Основоположник абхазской письменной литературы Дмитрий Гулиа и Народный поэт Абхазии Баграт Шинкуба в 50-е годы

Любимый народом: 104 года со дня рождения Баграта Шинкуба

196
(обновлено 16:31 12.05.2021)
Со дня рождения Народного поэта Абхазии, кавалера ордена "Ахьдз-Апша" I степени, автора множества сборников стихов, исторического романа "Последний из ушедших", поэмы "Песнь о скале" и многих других произведений Баграта Шинкуба прошло 104 года.

Баграт Шинкуба родился 12 мая 1917 года в большом абхазском селе Члоу, в поселке Лаганиаху, которое он позже прославит в своих прекрасных стихах. Известно, что дедушка поэта Жьажьа был одним из тех, кто в XIX веке во время массовых выселений абхазов с родных земель в Османскую империю не стал переселенцем. Он сумел вместе с семьей остаться на родине, а потом способствовал тому, чтобы и многие его родственники вернулись в Абхазию с чужбины.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Воспоминаниями о великом абхазском творце, о значении творчества Баграта Шинкуба поделились ученые, поэты и писатели Абхазии.

Абхазский Пушкин

Народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа, рассказывая о Баграте Шинкуба и его творческом наследии, отметил, что произведения поэта оказали огромное влияние на развитие национальной литературы. 

"Баграт Шинкуба вдыхал жизнь в лирические строки, все его произведения написаны высокохудожественным языком. Есть талантливые люди, но не умеющие создавать образы, литература – это образы", — говорит Ласуриа.

Произведения Баграта Шинкуба отличаются необычайной глубиной мысли и в то же время легкие для восприятия.

  • Баграт Шинкуба (крайний справа) во время учебы в Джгердской средней школе
    Баграт Шинкуба (крайний справа) во время учебы в Джгердской средней школе
    © Foto / из архива музея им. Баграта Шинкуба
  • Баграт Шинкуба с неизменной трубкой демонстрирует  Константину Симонову, как правильно пропалывать грядки картофеля
    Баграт Шинкуба с неизменной трубкой демонстрирует Константину Симонову, как правильно пропалывать грядки картофеля
    © Foto / из архива музея им. Баграта Шинкуба
  • Народный поэт Абхазии, Кабардино-Балкарии и Адыгеи Баграт Шинкуба в кругу Члоуских долгожителей
    Народный поэт Абхазии, Кабардино-Балкарии и Адыгеи Баграт Шинкуба в кругу Члоуских долгожителей
    © Foto / из архива музея им. Баграта Шинкуба
  • Народный поэт Абхазии с писателем Михаилом Шолоховым, его супругой и председателем Президиума Верховного Совета Абхазской АССР Валерьяном Кобахия
    Народный поэт Абхазии с писателем Михаилом Шолоховым, его супругой и председателем Президиума Верховного Совета Абхазской АССР Валерьяном Кобахия
    © Foto / из архива музея им. Баграта Шинкуба
1 / 4
© Foto / из архива музея им. Баграта Шинкуба
Баграт Шинкуба (крайний справа) во время учебы в Джгердской средней школе

"Еще до нас те, кто увидел изысканность лирического слова, гармонию стихотворений Баграта Шинкуба стали называть его "абхазским Пушкиным", — сказал Мушни Ласуриа.

Ритм и рифма существовали и до появления в абхазской литературе Баграта Шинкуба, сказал поэт.

"И в русской литературе до появления Пушкина было бесчисленное количество рифм, ритмов, были поэты от Ломоносова до Державина. Но произведения Пушкина с использованием ямбического стихосложения, которым написан "Евгений Онегин" и другие лирические произведения, стали для русских поэтов новым измерением в творчестве", — отмечает Мушни Ласуриа.

"Пушкин создал новый лирический язык. Но, как отмечали русские ученые, использование поэтического наследия Пушкина другими авторами в большей степени отражалось на внешнем оформлении их стихов. Но внутреннее содержание пушкинского стиха, дух, гармонию они не могли перенять, потому что это мог сделать только Пушкин. И в абхазской поэзии схожая ситуация, если брать аналогию, после того как начал творить Баграт Шинкуба, в абхазской поэзии стали появляться произведения, написанные в стиле Шинкуба, но так же, как и в русской поэзии, другие поэты не смогли передать всей внутренней красоты и художественного воплощения Шинкуба", — сказал Мушни Ласуриа.

Шинкуба и фольклор 

Доктор филологических наук, профессор Шота Салакая, отмечая глубокую связь творчества Баграта Шинкуба с устным народным творчеством и подчеркивая многогранность творческой личности поэта, сказал, что Шинкуба был блестящим знатоком и собирателем фольклора. 

"Связь Баграта Шинкуба с абхазской литературой очень многогранна. Но он сам очень воодушевленно говорил о том, что лучшим временем для него является то, когда с бумагой и ручкой записывал фольклорные материалы, передвигаясь от одного села к другому, от одного двора к другому. Встречи с народными сказителями он считал счастьем для себя. Это, конечно, не означает, что свои лирические произведения, прозу ценил меньше, конечно же, нет, но основой, истоком для своего творчества он считал именно устное народное творчество", — отметил фольклорист Шота Салакая.

Первые строки Баграта Шинкуба были основаны на фольклоре, отмечает Салакая. Собранные в экспедициях материалы, в которые входили и героический эпос абхазов, и различные истории, записанные по всей Абхазии, Баграт Шинкуба печатал в книгах и журналах. Таким образом он после себя оставил бесценный материал народного слова, который по крупицам собирал многие годы, отмечает Шота Салакая.   

Баграт Шинкуба — выдающийся абхазский поэт, прозаик, ученый-лингвист, фольклорист, общественный и государственный деятель, академик АН Республики Абхазия, Народный поэт Абхазии, Народный писатель Кабардино-Балкарии и лауреат Государственной премии имени Дмитрия Гулиа, кавалер ордена "Ахьдз-Апша" I степени. Баграт Шинкуба ушел из жизни в 2004 году.

196

Кофе, шорты, поцелуи: традиции абхазов

38669
Абхазия - небольшая страна с богатой историей и своими собственными уникальными традициями и укладом жизни, о котором почти ничего не знают туристы, приезжающие в Страну души на отдых.

Чем гордятся жители Абхазии, какие традиции могут удивить туристов и почему абхазы не купаются в море? Корреспондент Sputnik Бадри Есиава подошел к исследованию с иронией и делится результатами с читателями.

Полезная для здоровья традиция

В Абхазском обществе принято привставать, когда в помещение входит ровесник, и вставать во весь рост, когда входит человек старше тебя. За короткий отрезок времени проделать это действие можно десятки раз. Пусть немного надоедает, но то, что это полезная традиция, подтвердит любой врач.  

Настоящий мужской поцелуй 

В абхазском обществе принято при встрече крепко пожимать друг другу руку и целовать в щеку. Многим иностранцам непонятно такое приветствие, они считают его совершенно не мужским проявлением чувств, но у абхазов оно свидетельствует о настоящем уважении и подчеркивает радость встречи. 

Гостям рады всегда

Абхазы славятся своим гостеприимством и готовы принимать гостей в любое время дня и ночи, даже без предварительного предупреждения. Часто бывает, что после звонка в дверь хозяин открывает без вопроса "кто там?" и, не задавая лишних вопросов, сразу приглашает в дом, а там уже узнает, кто и зачем.

© Sputnik / Юрий Сомов
Столетние горцы во время кавказского застолья

Если есть на свете рай – это абхазов край

Абхазы очень любят хвалить свою страну и народ. Не упускают малейшей возможности создать благоприятное впечатление у туристов. "Побережье Абхазии и море самые чистые в мире, а природа такая, что ни в одной стране мира такой не увидишь". Самое главное, что абхазы говорят все это искренне и, правда, так считают — и с ними не поспоришь.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Морской прибой

Чужая семья не потемки

Еще у абхазов есть отличительная черта обсуждать личную жизнь совершенно посторонних людей. Обычно это происходит не со зла, а из простого любопытства или скуки, но некоторые просто любят пообсуждать других, чтобы их собственные проблемы отошли на второй план. 

Кофе на ночь не предлагаю

Кофе в каждом абхазском доме всегда в избытке и предлагается всем и всегда. Питие кофе — и традиция, и ритуал. Когда женщины зовут друг друга на кофе – это значит, что предстоит интересная и познавательная беседа обо всем на свете, а гадание на его гуще, убеждены многие, может предостеречь от неприятностей и предсказать пополнение кошелька. Но в сутках есть время, когда кофе предлагается только в исключительных случаях – это вечер.

Кофе, сваренный в турке на песке, наливают в чашку
© Sputnik / Томас Тхайцук
Кофе, сваренный в турке на песке, наливают в чашку

Абхазский "хлеб"

Мамалыга – неотъемлемая часть абхазской кухни. Ее любят все, и есть мамалыгу принято руками, что особенно удивляет иностранцев. На это абхазы говорят, что, когда ешь руками, вкус национального блюда совершенно другой, более правильный и натуральный.

Абхазская кухня
© Sputnik / Илона Хварцкия
Абхазская кухня

Так выпьем же за то…

Ни одно абхазское застолье не обходится без долгих и красивых тостов. Всего их 99, но мало кто знает их все. Застолье может продолжаться часами, и за все это время нельзя из-за стола выходить без завершающего тоста. Выйдя раз, вернуться к застолью нельзя – нарушишь традицию.

© CC0
Вино

Подарок от Бога 

Каждый, кто был в Абхазии, слышал легенду о том, что абхаз опоздал на раздачу земель Богом из-за того, что у него были гости. Услышав причину опоздания, Бог счел ее уважительной и отдал небольшой кусочек земли, оставленный для себя. Историю об этом с гордостью рассказывают всем иностранцам, подчеркивая особенность родной земли. Кстати говоря, привычка опаздывать у абхазов сохранилась до сих пор. 

Сезон свадеб — готовьте кошельки 

С сентября по декабрь, как и во многих странах мира, – сезон свадеб, но то, как проходят свадебные торжества в Абхазии, удивляет без исключения всех иностранцев. Это хорошо, когда люди женятся и играют свадьбы на тысячу и более человек, но когда за столь короткий отрезок времени среднестатистический житель страны посещает 10, а то и 20 торжеств, представить невозможно. Не знал, не пригласили, не было денег, не попал – в Абхазии не принимается как уважительная причина отсутствия.  Это обязательно припомнят. 

Абхазская свадьба
© Sputnik / Томас Тхайцук
Абхазская свадьба

Молчание невестки

Одна из самых непонятных для иностранцев традиций в абхазском обществе – безмолвность невестки перед свекром и деверями.  Она не имеет права разговаривать перед ними, ей приходится все время оглядываться и осматриваться, чтоб ненароком мужская половина семьи супруга не услышала ее голос. Невестка может "обрести" речь только тогда, когда свекор не просто ее об этом попросит, а соберет всех родственников, соседей, накроет для них богатый стол, принесет в жертву бычка и перед всеми в тосте он изъявит желание услышать голос своей невестки. В народе ходит байка, что были случаи, когда, наоборот, свекор просил невестку замолчать таким вот затратным образом. 

Правила существуют, чтобы их нарушать

Свободолюбие абхазов отражается и в манере их езды на машине. Русская поговорка о быстрой езде прекрасно подходит и абхазам, но если в России водители пристегиваются, опасаясь высоких штрафов, то в Абхазии это правило не работает. Что только государство не делало для того, чтобы приучить абхазов пристегиваться, все тщетно. Удушающие ремни ограничивают лихачей в свободе, заставляют их испытывать дискомфорт и, о ужас, чувствовать себя приверженцами правил. Из ста процентов водителей буквально 90 сами не используют ремни безопасности и обижаются, когда пассажиры страхуются. 

© CC0
Водитель

Пешеход подождет

Многие пешеходы привыкли к тому, что на "зебре" их обязательно пропускают водители, но в Абхазии на это лучше не рассчитывать и быть бдительнее. Абхазские водители всегда спешат, останавливаться, ждать, пока пешеход пройдет, времени нет. Лучше пешеходу подождать самому, пока проедут все машины. Жители Абхазии это хорошо знают, поэтому, даже если машина остановилась, они не осмеливаются продолжить путь, пока автомобилист не даст "разрешения" жестом руки. 

Пей до дна

Любое торжественное застолье в Абхазии заканчивается серьезным испытанием для самых стойких его участников. Винный рог со средней вместимостью в 5-7 стаканов, при виде которого некоторые впадают в ступор и пытаются от него отказаться, другие же, напротив, демонстрируют свою решительность перед таким количеством алкоголя. Выпить его одним разом удается немногим, и чем реже будешь прерываться, тем с большим уважением и восхищением на тебя будут смотреть окружающие. 

Застолье
© CC0
Застолье

Как проехать в "Гвадауту"?

Для абхазов принципиально правильное произношение их городов, особенно столицы. "Не СухумИ, а Сухум", сразу поправят вас, ведь за возвращение исконных названий и за право свободно говорить на родном языке тысячи абхазов сложили головы в Отечественной войне народа Абхазии. Дело в том, что для гостей из-за границы, порой, бывает сложно произносить названия абхазских городов. Иногда от них можно услышать такие искажения, как "Гвадаута" (Гудаута), "Гагры" (Гагра), "Ачамчири" (Очамчыра).

Не всякая погода — благодать 

Избалованные погодой абхазы любят жаловаться на нее. Летом, видите ли, слишком жарко, а зимой слишком холодно, и это притом, что минусовой температуры в Абхазии практически не бывает. Как только лето отступает, начинается ностальгия по нему, а надоедливая зима с "суровым" дождливым мартом и апрелем вводит их в печаль. 

Жить у моря и не купаться в нем

Природа Абхазии местных жителей давно уже не удивляет. То, чем восхищаются туристы на каждом шагу, для местных жителей повседневно и обыденно, да и на море времени не найти никак. Встречаются такие, кто за все лето несколько раз окунался или вовсе не купался в нем. Гости страны этому сильно удивляются, на что абхазы отвечают: "Да куда оно денется, успеем еще".

© Sputnik / Томас Тхайцук
Катер на море

Пробки? Что это?

Несмотря на то, что Абхазия территориально небольшая страна, и с каждым годом на ее дорогах становится все больше и больше автомобилей, пробок здесь не бывает. Лишь изредка в курортный сезон, когда туристы приезжают на своем транспорте, на некоторых участках дорог Абхазии могут случиться "пробки" максимум в 2-3 минуты. Но это настолько непривычно для местных водителей, что любая внеплановая остановка заставляет их нервничать и судорожно искать пути объезда. 

Шорты по колено

Увидеть абхаза, купающегося в шортах до колен, а то и ниже — дело обычное на местных пляжах, и еще один повод для удивления и интереса со стороны гостей страны. Ведь такое "белье" мешает плавать и загорать, но туристы не понимают, что абхазы, особенно мужская половина, не стремятся сделать свою кожу еще темнее, чем она есть, и опять же, отказ от облегающих плавок — дань абхазской скромности. 

Отдыхающие играют волейбол на пляже Мокко в Сухуме.
Sputnik
Отдыхающие играют волейбол на пляже Мокко в Сухуме.

Как тесен мир

Живя в Абхазии, ты каждый день можешь убедиться в том, что мир тесен. Ведь в маленькой Апсны все друг друга знают. Одноклассники, однокурсники, соседи, друзья, родственники и знакомые – такого не бывает, чтобы ты прошелся по улицам любого города Абхазии и не встретил знакомого. Одних приветствуешь жестом, к другим же надо подойти и узнать как дела. Иногда дорога от точки "А" до точки "Б" может занять больше времени, чем предполагалось. С учетом этого лучше выдвигаться с запасом времени.

Читайте также:

38669

Владимир Путин вручил Хибле Герзмава госпремию России

822
(обновлено 15:11 12.06.2021)
По случаю Дня России в Большом Кремлевском дворце проходит торжественная церемония вручения Госпремий РФ в области науки и технологий, литературы и искусства, за выдающиеся достижения в правозащитной и благотворительной деятельности за 2020 год.

СУХУМ, 12 июн - Sputnik. Президент России Владимир Путин вручил государственную премию Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового оперного искусства оперной певице, Народной артистке России и Абхазии, солистке Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибле Герзмава.

"Я горжусь тем, что я народная артистка великой страны - России, народная артистка Республики Абхазия, где я родилась. И сегодня, получая Государственную премию из ваших рук, я с еще большей гордостью продолжу свой музыкальный путь. Для меня очень важно, что музыкальные традиции России живут и обогащают мировую культуру", - обратилась певица к Владимиру Путину.

Государственная премия - высшее признание заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством. Она является главной российской премией, унаследовав в 1992 году это название от Госпремии РСФСР.

С 2020 года размер премии был увеличен вдвое, до 10 миллионов рублей.

Оперная певица Хибла Герзмава – одна из самых востребованных певиц на мировой оперной сцене. Она выступает на лучших оперных и концертных сценах – в Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, в Баварском и Римском театрах, Венской опере. Певица много гастролирует с концертными программами по всему миру.

Герзмава является народной артисткой РФ, обладательницей премии "Триумф", а также премии "Casta Diva" в номинации "Лучшая оперная певица", получила национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль" и театральную премию "Золотой Орфей" в номинации "Лучшая певица".

822

Россия в международной повестке и в отношениях с Абхазией: интервью политолога Трапш

0
(обновлено 20:16 12.06.2021)
Своим мнением о роли России в международной повестке и актуальных вопросах российско-абхазских взаимоотношений в интервью радио Sputnik поделился кандидат исторических наук, политолог Николай Трапш.

Беседу вела Лиана Эбжноу.

Sputnik

– Николай, как вы считаете, какова роль России в международных отношениях, как вы оцениваете позицию государства, какие существенные победы в международной повестке за последние годы вы обозначите?

– Сложно обозначить какую-то конкретную роль, мы вышли из времен, когда был биполярный мир, когда Советский Союз и Соединенные штаты Америки конкурировали между собой. Мы уже вышли из эпохи однополярного мира, когда однозначно доминировали США, сейчас мы имеем дело с многополярным миром и в каждой конкретной международной ситуации складывается разная конфигурация, в которой могут быть разные лидеры, либо индивидуальные, либо группа стран. 

Россия в последние годы достигла достаточно весомых успехов в плане позиционирования себя как региональной державы, претендующей на свое независимое веское слово в международных делах. Понятно, что это определяется, с одной стороны, ее статусом как ядерной державы, достаточно успешным преобразованием вооруженных сил, которые после кризисной ситуации в 90-х годах сейчас являются одними из самых современных в мире, что подтвердили военные действия в Сирии. Это также определяется достаточно жесткой позицией российской дипломатии в отстаивании национальных интересов.

В тоже самое время, говорить о том, что есть только успехи нельзя, потому как на сегодняшний день, мы можем констатировать, что устойчивых, влиятельных союзников у России на международной арене нет. Есть партнеры, с которыми отношения складываются не всегда стабильно. Говорят, что у России есть союзник в лице Белоруссии, но мы наблюдаем, что белорусский лидер до сих пор не признал ни Абхазию, ни Южную Осетию, хотя по идее, как союзник России, он должен был это сделать.

Иногда преувеличенно трактуется значение таких структур как ОДКБ, ШОС и других. На самом деле Россия там играет значимую роль, но сказать однозначно, что она там управляет этими структурами в полной мере тоже нельзя. Поэтому Россия сейчас находится в такой активной обороне, она сдерживает напор санкций, пытается сохранить те позиции, которые есть в своем регионе и показать, что она в отдельных случаях может претендовать на что-то большее, в случае как это было в Сирии, как сейчас происходит в Центральной Африканской Республике. Россия стремится если не во все страны Азии, Африки и Латинской Америки экспортировать свое влияние как Советский Союз, но по крайней мере точечно, там где есть серьезные прежде всего экономические интересы и это очень важно для сегодняшнего внешнеполитического курса. 

– Вы говорите о нынешнем положении страны, а какой потенциал и ресурсы российского государства и в чем основные сложности вы бы отметили?

– Здесь несколько проблем. Потенциал государства очень высок, прежде всего, потому что Россия обладает значительной территорией, которая содержит очень важные полезные ископаемые, стратегические возможности влиять на обстановку и в Европе, и в Азии. Сейчас мы можем говорить о том, что разворачивается активная борьба за Арктику, но для того, чтобы быть успешным, нужно, чтобы некоторые исходные составляющие изменились.

Во-первых, все равно нужно в обозримой перспективе уходить от сырьевого характера экономики. То есть до той поры, пока мы (Россия - прим.) зависим от экспорта нефти и газа, мы уязвимые, в том числе и потому, что конъюнктура цен на эти энергоносители колеблется, в том числе потому что эти энергоносители, в конечном счете, когда-то закончатся. Здесь нужна стратегия, нужно строить современную экономику, основанную на знаниях, инновациях, технологическом лидерстве. К сожалению, здесь встает вторая проблема, нам нужно серьезно реформировать систему науки и образования, которая должна не только сохранять свои кадры, но и давать современный продукт.

Еще один принципиальный момент, это неоднородность освоения территории, у России серьезные проблемы с развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые прежде всего связаны с недостаточной населенностью и недостаточным планирование того, что там может происходить. Здесь мы сталкиваемся и с угрозой китайской экспансии, и с тем, что те ресурсы, которые там имеются, мы не можем использовать в полной мере. Например, если мы хотим использовать нефтяные и газовые месторождения в Восточной Сибири, мы должны осуществить колоссальные финансовые и технологические инвестиции, а для этого на сегодня возможности нет. Поэтому, преодоление технологического отставания, реструктуризация экономики, формирование нового пространства знания – это принципиальные задачи, без решения которых Россия не сможет быть не только мировой державой но может утратить и свой региональный статус.

– 16 июня в Женеве состоится встреча Владимира Путина с Джо Байденом. Вы ожидаете каких-то решений в результате этой встречи, каких вопросов они могут касаться и насколько эта встреча может определить конкретную политику?

–  Мне кажется, что каких-то супер прорывных решений ожидать не приходится, потому что они могут быть только в том случае, если Россия пойдет на какие-то уступки. Мы прекрасно помним времена Горбачева, Ельцина, когда каждая встреча преподносилась как прорыв, потому что Советский Союз и потом Россия вынуждены были уступать, ограничивать себя и в конечном итоге жертвовать национальными интересами. Естественно, Путин сейчас на это не пойдет, поэтому ожидать какого-то прорыва или успеха от сторон вряд ли следует.

Другое дело, что встреча назрела, потому что стороны в своей конфронтации подошли к очень опасной черте, потому что за их противостоянием многие важные проблемы которые актуальны для обоих сторон оказываются на периферии. Это и борьба с международным терроризмом, и экологическая обстановка, и развитие глобализации, потенциальные риски и угрозы. Мне кажется, что здесь есть какая-то попытка остановиться и зафиксировать текущую обстановку, чтобы потом сформировать пространство для развития отношений без постоянно нарастающей конфронтации.

Понятно, что конфронтация будет и во время этой встречи, но мне кажется, что то, что она состоится это уже ясный сигнал, что речь идет о том, чтобы постараться свести конфронтацию к контролируемым показателям, то есть без нарастания, которое может привести и к столкновениям, если не напрямую между Россией и США, то между странами Восточной Европы, которые поддерживают Америку.

– Предлагаю поговорить о российско-абхазских отношениях. Президент Абхазии Аслан Бжания в поздравительном адресе президенту России Владимиру Путину подчеркнул, что союзничество и стратегическое партнерство между странами имеют жизненно важное значение для республики и власти Абхазии намерены неукоснительно следовать двусторонним соглашениям. Какова на ваш взгляд динамика отношений в части реализации совместных проектов?

– Мне кажется, что динамика на сегодняшний день практически стремится к нулю и причин тому несколько. С одной стороны, в условиях пандемии и постпандемийного периода, который начался, Россия в большей степени погружена в свои проблемы и в меньшей степени в развитие стратегических отношений с Абхазией, которой уделяется внимание, но это не приоритетный тренд в российской политической жизни.                

Здесь очень важно оживить эту повестку, но здесь мы сталкиваемся с субъективными трудностями. По сути своей Россия от идеи фактической поддержки Абхазии просто так, без каких-то преференций в свою сторону постепенно отказывается. Договор о военной поддержке обуславливает защищенность Абхазии от возможного конфликта с Грузией, по крайней мере, при нынешней российской власти. С другой стороны, Россия вряд ли захочет каких-то существенных инвестиций в экономику Абхазии в силу разных причин, в том числе ограниченных возможностей без встречных шагов.

Встречный шаг, который хочет Россия, очевиден, он связан с возможностями официального юридического закрепления статуса тех российских коммерческих проектов, которые будут реализовываться в Абхазии. Это вопрос очень сложный и болезненный для обеих сторон, и на сегодняшний день решение, которое удовлетворило бы обе стороны, мы не видим. Если можно что-то считать положительной динамикой, то это то, что будет вырабатываться путь к этому решению, но он не скорый, но считать, что без этого какие-то существенные инвестиции пойдут в Абхазию крайне преждевременно.

Да, Россия выполняет те социальные обязательства, которые она взяла по отношению к населению Абхазии, сомнений в этой генеральной линии нет. Но ключевой вопрос, если мы хотим восстановления экономики Абхазии, то сделать это только за счет внутренних ресурсов невозможно, сделать ее современной тоже невозможно. Здесь нужна помощь со стороны главного стратегического партнера, а для этого нужно понимать, что эта помощь должна быть на каких-то паритетных началах. Очень важно, чтобы менталитет абхазской политической элиты перестроился и сложилось понимание того, что время, когда помогали и ничего не хотели взамен, однозначно закончилось. Нужно икать ту единственную дорогу, на которой можно сохранять и отстаивать абхазские национальные интересы, с другой стороны, идти вперед и пытаться сформировать новую экономическую реальность.

– На днях в Международном информационном агентстве Sputnik прошел видео-мост Москва-Сухум-Цхинвал на тему роли России в становлении Абхазии и Южной Осетии. Посол России в Абхазии Алексей Двинянин отметил, что развития отношений между странами на основе гармонизации законодательств двух государств позволит сблизить нормы и стандарты,  существующие сегодня в Абхазии, с параметрами Евразийского экономического Союза. Каковы на ваш взгляд перспективы этого вопроса, в какие сроки это осуществимо, какие возможности открываются с одной стороны, а с другой, есть ли какие-то риски для абхазского государства?

– Здесь есть два возможных решения, первое – берется абхазское законодательство и полностью переписывается под российское. Тем более во многих аспектах правовые системы близки и осуществляется эффективная интеграция, но ясно, что возникнут политические вопросы, которые не позволят этому сценарию быстро реализоваться или по крайней мере вызовут жесткую реакцию в абхазском обществе. Этот путь явно не приемлем. 

Вопрос в другом, в чем должна выражаться эта гармонизация законодательства? Если это касается только экономических процессов, это одно, если это касается скрытого намека на системную интеграцию, против которой, скажем, Южная Осетия не возражает, – это совсем другое. Одно дело вести такой обоюдный диалог с взаимными уступками в экономической сфере, другое дело - поступаться политическим и юридическим суверенитетом, на что абхазское общество и государство на сегодня пойти не готовы. Тут очень важно выбрать правильный тренд.

Другой момент, для того, чтобы эффективно интегрироваться в евразийское пространство, нужно совершенно четко понимать, зачем и с какой целью мы туда интегрируемся, что мы можем предложить этому экономическому пространству. Если мы можем предложить только прекрасную природу и туристическую инфраструктуру, то мы будем в заведомо проигрышном положении, если собираемся предложить феерические проекты вроде разработки нефти, то это тоже очень опасный путь, на котором сиюминутный выигрыш может повлечь большие стратегические издержки. Прежде чем интегрироваться в евразийское пространство, нужно определиться с тем, что мы абхазы хотим делать со своим пространством. 

Пока нет четкой перспективы, куда мы идем с точки зрения развития абхазской экономики и пока нет такого понимания, я думаю, очень опасно двигаться в плане интеграции, иначе это может быть началом пути к поглощению. Даже, не идя на какие-то политические и иные уступки, связанные с юридическим суверенитетом, мы окажемся экономически настолько зависимы, что уже политические моменты не будут иметь никакого значения.    

– Народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава удостоена государственной премии России за выдающиеся достижения в области искусства и сегодня в День России президент Владимир Путин вручил награды в Кремле. Недавно также Народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа стал лауреатом Патриаршей литературной премии. Как вы оцениваете развитие культурных отношений двух стран и каков их потенциал?

– Что касается культуры, то потенциал очень высокий, и он будет только развиваться. Мы можем четко констатировать, что с момента как Абхазия, так или иначе, стала соприкасаться с имперской Россией пройден долгий путь. Здесь система культурных связей и культурного взаимодействия очень прочная и способна к развитию. Можем ли мы отделить Фазиля Искандера от Абхазии, или от России, где он провел много лет и стал российским писателем тоже? Наверно нет. Точно также и с Хиблой Герзмава и многими другими представителями абхазской творческой интеллигенции и культурной элиты.

Принципиально важный вопрос – сохранение культурной самобытности и идентичности, то есть очень легко интегрироваться в большую российскую культуру, но тут нужно понимать, что в ней тоже не все однозначно и можно в ней просто раствориться. Каждый раз говоря о достижениях, которые отмечены на российском уровне, мы должны понимать, что для сохранения нашей культурной идентичности принципиально важно развивать то, что может быть не востребовано большой российской культурой, скажем литература на абхазском языке или самобытную абхазскую живопись, скульптуру.          

12 июня в Российской Федерации отмечается один из самых молодых государственных праздников  страны — День России. В этот день в 1990 году первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов.

В Декларации утверждались равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций; принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев.

Важными вехами в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны — Российская Федерация (Россия), новой Конституции, отражающей новые политические реалии, государственных символов.

0