"Чья ферма?": почему в Абхазии тяжело штрафовать "криптовалютчиков"

2155
(обновлено 11:29 19.02.2021)
Парламент в первом чтении проголосовал за внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях 3 февраля. Проект закона предусматривает установление нового состава административных правонарушений за нарушение действующего законодательства в сфере энергетики.

О том, какое административное наказание грозит за незаконное потребление электроэнергии майнерами и почему сейчас тяжело наложить на них штраф, читайте в материале Sputnik. 

Бадрак Авидзба, Sputnik

Закон предусматривает 

Принятый в первом чтении законопроект предусматривает административную ответственность для майнеров, а сумма штрафов будет зависеть от объема потребляемой электроэнергии. Если в течение года отключенные майнинговые фермы вновь заработают, то оборудование можно будет конфисковать.

Каждый киловатт незаконно потребленной электроэнергии будет штрафоваться 40 минимальными размерами оплаты труда. Повторное нарушение административного кодекса влечет за собой штраф в размере 50 мрот за каждый киловатт с конфискацией оборудования для добычи криптовалют. 

Депутаты также проголосовали в первом чтении за внесение изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия. Согласно проекту закона, за незаконное потребление электроэнергии в целях добычи криптовалют свыше одного мегаватта, предусматривается наказание в виде лишения свободы от трех лет и конфискация имущества.

Начальник департамента по техническому и энергетическому надзору Госстандарта Эрик Кокоскир в интервью радио Sputnik рассказал о мерах по борьбе с майнингом. Департамент по техническому и энергетическому надзору Госстандарта является основным уполномоченным органом, который имеет право применять административное воздействие в отношении потребителей, незаконно использующих электроэнергию.

Сложности в оформлении штрафов

Согласно кодексу об административных правонарушениях, статьи 96, прим. 1 – самовольное подключение и использование электрической энергии, Госстандарт может наложить штраф, однако возникают сложности.

"Основная проблема, с которой сталкиваются наши инспекторы, это определение лица, на которое нужно наложить штраф. Чтобы подготовить протоколы о наложении штрафа, нам нужны паспортные данные абонента, нужна объяснительная. Никто не представляет своих паспортов, чтобы можно было направить материалы в районные суды, которые должны их рассмотреть", - подчеркнул он.

По словам Эрика Кокоскир, добычей криптовалют занимаются в основном физические лица, очень редко можно встретить случаи, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занимается этой деятельностью. 

Статья 96 кодекса об административных правонарушениях предполагает наложение штрафа на граждан в размере от 1800 до 2400 рублей, штраф налагается по решению суда. В случае повторного нарушения, сумма штрафа увеличивается в два раза.

"Это очень низкие штрафы, они не имеют эффекта, который позволил бы гражданину или физическому лицу, осуществляющему эту незаконную деятельность, понимать, что наложение штрафа бьет по его карману", - сказал он.

Помимо составления актов о штрафах, специалисты Госстандарта делают пломбы на обесточенных объектах. Действующий кодекс об административных правонарушениях предполагает за срыв пломбы 180 рублей штрафа. Поэтому самым действенным и эффективным способом для борьбы с незаконными абонентами является демонтаж оборудования, заявил Кокоскир.

Он добавил, что демонтаж оборудования Госстандарт проводил совместно с силовыми структурами за повторное подключение к сетям. "Мы передаем в "Черноморэнерго" документы о том, что данный абонент подключен незаконно, районные бригады электросетей приезжают и производят демонтаж проводов", - отметил специалист.

Он также добавил, что Госстандарт не обладает полномочиями демонтировать, изымать оборудование, которое было незаконно подключено, но в случае принятия законопроекта, предполагающего изменения в административный кодекс, такая возможность появится.

"Энергонадзор интересует главный вопрос – законность подключения, как соблюдены технические условия, есть ли разрешение на присоединение. В технические условиях, которые выдает "Черноморэнерго", прописаны мероприятия, которые должны быть выполнены, это с какого фидера подключиться, какие провода нужно подвести. Итоговый документ, который дает право абоненту подключиться к сети - это бланк присоединения, который дает Энергонадзор", - говорит Кокоскир.

Ни одной из майнинговых ферм такие разрешения не были выданы, рассказал специалист.

"21 сентября 2020 года было постановление правительства о мерах по регулированию деятельности по добыче криптовалют. Оно предполагало ряд мероприятий, которые нужно было выполнить абоненту, нужно было зарегистрироваться, встать на учет в налоговой службе, в Госстатистике, установить приборы учета, также до определенного срока нужно было обратиться в "Черноморэнерго" и подать заявление о присоединении к сетям", - сказал он.

Начальник департамента по техническому и энергетическому надзору  Госстандарта отметил, что представитель Госстандарта также находился в техническом совете "Черноморэнерго".

"То есть определенная работа шла, но в связи с тем, что позже была запрещена деятельность по добыче криптовалют, ни одному из криптофермеров мы не давали разрешения на присоединение к сетям", - заметил Кокоскир.

Он также сообщил, что "Черноморэнерго" передала Госстандарту списки криптоферм, которых более двухсот.

"Мы тоже по своей линии выезжали, у нас тоже есть свои материалы. Мы должны будем подготовить материал и передать в МВД, нам нужно уточнить, кто является собственниками данных ферм. Минэкономики поставило нам задачу совместно с "Черноморэнерго", МВД скоординировать наши действия, чтобы определить ответственных. Это нужно для того, чтобы мы могли наложить штрафы, которые определены кодексом об административных правонарушениях", - сказал Эрик Кокоскир.

Инспекторы Госстандарта выезжали по частному сектору, по многоквартирным домам с представителями силовых структур.

"Смотрели и чердачные, подвальные помещения. После поручения президента о необходимости снижения потребления электроэнергии удалось снизить нагрузки на 105 мегаватт, в пиковый период потребление было 480-490 мегаватт, то есть результат налицо", - говорит он.

К моменту публикации материала редакция информационного агентства Sputnik не получила ответов на запросы о предоставлении информации по статистике оштрафованных лиц за незаконную деятельность по добыче криптовалют и общих данных, которые касаются работы в этом направлении из "Черноморэнерго" и МВД республики.       

22 января президент Аслан Бжания встречался с депутатами Парламента, обсуждалась возможность введения штрафов и уголовной ответственности за незаконное потребление электроэнергии. Предполагалось, что штраф для майнеров за один мегаватт потребленной энергии составит около полутора миллиона рублей. Законодательная инициатива об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс были представлены на рассмотрение Парламента.

Читайте также:

2155
Темы:
Майнинг в Абхазии (112)

Люди на набережной Сухума 20 февраля 2019

Инициатива не прошла: Бжания пытался преодолеть раскол, но вмешалась реальность

20
(обновлено 09:22 27.02.2021)
О зарождении и политических последствиях раскола в абхазском обществе размышляет колумнист Sputnik Алексей Ломия.

В конце ХХ века в наше общество вселился могучий червь раздора, который шаг за шагом стал разъедать единство и сплоченность народа.

Первыми его жертвами стали творческие коллективы, потом союзы писателей, художников. Уже на пороге ХХI века он разъединил ветеранов. Дальше больше - началась президентская гонка, выборная страда, и тут уже червь разросся до таких масштабов, что смог проникнуть даже в семьи.

Раскол и раскольники

С тех пор любой политик, который решается на покорение политического Олимпа, громогласно обещает устранить этот раскол в народе, как только его изберут президентом. Некоторые даже излагали свои рецепты преодоления этой проблемы и порой очень даже убедительно. Но, увы, выборы заканчиваются, а лозунги остаются лозунгами.

Очередной попыткой выйти из этого кризиса можно считать встречу, на которую были приглашены все политические партии, объединения, организации, в том числе оппозиционного толка, депутаты, так называемого, "золотого" парламента. Инициатором выступил президент Аслан Бжания, проводил встречу вице-президент Бадра Гумба. Такого рода мероприятия практиковались и раньше, при других президентах, и чаще всего срывались из-за отказа сил, оппонирующих действующей власти, принять участие. Причем как по объективным причинам, так и по надуманным, сродни саботажу.

Может это начало?

На удивление, на этот раз приглашение приняли практически все представители политической палитры Абхазии, за исключением руководства общественной организации "Аидгылара".  Общество, обычно с большим скепсисом наблюдающее за такими встречами, было заинтриговано: неужели в этот раз удастся преодолеть собственные амбиции и выработать оптимистический, действенный алгоритм совместных действий во благо развития страны. Это крайне необходимо в данный момент, если учесть стремительно развивающиеся события на Южном Кавказе и мировую пандемию коронавирусной инфекции.

После взаимных реверансов участники на удивление единодушно приняли предложение главы государства создать Общественный совет, который будет собираться не реже, чем раз в три месяца для выработки рекомендаций по основным вопросам жизнедеятельности государства.

В этот момент в социальных сетях был небывалый ажиотаж. Активные участники высказывали предположения о возможных результатах, мнения были, естественно, разнополярные. Провластные восхищались инициативой президента, обозначая это как выполнение предвыборных обещаний, как большой шаг вперед в сложном процессе объединения общества. Другие были более осторожными. Одна из активных участниц дискуссий в сердцах предлагала заколотить двери в совещательном зале, отключить свет и воду и не выпускать участников до тех пор, пока не придут к консенсусу.

Обольщаться не стоит

Положительным результатом встречи надо считать не создание самого Общественного совета, а конструктивную позицию оппозиционных партий и общественных организаций, способность их лидеров встать выше своих амбиций. Такова логика мирного сосуществования в обществе. Теперь остается ждать, насколько реально желание власти объединить народ, а это будет прямо пропорционально зависеть от тех конкретных шагов, которые предпримет руководство страны, какую гибкость проявит.

И не стоит обольщаться. Могучий червь раскола не такая уж и метафора, он жив, силен как никогда, он среди нас и в каждом из нас.

Инициатива не прошла

А ведь можно было бы так закончить мысль, но, увы, оппозиция по итогам встречи распространила совместное заявление, в котором обвинила власть в том, что с ее подачи государственное телевидение показало двадцатиминутный сюжет о заседании, где, по мнению оппозиции, прозвучала  неправильная, неправдивая и необъективная информация. На основании этого фактически был выдвинут ультиматум с рядом требований. Не берусь судить, кто прав, кто виноват, ввиду того, что не присутствовал на заседании и не могу знать, что и как там происходило, но точно знаю, что мы имеем в сухом остатке. Все надеялись и ждали шага вперед навстречу друг другу, а получили новый виток в противостоянии власти и оппозиции.

20

Инвестиции и реформы: в администрации президента обсудили пути развития экономики

570
(обновлено 20:01 26.02.2021)
В администрации президента Абхазии под председательством вице-президента Бадры Гунба состоялось заседание рабочей группы, которая будет рекомендовать президенту страны первоочередные шаги по развитию экономики.

О том, какие вопросы обсуждались на первом заседании рабочей группы читайте в материале Sputnik Абхазия.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Зачем создали группу

Открывая встречу, председатель рабочей группы, вице-президент страны Бадра Гунба сообщил, что группа создана для того, чтобы определять наиболее перспективные направления в области экономики. Затем рекомендации, сделанные рабочей группой, будут представлены президенту, для того чтобы он дал соответствующие поручения правительству для их исполнения.

Среди участников рабочей группы: заместитель главы администрации президента Джансух Нанба, директор Центра стратегических исследований Вячеслав Чирикба, директор Института экономики Заур Шалашаа, председатель Банка Абхазии Беслан Барателиа, глава администрации Сухума Беслан Эшба, представители бизнес сообщества.

"В послевоенный период были попытки создания подобной рабочей группы либо они создавались, но, к сожалению, результат деятельности нам с вами известен. Это не упрек в адрес тех людей, которые занимались этой работой, более того, это люди опытные и профессиональные. Есть объективные причины, из-за которых наша экономика не может себе позволить эффективно развиваться", - заметил Бадра Гунба.

Он также добавил, что с целью развития экономики в республике разрабатывались документы, которые остались на бумаге.

"Необходимо предложить новые шаги реализации тех намеченных планов, пусть они не всегда будут популярными, но самое главное, чтобы это положительно отразилось на экономическом развитии страны в целом", - сказал вице-президент.

Затем своим мнением относительно проблем в области экономики республики высказал директор Института экономики и права Академии наук Абхазии Заур Шалашаа. Он отметил, что результаты работы группы должны воплотиться в жизнь в отличие от других концепций и программ, которые разрабатывались ранее, например "Стратегия социально-экономического развития Абхазии", написанная в Центре стратегических исследований.

"Руководство страны заказало и оплатило работу, но когда правительство заказывает работу, оно должно получить какое-то разрешение. Обидно, что правительство, которое заказало стратегию само же от нее отказалось, мы должны учесть это в будущем", - подчеркнул он.

Вслед за этим глава администрации Сухума Беслан Эшба подчеркнул, что на его взгляд, задача рабочей группы состоит в том, чтобы определить первоочередные цели, которые отражены в концептуальных документах, разработанных ранее.

"Приоритетные направления развития известны, поэтому нужно определить первоочередные задачи, взять на себя ответственность и начать строить предложения. К примеру, какой нормативный документ надо подготовить. У нас есть законодательные акты, которые приняты, но инструмент реализации отсутствует, например закон об инвестициях, где прописано государственное-частное партнерство, а закона о государственном-частном партнерстве у нас нет", - отметил Эшба.

После выступил член Общественной палаты Александр Страничкин, который считает, что изначально надо определиться какими, ресурсами на сегодня обладает республика, и уже после намечать следующие шаги.

"Мы сегодня не знаем реальную картину рабочей силы, в этом году планировалась перепись населения, но ее, к сожалению, нет. Лет восемь назад правительство принимало решение о системе национальных счетов, и мы должны были к 2020 году полностью перейти на эту систему, но этого нет. У нас даже жилье, которое мы строим, нигде не зафиксировано", - заметил он.

Также Страничкин добавил, что для развития экономики необходимо привлекать инвесторов в экономику страны, а чтобы это сделать, нужно принимать градостроительный кодекс.

"Если инвестор приходит, и мы говорим, что эту точку надо застраивать, то нужно знать чем ее застраивать, не хаотично. Также для привлечения инвестиций у нас есть проблема "занято", если мы ее не будем решать, мы не сможем привлекать инвестора", - подчеркнул член Общественной палаты.

Корпорация по развитию Абхазии 

В рабочую группу входит и первый вице-президент Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал. Он отметил, что сфера его интересов связана с финансами для бизнеса и финансовой доступности.

"Есть определенные задумки по развитию Абхазии. Я считаю, что относительно неблагоприятная среда не должна заставлять нас опускать руки и считать, что сделать из республики процветающий и успешный регион невозможно", - подчеркнул Сигал.

По его мнению, для того чтобы добиться положительных результатов для развития экономики Абхазии нужно создать институт под условным названием "Корпорация по развитию Абхазии", который будет работать на основе отдельного закона, который станет проводником всех инвестиций в республику.

"Я считаю, что этому государственному институту нужно передать то имущество, которое не используется в Абхазии, чтобы были активы для залоговой массы при привлечении инвестиций. Необходимый элемент для этого - реформа банковской системы и привлечение через банки дешевых российских денег", - сказал он.

Заседание продолжилось выступлением директора Центра стратегических исследований при президенте Вячеслав Чирикба, который сказал, что для того, чтобы национальная экономика шла вперед, нужна модель.

"Какую экономику мы строим, непонятно. В мире создано много моделей, нужно взять модель не больших, а малых стран, которые в Европе наиболее процветающие, например, Лихтенштейн, Норвегия, если локализовать эти модели и применить в наших условиях, может быть, они будут работать", - заметил он.

Также Чирикба подчеркнул, что для того, чтобы привлекать капитал в страну, судебная система должна защищать инвестора, без этого, в республику никто вкладывать не будет. Также он считает, что нужно перенять такой механизм как финансовая полиция.

"Допустим, чиновник получает 12 тысяч рублей, но вдруг покупает квартиру за восемь миллионов. Приходит финансовая полиция и спрашивает об источниках, если он не может рассказать об источниках дохода, то начинается расследование", - сказал Чирикба.

Председатель Банка Абхазии Беслан Барателиа отметил, что помимо всего прочего особенность экономики страны заключается в отсутствии эмиссионного центра. Поэтому, государство лишено возможности проведения кредитно-денежной политики.

"Мы не влияем на объем денег в экономике, через этот механизм никак не можем стимулировать развитие экономики, сдерживать и так далее. Здесь возникает замкнутый круг, когда бизнес говорит о том, что стране нужны деньги для кредитования и банки должны предоставить кредиты, в нашей ситуации банки говорят наоборот, что нам нужна здоровая экономика, чтобы на счетах предпринимателей были деньги и банки обладали ресурсами", - сказал он.

В Банке Абхазии столько денег сколько осталось на счетах Министерства финансов, однако учитывая, что возможности Минфина ограничены, остатки небольшие, поэтому, ресурсный потенциал банка маленький, говорит Барателиа.

"На сегодня возможности для импульсного, масштабного кредитования экономики не существует", - сказал он.

В завершении первого заседания рабочей группы вице-президент Бадра Гунба поблагодарил участников встречи и добавил, что для решения тех задач, которые стоят перед группой, нужны нестандартные подходы и выразил надежду на то, что в рамках работы будут выработаны рекомендации, которые будут направлены президенту страны Аслану Бжания. 

570