"Кримсон свит" и апырчанда: как крестьянин из Лыхны выращивает арбузы и яблоки

1431
(обновлено 12:33 17.08.2020)
Сейчас в Абхазии арбузная пора. Корреспонденты Sputnik отправились в село и узнали, как абхазский крестьянин полвека выращивает бахчевые.

Крестьянин из Лыхны Константин Джугелия уже более 50 лет выращивает арбузы. Сначала это было основным источником дохода для сельчанина. Но со временем избавиться от привычки стало сложно. Каждый год Джугелия собирал до 40 тонн полосатого урожая. Но в этом году он не стал делать много лунок бахчевых.

Сария Кварацхелия, Sputnik

"И меня затянуло"

У самых ворот в панаме и с широкой улыбкой встречает житель Лыхны Константин Джугелия. Руки и лицо крестьянина загорелые из-за работы под солнцем.

Константин сразу же приглашает на приусадебный участок, где он уже более 50 лет выращивает арбузы.

"Мне 72 года. Уже более 50 лет выращиваю арбуз, – начинает рассказывать о себе Джугелия. – Тогда мне было лет 18. Арбузы стал выращивать, потому что нуждался в деньгах. Я учился в техникуме на повара. Другие культуры требуют больше ухода. Выращивать арбуз начал, потому что с ним меньше возни. К тому же арбуз любят и взрослые, и дети. Возможно, поэтому я и выбрал именно эту ягоду".

Константин окончил техникум, устроился на работу, чуть больше года поработал заведующим столовой, затем шеф-поваром. Но все это для него было чужое. Его тянуло к земле. В итоге он бросил все и занялся сельским хозяйством. 

- И меня затянуло, - улыбается сельчанин.

Каждый год Джугелия выращивал до 40 тонн арбузов. Хоть домочадцы и помогали главе семьи, но Константину было сложно.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Житель села Лыхны - Константин Джугелия

"Арбузы – нелегкий труд. Когда уже спина перестала сгибаться, я решил, что пора остановиться. Да и детей жалко, не хочется "убивать" их трудом. Тяжело было ухаживать за ягодой, собирать и реализовывать. Уже сложно мне самому физически, да и детей жалко. Поэтому в этом году я решил сделать не больше 300 лунок. А в предыдущие годы делал до полутора тысяч лунок", – поясняет он и приглашает на поле с арбузами.

Издалека сразу же бросаются в глаза крупные полосатые плоды. Хоть урожай в этом году у Константина и небольшой, но, как он сам признается, добротный. Арбузы достигают 25-27 килограммов.

"Урожай был бы еще лучше, но засуха помешала арбузу. Дождей не хватило. Созрели только те плоды, которые в самом начале появились. Я выращиваю сорт "Кримсон свит". Арбузы достигают 27-30 килограммов, плоды очень сладкие. Чтобы понять, арбуз спелый или нет, надо обратить внимание на плодоножку, она должна высохнуть", – объясняет Константин тонкости выращивания арбузов, берет один из крупных арбузов и отрезает плодоножку ножиком.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Из-за засухи урожаю не хватило дождей

Арбузы Константин собирает сам, он не доверяет внукам, их глаз пока не так хорошо наметан. К тому же, как объясняет бахчевод, ягоду нужно собирать, когда солнце в зените и роса уже высохла. Иначе урожай теряет товарный вид.

Сельчанин уже собрал больше трех тонн арбузов. Еще ожидается около двух тонн. В этом году бахчевод не жалуется на цены. На рынке можно реализовать за 25-30 рублей за килограмм.

"Урожай сдаю на рынке, да и сам тоже продаю. Многие приезжают домой, заказывают по 300-400 килограммов. Некоторые продают по 35 рублей, но я больше, чем 30, не запрашиваю. Если даже 25 получу, то скажу спасибо. Да, это хоть и нелегкий труд, но я понимаю, что у людей сложное финансовое положение. К тому же покупатель идет не туда, где арбуз 35 стоит, а туда, где его можно купить за 25-30 рублей, – делится он хитростями торговли. – Мои арбузы пользуются спросом среди покупателей, потому что это экологически чистый продукт. Я не использую всякие химикаты. Удобряю арбузы только козьим и коровьим навозом. У меня даже есть постоянные покупатели, которые ждут моего приезда на рынок".

Воспитание трудом

Арбузы для семьи Константина – один из основных источников дохода. В этом деле задействовано почти все семейство, и даже дети. Им дед сделал маленькие цапки, чтобы не так тяжело было бороновать землю.

"Помогают внуки, их родители и бабушка иногда. Пока она гонится за своими курами и индюшками, мы успеваем закончить свою работу. Дети настолько приучены к труду, что часто они говорят мне: "Дедушка, ты отдыхай, мы сами все сделаем". Я считаю, что это полезно для них. Труд воспитывает человека. Если они в свободное время поработают полчаса в саду, то с ними ничего не случится, – убежден Джугелия. – К тому же, если не трудиться, то на что содержать семью? Детей надо одевать, обувать, на карманные расходы им давать деньги. Трудимся ради них же".

Семья Джугелия выращивает не только арбузы, но и тыкву, орехи, яблоки. Несколько лет назад Константин заложил сад, в котором уже плодоносят до 200 яблоневых деревьев. Правда, яблоки последние годы требуют больше ухода, чем бахчевые.

"Приходится обрабатывать яблоки пестицидами из-за вредителей. У меня хороший аппарат, которым обрабатываю, – отмечает Джугелия. – У меня сорта апырчанда (абхазский сорт яблок – прим.), зимняя яблоня, шампанское, делишес".

  • Константин Джугелия кроме арбузов выращивает много других фруктов
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Константин Джугелия кроме арбузов выращивает много других фруктов
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Константин Джугелия кроме арбузов выращивает много других фруктов
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Константин Джугелия кроме арбузов выращивает много других фруктов
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Дом семьи Константина Джугелия
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 5
© Sputnik / Томас Тхайцук
Константин Джугелия кроме арбузов выращивает много других фруктов

Константин – настоящий непоседа. Уже более 40 лет он заготавливает саженцы на продажу. В его домашнем питомнике до трех тысяч саженцев хурмы, несчитанное количество яблонь, черешни и алычи.

Сельчанин - мастер на все руки. Он плетет корзины и амцышв (конусовидная корзина для сбора винограда – прим.). А 15 лет назад у себя дома построил мельницу.

"Мельница на законной основе. Здесь стоит счетчик, я плачу за потребленную энергию. Конечно, мельница не имеет больших мощностей, но мотор и камень хорошие. Иногда приходят соседи, чтобы помолоть кукурузу. А что делать? Мы живем в селе, надо все иметь", – считает он.

Несмотря на богатое хозяйство, Константин не причисляет себя к образцовым крестьянам. Он скромно говорит, что многие лучше него ведут хозяйство.

"Как говорят абхазы, предел курицы – яйцо. И я делаю по мере своих возможностей", – с улыбкой добавляет он.

Читайте также:

1431
Темы:
"Дежурный по району" (69)

Трагедия, комедия и премьера от Чичериной: афиша Абхазии с 21 по 27 сентября

30
(обновлено 12:48 20.09.2020)
Информационное агентство и радио Sputnik Абхазия предлагает еженедельную афишу культурных событий с 21 по 27 сентября.

Комедия "Требуется лжец" в Абхазском Драматическом театре, концерт государственного народного оркестра в госфилармонии, "Визит старой дамы" в РУСДРАМе  и другие культурные события - в афише Sputnik Абхазия.

Русский театр драмы

22 сентября в 19:00 РУСДРАМ покажет трагическую комедию "Визит старой дамы". Гениальная пьеса, одно из величайших достижений драматургии XX века, в интерпретации режиссера Антона Киселюса.

25 сентября в 19:00 на сцене РУСДРАМа  покажут спектакль  "Электра" в постановке режиссера Артема Устинова. Древнегреческая трагедия о девушке, которая стала свидетельницей убийства отца матерью и ее любовником.

Сухум, проспект Леона, 8

Абхазский государственный молодежный театр

23 сентября в 19:00 на сцене Абхазского драматического театра пройдет спектакль "Требуется лжец" по пьесе греческого драматурга Дмитриса Псафаса. Режиссер современной греческой комедии Шалва Гицба.

Сухум, ул. Пушкина, 1

Абхазская государственная филармония

В Абхазской госфилармонии 23 сентября состоится концерт государственного оркестра народных инструментов имени О.Хунцария. В качестве гостя певица Юлия Чичерина выступит с премьерой песни об Абхазии.

Также гостями вечера будут Виолетта Маан, Алексей Самарин, Антон Давидянц и другие.

Центральный выставочный зал Союза художников

22 сентября откроется выставка "Художник. Время. Память". Выставка посвящена отечественной войне Абхазии 1992-1993 и 75-летию Великой отечественной войны.

Сухум, ул.Лакоба, 31

Пицунда

24 сентября в 17:00 в Пицундском храме выступит органист Лука Гаделия. В программе музыка западно-европейских, русских и абхазских композиторов.

Пицунда, ул. Гицба, 8

30
Охота

Добыть шкуру зверя: об охотничьих традициях абхазов

147
Охота – традиционное увлечение абхазов, многие столетия они охотятся на разнообразную добычу. О том, как зарождалась охота, на что и с помощью чего охотились в Абхазии, читайте в материале Sputnik.

Охота стала основной хозяйственной деятельностью абхазов в эпоху верхнего палеолита, подтверждение этому ученые нашли в гроте Хупынипшахва, где были найдены кости тура, серны, пещерного медведя и лося.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Традиционная охота

В охоте абхазы использовали различные самоловные устройства, а также копья, дротики, гарпуны. 

Тому обстоятельству, что для абхазских племен охота стала важной формой хозяйственной деятельности способствовала сама природа. В абхазских горах и лесах в изобилии водилась разнообразная дичь. Мясо дичи служило пищей, шкура – постелью и одеждой, а также предметом обмена и торговли, особенно ценились куньи меха.

Охота по-абхазски дословно переводится как "идти на дичь" ашәарыцара от ашәарах – дичь, "ацара" – идти. Абхазам знакомы разные формы и способы охоты: летняя, чаще всего индивидуальная, при помощи огнестрельного оружия на диких высокогорных животных. Также охотились осенью группами, ставили ловушки и западни в ущельях, где обитает дичь.

Следующую форму охоты называют "охотой в лесу", как и добывание дикого меда из дупел деревьев и скальных трещин. Была также распространена массовая осенняя охота в прибрежных и подгорных лесах с собаками и оружием. Основным оружием охоты была кремневка, параллельно до XIX века частично пользовались луком и стрелой.

Вместе с тем сооружались и различные охотничьи приспособления. Так, для охоты на кабанов существовала специальная западня, которая называлась "акыдра". Целое дерево подпиралось одним концом стойкой, упирающейся в лежащую на земле жердь. Если толкнуть жердь, стойка падает, а с ней и бревно, убивающее кабана.

Наиболее популярной, хотя и небезопасной, считается высокогорная охота на дикую козу (абӷаџьма), дикого козла (ақәасаб), косулю (аԥслаҳә), серну (ашьабсҭа), тура (абӷаб).    

Для зимней охоты в нагорной Абхазии использовали лыжи (ашәаҩа). У абхазских лыж деревянный обод согнут, концы соединены веревкой или ремнями. Длина – 30, ширина в середине – 24 сантиметра. Обод соединяли и переплетали тремя широкими продольными ремнями и шестью поперечными, на которые ставится нога. Ремни продевали в отверстие обода. Лыжи привязывали к ноге парой ремешков, прикрепленных к переплету.

Для охоты в снежных условиях абхазы использовали особую деревянную лопату (аҭәырӷәы лаба). Лопата служила для разгребания снега в горах, для чего конец ее смазывался салом.

Как готовились к охоте

Перед тем как отправиться на охоту приводили в порядок одежду, обычно серых тонов, чтобы резко не выделяться из окружающей среды: удобную обувь – чувяки из бычьей или буйволиной шкуры (ажәцәеимаақәа), шерстяные носки (аласха қылԥадқәа), ноговицы (аимсқәа, амесҭ), широкополый войлочный головной убор (ауапцәа хылԥа, ачарахь хылԥа). Брали с собой скатанную бурку (ауапа) или козью шкуру с шерстью (аџьмацәа кәахьча).

За спиной охотника висел походный мешок (ахьаҭра), в котором лежали предметы первой необходимости: деревянная кружка (ахмаҷыр, акәмаҷеи) шило (аӡаӡ), кожаные ремешки (ааҷа), дорожнаџ провизия (амҩаныфа), поваренная соль (аџьыкахыш), аджика (аџьыка)

В комплект оружия (абџьар) входили: ружье (ашәақь), кремневка (аԥсуа шәақь, ашьанҵа шәақь), - в более ранние периоды, боеприпасы (ахыи-ахәшәи, аџьыԥҳаны), а до появления казнозарядных ружьей – тряпочки для заворачивания пуль  (ахкәырша, ахҵаҵа), а позднее – заряженные патроны (апатронақәа, аџьазцәақәа), уложенные в патронтаж (аҟанҭаруаз).

На поясном ремне висел "абхазский нож" (аԥсуа ҳәызба), жирница (акьаԥаҭра), наполненная жиром из костного мозга ножки косули (ашьахәар), бараньего курдюка (ацәымса), кресало (аихамца), с кремнем (ашьанҵа), оселок (амақьаԥсыс), иногда он бывал просверлен и висел отдельно на ремешке. На случай заболевания с собой брали снадобья (ахәшә еиҵаҵа, аҭалоу ахәшә).    

Охота с собаками

Охота с собаками имела распространение. При псовой охоте группа людей с собаками (амаҵуарқәа, то есть "прислуживающие" псы) собирались в определенном месте.

Затем вместе шли в лес, где водилась дичь, и здесь предварительно совершали следующий обряд: собирали по кусочку от своей одежды и, сложив их в одном месте, поджигали и переходили через огонек, чтобы освободить себя от влияния дурных глаз и ног.

После этого они окружали лес, а внутрь пускали собак, и испуганную дичь убивали выстрелом при выходе из леса. Добычу делили поровну, присваивать же долю товарища считалось грехом.

Об абхазских охотничьих собаках, обученных ястребах (ахьшь) и соколах имеются упоминания еще в источниках первой половины XVII века. Голландский автор Витсен писал, что "там очень красивые и понятливые соколы". Использовались также верховые лошади, в частности, во время охоты на некоторых перелетных птиц.

Охота нашла глубокое отражение как в материальном быту, так и в обычаях, обрядах, религиозных верованиях, фольклоре и в самом языке абхазов.

Так, по старым поверьям абхазов, существуют две родственные группы божеств – покровителей охоты по имени Аиргь и Ажвейпшаа, которые властвуют над всеми лесами и дичью. В нартском эпосе охота занимает большое место, выступая как одно из наиболее интенсивных хозяйственных занятий богатырей-нартов. Согласно эпосу, нартам принадлежала всякая дичь, например, зубры служили им как буйволы, волки - как собаки. 

Свою единственную сестру нарты кормили только костным мозгом отборной дичи. Сасрыква – центральный герой сказаний – именуется "абчарах", то есть верховным охотником, "владыкою над дичью".

Соблюдение обрядов

Во время охоты как сами охотники, так и их домашние должны были соблюдать ряд религиозно-магических обрядов и предписаний с целью умилостивления покровителей дичи и обеспечения удачи на охоте. Прежде чем выйти из дома, охотник брал от каждого члена семьи, в том числе от посторонних лиц, гостящих дома, даже от собаки "акух" (аҟәых), то етсь что-нибудь из того, что им лично принадлежит – частичку одежды, волосок, шерстинку и сжигал все незаметно на огне говоря: "Если в мое отсутствие среди домашних случится ссора или что-нибудь недоброе, пусть, боже, это не помешает иметь мне удачу на охоте!".

Каждый встречный также давал охотнику что-либо от себя – трут, табак, заряд пороха и так далее, пожелав ему доброго пути.

Перед отправлением охотников в путь все, кто находится на стоянке или дома, должны были присесть или даже лежать неподвижно, как будто объятые глубоким сном, пока охотники не ушли. За все время их отсутствия домашние при любых обстоятельствах должны были хранить тишину, мир и спокойствие, избегать ссор и употребления непристойных слов и выражений, чтобы не навлечь гнева оскорбленных божеств.

Старшего в группе охотников называли особым охотничьим словом, которое в дословном переводе означает "счастливый бык" (ацәымш), причем этим же термином именовался и старший в объединенной группе пастухов на альпийских пастбищах.

Согласно абхазскому охотничьему правилу, дичь считается принадлежащей лишь тому, чья пуля первой пролила хоть каплю ее крови, если даже она в тот момент осталась жива, а потом другой охотник убил ее. Это положение обычного права (право первой крови) соблюдается и сейчас.

У убитой дичи отрезали часть уха и кончик носа и бросали прочь, только с этого момента она считалась уже собственностью не Ажвейпшаа, а подстрелившего ее охотника.

Возвращаясь с удачной охоты и приблизившись к дому или стоянке, охотник начинал песню в честь покровителей лесов и дичи Аиргь-Ажвейпшовых, или особым свистом давал знать о своем появлении; все выбегали навстречу и, поздравляя, бросали ему сухие веточки. Мясо дичи вешали во дворе на жерди с крючками.

Охотничий язык

Наиболее характерной чертой охотничье-религиозного быта абхазов является особый охотничий язык, называемый "лесным языком" (абна бызшәа), употребляющийся охотниками только во время охоты и засвидетельствованный, как и божество охоты, у ряда кавказских народов.

Охотничий язык имеет специальное служебное назначение – не дать зверям возможности узнать о присутствии и намерениях охотников, ввести в заблуждение и притупить их четкую бдительность, чтобы они не замечали приближения опасности, не убегали, легко было на них охотиться и убивать.

"Лесной язык" отличается от обычного, разговорного, главным образом, лишь в своей именной части. Запрещалось называть вещи своими именами, так как считалось, что это мешает удаче на охоте. Для обозначения каждого табуированного предмета или явления, с которыми охотники часто встречаются, употреблялись особые слова-заменители.

Эти соответствия представляют собою во многих случаях лапидарное описание специфических качеств соответствующих предметов или переносное выражение их основного назначения, а также сравнения или звукоподражания. Однако в большинстве своем непонятно значение и содержание слов "лесного языка".

Охота была сопряжена с большими трудностями и жертвами, но, несмотря на это, по обычаям старой Абхазии, охотник должен был делиться продуктами своего тяжелого и опасного труда с первыми встречными, соседями, одаривать ими князей, дворян и так далее. "Охотники проводят на охоте месяца два-три, - пишет Дмитрий Гулиа, - главным образом зимою, подвергая себя, неописуемым опасностям в горах, без всякой выгоды для себя, так как вся убитая дичь делится между сбежавшимися на выстрел лицами и соседями, а шкуры убитых лесных животных охотники дарят дворянам, князям и административным лицам для украшения домов".

Все это не могло стимулировать развитие охоты, которая некогда здесь процветала, но к началу ХХ века сделалась малоприбыльной. 

Для подготовки материала использованы: книга Ш. Инал-ипа "Абхазы" 1965 год, статья А. Хеция "Охота", книга "Абхазы" 2012 год.

147