Народная артистка Республики Абхазия Марина Шамба.

Музыкант и инструмент. Параллели

697
(обновлено 12:08 02.11.2015)
Почти полвека назад в Абхазии впервые прозвучал орган. В трудное время его смогла сохранить хрупкая женщина. О том, как исполнитель и инструмент смогли спасти друг друга, узнавала корреспондент Sputnik Наала Авидзба.

Наала Авидзба, Sputnik.  

1 ноября 2015 года Пицундскому органу исполняется 40 лет. Для Абхазии он не просто инструмент, изготовленный органостроительной фирмой с большим именем. Орган в Пицундском храме – один из наиболее узнаваемых символов страны.

То, что и сегодня можно услышать его ни на что не похожее звучание, которое в равной мере может быть мощным и едва слышным, во многом стало возможным благодаря первой абхазской органистке Марине Шамба. Судьба органа и ее собственная судьба тесно переплетены. В них есть и трагедия, и настоящая радость.

Не женское дело

Услышав впервые звуки органа, юная Марина Шамба, обучавшаяся тогда в Тбилисской консерватории по классу фортепиано, почувствовала себя так, словно провалилась в какой-то другой, совершенно удивительный мир. Его музыка покорила ее сразу. Однако она была твердо убеждена, что с этим инструментом может справиться только мужчина, что должна быть сила. И это вполне объяснимо, ведь многие считают профессию органиста сугубо мужским делом. 

Не раздражая себя, заранее решив, что ничего из этого не выйдет, Марина не только не подходила к инструменту, но даже не заходила в аудиторию, где он находился. Она лишь позволяла себе иногда постоять у стены и послушать его звучание, действовавшее на нее совершенно магически.

Оказавшись после окончания учебы в Москве, Марина все же решила попытать счастье. Она прошла стажировку в Московской консерватории у знаменитого педагога и органиста Леонида Исааковича Ройзмана, после чего профессор Ройзман рекомендовал ей поступать в аспирантуру. Так начинался ее путь в непростой профессии.

Как зазвучала "Абхазия"

Во время учебы в Москве Марина загорелась идеей переложить для органа народные трагические произведения: "Песнь ранения", "Песнь о скале" и колыбельную Лакрба "Шьишь нани".

Этой идеей она поделилась с друзьями, молодыми композиторами своего курса. Марина снабдила их материалами по истории Абхазии, пластинками с народной музыкой, и вскоре стало ясно, что молодые коллеги смогут справиться с такой задачей.

Елена Бутузова и Марина Невская переложили абхазские мотивы для органа. Оставалось получить разрешение у профессора Ройзмана. Убедить его оказалось не так легко.

— Мариночка, я очень понимаю, что вы любите свой народ. Но представьте себе, английская музыка, немецкая, французская, и вдруг народное творчество. Это как-то даже не соответствует. Вы играете Баха…, — говорил ей профессор.

— Леонид Исаакович, у нас многоголосие. Я не могу сказать, что это Бах, но немножко на уровне можно поставить, потому что многоголосные произведения очень, очень красивые. И они по своей трагичности, по своему складу, по своему характеру, действительно, созданы для этого инструмента, — отвечала Марина.

— Вы даже не думайте!

Собравшись с духом, стеснительная по своей натуре Марина, еще раз твердо попросила своего педагога послушать ее. И тогда он сказал:

— В шесть утра сможете прийти в Малый зал?

— Я приду.

Играть на этом прослушивании, рассказывает сегодня Марина Николаевна, было страшно. Она сыграла сначала "Шьишь нани", после" Песнь ранения "и "Песнь о скале" по нотам, написанным ее друзьями от руки. Профессор слушал и молчал. После он подошел к своей ученице, а по щекам у него текли слезы. Он крепко взял ее за плечи и сказал: "Мариночка, я был бы большим грешником, если бы я вам не разрешил".

Сегодня ни одно выступление Марины Шамба не обходится без исполнения этих произведений, которые она с любовью называет просто "Абхазия". На пюпитре инструмента до сих пор стоят те самые ноты, которые написаны от руки Еленой Бутузовой и Мариной Невской. Елена написала еще одно произведение, "Маленькую рапсодию". Она посвятила ее своей абхазской подруге. В ней собраны все три трагичных мотива народных песен, но в ней звучит и танцевальная тема. Это очень красивая, очень симпатичная вещь, рассказывает Марина Николаевна, но исполняет она ее редко. Не любит, когда на концертах объявляют, что это посвящение Марине Шамба.

Предсказание профессора

Среди выпускников Леонида Исааковича Ройзмана Марина Шамба была единственной девушкой. На выпуске Леонид Исаакович каждому из своих учеников говорил напутственные слова. Марине же он неожиданно сказал следующее: "Мне вас жалко. Вы молодая женщина, и вам придется когда-то отстаивать орган. Но я буду надеяться, что вы будете меняться и особенно орган будет будить в вас зверя".

— Почему он так сказал?— задается сегодня вопросом Марина Николаевна. – Все, что он говорил, все сбылось. Я поняла после войны, что я одна у органа и, что, если я не буду его защищать, никто другой не придет и не поможет. И я вспомнила Леонида Исааковича.

В каждой музыке Бах

Незадолго до начала грузино-абхазской войны Марина Шамба вместе с Абхазской государственной капеллой была приглашена в Германию. Концерты в городах Германии стали бесценным опытом для нее, так как каждый раз каждый орган необходимо было настраивать так, чтобы наилучшим образом передать краски и настроения своей программы.

Абхазская органистка даже играла на инструменте, за которым музицировал сам Иоганн Себастьян Бах.

"Это было волшебство какое-то. Играть на инструменте, за которым сидел знаменитейший композитор Бах. Человек, который до сих пор, словно живой. Органная музыка Баха – это основа всего. И тут я играю, какая-то "запятая", — скромно говорит Марина Николаевна.

В той поездке она исполняла на органе "Абхазию".  

"Мне хотелось везде ее показать. И она воспринималась везде очень душевно, очень хорошо", — говорит она.

На тот момент руководитель капеллы, музыкант и общественный деятель, а сегодня профессор Сеульского университета Нодар Чанба предупредил абхазских артистов об одной особенности немецкой публики. Немцы слушают весь концерт и аплодируют только в самом конце.

Однако Марине Шамба немецкая публика практически в каждом городе аплодировала после каждого ее выступления.

Война

 Грузино-абхазская война принесла горе почти в каждый дом в Абхазии. За 10 дней до окончания войны убили супруга Марины Шамба известного ученого, физика, кавалера ордена Леона Адгура Инал-ипа.

За две недели до годовщины его гибели Василий Царгуш попросил Марину отправиться с солистами Филармонии в Москву, где проходили дни культуры Абхазии в России. Она отказалась.

"Он прислал Кесоу Хагба, тогда министра культуры, и передал просьбу моим свекру и свекрови. И когда они сказали, что я должна поехать, мне стало стыдно… Они потеряли единственного сына и просят меня поехать. В первую очередь я выполнила просьбу его родителей. Как бы ни было тяжело, это наша трагедия, наша боль, и она должна остаться с нами. Это было первое выступление", — вспоминает Марина Николаевна.

Она рассказывает, как на концерте в Пицунде, который Хибла Герзмава организовала в послевоенное время и фактически посвятила его Марине, к ней подошел Владислав Ардзинба со словами: "Это не приказ, это не твердое решение. Ты должна идти. Прошу тебя, открой двери этого храма и органа".

Тогда она подумала, что все-таки должна сделать то, к чему шла.

"Родные толкнули меня на эту сцену, чтобы я продолжила. И я почувствовала, что орган меня спас от нашей трагедии, от нашей боли. Если бы не орган и не музыка, наверное, я бы не выжила.  Инструмент и музыка уводили в те сказки, которые не хотелось оставлять".

Спасенный

Первые послевоенные годы ей приходилось идти в храм пешком из Гагры. За органом она следила, как за ребенком. Марина Шамба спасла от гибели отсыревший, поврежденный крысами инструмент.

Придя в первый раз после войны в храм, она открыла двери органа и, к ее ужасу, оттуда выбежала большая крыса. Внутри все было съедено, повреждены меха и даже железные трубы.

Восстановить орган – непростая задача и затратное дело. В Абхазии и сегодня нет нужных специалистов. В тяжелое время не остались в стороне российские коллеги и друзья Марины Николаевны. В 1994 году был проведен маленький ремонт органа.

Этот инструмент большой, но очень хрупкий, объясняет Марина. И такой маленький ремонт ему нужен каждые 5-7 лет. В случае нашего органа его не было с 1975 по 1994 год.

В советское время на пицундские фестивали органной музыки съезжались органисты со всей большой страны.

"Все они уехали с войной. Война отняла столько времени. Все эти годы к нам никто не приезжал, но тем не менее, орган звучал. Было время, когда было 5-10 человек в храме. Но я была счастлива, когда двери были открыты. Приходили местные жители, люди из больницы, из школы, маленькие детишки. И сегодня, когда зал стал полон людьми, мне хочется, чтобы больше приходил мой народ. Когда я говорю мой народ, я имею ввиду все нации, проживающие в Абхазии. Мне хочется, чтобы они не относились к этому инструменту, как к морю. Море наше, оно здесь, близко. Мы в любую минуту можем искупаться".

Марина Шамба провела очень много благотворительных концертов. Ей хотелось обрадовать детей, школьников, которые не могли толком что-то увидеть и услышать в послевоенной республике.

"Хотелось дать им надежду на то, что жизнь не закончилась, что будет много радости и веселья. Приезжало много гостей. Хотелось показать им, что нас никто не убил до конца, что мы выжили и будем жить".

Боль за Абхазию двигала ею.

Постепенно Марина собрала вместе всех абхазских музыкантов, и в Пицундском храме зазвучал не только орган, но и голоса солистов филармонии, капеллы и других профессионалов.  

В 2011 году мастера немецкой органостроительной фирмы "А. Schuke" провели большой ремонт органа. Огромные фуры с техникой, едва ли не полный цех, находились в Абхазии. Группы мастеров попеременно сменяли друг друга.

После этого в стране возобновились фестивали именно органной музыки. Инструмент жив, он звучит.

Перед выступлением, признается Марина Шамба, она молится о том, чтобы зрители поняли ее и ее исполнение.

"Моего лица не видно. Кто-то ловит мимику, жесты, кто-то влюбляется в натуру человека, и как-то музыка передается. А тут спина человека. И моя самая главная заслуга – это поймать контакт с людьми через меня же. И чтобы я услышала, что они слушают музыку. А когда раздаются хлопки, то выше награды нет. Кто-то плачет, кто-то вспоминает что-то. Я рада тому, что можно увести людей за собой в иную сказку, в иной мир, куда, может, даже не каждому можно попасть".   

697
Теги:
органисты, пицундский орган, музыкальные инструменты, музыканты, 40-летие Пицундского органа, марина шамба, Пицунда, Абхазия
Темы:
40-летие Пицундского органа (18)

Очень длинный ковид: какие симптомы болезни сохраняются полгода

352
(обновлено 13:42 24.01.2021)
Более 75 процентов переболевших COVID-19 и полгода спустя продолжают страдать от его последствий, сообщают китайские исследователи.

СУХУМ, 23 янв - Sputnik. Медики называют это постковидным синдромом. В России его диагностируют у каждого пятого пациента. Альфия Еникеева для РИА Новости вместе с экспертами разбирается, что такое затяжной ковид и есть ли от него лечение.

Затянувшаяся поддержка

На главной странице закрытой русскоязычной группы "Нетипичный коронавирус" в Facebook указано, что она создана ради нескольких человек, болеющих нестандартной формой COVID-19 (легкой, но затяжной). "Просто ради обмена опытом и взаимной поддержки. Надеюсь, ненадолго", — написал в первом посте один из основателей. Группа появилась 15 апреля. Сегодня в ней больше 37 тысяч человек, в день публикуется до 80 сообщений.

В основном люди делятся историями болезни, описывают затянувшиеся симптомы и пытаются понять, как жить дальше. Чаще всего жалуются на одышку, покалывание в руках и ногах, бессонницу и беспричинную тревогу. Некоторые сталкиваются с конъюнктивитом, длительной, пусть и невысокой, температурой и даже выпадением волос.

И это по всему миру. Десятки тысяч объединяются в группы, чтобы обсуждать постковидный синдром. Среди переболевших в США, по предварительным данным, опубликованным летом, таких — 35 процентов. В Великобритании доходит до 80.

В Италии спустя два месяца после первых симптомов 87,4 процента пациентов продолжали жаловаться на те или иные недомогания. Почти половина говорила о резком ухудшении качества жизни.

Исследуй себя сам

В октябре американка Ханна Дэвис, перенесшая острую фазу COVID-19 в апреле, выступила на заседании Всемирной организации здравоохранения от имени всех пациентов с затяжным ковидом. Она рассказала о предварительных результатах исследования, организованного силами самих больных.

В течение полугода возглавляемая ею команда из 17 активистов опросила свыше трех с половиной тысяч человек из 56 стран, у которых симптомы заболевания сохранялись и шесть-семь месяцев спустя после острой фазы. По результатам опроса опубликовали статью — в базе медицинских препринтов. Выяснилось, что чаще всего пациенты с длительной коронавирусной инфекцией страдают от быстрой утомляемости (более 77 процентов) и когнитивной дисфункции (около 55 процентов). Среди участников исследования преобладали женщины (78,9 процента) старше сорока лет.

Однако пока нет ответа на главный вопрос: какова доля таких больных среди всех столкнувшихся с коронавирусом. Ведь Дэвис и единомышленники занимались лишь теми, у кого затянувшийся ковид.

В течение полугода возглавляемая ею команда из 17 активистов опросила свыше трех с половиной тысяч человек из 56 стран, у которых симптомы заболевания сохранялись и шесть-семь месяцев спустя после острой фазы. По результатам опроса опубликовали статью — в базе медицинских препринтов. Выяснилось, что чаще всего пациенты с длительной коронавирусной инфекцией страдают от быстрой утомляемости (более 77 процентов) и когнитивной дисфункции (около 55 процентов). Среди участников исследования преобладали женщины (78,9 процента) старше сорока лет.

Однако пока нет ответа на главный вопрос: какова доля таких больных среди всех столкнувшихся с коронавирусом. Ведь Дэвис и единомышленники занимались лишь теми, у кого затянувшийся ковид.

Вторая часть исследования стартовала в конце минувшего года. Специалисты опросили более трех с половиной тысяч россиян, которые перенесли COVID-19 около шести месяцев назад. Сведения собирали по телефону и онлайн, а также в ходе медицинских обследований.

"Нам предстоит проанализировать эти данные, но уже сейчас ясно, что у многих сохраняются усталость, одышка и другие явления, снижающие качество жизни", — говорит Даниил Мунблит, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья имени Н. Ф. Филатова Сеченовского университета и член рабочей группы по оценке последствий COVID-19 ISARIC.

По словам Сергея Авдеева, предварительные результаты во многом совпали с выводами китайцев. Прежде всего это касается частоты симптомов.

"У нас получается примерно такое же распределение. На первом месте — слабость, точнее утомляемость. В КНР 63 процента пациентов жалуются, что после болезни сильнее устают. У нас — 20 процентов. Но быстрая утомляемость, в принципе, распространенное последствие любого инфекционного заболевания. К сожалению, после ковида она остается надолго. Совпадение и по частоте жалоб на одышку. У китайцев — 20 процентов, у нас — 12 процентов. Это тоже понятное следствие ковида, так как болезнь в основном нацелена на легкие, и этот орган больше всего страдает", — рассказывает врач.

Что касается проблем со сном, россиян это беспокоит реже — всего четыре процента (у китайцев — 25). Кроме того, у нас меньше жалуются на тревогу или депрессию — семь процентов против 23.

"Среди симптомов упоминают и потерю волос — в Китае 22 процента. У нас куда более скромный показатель. Вообще, различия между нашей и китайской работами связаны с тем, что в их исследовании участвовало почти в два раза меньше пациентов, плюс это были более тяжелые случаи. Больше попавших в реанимацию. А сейчас уже понятно, что постковидный синдром связан с тем, как протекала болезнь", — подчеркивает Сергей Авдеев.

Хотя женщины легче переносят COVID-19, они медленнее восстанавливаются и их чаще мучают последствия, особенно одышка. О каких-то общих рекомендациях в этой ситуации говорить рано, добавляет пульмонолог. К каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Поэтому если вы заметили у себя какой-то симптом затяжного ковида, то стоит обратиться к врачу.

352
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19

В экономике надувается новый пузырь: как не потерять вложения

288
(обновлено 10:31 23.01.2021)
Американские инвесторы-миллионеры предрекают перегрев на фондовом рынке, хотя в будущее смотрят с оптимизмом.

СУХУМ, 23 янв - Sputnik. Аналитики советуют обратить внимание на нефтяные ценные бумаги и акции компаний реального сектора. Как заработать на бирже с минимальным риском, читайте в материале Ирины Бадмаевой для РИА Новости.

Перегрев на фондовом рынке: миф или реальность

Подразделение Morgan Stanley E-Trade Financial провел опрос. Шестнадцать процентов состоятельных вкладчиков, на чьих брокерских счетах больше миллиона долларов, сообщили о перегреве активов, растущих в цене без всяких на то причин. Почти половина респондентов видят признаки надувающегося пузыря, треть указали, что рынок к нему вплотную приблизился, и только девять процентов не заметили ничего тревожного.

"О том, что мировой или американский фондовый рынок — это растущий пузырь, говорят уже несколько лет. И тому есть основания, — отмечает Дмитрий Иванов, исполнительный директор инвестиционной компании Klopenko Group. — Капитализация большинства крупнейших компаний формируется за счет не только реального объема производимой продукции или услуг, но и притока средств инвесторов. Проще говоря, большинство компаний лишь частично обеспечены товарами. Остальная их стоимость — деньги инвесторов. Реальная экономика во всем мире сжимается, что особенно стало очевидно во время пандемии. А фондовый рынок прирастает — исключительно надеждами на быстрое восстановление".

Как подчеркивают в E-Trade Financial, несмотря ни на что, 64 процента опрошенных настроены оптимистично. Так сказывается на них старт масштабной вакцинации от коронавируса и новый пакет экономической помощи от президента США Джо Байдена.

"По одним метрикам, Уолл-стрит сейчас находится в том же состоянии, как перед Великой депрессией или перед крахом доткомов, когда обанкротилось множество интернет-стартапов. По другим — ситуация и того хуже. Но это не означает неминуемый разворот уже завтра или через неделю. Нужны триггеры, например инфляция, превышающая целевые показатели Федеральной резервной системы. И все это на фоне активного восстановления экономики", — рассуждает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований "Высшей школы управления финансами".

Догнать и перегнать Америку

Российский фондовый рынок не настолько раздут, как западные площадки, о пузыре говорить не приходится. Баланс реальных активов и денег инвесторов ближе к действительности, чем в других странах. Однако нужно учитывать, что отечественный рынок акций — часть глобальной финансовой системы и негативная динамика США не обойдет его стороной.

Благодаря притоку средств физических лиц из банков это влияние будет не столь болезненным. Частные инвесторы в России по-новому открыли для себя биржу в прошлом году — из-за рекордно низких процентов по банковским вкладам. Доходность по депозитам резко упала еще в апреле, когда ЦБ опустил ключевую ставку до пяти с половиной. В июне — четыре с половиной, в июле — еще минус двадцать пять сотых. Естественно, кредитные организации это учли в процентах по вкладам.

В результате в октябре на Московской бирже брокерские счета открыли 736 тысяч физических лиц, в сентябре — больше 610 тысяч. Всего зарегистрировались порядка семи с половиной миллионов частных инвесторов. Из них 1,2 миллиона активно пытаются заработать на ценных бумагах. Средний объем операций с акциями достигал 78,2 миллиарда рублей в день, и 43 процента оборота обеспечили физические лица.

Более того, как ранее говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, регулятор ожидает дальнейшее увеличение числа частных инвесторов. По ее словам, потенциал российского фондового рынка не исчерпан.

Активнее вкладывать средства в ценные бумаги подтолкнет налог на проценты по депозитам свыше одного миллиона рублей, уточняет глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков. Соответствующий закон вступил в силу с 1 января. В итоге в ближайшие три года количество частных инвесторов на фондовом рынке удвоится, полагает депутат.

Однако нельзя забывать о набившем оскомину риске санкций. Здесь нужно ждать первых шагов Джо Байдена, чтобы понять, какую политику он выберет в отношении России. Поэтому менее рисковым инвесторам в текущей ситуации лучше предпочесть консервативную стратегию — вкладываться в бумаги средней доходности компаний реального сектора. Это не принесет сверхприбылей, но гарантирует сохранение средств, объясняет Дмитрий Иванов.

Стоит обратить внимание на нефтяные бумаги. Черное золото дорожает. И хотя до максимумов далеко, котировки превышают 50 долларов за баррель. Как прогнозируют аналитики, эта тенденция сохранится. "Политика ОПЕК+ при отсутствии шоков поспособствует нормализации мировых запасов и стабилизации цен на более высоких уровнях по сравнению с летом-осенью прошлого года", — считает Михаил Коган.

В целом приток денег на биржу обеспечит устойчивый экономический рост. Фондовый рынок и сбережения физических лиц необходимы для развития бизнеса, поскольку в нынешних условиях больше привлечь средства неоткуда.

288

"Заговор классиков": Николай I - Бог и дьявол золотого века литературы

0
(обновлено 13:56 24.01.2021)
Он признавал талант Гоголя, но ненавидел Лермонтова. Пушкина вызволил из ссылки, но повесил Рылеева. Объявил Чаадаева сумасшедшим, но любил недалекого драматурга Кукольника.
"Заговор классиков". Николай I - Бог и дьявол золотого века литературы

О его роли в русской культуре никогда не договорятся. Он отправил на эшафот Достоевского, но заменил казнь на сибирскую каторгу. Лев Толстой отзывался о нем беспощадно.
В проекте "Заговор классиков" мы говорим об уникальном явлении культуры – русском литературном ренессансе. По своему значению он не уступает итальянскому возрождению. Наши классики, от середины 18 века до наших дней, создали систему всемирно значимых ценностей, открыли Россию миру. "Мила нам добра весть о нашей стороне, - писал Державин - Отечества и дым нам сладок и приятен". Наконец, наши писатели помогли, как говорил Достоевский, "найти в человеке человека". Давайте определим их поиски и открытия.
Виктор Ерофеев – современный классик мировой литературы, хочет повторить подвиг Менделеева – создать периодическую таблицу, но не химических элементов, а русских писателей и поэтов.
Слушайте подкасты РИА Новости.

0
Темы:
Подкасты РИА