не обходилась ни одна свадьба. 

– Зачем невеста разбивает тарелку у входа в дом жениха?

– Что касается разбивания тарелки на лестнице – это заимствование. Данный обряд, насколько нам известно, не характерен для абхазов. Обряд разбивания глиняной посуды встречался у многих народов. У тех же древних славян, а у абхазов, скорее всего, к середине ХХ века появилась эта традиция. 

– В старину абхазы на свадьбе в качестве скатерти использовали овечью шкуру, расскажите об этой традиции. 

– Сегодня в современной свадебной обрядности в качестве украшения используют белые ткани. Это считается современным явлением и делается для красоты. Смеем предположить, что данный обряд также имеет глубокие корни. Только в старину вместо белой скатерти использовали шкуры животных, в частности, баранью шкуру.

У тех же древних римлян в день свадьбы молодых усаживали в специальные кресла, покрытые шкурой жертвенного животного. Шкура или вывернутый мехом наружу кожух  шубы выступали обязательным атрибутом восточнославянских свадебных обрядов: на них расплетали невесте косу, сажали жениха и невесту за стол, укладывали и укрывали новобрачных в первую брачную ночь. 

Использование шкуры животных, мы встречаем и у многих народов Кавказа – абазин, адыгов и других. И у абхазов стелили баранью шкуру на пороге, невеста входила в дом, переступив через нее. Может быть, это было связано с тем, чтобы невеста не споткнулась на пороге. Поскольку, с древних времен споткнуться о порог считалось недоброй приметой.

Как пишет Джандар "Порог  – это колыбель злых духов", поэтому даже когда невесту выводили из отцовского дома, следили, чтобы она не споткнулась и не оглядывалась. Некоторые авторы объясняют данный магический обряд тем, чтобы молодая прошла по жизни так же мягко, как по этой шкуре. Как известно, во многих обрядах семейного цикла шкура и шерсть символизировали богатство, обилие, плодородие, счастье. 

– Как девушка могла узнать о том, кто станет ее мужем?

– Абхазам известны и гадания на суженого. Есть множество вариантов, но наиболее распространенным являются соленые лепешки (ахәажә) из муки. Гадали в определенные дни. Один из вариантов гадания совершался в известный абхазам праздник Хәажәкыра. Вечером молодежь одного села, особенно молодые девушки, собирались в одном доме. Вечер проводили с шутками, песнями и плясками.

"Чистая" женщина лепила очень соленые лепешки, каждой по шесть штук. Лепешки отваривала сама же и раздавала девушкам. Девушки, молча шли на перекресток трех дорог и три лепешки бросали в разные стороны, а остальные три клали под подушку. От соленой пищи хотелось пить, но нельзя было. Считалось, что тот, кто подаст стакан воды во сне, тот и станет мужем. Многие информаторы нас уверяли, что видели своих будущих мужей.

Еще одно гадание – ловили маленькую зеленую лягушку, сажали в спичечный коробок и клали под подушку. Также известны гадания на зеркале и обручальном кольце. 

В целом, вся свадебная обрядность представляет собой одну из очень интереснейших областей семейного быта, поскольку со свадьбой связано множество обрядов, примет, но, к сожалению, многие из них не сохранились. В Абхазии сегодня мало кто верит, а тем более соблюдает все эти приметы. 

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах

Скачать приложение для iPhone >>

Скачать приложение для Android >>

7884

Абхазский паспорт

Гражданин или иностранец: проблема паспортизация жителей Галского района

18
Премьер-министр Александр Анкваб заявил, что всех жителей Галского района, не принимавших участия в войне против Абхазии на стороне Грузии, нужно считать гражданами республики. Это вызвало негативную реакцию у организации ветеранов ОВНА "Аруаа".

В чем заключается проблема с лишением гражданства части жителей Галского района, как решить этот вопрос, что по этому поводу считает глава Правительства Абхазии, и почему это возмутило Общественную организацию ветеранов ОВНА "Аруаа", читайте в материале Sputnik. 

Sputnik

Высказывание премьера и реакция "Аруаа"

13 августа премьер-министр Абхазии Александр Анкваб прокомментировал публикацию на сайте радио "Голос Америки", которая вышла с заголовком "Сепаратистские власти обещают прекратить дискриминацию этнических грузин".

Один из вопросов, которым уделил внимание глава правительства республики, касался жителей Галского района Абхазии.

"Мы считаем всех грузин, проживающих в Абхазии, в том числе в Галском районе, не воевавших против нас, своими гражданами. И мы считаем несправедливым решение о лишении их абхазских паспортов", - заметил Александр Анкваб.

В ответ на высказывание премьер-министра, общественная организация ветеранов Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов "Аруаа" выразила свое возмущение.

"Александр Анкваб прекрасно понимает, что дело не в национальности, а в наличии у 97% проживающих в Галском районе гражданства Грузии. Именно такая политика по незаконной выдаче паспортов гражданина Абхазии в нарушении Конституционного закона РА "О гражданстве", проводившаяся Александром Анкваб в бытность президента, привела к его отставке в мае 2014 года", - говорится, в частности, в заявлении.

Организация предупредила, что любые попытки нарушить Конституционный закон Абхазии "О гражданстве", который предусматривает двойное гражданство Абхазии только с Россией, будет расценивать как антинародное действие, направленное на ревизию Победы Абхазии.

"Если правительство Абхазии в нарушение законодательства нашей страны предпримет действия по незаконной выдаче гражданства Абхазии гражданам Грузии, то мы призовем всех ветеранов войны начать акции протеста по всей стране", - предостерегла "Аруаа".

Как решить проблему

Бывший глава администрации Галского района Темур Надарая отметил, что подавляющее большинство грузин, проживающих на территории восточных районов, обладают гражданством Грузии.

Он сказал, что в феврале 2015 года, будучи главой Галского района, провел опрос, по итогам которого более 97% показали свои грузинские паспорта.

Надарая также напомнил, что в республике действует закон о правовом положении иностранных граждан.

"В данном случае подавляющее большинство жителей восточных районов являются гражданами Грузии, большинство из них получили вид на жительство, что подтверждает, что они граждане Грузии. Наш вид на жительство очень высокого статуса, с ним люди получают весь социальный пакет, как и граждане Абхазии. Они могут учиться, работать даже в государственных органах, кроме силовых структур, могут заниматься бизнесом, получать пенсии, пособия", - подчеркнул Надарая.

В случае если они отказываются от грузинского гражданства, то для них открывается путь для получения гражданства Абхазии.

"Есть другая категория самурзаканских абхазов, которые имеют абхазские фамилии. Если они обращаются в комиссию при президенте по гражданству с просьбой восстановить их фамилии, национальность. Комиссия идет навстречу таким заявлениям, и они также получают гражданство Абхазии", - говорит он.

Надарая также отметил, что грузинская сторона не признает Абхазию, поэтому она не позволяет жителям Галского района выходить из гражданства Грузии в пользу Абхазии.

"Но это не наша вина, это вина тех людей, которые в свое время взяли гражданство Грузии. Выход в том, чтобы давать людям вид на жительство, потом, со временем, когда будущие поколения перестанут брать гражданство Грузии, будут интегрированы в абхазское общество, они смогут получать абхазские паспорта", - сказал бывший глава Галского района.    

Политолог Далила Пилия, в свою очередь, выразила уверенность в том, что жители Галского района должны быть интегрированы в Республику Абхазия.

"Чтобы они были свободны во всех отношениях, чтобы они имели абхазские паспорта, но не грузинские паспорта. Потому что у нас с Грузией нет двойного гражданства, мы не можем разрушить свою Конституцию в угоду чьим-то интересам, интересы Абхазии должны быть защищены, а не сиюминутное решение галской проблемы. Галский район должен вписываться в стратегическое видение развития Абхазии", - заметила она.

Эксперт сказала, что для решения этого вопроса должны работать правоведы, юристы.

"И, конечно же, должна быть политическая воля нашей элиты, первых лиц государства", - говорит Пилия.

Она отметила, что есть множество примеров, когда судьба приграничных районов очень тяжелая, жесткая, так как они находятся в середине конфликтующих двух сторон.

"К сожалению, судьба Галского района не отличается от судеб людей, которые проживают и находятся в такой же ситуации во многих регионах мира. Известный мыслитель, бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль говорил так: "У Британии нет вечных друзей, у Британии нет вечных врагов, вечно только одно - это интересы Британии". Я бы очень хотела, чтобы политическая элита Абхазии проявила политическую волю с учетом стратегического видения развития страны, где Галский район занял бы достойное место", - сказала политолог.

Представитель общественной организации "Союз самурзаканских абхазов" Тенгиз Инал-ипа отметил, что правовой статус жителей Галского района требует решения, однако каким оно будет, он не может предположить, при этом считает, что оно должно устраивать всех.

"В решении этого вопроса должны участвовать политические, общественные организации республики, население Галского района. Паспортизация обязательно нужна, но при этом с учетом интересов Абхазии и тех людей, которые населяют этот район", - заметил он.

Другой представитель организации Галского района Эдишер Зухба считает, что проблема паспортизации жителей стоит давно.

"В законе записано, что двойное гражданство для жителей Абхазии может быть только с Российской Федерацией, эту проблему надо решать в правовом русле", - сказал Зухба. 

Эдишер Зухба говорит, что "Союз самурзаканских абхазов" занимается вопросом восстановления национальности жителей района.

"Люди возвращают свою абхазскую национальность через восстановление фамилии, и в течение пяти лет около 500 человек получили абхазское гражданство, восстановив свою национальность", - подчеркнул он.

В сентябре 2013 года по итогам работы парламентской комиссии по проверке законности выдачи лицам, проживающим в Галском, Ткуарчалском, Очамчырском районах, общегражданских паспортов Республики Абхазия было установлено, что паспорта были выданы незаконно. Комиссия выяснила, что значительное количество жителей, получивших паспорта, состоят в гражданстве Грузии. Всего за период, прошедший с начала паспортизации было незаконно выдано 24 811 паспортов.

Паспорта, выданные до 2014 года жителям восточной Абхазии по разрешению паспортной комиссии, были признаны недействительными. Закон разрешает двойное гражданство только с одним иностранным государством – Россией.

18

Переток электроэнергии из России в Абхазию завершен

61
Аварийное отключение света на территории Абхазии произошло утром 14 августа из-за повреждения высоковольтной линии ВЛ-220 Очамчыра.

СУХУМ, 14 авг - Sputnik. Авария на Ткуарчал ГРЭС устранена, переток электроэнергии из России завершен, сообщает РУП "Черноморэнерго".

Отмечается, что в настоящее время подача электроэнергии в энергосистему страны производится с Ингур ГЭС.

Ранее сообщалось, что авария произошла в связи с тем, что в районе села Тамыш деревья задели электропровода. Абхазия подала заявку на переток энергии из России.

11 августа в Абхазию прибыла российская делегация, по договоренности президента Абхазии Аслана Бжания и министра энергетики России Александра Новака, для изучения технического состояния энергетической системы республики.

В составе делегации эксперты АО "Техническая инспекция ЕЭС" и Центра технического надзора ПАО "Россети".

Читайте также:

61
Темы:
Проблемы энергетической отрасли в Абхазии