Освобождение Гагрского района

На Западном фронте перемены: как освобождали Гагру

4532
(обновлено 10:16 02.10.2020)
Шестого октября 1992 года в ходе Отечественной войны народа Абхазии народное ополчение и добровольцы освободили Гагрский район от войск Госсовета Грузии и водрузили национальный флаг на границе по реке Псоу.

Операция по освобождению Гагрского района началась 2 октября 1992 года. Победа на Западном фронте стала первым крупным военным успехом абхазских войск в ходе войны. В этой операции погибли 117 ополченцев — жителей районов Абхазии и добровольцев с Северного Кавказа и Юга России.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Как освобождали

Награжденный орденом Леона Роберт Когония воевал в составе экипажа боевой машины пехоты.

"Наш экипаж располагался в районе села Алахадзы, с нами были Рафик Ампар, Шамиль Адзинба, Аслан Агумава, наводчиком был Лаврик Базба. 2 октября нам дали задание освободить Гагру, с этого началось наступление", — вспоминает ветеран.

Наступление на Гагру проводилось по различным направлениям, а экипаж Роберта Когония направлялся вдоль побережья.

"Наступление, конечно, было тяжелым, перестрелки были постоянными. Если брать количество, то врагов было намного больше, чем нас, но наши ребята брали храбростью, вставали рядом с БМП и кричали: "Вперед, ребята!", — рассказал Когония.

Несмотря на то, что при наступлении опасно идти на врага во весь рост, абхазские бойцы, не боясь получить пулю, шли вперед, говорит он.

"У врага было очень много вооружения. Мы думали, что их сопротивление окажется еще более жестоким, так как раньше, если мы выпускали несколько снарядов, то на нас летело несоизмеримо больше. При этом повторюсь, наши бойцы на характере, на своем бесстрашии продвигались вперед", — вспоминает ветеран.

Ростислав Кетия
© Фото : Из личного архива ветерана Ростислава Кетия

Послушать воспоминания ветерана на абхазском языке можно здесь >>

На Гагру

Кавалер ордена Леона Рафаэль Ампар до операции по освобождению Гагрского района воевал на Гумистинском фронте.

"Мы прибыли на двух машинах БМП в Бзыбь 26 августа, насколько помню, приняли первый бой, так продлился практически весь сентябрь. Расчет боевых машин насчитывал около тридцати человек, мы сменяли друг друга, выезжали на позиции и несли боевую службу", — вспоминает Ампар.

По его словам, все понимали, что если абхазским войскам удастся оттеснить противника до реки Псоу, то это будет существенным событием для исхода войны в целом.

"Мы понимали, что это поможет вздохнуть людям свободней, появится возможность доехать до России, что это глоток воздуха. К тому же это говорило о том, что если мы сумеем дойти до Псоу, то скорее всего, сможем освободить и город Сухум", — сказал он.

Самое яркое впечатление того периода — это самоотверженность абхазских бойцов, признается Ампар.

"Они смогли сконцентрироваться, сумели вытащить наружу какие-то внутренние силы, где-то помогла и бесшабашность, был боевой задор", — говорит ветеран.

Полную версию воспоминаний Рафаэля Ампар слушайте здесь >>

По земле и морю

При освобождении Гагрского района были задействованы не только сухопутные силы.

"Пятого октября наша группа была привезена на автобусе на пицундский морской вокзал, нас посадили на три катера, и мы поплыли в сторону противника. Задачей было высадиться в тылу врага и держать позиции, пока наши ребята не прорвут грузинскую оборону", — сказал ветеран войны Алхас Шамба.

Атака группы Алхаса Шамба немного захлебнулась, и вести бой с грузинскими войсками им пришлось дольше, чем это планировалось изначально.

Подробнее о воспоминаниях Алхаса Шамба слушайте здесь >>

"У нас один катер сломался. Пока мы его ремонтировали, пока пересаживались на другой, прошло около двух часов, и когда мы подошли к берегу, уже рассвело. Мы подошли к берегу, встали в метрах 80 от берега. Подъехали грузины, посмотрели на нас, и они либо не поверили в то, что это может быть, или просто испугались и поехали за подмогой. У нас было буквально три-четыре минуты, мы это использовали, высадились в тылу врага", — вспоминает детали десанта Шамба.

Около полусотни грузинских бойцов подъехали к месту высадки. Абхазский десант их уничтожил и выполнил поставленную боевую задачу.

Освобождение Гагрского района дало возможность выхода к границе с Россией, что в итоге повлияло на весь ход войны. Военная победа показала, что абхазские войска способны изгнать оккупантов и вести наступательные действия.

Читайте также:

4532
Темы:
25-летие освобождения Гагрского района (10)

Экстремальный велоспорт: как абхазские велосипедисты строят фрирайд трассу

16
(обновлено 19:30 28.10.2020)
Семь членов абхазского велосообщества обустраивают трассу для велозаездов на горе Баграта в Сухуме.

19 октября абхазское велосообщество "Ridebike Apsny" приступило к строительству экстремальной велотрассы на горе Баграта. Семь велосипедистов прокладывают фрирайд трассу своими силами, закончить работы планируют к середине ноября. Всего в велосообществе около 50 человек, велосипедисты ведут свой Youtube канал, а также занимаются ремонтом велосипедов.

Смотрите о том, как велосипедисты обустраивают трассу, в видео Sputnik.

Подробнее об этом читайте здесь:

Крути педали: история создания велосообщества в Абхазии>>

16

Крути педали: история создания велосообщества в Абхазии

22
(обновлено 19:16 28.10.2020)
О том, как создавалось молодое велосообщество "Ridebike Apsny", и какие цели ставят перед собой его участники, читайте в материале Sputnik.

Создатель велосообщества "Ridebike Apsny" Леван Габелия – студент второго курса юридического факультета АГУ, велосипеды – его хобби с детства. В интервью Sputnik он рассказал, как пришла идея создать велосообщество, и насколько перспективен велоспорт в Абхазии.

Илана Миквабия, Sputnik

Молодое сообщество

Велосообществу всего один год, оно создано в августе 2019 года с целью объединить велосипедистов по всей Абхазии для совместного участия в велозабегах и соревнованиях.

Поначалу у Левана не было соратников, которые помогали бы ему в организации велосообщества, но со временем, с созданием общества появились единомышленники, которые поддерживают его по сей день.

"Оказалось, что была уже создана группа людей, которая так же каталась, но была не активна, это группа ВелоСпорт Апсны, связанная со SportApsny, создавал ее Борис Барциц, и после того, как я создал велосообщество, в течение года понемногу численность велосипедистов возросла и мы начали катать вместе", - поделился он.

Сейчас у велосипедистов есть своя группа в Whatsapp, в которой состоят около 60 человек, включая участников группы SportApsny, но только 11 из них выезжают кататься практически каждый день.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Велосообществу всего один год, оно создано в августе 2019 года с целью объединить велосипедистов по всей Абхазии

Где "катают" велосипедисты

В будние дни ребята катаются по Сухуму, а в выходные ездят на "дальники", как они их называют.

Излюбленное место – гора Бирцха, неподалеку от села Каман, туда велосипедисты едут полдня, чтобы потом за 15 минут скатиться с нее.

"Мы туда едем полдня, чтобы скатиться оттуда минут за 15, но эти эмоции и чувства, того стоят", - улыбаясь рассказывает Леван.

Два-три раза в неделю участники сообщества ездят и на "Багратку", то есть на гору Баграта – об этом месте они узнали от "старшего поколения" велосипедистов, которые собственно и установили там эти тропы для велосипедов.

Самое дальнее расстояние за этот год было в Гудауту, это был велопробег, посвященный Дню победы и независимости, 30 сентября.

Праздничные велопробеги ребята планируют и организовывают в основном сами, пробег в День Флага в этом году поддержал Департамент молодежи и спорта.

"Они предоставили нам цветы, флаги и сопровождение, это пока единственный раз, когда кто-то нам финансово помог", - поделился Леван.

Для того, чтобы подробнее узнать о том, куда ездят велосипедисты можно зайти на их Youtube канал и Инстаграм.

Кататься можно почти круглый год

Леван считает, что у велоспорта очень большие перспективы в Абхазии, потому что погодные условия позволяют кататься 10 из 12 месяцев в году.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Два-три раза в неделю участники сообщества ездят и на "Багратку"

Он рассказал, что можно смело развивать велотуризм, но прежде чем это делать, надо привлечь в Абхазию как можно больше известных велосипедистов, которые бы смогли прорекламировать нашу страну.

Кроме того надо работать над постройкой разных трасс для велосипедистов, этим активисты сейчас и занимаются. На горе Баграта ребята своими силами строят фрирайд трассу для экстремальной езды на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Ребята своими силами строят фрирайд трассу для экстремальной езды на велосипеде

Работы по постройке трассы планируют закончиться к концу ноября, любой желающий может прокатиться на ней.

В дальнейших планах Левана – открыть свой магазин для велосипедистов, а на данный момент у него есть маленькая веломастерская.

22