Ажьырныхуа.

Сотворение мира, или Ажьырныхуа: традиции празднования и верования абхазов

4570
(обновлено 11:45 13.01.2018)
В Абхазии традиционно в ночь с 13 на 14 января отмечают один из самых главных праздников – Ажьырныхуа, или праздник сотворения мира, который по григорианскому календарю совпадает с Новым годом.

Сария Кварацхелия, Sputnik

Ажьырныхуа – очень древний праздник, который имеет тысячелетнюю историю. Ученые пока еще не смогли точно определить, сколько ему, но, предположительно, более двух тысяч лет.
"Само название праздника нам уже говорит о том, что он очень древний, – сказал в Sputnik этнограф Виктор Авидзба. – Это праздник Ажьира".

На Ажьырныхуа те, у кого дома есть кузня, молятся богу Шашвы под ольхой, подняв голову вверх. Шашвы в традиционной религии абхазов считался самым сильным Богом, который покровительствовал кузнечному ремеслу.  В жизни древних абхазов кузня считалась неотъемлемой частью быта.

"У абхазов много Божеств, но Шашвы считался Божеством, покровительствующим кузне. И в честь него проводился и проводится праздник Ажьырныхуа", – отметил Виктор Авидзба.

Праздник Ажьырныхуа не сразу стал таким, каким мы сегодня его знаем. Поначалу он был связан исключительно с кузней. Как рассказал в Sputnik директор Абхазского института гуманитарных исследовании Арда Ашуба, еще в Нартском эпосе можно встретить эпизод, когда новорожденного окунают в воду, в которую опускали раскаленный металл.

"Считалось, что это закаляет и самого ребенка, к тому же такой обряд проводили, чтобы уберечь ребенка от сглаза, чтобы он стал сильным и крепким. Древние абхазы верили в то, что таким образом ребенок в будущем будет кузнецом. Кузнечное дело считалось тогда самым престижным, и не каждый тогда мог овладеть им", — пояснил Ашуба.

Помимо овладения ремеслом, также считалось, что кузнец был очень могущественным. Он мог стать жрецом и молиться Богам.

"Это было то время, когда не каждый мог подойти к Ажьира, так как она имела огромнейшую силу. И считалось, что, помимо физической силы, кузнец еще обладал сверх-силой, он мог молиться Богам и его молитвы не оставались неуслышанными", – отметил ученый.

Со временем Ажьырныхуа немного трансформировался, и элементы празднования немного отличаются от того, как отмечали предки современных абхазов. Да и кузнечное ремесло спустя тысячелетия не считается таким престижным делом, как раньше. И тем не менее, сейчас Ажьырныхуа –  семейный праздник, который связан с божеством кузни и кузнечного ремесла. И в первую очередь его отмечают те семьи, у которых есть родовая кузня.

"Те, у кого нет родовой кузни, не молятся в этот день. В восточной Абхазии праздник не так сильно распространен, – сказал Арда Ашуба. – И это связано с тем, что там кузнечное дело было менее развито, чем в западной Абхазии".

Ажьырныхуа в селе Эшера.
© Sputnik / Томас Тхайцук
Ажьырныхуа в селе Эшера.

Женщина – табу

В ночь с 13 на 14 января в кузню идут представители рода – мужчины и девушки до замужества.

Молитву произносит самый старший в роду. Он просит Бога Шашвы о благополучии для рода и для всех членов семьи.

Женщины, которые являются представительницами другого рода, также могут помолиться, но не в самой кузне, а возле калитки или же входной двери.

По традиции в праздник Ажьырныхуа в жертву Богу Шашвы приносится коза, в некоторых семьях на каждого члена семьи мужского пола режут петуха, на ореховые палки насаживают сердце и печень птицы, готовят акуакуар (мешочек из теста, начиненного сыром) и зажигают свечи.

Помолиться к кузне идут после захода солнца. Самый старший в роду держит в левой руке большую ореховую палку с сердцем и печенью жертвенной козы, а в правой – стакан вина и произносит молитву. После молитвы главного представителя семьи и другие по старшинству произносят молитву и пробуют печень и сердце жертвенного животного.

Народные обряды
© Sputnik / Томас Тхайцук
Ажьырныхуа

Приметы и верования

Во время шествия к кузне абхазы считают, что оборачиваться назад нельзя – плохая примета.

Утром 14 января никто из членов семьи не может встать с постели, пока самый старший не проведет обряд – соберет венок из плюща,  повесит на калитку или входную дверь, затем ломает веточку ореха, обходит все комнаты, рассыпает зерна кукурузы и поздравляет с праздником.

Абхазы также верят в сглаз, и для того чтобы для семьи год прошел удачно, в дом раньше всех приглашают человека, у которого хороший глаз.

Некоторые в дом приводят аӡатә (адзатв – священное животное). Чаще всего в роли священного животного у абхазов выступает избранная корова. Животное угощают праздничной едой.

В духовной жизни абхазов кузня занимает особое место — это святилище традиционной этнической религии абхазов. Множество столетий кузня являлась неотъемлемой частью жизнедеятельности абхазов.

Каждый год в ночь с 13 на 14 января вся семья собирается и идет к кузне-ажьира, где старший в роду произносит молитву Всевышнему и Богу кузни Шашвы.

Семьи, у которых родовой кузни нет, также празднуют Ажьырныхуа, но проводят более простые обряды. На следующий день после праздника абхазы ходят в гости друг к другу, посещают соседей, родственников. В этот день большое значение придается всем поступкам и словам.

4570

Коронавирус диагностирован у 22 человек за сутки в Абхазии

118
Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 13691 человек. Зарегистрировано 217 летальных случаев. Выздоровели 13190 человек.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Диагноз коронавирусная инфекция подтвержден у 22 человек из 179 протестированных за сутки в Абхазии, сообщает оперштаб по защите населения от CODID-19.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 38 человек, у 27 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 8 человек, состояние здоровья 20 пациентов – средней степени тяжести.

В Сухумской инфекционной больнице 31 пациент с COVID-19, в Очамчырской ЦРБ - 10, в Гагрской ЦРБ - 9, в Гагрской ЦРБ - 9, в Ткурчалской ЦРБ пациентов нет.

Читайте также:

 

 

118
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии

"Битва" за Суперкубок Абхазии: зрелищные кадры матча "Нарт"-"Гагра"

99
(обновлено 20:17 10.04.2021)
Матч за Суперкубок Абхазии по футболу состоялся на столичном стадионе "Динамо" в субботу 10 апреля.

Участники матча за Суперкубок определились исходя из того, что "Нарт" стал лучшей командой по итогам 27-го чемпионата Абхазии по футболу, а "Гагра" стала обладателем Кубка страны.

Игра за Суперкубок Абхазии проходила в дождливую и довольно холодную для весны погоду, но, несмотря на это, посмотреть на хорошую игру в исполнении команд пришло немало людей.

С самого начала матча футболисты "Нарта" взяли мяч под свой контроль. Гагрская команда забила за игру один гол, таким образом матч завершился разгромной победой сухумчан – 6:1.

99
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В матче за Суперкубок Абхазии по футболу сошлись "Нарт" и "Гагра".

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Матч получился зрелищным и результативным.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Вратарь столичной команды Инал Кацба.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Голкипер "Нарта" отбивает мяч кулаками.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Матч за Суперкубок состоялся на столичном стадионе "Динамо".

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Главный тренер "Гагры" Тамаз Еник дает указания своим футболистам.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Упорная борьба за владение мячом.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Голкипер "Гагры" Илья Щерба отражает опасный удар по своим воротам.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Очередное стандартное положение в матче.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Гагрцы пытаются отобрать мяч у полузащитника "Нарта" Лаши Когония.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    И еще один эпизод борьбы спортсменов.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Игра не обошлась без нарушений правил.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Болельщики активно поддерживали свои команды.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Пытаясь попасть по мячу, игрок "Гагры" бьет по ноге соперника.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Игроки "Нарта" оказывают помощь товарищу по команде.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Сухумчане празднуют очередной гол.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Матч завершился разгромной победой "Нарта" – 6:1.