Открытая лекция Ираклия Хинтба на тему Жизнь театра в Абхазии

Исповедь директора "коммерческого театра" и спектакли 18+

656
(обновлено 11:50 26.12.2017)
Директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба приоткрыл завесу тайны театральной жизни, поделился секретами успеха и рассказал о спектаклях "не для института благородных девиц".

Sputnik, Анжелика Бения

О перспективах театрального искусства Абхазии и о практике эффективного менеджмента в сфере культуры размышлял на лекции "Жизнь театра в Абхазии" генеральный директор Государственного Русского театра драмы имени Фазиля Искандера Ираклий Хинтба.

Не бояться быть успешными

На лекции вспомнили послание президента Абхазии Народному Собранию республики, в котором было отмечено, что в Абхазии в сфере культурного менеджмента есть позитивные изменения и приведен в пример РУСДРАМ.

"Слышал много раз о том, что у нас коммерческий театр. Для меня это наивысшая похвала. Это значит, что мы успешные. И эта успешность – эмоционально и морально сложная ноша. С одной стороны успешных любят, с другой – им завидуют, их критикуют, ищут в них недостатки, проблемы, но мы не должны бояться быть успешными", – сказал Хинтба.

Как бы ни было тяжело, какие бы ни стояли перед тобой проблемы, никогда нельзя показывать, что эти проблемы сильнее тебя. Нужно проецировать образ успешности, добавил он.

Ираклий Хинтба
© Sputnik / Томас Тхайцук

"И руководство, и актеры – все в театре должны проецировать этот образ. Жаловаться на проблемы – это не про нас. Есть на что, но можно жаловаться 10 лет, ничего не изменится. Это непродуктивная позиция. Мы будем говорить только о хорошем и двигаться вперед", – сказал директор РУСДРАМа.

Театр начинается с вешалки

Менеджмент – это прежде всего люди, ресурсы и цели, добавил Хинтба. По его словам, эффективный менеджмент невозможен без применения современных технологий в деятельности учреждений.

Директор РУСДРАМа обратил особое внимание на культуру театрального обслуживания. То, что происходит с посетителями театра до того, как они погружаются в театральное действо, очень важно, считает Хинтба. От покупки билета до того, как его встретили в гардеробной — все это непременно влияет на то, каким будет послевкусие от похода в "храм искусства", не говоря о качественном спектакле. Ведь даже Константин Станиславский считал, что "театр начинается с вешалки".

Все дело подчинено жесткому маркетинговому подходу, сказал Хинтба.

Открытая лекция Ираклия Хинтба на тему Жизнь театра в Абхазии
© Sputnik / Томас Тхайцук
Открытая лекция Ираклия Хинтба на тему "Жизнь театра в Абхазии"

"Театр не бизнес компания, но театр, как любая другая организация, существует по правилам. В этой стратегии есть пять главных принципов, которые для нас как закон: первое – предлагаем зрителю то, что он хочет, второе – обеспечиваем легкое приобретение нашего продукта (сегодня в любой точке Абхазии можно купить билеты в наш театр без наценок). Третий принцип – максимальный комфорт зрителей в театре, четвертый – быть особенными, пятое – работа со СМИ и в социальных сетях", – поделился Ираклий Хинтба.

Уметь находить деньги

РУСДРАМ по уставу — менеджерский, отметил он. Генеральный директор не занимается творчеством, не ставит спектакли, не играет в них. Такая менеджерская, или продюсерская модель, полезна, считает Хинтба.

"Когда ты руководишь театром и ставишь спектакли, часто тебе становится не по себе, когда другой режиссер поставил в твоем театре что-то лучше тебя. Я не испытываю ревности, если какой-то режиссер поставит хороший спектакль в нашем театре. Такой проблемы у меня нет. Пусть каждый спектакль будет лучше предыдущего", – сказал Хинтба.

Открытая лекция Ираклия Хинтба на тему Жизнь театра в Абхазии
© Sputnik / Томас Тхайцук
Открытая лекция Ираклия Хинтба на тему "Жизнь театра в Абхазии"

Руководитель должен уметь привлекать меценатов, ведь культура — это дорогостоящая сфера, отметил он.

"Средний спектакль в России обходится в 10-15 миллионов. Мы пытаемся крутиться вокруг миллиона. Руководитель театра, мне кажется, тот человек, который должен находить деньги. Это очень важно. Мой мозг каждую единицу времени занят театром. Я каждые десять минут проверяю продажу билетов. В каких местах проданы билеты, анализирую. В театре нельзя работать, не любя это дело. На театре деньги не заработаешь. Если вам это неинтересно, ничем вас тут не задержишь. Мы не хотим, чтобы такие с нами работали. Для нас это слабое звено, которое будет тянуть все дело вниз", – добавил Ираклий Хинтба.

Также директор РУСДРАМа отметил, что заставлять покупать билеты ни в коем случае нельзя. Особенно нужно избегать обязаловки при знакомстве детей с театром, уверен он. Так как такого зрителя, которого заставили, будет сложно вернуть в театр. Приход в театр — это добровольный поступок, "окультуривать нельзя, нужно заинтересовывать", добавил он.

Реклама не главное

Еще один вопрос, связанный с привлечением публики в театр, это вопрос рекламы театра и пропаганды театрального искусства, но Хинтба уверен, реклама не главное, главное – продукт.

"Многие думают, что у нас все хорошо, потому что мы хорошие пиарщики. Это абсолютное заблуждение. Если это некачественный, неинтересный спектакль, люди на него не придут. Главное – впечатление после спектакля и сарафанное радио. Если руководитель думает о своих личных финансовых интересах, все развалится. Мы много денег вкладываем в спектакль. К примеру, "Ревизор" обошелся нам в более двух с половиной миллионов. Из них государственных денег – ноль. Мы приглашаем специалистов, платим им за это большие деньги. По-другому нельзя", – признался Хинтба.

Особенность абхазского зрителя

Абхазский зритель очень эмоциональный, он особенный зритель, отметил Ираклий Хинтба.

"Зрителя нужно любить. Важно, чтобы он ощущал свою значимость. Было бы очень недальновидно плохо относиться к зрителю или не уважать его и его мнение", – добавил он.

Хинтба уверен, высокомерие – враг любого бизнеса, любого маркетинга, любого начинания. Для того, чтобы проект был успешным, он должен быть невысокомерным. Эту ценность руководство театра кладет в основу стратегии, отметил директор РУСДРАМа.

"Мы отказались от занавеса для того, чтобы сделать театр ближе к зрителю. Наша задача – обеспечить непосредственный контакт с залом. Ведь зритель, особенно абхазский, больше всего не терпит высокомерия по отношению к нему. Простота, уважение к людям, самоирония – это и есть искандеровское начало. Я считаю, что это настроение, такой подход к работе будут влиять на успешное развитие нашего театра", – сказал Хинтба.

Открытость и прозрачность: итоги 36 сезона в цифрах

Открытость и прозрачность, не совсем свойственны образу театра, ведь театр – место таинственное. Однако Хинтба решил поднять завесу тайны, чтобы рассказать и о финансовых аспектах деятельности театра.

Итоги в цифрах 36 сезона РУСДРАМа впечатляют. За сезон сыграно 106 репертуарных спектаклей. Вместе со спецпроектами, такими как "Шедевры московской сцены", вечер Князева, спектакль "Софичка" – событий 118. В 36 сезоне у РУСДРАМа было 8 премьер. Доход от продажи билетов в 14 раз выше предыдущего отчетного периода. За сезон театр посетило 35 тысяч зрителей – это 15 % населения Абхазии, тогда как в Москве регулярно в театр ходит 3% населения, сравнил Хинтба. Сочи, Пятигорск, Элиста – в трех городах сыграла труппа РУСДРАМа в рамках программы Министерства культуры России "Большие гастроли".

На уставную деятельность, на ремонт и содержание театра в год РУСДРАМу выделяется 1,5 миллиона рублей. На каждый рубль, полученный от государства, театр заработал рубль собственных средств, отметил Хинтба. За год бюджетная смета театра – 11, 39 миллионов рублей, из которых фонд оплаты труда – 9, 83 миллиона. Из 11 миллионов рублей, которые заработал театр, 9,3 миллиона – это сборы от продажи билетов, а 1,7 миллиона – помощь меценатов. Налогов в бюджет и внебюджетные фонды уплачено на сумму более 2 миллионов рублей, что получается больше, чем получает театр от государства.

"Соотношение государственных и собственных средств у нас один к одному, а соотношение государственных и собственных средств без учета зарплаты один к семи. Мы в семь раз больше на уставную деятельность зарабатываем, чем получаем от государства. Это и есть показатель эффективности работы. Мы болеем за наше государство, не хотим быть в тягость. Мы все делаем для того, чтобы быть минимально обременительными для нашего государства", – добавил директор РУСДРАМа.

Рассказывая о том, как устроено финансирование театров в Москве, Хинтба отметил, что московский театр получает финансирование в зависимости от того, насколько он успешен. То есть, чем больше театр зарабатывает денег, тем больше денег он получает от государства. Так государство поддерживает эффективных, стимулируя к развитию, добавил он.

"Среда не будет развиваться, если нет стимула к развитию. Если ты знаешь, что ты можешь ничего не делать, и при этом тебя будут финансировать, ты будешь продолжать ничего не делать. Если мы не будем зарабатывать деньги, у нас не будет театра, мы не сможем играть так часто. Это трагедия, когда люди, профессия которых – сцена, не играют. Они теряют навыки. В чем смысл жизни людей, которые призваны играть на сцене, но лишены этого? Поэтому, большая ответственность на мне. Я должен сделать так, чтобы у актеров была возможность регулярно выходить на сцену", – сказал Ираклий Хинтба.

Кстати, нужно сказать, что актеры РУСДРАМа работают по бальной системе. То есть, выходя на сцену, актеры получают баллы. В конце месяца количество баллов суммируется, и к своему окладу актер получает премию.

Чем запомнился 2017 год

Прежде чем поделиться приятными событиями, которые ждут театралов в 2018 году, Хинтба отметил два громких проекта 2017 года, которые будут продолжены в новом году.

Один из успешных проектов – "РУСДРАМ-опера", который в этом году собрал на одной сцене около 70 музыкантов сочинского симфонического оркестра и абхазских молодых оперных певцов. Этот проект в новом году будет не менее ярким и успешным, обещает Хинтба.

Проект "Шедевры московской сцены", в рамках которого в Абхазии показали четыре спектакля: "Волки и овцы" по Островскому, "Княжна Марья" по "Войне и мир" Толстого, "Три сестры" Чехова и постановка "Особые люди" о детях-аутистах. Один за другим спектакли покоряли абхазского зрителя и собирали полные залы в течение недели. В Абхазию вместе с режиссером Сергеем Голомазовым тогда приехали 25 актеров, художник по свету и звукорежиссер. Из Москвы была привезена часть декораций и костюмов. У проекта будет продолжение, сообщил директор РУСДРАМа.

Сюрпризы 2018 года

По словам Ираклия Хинтба, 2018 год полностью известен, уже началось планирование 2019 года.

"С 1 января по 31 декабря 2018 года известно все — кто, когда, какой спектакль поставит у нас в театре. Я уже планирую переговоры с режиссером на 2019 год, еще с одним режиссером мы беседуем по поводу второй половины 2019 года", – добавил Хинтба.

С 27 по 30 декабря новогодней сказкой для детей станет "Снежная принцесса" режиссера Джамбула Жордания.

10 февраля 2018 года РУСДРАМ отправится на театральный фестиваль "Пять вечеров" имени Александра Володина. В театре "На Литейном", в самом сердце культурной столицы России – Санкт-Петербурге, артисты из Абхазии покажут спектакль "Пять вечеров".

27 и 28 марта абхазский зритель увидит постановку "Игрок" по роману Федора Достоевского в постановке режиссера Русского театра Эстонии Антона Киселюса. Автор инсценировки Эля Джикирба.

Совершенно новый спектакль в непривычном для актеров жанре – концертное исполнение романа.

"В настоящее время мы ведем переговоры с Государственной хоровой капеллой Абхазии. Текст, музыка, свет – соединение, которое должно произвести сильное впечатление на зрителя", — сказал Хинтба.

Премьера запланирована на День театра 27 марта 2018 года. Актеры уже репетируют. Половина из них – абхазские выпускники Театрального института имени Щукина. Билеты уже в продаже.

В рамках проекта "Шедевры московской сцены" в апреле 2018 в Абхазию с гастролями впервые приедет Московский театр на Юго-Западе. Московский театр в Сухуме поставит три спектакля.

10 апреля в РУСДРАМе московские артисты поставят спектакль "Дракула" по мотивам романа Брэма Стокера – классическая история Носферату. Старинная легенда больше, чем история о вампирах. Это история о вечной любви и возможности перешагнуть черту между жизнью и смертью. Спектакль для зрителей старше 16 лет. Детей не пустят, предупредил Хинтба.

11 апреля на сцене РУСДРАМа "Портрет Дориана Грея" – жестокая сказка для взрослых по одноименному роману Оскара Уайльда. Естественно с возрастным ограничением 18+.

"Это не постный спектакль, не для института благородных девиц", – добавил Хинтба.

12 апреля "Макбет" – последняя работа Валерия Беляковича (Народный артист России, основатель театра на Юго-Западе — ред). Восстановленная и переосмысленная версия постановки 1994 года. Сам Мастер сыграл в обновленном спектакле роль короля Дункана, и это был его последний выход на сцену. Возрастные ограничения спектакля 16+.

Билеты на все три выше перечисленные спектакля поступят в продажу с 25 декабря.

26 апреля в РУСДРАМе состоится премьера спектакля по произведению Артура Миллера "Все мои сыновья". Спектакль будет представлен в камерном формате со зрителями на сцене, на 120 человек.

"Никто лучше Миллера не написал о сегодняшнем абхазском обществе. Эта пьеса о нас, о наших проблемах, переживаниях",– добавил Хинтба.

12 июня 2018 года в РУСДРАМе состоится премьера спектакля по произведению Фазиля Искандера "Широколобый" из романа "Сандро из Чегема". Спектакль поставит режиссер Искандер Сакаев.

По словам Хинтба, все актеры в новом сезоне сыграют минимум две новые роли. Впереди еще много спектаклей, среди которых "Кьоджинские перепалки", "Черная курица, или Подземные жители" с новым главным героем и многое другое.

656

Объезжая проблемы: оползень не дает жителям Шицкуары добраться домой

5
(обновлено 16:09 25.02.2021)
Уже почти год жители поселка Шицкуара вынуждены добираться до своих домов по объездной неасфальтированной дороге.

В марте прошлого года у въезда в поселок произошел оползень и отрезал центарльную трассу от жилых домов. Специалисты пытались исправить ситуацию, засыпав участок щебенкой, но спустя некоторое время ситуация повторилась. По словам главы Сухумского района Алхаса Читанава, ремонтные работы обойдутся в более чем десять миллионов рублей.

Смета, составленная Управлением капитального строительства, по его словам, находится на экспертизе, но районный бюджет такую сумму не осилит, поэтому будет необходима дотация из республиканского бюджета.

Читайте также:

5

Объявлен новый победитель конкурса по разработке туристического бренда Абхазии

357
(обновлено 16:06 25.02.2021)
Всего для участия в конкурсе поступило 54 макета, из которых жюри отобрали десять работ, затем они были выставлены на голосование на сайте ведомства.

СУХУМ, 25 фев - Sputnik. Министерство туризма Абхазии выбрало победителя конкурса на разработку туристического бренда республики в четверг, 25 февраля.

В среду, 24 февраля, состоялась презентация пяти проектов, которые были отправлены на доработку.

Три логотипа презентовала инициативная группа "Ҳара Ҳақалақь" (наш город – ред.). Один проект был представлен молодым дизайнером Ариной Чкадуа, а также сотрудник Министерства туризма Саид Аршба презентовал жюри доработанный логотип дизайнера из Санкт-Петербурга, который выиграл прошлое голосование.

По итогам голосования членов жюри победителем стал один из логотипов инициативной группы "Ҳара Ҳақалақь", который набрал наибольшее количество голосов.

© Foto / пресс-служба Министерства по туризму
Туристический логотип

22 января Министерство туризма Абхазии подвело итоги конкурса на разработку туристического бренда республики. По итогам голосования членов жюри, победителем стал логотип дизайнера из Санкт-Петербурга, который к тому же набрал наибольшее количество голосов в онлайн-голосовании. Однако жюри сошлось во мнении, что макет бренда должен быть доработан.

Больше всего обсуждение вызвало изображение мандарина, представленное в логотипе. Некоторые члены жюри отметили, что мандарин – слишком банальная ассоциация, и необходимо делать акцент на историко-культурном наследии Абхазии, другие сочли, что цитрус вполне подходит для бренда, так как он уже ассоциируется с республикой и вызывает приятные впечатления.

Итоги конкурса вызвали бурное обсуждение в обществе. Профессиональное сообщество и простые жители выступили против отобранного макета туристического бренда. Поэтому было решено провести повторное голосование по выбору туристического бренда республики.

Министерство туризма совместно с представителями профессионального сообщества дизайнеров пришли к решению, помимо победившего макета, выбрать еще четыре логотипа, которые были представлены ранее в числе 54 проектных работ, и провести еще одно голосование среди членов жюри.

357