Кондратьев: Запад боится, что Афганистан станет геополитическим игроком

60
(обновлено 15:25 08.02.2019)
Российский сенатор Алексей Кондратьев, который регулярно бывает в Афганистане в служебных командировках и развивает межпарламентские связи двух стран, приоткрыл для Sputnik тайные пружины бесконечного конфликта на афганской земле.

Накануне 30-летия вывода советских войск из Афганистана сенатор ответил на вопросы обозревателя Sputnik Александра Хроленко.

- Алексей Владимирович, периодически в Москве проходят международные консультации по Афганистану, в которых участвуют представители многих стран и даже делегаты "Талибана"*. Как вы оцениваете эффективность этой переговорной площадки?

- В сравнении с давно отработанным механизмом Женевских переговоров, Московский формат – это серьезный шаг вперед, и возможность консолидировать сходящиеся навстречу интересы разных сторон. Важно, чтобы такой диалог расширялся, и достигал реального результата – мира на земле Афганистана.

Подобный формат встреч показателен для всего мирового сообщества, которое пытается выстроить диалог с талибами, как с влиятельной третьей силой (кроме правительственных войск и сил натовской операции "Решительная поддержка") на территории Афганистана.

Российская сторона подтверждает приверженность политическому урегулированию, необходимость скоординированной работы стран-соседей и региональных партнеров Афганистана на данном направлении.

- Кабул нередко обращается к Москве за помощью, предлагает участвовать в восстановлении 124 объектов экономики, и около 30 российских фирм готовы инвестировать в афганские проекты. Что еще может сделать Россия для стабилизации обстановки в Афганистане по направлениям дипломатии, культурных связей, инвестиций, оружейных поставок?

- Основная проблема Кабула – избыток оружия и разного рода вооруженных формирований на афганской земле. Важнее гарантии стабильности, безопасности, защиты инвестиций. При поддержке действующего правительства Афганистана, российские инвесторы готовы вкладываться в реальные объекты на территории ИРА. У Москвы и Кабула имеется огромный опыт эффективного экономического сотрудничества – с 1950-х годов.

Так, московские метростроевцы прорубили знаменитый ныне тоннель через перевал Саланг, наши строители создали сеть автодорог, электрическую систему Афганистана, десятки крупных промышленных предприятий. Наши геологоразведочные партии открыли крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Всё это позволило Афганистану стать одним из самых промышленно развитых государств Центральной Азии. Прогресс остановился в 1970-х, с началом вооруженных переворотов и гражданской войны, которая продолжается до сего дня. И все-таки, на момент выхода советских войск в 1989 году Афганистан сохранял экономическую самостоятельность.

Сегодня основные продукты питания в Афганистане – иранского или пакистанского производства, около 40 процентов трудоспособного населения страны – безработные. Мы неоднократно обращались в Кабул с предложениями организовать товарооборот, сделать промышленные вложения, развивать афганскую экономику по всем направлениям, но странным образом российские участники буксуют на афганских тендерах. Наблюдается скрытое политическое противодействие, в таких условиях сложно развивать экономические взаимоотношения (убедился в этом лично, на встречах с руководством Торгово-промышленной палаты и министерства сельского хозяйства Афганистана). И все же развиваются межрегиональные связи, к примеру, с Татарстаном и Башкирией. Имеется значительный нереализованный потенциал. Подчеркну, Афганистан – наш сосед, друг, и может стать серьезным экономическим партнером.

- Алексей Владимирович, как развиваются межпарламентские связи ИРА и РФ, чему посвящены взаимные зарубежные визиты и взаимодействие сенаторов двух стран?

- В Совете Федерации действует группа межпарламентского сотрудничества РФ и ИРА, которая отчасти снимает напряженность, накопленную между нашими странами в последние десятилетия. Находясь с официальным визитом в России, в стенах Совета Федерации выступал заместитель председателя Мешрано Джерги (верхней палаты Афганского парламента) господин Мохаммад Изидьяр (экс-губернатор провинции Нангархар).

Рассказывал о современном политическом и экономическом положении, социальных проблемах Афганистана. Под

нимал вопросы двустороннего сотрудничества. И я в 2016 – 2017 годах приезжал в Афганистан, встречался с коллегами из Мешрано Джерги и другими официальными лицами ИРА.

В течение месяца состоится очередной официальный визит российских сенаторов в Афганистан – по приглашению Мешрано Джерги. То есть, межпарламентское сотрудничество развивается достаточно активно, и основная его цель – законодательное регулирование экономического взаимодействия двух стран.

Не менее важны вопросы безопасности. На межпарламентском уровне мы стремимся – интенсивно и постоянно – инициировать решение проблем безопасности, повышение эффективности правительственных силовых структур ИРА (законодательно), чтобы на этой базе развивать экономическое сотрудничество двух стран. Кстати, наши специалисты в Афганистане по-прежнему обслуживают вертолетную технику российского производства, наиболее приспособленную к местным условиям.

Через Российский центр науки и культуры в Кабуле продвигаем гуманитарное сотрудничество. Наше желание мира и стабильности в Афганистане достаточно устойчивое и сильное. Наши поездки в Кабул – часть государственной стратегии Российской Федерации.

- Очевидно, во взаимодействии российской и афганской сторон тайно или явно присутствует третья заинтересованная сторона – коллективный Запад. Каковы перспективы США и НАТО в адаптации Афганистана под свои интересы?

- За минувшие 17 лет коллективный Запад не достиг в Афганистане изначально заявленных целей. Несмотря на ввод войск в количестве свыше 140 тысяч военнослужащих (в 2009 – 20010 годах), мира и стабильности нет. Экономика в упадке. Социальные программы не работают. Силами Западной коалиции продолжаются "случайные" бомбардировки мирного населения Афганистана, за которые никто не несет ответственность – жизнь простых людей здесь ничего не стоит.

Еще один парадокс: добродетельные силы НАТО присутствуют на афганской земле с 2001 года, но объемы производства наркотиков за 17 лет выросли в 40 раз. В стране производится 90 процентов мирового опиумного сырья. Обязательства американцев в рамках программы "Продовольствие в обмен на наркотики" не выполнены, и невольно возникает мысль о безмолвном поощрении Вашингтоном афганского наркобизнеса.

Не строятся дороги, не создаются промышленная инфраструктура, ирригационная сеть, в сельские районы не поставляется посевной материал продовольственного назначения. В таких условиях афганские крестьяне вынуждены выращивать опиумный мак, чтобы заработать на жизнь.

Тенденций выхода из экономического тупика не наблюдается. И ежегодная помощь стран-доноров в объеме 3,5 миллиардов долларов погоды не делает – получается менее 100 долларов в год на одного афганца.

Американское присутствие лишь усугубляет социальные, политические и экономические проблемы и противоречия страны. Коллективному Западу нечего предъявить в Афганистане, кроме руин и номинальных программ. Для сравнения замечу, Советский Союз всегда поддерживал афганскую экономику, население, и после выхода советских войск в 1989 году эта экономика и государство под руководством президента Мохаммада Наджибуллы успешно функционировали еще три года, несмотря на яростные атаки моджахедов и талибов.

- Алексей Владимирович, на Западе считают, что будущее мира – мигранты. Возможно, экономические проблемы Афганистана отчасти решит трудовая миграция в соседние страны?

- Афганские мигранты достаточно широко представлены на территории Европы, однако эти люди работают на экономику Германии, Италии, Франции, и не приносят пользы своей стране. Растущая трудовая миграция из Афганистана будет еще больше усугублять экономические, политические и социальные проблемы страны. Необходимо создавать условия для экономической стабилизации внутри страны.

Вместе с тем, не замечаю позитивных тенденций на территории европейских стран, которые чрезмерно увлекаются дешевизной трудовых мигрантов из стран Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. К примеру, Германия просто захлебывается в этом потоке. Западу необходимо было подумать об этом, просчитать последствия, разжигая конфликт на территории Афганистана в 2001 году.

- На Западе с тревогой отмечают сближение интересов на афганском направлении ближайших соседей – Ирана, Пакистана, Китая, Таджикистана и Узбекистана. Как вы оцениваете влияние этих стран на развитие событий в Афганистане?

- Афганистан занимает в регионе центральное и транзитное положение относительно торговых, энергетических и культурных потоков. Эта страна в силу своего положения всегда влияла на ситуацию у соседей, к примеру, в Пакистане и в Китае. Можно говорить об экономическом соперничестве в приграничных районах Ирана.

Страна многонациональная, что определяет и масштаб проблем, и большой потенциал развития. Кроме пуштунов, территорию Афганистана традиционно населяют таджики, узбеки, туркмены, что определяет многостороннее и многовековое (начиная от зороастрийцев, с XV века до н. э.) взаимопроникновение на северном направлении. Так, ковровый рынок в Кабуле – это целый квартал, населенный узбеками. Под афганским солнцем места хватит всем. Потенциал этой страны позволяет ей превзойти по уровню жизни населения Саудовскую Аравию.

Запад опасается, что Афганистан, имеющий в недрах богатые залежи золота, платины, рубинов, изумрудов, и всю таблицу Менделеева, может стать самостоятельным геополитическим игроком. Такой расклад невыгоден коллективному Западу, озабоченному лишь давлением на региональных партнеров и контролем нефтяного потока из стран Персидского залива. А ближайшие соседи (и Россия) кровно заинтересованы в благополучии и стабильности Афганистана. Поэтому Москва и Кабул обречены на конструктивное сотрудничество.

- Алексей Владимирович, объективно – под влиянием внешних сил и национальных особенностей – Афганистан стал эпицентром вооруженного экстремизма и радикального исламизма. Что может сделать с этим Россия "мягкой силой" культурных, образовательных, медицинских и других гуманитарных программ?

- Необходим целый комплекс шагов, но экономика – прежде всего. Задумайтесь, когда американцы с 2010 года начали сокращать свой воинский контингент, и законсервировали часть военных баз на территории Афганистана, это значительно ухудшило материальное положение многих тысяч афганцев, которые ранее обслуживали базы. Люди остались не у дел, и многие снова вернулись к оружию и грабежам транспортных колонн и караванов. Полагаю, сегодня американцы искусственно поддерживают такую бедственную ситуацию, питающую новые ячейки ИГ* на границах СНГ.

По опыту Сирийской Арабской Республики, мы знаем о возможности стремительного расширения военного конфликта в регионе.

С огромным уважением отношусь к многонациональному 36-миллионому афганскому народу, который является носителем древней культуры. И все же, для продвижения и развития гуманитарных программ необходима минимальная экономическая база, чтобы люди могли спокойно и честно зарабатывать на хлеб, одежду, лекарства, и верить в будущее. Возвращение населения в сельское хозяйство и промышленное производство, решение экономических проблем Афганистана – вот, основа стабильности, мира и прогресса. Россия готова развивать взаимовыгодное сотрудничество, помогать на всех направлениях, и во всех форматах.

* запрещенная в РФ организация

60

Кто мечтал о "Вьетнаме для СССР", или От оружия для моджахедов до Усамы бен Ладена

86
(обновлено 14:18 15.05.2019)
Sputnik представляет спецпроект Афган.Online – мобильный сериал, основанный на реальных событиях 1978-2001 годов. Что было бы, если президенты США, советские генсеки, лидеры афганского правительства и полевые командиры вели соцсети, выкладывали фото и видео? Смотрите полную версию проекта в озвучке Гоблина (Дмитрия Пучкова).

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия. Новое правительство во главе с Нур Мохаммадом Тараки взяло курс на строительство светского государства.

Антиисламские реформы вызвали недовольство многих слоев афганского общества. Оппозицию поддержали Иран и Пакистан. Помощь повстанцам начала оказывать американская разведка. Более четырех тысяч переодетых стражей исламской революции проникли в город Герат и подняли восстание. В стране началась гражданская война.

Правительство Тараки оказалось в чрезвычайно сложном положении. Кабул стал настойчиво просить Советский Союз о военной помощи. Москва втягиваться в войну не хотела.

Правительству Тараки удалось погасить восстание в Герате, но против премьера начали готовить заговор. Интриги плел глава МИД Хафизулла Амин. Он пригласил Тараки в свою резиденцию, после чего премьер пропал. Амин заявил, что тот находится на лечении, и сам возглавил правительство. Но вскоре стало известно о гибели Тараки - его задушили офицеры охраны.

В стране начались массовые репрессии, а исламисты продолжили наступление.

Москве не нравились действия Амина. Кроме того, стало известно о его связи с ЦРУ. Было решено свергнуть неугодного премьера, а на его место поставить Бабрака Кармаля.

Поводом для операции стали просьбы самого Амина о военной помощи. С сентября по декабрь он обращался к Москве семь раз. В результате 12 декабря 1979 года советское руководство решило ввести в Афганистан войска.

Штурм дворца Амина произошел 27 декабря 1979 года. Уникальная операция спецподразделений КГБ и ГРУ длилась 43 минуты. Амин был убит.

Мировое сообщество, которое до этого обращало мало внимания на происходящее в Афганистане, резко осудило ввод советского контингента.

Президент США Джимми Картер выступил с программной речью, в которой назвал советское вторжение в Афганистан "самой большой угрозой миру со времен Второй мировой войны". Действия СССР осудили в ООН, 65 стран бойкотировали Олимпийские игры в Москве.

Концепцию противостояния Советскому Союзу в регионе сформулировал советник по национальной безопасности президента США Збигнев Бжезинский. Именно с его подачи Вашингтон начал активно сотрудничать с разведкой Пакистана, готовить афганских моджахедов и снабжать их оружием на сотни миллионов долларов ежегодно. Операция ЦРУ в Афганистане стала самой дорогой в истории управления.

Лидер моджахедов, которых поддерживали США, Джалалуддин Хаккани позже фактически возглавил Талибан*. Именно он завербовал молодого Усаму бен Ладена в ряды террористов.

В 1986 году главой Афганистана стал Мохаммад Наджибулла, с которым многие связывали надежду на прекращение гражданской войны. К этому времени погибли свыше полумиллиона жителей страны, а еще 6 миллионов покинули дома и стали беженцами.

Но на активности моджахедов не сказалось даже потепление отношений между Москвой и Вашингтоном после прихода к власти в СССР Михаила Горбачева. Американская разведка продолжала снабжать их оружием.

В апреле 1988 года после переговоров в Женеве Горбачев объявил, что через месяц СССР начнет вывод войск из Афганистана. Советские солдаты полностью покинули страну 15 февраля 1989 года.

После ухода "шурави" гражданская война в Афганистане разразилась с новой силой. Оставшись один на один с исламистами, Кабул терпел поражение за поражением.

Положение афганских властей стало еще более шатким после августовского путча 1991 года в Москве. В 1992 году Наджибулла остался без поставок советского оружия. В апреле моджахеды заняли Кабул.

Настоящая драма разыгралась при эвакуации российских дипломатов и их семей. Первые два военных самолета благополучно улетели, а по третьему боевики открыли минометный огонь. Он сгорел прямо посреди взлетной полосы. Дипломатам все же удалось покинуть воюющую страну.

Судьба Наджибуллы оказалась трагичной. Он попал в руки исламистов и умер мучительной смертью.

В истерзанном гражданской войной Афганистане на арену выходит новое исламистское движение – Талибан*. Его лидером становится Мухаммад Омар. Радикальные исламисты контролировали страну с 1996 вплоть до 2001 года. Они уничтожали исторические памятники и казнили людей за малейшую провинность.

Роковым для Омара стало решение дать убежище Усаме бен Ладену, лидеру крупнейшей в мире террористической сети Аль-Каеда*. После атаки на США 11 сентября 2001 года Белый дом в свою очередь принял решение о вторжении в Афганистан. Операция под название "Несокрушимая свобода" официально завершилась в 2014 году, но и теперь в Афганистане остается военный контингент НАТО.

Гражданскую войну в Афганистане так и не удалось остановить, а Талибан* переживает возрождение. Под контролем радикалов оказывается все большая часть страны. И международному сообществу, в том числе и Вашингтону, в поисках политического решения афганского конфликта придется с ними считаться.

* Террористическая организация, запрещенная в России

86
Теги:
Афганистан
Темы:
Афган.Online

Зачем США выращивали монстра: лучший друг бен Ладена

220
(обновлено 09:27 07.03.2019)
Мобильный сериал Афган.Оnline основан на реальных событиях, происходивших в Афганистане с 1978 по 2001 год. Исторические лица – Картер и Рейган, Брежнев и Горбачев, Тараки, Амин, Наджибулла и многие другие – переписываются в социальных сетях, обновляют свои профили, создают мероприятия, делятся видео и фото. Смотрите пятую, заключительную, серию.

Вопреки прогнозам, правительство Мохаммада Наджибуллы сохранило власть, но дни его были сочтены. Смена названия страны, созыв парламента͵ призывы к многопартийному сотрудничеству — все это уже не могло исправить прошлые ошибки. Правительству даже удалось несколько расширить контролируемую территорию, удержать власть в столице и некоторых крупных городах.

Но все это стало возможным благодаря продолжавшейся военной и экономической поддержке со стороны СССР. Осенью 1991 ᴦода было сделано совместное советско-американское заявление: все поставки противоборствующим сторонам в Афганистане должны быть прекращены с 1 января 1992 ᴦода. Это создало новую ситуацию для режима Мохаммада Наджибуллы. Он пытался лавировать, обратился за помощью в ООН.

Весной 1992 ᴦода ООН выдвинула план афганского урегулирования: предполагались отставка правительства Мохаммада Наджибуллы, формирование нейтрального кабинета͵ чтобы обеспечить проведение свободных выборов. Но моджахеды потребовали передать им всю власть незамедлительно.

В марте 1992 ᴦода мятеж узбекского генерала Дустума лишил режим Наджибуллы военной поддержки. 20 апреля 1992 ᴦода он решает покинуть Афганистан; в Кабул даже прибыл самолет специального представителя Генерального секретаря ООН Обенона Севана. Но власть в столице уже захватил министр иностранных дел Абдул Вакиль, который и не дал Наджибулле сбежать, — ему пришлось укрыться в одном из офисов ООН в Кабуле. А 28 апреля в столицу Афганистана вошли отряды моджахедов.

Власть в свои руки взял Совет Джихада, в который вошли представители всех группировок, противостоящих режиму НДПА. Страна была переименована в Исламское государство Афганистан. Все светские законы отменены.

С 28 июня 1992 ᴦода временным президентом Афганистана стал Бурхануддин Раббани. Существовала договоренность, что каждые шесть месяцев будет происходить замена лидера, но Раббани вскоре дал понять, что не намерен упускать власть из своих рук. Это привело к обострению старых противоречий, в том числе и этнических конфликтов, усилились сепаратистские настроения среди узбеков и хазарейцев. Раббани обвинили в узурпации власти; в августе 1992 ᴦода начались широкомасштабные военные действия между отрядами моджахедов, что привело к множеству жертв и разрушений. Дипломатические миссии покинули Кабул.

В конце 1992 ᴦода, казалось бы, был достигнут компромисс: Раббани (таджик по национальности) оставался президентом на два года, Хекматиар (пуштун из гильзаев) назначался премьер-министром. 10 января 1993 ᴦ. был созван парламент. Но боевые действия не прекращались. Не помогло и подписание в Исламабаде соглашения о прекращении огня в марте 1993 ᴦ.

С сентября 1994 ᴦода в борьбу включилась новая политическая сила - движение Талибан*. Его лидер, мулла Мохаммед Омар, заявил о намерении покончить с гражданской войной и установить в Афганистане исламский порядок. Главной силой движения стали пуштуны и равнинные таджики. Талибы захватили вначале Кандагар, затем стали продвигаться в другие районы страны.

Постепенно главная борьба разгорелась между силами талибов и войсками, поддерживающими Раббани. Талибы взяли Джелалабад, а затем, в сентябре 1996 ᴦода, вошли в Кабул и провозгласили Афганистан Исламским эмиратом.

Там они учинили расправу над Наджибуллой, а заодно убили и сотрудников ООН. Отряды Хекматиара еще раньше были разгромлены талибами. Главной силой, еще оказывавшей сопротивление талибам, был Ахмад Шах Масуд, удержавший долину Пандшера (он погиб в результате террористического акта в начале 2002 ᴦода). Его вооруженные формирования превратились в реальную силу, противостоящую талибам, которые с осени 1998 ᴦода контролировали уже свыше 90% территории Афганистана. Другие противники движения Талибан к тому времени были разгромлены.

Талибы приняли жесткие меры по исламизации афганского общества. Уже в 1997 ᴦоду были уволены 70% преподавателей Кабульского университета, не поощрялось обучение девочек в возрасте после 9 лет, наложен запрет на курение, игры в карты, танцы, песни, музыку, кино и телевидение, не разрешалось носить длинные волосы. Против Афганистана в ноябре 1999 ᴦода введены экономические санкции Совета Безопасности ООН, но это не дало результатов.

Тот факт, что режим талибов в Кабуле осуждался мировым сообществом, что Афганистан стал прибежищем для террористов всех мастей, в том числе имевших мировую известность, как Усама бен Ладен, только укреплял талибов в уверенности, что они на верном пути. Их не волновала реакция международной общественности, к примеру, в связи с уничтожением буддийских статуй в Бамиаме в феврале 2001 ᴦода или арестами сотрудников ООН и граждан западных государств летом того же года по обвинению в ʼʼмиссионерствеʼʼ.

Осенью 2000 ᴦода талибы прорвались к афгано-таджикской границе и были близки к тому, чтобы установить полный контроль над страной. Οʜᴎ были одержимы мессианской идеей распространения ʼʼистинного исламаʼʼ на страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Казахстан.

11 сентября 2001 ᴦода исламисты совершили террористический акт в США. В ответ была начата международная контртеррористическая операция в Афганистане: режим талибов свергнут, штаб-квартиры их разгромлены, в стране размещены войска международных сил. Правда, появились сообщения, что основные силы Аль-Каиды* передислоцировались в Ливан.

В июне 2002 ᴦода состоялась всеафганская Лоя Джирга, на которой президентом Афганистана избран Хамид Карзай (пуштун). Раббани и бывший король Афганистана Мухаммед Захир-шах, вернувшийся в страну, сняли свои кандидатуры. Один из видных пуштунов Хекматиар ушел в непримиримую оппозицию.

Сегодня афганское правительство пытается стабилизировать ситуацию. Международные вооруженные силы стремятся подавить остатки боевиков организации Аль-Каида*, находящихся под покровительством талибов. Экстремисты продолжают совершать теракты. По данным миссии ООН по содействию в Афганистане, за 2018 год в стране погибло рекордное количество мирных жителей – более 3 тысяч человек. Еще более 7 тысяч пострадали.

Как это было на самом деле

При поддержке США соседи Афганистана в конце 1970-х стремились поделить страну на зоны влияния. Американцы оружием и деньгами поддерживали афганских мятежников.

Афганское руководство неоднократно обращалось за помощью к СССР, и в 1979 году Москва решила ввести войска на территорию дружественной страны. Девять лет пребывания советских войск в Афганистане позволили укрепить власть в Кабуле, помочь экономике. Страна далее могла решать свои проблемы сама. Советские войска на основе Женевского соглашения вернулись на родину в феврале 1989 года.

Война в Афганистане не завершилась. США и некоторые арабские страны продолжили финансировать лагеря боевиков в Пакистане. Правительство страны свергли полевые командиры, но и они затем потерпели поражение от террористического движения «Талибан»*. В Афганистан на многие годы пришли США и их союзники, но за 17 лет их пребывания страна все глубже погружается в хаос.

* – террористическая группировка, запрещенная в России.

220
Теги:
Афганистан
Темы:
Афган.Online
Госкомитет Республики Абхазия по репатриации

Назначен зампредседателя Госкомитета по репатриации Абхазии

54
(обновлено 13:56 07.07.2020)
Государственный комитет по репатриации был сформирован на базе Министерства демографии и репатриации в конце апреля 2020 года.

СУХУМ, 7 июл - Sputnik. Астамур Багателия назначен заместителем председателя Государственного комитета Республики Абхазия по репатриации.

Распоряжение о назначении заместителя главы Госкомитета размещено на сайте Кабмина.

20 мая президент Абхазии Аслан Бжания назначил председателем Государственного комитета по репатриации Вадима Харазия.

Министерство демографии и репатриации республики, должность руководителя которого с 2017 года занимал Беслан Дбар, было расформировано 28 апреля, ведомство было преобразовано в Госкомитет по репатриации. 

Часть функций ведомства передали вновь появившемуся Министерству соцобеспечения и демографической политики.

Читайте также:

 

 

 

54