Толчок в будущее: как помогают малоимущим семьям Абхазии

1342
(обновлено 16:46 17.10.2020)
17 октября отмечается Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году.

О том, сколько в Абхазии семей за гранью нищеты, как с ними работает Служба социальной поддержки, как малоимущим семьям помогают справиться со сложными жизненными ситуациями, читайте в материале Sputnik.

Sputnik

В Абхазии пока ещё нет определенного критерия бедности. Поэтому все статистические данные не точны. 

На сегодняшний день на учете государственного учреждения Министерства соцобеспечения и демографической политики "Службы социальной поддержки детей и семей", более 600 семей с различной проблематикой. Как отмечает заместитель начальника службы Алина Агрба-Базба, это не окончательная цифра. 

"Это не означает, что 600 семей и все. Хочется отметить, что мы работаем по сигналам. Это семьи, где есть та или иная проблематика. К сожалению, проблема малообеспеченности отслеживается практически во всех этих семьях. Очень сложно говорить, что это окончательная цифра, так как мы не ходим в каждый дом. Мы не занимаемся точечными выявлением. Мы реагируем на сигнал", - подчеркнула она.

Работа Соцслужбы направлена на оказание всесторонней поддержки этим семьям для преодоления трудной жизненной ситуации. Агрба-Базба поясняет, что трудная жизненная ситуация интерпретируется по-разному. И это не только материальная нужда, но проблемы со здоровьем, сложности доступа к тем или иным услугам - медицинским или образовательным. Чаще всего специалисты службы сталкиваются с комплексом проблем.

"Служба социальной поддержки детей и семей", работает в тесном сотрудничестве с различными структурами и организациями, в том числе с районными администрациями. Как только они получают сигнал по той или иной семье, они начинают изучать ее со всех сторон, оценивать, насколько семья находится в трудной жизненной ситуации и узнает, какой потенциал у семьи для укрепления своих внутренних возможностей. Другими словами, помогает самостоятельно встать крепко на ноги для того, чтобы дальше существовать. 

"Мы для себя разработали определенный механизм. После того, как семья проходит полную оценку, согласно внутренним механизмам, в обязательном порядке вместе с семьей пишется индивидуальный план помощи, по которому семья самостоятельно при поддержке специалистов находит для себя выход. То есть они определяют, какую цель они для себя преследуют, что для них важно", – отмечает Алина Агрба-Базба.

Конечно же, когда в семье есть проблемы со здоровьем у родителей или у ребенка, и семья самостоятельно не может зарабатывать, то Соцслужба рассматривает возможность привлечения ресурсов извне. 

"Мы стараемся не развивать иждивенческий подход. Стараемся сделать так, чтобы они могли помочь себе и близким. Важно, что семьи понимают это и не ждут материальной помощи от специалистов службы. Ведь финансами мы не обладаем вообще, что очень важно. Только при крайней необходимости вовлекаем ресурсы извне. У нас есть партнёры, благотворительные фонды, например, "Киараз", "Баракиат", Новоафонский монастырь. Они нас часто поддерживают в тех или иных ситуация. Когда мы видим, что семья за чертой бедности, им срочно нужно помочь продовольственно, или же нужно оказать какую-то финансовую поддержку для выезда за пределы, на лечение и так далее, то здесь мы выступаем в качестве связующего звена. Очень мы рады, что в последнее время существует много различных инициатив, направленных на поддержание малообеспеченных семей. Пытаемся координировать процесс", – рассказала она.

По словам замначальника государственного учреждения Министерства соцобеспечения и демографической политики "Служба социальной поддержки детей и семей", главное в этой работе - быть аккуратным и не навредить.

"Для нас очень важно не вешать клеймо на семью. Мы придерживаемся принципа строгой конфиденциальности. Никогда нигде не озвучиваем пофамильно семьи, с которыми  мы работаем. Чтобы не было какого-то неправильного восприятия. Но дети, которые находятся в такой жизненной ситуации, в первую очередь должны быть обычными детьми. И они таковыми и являются. Ребенок не виноват, в каких условиях живет на сегодняшний день. Он должен развиваться, как и каждый", – подчеркнула она.

Агрба-Базба добавила, что на протяжении длительного времени восприятие этой проблемы менялось, и, если раньше старались об этой проблеме не говорить, то сейчас наблюдается хорошая тенденция. 

"Даже в школе дети из малоимущих семей не притесняются. Нет такого, что кто-то лучше, у кого-то телефон дороже или кто-то одет лучше. Но в этом направлении нужно работать и дальше. К сожалению, проблемы с бедностью сегодня могут вылиться во что-то большее завтра. Если сегодня на это не обращать внимание, то может получиться эффект снежного кома. Любая помощь, любая поддержка от чистого сердца в преодолении трудной жизненной ситуации имеет огромный смысл. Ведь трудная жизненная ситуация - временный период. Самое главное – помочь, дать толчок, чтобы семья смогла выйти из этой ситуации", – добавила Агрба-Базба.

1342

Поэт Василий Каменский

"Там даже в бурю тишина": что связало поэта-футуриста Василия Каменского с Абхазией

2201
(обновлено 10:08 17.04.2021)
Поэт-футурист, художник и один из первых русских авиаторов Василий Каменский родился 17 апреля 1884 года.

О том, как русский поэт-футурист Василий Каменский попал в Абхазию, что он искал в стране легенд и "стройной были", какие стихи он посвятил Сухуму и какой след Каменский оставил в Абхазии, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

У подножия горы Баграта, в "генуэзском глухом переулке" (ныне гора Баграта – ред.) в замке с куполом в первой половине ХХ века останавливался сам Василий Каменский, русский поэт-футурист. Сегодня о пребывании этого видного деятеля на горе Баграта никто и не вспомнит. Но, как говорится, "врезанные в память письмена бегущие столетья не сотрут". Хронологию его визитов можно по крупицам собрать из его писем, дневниковых записей и, конечно, стихов.

"Искусство спасет мир"

В страну легенд и "стройной были" поэт-футурист Василий Каменский впервые приехал в 1920 году. Как и многие представители русской интеллигенции, он в Абхазии искал тихую гавань после бури семнадцатого года. И неспроста поэт любил говорить: "Сухум - замечательный город, там даже в бурю тишина".

© Foto / предоставлено Баталом Кобахия

16 марта 1920 года в Сухуме выходит газета "Наше слово", которая анонсирует "Единственную весеннюю гастроль" главаря футуристов Василия Каменского в сухумском театре "Алоизи". За один вечер поэт запланировал сразу две лекции – "Как надо жить в Сухуме" и "Что такое футуризм?".

К выступлению Каменского даже издается отдельный номер газеты "Однодневная газета Василия Каменского", которая выходит под девизом "Искусство спасет мир".

Известный русский театральный деятель, режиссер сухумского театра "Алоизи" Николай Евреинов по этому поводу восторженно пишет: "Я не знаю другого поэта, от которого так разило бы юностью с ее улыбками, хохотом, прыжками, непосредственным подходом к труднейшим проблемам жизни, бесшабашностью, голубоглазием веры и песнями, песнями, песнями!"

В Сухуме русский поэт-футурист не только в театре выступает, но и пишет свою пьесу "Паровозная обедня", которую позже поставили в Саратове и в Баку. Об этом мы узнаем из автобиографии поэта.

Следующий визит Василия Каменского в Сухум пришелся на 1922 год. Тогда он вместе с Николаем Евреиновым приехал на отдых.

В Сухуме, как пишет историк Станислав Лакоба, почти каждый вечер любимец сухумской публики выступал в местном цирке и читал стихи на площади.

© Foto / Шиман Эдуард Густавович
Поэт Василий Каменский в котелке

"А 18 апреля 1922 года состоялись два представления – днем грандиозный детский праздник с бесплатным катанием на лошадях, в котором участвовали и "все клоуны, рыжие, комики, наездники и японцы", а вечером по просьбе дирекции цирка выступил, как говорилось в афише, "гордость, краса и корифей русских футуристов Василий Каменский", устроивший аллегорическое шествие "Нато и Надия" с участием людей, зверей, животных и птиц. Часть от этого сбора поступила в пользу сухумской больничной кассы профсоюзов города", – пишет Лакоба в книге "Крылились дни в Сухум-Кале".

Путь Максима: четыре визита Горького в Абхазию>>

Каменский устраивал представления не только в цирке, кинематографе и театре, но и возле устья реки Беслетка.

Именно в этот период из-под его пера выходят "Жонглер" и "Прибой в Сухуме". Это было экспериментаторское словотворчество.

"Волно-взвихренной лейностью.

Перевей волю амбра,

Моревун морегамбра.

Ббахх и ашрр —

И шшай —

Шам-м-

Шш-ш".

Стихи понравились Владимиру Маяковскому, который поместил их в журнале "ЛЕФ".

Но после публикации стихотворений в первом номере "ЛЕФа" журнал, да и сам Каменский подверглись резкой критике деятелей РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей -ред.). Футуристов обвинили в том, что их слова не совпадают с делами. После этого случая экспериментаторское словотворчество исчезает из публикуемой лирики Каменского.

Письма из Сухума

Каменский в Сухуме бывал еще не раз. В 1926 году он даже привез с собой жену Августу Алексеевну Касторскую-Каменскую. В этот период поэт ведет регулярную переписку со своим другом Николаем Евреиновым. 

"Я живу в Сухуме, в твоей бывшей комнате и потому лишний раз (т.е. сплошь) тебя вспоминаю и все наше сухумское, солнечное, моревейное, недалекое прошлое. Всюду недостает тебя и Анички… С 5-го апреля в Сухум приезжает полный состав Тифл. драм. театра, и первым спектаклем, кажется, пойдет моя вещь "Пушкин и Дантес", прошедшая в Тифлисе 10 раз. Театр пробудет ровно месяц", – пишет он из Сухума Евреинову.

Из другого письма мы узнаем о том, что Каменский "сагитировал" родителей жены продать дом в Пензе и переехать в Сухум. Поиском нового дома в Сухуме занимался сам Каменский.

Полтора месяца поисков увенчались успехом. Поэт-футурист нашел "стильный" дом в три этажа с балконами, ванной и "даже гаражом" на горе Чернявского.

"Из окон гениальный вид на море (с южной стороны) и на вершины снежного хребта Кавказа (с восточной стороны). Дом стоит крайним над венецианской долиной и виден на весь Сухум. На крыше соляриум. Пока (родители переедут из Пензы с вещами через месяц, два. Они там) хозяйничаем двое: я и Асюша. Живут кой-где жильцы. Всего одиннадцать комнат. Я пребываю в 3-м этаже. Aсюша в 2-x комнатах в среднем. В нижнем у нас столовая, ванная, кухня и еще комната. 2 комнаты фондовые, т.е. по правилам жил. нормы находятся в распоряжении коммунхоза. Я являюсь пайщиком в этой покупке дома. Отныне, значит, буду жить июль-август-сентябрь на Каменке, а остальное время в Сухуме", – сообщает он в переписке.

Абхазию Каменский посетил еще три раза. В 1931 году поэт путешествовал по Черноморскому побережью на пароходе "Абхазия".

В дневнике он писал: "Ну и теплоход! Огромен, строен, блестящ, удобен… Громадина "Абхазия" к вечеру попадает в шторм... Утром пристали к Сухуму. Тихо. Солнечно. Сухум изумительно улыбался. Я еще более. Мы понимали друг друга. Тут я дома, как лист пальмовый. Главное — здесь родился и рос мой сыночек Алеша. Смотрю на тот самый дом, где... Смотрю и вспоминаю об удивительных днях тропической восторженности... Теперь моя жизнь иная. Я еду мимо. В груди звучит далекая песня любимой Абхазии. И вот еду я на "Абхазии" будто чужой, а это неверно. Я тот же, неизменно близкий, свой, взволнованный, благодарный. Мне не забыть ничего, что оставлено здесь в гнезде сухумском, в счастливых шагах по улицам прошлого, в зное приморском под пальмами. Здесь я написал "Жонглера" и вообще много стоящее. Жизнь торопит. С борта "Абхазии" я еще долго до конца смотрел на оставленное гнездо. Нет, не оборвется нить никакими просторами. Еще встретимся, еще увидимся, не правда ли?"

Чехов в Абхазии: "Дуэль" и вкусные персики>>

После Великой Отечественной войны Каменский снова в Абхазии. Сначала он останавливается в Новом Афоне, а затем перебирается в Сухум. О приезде Каменского узнают его поклонники. По просьбе Союза писателей он выступает в Абхазской государственной филармонии, где читает поэму "Стенька Разин" и стихи об Абхазии. 

Последний визит поэта-футуриста пришелся на 1949 год. Уже будучи тяжело больным, Василий Каменский вновь посещает любимый Сухум, где ему была предоставлена квартира. Несмотря на болезнь, поэт писал стихи, рисовал пейзажи и море.

Читайте также:

2201
Темы:
"Абхазский след"

Плановая проверка: Минэкономразвития России осмотрело ход работ по Инвестпрограмме

84
(обновлено 22:40 16.04.2021)
Делегация представителей Минэкономразвития и Минэнерго России прибыла в Абхазию для проверки хода ремонтных работ, финансируемых за счет Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии.

В рамках поездки делегация во главе с заместителем министра экономразвития Сергеем Назаровым и министром экономики Абхазии Кристиной Озган 15 апреля посетила очистное канализационное сооружение, насосную станцию, осмотрела ремонт колоннады, набережной и парка принца Ольденбургского, а также подстанцию "Бзыбь-220" в Гагрском районе. Из перечисленных проектов в эксплуатацию уже сдана колоннада, практически окончены работы на набережной и установлен новый трансформатор на подстанции, который практически в два раза превышает мощность замененного аппарата. Ремонт канализационного сооружения все еще продолжается, проблема в смете, которую необходимо пересмотреть с учетом актуальных цен на сырье.

Во второй день визита делегация осмотрела объекты Инвестпрограммы в восточной части Абхазии, в частности, Ткуарчалскую больницу и сельхозпредприятие в селе Кындыг Очамчырского района.

Также в рамках контрольного визита состоялись переговоры в Администрации президента и в правительстве Абхазии.

84

"Саянский марш": как проходил первый день конкурса

0
Первый конкурс в рамках АрМИ-2021 - "Саянский марш" прошел 15 и 16 апреля в Красноярском крае на базе горной подготовки "Ергаки".

Соревнования состояли из двух этапов и проходили два дня, во время которых команды выполнили ряд специальных задач. Общий маршрут с препятствиями составил 50 километров. В первый день участники преодолели 25-километровый маршрут, спустились с вершины в связках, стреляли в составе группы, спустились со скалы на веревках. Вечером они разбили лагерь в лесу и переночевали там.

 

0