Потеряно, но не все: исчезнет ли самшит в Абхазии

1786
(обновлено 10:25 14.03.2019)
О том, возможно ли восстановить самшитовые леса в Абхазии, как происходит процесс самовозобновления растений и почему пока нельзя высаживать саженцы в лесу, читайте в материале Sputnik Абхазия.

Sputnik

Как идет самовозобновление 

Естественное самовозобновление самшита из запаса семян, которые остались в почве, хоть и медленно, но идет, сказал в интервью радио Sputnik директор Института экологии Академии наук Абхазии Роман Дбар.

При этом ученый заметил, что самшит, который вновь вырастает, может быть уничтожен огневкой, но в этом вопросе есть интересная деталь.

"В прошлом году мы регистрировали бабочек огневок необычайно мелкого размера, то есть это показатель того, что насекомое испытывает жесточайший стресс. Стресс этот связан с тем, что популяция не имеет достаточного ресурса для питания, например, если на площади в 10-15 квадратных метров растет маленький самшит с двумя-тремя листочками, он недостаточен для того, чтобы дать возможность полноценно развиваться огневке", - добавил Дбар.

Это обстоятельство помогает сохраниться растению хоть в каком-то количестве, говорит директор Института экологии.

Самшитовый лес, пострадавший от огневки в новоафонском лесничестве
© Sputnik / Томас Тхайцук
Самшитовый лес, пострадавший от огневки в новоафонском лесничестве

"Понятное дело, что мы никогда не увидим самшитовых лесов, за исключением тех, что были сохранены благодаря деятельности человека, обработки их вдоль дорог на небольших участках Бзыбского ущелья, леса самшита безвозвратно утеряны", - проинформировал специалист.

Самшитовые леса утеряны не только в Абхазии, но и на Западном Кавказе, России, Грузии, Турции, Иране.

"Есть такая надежда, что огневка не выдержит этого стресса и прекратит свое существование. Но одной надежды мало, потому что самшит кое-где у нас сохраняется, так или иначе какая-то часть популяции все равно будет держаться за эти остатки самшита. Единственная надежда, что этот инвазивный вид может войти в экосистему и на нем сформируется свой набор хищников, паразитов, бактериальный и вирусных болезней", - заметил Дбар.

Напомнил ученый и о теплицах для выращивания самшита, которые были построены в селе Мгудзырхуа Гудаутского района в 2017 году. При активной помощи волонтеров удалось высадить черенки самшита. Идея заключается в том, чтобы вырастить саженцы самшита из еще сохранившегося маточного материала.

"Правильнее будет назвать не теплицами, а тенниками, они защищают молодые саженцы от яркого солнечного света. Благодаря деятельности волонтеров, которые добровольно принимали участие в помощи экологического общества "Апсабара" в подготовке этой программы, было заложено свыше трех с половиной тысяч черенков, из которых только половина принялись", - сказал Дбар.

Роман Дбар: самшит еще живой, его можно сохранить>>

На сегодняшний день около двух тысяч саженцев существует, но высаживать их пока нельзя, сообщил Дбар.

"Дело в том, что высадить в лесу самшит при том, что существует огневка, будет означать, что придется проводить эту работу заново. Высаживать нужно будет в тех местах, которые находятся под контролем, для того чтобы вовремя можно было обработать химическими препаратами, чтобы не допустить уничтожения молодых ростков", - подчеркнул ученый.

Сажать и сеять

Руководитель экологического общества "Апсабара" Астанда Джения рассказала, что в лесах Абхазии самшиту нанесен колоссальный ущерб.

"На сегодня самшит сохранился на 13 километре Бзыбского ущелья, его при помощи государства сохранил местный житель Гурам Дбар. Черенки для посадки в теплицах мы брали из этого ущелья, сейчас у нас около тысячи готовых саженцев самшита, но они пока маленькие, и высаживать их в лесу рано, так как вредитель все еще существует", - говорит она.

Астанда Джения говорит, что в Абхазии у самшитовой огневки пока нет природного врага.

Деревья, пораженные огнёвкой.
© Sputnik Томас Тхайцук
Деревья, пораженные огнёвкой.

"Птицы не едят огневку, так как у нее плохой вкус, потому что она питается самшитом, а он горький. Саженцы самшита находятся внутри, так как боимся, что на улице их может поразить огневка", - заметила руководитель экологического общества "Апсабара".

По ее словам, в планах у них выращивать саженцы самшита не только черенками, но и высеивать семена.

"В прошлом году мы не успели собрать семена, так как было резкое потепление, после чего семена осыпались. Но в этом году мы планируем собрать семена и посеять их", - рассказала Астанда Джения.

Пока в специальных тенниках выращивают саженцы самшита, которые были привезены из Бзыбского ущелья. "Мы привозили ветки самшита, очищали нижнюю часть и сажали в землю, нам в этом помогали специалисты и волонтеры", - отметила она.

Самшитовая огневка попала в Абхазию в 2012 году из Сочи. Во время стройки олимпийских комплексов Россия закупила в Италии посадочный материал самшита из Китая, в котором было насекомое.

Читанава о борьбе с огневкой: от самшитовых лесов осталась треть>>

Самшит колхидский, или кавказский, — реликтовое растение третичного периода. Этот вид самый мелколистный и самый зимостойкий среди европейских самшитов, выдерживает зимние температуры до −10 °C, доживает до 600 лет, растет очень медленно, на несколько сантиметров в год.

1786
Теги:
Роман Дбар, самшит
Темы:
Борьба с самшитовой огневкой (25)
По теме
Джинджия: огневки нет там, где нет самшита
Аркадий Джинджия: самшит в Бзыбском ущелье удалось сохранить
Роман Дбар: наша задача – не продолжить дело огневки, а спасти наш самшит

Коронавирус подтвержден еще у 111 человек в Абхазии, один пациент скончался

283
(обновлено 00:32 06.12.2020)
Общее число выявленных на 5 декабря случаев коронавируса в Абхазии достигло 6511. Выздоровели 4645 человек, скончались 87.

СУХУМ, 5 дек - Sputnik. За прошедшие сутки на наличие коронавирусной инфекции в Абхазии проверили 442 человека, диагноз COVID-19 подтвержден у 111 из них, один человек из числа ковид-положительных скончался, сообщает оперштаб по коронавирусу.

Пациентка 58 лет была доставлена в Гудаутский госпиталь 2 декабря с двусторонней полисегментарной пневмонией и, несмотря на медицинскую помощь, умерла 4 декабря. У женщины был сопутствующий сахарный диабет.

© Sputnik / Леон Гуния
COVID-19 в Абхазии

На данный момент в Гудаутской больнице на стационарном лечении находятся 102 человека, у 88 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 19 человек, состояние здоровья 33 пациентов – средней степени тяжести.

© Sputnik / Леон Гуния
COVID-19 в Абхазии

В Сухумской инфекционной больнице 34 пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19, состояние здоровья двоих пациентов тяжелое.

В мобильном многопрофильном госпитале Минобороны России проходят лечение 47 пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Состояние здоровья 43 пациентов – средней степени тяжести, в тяжелом состоянии четыре человека.

Оперативный штаб по защите населения от коронавирусной инфекции призывает граждан Абхазии соблюдать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать заражения.

283
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии

Дифференцированный подход: омбудсмен рассказала, как наладить учебный процесс

434
(обновлено 00:30 06.12.2020)
Конференция директоров, учителей и методистов столичных школ на тему "Дистанционное обучение, возможности и проблемы" прошла в Сухуме 4 декабря.

О том, какие вопросы на ней обсуждались, как может быть организован учебный процесс, почему не имеет смысла противиться дистанционному образованию, рассказала на радио Sputnik омбудсмен Асида Шакрыл.

Sputnik

Уже второй учебный год в Абхазии практически срывается из-за пандемии коронавируса и постоянно продлеваемого карантина. В сентябре 2020 года абхазские школьники возобновили учебу, но чуть больше месяца спустя их снова отправили на карантин из-за того, что эпидобстановка в стране стала ухудшаться, а заболевших среди учителей и учеников было немало.

Сегодня задача Министерства просвещения - наладить учебный процесс, учитывая сложившуюся ситуацию, считает уполномоченный по правам человека Асида Шакрыл.

"Понятно, что учителя беспокоятся, потому что дети не осваивают весь необходимый материал. Например, в Российской Федерации есть мнение, что надо детей оставить на второй год из-за того, что материал не смогли освоить.

В нынешней ситуации нам надо принимать срочные меры. Понятно, что мы не готовы к иным формам обучения. Но сейчас серьезно готовится онлайн-платформа для обучения. Поэтому надо всем объединиться и сделать все, чтобы учебный процесс возобновился", – отмечает Шакрыл.

По ее мнению, если не получается организовать учебный процесс в традиционной форме, то необходимо бросить все свои силы на то, чтобы наладить онлайн-обучение.

"Очень много дискуссий по этому поводу. Часто говорят о всех минусах онлайн образования. Можно в таком же количестве привести плюсы этого онлайн-обучения. Мы не находимся в такой ситуации, когда можем выбрать лучшую форму обучения. Это вынужденная мера. У нас нет другой альтернативы. Если мы не можем пустить детей в школу, значит, мы должны думать над тем, как заменить эту форму обучения и дать детям образование",  – уверена она.

Омбудсмен уточнила, что речь не идет о том, чтобы сделать онлайн-обучение постоянным, это временное явление на период пандемии. И сейчас все вдруг заговорили о такой форме "не потому что эта концепция кому-то понравилась, а потому что мы столкнулись с такой серьезной угрозой".

По мнению Асиды Шакрыл, если не использовать онлайн-площадку, то хуже будет только самим школьникам.

"И что мы имеем в конечном результате? В результате мы имеем то, что дети просто не учатся. И учителя не смогли в этой ситуации что-то иное придумать. Иное не получается. Это цена жизни и здоровья наших людей. Если мы сегодня закрываем школы, мы понимаем, что рост заболеваемости пойдет вверх. Даже сейчас, когда есть такие ограничения, все равно пошел рост заболеваемости. Это зимний период, холода, сезонные инфекций и плюс сама коронавирусная инфекция, которая ведет себя абсолютно непредсказуемо. Это вопрос сохранения нации. У нас нет адекватной статистики, чтобы мы понимали, какая сейчас ситуация в стране, – считает она. – Задачей конференции было подумать над тем, что не хватает для того, чтобы эффективно приступить к онлайн-обучению, какие проблемы, какие у нас есть возможности".

Дифференцированный подход

В Абхазии многие учителя и родители против дистанционного образования. Омбудсмен призналась, что понимает, почему бытуют такие настроения. В республике много проблем, связанных с онлайн обучением.

Уполномоченный по правам человека считает, что в Абхазии необходимо использовать индивидуальный, дифференцированный подход при организации учебного процесса.

"Без дифференцированного подхода, мы не сможем выстроить эффективную модель. Нам надо, например, 11-й класс - выпускники, которые уже определились с будущей профессией, занимаются по определенным предметам, значит, им надо по этим предметам посещать школу. И тогда получается, что в классах будет по пять человек. К 11-му классу можно было бы применить такой подход. Но все опять-таки очень индивидуально. Или же, например, сельские школы. В них сегодня не так много учеников. Но почему бы не оставить эти школы работать? Можно придумать, как наладить учебный процесс в этих школах. Или же младшее звено учащихся. Тоже можно подумать, как организовать их учебный процесс в школе. Насчет среднего звена мы говорили с директором АГТРК Ириной Агрба. Они готовы помочь, предоставить свои возможности для того, чтобы по центральному телевидению, например, шли бы какие-то лекции, уроки. Тогда можно было бы продумать несколько дней для семинарских занятий", – пояснила Шакрыл.

Сейчас в Абхазии готовится онлайн-платформа для обучения школьников. По словам омбудсмена, интернет-провайдеры готовы помочь.

"Они готовы дать возможность получить доступ к этой платформе как учителям, так и учащимся. Сегодня нужно использовать все существующие возможности, а не сопротивляться этому. Ну, будем мы сопротивляться онлайн-обучению и что получим? Мы сегодня имеем то, что дети не учатся. Единой одинаковой концепции здесь быть не может", – уверена Асида Шакрыл.

Асида Шакрыл считает, что в республике необходимо провести анализ ситуации, в какой школе какой подход можно использовать. Как она отметила, карантин в школах продлили до 12 января, однако никто не может гарантировать, что затем в стране будет благополучная ситуация.

"Поэтому нам нужно сегодня делать все, что в наших силах. Если будет благополучная ситуация, значит, дети пойдут в школу. Мы будем счастливы, рады. А если нет, то мы будем сопротивляться? – задается она вопросом. – Сегодня учителя предлагают проводить уроки три на три. Например сначала одни класс занимается три дня, потом другие и так далее. Но насколько эта форма обеспечит нормальный учебный процесс? Вряд ли они восполнят все пробелы и смогут эффективно успевать по программе. Я бы предостерегла от создания видимости образования".

Уполномоченный по правам человека отметила, что необходимо остерегаться ложной информации и не приукрашивать ситуацию.

"Еще до объявления карантина в школах мы слышали и по центральному телевидению и от Министерства просвещения о том, что дети ходят в школу. Но, когда я промониторила ситуацию, выяснилось, что 60-70 процентов детей не ходит. И сейчас нет уверенности, что после снятия карантина дети будут посещать школу. Мы видим, какая ситуация вокруг, люди болеют, умирают. Родители опасаются, и немалая их часть не будет отправлять своих детей в школу. То есть это все равно сорванный учебный процесс", – добавила она.

434