Охота

Добыть шкуру зверя: об охотничьих традициях абхазов

3974
(обновлено 19:32 20.09.2020)
Охота – традиционное увлечение абхазов, многие столетия они охотятся за разнообразной добычей. О том, как зарождалась охота, на что и с помощью чего охотились в Абхазии, читайте в материале Sputnik.

Охота стала основной хозяйственной деятельностью абхазов в эпоху верхнего палеолита, подтверждение этому ученые нашли в гроте Хупынипшахва, где были найдены кости тура, серны, пещерного медведя и лося.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Традиционная охота

В охоте абхазы использовали различные самоловные устройства, а также копья, дротики, гарпуны. 

Тому обстоятельству, что для абхазских племен охота стала важной формой хозяйственной деятельности, способствовала сама природа. В абхазских горах и лесах в изобилии водилась разнообразная дичь. Мясо дичи служило пищей, шкура – постелью и одеждой, а также предметом обмена и торговли, особенно ценились куньи меха.

Охота по-абхазски дословно переводится как "идти на дичь" ашәарыцара от ашәарах – дичь, "ацара" – идти. Абхазам знакомы разные формы и способы охоты: летняя, чаще всего индивидуальная, при помощи огнестрельного оружия на диких высокогорных животных. Также охотились осенью группами, ставили ловушки и западни в ущельях, где обитает дичь.

Следующую форму охоты называют "охотой в лесу", как и добывание дикого меда в дуплах деревьев и скальных трещинах. Была также распространена массовая осенняя охота в прибрежных и подгорных лесах с собаками и оружием. Основным оружием охотников была кремневка, параллельно до XIX века частично пользовались луком и стрелой.

Вместе с тем сооружались и различные охотничьи приспособления. Так, для охоты на кабанов существовала специальная западня, которая называлась "акыдра". Целое дерево подпиралось одним концом стойкой, упирающейся в лежащую на земле жердь. Если толкнуть жердь, стойка падает, а с ней и бревно, убивающее кабана.

Наиболее популярной, хотя и небезопасной, считается высокогорная охота на дикую козу (абӷаџьма), дикого козла (ақәасаб), косулю (аԥслаҳә), серну (ашьабсҭа), тура (абӷаб).    

Для зимней охоты в нагорной Абхазии использовали лыжи (ашәаҩа). У абхазских лыж деревянный обод согнут, концы соединены веревкой или ремнями. Длина – 30, ширина в середине – 24 сантиметра. Обод соединяли и переплетали тремя широкими продольными ремнями и шестью поперечными, на которые ставится нога. Ремни продевали в отверстие обода. Лыжи привязывали к ноге парой ремешков, прикрепленных к переплету.

Для охоты в снежных условиях абхазы использовали особую деревянную лопату (аҭәырӷәы лаба). Лопата служила для разгребания снега в горах, для чего конец ее смазывался салом.

Как готовились к охоте

Перед тем как отправиться на охоту, приводили в порядок одежду, обычно серых тонов, чтобы резко не выделяться из окружающей среды: удобную обувь – чувяки из бычьей или буйволиной шкуры (ажәцәеимаақәа), шерстяные носки (аласха қылԥадқәа), ноговицы (аимсқәа, амесҭ), широкополый войлочный головной убор (ауапцәа хылԥа, ачарахь хылԥа). Брали с собой скатанную бурку (ауапа) или козью шкуру с шерстью (аџьмацәа кәахьча).

За спиной охотника висел походный мешок (ахьаҭра), в котором лежали предметы первой необходимости: деревянная кружка (ахмаҷыр, акәмаҷеи) шило (аӡаӡ), кожаные ремешки (ааҷа), дорожная провизия (амҩаныфа), поваренная соль (аџьыкахыш), аджика (аџьыка)

В комплект оружия (абџьар) входили: ружье (ашәақь), кремневка (аԥсуа шәақь, ашьанҵа шәақь), - в более ранние периоды, боеприпасы (ахыи-ахәшәи, аџьыԥҳаны), а до появления разнозарядных ружей – тряпочки для заворачивания пуль (ахкәырша, ахҵаҵа), а позднее – заряженные патроны (апатронақәа, аџьазцәақәа), уложенные в патронташ (аҟанҭаруаз).

На поясном ремне висел "абхазский нож" (аԥсуа ҳәызба), жирница (акьаԥаҭра), наполненная жиром из костного мозга ножки косули (ашьахәар), бараньего курдюка (ацәымса), кресало (аихамца), с кремнем (ашьанҵа), оселок (амақьаԥсыс), иногда он бывал просверлен и висел отдельно на ремешке. На случай заболевания с собой брали снадобья (ахәшә еиҵаҵа, аҭалоу ахәшә).    

Охота с собаками

Охота с собаками имела распространение. При псовой охоте группа людей с собаками (амаҵуарқәа, то есть "прислуживающие" псы) собирались в определенном месте.

Затем вместе шли в лес, где водилась дичь, и здесь предварительно совершали следующий обряд: собирали по кусочку от своей одежды и, сложив их в одном месте, поджигали и переходили через огонек, чтобы освободить себя от влияния дурных глаз и ног.

После этого они окружали лес, а внутрь пускали собак, и испуганную дичь убивали выстрелом при выходе из леса. Добычу делили поровну, присваивать же долю товарища считалось грехом.

Об абхазских охотничьих собаках, обученных ястребах (ахьшь) и соколах имеются упоминания еще в источниках первой половины XVII века. Голландский автор Витсен писал, что "там очень красивые и понятливые соколы". Использовались также верховые лошади, в частности во время охоты на некоторых перелетных птиц.

Охота нашла глубокое отражение как в материальном быту, так и в обычаях, обрядах, религиозных верованиях, фольклоре и в самом языке абхазов.

Так, по старым поверьям абхазов, существуют две родственные группы божеств – покровителей охоты по имени Аиргь и Ажвейпшаа, которые властвуют над всеми лесами и дичью. В нартском эпосе охота занимает большое место, выступая как одно из наиболее интенсивных хозяйственных занятий богатырей-нартов. Согласно эпосу, нартам принадлежала всякая дичь, например, зубры служили им как буйволы, волки - как собаки. 

Свою единственную сестру нарты кормили только костным мозгом отборной дичи. Сасрыква – центральный герой сказаний – именуется "абчарах", то есть верховным охотником, "владыкою над дичью".

Соблюдение обрядов

Во время охоты как сами охотники, так и их домашние должны были соблюдать ряд религиозно-магических обрядов и предписаний с целью умилостивления покровителей дичи и обеспечения удачи на охоте. Прежде чем выйти из дома, охотник брал от каждого члена семьи, в том числе от посторонних лиц, гостящих дома, даже от собаки "акух" (аҟәых), то есть что-нибудь из того, что им лично принадлежит – частичку одежды, волосок, шерстинку и сжигал все незаметно на огне говоря: "Если в мое отсутствие среди домашних случится ссора или что-нибудь недоброе, пусть, Боже, это не помешает иметь мне удачу на охоте".

Каждый встречный также давал охотнику что-либо от себя – трут, табак, заряд пороха и так далее, пожелав ему доброго пути.

Перед отправлением охотников в путь все, кто находится на стоянке или дома, должны были присесть или даже лежать неподвижно, как будто объятые глубоким сном, пока охотники не ушли. За все время их отсутствия домашние при любых обстоятельствах должны были хранить тишину, мир и спокойствие, избегать ссор и употребления непристойных слов и выражений, чтобы не навлечь гнева оскорбленных божеств.

Старшего в группе охотников называли особым охотничьим словом, которое в дословном переводе означает "счастливый бык" (ацәымш), причем этим же термином именовался и старший в объединенной группе пастухов на альпийских пастбищах.

Согласно абхазскому охотничьему правилу, дичь считается принадлежащей лишь тому, чья пуля первой пролила хоть каплю ее крови, если даже она в тот момент осталась жива, а потом другой охотник убил ее. Это положение обычного права (право первой крови) соблюдается и сейчас.

У убитой дичи отрезали часть уха и кончик носа и бросали прочь, только с этого момента она считалась уже собственностью не Ажвейпшаа, а подстрелившего ее охотника.

Возвращаясь с удачной охоты и приблизившись к дому или стоянке, охотник начинал песню в честь покровителей лесов и дичи Аиргь-Ажвейпшовых или особым свистом давал знать о своем появлении; все выбегали навстречу и, поздравляя, бросали ему сухие веточки. Мясо дичи вешали во дворе на жерди с крючками.

Охотничий язык

Наиболее характерной чертой охотничье-религиозного быта абхазов является особый охотничий язык, называемый "лесным языком" (абна бызшәа), употребляющийся охотниками только во время охоты и засвидетельствованный, как и божество охоты, у ряда кавказских народов.

Охотничий язык имеет специальное служебное назначение – не дать зверям возможности узнать о присутствии и намерениях охотников, ввести в заблуждение и притупить их четкую бдительность, чтобы они не замечали приближения опасности, не убегали, легко было на них охотиться и убивать.

"Лесной язык" отличается от обычного, разговорного, главным образом, лишь в своей именной части. Запрещалось называть вещи своими именами, так как считалось, что это мешает удаче на охоте. Для обозначения каждого табуированного предмета или явления, с которыми охотники часто встречаются, употреблялись особые слова-заменители.

Эти соответствия представляют собою во многих случаях лапидарное описание специфических качеств соответствующих предметов или переносное выражение их основного назначения, а также сравнения или звукоподражания. Однако в большинстве своем непонятно значение и содержание слов "лесного языка".

Охота была сопряжена с большими трудностями и жертвами, но, несмотря на это, по обычаям старой Абхазии, охотник должен был делиться продуктами своего тяжелого и опасного труда с первыми встречными, соседями, одаривать ими князей, дворян и так далее. "Охотники проводят на охоте месяца два-три, - писал Дмитрий Гулиа, - главным образом зимою, подвергая себя, неописуемым опасностям в горах, без всякой выгоды для себя, так как вся убитая дичь делится между сбежавшимися на выстрел лицами и соседями, а шкуры убитых лесных животных охотники дарят дворянам, князьям и административным лицам для украшения домов".

Все это не могло стимулировать развитие охоты, которая некогда здесь процветала, но к началу ХХ века сделалась малоприбыльной. 

Для подготовки материала использованы: книга Ш. Инал-ипа "Абхазы" 1965 год, статья А. Хеция "Охота", книга "Абхазы" 2012 год.

3974

Названа стоимость новогодних туров в Абхазию

876
(обновлено 21:27 19.10.2020)
Эксперты считают, что спрос на Абхазию этой зимой вырастет, чему поможет высокая загрузка отелей Сочи. Участники рынка надеются, что инфраструктура Абхазии справится с возможным увеличением турпотока зимой.

СУХУМ, 19 окт - Sputnik. В продаже появились туры в Абхазию на Новый 2021 год, сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России.

Туристов не остановить: чем привлекает отдых в Абхазии>>

Несмотря на позднее открытие направления, 1 августа, спрос на туры в эту страну достаточно быстро восстановился, отмечает ресурс. Так, по данным туроператора "Интурист", продажи в августе уже соответствовали аналогичному периоду прошлого года.

Российские туроператоры осторожны в прогнозах о том, как вырастет спрос на туры в Абхазию в зимний период. Эксперты сходятся во мнении, что основополагающим фактором этого процесса станет эпидемиологическая ситуация.

"Сейчас глубина продаж достигает конца ноября. Зимний спрос будет зависеть от ограничительных мер на направлении и открытия других направлений на этот период", – отметили в "Интуристе".

Эксперты туроператора TUI Россия считают, что спрос на Абхазию этой зимой вырастет, чему поможет высокая загрузка отелей Сочи. Участники рынка надеются, что инфраструктура Абхазии справится с возможным увеличением турпотока зимой.

"В Абхазии открылись несколько новых здравниц в Гагре, Новом Афоне, Сухуме, которые могут быть востребованы в межсезонье и новогодние праздники", – говорят в "Дельфине". По мнению экспертов АЛЕАН, основный наплыв туристов зимой будет из соседнего Сочи на короткие поездки, и с этим инфраструктура Абхазии справится.

Гражданин и начальник: Барциц о первом месяце турсезона-2020 в Абхазии>> 

Российские туроператоры назвали стоимость новогодних туров в Абхазию.

  • У "Дельфина": отели без питания (8 дней/7н) - от 7800 рублей на двоих (без учета перелета). Отели с завтраком -  от 15000 рублей на двоих. Проживание с 3-х разовым питанием – от 25800 рублей на двоих.
  • TUI Россия: пакетный тур с 30.12.2020 на 6 ночей с питанием FB обойдется от 24 600 рублей на двоих.
  • "Интурист": недельный тур с авиаперелетом из Москвы и размещением в гостевом доме в Гагре  обойдется от 11 652 рублей на двоих без питания.
  • Национальный туроператор АЛЕАН: неделя проживания в Абхазии (без перелета) обойдется в 20 000 рублей. Дополнительно оплачивается новогодний банкет (6000 рублей) 
  • "Мультитур": новогоднее путешествие в Абхазию (заезд 31 декабря, 3 дня/2 ночи) обойдется от 12 600 рублей на двоих с 3-х разовым питанием (без дороги).
  • ANEXTour: тур с авиаперелетом на двоих обойдется от 38 000 рублей

По информации Ассоциации туроператоров России, осенью объекты размещения Абхазии работали с загрузкой 90%, при этом все популярные отели в Гаграх и Пицунде встали на stop sale еще в сентябре.

По оценкам российских экспертов, спрос на туры в Абхазию на бархатный сезон в годовом выражении вырос на 50%.

Смотрите также:

876

Военные российской химзащиты начнут в среду обрабатывать объекты в Абхазии

268
(обновлено 20:52 19.10.2020)
Колонна из 11 машин специальной техники прибыла из Крыма на российскую военную базу в Гудауте 19 октября.

СУХУМ, 19 окт – Sputnik. Специалисты подразделений радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России прибыли в Абхазию для дезинфекции социальных объектов и готовы приступить к обработке 21 октября, сообщает пресс-служба ЮВО.

"Первая обработка будет проходить в Гулрыпшском районе с девяти утра. Планируется обработать центральный военный госпиталь, больницу, рынок и здание МВД", - рассказали в пресс-службе.

В составе сводного отряда порядка 30 военнослужащих подразделения РХБЗ Черноморского флота. В колонну входят авторазливочные станции АРС-14М с комплектами дегазации, дезактивации и дезинфекции ДКВ-1К, тепловые машины ТМС-65У с реактивным двигателем.

Колонна из 11 специальных автомобилей РХБ защиты Черноморского флота совершила марш с Крымского полуострова и прибыла в Республику Абхазия 19 октября, преодолев более 800 километров.

В апреле 2020 года сводный отряд РХБЗ ЧФ уже принимал участие в проведении дезинфекции на территории Абхазии.

Читайте также:

268
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии

На пике прироста по COVID-19 в России не ждут более 20 тысяч случаев в сутки

5
(обновлено 08:46 20.10.2020)
По данным на 19 октября, в России выявили рекордные почти 16 тысяч случаев заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 за сутки.

СУХУМ, 19 окт - Sputnik. Россия, вероятно, приближается к пику по числу новых случаев заражения коронавирусом, выявляемых за сутки, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление эпидемиолога Роспотребнадзора Натальи Пшеничной.

Она уточнила, что, несмотря на каникулы у школьников и удаленную работу у некоторых взрослых, рост случаев заражения пока продолжается.

Ограничительные меры не сразу дают эффект даже при строгом соблюдении режима, пояснила эпидемиолог.

"Должен пройти хотя бы один инкубационный период — это 14 дней. Сейчас выявляют как раз заболевших в течение последних двух недель", — добавила она.

Пшеничная также выразила надежду, что суточный показатель прироста на пике не превысит отметку в 20 тысяч человек.

"Но на этот прогноз могут оказать негативное влияние несоблюдение рекомендованных профилактических мер (масочный режим, социальное дистанцирование, гигиена рук), а также переохлаждение, связанное с резкими перепадами температуры в это время года, которые на время могут снизить защитные силы организма к респираторным инфекциям, в том числе и COVID-19", — сказала она.

Она уточнила, что в первой декаде ноября, возможно, начнется процесс стабилизации эпидемической ситуации и затем постепенное снижение роста случаев.

Однако, по словам эксперта, все зависит от сознательности граждан - от того, как они будут соблюдать меры профилактики распространения коронавируса.

За последние сутки в России выявили рекордные 15 982 случая COVID-19, поправились 5328 человек, скончались 179. Самая сложная ситуация в Москве, где действуют точечные меры: масочно-перчаточный режим, частичный перевод на удаленку сотрудников и школьников, система регистрации при посещении ночных клубов и баров. Кроме того, пожилым и людям с хроническими заболеваниями рекомендовано оставаться дома.

В Абхазии за все время эпидемии зарегистрировано 2903 случая коронавируса. Выздоровели 1197 человек, летальных случаев 28.

5
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19