Репетиция спектакля Гуарапский писарь

От критики к творческим решениям: закулисье премьеры Абхазского драмтеатра

146
(обновлено 14:18 11.11.2018)
Премьера спектакля "Гуарапский писарь" в Абхазском драматическом театре состоится 13 ноября. Корреспонденту Sputnik удалось побывать на репетиции постановки и узнать, чем новый состав будет удивлять зрителя.

Асмат Цвижба, Sputnik.

Звук, декорации, костюм

Начинается репетиция с разбора полетов. Актеры собрались в зрительском зале и настроены на серьезный разговор. Режиссер Валерий Кове начинает со звуковиков.

"Так, что у нас там по звуку. Все должно быть вовремя и по теме. Мы все должны быть взаимосвязаны!", — предупреждает Кове.

Дальше "достается" костюмерам. Даже в истории про бродячих актеров костюмы должны быть презентабельными, считает режиссер.

"Вся одежда пыльная, это же стыдно! Пусть она и старая, но должна быть чистой. Культура театра этого требует. Исправьте", — требует руководитель.

Режиссер Валерий Кове
© Sputnik / Томас Тхайцук
Режиссер Валерий Кове

В стороне не остаются и актеры. Дело в реквизите.

"Вы думаете, что вес текста и слов больше реквизита? Нет, совсем наоборот. С реквизитом никто не поможет! Провалился, значит, провалился! Мы должны уметь им пользоваться  и работа наша должна быть еще основательнее, чем в цирке у жонглеров", — объясняет Кове.

Удивительно, но за кулисами режиссер не так трепетно отнесся к деталям. По его словам, декорации-легкое решение для ленивых режиссеров.

"Любой предмет на сцене, чем больше подчеркивает свою функциональность, тем больше разоблачает себя. Стулья, столы, диваны – их место в квартире, на даче. На сцене любой предмет должен нести художественную функцию и должен быть оправдан в спектакле. А когда ты видишь много декораций на сцене, то понимаешь, что и режиссер и актеры идут по самому легкому пути. Сказал слово, сел на диван, открыл дверь – это вчерашний день" — считает он.

Репетиция спектакля Гуарапский писарь
© Sputnik / Томас Тхайцук
Репетиция спектакля "Гуарапский писарь"

Слова подтверждаются на сцене. Из предметов- деревянный ящик и вывеска "Gvarap".

А вот текст  в спектакле играет важную роль, подчеркивает эмоции и заставляет зрителя полностью погрузиться в атмосферу бродячей труппы. Но и здесь не без ошибок.

— Послушай Кесоу, ДАА-РА-ЗА (прим. — очень) надо выделять! Это же моментальная метаморфоза персонажа. Эти слова должны давать вам и зрителям импульс, производить осознанный контраст, — делает замечания режиссер.

— А я думал, что переборщил в прошлый раз, — удивляется актер.

— Если возникает такой вопрос, значит, ты неправильно что-то делаешь, — резюмировал Кове.

Бурные споры и замечания, к удивлению, не приводят к разладу. Для Кове это привычная рабочая атмосфера.

"Обижаются на замечания недалекие люди. И очень смешно, когда из добрых побуждений, мы делаем акцент на чем-то, а люди обижаются и не используют это. В свое время я был бы рад, если бы был режиссер, за кем я смог пойти", — говорит он.

Опыт и свежесть

Разбор закончен, но репетиция откладывается. Звуковики никак не могут решить проблему — пульт сломался. Объявляется перекур, но сигаретам актеры предпочитают  сцену и принимаются отрабатывать только услышанные замечания.

"ДАА-РА-ЗА"- четко и по слогам слышится со сцены.

Тем временем молодой, но уже зарекомендовавший себя актер Бенар Кове предлагает режиссёру (по совместительству отцу) нововведения.

"Понимаете, нужно, чтобы эффекты были. Надо запустить три дым-машины", — настаивает он.

Всего в спектакле трое новичков. Помимо Кове, впервые в гуарапской пьесе Кесоу Хагба и Теймураз Чамагуа. Сочетание опыта и свежести, так режиссер описал состав.

Репетиция спектакля Гуарапский писарь
© Sputnik / Томас Тхайцук
Репетиция спектакля "Гуарапский писарь"

"Вот делают вино и пьют его, пьют, но это же еще не вино, оно должно созреть и мы не знаем, успеется ли. Кесоу и Теймураз уже опытные актеры, но они умеют подать себя свежо в новых творческих идеях, а Бенар тоже уже успел проявить себя на сцене. Ну, как говорится, в общую копилку", — объясняет он.

Без права на ошибку

Спустя полтора часа перерыва, за который актеры и коллектив театра успели бурно обсудить "права и обязанности" каждого, спектакль начался.

Под нужный свет и звук бродячие актеры вышли на сцену и разом будто поменялись ролями. На сцене происходило то, что часом ранее в зале, только режиссёр теперь Кесоу Хагба.

История о том, как бродячий театр пытается найти своего зрителя и не потерять себя. В погоне за популярностью герой Хагба пытается выжать все соки из бродячих актеров. В разгар эмоций из зала доносится.

"Стоп! Что с вами происходит? Уже полчаса я не понимаю, что происходит! Ни одно мгновение! Вы не должны быть в вакууме! За ясностью — заинтересованность! Не смейте дальше также ошибаться", — негодует Кове.

Репетиция спектакля Гуарапский писарь
© Sputnik / Томас Тхайцук
Репетиция спектакля "Гуарапский писарь"

По словам режиссера,в данном случае важно, чтобы зритель именно услышал актера.

"Язык у нас удивительный. Он может звучать безобразно, но иные актеры, которые работают над собой, так преподносят язык! А новое поколение очень упорно работает над этим", — говорит Кове.

А для того, чтобы узнать, смогли ли актеры донести идею, режиссер выбрал необычный способ.

"Раньше я садился в незаметном месте, выбирал самого трудного зрителя. Он сам себя разоблачает, его поза, выражение лица, еще чуть-чуть и покурил бы. И когда происходит что-то, его спина все же отрывается от кресла и появляется любопытство. Значит, мы попали в точку", — поделился секретом режиссер.

На разговоры времени нет. Актеры на сцене запутались в ролях, режиссер вынужден вмешаться.

"Ленечка, (прим. Леонид Хишба) не нервничай мой дорогой! Зачем суетишься? Спектакль, не взирая на то, что я говорил, идёт хорошо… кроме твоей первой фразы. Не оправдывайся, продолжай играть", — настаивает Кове.

Первые и успешные: Абхазский драмтеатр рассказал о фестивале в Казани>>

И вновь актеры пробуют "прогнать" все без запинки, а удастся ли им это — зритель сможет увидеть уже 13 ноября в Абхазском драматическом театре.

146
Теги:
премьера, Абхазский драматический театр, Валерий Кове, Абхазия

Звезда не в шоке: что мишленовский шеф-повар делает в Абхазии

528
В Абхазии появилась гастрономическая достопримечательность – шеф-повар со звездой Мишлена. Как и зачем он променял европейский ресторан на сухумский, читайте в материале Sputnik.

Гастрономическая культура в Абхазии пользуется особым почетом, культ еды не выходит из моды. Здесь каждая домохозяйка считает свое меню достойным ресторанному и готова посоревноваться за вымышленную мишленовскую звезду с подругами по лестничной площадке. Но, как оказалось, в Абхазии есть человек с абсолютно реальной звездой от Мишлена.

Асмат Цвижба, Sputnik

Знакомство с Абхазией

Жан Ашнер живет в Сухуме всего пару месяцев, но весть о приезде в столицу шеф-повара со звездным статусом уже успела разлететься по всем чатам. Французский шеф приехал в Абхазию, чтобы возглавить ресторан в одном из недавно построенных отелей столицы. До приезда в Сухум он работал в Сиднее, Пекине, Абу-Даби, Стамбуле, Каракасе, Лондоне, Париже, Кельне, Рио, Москве. Возглавлял рестораны гостиничной сети Hilton, сети "Этаж" и "Жан-Жак", был бренд-шефом на Олимпиаде 2014 года в Сочи, организовывал ужины для короля Бельгии и принца Монако.

Маленькую южную столицу Ашнер предпочел мегаполисам еще в 2016 году. Тогда он познакомился с собственником гостиницы, в которой сейчас работает и был поражен его предпринимательскими способностями. О строительстве отеля речи еще не шло.

"Просто я давно хотел работать с ним. Для меня он уникальный человек, и у него есть чему научиться, несмотря на то, что я популярный повар. И как только он достроил гостиницу, я сказал, что готов работать", - сказал он.

Но в Абхазию шеф приехал не впервые. Во время работы в Сочи он с женой частенько пересекал границу, чтобы поужинать в ближайшей апацхе, как он говорит, "без пафоса". За первым ужином он попробовал абыста (мамалыгу – ред.), акуд (фасоль - ред.) и соления с бузиной. Последнее Ашнер называет блаженством.

"Моя любимая апацха находится в Гагре. Там работает семья - отец, мать, два сына, их дети. Там разнобойная посуда, ни о каком сервисе нет и речи, но это незаметно, потому что там очень душевно – ничего нет покупного, сами коптят мясо, место у ручья. Словом, очень атмосферно", - рассказывает он.

Спустя пару месяцев Ашнер утверждает, что уже легко может сам сварить котел абыста.

"Абхазская кухня вкусна и ясна тем, что она простая. Это не французская высокая кухня со своими термическими процессами, не американская молекулярная кухня. Это то, что растет в огороде. Сказать, что я специально учился готовить абхазские блюда, не могу. Достаточно раз-два посмотреть, как делают блюда. Самое важное, готовить с душой, тогда и гость будет доволен", - сказал он.

Путь к звезде

"Все началось с того, что отец сказал мне – найди работу там, где тепло и где ты будешь сыт", - начал свой рассказ о пути к высокой кухне Жан.

По его словам, в семье с еврейской мамой было принято ежедневно накрывать стол так, будто ждешь гостей, и не садиться за ужин без главы семьи. Маленький Жан постепенно стал интересоваться, что происходит с едой до того, как она в красивом виде попадает на стол. Так и произошла любовь с едой.

Жану удалось поступить в школу с вековой историей Le Cordon Bleu в Париже, а после обучения он устроился в кафе гостиницы Hilton у Эйфелевой башни.

"Изначально я получал 250 долларов, из них 175 я платил за квартиру, покупал 11 пачек сигарет и банку кофе. Это все, на что хватало. В выходные я ходил в свой ресторан, якобы мне было что-то интересно посмотреть, а на самом деле – поесть. Мне было все равно, сколько платят, я хотел кем-то стать", - вспоминает шеф.

И он действительно стал. Уже в 33 года Жан стал шеф-поваром ресторана "La maison de beaufe" в Бельгии. К тому моменту у заведения уже была одна мишленовская звезда, а в 2003 году шеф достал для него вторую.

"В Европе, чтобы стать шеф-поваром, нужно поработать лет 20-25. Мне повезло, понадобилось 12 лет. Это очень короткий срок, в который я вложил всю свою энергию и знания", - сказал он.

Как только Ашнеру удалось "поймать" звезду, самые крупные рестораны всей Европы объявили на него охоту, стараясь переманивать к себе. Вот и до приезда в Абхазию Жана звали в Москву, Крым, Хабаровск, Екатеринбург и даже Алтай.

  • Жан Ашнер
    © Foto / предоставил Жан Ашнер
  • Жан Ашнер
    © Foto / предоставил Жан Ашнер
  • Жан Ашнер
    © Foto / предоставил Жан Ашнер
  • Жан Ашнер
    © Foto / предоставил Жан Ашнер
1 / 4
© Foto / предоставил Жан Ашнер
Жан Ашнер

- А сколько вам платят здесь? – к месту спрашиваю я.

- Очень много, – без уточнений ответил Жан.

Работа = отдых

Жан утверждает, что от работы не устает, наоборот, отдыхает.

"У нас всегда беда с супругой, которая хочет уехать куда-то в отпуск. Я не знаю, что делать в отпуске", - смеется он.

Дома шеф готовить не отказывается. С дочкой любит готовить мясо, а жене достается гарнир – она вегетарианка. Любимое блюдо звездного шефа – котлеты с макаронами, исключительно тещиного производства. К домашней кухне Ашнер приучает и дочь.

"Несмотря на то, что мы с женой, которая тоже долгое время работает в ресторанном бизнесе, гурманы, мы стараемся дочь кормить более домашней едой. Чтобы ее организм привыкал, потому что не домашняя еда имеет коммерческий вкус. Все повара готовят из заготовок, пусть никто не говорит, что это не так. А дома все готовится медленно, долго", - объясняет он.

В Абхазии Жан и его команда, которую он привез с собой, используют местные продукты – сыр, мясо, овощи, рыбу, молоко. К примеру, вместо моцареллы в итальянской пицце будет сулугун, а в будущем в роллах будет местная барабулька или ставрида.

"Но во всех блюдах будет присутствовать французский стиль – соусы, подача, вкус и атмосфера", - уточняет он.

Жана расстраивает, что в России и в Абхазии ресторан – это бизнес, который нацелен на зарабатывание больших денег.

"В Европе нет понятия ресторанный бизнес, есть понятие ресторанное дело – место, где собственник работает, чтобы содержать свою семью, а не получать миллионы. В этом и разница", - объясняет он.

Маэстро считает, что теория о том, что лучшие повара – мужчины, лишь стереотип.

"Нет, есть очень популярные шеф-повара женщины, но они с мужским характером, задатками. Даже в лице, походке и манере разговора превращаются в мужчину", - добавил он.

Мечты шефа

Под конец разговора Жану приносят чашку кофе. Не латте, не фраппе и даже не эспрессо. Такой же, как делают абхазские домохозяйки, по-турецки.

"Это настоящий кофе. Я его начал пить после Сочи", - уточняет он.

Мишленовский повар мечтает освоить индийскую кухню, а еще построить высококлассный ресторан на фуникулере в Сухуме, куда будут съезжаться гурманы всего мира. Но на эту мечту нужно очень много денег, подчеркивает он.

© Foto / предоставил Жан Ашнер
Жан Ашнер

Жан не строит долгосрочных планов, но не исключает возможности покупки небольшого дома в Нижней Эшере, пейзажи которой его покорили.

"Нужно уже остепениться и жить нормальной жизнью, доказывать ничего уже никому не нужно", - сказал он.

Мечтает Жан и о собственном деле – вырастить свой скот, сделать теплицу и такой ресторан, где все блюда будут сделаны из того, что собрано в огороде. Будет это в Абхазии или России, шеф еще не знает.

528
Темы:
Перевод на абхазский

Диагноз COVID-19 подтвержден у 91 человека в Абхазии

530
(обновлено 10:07 19.06.2021)
Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 16198 человек. Зарегистрирован 241 летальный случай. Выздоровели 15190 человек.

СУХУМ, 18 июн - Sputnik. Диагноз коронавирус подтвержден у 91 человека из 344 протестированных в Абхазии, сообщает оперштаб по защите населения от COVID-19.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 47 человек, у 46 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 14 человек, состояние здоровья 33 пациентов – средней степени тяжести.

В Сухумской инфекционной больнице 35 пациентов, 10 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Очамчырской ЦРБ - 19, в Гагрской ЦРБ – 21, в Ткуарчалской ЦРБ – 11 пациентов.

© Sputnik / Леон Гуния
COVID - 19 в Абхазии

Оперативный штаб по защите населения от коронавирусной инфекции призывает граждан Абхазии соблюдать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать заражения.

530
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии

Самолет совершил жесткую посадку в Кузбассе: кадры после крушения

0
Самолет Л-410 потерял высоту и совершил жесткую посадку в Кемеровской области, погибли два инструктора-парашютиста и два пилота. Пятнадцать человек пострадали, из них пятеро находятся в тяжелом состоянии.

Предполагаемой причиной аварии называют отказавший двигатель. По словам директора парашютного клуба, пилоты были опытными.

СК завел дело о нарушении правил безопасности. До завершения расследования ДОСААФ приостанавливает все полеты самолетов L-410.

На борту были спортсмены-парашютисты из команд России и Кемеровской области, в том числе начинающие.

0