Юрист рассказал, как нужно изменить полномочия депутатов местного самоуправления

826
(обновлено 16:27 11.04.2021)
В Абхазии проходят выборы в местные органы самоуправления. Для того чтобы рассказать о своем отношении к нынешним выборам и о законе, касающемся избрания депутатов на местах, в эфир радио Sputnik пришел член комиссии по конституционной реформе, юрист Олег Папаскири.

Выборы в органы местного самоуправления проходят в Абхазии в воскресенье 11 апреля. Граждане республики могут проголосовать в 161 избирательном округе.

Sputnik 

Особенности местных выборов

Начиная рассказывать о своем отношении к выборам в местные органы самоуправления и о роли региональных собраний, юрист Олег Папаскири заметил, что они имеют большой, но еще не до конца реализованный потенциал.

"У местных органов самоуправления большой потенциал, который еще предстоит раскрывать. Насколько эффективно и с наименьшими потерями идет сигнал от общества к власти, в этом плане и выражается эффективность работы", - отметил юрист.

Что касается закона "Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия", Папаскири подчеркнул, что редко законы опережают общественный запрос.

"Критика этого закона очень часто обоснована, я читал интервью, которое дали депутаты, у которых полномочия сегодня кончаются. Они раскрывают сложные и проблемные вопросы, среди них пример, который показал противоречия в части реализации такого важного института как референдум. В законе сказано о возможности проведения местного референдума, сказано, что он инициируется и назначается органами местного самоуправления", - говорит специалист.

При этом, продолжил Папаскири, другой закон это понятие не раскрывает подробно, и как следствие - в законе о референдуме такого понятия, как местные референдумы вообще нет.  

"Там сказано, что референдум инициируется гражданами, президентом, парламентом, Верховным судом и назначается президентом. Тут возникает коллизия, референдум назначается президентом по закону о референдуме, местный референдум назначается органами местного самоуправления по другому закону. Коллизия понятна, потому что закон о референдуме имеется в виду в глобальном смысле – республиканский, без привязки к локальности. В итоге получается, что закон есть, но он о другом референдуме", - сказал юрист.

© Sputnik / Леон Гуния
Выборы в местное собрание

Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо внести изменение в закон о референдуме, добавил Олег Папаскири.
Что касается нынешних выборов в органы местного самоуправления, он отметил, что на некоторых участках выборы безальтернативные, то есть кандидатами стали по одному человеку.

"Это показывает то, что особого интереса идти в местные органы власти нет, может быть, по разным причинам, но отсутствие конкуренции никогда не приносило пользу. Еще одно наблюдение, мне кажется, что на этих выборах стало больше молодежи", - заметил он.

Возраст кандидатов  

Что касается возможности избираться в местные органы власти с достижением 25 лет существуют разные мнения, подчеркнул Олег Папаскири.

"Вопрос назначения на разные должности с учетом возраста носит дискуссионный характер. Всегда находятся аргументы о том, что есть молодые вундеркинды, которые рано закончили школу и университет, а другие, будучи взрослыми и опытными, не справляются с простыми функциями", - заметил он.

В этом вопросе универсального ответа не существует, но если избиратели готовы голосовать за людей вне зависимости от их возраста, значит, их это устраивает, считает Папаскири.

Отвечая на вопрос, поддерживает ли он мнение о том, что прежде чем избраться в Парламент страны, кандидаты обязательно должны получить опыт работы в местных Собраниях, Папаскири сказал, что для того чтобы оказаться в законотворческой отрасли власти, кандидат должен вырасти в профессиональном плане.

"Он должен знать среду, проблемы, видеть в динамике, как меняется дискурс по тем или иным вопросам и, конечно, участие в политической сфере должно быть длительным процессом на разных уровнях. Я думаю, что если человек получит опыт на уровне местного самоуправления, он получит командный опыт, ему будет гораздо проще идти на более ответственные должности", - сказал он.

Что надо менять в местном самоуправлении 

Говоря об идеях, связанных с изменением работы в местных органах власти, член комиссии по конституционной реформе Олег Папаскири отметил, что они касаются многих вопросов.

"Например, это вопрос избрания главы города, района. Здесь у нас есть опыт, когда главу население не избирает напрямую, либо избирает через своих делегатов в местном собрании. Поэтому, мы можем разные варианты посмотреть, и сейчас в комиссии нет единого мнения по этому поводу. Основная проблема заключается в том, что для местных органов самоуправления декламируется некое право, возможность в принятии решений, но, кроме одобрения, других рычагов у них нет, это касается, например, местного бюджета", - говорит юрист.

По поводу вопроса избрания главы района или города предстоит выслушать различные мнения, но к какой модели в итоге придут, еще неизвестно, заметил Папаскири.

"Эта тема давно обсуждается, есть мнение о том, что общество еще не созрело к этим выборам, что надо как-то дойти, но мне кажется, что горожанам было бы полезно это попробовать как некий эксперимент", - сказал он.

Всего в Абхазии более 125 тысяч избирателей, которые смогут проголосовать в 161 избирательном округе на 198 избирательных участках. Больше всего голосующих в столице республики – около 40 тысяч человек. В августе 2020 года местные депутаты решили, что сравнительное количество избирателей в округах сильно разнится, и в связи с этим они сократили число округов с 26 до 19. Также это было вызвано тем, что депутатов в Собрании должно быть нечетное количество.

Читайте также:

826

Дом для денег: как открывали Музей денег в Сухуме

8
(обновлено 18:43 14.05.2021)
Банк Абхазии начал строительство Музея денег в Сухуме в 2019 году. Из-за пандемии коронавируса строительство

Банк Абхазии открыл Музей денег в Сухуме в пятницу 14 мая. Изначально планировалось создать площадку, чтобы представить апсары, но затем решили создать целый музей, в котором будут собраны деньги, которые когда-либо были в обращении в Абхазии.

Директор музея Астамур Тания рассказал, что Абхазия имеет древнейшую историю денежного обращения. В музее представлены монеты, относящиеся к различным периодам истории Абхазии – в частности монеты средневекового периода, есть византийские монеты, монеты Арабского халифата, Османской империи, Российской империи.

На официальную часть открытия музея прибыло руководство страны во главе с президентом Асланом Бжания.

Председатель Банка Абхазии Беслан Барателиа рассказал собравшимся, что, начиная с завтрашнего дня, желающие могут посещать музей, и поделился планами организовать на базе музея научно-практический работу, в которую будут вовлекать молодежь, чтобы она изучала историю денежного обращения в стране.

Читайте также:

8

Небо над Абхазией: готовы ли российские авиакомпании летать в Сухум

29
(обновлено 18:21 14.05.2021)
Международный сухумский аэропорт имени Владислава Ардзинба откроется до 2024 года, сообщил ранее президент Абхазии Аслан Бжания.

Sputnik выяснил, заинтересованы ли российские авиакомпании в запуске рейсов по этому направлению и попадут ли перевозчики под международные санкции из-за полетов в республику.

Мария Науменко, Sputnik

Запасной аэродром для Сочи

В пресс-службе авиакомпании "РусЛайн", которая занимает одно из ведущих мест в сегменте региональных авиаперевозок России, Sputnik сообщили, что рассматривают абхазское направление для запуска рейсов.

Сегодня флот "РусЛайн" состоит из 20 воздушных судов. Маршрутная сеть авиакомпании объединяет свыше 35 российских городов. По итогам 2020 года было выполнено около 13 тысяч рейсов.

О готовности рассмотреть возможность открытия рейсов в Сухум также сообщили в авиакомпании Red Wings, которая входит в десятку крупнейших авиакомпаний России. Red Wings специализируется на регулярных и чартерных пассажирских перевозках. Флот Red Wings включает 24 пассажирских лайнера: 15 судов семейства Airbus 320/321, семь российских региональных SSJ100 и два дальнемагистральных Boeing 777.

"Абхазия является популярным у россиян летним курортом, наверняка полеты в Сухум из российских городов будут пользоваться спросом. Поэтому при появлении необходимой аэропортовой инфраструктуры авиакомпания Red Wings готова рассмотреть возможность открытия рейсов в Абхазию", - заявили в пресс-службе Red Wings Airlines.

В авиакомпании Smartavia на запрос Sputnik ответили, что активно развивают свою маршрутную сеть, включая южные направления. На данный момент Smartavia осуществляет полеты более чем по 60 направлениям как по России, так и в ближнее и дальнее зарубежье. Флот перевозчика состоит из 14 воздушных судов, включая 9 - Boeing 737-800 NG, 3 - Boeing 737-700 NG и 2 - Airbus А320neo.

"Новые маршруты для выполнения регулярных рейсов выбираются на основе нескольких критериев, включая спрос на направление и коммерческую целесообразность. Наши специалисты внимательно следят за ситуацией на рынке воздушных перевозок и оперативно реагируют на любые изменения, происходящие на рынке", - сообщили в пресс-службе Smartavia.

Sputnik также направил запросы крупным авиаперевозчиком, среди них: Utair, S7, Аэрофлот и "Уральские авиалинии", но на момент публикации ответ не был получен.

В советский период Сухум был запасным аэродромом номер один для Сочи, отмечает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. По его мнению, эту же роль Сухум может начать выполнять и в наше время.

"Аэропорт Сухума была хорошо оборудован. Я выполнял туда полеты в качестве командира корабля на многих самолетах, в том числе на больших: Ил-18 и Ту-134. Когда в Сочи невозможно было по метеоусловиям произвести посадку, мы направлялись в Абхазию, это рядом, 20-30 минут лета", - вспоминает Смирнов.

Есть ли риски попасть под санкции

По мнению исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, из-за возобновления авиасообщения будут высказаны претензии со стороны Грузии, но они не повлияют на выполнение полетов.

Однако авиаперевозчики могут понести более существенные риски, как это произошло в ситуации с компанией "Добролет", отмечает Пантелеев. В 2014 году она запустила полеты в Симферополь, а затем попала под санкции Европейского Союза и была вынуждена прекратить свое существование.

"Нельзя сказать, что у российских авиакомпаний сейчас нет проблем из-за полетов в Крым. Украинская сторона предлагала  другим государствам арестовывать воздушные суда российских авиакомпаний. Просто третьи страны стремятся не идти на прямой конфликт с Россией", - рассуждает Пантелеев.

Он добавил, что есть российские авиакомпании, на которые никак не повлияет международная реакция. Например, "Азимут". У этого перевозчика в парке только российские воздушные суда, и эти самолеты в лизинге через российские структуры. То есть авиакомпания "Азимут" максимально защищена от санкций из-за рубежа.

Кроме того, по словам Олега Смирнова, если удастся убедить международные организации в безопасности полетов в Абхазию, то российские авиакомпании смогут регулярно осуществлять перелеты в республику так же, как и в Крым.

Сухумский аэропорт находится в 18 километрах от столицы Абхазии в селе Бабушара Гулрыпшского района, но он не действует с конца грузино-абхазской войны 1992-1993 годов по решению Международной организации гражданской авиации ICAO. Длина взлетно-посадочной полосы - 3,6 километра, что позволяет аэропорту принимать практически все типы гражданских самолетов как со стороны моря, так и со стороны гор. В советское время терминал обслуживал до пяти тысяч пассажиров в сутки летом и до тысячи - зимой.

В 2019 году аэропорту и воздушному пространству Абхазии был присвоен международный четырехбуквенный код URAS. Расшифровывается аббревиатура следующим образом: буква U присвоена всем странам, входящим в СНГ, R — Ростовская воздушная зона, где находится центр управления воздушными, в том числе и международными, полетами, А — это Абхазия, S — Сухум.

Как заявил президент Абхазии Аслан Бжания, в настоящее время в Минтрансе России один раз в две недели проходят совещания по поводу запуска сухумского аэропорта. Столицу Абхазии уже неоднократно посещали инвесторы, готовые вложить средства в реконструкцию воздушной гавани.

В мировой практике есть примеры осуществления полетов в государства с ограниченным международным признанием. Так, турецкие авиакомпании совершают регулярные рейсы в Турецкую Республику Северного Кипра, которая признала только Турцией.

29