Алиса Гицба

Алиса Гицба: есть роли, о которых я мечтаю

681
(обновлено 13:14 27.07.2015)
Оперная дива, Народная артистка Абхазии, Заслуженная артистка России Алиса Гицба рассказала корреспонденту Sputnik о своих предпочтениях в музыке, творческих планах и детских воспоминаниях о театре.

О любимых ролях, неожиданностях во время выступлений и том, каково выступать на родной сцене, в интервью Sputnik рассказала оперная дива, Народная артистка Абхазии, Заслуженная артистка России Алиса Гицба. Беседовала Наала Авидзба.   

 Когда раскрылось ваше дарование?  

— Оно раскрылось не сразу, хотя я пела всегда. При сухумском Дворце пионеров существовал интернациональный детский хор, капелла. Я пела там со своей сестрой. Мне никогда не давали соло, соло всегда пела моя сестра, но мне очень нравилось. Я быстро выучивала текст. Хор на самом деле был очень хорошим, с интересным репертуаром. Кроме народных песен, мы пели и классику. В первый раз я услышала Stabat Mater Перголези именно в нашем хоре. Я пела несколько частей. Теперь уже я пою это произведение как солистка очень часто. Каждый раз, когда я исполняю это произведение, я вспоминаю свое детство, наш хор и то, как мы репетировали. 

 В какой момент вы узнали, что вам не только можно петь соло, но, что у вас настоящий оперный талант?   

— Я готовилась к тому, чтобы стать концертирующей пианисткой. Я очень много занималась, подолгу, у меня был очень строгий педагог, Лариса Ивановна Алиева, в первой музыкальной школе. Она, конечно, выжимала из меня соки, какие только можно было выжать из ребенка. Заставляла меня приезжать к ней домой и заниматься, закрывала меня в своей комнате, где у нее стояло пианино, и я должна  была играть гаммы по три часа. При этом нельзя было останавливаться. Если я останавливалась, она входила и начинала меня ругать, иногда даже била линейкой по пальцам.   

Когда я поступила в музыкальное училище на теоретическое отделение, это стало ужасным ударом для моего педагога. Я понимала, что на фортепиано меня не возьмут, потому что был совершенно бешеный конкурс. Мне об этом сразу сказали. Но были свободные места на теорию музыки. Мы посоветовались дома и решили, чтобы не терять год, а со временем возможно перевестись на фортепианное отделение, поступать.   

Я стала там учиться, и на одном из уроков по музыкальной литературе присутствовал наш директор, Светлана Прокофьевна Кецба. Она услышала, что я умею, оказывается, петь. Я села к роялю и начала разбирать. Помню, как сегодня, это была опера Глюка "Орфей и Эвридика". Я пела за Эвридику, за Орфея, за всех. Пела и играла. Светлана Прокофьевна сказала Жозефине Константиновне Бумбуриди, которая в то время заведовала отделением сольного пения, что на первом курсе есть девочка, у нее есть голос. Мне передали, что меня хотят послушать. Я пришла, попела. Жозефина Константиновна сказала, что будем ставить голос на дыхание и будем заниматься. А мне было всего лишь 14 лет. Для занятия сольным академическим пением это слишком маленький возраст, поэтому занятия у нас проходили в щадящем режиме. Она занималась со мной с любовью и с охотой. Видела, что мне это интересно. Как только у меня была свободная минутка, я ходила к ней. Другие ребята шли на "Амру" кофе пить, а я бежала к Жозефине Константиновне. Она никогда мне не отказывала. Так произошло, что вокал меня перетянул, и в Гнесинку я поступала уже на сольное академическое пение.

Выступление Алисы Гицба.
© Фото : с официального сайта Алисы Гицба
Выступление Алисы Гицба.
 

 Вас когда-либо интересовало эстрадное пение?

— Был такой момент, что мне было интересно и эстраду попеть. Как раз в тот момент, когда я начала заниматься академическим вокалом, я иногда выступала как эстрадная певица. Я пела песни Леонида Васильевича Чепелянского. Они полуэстрадные, полуакадемические, очень красивые, были интересные распевы. Но манера, конечно, не оперная. 

 Что увело вас от эстрадной музыки? 

— Жозефина Константиновна сказала мне: "Знаешь, деточка, это все замечательно. Вы с Леонидом Васильевичем хорошо занимаетесь, но ты должна для себя понять, что занимаешься либо эстрадой, либо оперой. И то, и другое в одном флаконе, и ты просто потеряешь голос". Тогда я сделала выбор в пользу оперы. 

 Вам приходилось выступать на многих сценах, каково петь на родной сцене, в Абхазии? 

— Любой выход на сцену — это всегда полжизни, потому что хочется предстать в самом лучшем виде, хочется показать все, на что ты способен. И просто хочется расположить публику к себе, отдать частичку своей души, это потребность. Это происходит всегда, где бы я ни выступала. А когда я приезжаю домой, это чувство усиливается во сто крат, потому что здесь не просто родные стены, здесь все, с которыми я росла, которые наблюдают за моим ростом, за карьерными свершениями, гордятся, критикуют, любят и в тоже время видят какие-то недостатки. Люди, которые смотрят на меня прицельно, рассматривая сквозь лупу. Это как раз наносит определенный отпечаток ответственности и требует еще большей концентрированности.

 Но после концерта дома, наверное, намного уютнее? 

— Дома после концерта ты окунаешься в атмосферу своего детства, любви, дружбы, домашнего уюта. Когда все сестры на твоем концерте, мама, папа, все родные. Когда люди остаются довольны, задаривают букетами. Ты не видел их уже несколько лет, и вдруг подходят к тебе, и ты вспоминаешь, как ты с ними раньше взаимодействовал, какие у вас были совместные переживания. Одноклассники, однокурсники по училищу, которых не видел давно, вдруг появляются в твоей жизни снова.

Концерт Алисы Гицба в Муроме.
© Фото : страница Алисы Гицба в Facebook
Концерт Алисы Гицба в Муроме.

 Насколько, на ваш взгляд, классическая музыка популярна в Абхазии?

— Конечно, популярность классической музыки за последнее время сильно упала. Это заметно. Мы дружим с Эсмой Джения, которая является художественным руководителем филармонии. Она тоже жалуется на то, что мы потеряли публику. На концерты таких звезд, как например, Виктор Абрамян, который недавно приезжал, должно было быть столпотворение. Пришли, конечно, люди, но хотелось бы, чтобы было больше зрителей. Это все колоссальная работа. Должна быть серьезная пропаганда. Надо начинать с музыкальных школ. "Реквием" Верди я услышала первый раз в нашей сухумской филармонии, когда мне было восемь лет. Он произвел на меня такое сногсшибательное впечатление, что мне хотелось вжаться в кресло от страха. Я на всю жизнь его запомнила. Вот эти детские впечатления очень важны. Они влияют потом на духовный, культурный уровень ребенка. Чем больше он видит и слышит, тем лучше он развивается и более гармоничной личностью становится.  

Не обязательно всем детям, которые ходят в музыкальную школу, становиться музыкантами. Но это необходимо просто для развития, потому что музыкальная культура действует на подсознательном уровне. Человек, который занимается музыкой, смотрит шире на мир, у него другие взгляды на мир, более гуманистические. Надо начинать с музыкальных школ, проводить просветительские концерты. Сейчас, кстати, в Московской филармонии появился абонемент на просветительские концерты Владимира Юровского. Замечательный дирижер, который живет в Лондоне. На его концертах всегда аншлаги, потому что он напрямую взаимодействует с публикой, рассказывает сам и исполняет никому неизвестные, забытые шедевры.

Архивное фото.
© Фото : Victor Kuznetsov
Архивное фото.

 Как вы думаете, такая инициатива прижилась бы у нас?

— Я думаю, что-то вроде этого должно быть и в Абхазии. Не обязательно исполнять никому не известные шедевры, но просто музыкальные произведения, которые проходят в музыкальной школе, музыкальном училище. Их нужно исполнять как можно чаще. Почему бы и в кафе не включить классическую музыку, почему мы все время слушаем эстраду? Классическая музыка такая красивая, особенно Моцарт, Бах. Почему иногда не сделать такую подборку. Прозвучала, допустим, "джага-джага", а потом 40-ая симфония Моцарта. Я уверена, что в это кафе будет больше людей ходить.

 Бывали такие случаи, когда на сцене во время выступления происходило что-то непредвиденное?

— Да, бывало, довольно много. Приходится собирать всю волю в кулак, не дать себе рассыпаться, собраться и делать то, что возможно. Бывают минуты, когда от тебя ничего не зависит. Я уже вышла на сцену, у меня мизансцена. Должен выйти партнер, а он не выходит. Что в этой ситуации можно сделать? Стоять и молиться Богу, чтобы он поскорее вышел. Это очень расхолаживает, и публика тут же начинает понимать, что происходит что-то не то. Но когда выходит партнер, главное, дальше не снизить тот темп, который был до его появления.

— Как партнер после объяснялся с вами?

— Он просто не услышал трансляции. Распевался слишком громко в своем классе и не услышал, когда его звали на сцену. Он так сильно готовился, что пропустил свой выход на сцену.

 У вас есть партия, которая вам особенно дорога?

— Сложно сказать. Например, у меня десять детей. Есть ли среди них любимый? Каждого любишь по-своему. То же самое — мои роли, я даже не могу сказать партии. Как говорит Дмитрий Александрович Бертман (художественный руководитель театра "Геликон-Опера"), партия – это просто ноты на нотном стане. Все остальное — это уже роль, когда ты вживаешься в нее, работаешь над ней. Придумываешь себе образ, влюбляешься в этого персонажа. Пытаешься, даже если это коварная леди Макбет, ты находишь ей какое-то оправдание, любишь ее по-своему. И, например, если спросить меня, Аиду я больше люблю или Макбет, я не могу сказать. Аида  жертвенная, прекрасная героиня, которая идет на смерть ради любимого, а леди Макбет подстрекает любимого на убийство и предательство ради того, чтобы стать царицей, почувствовать власть. Но потом она раскаивается, к ней приходит катарсис. В сцене сомнамбулизма она переживает заново всю свою жизнь. Какой из этих образов я больше люблю? Я не знаю. Они обе мне интересны.

Алиса Гицба. Архивное фото.
© Фото : сайт Алисы Гицба
Алиса Гицба. Архивное фото.

 Какие новые роли вам хотелось бы сыграть?                                                          

— Есть роли, о которых я мечтаю. Это Норма в опере Винченцо Беллини "Норма". Может, когда-нибудь удастся ее спеть. Хотелось бы, конечно. Пока я еще полна творческих сил. 

 Как происходит вживание в роль? Вам удается подружиться с любым персонажем?

— В этом плане я, возможно, не очень хорошая артистка, потому что я не понимаю некоторые персонажи. А если я не нахожу им никакого оправдания, то стараюсь сделать так, чтобы мне их не петь. Ты идешь с определенной миссией на сцену. Ты должен показать зрителям всю глубину образа. И для того чтобы быть убедительным, чтобы зритель пошел за тобой, ты должен сам быть в этом убежден. Если образ идет вразрез с твоим характером и твоими представлениями о жизни, ты не сможешь быть убедительным на сцене. Ты будешь чувствовать себя не в своей тарелке, и это будет мучением и для тебя, и для зрителя. Зачем такие жертвы?

 Какие еще направления в музыке, помимо классической, вам нравятся? 

— Я довольно часто занимаюсь авангардной музыкой. Это экспериментальная музыка, которая написана в академическом ключе. Но это новый музыкальный язык, современный. Меня часто приглашают исполнять такую современную музыку, зная мой интерес. Она довольно сложна, и для того чтобы ее исполнять, нужно обладать музыкальным багажом. Эта музыка меня привлекает, я считаю, что ее тоже нужно пропагандировать, выносить в массы, потому что нельзя жить в отрыве от сегодняшних дней. Человек, который находится в социуме, должен идти в ногу со временем, а иногда даже немного опережать его. Так как я исполнитель, и моя миссия — просвещать, я с удовольствием выхожу на сцену и с таким необычным репертуаром. 

 Расскажите о своем сотрудничестве с авторами авангардной музыки. 

— Из современных композиторов, которых я исполняю часто, это Алексей Рыбников. У меня было такое счастье в жизни, когда он пригласил меня исполнить его симфонию № 5 "Воскрешение умерших". В этой симфонии была вокальная партия, сопрановая. Он написал ее, так выяснилось, как будто бы для меня. Я стала ее исполнять и поняла, что эта музыка абсолютно моя. Он писал это словно на мой голос. С тех пор мы с ним подружились. Эту симфонию я исполняла несколько раз.  

Очень интересный композитор,  с которым я сотрудничаю, одухотворенный, светлый человек, Ираида Юсупова. Она пишет именно под мой голос. Она знает меня, возможности моего голоса. Недавно состоялся интересный перформанс с участием нашей прославленной художницы Дианы Воуба. Она написала картины немного в сюрреалистическом стиле. Картины транслировались на экране, и звучала живая музыка Ираиды Юсуповой, которую исполняла я. Кантата на слова Эвелины Шац. Звучали еще домра и гусли. Это все происходило в Центре современного искусства в Москве. Такой эксперимент. Много людей его посмотрело, остались хорошие отзывы. Есть еще композитор Алексей Сюмак, который пишет оперу для меня, Александр Вустин.

 Для людей, которые профессионально не занимаются музыкой, отдых связан с прослушиванием любимых музыкальных композиций. А вам помогает ли музыка отдыхать?

— Я так устаю от звуков, что мне иногда просто хочется тишины. А тишина в наше время такая редкость, оказывается. В последнее время я стала часто наблюдать, что практически невозможно где-то уединиться и посидеть в тишине. Постоянно какие-то звуки. То с пляжа несется какая-то песенка, то машины сигналят, то еще что-то. Чтобы побыть в тишине, нужно куда-нибудь в горы уходить. Музыка сопровождает меня постоянно, и бывают такие моменты, когда хочется от нее абстрагироваться, отдохнуть, чтобы голова просто проветрилась.

Выступление народной артистки Абхазии Алисы Гицба в Муроме

 На ваш взгляд, природная красота Абхазии — лазурное небо, зелень, море, горы — это все как-то впитывается и звучит в голосах наших оперных певцов? 

— У певцов из Абхазии особенный тембр голосов. Они очень отличаются от других голосов. В них очень много бархата. Богатый тембральный, тоновый набор. Я думаю, что это, конечно, влияет. И климат, и красота природы. Она просто вдохновляет на то, чтобы заниматься творчеством. Невозможно жить в этом краю и не заниматься творчеством.  

 Вы выросли в семье прославленного абхазского актера Шалвы Гицба. Наверное, с самого детства вы часто бывали в драмтеатре, где мы сейчас находимся? Как проходило ваше знакомство со сценой и закулисьем? 

— Я не думаю, что папа это делал специально, чтобы приобщить меня к театру. Это была просто вынужденная мера, потому что я ходила в десятую школу, и, когда рано заканчивались уроки, а меня не с кем было оставить дома, папа срывался с репетиции, забирал из школы и приводил сюда. Я дожидалась окончания репетиции, чтобы вместе с ним пойти домой. Но он не заметил того, что я пристрастилась к театру. Мне было очень интересно сидеть на репетициях. Особенно, когда они только начинали прорабатывать пьесу, садились за стол и начинали читать. Это было ужасно интересно. Видеть, как люди, которых я давно знаю, преображаются, как меняется тембр, речь, взгляд становится другой. Когда мне становилось скучно, я начинала бегать по театру, заглядывать во всякие закоулки, в гримерную. Я очень любила костюмерный цех, знала, какой костюм из какой пьесы, кто его одевает.

Мне хотелось выйти на подмостки, постоять рядом со всеми актерами, что-то сделать, хотя бы вынести и сказать: "Кушать подано". Я даже папе сказала о том, что хотела бы стать актрисой. Он сказал: "Ни за что, никогда. Это очень тяжелая профессия. Ты пока не понимаешь. Лучше занимайся музыкой". Я занималась музыкой, но она меня привела в театр. 

 И вы не раз выступали в том числе и на этой сцене.

— Мы выступали здесь очень часто. Здесь всегда проводились все правительственные концерты. Я пела здесь в составе хора. Были и сводные хоры разных школ, я помню, когда мы были одеты в плащи, береты в цветах флага нашей республики. Мы любили наш театр, для нас это было честью здесь выступать.  Потом, когда я стала взрослее, стала уже певицей, солисткой театра, я тоже здесь выступала.

 Премьера "Кофейной кантаты" Баха в Абхазии произвела большое впечатление на публику. Это пример необычного исполнения классического оперного музыкального искусства. С вашей помощью абхазский зритель узнал творчество Баха с другой стороны.

— Это шутка гения. Мы все знаем Баха как серьезного композитора, творца полифонических  построений, как хорошо темперированный клавир, хоральные прелюдии, оратории, кантаты. И вдруг вот такая  шутка. Я думаю, это тем самым и было интересно, что такой серьезный композитор вдруг написал шутливую кантату. И речь идет о кофе, который мы все знаем и любим и знаем, как его пить, как правильно переворачивать чашку, чтобы погадать. В Москве кофе почти не пью, а приезжаю сюда, начинаю здесь пить, потому что он разлит в воздухе. Аромат кофе чувствуется везде, по набережной  пройдешь, отовсюду кофе. У меня уже давно зрела эта задумка про "Кофейную кантату". 

У себя в театре мы исполняем ее уже 18 лет. Сколько чашек кофе я за это время сварила, страшно подумать. Она не исполнялась в Абхазии, и я подумала, почему бы ее не привезти, если поступило предложение. Это была идея Миши Алхазова. Для наших зрителей, показалось мне, это будет так интересно. Кофе пьют все, а вот под музыку Баха, с живым исполнением, это необычно. Да еще если  получится, чтобы мы сами варили. В нашем театре мы варим его по-настоящему. Действие происходит в кафе, там есть столик, свечи. У каждого своя функция, кто-то разливает, кто-то варит, кто-то разносит. Три солиста и каждый занят своим делом. В конце мы просто встаем и поем, уже как оперные певцы со своими взаимоотношениями.

© Sputnik Томас Тхайцук, Астанда Ардзинба
Артисты театра "Геликон – опера" пели и угощали зрителей кофе

 Расскажите о концерте, который состоится 25 июля в Пицундском храме.  

— Это дивертисмент-приношение Пицундскому храму. В этом году исполняется 40 лет Пицундскому органу. Мне позвонила Марина Шамба с предложением выступить, так как у нее в этом году все лето выступают наши солисты и приезжают еще органисты из других городов. Она хотела таким образом отпраздновать юбилей органа и предложила мне поучаствовать в импровизированном фестивале. Я подумала, что как раз в этом время здесь будут находиться мои коллеги из театра "Геликон-опера", с которыми мы как раз поем "Кофейную кантату", и постаралась подстроить  так, чтобы они, еще находясь здесь, смогли вместе со мной выступить. Чем слушать меня одну весь концерт, будет гораздо интереснее  слушать еще и другие голоса – тенор, баритон.  

Мы подобрали интересную программу, которая будет состоять из произведений Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта и многого другого. В концерте будет принимать участие ансамбль "Каприччио" под руководством Михаила Алхазова. Присоединится еще наша звезда, молодой, перспективный и ставший уже известным органист Лука Гаделия.

© Sputnik Томас Тхайцук, Наала Авидзба
Алиса Гицба: есть роли, о которых я мечтаю

 Что произойдет в вашей  творческой жизни в ближайшее время?

— Грядет открытие нашего театра "Геликон-опера". 31 октября состоится грандиозный концерт с участием мировых звезд и солистов театра. Наконец открывается новое помещение театра, в котором я работаю уже 22 года. 8 лет наш театр строился, были разные проблемы, никак не могли достроить его до конца. Мы гнездились в конференц-зале на Новом Арбате, даже умудрялись ставить новые спектакли. К нам приходили новые люди, труппа расширялась. Казалось бы, что театра уже не должно было существовать. Вопреки всему он развивался и, наконец, 31 октября откроется наш театр, лучший театр Москвы, а может и мира в плане акустики. Специально для нашего театра разработали полусферы синего цвета, которые будут висеть на потолке. Они называются геликоны, такое ноу-хау. И те солисты, которые уже имели честь попробовать там голоса, говорили, что лучшего театра в акустическом плане не существует.  Мы все с трепетом этого ждем. 

681
Теги:
опера, Алиса Гицба, Азия, Весь мир, Абхазия

Без лишних вопросов: кто продает оружие бывшего СССР воюющей стране

5
Греческие военные досмотрели в Средиземном море российское судно "Адлер". Их интересовало, нет ли на борту оружия для Ливии.

СУХУМ, 15 янв - Sputnik. Между тем в поставках вооружений в Ливию замечены государства Европы и бывшего СССР. Кто возит на ливийскую войну ракеты, дроны и системы залпового огня — читайте в материале Галии Ибрагимовой для РИА Новости.

"Дружественный досмотр"

"С вертолета на палубу высадились четверо представителей Военно-морских сил Греции. Визуально все осмотрели, спросили капитана, нет ли на борту оружия. Не нашли запрещенных грузов и покинули корабль", — рассказали в "НБ Шиппинг Компани", которой принадлежит российское судно.

Проверку проводили в Средиземном море в районе, подконтрольном Североатлантическому альянсу. Греческие военные объяснили, что выполняют натовскую спецоперацию по пресечению незаконных поставок вооружений в Ливию. "Вели себя корректно, соблюдали международное право. После мы продолжили движение", — добавил владелец "Адлера".

Внезапный досмотр россиян, задействованные во время инцидента греческий вертолет и корабль F-459 Adrias привлекли внимание журналистов и военных. Российская сторона заявила, что никто заранее не предупреждал моряков о проверках в Средиземноморье. Объясняться пришлось Евросоюзу.

"Этот эпизод — часть нашего сотрудничества, цель — пресечь контрабанду оружия в Триполи", — ответил Брюссель через Twitter.
Подробностей спецоперации не последовало. Также в ЕС не сообщили, сколько нелегальных поставщиков уже задержали.

По маршрутам нелегалов

Евросоюз и НАТО давно говорят о контрабанде оружия в воюющую Ливию. Но поставки идут, и конфликтующие стороны получают современные противотанковые управляемые ракеты, дроны и системы залпового огня.

Продавцы оружия, как ни парадоксально, — страны, которые ведут борьбу с нелегалами в Триполи. Среди них Франция, Германия, Саудовская Аравия, Турция, Египет, даже Украина. Причем все они выступают за политическое решение ливийского конфликта.

Противоборствующие стороны много лет призывают внешние силы прекратить поставки вооружений. Глава Ливийской национальной армии (ЛНА) маршал Халифа Хафтар, контролирующий восток страны, напрямую обращался к европейцам и требовал не помогать Правительству национального согласия (ПНС).

"За контрабандой стоит Евросоюз. Там досконально знают все пути доставки оружия и переброски наемников", — заявлял маршал.

Главным контрабандистом Хафтар считает Анкару, выступающую на стороне ПНС. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не раз подчеркивал, что ПНС — международно признанное правительство, а потому его поддержка законна.

Контрабанда из Европы

Триполи, в свою очередь, обвиняет Хафтара в том, что собственную армию он вооружает за счет Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Франции и России. Нападки ПНС небезосновательны. Так, например, летом 2019-го на базе в городе Гарьян обнаружили противотанковые управляемые ракеты французского производства. Елисейский дворец заявил, что не знает, как они там оказались. Но Эрдоган напомнил: Париж поддерживает Хафтара.

Италии ставили на вид создание военного госпиталя возле Мисураты, где лечатся военные ПНС. Больницу круглосуточно охраняют итальянские солдаты, подотчетные Триполи. Рим назвал это гуманитарной миссией, согласованной с бывшим главой западного правительства Фаезом Сараджем.

Германию тоже критиковали за продажу оружия странам, вовлеченным в войну в Ливии. В 2020-м немецкие власти одобрили экспорт на 4,3 миллиона евро, основные поставки предназначались Египту, Катару, Турции и ОАЭ.

Каждый раз, когда стороны ливийского конфликта упрекают в получении контрабандного оружия, они оправдываются: "Это для борьбы с терроризмом".

"Не задают лишних вопросов"

В нелегальном экспорте оружия в Ливию замешаны и постсоветские страны. Схемы поставок всплыли два года назад, в ходе боев за аэропорт Аль-Джуфра. Под авиаудары попали два транспортных самолета Ил-76ТД. Выяснилось, что воздушные суда принадлежат украинской авиакомпании Europe Air, но зарегистрированы на имя выходца из Индии Джайдипа Мирчандани и зафрахтованы ОАЭ.

По данным украинского издания strana.ua, оба самолета доставляли контрабандное оружие для мятежного генерала Хафтара. Комментаторы отмечали: Киев традиционно рассматривает большинство государств Ближнего Востока и Африки как рынок сбыта продукции военно-технического назначения, включая и авиационную.

Молдавия — еще одна страна, заподозренная в нелегальном экспорте оружия в Ливию. Весной 2019-го из турецкого порта Самсун вышел транспорт с военной техникой. Зарегистрированное в Молдавии и шедшее под ее флагом судно находилось в управлении одной из верфей Турции. Груз предназначался для ПНС. Кишинев заявил, что к серым схемам непричастен.

Эксперт Российского совета по международным делам Григорий Лукьянов основными поставщиками нелегального оружия в Ливию называет государства Восточной Европы, включая Украину и Белоруссию.

"Идет оружие и из Сербии, Хорватии и других стран бывшей Югославии, где после войны этого добра хватает. Причем не на правительственном уровне. Это частные компании, которые просто заинтересованы в прибыли", — рассказывает Лукьянов.

Профессор Академии военных наук и эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин полагает, что Ближнему Востоку выгодно сотрудничать с Украиной, Молдавией и Белоруссией по серым схемам.

"В странах СНГ, в отличие от Запада, не задают лишних вопросов типа "а для кого оружие". Власти Украины наверняка знали о контрабанде, но закрывали на это глаза. За доставку вооружения хорошо и оперативно платят, при этом транспортные компании формально не несут никакой ответственности за груз", — говорит Козюлин.

Руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов согласен, что поставки оружия через страны СНГ или Восточной Европы в Ливию выгодны — потому что не надо вдаваться в детали.

"Ливия под санкциями, и такие сделки чреваты неприятностями. Все понимают, что ОАЭ, равно как Египет и Саудовская Аравия, обеспечивают вооружением Хафтара. Но этого никто не афиширует. Турция, наоборот, поддерживает ПНС и часто действует через страны СНГ", — объясняет Семенов.

По мнению экспертов, западные страны хоть и грешат нелегальными поставками, но такса у них значительно выше, чем у стран СНГ.

5

Протесты, санкции, реванш. Страхи и надежды на 2021-й

93
(обновлено 12:02 11.01.2021)
Начнется ли новая война на Кавказе, удержат ли власть Александр Лукашенко и Владимир Зеленский, кто придет на смену Ангеле Меркель, вернутся ли США в иранскую ядерную сделку — это определит многое в наступившем году.

СУХУМ, 11 янв - Sputnik.  Что сулит победа Джо Байдена российско-американским отношениям и почему смена администрации за океаном не улучшит отношения Америки и Китая, а также какие еще мировые события скоро повлияют на мировую политику, читайте в материале Галии Ибрагимовой для РИА новости.

Война отменяется

В центре внимания — ситуация на Южном Кавказе. После перехода под контроль Баку значительных территорий Нагорного Карабаха азербайджанские власти намерены строить там новые дороги, жилье и ЛЭП. Но зарубежные подрядчики, привлеченные к восстановительным работам, опасаются возобновления войны.

"Действительно, не исключены локальные стычки, подобные декабрьской в Гадруте. Учитывая гористую местность на линии разграничения, предотвратить вылазки не под силу и российским миротворцам. Но к новой войне это не приведет", — уверен российский кавказовед Нурлан Гасымов.

Если Никол Пашинян сохранит власть, то будет вовлекать Ереван в инфраструктурные проекты соседей, указывает он и добавляет: "Это подтолкнет развитие армянской экономики, которая из-за территориальных проблем долгое время была изолированной".

Политический обозреватель Айк Халатян признает остроту экономических проблем. Но не согласен, что люди в угоду экономике смирятся с потерей территорий. Отставка Пашинина, по его словам, — вопрос времени. А главным политическим событием в Армении в 2021 году станут внеочередные парламентские выборы.
"Дискуссия о возвращении Арцаха имеет общественный запрос. Политические силы, готовые сменить Пашиняна, продвигают идеи реванша. Это не значит, что Армения пойдет войной на Азербайджан. Но не смирится", — рассуждает Халатян.

Специалисты прогнозируют, что в 2021 году Турция еще больше укрепит позиции на Южном Кавказе. Однако Гасымов полагает, что амбиции Анкары этим регионом не ограничатся.

"После строительства через территорию Армении железной дороги в азербайджанский эксклав Нахичевань преимущества получит не только Баку, — говорит он. — У Турции появится прямая связь с Азербайджаном, а это — коридор в богатую энергоресурсами Центральную Азию".

Санкции — не приговор

В Белоруссии в 2021-м не утихнут протесты, но Александр Лукашенко устоит, уверен Денис Мельянцов, координатор программы "Внешняя политика Белоруссии" экспертной инициативы "Минский диалог".

"Революционный период миновал. Члены правительства и силовики при деле. Никто не перебежал на сторону протестующих. Но политическое будущее Лукашенко зависит от реформ. Он готов делиться властью, создавать новые партии, повышать значимость парламента. Однако это усилит политизацию общества", — рассуждает Мельянцов.

В новом году Запад продолжит давление на Лукашенко, но это не повлияет на ситуацию в стране. "Белоруссия четверть века живет под санкциями, но торговым отношениям с Европой это не мешает. США даже направили в страну посла", — напоминает эксперт.
Ничто, по его мнению, не угрожает и российско-белорусским отношениям. Обращение за поддержкой к Москве стабилизирует белорусскую внутриполитическую ситуацию. "В 2021 году трек на укрепление связей с Москвой по линии Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ продолжится", — заключает Мельянцов.

Министры от Тимошенко

Украина в 2021 году, как и большинство стран мира, будет преодолевать последствия пандемии. Локдаун ударит по бизнесу, но иного выхода нет, говорит украинский эксперт Константин Скоркин.

"Рейтинги Зеленского снизятся. Это связано с тем, что он осваивает традиционные формы украинской политики. Не очень удачно выступив на местных выборах, партия "Слуга народа" отыграла позиции за счет региональных коалиций, в том числе с непримиримыми оппонентами. В правительстве могут появиться министры, связанные с Юлией Тимошенко. "Батькивщина" активно поддерживает президентские инициативы", — рассказывает Скоркин.

Внешнюю политику Украины в новом году определит американский фактор — под этим политолог подразумевает отношение администрации Джо Байдена к президентству Зеленского.
"Команда Зе с трудом проскочила предвыборные баталии в США, где тема Украины была одной из ключевых. Если Байден продолжит конфронтацию с Россией, то Украина встроится в антироссийскую коалицию. Но вряд ли Киев сыграет важную роль в американских проектах", — прогнозирует эксперт.
Он не ожидает прорывов и по донбасскому урегулированию: минский процесс в тупике, и стороны не намерены пересматривать договоренности.

Байден и русские хакеры

Президентство Байдена не сулит потепления в российско-американских отношениях. Пролонгация договора СНВ-3 — единственный возможный позитив, считает Олег Шакиров, старший эксперт Центра перспективных управленческих решений.

"Договор истекает в феврале. Байден обещал продлить его еще на пять лет. Если это произойдет, то сохранится базовое доверие между Вашингтоном и Москвой. Но пока непонятно, на каких условиях пролонгируют документ", — замечает Шакиров.

Что касается договоров по открытому небу (ДОН) и ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), то США в них вряд ли вернутся. "Байден хоть и критиковал Трампа за выход из соглашений, но восстановить участие непросто, — продолжает эксперт. — Придется утверждать документы в конгрессе. Но в американском истеблишменте нет консенсуса на этот счет".

В центре внимания в 2021-м — очередной хакерский скандал, в котором якобы замешаны россияне. "Речь о взломе сайта Минфина США. Масштабы утечки информации огромны и, видимо, шум не уляжется весь первый год президентства Байдена. Если докажут причастность Москвы, это еще больше обострит российско-американские отношения", — полагает Шакиров.

Экспорт китайской модели

Смена администрации не улучшит и американо-китайские отношения, убежден консультант Московского центра Карнеги, китаист Темур Умаров.

"Противостояние этих двух стран станет главным сюжетом мировой политики не только в 2021-м, но и в последующие годы. Единственное отличие — Байден не будет принимать импульсивных решений, как это было при Трампе", — уверен эксперт.
Китайские власти тоже осознают, что экономическая война с США продолжится. "КНР давно стала частью мировой экономической системы и может на нее давить, — объясняет Умаров. — Пекин не пытается равняться на западную демократию. Более того, страна показывает свой путь развития и даже экспортирует его в Центральную Азию и Африку".

Европа без Меркель

Европа, в отличие от России и Китая, рассчитывает на улучшение отношений с США. Речь прежде всего о возвращении американцев в трансатлантическую систему ценностей, которой Трамп всячески пренебрегал.

"ЕС ожидает, что США подтвердят важность НАТО. Но отношения партнеров при Байдене не станут такими же крепкими, как при Обаме. Между Брюсселем и Вашингтоном есть разногласия по Ирану, Китаю, "Северному потоку — 2", - полагает Пал Дунай, специалист Европейского центра по изучению вопросов безопасности имени Джорджа Маршалла.

Президентство Трампа не прошло для Европы даром, подчеркивает политолог. "Если раньше позиция Брюсселя в отношении Пекина формировалась в Вашингтоне, то теперь это не так. Европейцы выстраивают собственный прагматичный диалог с партнерами. "В 2021 году в центре внимания ЕС — создание зоны свободной торговли с Китаем. Если соглашение подпишут, это докажет, что Брюссель готов идти наперекор США", — добавляет Дунай.

Главным событием в Европе будут парламентские выборы в Германии. "Семнадцать лет Ангелы Меркель на посту вот-вот станут историей. Смена элит приведет к ослаблению ФРГ в Евросоюзе. Преемник Меркель не сможет сразу взять роль лидера", — считает эксперт.

Уйти из региона

Обстановку на Ближнем Востоке в 2021-м определят события в Иране, Сирии и Саудовской Аравии, уверен Руслан Мамедов, координатор ближневосточных проектов РСМД. Год начнется с американо-иранского сближения — или, наоборот, дальнейшего обострения. На повестке возвращение стран к соблюдению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), ограничивающего развитие ядерной программы Тегерана.

"Не думаю, что Вашингтон и Тегеран быстро восстановят сделку. Исламская республика уже потребовала от американцев компенсировать убытки от санкций. США считают, что переговоры по СВПД уместны только после возвращения в него иранцев. Более того, Саудовская Аравия и Израиль требуют учитывать и их мнение", — указывает Мамедов.
Вытащить СВПД из тупика смогут Россия, Европа и Китай. Тем более что, по словам политолога, такой прецедент был: "В 2015-м Америка и Иран могли бы погрязнуть в ближневосточных трениях. Но Россия, Европа и Китай заставили их посмотреть на ситуацию глобально. В новом году этот опыт будет снова востребован".

 

Мамедов прогнозирует ухудшение отношений США и Саудовской Аравии. По его мнению, это связано с тем, что Байден требовательнее в вопросе прав человека. Не нравится новому лидеру и участие саудовцев в йеменском конфликте.

"Каким бы прогрессивным ни казался наследный принц Мухаммед ибн Салман, президент США захочет видимых реформ. К тому же Байден делает акцент на зеленую энергетику, а значит, будет меньше учитывать энергетические интересы Эр-Рияда. Напряженность в отношениях неизбежна", — отмечает Мамедов.
Несмотря на настрой американцев снизить влияние на Ближнем Востоке, в 2021 году в регионе произойдет много важных для США событий. И потому уйти легко не получится.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

93