Древние пули Мерхеула: что скрывает башня Великой Абхазской стены в Гулрыпшском районе

12413
(обновлено 11:36 01.06.2020)
Второй этап этого научного проекта "Тайны Великой Абхазской стены" завершается в селе Мерхеул Гулрыпшского района, где археологи проводят раскопки у подножия одной из башен в цепочке исторической стены.

О том, что нашли археологи за время исследований, кто разрушает Великую Абхазскую стену, как реагируют волонтеры на человеческие останки и есть ли будущее у проекта, в материале корреспондента Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Мерхуелские заметки

Село Мерхеул расположено в Гулрыпшском районе Абхазии, и добраться до него довольно просто. У поста ГАИ "Мачара", что находится всего в 10 минутах езды от Сухума, нужно повернуть налево и двигаться на северо-восток в сторону гор. Асфальт вскоре сменится на гравийку, но это не страшно. По этим дорогам спокойно и без особых проблем ездят даже "легковушки".

Мерхеул хорошо знаком не только жителям республики, но и туристам. Путь к популярным туробъектам - Черниговке и Ольгинским водопадам - лежит через это село. То, что в Мерхеуле бывают зарубежные гости, можно определить по торговым точкам, встречающимся вдоль дороги, где крестьяне предлагают покупателям свои вина, чачу, мед и фрукты. Так было до коронавируса. Сейчас сельчанам остается только ждать открытия границы и надеяться на то, что туристы все же решатся на отпуск в Абхазии.

Многое в этом селе можно найти, не выезжая за его пределы. К примеру, если у вас спустило колесо, нет проблем, рядом есть "шиномонтажка". Не беда, если столкнулись с более серьезной проблемой с автомобилем, можете обратиться за помощью в местную автомастерскую. В селе даже есть своя заправочная станция, оптовый склад стройматериалов и с полдесятка продуктовых магазинов. Словом, мерхеулцы постарались создать для себя комфортные условия, насколько это возможно в нынешних условиях. Им бы еще отремонтировать дороги, мост через реку Мачара, и, уверен, их жизнь стала бы гораздо проще. 

В целом, Мерхеул – симпатичное, красивое село, но негустонаселенное. По заброшенным постройкам видно, что до войны тут проживало намного больше людей. При этом по жилым домам, ухоженным дворам и земельным участкам можно определить, что мерхеулцы люди трудолюбивые и старательные. Наряду с многолетними насаждениями также встречаются молодые виноградники, персиковые и ореховые сады.

Богатым в историческом смысле Мерхеул делает также и то, что через его территорию проходила Великая Абхазская стена, одна из башен которой находится на приусадебном участке семьи Тертерян.

По рассказу главы семейства, 60-летнего Самвела Тертеряна, в детстве он часто играл вокруг и внутри башни, но никогда не задумывался о том, что это за строение. Интерес к этому у него появился уже в более зрелом возрасте, когда для изучения башни прибыли советские ученые.

"Сюда ходили все соседские дети, и мы часто играли здесь. Помню, как однажды из проема в стене вылезли огромные змеи, и мы сильно испугались. После этого родители запретили нам сюда ходить. Мы не знали, что это за башня такая, но когда приехали ученые, мне стало интересно. Я надеюсь, что ребята, которые сейчас занимаются изучением башни, смогут больше о ней узнать", - поделился Самвел.

Башня эта в работах абхазского ученого, историка Юрия Воронова числится под номером 39. По словам Тертеряна, раньше она была в лучшем состоянии, чем сейчас. С годами в исторической постройке проросли деревья, которые местами разрушили стены.

Находки и "разрушитель культурного слоя"

Время беспощадно, но и сами люди нанесли немалый урон историческим объектам Абхазии. Руководитель проекта "Тайны Великой Абхазской стены" Шандор Кайтан с сожалением отметил, что многие башни и части стены были стерты с лица земли и людьми, и природой.

Найти башню в таком хорошем состоянии, как 39-я, – большая удача, уверены ученые. Ее высота шесть метров, ширина 8,7 метра и длина 7,7 метра, толщина стен от одного до полутора метра. Возведена с помощью речных камней и извести вперемешку с мелкой галькой и песком.

"В Гулрыпшском районе мы выбрали именно эту башню, потому что она - одна из тех, что сохранились лучше всего. Расположение ее тоже удобное, и проводить раскопки гораздо проще. Все остальные находятся в труднодоступных местах и практически разрушены", - объяснил Кайтан.

Несмотря на все плюсы местности, археологам все же пришлось немало потрудиться. Прежде всего они расчистили прилегающую к башне территорию от деревьев и кустарников, очистили стены от мха и освободили объект от груды камней, которыми башня была завалена. 

Раскопки будут проводиться в течение десяти рабочих дней, шесть из которых уже позади. При этом уже есть первые интересные находки.

С наружной стороны кладки башни ученые обнаружили обломки пифоса, но их еще не успели извлечь. Если на них будут какие-либо орнаменты, надеются исследователи, по ним можно будет определить период, когда башня достраивалась или ремонтировалась. За все время нынешних исследований такое встречалось только один раз.

Находясь на вершине одной башни, если расчистить все заросли, можно увидеть невооруженным взглядом другую башню в цепочке стены. Такая близость давала возможность воинам подавать сигнал друг другу в случае опасности. По мнению ученых, несмотря на протяженность Великой Абхазской стены, нельзя утверждать, что она могла защитить от врага по всему периметру.

  • Местами стены башни разрушились из-за деревьев, которые вросли в стены
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Местами стены башни разрушились из-за деревьев, которые вросли в стены
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Ученым в раскопках активно помогают волонтеры
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Раскопки Великой Абхазской стены в селе Мерхеул
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • В раскопках археологи используют металлоискатель, чтобы найти металлические артефакты
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 5
© Sputnik / Томас Тхайцук
Местами стены башни разрушились из-за деревьев, которые вросли в стены

Возможно, главная цель заключалась в защите стратегических путей и местностей, по которым в страну мог вторгнуться противник.

Первым объектом, где провели раскопки в рамках проекта "Великая Абхазская стена", была башня в селе Хяцха Галского района. Вторым по счету стала башня в селе Джгерда Очамчырского района. Археологи добыли немало артефактов, среди которых было множество обломков пифосов, глиняных сосудов, ученым посчастливилось также найти два железных наконечника стрел. 

"Были также материалы и более позднего периода. В этой башне и в Джгерде мы нашли пули. Также в Джгерде мы нашли наконечники стрел. Это говорит о том, что башня там использовалась на протяжении многих веков. Возможно, нам удалось бы найти больше артефактов, если бы не "черные копатели", которые много где побывали", - сказал Шандор Кайтан.

В 39-й башне в Мерхеуле также нашли зеленого цвета поливную керамику с орнаментами, части блюдец, обломок зернотерки, возможно, из гранита, ножницы, также была обнаружена часть газыря и железная ложка, в которой могли отливать пули. Пока археологи не разобрались, действительно ли предназначение этой ложки именно такое. Пока мы находились на месте раскопок, нам посчастливилось лично увидеть момент обнаружения артефактов.

Недолго копаясь в слое почвы, младший научный сотрудник отдела археологии АбИГИ Дмитрий Авидзба нашел осколок керамического сосуда на месте, где могла быть кузня или какое-либо другое производство, судя по остаткам угля в земле.

"Сейчас я точно не могу сказать, какого периода этот осколок, так как его нужно очистить и изучить. Разброс во времени может быть большим. Почти каждый вид сосуда мог использоваться, допустим, с X века до XIII века. В принципе, как и в наше время, когда что-то входит в моду и через некоторое время выходит из моды. Керамика – это как паспорт. Если мы сможем понять, от какого сосуда этот осколок, то мы поймем, когда был построен этот исторический памятник или хотя бы, когда он функционировал", - рассказал Авидзба.

Археология и процесс самих раскопок требуют спокойствия, осторожности и точности, чего поначалу не хватало Дмитрию, который признался, что пять лет назад, когда он только начинал заниматься археологией, коллеги его прозвали "разрушителем культурного слоя".

"Я киркой бил так, что однажды разбил несколько кувшинов. Примерно через месяц азарт и нетерпеливость прошли. Ты начинаешь совершенно по-другому относиться к этой работе, более аккуратно. Первые мои раскопки были в Ткуарчале. Мне посчастливилось попасть в международную экспедицию, где все было как полагается – природа, палатки, дикие звери", - смеется Авидзба.

Молодой археолог хорошо помнит не только свою первую экспедицию, но и первую находку – берцовую кость младенца в ткуарчалской Акармаре. Как рассказал археолог, определить возраст останков было сложно, так как это было вторичное захоронение.

В древние времена народ Абхазии соблюдал языческие обряды и по одному из них после смерти тело человека помещали в мешок и подвешивали на дереве. После того, как тело разлагалось, мешок снимали с дерева, а кости разламывали на множество мелких фрагментов, после этой процедуры кости усопшего складывали вместе с его личными вещами и сжигали.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Артефакты найденные при раскопках в селе Мерхеул

Останки закапывали в небольшой яме в земле, на месте которого втыкали копье с двумя колокольчиками, которые звенели при ударе друг об друга. Во время тех раскопок в Акармаре нашли около 60 таких колокольчиков. Для чего все это было нужно предкам, Авидзба ответить затруднился, но предположил, что причиной мог быть страх людей перед духами.

Пожалуй, когда простой обыватель слышит слово "раскопки", на ум ему в первую очередь приходят сокровища, клад или драгоценные камни, и я в этом смысле не исключение. Дмитрий Авидзба уверяет, что прежде всего для него важна не материальная ценность находки, а ее историческая значимость. При этом он не отрицает, что с удовольствием повторил бы приключение Индианы Джонса.

Если разделить артефакты на такие группы, то среди найденного Авидзба материала наиболее значимым с научной точки зрения был кремневый наконечник стрелы периода мезолита. Самой дорогой в денежном эквиваленте находкой, которая была сделана при его участии, стала сохранившаяся в идеальном состоянии глиняная статуэтка времен византийской империи в виде женщины с кувшином в руках. Позже о ней вышла монография, автор которой декан исторического факультета Абхазского госуниверситета Алик Габелия.

Ученым активно помогают волонтеры. Левон Цугурян к археологии раньше не имел отношения, но это направление его всегда привлекало.

"Археология мне была интересна с детства, и когда представилась такая возможность, я не стал ее упускать. За это время я нашел много керамики, пули для кремниевых ружей, которых я никогда раньше не видел, человеческие останки. Честно говоря, я не испытал шок, когда обнаружил останки. Наверное, потому что они древние", - отметил он. 

От практики к анализу

Практическая часть проекта "Тайна Великой Абхазской стены" подходит к завершению, и впереди не менее важная, кропотливая работа – анализ собранного материала. Научный сотрудник Абхазского государственного музея Дмитрий Счастный рассказал, что проект планировалось завершить в июне, но из-за карантина сроки сдвинулись на август или сентябрь.

"У нас элементарно не было возможности собираться вместе и обрабатывать, шифровать керамику и отбирать самые интересные находки для зарисовки. Эта проблема существует до сих пор, и пока мы не можем точно сказать, в каком месяце закончим обработку. Рассчитываем объявить какие-то итоги ближе к осени", - сказал он.

Он добавил, что каждая находка дает некие подсказки, которые приближают археологов к раскрытию тайны Великой Абхазской стены. Ученые планируют вернуться к практической части исследований в будущем, если будет финансирование.

Исследовательская экспедиция "Тайна Великой Абхазской стены" началась в июле 2019 года, материальную поддержку проекту оказывает фонд "Амшра", информационную поддержку - Sputnik Абхазия.

Читайте также:

12413
Темы:
Тайны Великой Абхазской стены (27)

Трагедия, комедия и премьера от Чичериной: афиша Абхазии с 21 по 27 сентября

34
(обновлено 12:48 20.09.2020)
Информационное агентство и радио Sputnik Абхазия предлагает еженедельную афишу культурных событий с 21 по 27 сентября.

Комедия "Требуется лжец" в Абхазском Драматическом театре, концерт государственного народного оркестра в госфилармонии, "Визит старой дамы" в РУСДРАМе  и другие культурные события - в афише Sputnik Абхазия.

Русский театр драмы

22 сентября в 19:00 РУСДРАМ покажет трагическую комедию "Визит старой дамы". Гениальная пьеса, одно из величайших достижений драматургии XX века, в интерпретации режиссера Антона Киселюса.

25 сентября в 19:00 на сцене РУСДРАМа  покажут спектакль  "Электра" в постановке режиссера Артема Устинова. Древнегреческая трагедия о девушке, которая стала свидетельницей убийства отца матерью и ее любовником.

Сухум, проспект Леона, 8

Абхазский государственный молодежный театр

23 сентября в 19:00 на сцене Абхазского драматического театра пройдет спектакль "Требуется лжец" по пьесе греческого драматурга Дмитриса Псафаса. Режиссер современной греческой комедии Шалва Гицба.

Сухум, ул. Пушкина, 1

Абхазская государственная филармония

В Абхазской госфилармонии 23 сентября состоится концерт государственного оркестра народных инструментов имени О.Хунцария. В качестве гостя певица Юлия Чичерина выступит с премьерой песни об Абхазии.

Также гостями вечера будут Виолетта Маан, Алексей Самарин, Антон Давидянц и другие.

Центральный выставочный зал Союза художников

22 сентября откроется выставка "Художник. Время. Память". Выставка посвящена отечественной войне Абхазии 1992-1993 и 75-летию Великой отечественной войны.

Сухум, ул.Лакоба, 31

Пицунда

24 сентября в 17:00 в Пицундском храме выступит органист Лука Гаделия. В программе музыка западно-европейских, русских и абхазских композиторов.

Пицунда, ул. Гицба, 8

34
Охота

Добыть шкуру зверя: об охотничьих традициях абхазов

154
Охота – традиционное увлечение абхазов, многие столетия они охотятся на разнообразную добычу. О том, как зарождалась охота, на что и с помощью чего охотились в Абхазии, читайте в материале Sputnik.

Охота стала основной хозяйственной деятельностью абхазов в эпоху верхнего палеолита, подтверждение этому ученые нашли в гроте Хупынипшахва, где были найдены кости тура, серны, пещерного медведя и лося.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Традиционная охота

В охоте абхазы использовали различные самоловные устройства, а также копья, дротики, гарпуны. 

Тому обстоятельству, что для абхазских племен охота стала важной формой хозяйственной деятельности способствовала сама природа. В абхазских горах и лесах в изобилии водилась разнообразная дичь. Мясо дичи служило пищей, шкура – постелью и одеждой, а также предметом обмена и торговли, особенно ценились куньи меха.

Охота по-абхазски дословно переводится как "идти на дичь" ашәарыцара от ашәарах – дичь, "ацара" – идти. Абхазам знакомы разные формы и способы охоты: летняя, чаще всего индивидуальная, при помощи огнестрельного оружия на диких высокогорных животных. Также охотились осенью группами, ставили ловушки и западни в ущельях, где обитает дичь.

Следующую форму охоты называют "охотой в лесу", как и добывание дикого меда из дупел деревьев и скальных трещин. Была также распространена массовая осенняя охота в прибрежных и подгорных лесах с собаками и оружием. Основным оружием охоты была кремневка, параллельно до XIX века частично пользовались луком и стрелой.

Вместе с тем сооружались и различные охотничьи приспособления. Так, для охоты на кабанов существовала специальная западня, которая называлась "акыдра". Целое дерево подпиралось одним концом стойкой, упирающейся в лежащую на земле жердь. Если толкнуть жердь, стойка падает, а с ней и бревно, убивающее кабана.

Наиболее популярной, хотя и небезопасной, считается высокогорная охота на дикую козу (абӷаџьма), дикого козла (ақәасаб), косулю (аԥслаҳә), серну (ашьабсҭа), тура (абӷаб).    

Для зимней охоты в нагорной Абхазии использовали лыжи (ашәаҩа). У абхазских лыж деревянный обод согнут, концы соединены веревкой или ремнями. Длина – 30, ширина в середине – 24 сантиметра. Обод соединяли и переплетали тремя широкими продольными ремнями и шестью поперечными, на которые ставится нога. Ремни продевали в отверстие обода. Лыжи привязывали к ноге парой ремешков, прикрепленных к переплету.

Для охоты в снежных условиях абхазы использовали особую деревянную лопату (аҭәырӷәы лаба). Лопата служила для разгребания снега в горах, для чего конец ее смазывался салом.

Как готовились к охоте

Перед тем как отправиться на охоту приводили в порядок одежду, обычно серых тонов, чтобы резко не выделяться из окружающей среды: удобную обувь – чувяки из бычьей или буйволиной шкуры (ажәцәеимаақәа), шерстяные носки (аласха қылԥадқәа), ноговицы (аимсқәа, амесҭ), широкополый войлочный головной убор (ауапцәа хылԥа, ачарахь хылԥа). Брали с собой скатанную бурку (ауапа) или козью шкуру с шерстью (аџьмацәа кәахьча).

За спиной охотника висел походный мешок (ахьаҭра), в котором лежали предметы первой необходимости: деревянная кружка (ахмаҷыр, акәмаҷеи) шило (аӡаӡ), кожаные ремешки (ааҷа), дорожнаџ провизия (амҩаныфа), поваренная соль (аџьыкахыш), аджика (аџьыка)

В комплект оружия (абџьар) входили: ружье (ашәақь), кремневка (аԥсуа шәақь, ашьанҵа шәақь), - в более ранние периоды, боеприпасы (ахыи-ахәшәи, аџьыԥҳаны), а до появления казнозарядных ружьей – тряпочки для заворачивания пуль  (ахкәырша, ахҵаҵа), а позднее – заряженные патроны (апатронақәа, аџьазцәақәа), уложенные в патронтаж (аҟанҭаруаз).

На поясном ремне висел "абхазский нож" (аԥсуа ҳәызба), жирница (акьаԥаҭра), наполненная жиром из костного мозга ножки косули (ашьахәар), бараньего курдюка (ацәымса), кресало (аихамца), с кремнем (ашьанҵа), оселок (амақьаԥсыс), иногда он бывал просверлен и висел отдельно на ремешке. На случай заболевания с собой брали снадобья (ахәшә еиҵаҵа, аҭалоу ахәшә).    

Охота с собаками

Охота с собаками имела распространение. При псовой охоте группа людей с собаками (амаҵуарқәа, то есть "прислуживающие" псы) собирались в определенном месте.

Затем вместе шли в лес, где водилась дичь, и здесь предварительно совершали следующий обряд: собирали по кусочку от своей одежды и, сложив их в одном месте, поджигали и переходили через огонек, чтобы освободить себя от влияния дурных глаз и ног.

После этого они окружали лес, а внутрь пускали собак, и испуганную дичь убивали выстрелом при выходе из леса. Добычу делили поровну, присваивать же долю товарища считалось грехом.

Об абхазских охотничьих собаках, обученных ястребах (ахьшь) и соколах имеются упоминания еще в источниках первой половины XVII века. Голландский автор Витсен писал, что "там очень красивые и понятливые соколы". Использовались также верховые лошади, в частности, во время охоты на некоторых перелетных птиц.

Охота нашла глубокое отражение как в материальном быту, так и в обычаях, обрядах, религиозных верованиях, фольклоре и в самом языке абхазов.

Так, по старым поверьям абхазов, существуют две родственные группы божеств – покровителей охоты по имени Аиргь и Ажвейпшаа, которые властвуют над всеми лесами и дичью. В нартском эпосе охота занимает большое место, выступая как одно из наиболее интенсивных хозяйственных занятий богатырей-нартов. Согласно эпосу, нартам принадлежала всякая дичь, например, зубры служили им как буйволы, волки - как собаки. 

Свою единственную сестру нарты кормили только костным мозгом отборной дичи. Сасрыква – центральный герой сказаний – именуется "абчарах", то есть верховным охотником, "владыкою над дичью".

Соблюдение обрядов

Во время охоты как сами охотники, так и их домашние должны были соблюдать ряд религиозно-магических обрядов и предписаний с целью умилостивления покровителей дичи и обеспечения удачи на охоте. Прежде чем выйти из дома, охотник брал от каждого члена семьи, в том числе от посторонних лиц, гостящих дома, даже от собаки "акух" (аҟәых), то етсь что-нибудь из того, что им лично принадлежит – частичку одежды, волосок, шерстинку и сжигал все незаметно на огне говоря: "Если в мое отсутствие среди домашних случится ссора или что-нибудь недоброе, пусть, боже, это не помешает иметь мне удачу на охоте!".

Каждый встречный также давал охотнику что-либо от себя – трут, табак, заряд пороха и так далее, пожелав ему доброго пути.

Перед отправлением охотников в путь все, кто находится на стоянке или дома, должны были присесть или даже лежать неподвижно, как будто объятые глубоким сном, пока охотники не ушли. За все время их отсутствия домашние при любых обстоятельствах должны были хранить тишину, мир и спокойствие, избегать ссор и употребления непристойных слов и выражений, чтобы не навлечь гнева оскорбленных божеств.

Старшего в группе охотников называли особым охотничьим словом, которое в дословном переводе означает "счастливый бык" (ацәымш), причем этим же термином именовался и старший в объединенной группе пастухов на альпийских пастбищах.

Согласно абхазскому охотничьему правилу, дичь считается принадлежащей лишь тому, чья пуля первой пролила хоть каплю ее крови, если даже она в тот момент осталась жива, а потом другой охотник убил ее. Это положение обычного права (право первой крови) соблюдается и сейчас.

У убитой дичи отрезали часть уха и кончик носа и бросали прочь, только с этого момента она считалась уже собственностью не Ажвейпшаа, а подстрелившего ее охотника.

Возвращаясь с удачной охоты и приблизившись к дому или стоянке, охотник начинал песню в честь покровителей лесов и дичи Аиргь-Ажвейпшовых, или особым свистом давал знать о своем появлении; все выбегали навстречу и, поздравляя, бросали ему сухие веточки. Мясо дичи вешали во дворе на жерди с крючками.

Охотничий язык

Наиболее характерной чертой охотничье-религиозного быта абхазов является особый охотничий язык, называемый "лесным языком" (абна бызшәа), употребляющийся охотниками только во время охоты и засвидетельствованный, как и божество охоты, у ряда кавказских народов.

Охотничий язык имеет специальное служебное назначение – не дать зверям возможности узнать о присутствии и намерениях охотников, ввести в заблуждение и притупить их четкую бдительность, чтобы они не замечали приближения опасности, не убегали, легко было на них охотиться и убивать.

"Лесной язык" отличается от обычного, разговорного, главным образом, лишь в своей именной части. Запрещалось называть вещи своими именами, так как считалось, что это мешает удаче на охоте. Для обозначения каждого табуированного предмета или явления, с которыми охотники часто встречаются, употреблялись особые слова-заменители.

Эти соответствия представляют собою во многих случаях лапидарное описание специфических качеств соответствующих предметов или переносное выражение их основного назначения, а также сравнения или звукоподражания. Однако в большинстве своем непонятно значение и содержание слов "лесного языка".

Охота была сопряжена с большими трудностями и жертвами, но, несмотря на это, по обычаям старой Абхазии, охотник должен был делиться продуктами своего тяжелого и опасного труда с первыми встречными, соседями, одаривать ими князей, дворян и так далее. "Охотники проводят на охоте месяца два-три, - пишет Дмитрий Гулиа, - главным образом зимою, подвергая себя, неописуемым опасностям в горах, без всякой выгоды для себя, так как вся убитая дичь делится между сбежавшимися на выстрел лицами и соседями, а шкуры убитых лесных животных охотники дарят дворянам, князям и административным лицам для украшения домов".

Все это не могло стимулировать развитие охоты, которая некогда здесь процветала, но к началу ХХ века сделалась малоприбыльной. 

Для подготовки материала использованы: книга Ш. Инал-ипа "Абхазы" 1965 год, статья А. Хеция "Охота", книга "Абхазы" 2012 год.

154