Князев о московском межафганском диалоге: участие "Талибана"* беспрецедентно

39
(обновлено 19:06 06.02.2019)
Чем не угодил московский формат переговоров по Афганистану США, читайте в материале Александра Князева.

Александр Князев, политолог, эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии

Конфликтная ситуация в Афганистане никогда не была его внутренним делом; с начала XIX века и по сей день эта ситуация всегда, и в новой и новейшей истории использовалась внешними конкурирующими игроками инструментально, для достижения своих интересов.  

Итог Московских консультаций

Консультации в Московском формате, прошедшие в ноябре 2018 года, породили два, как минимум, две противоположных оценки. Российская сторона говорит об исключительности события, подчеркивая прямое участие представителей "Талибана"* в диалоге с международными участниками и представителями официального Кабула. Западные наблюдатели уже успели сделать вывод, что встреча представителей движения "Талибан"* и членов Высшего совета мира Афганистана не принесла конкретных результатов.

© Sputnik /
Обсуждение хода работы группы «6+2» с Ахмад Шахом Масудом. Северная провинция Тахар, июнь 1998 года

Истина, как это обычно и бывает, находится где-то посредине.

Та же самая The Guardian, скептически оценивая московскую встречу, вынуждена отметить, что присутствие на ней пяти делегатов "Талибана"* представляет собой явление беспрецедентное для международных заседаний по установлению мира в Афганистане.

В этом действительно заключается главный смысл произошедшего. Сами по себе переговоры с "Талибаном"* на протяжении уже десятков лет не являются какой-то особенной новостью.

Принципиальное отличие нынешней встречи Московского формата состоит в том, что она носила достаточно широкий международный характер, включая заинтересованные в урегулировании страны, соседствующие с Афганистаном.

Какова перспектива?

Несмотря на закрытый характер встречи в Москве, ее смыслы достаточно широко комментировались участниками как от "Талибана"*, так и от представителей Высшего совета мира Афганистана, с российской стороны, другими участниками. Пожалуй, это был первый за последние десятилетия форум, предоставивший возможность "Талибану" обнародовать свои требования к предполагаемому в последующем мирному процессу, включая возражения талибов против присутствия в стране американских и других иностранных вооруженных сил.

В контексте этого можно и нужно обратить внимание на некоторые тенденции, которые могут стать самыми важными в ближайшей перспективе:

– Настойчивое требование "Талибана"* о выводе из страны иностранных войск отвечает интересам как Москвы, так и ряда других участников встречи: Ирана, Китая. Это требование означает, что прямые переговоры американских представителей в Дохе и Кветте пока необходимого для Вашингтона результата не дали и находятся скорее в тупике, нежели на пути к компромиссу.

В то же время это требование затрагивает самый важный вопрос не только для США – вопрос их военного присутствия в Афганистане. Этот же вопрос чрезвычайно важен и для действующей афганской власти, и столь же – для системной афганской оппозиции, поскольку только военный контингент США является гарантом их сохранения (и власти, и оппозиции) в рамках действующей политической системы.

© Sputnik /
С президентом Исламского государства Афганистан Бурхануддином Раббани в дни работы группы «6+2». Мазари-Шариф, июнь 1998 года

Эта тенденция, безусловно, демонстрирует и неафганские смыслы обсуждаемых проблем, относящиеся к другому уровню международной реальности, а именно – к современным российско-американским отношениям. В контексте этой тенденции будет интересно посмотреть в ближайшей перспективе на поведение таких участников Московских консультаций как Узбекистан, Туркменистан или Индия, во многом ориентирующихся на региональные стратегии Вашингтона.

— Московская переговорная инициатива изначально была конкурентной для США, ради противостояния ей США и официальный Кабул еще в начале 2018 года запустили альтернативную Москве переговорную инициативу Ташкента, которая сейчас вполне может быть вновь активизирована для противостояния российскому формату. Вовсе нельзя исключать уже в самое ближайшее время новой афганской активности Ташкента. Одновременно можно предполагать, что активизируются и прямые контакты американцев с представителями "Талибана" с намерением найти двусторонний компромисс и сделать Московский формат просто ненужным, бессмысленным.

Естественно, что будет продолжена и дискредитация афганской политики России в общественном мнении — как в самом Афганистане, так и за его пределами.

Урегулирование в Афганистане уже давно не является сугубо внутренним делом афганцев, это международная проблема, и решаться она должна при прямом участии всех внешних причастных акторов.

Регионализация и вовлечение оппозиции

Среди других особенностей прошедших в Москве консультаций можно отметить также реалистично и довольно четко сформулированную российскими организаторами и подтвержденную афганскими участниками цель. Это не обсуждение условий мира, к выполнению которых не готова ни одна из сторон конфликта, но это обсуждение базовых условий дальнейших переговоров, с поэтапным поиском решений по всем вопросам, в сумме и составляющим афганский конфликт.

Вызывает некоторые сомнения озвученное представителями "Талибана"* условие: полный вывод иностранных войск либо гарантия их вывода со стороны международных акторов. Подобная гарантия со стороны, предположим, России и Китая, даже будучи поставлена в повестку дня ООН, вряд ли будет реализована американцами. Практика современной международной политики говорит о высокой способности Вашингтона игнорировать любые международно-правовые нормы и решения. Но в любом случае, эффективное решение может быть достигнуто только на самом высоком международном уровне, но никак не в рамках переговоров "Талибана"* с госдепартаментом США.

Необходимо создать условия для США и кабульского правительства, когда они не смогли бы игнорировать процессы, инициированные Москвой и ее союзниками.

© Sputnik /
Юнус Кануни

Первым из таких условий могла бы стать регионализация переговорного процесса. Вовсе не обязательно, чтобы встречи представителей "Талибана" с кабульскими визави происходили исключительно в Москве.

Неплохой, пусть и непростой опыт переговоров по Сирии в Астане показывает, что региональные акторы могут сыграть серьезную роль в урегулировании, будучи хотя бы относительно нейтральны по отношению как к прямым участникам конфликтов, так и по отношению к глобальным акторам, влияющим на развитие событий. Многовекторная политика центральноазиатских стран могла бы сыграть здесь позитивную роль. Наиболее оптимальным и нейтральным в данном случае, выгодно отличаясь от Узбекистана, выглядит Казахстан, к тому же казахстанская дипломатия имеет и наибольший в регионе опыт подобного рода.

Чрезвычайно важным условием переговорного процесса должно быть вовлечение в него в качестве прямых участников представителей афганской системной оппозиции и, что очень важно, оппозиционных непуштунских политических сил.

Консультации в Москве содержали в себе принципиально важный в оценке российской дипломатии последних десятилетий момент: приглашая талибов, МИД России не апеллировал к "невмешательству во внутренние дела". Министр иностранных дел России Сергей Лавров сидел за одним столом в прямом диалоге с представителями движения "Талибан"*. На этом фоне приглашение на новое заседание консультаций хотя бы таких партий как "Джамиати Ислaми"*, "Хезби Вахдат", "Джумбеши Милли", а также авторитетных политиков, входящих, например, в "Национальную коалицию", было бы более чем логичным и подняло бы статус самих консультаций, заставив задуматься и Кабул, и Вашингтон.

© Sputnik /
Еще весной 2018 года «Талибан» был готов вести переговоры с комитетом, который возглавляет один из старейших лидеров отражающей интересы афганских таджиков партии «Джамиати Исломи» Мохаммадом Исмаил-ханом. Герат, сентябрь 2018 года

Представляется, что Кабул (подразумевая и его американских кураторов) должен оказаться перед простым выбором: или все его оппоненты встречаются, ищут общие решения без правительства – и, возможно, находят их и приступают к реализации. Или все-таки правительству лучше находиться внутри процесса, иметь возможность влиять на принимаемые решения. Понятно, что окончательное решение афганского вопроса находится в плоскости российско-американских отношений, поэтому главная проблема состоит в том, чтобы заставить американскую администрацию обсуждать его с Москвой. 

Нужен стремительный ответ

Пока прямую и очевидную пользу от прошедшего раунда консультаций может извлечь для себя в основном "Талибан", поднимая свой международный статус в информационно-пропагандистском пространстве. Это неизбежно, и преодолеть это можно только последовательным вовлечением в процесс других акторов афганской политики.

Московский формат должен реализовываться динамично, даже стремительно, поскольку упреждающих контрмер со стороны кабульского правительства и его американских кураторов долго ждать не придется. Все действия, необходимые для утверждения процесса, для придания ему привлекательного, авторитетного и, главное, важного статуса должны реализовываться по принципу "надо было еще вчера", одним комплексным пакетом и с вовлечением всех действительных союзников Москвы на афганском направлении.

Ну, и формальным по сути, но важным для поддержания легитимности происходящего шагом для Москвы и ее союзников должен стать пересмотр отношения к "Талибану" в правовой плоскости. Необходимо исключить это движение из категории "террористических" в своих странах и инициировать пересмотр соответствующих резолюций в Совете Безопасности ООН.

*террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ и ряда других стран.

39

Кто мечтал о "Вьетнаме для СССР", или От оружия для моджахедов до Усамы бен Ладена

86
(обновлено 14:18 15.05.2019)
Sputnik представляет спецпроект Афган.Online – мобильный сериал, основанный на реальных событиях 1978-2001 годов. Что было бы, если президенты США, советские генсеки, лидеры афганского правительства и полевые командиры вели соцсети, выкладывали фото и видео? Смотрите полную версию проекта в озвучке Гоблина (Дмитрия Пучкова).

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия. Новое правительство во главе с Нур Мохаммадом Тараки взяло курс на строительство светского государства.

Антиисламские реформы вызвали недовольство многих слоев афганского общества. Оппозицию поддержали Иран и Пакистан. Помощь повстанцам начала оказывать американская разведка. Более четырех тысяч переодетых стражей исламской революции проникли в город Герат и подняли восстание. В стране началась гражданская война.

Правительство Тараки оказалось в чрезвычайно сложном положении. Кабул стал настойчиво просить Советский Союз о военной помощи. Москва втягиваться в войну не хотела.

Правительству Тараки удалось погасить восстание в Герате, но против премьера начали готовить заговор. Интриги плел глава МИД Хафизулла Амин. Он пригласил Тараки в свою резиденцию, после чего премьер пропал. Амин заявил, что тот находится на лечении, и сам возглавил правительство. Но вскоре стало известно о гибели Тараки - его задушили офицеры охраны.

В стране начались массовые репрессии, а исламисты продолжили наступление.

Москве не нравились действия Амина. Кроме того, стало известно о его связи с ЦРУ. Было решено свергнуть неугодного премьера, а на его место поставить Бабрака Кармаля.

Поводом для операции стали просьбы самого Амина о военной помощи. С сентября по декабрь он обращался к Москве семь раз. В результате 12 декабря 1979 года советское руководство решило ввести в Афганистан войска.

Штурм дворца Амина произошел 27 декабря 1979 года. Уникальная операция спецподразделений КГБ и ГРУ длилась 43 минуты. Амин был убит.

Мировое сообщество, которое до этого обращало мало внимания на происходящее в Афганистане, резко осудило ввод советского контингента.

Президент США Джимми Картер выступил с программной речью, в которой назвал советское вторжение в Афганистан "самой большой угрозой миру со времен Второй мировой войны". Действия СССР осудили в ООН, 65 стран бойкотировали Олимпийские игры в Москве.

Концепцию противостояния Советскому Союзу в регионе сформулировал советник по национальной безопасности президента США Збигнев Бжезинский. Именно с его подачи Вашингтон начал активно сотрудничать с разведкой Пакистана, готовить афганских моджахедов и снабжать их оружием на сотни миллионов долларов ежегодно. Операция ЦРУ в Афганистане стала самой дорогой в истории управления.

Лидер моджахедов, которых поддерживали США, Джалалуддин Хаккани позже фактически возглавил Талибан*. Именно он завербовал молодого Усаму бен Ладена в ряды террористов.

В 1986 году главой Афганистана стал Мохаммад Наджибулла, с которым многие связывали надежду на прекращение гражданской войны. К этому времени погибли свыше полумиллиона жителей страны, а еще 6 миллионов покинули дома и стали беженцами.

Но на активности моджахедов не сказалось даже потепление отношений между Москвой и Вашингтоном после прихода к власти в СССР Михаила Горбачева. Американская разведка продолжала снабжать их оружием.

В апреле 1988 года после переговоров в Женеве Горбачев объявил, что через месяц СССР начнет вывод войск из Афганистана. Советские солдаты полностью покинули страну 15 февраля 1989 года.

После ухода "шурави" гражданская война в Афганистане разразилась с новой силой. Оставшись один на один с исламистами, Кабул терпел поражение за поражением.

Положение афганских властей стало еще более шатким после августовского путча 1991 года в Москве. В 1992 году Наджибулла остался без поставок советского оружия. В апреле моджахеды заняли Кабул.

Настоящая драма разыгралась при эвакуации российских дипломатов и их семей. Первые два военных самолета благополучно улетели, а по третьему боевики открыли минометный огонь. Он сгорел прямо посреди взлетной полосы. Дипломатам все же удалось покинуть воюющую страну.

Судьба Наджибуллы оказалась трагичной. Он попал в руки исламистов и умер мучительной смертью.

В истерзанном гражданской войной Афганистане на арену выходит новое исламистское движение – Талибан*. Его лидером становится Мухаммад Омар. Радикальные исламисты контролировали страну с 1996 вплоть до 2001 года. Они уничтожали исторические памятники и казнили людей за малейшую провинность.

Роковым для Омара стало решение дать убежище Усаме бен Ладену, лидеру крупнейшей в мире террористической сети Аль-Каеда*. После атаки на США 11 сентября 2001 года Белый дом в свою очередь принял решение о вторжении в Афганистан. Операция под название "Несокрушимая свобода" официально завершилась в 2014 году, но и теперь в Афганистане остается военный контингент НАТО.

Гражданскую войну в Афганистане так и не удалось остановить, а Талибан* переживает возрождение. Под контролем радикалов оказывается все большая часть страны. И международному сообществу, в том числе и Вашингтону, в поисках политического решения афганского конфликта придется с ними считаться.

* Террористическая организация, запрещенная в России

86
Теги:
Афганистан
Темы:
Афган.Online

Зачем США выращивали монстра: лучший друг бен Ладена

220
(обновлено 09:27 07.03.2019)
Мобильный сериал Афган.Оnline основан на реальных событиях, происходивших в Афганистане с 1978 по 2001 год. Исторические лица – Картер и Рейган, Брежнев и Горбачев, Тараки, Амин, Наджибулла и многие другие – переписываются в социальных сетях, обновляют свои профили, создают мероприятия, делятся видео и фото. Смотрите пятую, заключительную, серию.

Вопреки прогнозам, правительство Мохаммада Наджибуллы сохранило власть, но дни его были сочтены. Смена названия страны, созыв парламента͵ призывы к многопартийному сотрудничеству — все это уже не могло исправить прошлые ошибки. Правительству даже удалось несколько расширить контролируемую территорию, удержать власть в столице и некоторых крупных городах.

Но все это стало возможным благодаря продолжавшейся военной и экономической поддержке со стороны СССР. Осенью 1991 ᴦода было сделано совместное советско-американское заявление: все поставки противоборствующим сторонам в Афганистане должны быть прекращены с 1 января 1992 ᴦода. Это создало новую ситуацию для режима Мохаммада Наджибуллы. Он пытался лавировать, обратился за помощью в ООН.

Весной 1992 ᴦода ООН выдвинула план афганского урегулирования: предполагались отставка правительства Мохаммада Наджибуллы, формирование нейтрального кабинета͵ чтобы обеспечить проведение свободных выборов. Но моджахеды потребовали передать им всю власть незамедлительно.

В марте 1992 ᴦода мятеж узбекского генерала Дустума лишил режим Наджибуллы военной поддержки. 20 апреля 1992 ᴦода он решает покинуть Афганистан; в Кабул даже прибыл самолет специального представителя Генерального секретаря ООН Обенона Севана. Но власть в столице уже захватил министр иностранных дел Абдул Вакиль, который и не дал Наджибулле сбежать, — ему пришлось укрыться в одном из офисов ООН в Кабуле. А 28 апреля в столицу Афганистана вошли отряды моджахедов.

Власть в свои руки взял Совет Джихада, в который вошли представители всех группировок, противостоящих режиму НДПА. Страна была переименована в Исламское государство Афганистан. Все светские законы отменены.

С 28 июня 1992 ᴦода временным президентом Афганистана стал Бурхануддин Раббани. Существовала договоренность, что каждые шесть месяцев будет происходить замена лидера, но Раббани вскоре дал понять, что не намерен упускать власть из своих рук. Это привело к обострению старых противоречий, в том числе и этнических конфликтов, усилились сепаратистские настроения среди узбеков и хазарейцев. Раббани обвинили в узурпации власти; в августе 1992 ᴦода начались широкомасштабные военные действия между отрядами моджахедов, что привело к множеству жертв и разрушений. Дипломатические миссии покинули Кабул.

В конце 1992 ᴦода, казалось бы, был достигнут компромисс: Раббани (таджик по национальности) оставался президентом на два года, Хекматиар (пуштун из гильзаев) назначался премьер-министром. 10 января 1993 ᴦ. был созван парламент. Но боевые действия не прекращались. Не помогло и подписание в Исламабаде соглашения о прекращении огня в марте 1993 ᴦ.

С сентября 1994 ᴦода в борьбу включилась новая политическая сила - движение Талибан*. Его лидер, мулла Мохаммед Омар, заявил о намерении покончить с гражданской войной и установить в Афганистане исламский порядок. Главной силой движения стали пуштуны и равнинные таджики. Талибы захватили вначале Кандагар, затем стали продвигаться в другие районы страны.

Постепенно главная борьба разгорелась между силами талибов и войсками, поддерживающими Раббани. Талибы взяли Джелалабад, а затем, в сентябре 1996 ᴦода, вошли в Кабул и провозгласили Афганистан Исламским эмиратом.

Там они учинили расправу над Наджибуллой, а заодно убили и сотрудников ООН. Отряды Хекматиара еще раньше были разгромлены талибами. Главной силой, еще оказывавшей сопротивление талибам, был Ахмад Шах Масуд, удержавший долину Пандшера (он погиб в результате террористического акта в начале 2002 ᴦода). Его вооруженные формирования превратились в реальную силу, противостоящую талибам, которые с осени 1998 ᴦода контролировали уже свыше 90% территории Афганистана. Другие противники движения Талибан к тому времени были разгромлены.

Талибы приняли жесткие меры по исламизации афганского общества. Уже в 1997 ᴦоду были уволены 70% преподавателей Кабульского университета, не поощрялось обучение девочек в возрасте после 9 лет, наложен запрет на курение, игры в карты, танцы, песни, музыку, кино и телевидение, не разрешалось носить длинные волосы. Против Афганистана в ноябре 1999 ᴦода введены экономические санкции Совета Безопасности ООН, но это не дало результатов.

Тот факт, что режим талибов в Кабуле осуждался мировым сообществом, что Афганистан стал прибежищем для террористов всех мастей, в том числе имевших мировую известность, как Усама бен Ладен, только укреплял талибов в уверенности, что они на верном пути. Их не волновала реакция международной общественности, к примеру, в связи с уничтожением буддийских статуй в Бамиаме в феврале 2001 ᴦода или арестами сотрудников ООН и граждан западных государств летом того же года по обвинению в ʼʼмиссионерствеʼʼ.

Осенью 2000 ᴦода талибы прорвались к афгано-таджикской границе и были близки к тому, чтобы установить полный контроль над страной. Οʜᴎ были одержимы мессианской идеей распространения ʼʼистинного исламаʼʼ на страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Казахстан.

11 сентября 2001 ᴦода исламисты совершили террористический акт в США. В ответ была начата международная контртеррористическая операция в Афганистане: режим талибов свергнут, штаб-квартиры их разгромлены, в стране размещены войска международных сил. Правда, появились сообщения, что основные силы Аль-Каиды* передислоцировались в Ливан.

В июне 2002 ᴦода состоялась всеафганская Лоя Джирга, на которой президентом Афганистана избран Хамид Карзай (пуштун). Раббани и бывший король Афганистана Мухаммед Захир-шах, вернувшийся в страну, сняли свои кандидатуры. Один из видных пуштунов Хекматиар ушел в непримиримую оппозицию.

Сегодня афганское правительство пытается стабилизировать ситуацию. Международные вооруженные силы стремятся подавить остатки боевиков организации Аль-Каида*, находящихся под покровительством талибов. Экстремисты продолжают совершать теракты. По данным миссии ООН по содействию в Афганистане, за 2018 год в стране погибло рекордное количество мирных жителей – более 3 тысяч человек. Еще более 7 тысяч пострадали.

Как это было на самом деле

При поддержке США соседи Афганистана в конце 1970-х стремились поделить страну на зоны влияния. Американцы оружием и деньгами поддерживали афганских мятежников.

Афганское руководство неоднократно обращалось за помощью к СССР, и в 1979 году Москва решила ввести войска на территорию дружественной страны. Девять лет пребывания советских войск в Афганистане позволили укрепить власть в Кабуле, помочь экономике. Страна далее могла решать свои проблемы сама. Советские войска на основе Женевского соглашения вернулись на родину в феврале 1989 года.

Война в Афганистане не завершилась. США и некоторые арабские страны продолжили финансировать лагеря боевиков в Пакистане. Правительство страны свергли полевые командиры, но и они затем потерпели поражение от террористического движения «Талибан»*. В Афганистан на многие годы пришли США и их союзники, но за 17 лет их пребывания страна все глубже погружается в хаос.

* – террористическая группировка, запрещенная в России.

220
Теги:
Афганистан
Темы:
Афган.Online
Су-57 истребитель

НАТО удивятся": чем вооружат новый российский истребитель

9777
(обновлено 20:02 05.07.2020)
Уничтожение целей на расстоянии нескольких сотен километров, ювелирная точность бомбовых ударов и надежно защищенная аппаратура — вместе с новейшими бомбами и ракетами авиационный комплекс пятого поколения Су-57 получит продвинутую электронику для их наведения

Самолет сможет обходить ловушки противника и прорываться через стену радиолокационных помех. О вооружении перспективной машины — в материале корреспондента РИА Новости Николая Протопопова.

"Умные" ракеты

Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя и новейшие авиационные средства поражения. Список оружия засекречен, однако известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса разрабатывают около пятнадцати образцов.

По оценкам специалистов, основой арсенала Су-57 послужат уже имеющиеся у ВКС России ударные средства, однако полностью переработанные и "оцифрованные".

Например, новые противокорабельные ракеты с увеличенной в два раза дальностью полета — до 250 километров. Примечательно, что внешне боеприпасы выглядят так же, как предшественники.

Изменения в основном коснулись внутренней начинки — у ракеты теперь более мощные и компактные "мозги", система управления и двигатель обеспечивают сложнейшую траекторию полета. Спрятанное в корпусе электронное оборудование устойчиво к внешним радиоэлектронным помехам, различным ловушкам и не реагирует на ложные цели.

"Раньше целеуказание ракетам "воздух — воздух" или "воздух — земля" передавалось через аналоговые преобразователи, что занимало определенное время, — объясняет военный эксперт Алексей Леонков. — На тот момент это удовлетворяло требованиям общевойскового и воздушного боя. Сейчас ситуация иная. В зоне современного воздушного боя работает множество комплексов радиоэлектронной борьбы: как наземных, так и воздушных. В таких условиях оружие должно быть очень надежным. Су-57 создавали с учетом этих факторов, его системы полностью цифровые — передача полетного задания, целеуказания, перераспределение целей занимает считанные доли секунды".

Как и другие многофункциональные истребители, Су-57 сможет нести боеприпасы класса "воздух — воздух", "воздух — поверхность" малой, средней и большой дальности, а также управляемые и корректируемые авиабомбы.

Российские многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 на воздушном параде Победы в Москве
Так, именно для перспективной "сушки" разработали "умную" авиабомбу КАБ-250. После сброса с носителя траектория ее полета корректируется по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС.

Сейчас боеприпасы испытывают на полигонах и даже успели проверить в боевых условиях — бомбардировщики С-34 сбрасывали КАБ-250 на объекты боевиков в Сирии.

Бомба показала высокую эффективность и, самое главное, точность: отклонение от цели — всего плюс-минус два метра независимо от погодных условий и времени суток. Мощность боевой части позволяет летчику поражать не только технику и скопления живой силы на открытом пространстве, но и хорошо укрепленные объекты противника.

Кроме того, как ранее сообщили в Минобороны, истребитель Су-57 возьмет на борт и гиперзвуковое оружие. Ожидается, что новый авиационный комплекс "Кинжал" "пятьдесят седьмые" получат после 2030-го.

Демонстрация испытания авиационного ракетного комплекса "Кинжал" во время трансляции послания президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию

С точностью до метра

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен: номенклатура оружия для Су-57 в целом останется традиционной для самолетов этого класса, но благодаря усовершенствованным прицельным системам точность существенно увеличится.

Так, ракеты для боя на ближних и средних дистанциях будут автоматически отслеживать цели по тепловому и магнитному следу и наводиться оптико-электронной головкой.

"Точностные характеристики возрастут на 30-40 процентов, — отметил Попов. — Это очень хорошие показатели боевых возможностей по обнаружению и самонаведению. Современные ракеты наносят удары с точностью до метра. То же касается и боеприпасов дальнего действия. Правда, здесь большую роль играют радиолокация и тепловая составляющая".

Миниатюризация электронного оборудования современных ракет позволяет усилить боевую часть боеприпасов за счет увеличения заряда. Вероятность поражения цели и, как следствие, общая эффективность оружия существенно вырастают.

Су-57 сможет бороться с любыми объектами и в воздухе, и на земле — динамическими и баллистическими целями, а также малоразмерными, такими как беспилотники.

Управление в бою всеми системами перспективного самолета, применение вооружения, организация обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота завязаны на мощную вычислительную систему. Компьютер автоматически распознает и определяет наиболее опасные и приоритетные цели, выстраивает оптимальный маршрут полета, подсказывает летчику, когда и каким оружием следует воспользоваться.

Для поиска и обнаружения целей у Су-57 есть несколько радиолокационных станций нового поколения. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой в передней части самолета, имеются станции бокового обзора, работающие в разных диапазонах. Су-57 с легкостью найдет в небе за сотни километров любые самолеты, включая построенные по технологии "стелс".

Полная загрузка

Особенность истребителей пятого поколения — внутрифюзеляжное размещение вооружения. Из-за того, что нет бомб и ракет на внешних точках подвески, снижаются эффективная поверхность рассеивания и, соответственно, заметность самолета. В двух вместительных отсеках Су-57 поместится несколько десятков различных боеприпасов.

Ранее так было только на массивных стратегических бомбардировщиках, поэтому разработчикам вооружений пришлось решить непростую задачу: спроектировать ракеты с меньшими габаритами, оснастить их складывающимися крыльями и рулями, которые раскрываются лишь после сброса боеприпаса.

Сложности возникли и из-за дополнительных нагрузок на самолет при пуске ракет из замкнутого пространства.
Отношение боевой нагрузки, которую способен взять Су-57, к его массе значительно выше, чем у истребителей прошлых поколений. Этого достигли за счет композиционных материалов.

"В Су-30СМ и Су-35, например, до 25 процентов материалов — не металлы, — говорит Попов. — Композиты, стекловолокно, кевларовые ткани, различные смолы. При этом прочностные характеристики конструкции сохранены. На Су-57 таких примерно 35 процентов. Это очень много, поэтому истребитель получился значительно легче при схожих габаритах. К тому же новый двигатель дает прирост тяговооруженности еще на 15 процентов".

Фирменная "фишка" нового самолета — способность работать в паре с беспилотной системой С-70 "Охотник". Тяжелый беспилотник и истребитель научились летать в связке — в прошлом году Минобороны опубликовало видео, на котором они маневрируют в воздухе на минимальном расстоянии друг от друга.

По оценкам экспертов, в будущем появится возможность создавать целые стаи "Охотников", действующих в автономном режиме или под управлением и контролем всего одного пилота Су-57. Ударный потенциал таких боевых групп увеличится в разы.

9777