Второй тур парламентских выборов в Абхазии

Успеть поправить: какие изменения в закон о выборах президента обсуждает Парламент

990
(обновлено 16:02 30.01.2020)
Депутат Парламента Абхазии Илья Гуния в интервью радио Sputnik рассказал об обсуждении поправок в закон "О выборах президента Абхазии", которые предлагает ЦИК.

СУХУМ, 30 янв – Sputnik. До проведения выборов президента Абхазии в законе "О выборах" достаточно изменить лишь одну 19-ю статью, сказал в интервью на радио Sputnik Абхазия депутат Парламента Илья Гуния.

Он отметил, что спор об итогах выборов президента возник именно из-за 19-й статьи.

"Были разногласия о том, как считать. Эти разночтения остаются, поэтому ЦИК естественно просит разъяснений - либо изложить в другой редакции, либо вообще поменять принцип подсчета голосов. Часть депутатов предлагает принцип подсчета по простому большинству, при этом убрать графу "против всех". Естественно, если графы "против всех" не будет, остаются два кандидата, и тот, кто набрал большее количество голосов, тот и выиграл выборы", - сказал он.

Илья Гуния представил свой законопроект, согласно которому, принцип подсчета голосов остается прежним, но разъясняется 19-я статья.

"Я считаю, что принцип первого тура, где выигрывает кандидат, который набрал больше 50% голосов, нужно оставить и во втором туре, при пороге явки в 25%", - рассказал Гуния.

Он также отметил, что победитель второго тура должен иметь "запас прочности" и набрать 50% плюс один голос.

Среди депутатов существует и мнение о том, чтобы не менять выборное законодательство, рассказал Илья Гуния.

"Но если мы оставим все как есть, то это приведет к тем же результатам и оспариваниям, мы должны отойти от этого. Рабочие заседания еще будут продолжаться, и думаю, что мы к чему-то придем, если даже не выйдем с единым документом, то на сессии я могу выйти со своими поправками, кто-то может выйти со своими. День голосования за изменения в закон пока не определен", - подчеркнул парламентарий.

Кроме того, Илья Гуния будет предлагать поправки, касающиеся критериев для кандидатов в президенты и вице-президенты.

"Они не должны быть наркоманами, больными, это такие вещи, которые очевидны, но не прописаны в выборном законодательстве. Если у человека погашена судимость, то на сегодняшний день он имеет право выдвигаться в президенты. Я, например, считаю, что по тяжким и особо тяжким преступлениям если человек сидел, то он не имеет права выдвигаться", - сказал он.

В случае если человек совершил преступление по неосторожности, то он может стать кандидатом в президенты, отметил Гуния.

"Мы все ходим под богом, и ситуации бывают разные", - отметил депутат.  

Ранее председатель ЦИК Тамаз Гогия сообщил о том, что Центральная избирательная комиссия Абхазии направила свои предложения к закону "О выборах президента Абхазии" в Парламент страны.

В частности, речь идет о поправках статьи 19, касающейся повторного голосования в случае второго тура. Согласно этой статье, победителем во втором туре выборов считается кандидат, набравший больше голосов, чем было подано против него. При этом в ней не уточняется, следует ли суммировать голоса "против всех" с голосами проигравшего кандидата. 

В Парламенте периодически проходят комитетские заседания, посвященные обращению Центральной избирательной комиссии.

"Мое мнение заключается в том, что графу "против всех" нужно оставить, потому что мы должны понимать настроения людей, они могут быть не согласны, не учитывать их мнение неправильно", - подчеркнул Гуния.

Говоря о поправках в закон "О выборах президента Абхазии", которые предлагает ЦИК, Илья Гуния заметил, что Центральная избирательная комиссия может самостоятельно решить некоторые из них.

"Например, ЦИК спрашивает, как им проверять ценз оседлости, извините, но по цензу оседлости вопросов не возникало очень давно. Для этого есть МВД, мы что, должны написать в законе, что кто-то должен дать кому-то справку? Мне кажется, что ценз оседлости проверить просто, если ЦИК не может взять на себя даже такие полномочия, то я считаю, что это неправильно", - подчеркнул Гуния.

Повторные выборы президента Абхазии состоятся 22 марта. Решение о проведении нового голосования было принято 10 января после того, как Кассационная коллегия Верховного суда удовлетворила жалобу экс-кандидата в президенты Алхаса Квициниа на решение суда о признании действительными итогов повторного голосования на выборах президента.

О своем участии в предстоящих выборах президента уже заявили лидер оппозиции, депутат Парламента Аслан Бжания и председатель политической партии "Акзаара" Леонид Дзапшба.

Читайте также:

990

Трагедия, комедия и премьера от Чичериной: афиша Абхазии с 21 по 27 сентября

65
(обновлено 12:48 20.09.2020)
Информационное агентство и радио Sputnik Абхазия предлагает еженедельную афишу культурных событий с 21 по 27 сентября.

Комедия "Требуется лжец" в Абхазском Драматическом театре, концерт государственного народного оркестра в госфилармонии, "Визит старой дамы" в РУСДРАМе  и другие культурные события - в афише Sputnik Абхазия.

Русский театр драмы

22 сентября в 19:00 РУСДРАМ покажет трагическую комедию "Визит старой дамы". Гениальная пьеса, одно из величайших достижений драматургии XX века, в интерпретации режиссера Антона Киселюса.

25 сентября в 19:00 на сцене РУСДРАМа  покажут спектакль  "Электра" в постановке режиссера Артема Устинова. Древнегреческая трагедия о девушке, которая стала свидетельницей убийства отца матерью и ее любовником.

Сухум, проспект Леона, 8

Абхазский государственный молодежный театр

23 сентября в 19:00 на сцене Абхазского драматического театра пройдет спектакль "Требуется лжец" по пьесе греческого драматурга Дмитриса Псафаса. Режиссер современной греческой комедии Шалва Гицба.

Сухум, ул. Пушкина, 1

Абхазская государственная филармония

В Абхазской госфилармонии 23 сентября состоится концерт государственного оркестра народных инструментов имени О.Хунцария. В качестве гостя певица Юлия Чичерина выступит с премьерой песни об Абхазии.

Также гостями вечера будут Виолетта Маан, Алексей Самарин, Антон Давидянц и другие.

Центральный выставочный зал Союза художников

22 сентября откроется выставка "Художник. Время. Память". Выставка посвящена отечественной войне Абхазии 1992-1993 и 75-летию Великой отечественной войны.

Сухум, ул.Лакоба, 31

Пицунда

24 сентября в 17:00 в Пицундском храме выступит органист Лука Гаделия. В программе музыка западно-европейских, русских и абхазских композиторов.

Пицунда, ул. Гицба, 8

65
Охота

Добыть шкуру зверя: об охотничьих традициях абхазов

218
Охота – традиционное увлечение абхазов, многие столетия они охотятся на разнообразную добычу. О том, как зарождалась охота, на что и с помощью чего охотились в Абхазии, читайте в материале Sputnik.

Охота стала основной хозяйственной деятельностью абхазов в эпоху верхнего палеолита, подтверждение этому ученые нашли в гроте Хупынипшахва, где были найдены кости тура, серны, пещерного медведя и лося.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Традиционная охота

В охоте абхазы использовали различные самоловные устройства, а также копья, дротики, гарпуны. 

Тому обстоятельству, что для абхазских племен охота стала важной формой хозяйственной деятельности способствовала сама природа. В абхазских горах и лесах в изобилии водилась разнообразная дичь. Мясо дичи служило пищей, шкура – постелью и одеждой, а также предметом обмена и торговли, особенно ценились куньи меха.

Охота по-абхазски дословно переводится как "идти на дичь" ашәарыцара от ашәарах – дичь, "ацара" – идти. Абхазам знакомы разные формы и способы охоты: летняя, чаще всего индивидуальная, при помощи огнестрельного оружия на диких высокогорных животных. Также охотились осенью группами, ставили ловушки и западни в ущельях, где обитает дичь.

Следующую форму охоты называют "охотой в лесу", как и добывание дикого меда из дупел деревьев и скальных трещин. Была также распространена массовая осенняя охота в прибрежных и подгорных лесах с собаками и оружием. Основным оружием охоты была кремневка, параллельно до XIX века частично пользовались луком и стрелой.

Вместе с тем сооружались и различные охотничьи приспособления. Так, для охоты на кабанов существовала специальная западня, которая называлась "акыдра". Целое дерево подпиралось одним концом стойкой, упирающейся в лежащую на земле жердь. Если толкнуть жердь, стойка падает, а с ней и бревно, убивающее кабана.

Наиболее популярной, хотя и небезопасной, считается высокогорная охота на дикую козу (абӷаџьма), дикого козла (ақәасаб), косулю (аԥслаҳә), серну (ашьабсҭа), тура (абӷаб).    

Для зимней охоты в нагорной Абхазии использовали лыжи (ашәаҩа). У абхазских лыж деревянный обод согнут, концы соединены веревкой или ремнями. Длина – 30, ширина в середине – 24 сантиметра. Обод соединяли и переплетали тремя широкими продольными ремнями и шестью поперечными, на которые ставится нога. Ремни продевали в отверстие обода. Лыжи привязывали к ноге парой ремешков, прикрепленных к переплету.

Для охоты в снежных условиях абхазы использовали особую деревянную лопату (аҭәырӷәы лаба). Лопата служила для разгребания снега в горах, для чего конец ее смазывался салом.

Как готовились к охоте

Перед тем как отправиться на охоту приводили в порядок одежду, обычно серых тонов, чтобы резко не выделяться из окружающей среды: удобную обувь – чувяки из бычьей или буйволиной шкуры (ажәцәеимаақәа), шерстяные носки (аласха қылԥадқәа), ноговицы (аимсқәа, амесҭ), широкополый войлочный головной убор (ауапцәа хылԥа, ачарахь хылԥа). Брали с собой скатанную бурку (ауапа) или козью шкуру с шерстью (аџьмацәа кәахьча).

За спиной охотника висел походный мешок (ахьаҭра), в котором лежали предметы первой необходимости: деревянная кружка (ахмаҷыр, акәмаҷеи) шило (аӡаӡ), кожаные ремешки (ааҷа), дорожнаџ провизия (амҩаныфа), поваренная соль (аџьыкахыш), аджика (аџьыка)

В комплект оружия (абџьар) входили: ружье (ашәақь), кремневка (аԥсуа шәақь, ашьанҵа шәақь), - в более ранние периоды, боеприпасы (ахыи-ахәшәи, аџьыԥҳаны), а до появления казнозарядных ружьей – тряпочки для заворачивания пуль  (ахкәырша, ахҵаҵа), а позднее – заряженные патроны (апатронақәа, аџьазцәақәа), уложенные в патронтаж (аҟанҭаруаз).

На поясном ремне висел "абхазский нож" (аԥсуа ҳәызба), жирница (акьаԥаҭра), наполненная жиром из костного мозга ножки косули (ашьахәар), бараньего курдюка (ацәымса), кресало (аихамца), с кремнем (ашьанҵа), оселок (амақьаԥсыс), иногда он бывал просверлен и висел отдельно на ремешке. На случай заболевания с собой брали снадобья (ахәшә еиҵаҵа, аҭалоу ахәшә).    

Охота с собаками

Охота с собаками имела распространение. При псовой охоте группа людей с собаками (амаҵуарқәа, то есть "прислуживающие" псы) собирались в определенном месте.

Затем вместе шли в лес, где водилась дичь, и здесь предварительно совершали следующий обряд: собирали по кусочку от своей одежды и, сложив их в одном месте, поджигали и переходили через огонек, чтобы освободить себя от влияния дурных глаз и ног.

После этого они окружали лес, а внутрь пускали собак, и испуганную дичь убивали выстрелом при выходе из леса. Добычу делили поровну, присваивать же долю товарища считалось грехом.

Об абхазских охотничьих собаках, обученных ястребах (ахьшь) и соколах имеются упоминания еще в источниках первой половины XVII века. Голландский автор Витсен писал, что "там очень красивые и понятливые соколы". Использовались также верховые лошади, в частности, во время охоты на некоторых перелетных птиц.

Охота нашла глубокое отражение как в материальном быту, так и в обычаях, обрядах, религиозных верованиях, фольклоре и в самом языке абхазов.

Так, по старым поверьям абхазов, существуют две родственные группы божеств – покровителей охоты по имени Аиргь и Ажвейпшаа, которые властвуют над всеми лесами и дичью. В нартском эпосе охота занимает большое место, выступая как одно из наиболее интенсивных хозяйственных занятий богатырей-нартов. Согласно эпосу, нартам принадлежала всякая дичь, например, зубры служили им как буйволы, волки - как собаки. 

Свою единственную сестру нарты кормили только костным мозгом отборной дичи. Сасрыква – центральный герой сказаний – именуется "абчарах", то есть верховным охотником, "владыкою над дичью".

Соблюдение обрядов

Во время охоты как сами охотники, так и их домашние должны были соблюдать ряд религиозно-магических обрядов и предписаний с целью умилостивления покровителей дичи и обеспечения удачи на охоте. Прежде чем выйти из дома, охотник брал от каждого члена семьи, в том числе от посторонних лиц, гостящих дома, даже от собаки "акух" (аҟәых), то етсь что-нибудь из того, что им лично принадлежит – частичку одежды, волосок, шерстинку и сжигал все незаметно на огне говоря: "Если в мое отсутствие среди домашних случится ссора или что-нибудь недоброе, пусть, боже, это не помешает иметь мне удачу на охоте!".

Каждый встречный также давал охотнику что-либо от себя – трут, табак, заряд пороха и так далее, пожелав ему доброго пути.

Перед отправлением охотников в путь все, кто находится на стоянке или дома, должны были присесть или даже лежать неподвижно, как будто объятые глубоким сном, пока охотники не ушли. За все время их отсутствия домашние при любых обстоятельствах должны были хранить тишину, мир и спокойствие, избегать ссор и употребления непристойных слов и выражений, чтобы не навлечь гнева оскорбленных божеств.

Старшего в группе охотников называли особым охотничьим словом, которое в дословном переводе означает "счастливый бык" (ацәымш), причем этим же термином именовался и старший в объединенной группе пастухов на альпийских пастбищах.

Согласно абхазскому охотничьему правилу, дичь считается принадлежащей лишь тому, чья пуля первой пролила хоть каплю ее крови, если даже она в тот момент осталась жива, а потом другой охотник убил ее. Это положение обычного права (право первой крови) соблюдается и сейчас.

У убитой дичи отрезали часть уха и кончик носа и бросали прочь, только с этого момента она считалась уже собственностью не Ажвейпшаа, а подстрелившего ее охотника.

Возвращаясь с удачной охоты и приблизившись к дому или стоянке, охотник начинал песню в честь покровителей лесов и дичи Аиргь-Ажвейпшовых, или особым свистом давал знать о своем появлении; все выбегали навстречу и, поздравляя, бросали ему сухие веточки. Мясо дичи вешали во дворе на жерди с крючками.

Охотничий язык

Наиболее характерной чертой охотничье-религиозного быта абхазов является особый охотничий язык, называемый "лесным языком" (абна бызшәа), употребляющийся охотниками только во время охоты и засвидетельствованный, как и божество охоты, у ряда кавказских народов.

Охотничий язык имеет специальное служебное назначение – не дать зверям возможности узнать о присутствии и намерениях охотников, ввести в заблуждение и притупить их четкую бдительность, чтобы они не замечали приближения опасности, не убегали, легко было на них охотиться и убивать.

"Лесной язык" отличается от обычного, разговорного, главным образом, лишь в своей именной части. Запрещалось называть вещи своими именами, так как считалось, что это мешает удаче на охоте. Для обозначения каждого табуированного предмета или явления, с которыми охотники часто встречаются, употреблялись особые слова-заменители.

Эти соответствия представляют собою во многих случаях лапидарное описание специфических качеств соответствующих предметов или переносное выражение их основного назначения, а также сравнения или звукоподражания. Однако в большинстве своем непонятно значение и содержание слов "лесного языка".

Охота была сопряжена с большими трудностями и жертвами, но, несмотря на это, по обычаям старой Абхазии, охотник должен был делиться продуктами своего тяжелого и опасного труда с первыми встречными, соседями, одаривать ими князей, дворян и так далее. "Охотники проводят на охоте месяца два-три, - пишет Дмитрий Гулиа, - главным образом зимою, подвергая себя, неописуемым опасностям в горах, без всякой выгоды для себя, так как вся убитая дичь делится между сбежавшимися на выстрел лицами и соседями, а шкуры убитых лесных животных охотники дарят дворянам, князям и административным лицам для украшения домов".

Все это не могло стимулировать развитие охоты, которая некогда здесь процветала, но к началу ХХ века сделалась малоприбыльной. 

Для подготовки материала использованы: книга Ш. Инал-ипа "Абхазы" 1965 год, статья А. Хеция "Охота", книга "Абхазы" 2012 год.

218

Северное сияние и высокая мода: самые яркие фото недели

0
На уходящей неделе президент Аслан Бжания посетил ковидный госпиталь, глава Белоруссии Александр Лукашенко встретился с Владимиром Путиным в Сочи, а в Финляндии засняли северное сияние - самые яркие кадры в фотогалерее Sputnik.

В Абхазии подняли флаги в честь старта учений "Кавказ -2020", в Инди отметили праздник Наваратри, а в Израиле прошли акции протеста против политики премьер-министра Бенджамина Нетаньяху, не прекращаются протесты и в Белоруссии. В мире прошло сразу несколько модных показов. 

Чем еще запомнилась эта неделя - смотрите в фотоленте Sputnik.

0
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Президент Аслан Бжания во время посещения Гудаутской больницы, где развернут ковидный центр.

  • © Sputnik / Alexey Maishev

    Участница несанкционированного женского марша "Подруга за подругу" в Минске. Массовые акции протеста в Белоруссии начались 9 августа после завершения голосования на выборах президента. По данным ЦИК, в них победу одержал Александр Лукашенко, набрав более 80% голосов избирателей.

  • © Sputnik / Andrey Stasevich

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко в аэропорту Сочи, куда он прилетел на встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным.

  • Президент Абхазии Аслан Бжания принял участие в торжественной церемонии поднятия государственных флагов участников стратегического командно-штабного учения "Кавказ-2020" на полигоне Цабал.

  • © REUTERS / Juan Medina

    Модели представляют творения Custo Barcelona во время Недели моды Mercedes Benz в Мадриде.

  • © AFP 2019 / Sam Panthaky

    Танцоры во время репетиции перед праздником Наваратри в Ахмедабаде, Индия.

  • © AFP 2019 / Anne-Christine Poujoulat

    Велосипедисты, висящие на канатной дороге Гренобля.

  • © AFP 2019 / Wang Zhao

    Модель демонстрирует творение из коллекции Idol lady 2020 на Пекинской неделе моды.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Отдыхающие на пляже в Брайтоне, Великобритания.

  • © REUTERS / Corinna Kern

    Протест против премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Тель-Авиве.

  • © REUTERS / Alexander Kuznetsov

    Северное сияние в небе над Рованиеми, Финляндия.

  • © REUTERS / Karen Ducey

    Танцовщица позирует фотографу на рынке Пайк-плейс в Сиэтле, штат Вашингтон, США.

  • © AP Photo. Andre Penner

    Аллигаторы и белая цапля на берегу реки Бенту-Гомес во время природных пожаров в Бразилии.

  • © Sputnik / Vladimir Astapkovich

    Автомобили Жигули перед стартом ежегодного авторалли уникальных машин советской эпохи ГУМ-Авторалли — 2020 на Васильевском спуске в Москве. В этом году ГУМ-Авторалли посвящено 50-летию выпуска первых автомобилей марки LADA.

  • © Sputnik / Марианна Кубрава

    В центральном выставочном зале Союза художников Абхазии проходит подготовка экспозиции выставки "Художник. Время. Память."