Арочный вход в башню Великой Абхазской стены

Башни - не близнецы: археологи изучили Чапагурвский участок Великой Абхазской стены

1227
(обновлено 11:43 21.10.2019)
Исследователи зафиксировали уже 217 башен и фрагментов стены. Сейчас идет подготовка ко второму этапу в изучении Великой Абхазской стены – проведению археологических раскопок, первые из которых начнутся уже на следующей неделе.

Группа археологов под руководством младшего научного сотрудника отдела археологии АбИГИ Шандора Кайтан завершила исследование последней башни (Геджирская) под №273 по карте Юрия Воронова. Обследование оставшихся 56 башен от села Джгерда до реки Кодор было решено перенести на весну. 

Василий Никулин, Sputnik

Разные "застройщики" и культурный слой четырех веков

Ранним октябрьским утром, после продолжительного ночного ливня, группа археологов отправилась из Сухума в очередную экспедицию вдоль Великой Абхазской стены. Предстояло изучить так называемый Чапагурвский участок в районе села Джгерда.

В этот раз к экспедиции, в которую, помимо Шандора Кайтан, входят сотрудник Абхазского государственного музея и музея Боевой Славы Дмитрий Счастный и младший научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований Дмитрий Авидзба, присоединился старший научный сотрудник отдела археологии АбИГИ Гарик Сангулия.

В 2014 году Шандор Кайтан и Гарик Сангулия участвовали в экспедиции, в ходе которой проводились не только визуальные обследования башни № 3 (по карте Юрия Воронова) Тхубынского гарнизона, ключевого объекта системы Великой Абхазской стены, но и раскопки методом заложения шурфов – специальных ям небольшой глубины прямоугольной формы, позволяющих не разрушить стену или фундамент исторического памятника. 

Шандор Кайтан, Дмитрий Счастный, Элида Берулава и Гарик Сангулия
Sputnik
Шандор Кайтан, Дмитрий Счастный, Элида Берулава и Гарик Сангулия

Найденные исторические артефакты (керамические, металлические, каменные, остеологические, а также синхронные строительные остатки) были датированы периодом раннего Средневековья VI–X века.

Обнаруженные в нижнем культурном слое материалы относятся к VI–VIII векам. Находки же в верхнем культурном слое относятся к завершающему этапу раннесредневековых комплексов VIII–X веков, подобные материалы были обнаружены в Пицунде, Лыхны, Анакопии и на горе Баграта.

Следуя к намеченному ориентиру – башне, от которой мы начали исследование, Гарик Сангулия поделился мнением, что Чапагурвский участок стены отличается от других. На всех участках Великой Абхазской стены четко прослеживается одна и та же техника возведения, одинаковая планировка.

"На этом же участке, кажется, что присутствует свой неповторимый почерк, как будто Великую Абхазскую стену возводил не один "застройщик", а были привлечены разные строительные артели из тех районов, где проходила стена, что и наложило свой уникальный отпечаток. Также на этом участке четко прослеживаются сопровождающие линию обороны компоненты, такие как дорога, валы и рвы", - говорит Сангулия.

Дозорные стены

В прошлой экспедиции, на маршруте от села Аймара до села Члоу, мы думали, что сложнее маршрута уже не будет. Но, как оказалось, мы сильно ошибались. Заросли, овраги и густой лес стали еще более заросшими, овражистыми и лесистыми, к тому же временами шел дождь.

© Sputnik
Археологи, изучающие Великую Абхазскую стену, пробираются через заросли

Местные жители предложили нам остановиться на ночлег в уютном охотничьем балагане, который располагался в горах в 12 километрах от центра села Джгерда. Благодаря опыту водителя Аслана Чхинджерия, который бесстрашно преодолевал препятствия на горных дорогах, нам удалось добраться до нашей базы. Утром, собрав необходимое снаряжение для исследования Великой Абхазской стены, быстро позавтракав, мы двинулись в путь.

В последнее время в лесах Абхазии увеличилась численность бурого медведя. С незавидным постоянством мы замечали следы и остатки его жизнедеятельности. Также в лесу много кабанов, о чем свидетельствуют многочисленные лежки и купалки. Кабаны любят ягоды, каштаны, желуди, орехи, которые произрастают здесь в большом количестве.

Участники экспедиции отдыхают в охотничьем домике
Дмитрий Счастный
Участники экспедиции отдыхают в охотничьем домике

Хозяйственная деятельность в горах давно не ведется, и для диких животных исчез фактор беспокойства. Проходя по лесной дороге, усыпанной гильзами от охотничьего ружья, нам, кроме стада диких коней, никто из животных не повстречался.

Каждая экспедиция преподносит необычные открытия. Исследуя Адзыквский участок Великой Абхазской стены в начале сентября, у реки Адзыкуа археологами была обнаружена башня №177 (по карте Юрия Воронова).

С точки зрения участников экспедиции, это не только одна из самых сохранившихся башен на данном участке, но и вообще на всем протяжении линии обороны. Все стены башни, выложенные известняковыми камнями, были целы, как внутри, так и снаружи, за исключением небольшой трещины на одной из них, также сохранился частично обрушившийся вход. Находясь в стенах башни, чувствуешь, что все пронизано духом средневековья, и кажется, что сейчас появятся ее бесстрашные защитники.

В этот раз также не обошлось без сюрпризов. Археологи имеют за плечами опыт преодоления труднопроходимых участков, густого леса и оврагов, большинство башен было найдено без особого труда. Даже те башни, которые разрушили при строительстве дороги из Джгерды к рекеи Дгамыш, отыскали практически сразу. Однако башня под №123 как будто испарилась с лица земли.

Укрывшись от посторонних глаз за отвесной скалой на высоте 540 метров над уровнем моря, башня все-таки была обнаружена и сразу после обеда взята штурмом. 

Вид с дозорной площадки башни №123
Sputnik
Вид с дозорной площадки башни №123

По мнению Дмитрия Счастного, башня по-своему уникальна, ее высота с наружной стороны около шести метров, но одной стороной башня впритык примыкает к скале. Также к башне пристроена ровная площадка, если встать на нее, открывается вид на протекающую под скалой реку Чапагурва, башню №124, расположенную внизу, и дорогу. Сейчас это дорога, построенная здесь в советское время, но, по всей вероятности местами она совпадает с другой, древней дорогой – ровесницей башен. Возможно, именно с этой площадки контролировался весь этот участок. Ученые предполагают, что функция этой площадки - дозорная.

Действительно, вид с башни открывается потрясающий. Особенно после дождей. Горы становятся до того четкими и ясными, что начинает казаться, будто они рядом. Вдалеке виднеется море, и дозорный мог наблюдать проплывающие по нему корабли.

Произведя стандартные измерения, наша группа поспешила вернуться в лагерь. Стремительно надвигалась горная ночь.

Слишком большая, чтобы заботиться

Существует несколько распространенных теорий происхождения стены. О строителях и периоде возведения стены и ее башен писали еще в начале XIX века.

Шандор Кайтан, возглавляющий нынешнюю экспедицию, которая во что бы то ни стало решила добиться истины в неразрешимом вопросе, называет четыре основные версии появления памятника:

1. Великая Абхазская стена была сооружена греками для защиты их колонии (главным образом Диоскурии (Сухум) и Гюэноса (Очамчыра) от горных варваров с севера. Этой точки зрения придерживались Фредерик Дюбуа де Монпере и историк К. Кудрявцев. Они с Великой Абхазской (Келасурской) стеной ассоциируют упомянутую древнегреческим историком и географом Гекатеем Милетским "Коракскую стену".

2. Великая Абхазская стена построена византийцами или при их сотрудничестве с апсилами (одно из древних племен, которые в позднеантичное и раннесредневековое время жили на территории современной Абхазии) во времена войны против персов.

3. Великая Абхазская стена воздвигнута персами (на это указывает фрагмент письменного сочинения, найденный грузинским историком Зазой Алексидзе в Синае. Однако данные этой публикации пока не подтверждаются из-за отсутствия материальных источников и из-за веских хронологических расхождений, известных из письменных источников).

Останки Великой абхазской стены
Sputnik
Останки Великой абхазской стены

4. Стена сооружена князем Леваном II Дадиани между 1628 - 1653 гг. для защиты Мингрелии (историческая и субэтническая область в Западной Грузии) от абхазов.

По мнению Шандора Кайтан, все основные версии требуют дальнейшего археологического изучения для подтверждения достоверности.

В ноябре 2012 года на одном из российских телеканалов вышел документальный фильм, в котором журналисты провели "собственное уникальное расследование". Буквально в недельный срок, опираясь на письменные источники и мнения специалистов, а также совершив три "вылазки" к стене и взвесив все "за" и "против", журналисты попытались разгадать вековую загадку и дать ответ на вопрос, будораживший ученые умы около 150 лет.

Взяв за основу мнение Зазы Алексидзе и пять образцов раствора из разных участков стены, съемочная группа датировала появление стены то ли VI, то ли XVII веком нашей эры.

Для того, чтобы определить хотя бы приблизительные временные рамки появления стены научный сотрудник отдела классической археологии, кандидат исторических наук Галина Требелева за два года исследований проанализировала 738 образцов связывающего раствора с 208 башен и участков стен и 276 образцов с других историко-архитектурных объектов средневековья.

Экспедиция Шандора Кайтан началась в июне этого года, за это время было совершено 20 экспедиций к стене, впереди еще долгие месяцы исследований и раскопки.

Тем временем, фантастически быстрый способ разгадки появления стены от московских телевизионщиков Великой Абхазской стене действительно бы не помешал. Разрушение стены идет быстрыми темпами, сейчас уже не существует многих фрагментов, которые фиксировал еще 40 лет назад Юрий Воронов.

Исторический памятник, несмотря на размеры, даже не входит в Список всемирного наследия Юнеско. Видимо, Великая стена слишком большая, чтобы о ней заботиться, и слишком старая, чтобы о ней помнить.

Исследование Великой Абхазской стены проходит при финансовой поддержке фонда "Амшра". Агентство Sputnik выступает официальным информационным партнером проекта. Итоги научной экспедиции должны быть подведены до июня 2020 года.

Читайте также: 

 

1227
Темы:
Тайны Великой Абхазской стены (27)

Тарасов о столкновении на границе Армении и Азербайджана: конфликт никому не выгоден

45
(обновлено 13:03 14.07.2020)
Эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов прокомментировал обострение ситуации между Арменией и Азербайджаном.
Тарасов о боестолкновении на границе Армении и Азербайджана: конфликт никому не выгоден

Ситуация на границе Армении и Азербайджана относительно спокойная, сообщила во вторник пресс-секретарь минобороны Армении Шушан Степанян на странице в Facebook.

"Ночью с позиций вооруженных сил Армении было замечено движение танка противника, которое было пресечено огнем с нашей стороны. В данный момент на границе относительное спокойствие", – написала Степанян, ее слова приводит РИА Новости.

Она также сообщила о видеоматериале, который в дальнейшем планирует опубликовать.

Вооруженный инцидент произошел на границе Товузского района Азербайджана с Тавушской областью Армении в воскресенье. Минобороны Азербайджана заявило об обстреле его позиций со стороны армянских военных. Обострение конфликта на границе Армении и Азербайджана не может быть выгодным никому, считает эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов. 

"После того как Армения и Азербайджан совместно отказались от выполнения Венских и Санкт-Петербургских соглашений, стало ясно, что любая провокация будет трактоваться только со своей точки зрения и в свою пользу. Обострение на линии соприкосновения, объективно говоря, играет на пользу и Алиеву, и Пашиняну. Если же говорить о большой геополитике, то никто не заинтересован в развязывании регионального конфликта", - рассказал Тарасов в эфире радио Sputnik Южная Осетия.

Боестолкновение произошло на границе Азербайджана и Армении 12 июля в Товузском районе Азербайджана и Тавушской области Армении соответственно.

Минобороны Азербайджана заявило об обстреле его позиций со стороны армянских военных. Минобороны Армении сообщило, что азербайджанские военные пытались при поддержке артиллерии захватить армянский опорный пункт. По информации Баку, погибли четверо азербайджанских военных. Армянская сторона заявила о ранении двух полицейских и трех военных, погибших нет. В понедельник обстрелы продолжились, в частности, Ереван заявил, что Баку обстреливает территорию Армении с периодичностью в 15-20 минут. Азербайджан заявил 13 июля об обстреле армянского опорного пункта.

45

Курорт для местных: как в Абхазии развивают внутренний туризм

2009
Пандемия коронавируса "перекрыла воздух" курортному сезону в Абхазии. Идет второй месяц лета, а туристов все еще нет. Однако местные предприниматели пытаются адаптироваться в новых условиях.

О том, как предприниматели Абхазии выживают без заграничных гостей, какие пути выхода из кризиса они находят и как пытаются развивать внутренний туризм, читайте в материале Sputnik.

Sputnik, Ренат Пачалия

Эскурсии для "своих"

Экскурсовод Руслана Гергедава смирилась с отсутствием туристов и решила найти альтернативные пути работы. Она решила проводить экскурсии на малоизвестных турмаршрутах для местных жителей. О своем недавнем эксперименте Руслана рассказала в социальных сетях, пригласив жителей Абхазии в путешествие.

"На днях я сделала пост на своей странице в Facebook с предложением организовать экскурсию в Хашупский каньон. Говоря откровенно, я была удивлена. Многие местные жители писали мне и интересовались, сколько стоит такая экскурсия и где находится такая красота", - поделилась Руслана.

© Foto / предоставила Руслана Гергедава
Экскурсия для местных

Первые две группы из 42 "домашних" туристов отправились на экскурсию в эти выходные в Хашупский каньон. Следующая экскурсия должна пройти 25 июля, по маршруту "восточная Абхазия". Удивить местных сложнее, ведь они лучше знают страну, говорит Руслана, и признается, так от работы она не уставала никогда.

Гергедава отметила, что экскурсия для местных стоит в два раза дешевле. Объяснила она это тем, что за свои услуги денег она не берет, жители страны не платят за посещение туристических объектов.

"Моя цель заключается не в заработке денег, а в привлечении местного населения к внутреннему туризму", - уточнила Руслана.

Экскурсовод также выразила непопулярное в обществе мнение - она против открытия государственных границ, пока вирус в соседних странах не побежден. Руслана считает, что жители Абхазии вместе с деньгами могут заработать и серьезную болезнь, борьба с которой в республике может стать большой проблемой.

"Туристка" из Очамчыры Гуранда Кишмария поделилась впечатлениями от поездки в Хашупский каньон.

© Foto / предоставила Руснала Гергедава
Хашупский каньон

"Для меня самое главное - это хорошая атмосфера. Спасибо Руслане за интересную экскурсию. Я никогда не посещала этот каньон, тем более в качестве туриста, и не ожидала, что у нас в Абхазии столько красивых неизвестных мест", - рассказала Гуранда и добавила, что собирается на экскурсию в высокогорное село Псху.

Кишмария считает, что идея развития внутреннего туризма перспективна. Она добавила, что не стоит недооценивать местное население в качестве туристов, и посоветовала турбизнесу переориентироваться на граждан Абхазии.  

Водитель внедорожника Беслан Царгуш работает в сфере туризма уже 15 лет и возит гостей по труднодоступным районам страны. Делать бизнес на внутреннем туризме у него не получается.

"Скажу вам честно, за все время моей работы к нам обращались местные жители, которые хотели воспользоваться услугами "джипинга". Я никогда им не отказывал, но денег при этом я у них не брал, так как считаю неправильным брать деньги с местных", - отметил Беслан.

Водитель внедорожника с сожалением признался, что с начала курортно-летнего сезона у него не было ни одного выезда с туристами.

Местные постояльцы и поход в горы

Нестандартный подход в гостиничном бизнесе применили владельцы отеля в селе Алахадзы Гагрского района. При отсутствии постояльцев супруги Инга и Адамыр решили привлечь местное население скидками.

"Мы решили с друзьями провести день у нас в отеле. Отдохнули отлично. Искупались в бассейне и пожарили шашлыки. Естественно, каждый из нас пользуется соцсетями, и мы начали выкладывать видео и фото. Многие из тех, кто это увидел, начали интересоваться, где и за сколько можно так круто отдохнуть. После этого мы с мужем решили сдавать номера местному населению по более низкой цене", - отметила Инга.

Хозяева добавили, что люди звонят и интересуются, но пока что в отеле нет ни одного посетителя.

Хозяйка отеля в Пицунде Жанна также решила переориентироваться на местного туриста. Она призналась, что раньше у нее не было мыслей о клиентах из Абхазии.

"Удивить местных путешественников намного сложнее, чем приезжих. Я считаю, что если отель находится в центре города, то там не будут отдыхать местные жители. Им нужна экзотика, близкое расстояние до моря и тишина - вот что привлекает наших туристов, и сегодня у нас есть несколько постояльцев из числа местных жителей", - поделилась Жанна.

Эмир Харчилава уже несколько лет организовывает туристические походы в горы Абхазии, но среди его клиентов редко бывают местные жители, так как платить за это удовольствие они не готовы.

"Еще одна причина того, почему местные не пользуются услугами проводника - это наличие у многих своего транспорта, люди могут сами добраться до интересующего их места", - рассказал Эмир и отметил, что как бы он ни хотел развивать внутренний туризм, это зависит от финансового состояния граждан нашей страны.

Эмир добавил, что у него были предварительные заказы от российских туристов на сумму более 150 тысяч рублей в апреле и мае, но из-за закрытой границы он остался без этих денег. Он надеется, что граница вскоре откроется и ситуация в стране нормализуется.

  • Ткуарчалские водопады
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Горы Ауадхары
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Водопад "Великан"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 3
© Sputnik / Томас Тхайцук
Ткуарчалские водопады

Как отметил замминистра туризма Абхазии Астамур Барциц, внутренний туризм в стране носит понятие "выходного дня". Местные жители планируют отдых в свободное от работы время, то есть в субботу и воскресенье. Существуют излюбленные места для граждан Абхазии – это Акармарские водопады и форелевое хозяйство в Гудауте. Особый интерес местные проявляют к горному курорту Ауадхара.

Барциц подчеркнул, что в Абхазии много красивых, живописных мест, которые неизвестны многим гражданам, и посоветовал турфирмам начинать более активно работать с населением.

Читайте также:

 

 

 

2009

Суверенное решение и ящик Пандоры: турецкие эксперты о новом статусе Святой Софии

7
Государственный совет Турции в пятницу 10 июля отменил решение правительства страны от 24 ноября 1934 года о статусе музея Айя-Софьи (Святой Софии) и постановил зарегистрировать как мечеть.

Турецкие эксперты в беседе со Sputnik Турция прокомментировали принятое Государственным советом Турции постановление. О том, как они оценивают превращение собора Святой Софии в мечеть и какие последствия можно ожидать от этого решения, читайте в материале Sputnik.

Во имя ислама или политики?

Журналист, главный редактор телеканала TELE 1 Мердан Янардаг во время беседы со Sputnik Турция заявил, что превращение Собора Святой Софии в мечеть смело можно считать политическим решением. По его словам, Турция не нуждается в новой мечети.

"В Стамбуле достаточно мечетей и имеющиеся мечети не наполняются даже во время пятничного намаза. В то время как Голубая мечеть не заполняется, не стоит и думать о том, что это произойдет в Святой Софии после того, как из музея ее превратят в мечеть. Территория Ирана составляет 1 миллион 600 тысяч квадратных километров, что более чем в два раза больше чем у Турции. Население Ирана, согласно последней переписи населения, больше населения Турции на 3-4 миллиона человек. При этом количество мечетей в Турции в два раза больше, чем в Иране. Если сейчас в Турции, где мечетей в два раза больше, чем в Иране, исламском государстве, они до сих пор возводятся, то можно говорить о том, что за открытием значительной части этих мечетей стоят политические цели, направленные на использование религиозных чувств общества",- подчеркнул Янардаг.

Журналист также отметил, что решение создать новую мечеть было принято для отвлечения общественного внимания.

"Конечно, это смешно, создавая мечети, думать, что страна будет развиваться и процветать. Если учитывать тот факт, что мечети не являются символом развития и процветания, при наличии такого числа мечетей, прибавление к ним новой не является попыткой удовлетворить религиозные потребности. Не стоит считать, что-то, что делается имеет иные цели кроме как достижение узких идеологических целей",- подчеркнул он.

В свою очередь профессор кафедры богословия Анкарского университета Мехмет Хайри Кырбашоглу заявил, что решение изменить статус Святой Софии является внутриполитическим вопросом.

"Мы вынуждены говорить о том, что столкнулись целиком и полностью с внутриполитическим вопросом. Это вопрос не религии, а политики, даже пиара. Здесь очень заметна проведенная работа, консультации и подготовка этого решения. Однако прогнозы о том, какими будут последствия этого в краткосрочной и долгосрочной перспективе, произведены не были",- отметил профессор.

Кроме того, он подчеркнул, что превращение Собора Святой Софии вряд ли решит социально-политические проблемы в стране.

"Но решит ли превращение Святой Софии в мечеть такие проблемы, как коррупция в Турции, проблему безработицы, испорченности, несправедливости при распределении доходов, поляризации, разжигания ненависти? Какую из этих проблем оно решит? Мусульмане каждый божий день совершают намаз в Мекке, Медине, Мечети Султанахмет и будут совершать в Святой Софии. Изменилось ли при этом к лучшему содержание мусульманства, повысилось ли качество? Наоборот. Мы усердно молимся, но при этом процветают все виды бесправия, несправедливости, взяточничества и коррупции. И это относится не только к нам, а ко всему мусульманскому миру. Что касается индекса коррупции, то мусульманские страны находятся в конце рейтинга стран по коррупции. Турция за год спустилась на 9 пунктов. Что от того религиозен ты или нет? Что изменится от того, совершаете вы намаз в Святой Софии или нет? Согласно Корану, намаз – это то, что удерживает людей от совершения зла. Этот аят зачитывается каждую пятницу, но многие не знают его смысла",- заявил турецкий богослов.

Он также указывает на проблему того, что в Турции религия используется в качестве политического инструмента.

"В Турции религиозность должна быть полностью переоформлена. Власти знают это и потому ждут 80 лет, чтобы привязать к себе массы. Если намаз, совершаемый тобой на протяжении 80 лет, не сделал из тебя человека, то намаз в Святой Софии сделает? Это просто комично, но я не думаю, что это продлится очень долго, ведь в Турции политика основана на религии и национализме, и это удобный инструмент. Это повлечет за собой много негативных последствий как на национальном, так и на международном уровне. Оставить Святую Софию в статусе музея было бы более приемлемо с точки зрения мирового наследия. Второй Святой Софии нет. У нее такая особенность. Ее строительство завершилось всего за 30 лет до рождения Пророка",- заключил Мехмет Кырбашоглу.

Риски санкций

Депутат от Народно-республиканской партии, юрист Али Озгюндуз в беседе с корреспондентом Sputnik указал на то, что Святая София имеет символическое значение как для мусульман, так и для православных.

"До того, как было вынесено данное решение Святая София не являлась храмом. Она была закрыта для совершения молитв, это была мечеть, используемая в качестве музея. Кроме того, в одной из ее частей поклонения все же производились. А с принятием этого решения Святая София стал полностью открытой для совершения молитв. Я полагаю, что она, сохранив облик музея, продолжит свое существование в качестве мечети и музея одновременно. Кроме того, я не считаю, что в следствии этого решения Турция столкнется с какими-либо санкциями, ведь это решение связано с правом Турции на суверенитет. Однако, конечно, бесспорно, собор Святой Софии является общемировой ценностью. Если даже данное решение вызовет жесткую реакцию со стороны русской и греко-киприотской православной церквей, по сути, собор Святой Софии имеет такое же символическое значение для мусульман, как и для православных. Вот уже 70-80 лет в контексте этого символического значения продолжаются разговоры о "разрыве цепей вокруг Святой Софии". С принятием решения политические исламисты в Турции лишились одного из трех основных политических компонентов. Этими основными компонентами политических исламистов были вопрос о ношении платка, наличие мечети на площади Таксим и существование собора Святой Софии в качестве мечети. Раз по всем трем моментам было достигнуто решение, я не знаю, какой политический компонент будет использован далее", - заявил Али Озгюндюз.

В свою очередь политолог Онур Эрим отметил, что споры о решении по собору Святой Софии будут носить долгосрочный характер.

"Негативные реакции последуют из разных стран, но прежде всего из Греции и России, где большинство населения составляют православные. Данное решение приведет к тому, что страны, в особенности на Западе, которые не испытывали к Турции особых дружественных чувств, и находящиеся там группы со схожим мнением, получат шанс создать новый фронт против Турции. Я считаю, что в это будут вовлечены Западная Европа, США и даже находящиеся там евангелисты. Эти дебаты не закончатся за несколько недель", - подчеркнул Эрим.

Политолог также добавил, что есть множество причин для противостояния Турции, и после решения по Святой Софии это противостояние может перерасти в некую кампанию.

"Весьма вероятно, что будет создаваться такая атмосфера, словно "Турция наносит ущерб мировому культурному наследию, намерена нанести урон христианскому храму или совершить "жестокость по отношению к культуре". Однако на данный момент сложно сказать точно ждут ли страну санкции или нет, и какими они будут. По-моему, несмотря на то, что прошли века, есть те, кто хотел бы, чтобы Стамбул продолжал оставаться "Константинополем", те, кто не может смириться с тем, что город является турецким и мусульманским. Однако критика может открыть ящик Пандоры, ведь культурное наследие Европы и Балкан, главным образом Греции и Испании, знает много случаев уничтожения. Так, многое было сделано неправильно, в том числе превращение мест поклонений в выставочные площадки. А Турция, в том числе османского периода, в этом вопросе достаточно невинна. Во времена Османской империи были сохранены оригинальные фрески и облики, они не были уничтожены, как это было в случае с перечисленными мною странами. Поэтому при начале подобных дискуссий наибольшие потери понесут именно они", - пояснил Эрим.

Святая София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.

Собор Святая София после захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7