День флага

Апсуара в онлайн: как сохранить абхазский кодекс чести

909
(обновлено 17:00 08.02.2019)
Видеомост Москва-Сухум на тему "Апсуара в XXI веке: новые вызовы и возможности" состоялся в пресс-центре Sputnik в пятницу 8 февраля.

О том, что общего между вековыми традициями и новыми технологиями и почему Апсуара лучше оставлять "при себе", читайте в материале Sputnik.

Асмат Цвижба, Sputnik.

Цифровые традиции

Главной темой видеомоста Москва-Сухум стал вопрос развития и сохранения в XXI веке кодекса чести и поведения абхазов – Апсуара. К решению вопроса Послы доброй воли Абхазии подошли креативно, молодые специалисты предложили создать цифровое пособие по изучению традиций и норм поведения.

Выплата пенсий
© Sputnik / Александр Кряжев

По словам исполнительного директора благотворительного движения "Послы доброй воли Абхазии" Даура Барганджия, приложение будет состоять из текстовой части - инструкции, включающей пункты кодекса поведения абхазов. Во второй части пользователь сможет закрепить усвоенный материал и пройти тестирование.

Почетный президент Всемирного абхаза-абазинского конгресса Тарас Шамба отметил, что сам формат общения уже говорит о том, что даже в эпоху глобализации Апсуара – неотъемлемая часть культуры абхазов.

"Несмотря на то, что мы находимся в разных странах и по разные стороны экрана, нас объединяет одно – Апсуара. Это система взглядов, образ жизни, желание достичь благополучия для собственного народа. Все это должно воплотиться в ценности, которые будут нас объединять", - сказал он.

По мнению Шамба, морально-нравственные ценности абхазов в первую очередь должны быть отражены в научных трудах и литературе. Именно так "пропаганда" Апсуара станет наиболее эффективной.

К вопросу адаптации Апсуара под современные реалии председатель Совета старейшин Московской адыгской диаспоры Юрий Агирбов подошел с экономической точки зрения. По его словам, прежде чем делать Апсуара объединяющей идеей для всего народа, необходимо поднять уровень жизни населения.

"Для этого нужно улучшить инвестиционный климат. Инвесторы, которые вкладывают свои средства в Абхазию, должны быть уверены, что их не обманут, что у них будет разумное сотрудничество", - объяснил Агирбов.

Двинянин: мне нравится кодекс Апсуара, и хотелось бы, чтобы он чаще работал на практике>>

Председатель Совета старейшин сделал первую инвестицию в проект – вручил авторам идеи приложения 20 тысяч рублей.

А если не онлайн?

Идея Послов доброй воли Абхазии пришлась не по вкусу абхазскому общественному деятелю Беслану Кобахия. По его мнению, Апсуара не может передаваться онлайн, оно рождается вместе с абхазом.

"Нам кажется, что Апсуара в Абхазии утеряно. Но мы путаем его с некоторыми вопросами этикета, который действительно меняется со временем в зависимости от ситуации, в которой находится общество. Но глубинно Апсуара сохраняется. Я не соглашусь, что нужно создавать какое-то пособие. Что мы каждый раз будем заглядывать в телефон, чтобы узнать, как поступать в той или иной ситуации? Как только мы сделаем это, мы "добьем" то, что у нас и так есть", – возразил он.

Народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа отметил, что в научных кругах Абхазии уже были попытки создать печатное пособие по изучению национального морально-этического кодекса.

"Нам действительно не помешало бы иметь подобное пособие под рукой, чтобы иметь возможность ознакомиться с традициями и культурой народа", - сказал он.

По словам Ласуриа, в абхазском обществе Апсуара - своеобразная библия, образ жизни и мыслей народа. Поэт процитировал переписку с абхазским писателей Фазилем Искандером в 1978 году. 

"Существование маленьких народов столь же грандиозно и всемирно необходимо, как существование великих наций. Если в силу определенных исторических и психологических причин этот маленький народ смог сохранить в себе высшие человеческие достоинства, такие как совесть и честь, то он имеет право не только на равное существование, но и может обогатить нравственную жизнь других народов",  - привел цитату поэт.

Народная артистка Абхазии Виолетта Маан поддержала "электронную" инициативу послов, но добавила, что большую роль в сохранении традиции абхазов должно играть искусство.

"На сегодняшний день нужно не только пособие. К примеру, нужны тематические мультфильмы для детей на абхазском языке. Также, к сожалению, все меньше становится абхазских песен и авторов. У нас, конечно, есть фольклорные песни, но новые, к сожалению, либо не пишутся, либо практически не запоминаются", - считает она.

Десять простых правил абхазского этикета>>

Послы доброй воли Абхазии в ответ на эту точку зрения представили видеоклип на новую песню победительницы первого сезона проекта "Ты супер!" Валерии Адлейба. Песня под названием "То, что в моем сердце" рассказывает о любви к родине и абхазскому народу.

По признанию самой певицы, Апсуара для нее - в первую очередь наследие предков и семейные традиции.

909
Теги:
Сухум, Москва, апсуара

Электронную базу вакансий и резюме запустили в Абхазии

23
(обновлено 12:22 17.04.2021)
Большая часть граждан, которые обращаются в Министерство социального обеспечения и демографической политики Абхазии с просьбой помочь найти работу, - это жители Сухума.

СУХУМ, 17 апр – Sputnik. Электронную базу вакансий и резюме запустило Министерство социального обеспечения и демографической политики Абхазии, рассказала ведущему радио Sputnik начальник управления по труду и занятости ведомства Илона Гумба.

Работодатели и соискатели смогут оставлять свои заявки на сайте ausura.su.

"Это первая новая электронная база труда. Надеюсь, что с ее появлением ситуация на рынке труда изменится в лучшую сторону. Называется она "ausura.su" и каждый гражданин может пользоваться ее свободно и бесплатно. Как соискатели, так и работодатели смогут в свободном доступе на этом сайте оставить резюме. Если кто-то не знает, как правильно заполнить анкету, есть образцы. Также есть специальные резюме для работодателей, чтобы сообщить нам о вакантных местах", - отметила Гумба.

Гумба подчеркнула, что заявки, которые приходят на официальную почту министерства, сотрудники управления будут обрабатывать и вносить уточнения. После выяснений всех необходимых деталей, заявки публикуются на сайте.

Сайт по трудоустройству уже заработал, но для тех, кто не очень хорошо владеет современными технологиями, есть возможность подать заявку о поиске работников или самой работы в письменном виде в управление по труду и занятости.

"Большинство анкет поступает от соискателей работы. Заявок о вакантных местах очень мало и поэтому, я надеюсь, что заявок именно о вакантных местах с появлением данной базы будет намного больше", - добавила Гумба.

Согласно второй части статьи 151 Трудового кодекса, работодатель обязан предоставлять информацию о наличии свободных рабочих мест уполномоченному органу. По словам начальника управления по труду и занятости, разработан проект закона об ответственности за неисполнение статьи 151 ТК, который предусматривает административную ответственность за это нарушение.

Планируется начать вести персональный учет работников для понимания того, сколько людей трудоустроено и для регулирования вакантных мест у работодателей. 

Гумба уточнила, что сайт был разработан "Агентством правительственной связи Республики Абхазия" по заказу ведомства. Объявления, где не будет контактных данных, будут проверять сотрудники управления, уточнять условия предоставляемой работы, детали предложений и только после этого оно будет размещено на портале.

По ее данным, большая часть граждан, которые обращаются в ведомство с просьбой помочь найти работу, - это жители Сухума.

"В основном это взрослое поколение. За 2020 год в нашем управлении 65 заявок от тех, кто ищет работу. Очень маленький процент о свободных вакантных местах. Это и госучреждения, и коммерческие организации. В сравнение со статистикой по соискателям, эти цифры очень маленькие", - рассказала Илона Гумба.

Сотрудники управления стараются найти работу обращающимся в том числе по личным контактам, поделилась Гумба. По ее словам, за прошлый месяц удалось трудоустроить троих человек.

Как показывает практика, подавляющая большинство тех, кто обращается в управление, - разнорабочие. Около 10% общего количества - это юристы, преподаватели.

 

23
Поэт Василий Каменский

"Там даже в бурю тишина": что связало поэта-футуриста Василия Каменского с Абхазией

2210
(обновлено 10:08 17.04.2021)
Поэт-футурист, художник и один из первых русских авиаторов Василий Каменский родился 17 апреля 1884 года.

О том, как русский поэт-футурист Василий Каменский попал в Абхазию, что он искал в стране легенд и "стройной были", какие стихи он посвятил Сухуму и какой след Каменский оставил в Абхазии, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

У подножия горы Баграта, в "генуэзском глухом переулке" (ныне гора Баграта – ред.) в замке с куполом в первой половине ХХ века останавливался сам Василий Каменский, русский поэт-футурист. Сегодня о пребывании этого видного деятеля на горе Баграта никто и не вспомнит. Но, как говорится, "врезанные в память письмена бегущие столетья не сотрут". Хронологию его визитов можно по крупицам собрать из его писем, дневниковых записей и, конечно, стихов.

"Искусство спасет мир"

В страну легенд и "стройной были" поэт-футурист Василий Каменский впервые приехал в 1920 году. Как и многие представители русской интеллигенции, он в Абхазии искал тихую гавань после бури семнадцатого года. И неспроста поэт любил говорить: "Сухум - замечательный город, там даже в бурю тишина".

© Foto / предоставлено Баталом Кобахия

16 марта 1920 года в Сухуме выходит газета "Наше слово", которая анонсирует "Единственную весеннюю гастроль" главаря футуристов Василия Каменского в сухумском театре "Алоизи". За один вечер поэт запланировал сразу две лекции – "Как надо жить в Сухуме" и "Что такое футуризм?".

К выступлению Каменского даже издается отдельный номер газеты "Однодневная газета Василия Каменского", которая выходит под девизом "Искусство спасет мир".

Известный русский театральный деятель, режиссер сухумского театра "Алоизи" Николай Евреинов по этому поводу восторженно пишет: "Я не знаю другого поэта, от которого так разило бы юностью с ее улыбками, хохотом, прыжками, непосредственным подходом к труднейшим проблемам жизни, бесшабашностью, голубоглазием веры и песнями, песнями, песнями!"

В Сухуме русский поэт-футурист не только в театре выступает, но и пишет свою пьесу "Паровозная обедня", которую позже поставили в Саратове и в Баку. Об этом мы узнаем из автобиографии поэта.

Следующий визит Василия Каменского в Сухум пришелся на 1922 год. Тогда он вместе с Николаем Евреиновым приехал на отдых.

В Сухуме, как пишет историк Станислав Лакоба, почти каждый вечер любимец сухумской публики выступал в местном цирке и читал стихи на площади.

© Foto / Шиман Эдуард Густавович
Поэт Василий Каменский в котелке

"А 18 апреля 1922 года состоялись два представления – днем грандиозный детский праздник с бесплатным катанием на лошадях, в котором участвовали и "все клоуны, рыжие, комики, наездники и японцы", а вечером по просьбе дирекции цирка выступил, как говорилось в афише, "гордость, краса и корифей русских футуристов Василий Каменский", устроивший аллегорическое шествие "Нато и Надия" с участием людей, зверей, животных и птиц. Часть от этого сбора поступила в пользу сухумской больничной кассы профсоюзов города", – пишет Лакоба в книге "Крылились дни в Сухум-Кале".

Путь Максима: четыре визита Горького в Абхазию>>

Каменский устраивал представления не только в цирке, кинематографе и театре, но и возле устья реки Беслетка.

Именно в этот период из-под его пера выходят "Жонглер" и "Прибой в Сухуме". Это было экспериментаторское словотворчество.

"Волно-взвихренной лейностью.

Перевей волю амбра,

Моревун морегамбра.

Ббахх и ашрр —

И шшай —

Шам-м-

Шш-ш".

Стихи понравились Владимиру Маяковскому, который поместил их в журнале "ЛЕФ".

Но после публикации стихотворений в первом номере "ЛЕФа" журнал, да и сам Каменский подверглись резкой критике деятелей РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей -ред.). Футуристов обвинили в том, что их слова не совпадают с делами. После этого случая экспериментаторское словотворчество исчезает из публикуемой лирики Каменского.

Письма из Сухума

Каменский в Сухуме бывал еще не раз. В 1926 году он даже привез с собой жену Августу Алексеевну Касторскую-Каменскую. В этот период поэт ведет регулярную переписку со своим другом Николаем Евреиновым. 

"Я живу в Сухуме, в твоей бывшей комнате и потому лишний раз (т.е. сплошь) тебя вспоминаю и все наше сухумское, солнечное, моревейное, недалекое прошлое. Всюду недостает тебя и Анички… С 5-го апреля в Сухум приезжает полный состав Тифл. драм. театра, и первым спектаклем, кажется, пойдет моя вещь "Пушкин и Дантес", прошедшая в Тифлисе 10 раз. Театр пробудет ровно месяц", – пишет он из Сухума Евреинову.

Из другого письма мы узнаем о том, что Каменский "сагитировал" родителей жены продать дом в Пензе и переехать в Сухум. Поиском нового дома в Сухуме занимался сам Каменский.

Полтора месяца поисков увенчались успехом. Поэт-футурист нашел "стильный" дом в три этажа с балконами, ванной и "даже гаражом" на горе Чернявского.

"Из окон гениальный вид на море (с южной стороны) и на вершины снежного хребта Кавказа (с восточной стороны). Дом стоит крайним над венецианской долиной и виден на весь Сухум. На крыше соляриум. Пока (родители переедут из Пензы с вещами через месяц, два. Они там) хозяйничаем двое: я и Асюша. Живут кой-где жильцы. Всего одиннадцать комнат. Я пребываю в 3-м этаже. Aсюша в 2-x комнатах в среднем. В нижнем у нас столовая, ванная, кухня и еще комната. 2 комнаты фондовые, т.е. по правилам жил. нормы находятся в распоряжении коммунхоза. Я являюсь пайщиком в этой покупке дома. Отныне, значит, буду жить июль-август-сентябрь на Каменке, а остальное время в Сухуме", – сообщает он в переписке.

Абхазию Каменский посетил еще три раза. В 1931 году поэт путешествовал по Черноморскому побережью на пароходе "Абхазия".

В дневнике он писал: "Ну и теплоход! Огромен, строен, блестящ, удобен… Громадина "Абхазия" к вечеру попадает в шторм... Утром пристали к Сухуму. Тихо. Солнечно. Сухум изумительно улыбался. Я еще более. Мы понимали друг друга. Тут я дома, как лист пальмовый. Главное — здесь родился и рос мой сыночек Алеша. Смотрю на тот самый дом, где... Смотрю и вспоминаю об удивительных днях тропической восторженности... Теперь моя жизнь иная. Я еду мимо. В груди звучит далекая песня любимой Абхазии. И вот еду я на "Абхазии" будто чужой, а это неверно. Я тот же, неизменно близкий, свой, взволнованный, благодарный. Мне не забыть ничего, что оставлено здесь в гнезде сухумском, в счастливых шагах по улицам прошлого, в зное приморском под пальмами. Здесь я написал "Жонглера" и вообще много стоящее. Жизнь торопит. С борта "Абхазии" я еще долго до конца смотрел на оставленное гнездо. Нет, не оборвется нить никакими просторами. Еще встретимся, еще увидимся, не правда ли?"

Чехов в Абхазии: "Дуэль" и вкусные персики>>

После Великой Отечественной войны Каменский снова в Абхазии. Сначала он останавливается в Новом Афоне, а затем перебирается в Сухум. О приезде Каменского узнают его поклонники. По просьбе Союза писателей он выступает в Абхазской государственной филармонии, где читает поэму "Стенька Разин" и стихи об Абхазии. 

Последний визит поэта-футуриста пришелся на 1949 год. Уже будучи тяжело больным, Василий Каменский вновь посещает любимый Сухум, где ему была предоставлена квартира. Несмотря на болезнь, поэт писал стихи, рисовал пейзажи и море.

Читайте также:

2210
Темы:
"Абхазский след"