Константин Тужба

Константин Тужба: в Абхазии шахматный спорт бесплатный

381
(обновлено 11:34 23.07.2015)
Президент Федерации шахмат Абхазии Константин Тужба рассказал в интервью корреспонденту Sputnik о проблемах и перспективах развития интеллектуального спорта.

О молодых абхазских шахматистах и зарубежных турнирах, в которых они принимали участие, рассказал Sputnik президент Федерации шахмат Абхазии Константин Тужба. Бесдовал Саид Барганджия.

 Как в Абхазии отмечается Международный день шахмат?

— Особых мероприятий мы не проводим. Дело в том, что у нас Международный день шахмат совпадает с нашим главным ежегодным фестивалем "Абхазия OPЕN". На фестиваль к нам приезжают свыше 500 участников из разных стран мира, так что этот день мы проводим за шахматной доской.  

 Актуальны шахматы в Абхазии?

— Так получилось, что у нас большее предпочтение отдавалось физическим видам спорта. Однако и в шахматах мы имеем хорошую базу. В свое время мы решили возродить этот вид спорта и сделать его общедоступным и массовым. Шахматы —  полезный для подрастающего поколения вид спорта. Сейчас, конечно, много видов интеллектуального спорта, но шахматы всегда стоят особняком. Нам повезло, что мы сохранили шахматную школу в Сухуме.

— Что стало с шахматными школами в других городах Абхазии?

— Мы не сумели там сохранить шахматные школы. В советское время в каждом городе Абхазии был шахматный клуб. После войны все школы забрали под кафе, рестораны и прочее, с обещанием, что они там будут проводить соревнования, но про обещание все забыли. В итоге, наши шахматные центры безвозвратно пропали, за исключением сухумского.

 Сколько стоит записаться на шахматы?

— В Абхазии шахматный спорт бесплатный.

 Насколько активно молодежь записывается в шахматные секции?

— Молодежи свойственно любопытство. Они идут на танцы, борьбу, бокс, шахматы, музыку. Все эти увлечения и занятия примерно одинаково распределяются. По всей Абхазии шахматами занимаются не меньше 500 детей. Мы наняли тренеров. Они работают во всех городах Абхазии и полностью загружены. Вот сейчас на турнире "Гудаута OPЕN" будет более ста участников. Кроме того, при поддержке правительства мы начали проводить международные соревнования в Абхазии. К нам с удовольствием приезжают шахматисты, потому что у нас есть хорошая база. У нас есть все необходимое для проведения турниров. 

 В каких международных турнирах принимали участие наши шахматисты?

— Около пяти лет назад у нас впервые появилась возможность выехать на зарубежные соревнования. Мы поехали на один из престижных и крупных в Европе соревнований «Москва OPЕN», в котором принимает участие более 1500 детей. 

Мы участвовали также и в чемпионате ЮФО, выезжали на турниры Краснодарского края. Очень активная стала турнирная жизнь.  Самые значимые соревнования, в которых мы принимали участие, —  это были Чемпионат мира и Чемпионат Европы, в Эмиратах и Греции. На награждение победителей Чемпионата мира приезжал сам Гарри Каспаров. Для наших детей это бесценный опыт.

 Как на турнирах себя проявляют наши шахматисты?

— В последние два-три года наши шахматисты показывают хорошие результаты. Наш гагрский шахматист Гаспарян занял 14 место в прошлом году на Чемпионате мира в Абу-Даби. Остальные, как правило, занимают серединные места, например, могут быть на 70 месте из 200 участников.

— С какими проблемами сталкивается развитие шахматного спорта в Абхазии?

— У нас основная проблема связана с финансированием зарубежных поездок, особенно с сегодняшним курсом валют. Родителям приходится покрывать затраты. В остальном у нас немного проблем.  Нам завидуют даже шахматисты Краснодарского края. У нас много соревнований внутри Абхазии, у них этого нет, потому что соревнования обходятся очень дорого. А у нас есть нужные помещения и необходимый инвентарь. 

 Какие турниры будут проводиться в ближайшее время?

— В ближайшие дни пройдет открытие турнира "Гудаута OPЕN". Первого августа открытие "Сухум OPЕN" и завершит фестиваль "Гагра OPЕN". 

381
Теги:
Федерация шахмат Абхазии, Константин Тужба, Азия, Весь мир, Абхазия

Кто успел, тот и сел: почему женщине не нашлось стула рядом с Эрдоганом

98
(обновлено 18:33 10.04.2021)
Переговоры руководителей центральных европейских институтов с президентом Турции обернулись скандалом.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Дело не в территориальных спорах или санкциях. Виноват стул, не предоставленный главе Еврокомиссии. В нарушение дипломатического протокола она сидела отдельно от мужчин — председателя Евросовета Шарля Мишеля и турецкого лидера. Теперь все увлеченно выясняют, кто кого обидел и кому за это отвечать. В ситуации разбиралась Софья Мельничук для РИА Новости.

Стулья на двоих

Пока Реджеп Эрдоган и Шарль Мишель по-хозяйски усаживались на подготовленные для них стулья, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен удивленно разводила руками. Место ей нашли не сразу. На съемке из зала встречи видно, как она с недоумением произносит протяжное: "Э-э-э…"

Ее усадили сбоку — на диван среди подушек, напротив министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который по дипломатическому протоколу ниже статусом. Представитель ведомства фон дер Ляйен рассказал, что она решила "сосредоточиться на сущности переговоров", но поручила разобраться, почему так вышло, и принять меры, чтобы подобное не повторялось.

Мишель возглавляет совет глав государств ЕС, а фон дер Ляйен — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Первые подписывают договоры, вторые разрабатывают внешнюю политику. Таки образом, статусы двух институтов и их председателей равнозначны.

В Европе тем временем принялись выяснять, кто виноват. Правильно ли поступил Мишель, спокойно усевшись рядом с Эрдоганом, и не перегнул ли палку турецкий лидер.

Женщина или политик

В соцсетях появилось множество постов в поддержку фон дер Ляйен под хештегом #GiveHerASeat ("дайте ей место") о неприемлемом поведении Анкары. "Недоуменное "Э-э-э…" — новое определение того, "как не должны выглядеть отношения ЕС и Турции", — написал член Европарламента Сергей Лагодинский.

"Вот что Эрдоган думает о правах женщин", — возмущалась депутат из Бельгии Хильдэ Вотманс. Ее коллега из Нидерландов Софи Ин'т Велд опубликовала фото предшественника фон дер Ляйен Жан-Клода Юнкера, который сидит на стуле рядом с Эрдоганом — как и экс-глава Евросовета Дональд Туск.

"Это серьезное проявление политического неуважения. Дело не только в том, что женщину не усадили, а в том, что главу Еврокомиссии — одного из самых высокопоставленных представителей ЕС — оставили без стула", — указал итальянский депутат Антонио Таяни.

Итальянский премьер Марио Драги и вовсе объяснил "неподобающее поведение" Эрдогана тем, что он — диктатор. "С диктаторами, нарушающими этикет, мы вынуждены сотрудничать в интересах нашей страны. И вместе с тем должны откровенно заявить о собственной позиции. Необходимо найти баланс", — рассудил он. Из-за таких "неприемлемых заявлений" посла Италии в Анкаре тут же вызвали в МИД Турции.

Сам Шарль Мишель оправдывался, что дипломатический казус случился из-за "строгой интерпретации протокольных правил с турецкой стороны". При этом он уверен, что извиняться ему не за что. "Глядя на некоторые кадры, можно подумать, что я равнодушно отнесся к инциденту, — прокомментировал он видео из зала переговоров. — Это далеко от истины".

В то же время в турецком МИД категорически заявили: все было согласовано с протокольной службой европейской делегации. "Все прошло в соответствии с предложениями Европейского союза. Точка", — сказал Мевлют Чавушоглу.

Предположения о том, что фон дер Ляйен усадили на диван из-за того, что она — женщина, он отверг.

Сбой в протоколе

Вина вряд ли лежит на турецкой стороне, полагает Тогрул Исмаил, заведующий кафедрой международных отношений и политологии Университета имени Кахраманмараша Сютчуйама.

Из заявления турецкого МИД ясно, что ошибку сделали европейцы, указывает эксперт. "Турция — государство с опытом и давней историей дипломатического протокола. Кто где сидит и когда говорит, решают протокольные службы обеих сторон до встречи. И это касается не только такого высокого уровня, но и переговоров правительственных комитетов", — подчеркивает он.

Заметить, что стульев всего два действительно можно было до того, как участники встречи вошли в зал.

"Европейская служба протокола обязана была объяснить Урсуле фон дер Ляйен, где она будет сидеть. Все это обговаривают заранее", — поясняет Исмаил. По его мнению, европейцы не договорились между собой, кто из представителей блока занимает более высокую позицию. "Не нужно все сваливать на Турцию", — добавляет он.

По его мнению, Анкара не видит в фон дер Ляйен женщину или мужчину: "В первую очередь она — политик, который представляет иностранное государство, и связывать эту ситуацию с гендерными факторами нельзя".

То, как представители ЕС отнеслись к деталям, действительно вызывает вопросы, говорит Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ.

"Внешнюю политику Евросоюза регулируют Совет и Комиссия ЕС совместно, — объясняет она. — Однако именно совет отражает позиции государств-членов. Есть некоторая вероятность, что эта диспозиция повлияла на подход турецкой стороны к организации встречи. Хотя формально это некорректно. Турция проявила непонимание характера деятельности институтов ЕС и статуса их глав".

Впрочем, турецко-европейский диалог и раньше омрачали нарушения дипломатического этикета. "Бывало, представители Турции вели себя чересчур эмоционально, гремели стульями или даже покидали заседание. Однако страну все же рассматривали как близкого партнера ЕС и НАТО, поэтому казусы списывали на темперамент и очень редко осуждали за недипломатическое поведение, — говорит она. — Но в этот раз к принимающей стороне возникло много вопросов, ведь это значимая встреча для урегулирования вопросов в Средиземном море, поэтому нюансы важны".

Евросоюз грозил Анкаре санкциями из-за действий у берегов Кипра, который требует от Турции прекратить сейсморазведку в исключительной экономической зоне острова, так как это противоречит международному праву. Анкара настаивает, что работы легальны: добро на них дала Турецкая Республика Северного Кипра. Отношения между двумя кипрскими республиками не урегулированы, и возникают противоречия.

Еще один повод для накала отношений — недавний выход Турции из Стамбульской конвенции по защите женщин. Ее приняли десять лет назад, и она стала первым европейским документом, призванным бороться с домашним насилием. Из 40 стран-участниц Турция первой ратифицировала соглашение, однако теперь углядела в нем чуть ли не пропаганду гомосексуализма. Решение турок возмутило европейцев и американцев.

"Вряд ли в Турции сознательно унизили главу комиссии, — сомневается Еремина. — Но этот факт сейчас используют против Турции. Критика нарастает. Без стула осталась женщина, и это повод для обвинения в мужском шовинизме, тем более на фоне выхода из Стамбульской конвенции".

Определить, кто больше виноват, сложно. Однако в нынешних условиях инцидент превратился в повод для негативных интерпретаций. Но договариваться с "диктатором, нарушающим этикет" Евросоюзу, как ни крути, придется.

98

"Дублер" Босфора: чем опасен "сумасшедший проект" Эрдогана

461
(обновлено 16:29 09.04.2021)
Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор.

Проект строительства канала "Стамбул" вызывает серьезные нарекания. Экологи опасаются обмеления Черного моря, а политологи – геополитического кризиса в регионе и разрыва действующих международных договоренностей. Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Никиты Чикунова для Sputnik.

Нужный-ненужный канал

Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала "Стамбул" в ближайшее время. Такое заявление в минувшую среду, 7 апреля, сделал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Впервые об этом проекте глава республики заговорил в 2011 году, назвав его "сумасшедшим". Канал будет представлять собой искусственный судоходный маршрут, соединяющий Черное и Мраморное моря. Фактически он станет "дублером" пролива Босфор – одной из главных транспортных артерий Европы.

Канал построят вдалеке от центра Стамбула. По этой причине им, уверены власти республики, будут пользоваться суда повышенной грузоподъемности (до 300 тысяч тонн), перевозящие опасные грузы - нефть, сжиженный природный газ и химикаты.

Сейчас транспорт, перевозящий такие грузы, вынужден проходить сквозь исторические и густонаселенные районы города, расположенные по берегам Босфора. Для него, кстати, действуют строгие ограничения: в проливе может находится только одно судно с опасным грузом, его обязательно должны сопровождать буксиры, а сам проход возможен только днем. В результате, ожидая свою очередь, танкеры могут простаивать от 14 до 35 часов, что приводит к финансовым убыткам компаний.

Канал "Стамбул" призван не только увести опасные грузы из центра города, но и в целом разгрузить Босфор, через который ежегодно проходят в среднем 43 тысячи судов (примерно в два раза меньше судов проходит через Суэцкий канал – Sputnik). В то же время расчетная пропускная способность пролива составляет всего 25 тысяч единиц.

Преимущество искусственного транспортного коридора будет заключаться в отсутствии крутых поворотов. Самый резкий поворот Босфора составляет 90 градусов. Учитывая сильные течения и плотное движение в проливе, это серьезно повышает риск аварий, уточняется на сайте проекта.

Несмотря на такую аргументацию, проект канала, приблизительная стоимость которого оценивается в $10-25 миллиардов, сталкивается с острой критикой со стороны турецких ученых, экологов и политиков, которые говорят о негативных экологических последствиях его реализации.

Два моря под угрозой

По мнению океанографа, профессора Университета Хаджеттепе в Анкаре Джемаля Сайдама, строительство канала повлечет за собой необратимые последствия для экосистем Черного и Мраморного морей.

Дело в том, что уровень Черного моря превышает уровень Мраморного – приблизительно на 30-50 сантиметров. Два разнонаправленных течения, действующие в проливе Босфор, не позволяют Черному морю обмелеть, поскольку питают его водами "соседа".

© Sputnik
Турция построит дублер Босфора

Постройка канала, по которому вода будет течь только в направлении Мраморного моря, приведет к постепенному обмелению Черного – это может уменьшить популяцию рыб и спровоцировать засухи.

Нарушение водообменного баланса, уверен специалист, затронет все прибрежные страны, в том числе Россию, Грузию, Абхазию и Украину.

"Уровень Черного моря понизится точно, но из-за размеров канала отток воды не будет критический. Я думаю, этот процесс будет заметен на низменных берегах Северного Причерноморья: Одесса, Херсон и так далее", - говорит заведующий отделом океанографии Морского гидрофизического института РАН Владимир Белокопытов.

Иным образом пострадает Мраморное море, отличающееся от Черного повышенной соленостью и меньшим биоразнообразием, добавляет исследователь. Поступление больших объемов черноморской воды резко увеличит в Мраморном море количество живых организмов, поглощающих кислород. В результате оно начнет "умирать", распространяя в Стамбуле и его окрестностях запах сероводорода.

Геополитическая игра

Помимо экологической составляющей, планы Турции по строительству канала следует рассматривать и в военно-политическом аспекте. Статус проливов Босфор и Дарданеллы (соединяет Мраморное море с Эгейским - Sputnik) определяет принятая в 1936 году конвенция Монтрё.

Согласно этому документу, торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы с уплатой небольших и строго ограниченных сборов. Суда платят за маяки, спасательные работы, медицинское обслуживание, услуги буксиров и лоцманскую проводку.

Конвенция также ограничивает срок пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских государств, а также их класс и тоннаж.

Строительство альтернативному Босфору канала поднимает вопрос о том, попадает ли он под действие конвенции. Президент Турции заявлял, что проект выходит за рамки международного договора и поэтому будет находиться под полным контролем республики.

Существенного влияния на обстановку в Черноморском регионе это не окажет, уверен заведующий кафедрой морского права Юридического института Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

"Понятие "черноморские проливы" охватывает пролив Босфор и пролив Дарданеллы. Это комплексное понятие, которое регулируется конвенцией. Самим фактом входа в Дарданеллы судно уже подчиняется положениям этого документа. Поэтому все разговоры о "подрыве" положений конвенции Монтрё – полная глупость", — объясняет он.

Определенные риски могут возникнуть, если Турция построит второй канал, дублирующий Дарданеллы. В таком случае военные корабли иностранных государств, в том числе НАТО, смогут беспрепятственно заходить в Черное море, добавляет эксперт.

"Можно допустить, что Турция построит еще один канал, чтобы корабли смогли попасть из Средиземного моря в Черное, минуя проливы. Но это очень маловероятно. Потому что в таком случае незамедлительно последует реакция мирового сообщества. Нарушить международный договор туркам никто не позволит", – уверяет Василий Гуцуляк.

Сомнительные выгоды

Неясным остается и то, как турецкие власти будут окупать дорогостоящий проект и стимулировать судовладельцев и фрахтователей направлять суда в платный канал вместо почти бесплатного Босфора.

В правительстве страны таким стимулом называют отсутствие очередей. Там напоминают, что в 2019 году на подходе к Босфору со стороны Черного моря из-за ухудшения погодных условий и строгих ограничений по проходу образовались самые длинные с 2014 года очереди танкеров с российской и казахстанской нефтью.

Даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств владельцы крупных судов все равно несут убытки. "Ежедневные потери фрахтователей танкеров длиной более 200 метров из-за ожидания составляют в среднем $120 тысяч", – говорил турецкий министр окружающей среды и урбанизации Мурат Курум.

Канал "Стамбул" решит эти проблемы, если сможет обеспечить быструю проходку супертанкеров, говорит Василий Гуцуляк.

"Сопоставлять Босфор и канал нельзя. Пролив широкий – там суда на встречных курсах могут разойтись, канал таким не сделать даже с технической точки зрения. Но если он не будет двухсторонним, то очередей не избежать. Второй момент – глубина. Через Босфор проходят супертанкеры. Мы несколько раз проходили на супертанкере "Крым" (длина – 295 метров, водоизмещение – 180 тысяч тонн, – Sputnik). Его осадка была свыше 15 метров, у современных танкеров она больше. Смогут ли такие суда проходить по каналу? Это, кстати, основной интерес России и Казахстана, которые возят нефть через Босфор. Третий момент – скорость. В проливе она не должна превышать 10 узлов, в каналах обычно скорость еще меньше. Предполагаю, по времени прохождения "Стамбул" будет проигрывать Босфору (среднее время его прохождения 1,5-2 часа – Sputnik)", – говорит эксперт.

Сам канал, добавляет он, будет платным. Судам придется заплатить базовую ставку за прохождение и выплатить все сборы, актуальные при проходке Босфора.

"Ставка прохождения довольно значительная. Для Суэцкого канала, например, она может достигать нескольких сотен тысяч долларов в зависимости от тоннажа судна. Поэтому "Стамбул" станет хорошим источником пополнения бюджета Турции", – объясняет Василий Гуцуляк.

По его словам, в конечном итоге привлекательность канала будет напрямую зависеть от размера ставки и отсутствия ограничений для крупногабаритных судов. С такой точкой зрения соглашается участник рынка международных морских грузоперевозок, пожелавший остаться анонимным.

"Пока большие суда, чтобы не тратить время на ожидание, вынуждены переваливать груз на более мелкие и так идти через Босфор. Если "Стамбул" позволит исключить этот момент – он будет интересен. Но, я думаю, Босфор останется ключевым коридором", – указывает собеседник Sputnik.

Сейчас, указывает директор по филиалам группы транспортных компаний "Русмарин" Владислав Фишкин, говорить о перспективах "Стамбула" преждевременно.

"Если говорить о перспективах альтернативного пути, то наличие любой альтернативы увеличивает возможности и снижает риски. Но пока, как мы понимаем, турецкий проект остается проектом. Поэтому давать конкретные прогнозы рано", – подчеркивает он.

Все опрошенные Sputnik специалисты сходятся в одном – выгоды амбициозного проекта, разрекламированного руководством Турции, пока слишком туманны. Вне зависимости от судьбы канала Босфор оставит за собой статус главного транспортного коридора для морских грузоперевозок в регионе.

461

Коронавирус диагностирован у 22 человек за сутки в Абхазии

128
Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 13691 человек. Зарегистрировано 217 летальных случаев. Выздоровели 13190 человек.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Диагноз коронавирусная инфекция подтвержден у 22 человек из 179 протестированных за сутки в Абхазии, сообщает оперштаб по защите населения от CODID-19.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 38 человек, у 27 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 8 человек, состояние здоровья 20 пациентов – средней степени тяжести.

В Сухумской инфекционной больнице 31 пациент с COVID-19, в Очамчырской ЦРБ - 10, в Гагрской ЦРБ - 9, в Гагрской ЦРБ - 9, в Ткурчалской ЦРБ пациентов нет.

Читайте также:

 

 

128
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии