Виталий Бельский, Научный руководитель  Центра борьбы с терроризмом Института ЕврАзЭС

Безопасность общая проблема Абхазии и России

508
(обновлено 19:31 04.11.2015)
Виталий Бельский, научный руководитель Центра борьбы с терроризмом Института ЕврАзЭС, о некоторых важных направлениях обмена опытом, а также осуществлении совместных оперативно-розыскных мероприятий абхазских и российских правоохранительных органов.

СУХУМ, 4 ноя —Sputnik. Совместный с Россией Информационно-коммуникационный центр МВД должен стать серьезным подспорьем в работе правоохранительных органов Абхазии, заявил генпрокурор республики Алексей Ломия на расширенном заседании коллегии органов прокуратуры Абхазии, которое состоялось в Сухуме на минувшей неделе.

По мнению руководителя Генеральной прокуратуры Республики Абхазия, "многие годы изменить криминогенную ситуацию в стране не удается, показатели работы правоохранительных органов остаются на прежнем уровне, когда раскрывается только треть зарегистрированных преступлений".

Алексей Ломия привел статистические данные. Так, за девять месяцев 2015 года зарегистрировано 1044 преступления, из них 667 – хищение чужого имущество, кражи – 564, грабежи – 68, разбои — 34, и если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом прошлого года, то преступлений  было зарегистрировано на 370 больше.

Больше стало также тяжких и особо тяжких преступлений: за 9 месяцев текущего года уже зарегистрировано 575 таковых (среди них — 9 убийств), что на 217 больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.  

Рост количества зарегистрированных преступлений, по словам генпрокурора Абхазии, объясняется усилением прокурорского надзора за регистрационным учетом органов внутренних дел и привлечением к уголовной ответственности работников милиции за укрытие учета преступлений, а также увеличением числа туристов в стране.

В то же время Алексей Ломия обратил внимание руководства МВД и  прокуроров и на другие недостатки в работе органов прокуратуры. "Мы все на протяжении многих лет работаем хаотично, наши совместные действия неконкретны, непоследовательны. Имеет место быть разобщенность оперативных служб и отсутствие взаимодействия со следственными органами", — отметил генеральный прокурор.

Причины, препятствующие раскрытию преступлений, по словам Ломия, связаны, в первую очередь, с недостатками в организации работы оперативных подразделений. В частности, генпрокурор отметил, что между ведомствами происходит недостаточный обмен информацией. 

"Каждый сотрудник милиции должен нести ответственность за порученный ему участок работы и нести персональную ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей, — считает Алексей Ломия. — Именно в таком случае можно будет переломить сложившуюся ситуацию". 

Генпрокурор также подчеркнул, что при расследовании и раскрытии преступлений неоценим вклад криминалистических учетов при формировании доказательной базы.   По его мнению, "одна из причин низкой раскрываемости преступлений заключается в отсутствии современных требований центра криминалистических учетов". 

Алексей Ломия выразил уверенность в том, что наладить такой учет поможет создание совместно с Россией специального и оснащенного современным оборудованием Информационно-координационного центра МВД, и его эффективная работа займет особое место среди информационных ресурсов правоохранительных органов. "А при расследовании неочевидных преступлений ИКЦ является наиболее эффективным инструментом", — подчеркнул генеральный прокурор.

Ранее в СМИ республики сообщалось, что совместный Информационно-координационный центр органов внутренних дел Абхазии и России будет расположен в городе Сухум, а его основными задачами станут, во-первых, организация обмена оперативно значимой информацией с правоохранительными органами двух стран, во-вторых, формирование и ведение специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы сторон и, в-третьих, содействие в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора. 

Впрочем, круг задач ИКЦ МВД не ограничивается названными выше основными задачами, которые, как я полагаю, должны быть зафиксированы в специальном Соглашении между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, подписание которого ожидается до конца года. Не менее важны неформальные контакты абхазских и российских правоохранителей и, прежде всего, оперативников и сотрудников органов прокуратуры с целью обмена опытом.

Не секрет, что российская система учета преступлений и анализа криминогенной обстановки, а также проведения эффективных оперативно-розыскных мероприятий начала создаваться еще в 90-е годы прошлого века и к настоящему времени достигла серьезных результатов. Так что абхазским правоохранителям есть чему поучиться у российских коллег, а российским правоохранителям есть чем помочь своим коллегам из Абхазии.

Так, согласно статистическим данным, приведенным в докладе генерального прокурора Абхазии на заседании коллегии органов прокуратуры республики, большую часть преступлений в Абхазии составляют преступления против имущества граждан: грабежи, квартирные кражи. И подобные преступления, как правило, требуют подготовки и исполнения в составе группы лиц. То есть речь идет о наличии в республики так называемых ОПГ — организованной преступности, с которой в той же России борются довольно успешно. 

В небольшой по размерам Абхазии ОПГ могут быть вычислены и ликвидированы в кратчайший срок в случае, если резко возрастет уровень доказательной базы. Ведь не секрет, что многие "домушники" и любители промышлять грабежом и мошенничеством среди приезжих в республику туристов известны, вот только для возбуждения уголовных дел правоохранительным органам не хватает доказательной базы.

Полагаю, что с созданием современного ИКЦ, оборудованного по последнему слову техники, такая база появится. Думаю, что с созданием в республике ИПЦ появятся не только новые рабочие места с достойными зарплатами, но и возрастет спрос на специалистов высокой квалификации, что, в свою очередь, подтолкнет к развитию и освоению современных методов работы всю правоохранительную систему страны. 

Еще одним важным направлением обмена опытом, а также осуществления совместных оперативно-розыскных мероприятий может стать взаимодействие абхазских и российских правоохранительных органов в деле раскрытия и пресечения подрывной деятельности различных зарубежных агентур в Республике Абхазия. 

Не секрет, что грузинские спецслужбы при поддержке структур НАТО и западных спецслужб делают все возможное для того, чтобы дестабилизировать политическую обстановку в республике, повысить уровень криминогенной опасности в стране и дискредитировать органы власти и, в первую очередь, силовые структуры республики. 

Одним из ключевых направлений криминализации обстановки в Абхазии становится во многом целенаправленная наркотизация населения (в особенности, молодежи). 

На заседании коллегии  органов прокуратуры Абхазии Алексей Ломия отметил, что распространение наркотиков и психотропных веществ в республике вызывает серьезную обеспокоенность, так как за девять месяцев текущего года было зарегистрировано 95 преступлений в этой сфере, что на 33 больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Соответственно, учитывая рост распространения и употребления в республике наркотиков, генеральный прокурор предложил практиковать периодическую ротацию сотрудников Управления по контролю над оборотом наркотиков или же передать некоторые их функции СГБ. 

Действительно, рост темпов наркотизации абхазского общества представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности страны, и для борьбы с этой опасностью нужны серьезные меры – не только создание ИКЦ МВД с Россией (что позволило бы вести учет криминогенной обстановки в сфере распространения и транзита наркотиков), но также серьезные мероприятия по охране границ, в первую очередь, морских, а также разного рода профилактические меры при непосредственном участии всех силовых структур и руководства республики.

Полагаю, что ИКЦ мог бы быть наделен полномочиями оперативно-розыскной деятельности, как минимум, в вопросах, касающихся распространения в республике наркотиков и контроля за криминогенной обстановкой на таможне и на границе в целом (выявление фактов коррупции, контрабанды и других злоупотреблений), а в идеале и в иных вопросах, имеющих первостепенное значение с точки зрения обеспечения национальной безопасности в Абхазии. К таким вопросам относятся, в частности, преступления на почве коррупции, противодействие политическому экстремизму и подрывной деятельности в республике западной агентуры, ряд других. 

Напомню, что вопрос о создании в Сухуме совместного абхазско-российского ИКЦ МВД находится на контроле у президента Республики Абхазии. Так, еще 9 октября 2015 года Рауль Хаджимба в ходе представления коллективу МВД нового главы Леонида Дзапшба заявил, что Соглашение с российской стороной о создании информационно-координационного центра органов внутренних дел будет подписано. 

"Хватит спекуляций на эту тему, — заявил тогда глава государства. — Соглашение будет подписано вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. Это возможность исправить положение дел в нашей стране. Проект соглашения мы настолько изменили, что менять уже нечего. Те, кому это не нравится, могут об этом говорить, но мы с вами должны это соглашение реализовать. Это та возможность, которая позволит МВД совершенно по другому вести работу в борьбе с криминалом".

Вместе с тем, следует отметить, что в процессе обсуждения с российской стороной проекта Соглашения о создании в Республике Абхазия ИКЦ МВД, из текста Соглашения – по инициативе абхазской стороны — исчезли некоторые принципиально важные пункты.

В частности, Информационно-коммуникационный центр уже вряд ли получит полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности даже по ряду направлений. Не достигнуты договоренности и о создании на базе ИКЦ криминалистической лаборатории, что станет серьезным минусом с точки зрения осуществления Центром основной задачи – расширении доказательной базы системных и иных преступлений в республике.

Подобная, мягко говоря, осторожная позиция была бы объяснима на фоне снижения уровня преступности в республике, но в нынешней ситуации — после оглашения генеральным прокурором Абхазии статистических данных, свидетельствующих о серьезном ухудшении криминогенной обстановки в стране, —  подобная позиция вызывает ряд вопросов, на которые у автора этих строк пока нет ответа.

Но не будем торопиться с выводами. Соглашение пока не подписано, ведь в республике (и за ее пределами) все еще и пока что, как я полагаю, немало сил, которые намерены помешать его подписанию абхазской стороной. Фактически все сегодня упирается в способность и готовность президента Абхазии и руководителей правоохранительных органов республики проявить волю в вопросе борьбы с коррупцией и организованной преступностью. И я верю, что такая воля будет проявлена.


508
Теги:
Абхазия, россия, Рауль Хаджимба, Алексей Ломия, МВД Абхазии, Генеральная прокуратура Абхазии, Института ЕврАзЭС, сотрудничество, общественный порядок

Впервые за двадцать лет: российский ВВП побил исторический рекорд

66
(обновлено 12:16 16.09.2021)
В апреле — июне ВВП России прибавил десять с половиной процентов в годовом выражении, подсчитал Росстат.

СУХУМ, 16 сен - Sputnik. Предыдущий квартальный рекорд российского ВВП был в 2000 году. На этом фоне сокращается и безработица — ниже пяти процентов. Откуда такие результаты и как долго продлится подъем, читайте в материале Ирины Бадмаевой для РИА Новости.

Секрет в низкой базе

По сравнению с первым кварталом — плюс 8,6 процента. Внутренний валовый продукт, то есть рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг, в апреле — июне достиг 30,85 триллиона рублей. В целом за первое полугодие — 57,62 триллиона.

Положительную динамику демонстрируют гостиничный бизнес, общепит, оптовая и розничная торговля, банковские услуги, страхование. Подтягиваются спорт и культура.

Мощности нарастили обрабатывающие и добывающие предприятия: помог взлет мировых цен на энергоресурсы.

Помешали лишь ограничения в рамках соглашения ОПЕК+. Россия дисциплинированно соблюдает договоренности.

Рекордное увеличение ВВП во втором квартале аналитики объясняют эффектом низкой базы. В 2020-м из-за пандемии показатели резко снизились — на 7,8 процента. Особенно пострадали логистика, туризм, кафе и рестораны. Сократились грузоперевозки, добыча полезных ископаемых, выработка электроэнергии.

Когда карантин отменили, началось быстрое восстановление. Вслед за падением — подъем. Так было в 1998-м, 2010-м и 2016-м. Нынешний год не исключение. Отечественную экономику поддерживает отложенный спрос.

"Если вычесть пандемический фактор, результат окажется скромнее, но чище. По сравнению со вторым кварталом 2019-го ВВП прибавил 1,8 процента. Таким образом, можно сказать, что экономика вернулась к докризисному уровню", — объясняет РИА Новости Марк Гойхман, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade.

Не стоит забывать и про инфляцию. ВВП рассчитывают в текущих ценах второго квартала. "Индекс-дефлятор составил 118 процентов, сообщает Росстат. Значит, цены поднялись на 18 процентов. То есть реальный ВВП ниже номинального", — уточняет собеседник.

Цены продолжат расти. Их не остановит даже повышение ключевой ставки, поскольку инфляция в значительной степени носит немонетарный характер. Чтобы держать ее в комфортных рамках, нужны структурные преобразования экономики: инвестиции, технологии, инновации, а также конкуренция и рынки сбыта российских товаров и услуг.

Между тем ЦБ готов выйти на "психологический" уровень в семь процентов, если инфляция и инфляционные ожидания останутся на пике.

Пандемия для всех разная

В прошлом году отечественная экономика сократилась на три процента — худший результат с 2009-го.

Однако Россия пострадала от коронавируса меньше, чем другие страны. По данным Международного валютного фонда, ВВП США упал на три с половиной процента, Германии — почти на пять, Франции — более чем на восемь.

Поэтому мы восстанавливаемся быстрее. Способствовала этому и удачная конъюнктура мировых рынков. Прежде всего — дорожающие энергоносители. Так, в сентябре 2020-го нефть стоила чуть более 40 долларов за баррель, сейчас — около 75. Газ год назад котировался на уровне 90 долларов за тысячу кубометров, теперь — больше 900.

А некоторые отрасли на пандемии заработали. К примеру, доходы в фармацевтике, по информации агентства "Национальные кредитные рейтинги", выросли на 40 процентов. И прибавят еще 16, прогнозируют специалисты.

К концу года почти такие же результаты будут у цветной металлургии. Тут все дело в глобальном переходе к зеленой экономике, которой нужно много никеля, меди, палладия.

От коронакризиса выиграли сельское хозяйство и пищевая промышленность. Впервые в новейшей истории России экспорт сельхозпродукции превысил импорт: за рубеж в 2020-м отправили на 30,665 миллиарда долларов.

В этом году та же картина. По данным Минсельхоза, показатель к концу лета — почти двадцать миллиардов долларов. Больше десяти процентов ушло в Турцию, примерно столько же — в ЕС и Китай, в Южную Корею — 7,5, Казахстан — 5,9, Египет — 4,8. У Белоруссии четыре процента, Украины — и того меньше.

Из-за пандемии подорожали основные продукты питания. Сахар — на 59 процентов, картофель — на 36, подсолнечное масло — на 27, куриные яйца — на 16. Правительству пришлось вмешаться и временно заморозить цены.

Неудивительно, что продовольственная розница в плюсе. Маржинальность крупнейших ретейлеров превысила среднюю по отрасли.

Низкие доходы не дают разогнаться ВВП

По прогнозу экономистов, в третьем-четвертом квартале рост замедлится. Эффект низкой базы ослабеет.

"Для скачка нужно активнее развивать индустриальный сектор, который обеспечит импортозамещение. Процесс идет, но не так быстро, как хотелось", — отмечает Денис Палеев, доцент экономического факультета РУДН.

Пустеющие кошельки — еще один фактор, сдерживающий экономику. Спрос рождает предложение. Однако потребители сейчас стараются деньги сберечь. Многим и откладывать нечего — за чертой бедности в стране почти 18 миллионов человек.

"Реальные располагаемые доходы продолжат сокращаться из-за череды экономических спадов, инфляции. Необходима широкомасштабная поддержка: социальные выплаты, антикризисные пособия для всех слоев населения, кроме богатых", — считает Сергей Таланов, старший научный сотрудник Института социологии РАН.

К концу года рост ВВП выйдет на докризисный уровень — три с половиной-четыре процента, полагают аналитики. Задел на будущее — модернизация промышленности, чему во многом способствуют антироссийские санкции и новые эффективные инструменты стимулирования бизнеса, например через налоговый маневр. Все это придаст ускорение отечественной экономике.

66

Заплатить за груз: Баку и Ереван продолжают спор о границах

72
В Закавказье очередное обострение. На дороге между армянскими Горисом и Капаном появились азербайджанские блокпосты и полицейские.

СУХУМ, 16 сен - Sputnik. Несколько дней участок между армянскими Горисом и Капаном был заблокирован из-за ранения азербайджанского пограничника. Сейчас маршрут открыт, но иностранным фурам приходится платить налог за проезд. Первыми с этим столкнулись иранцы, которые традиционно торгуют с армянами. Подробнее читайте в материале Галии Ибрагимовой для РИА Новости. 

Дорожная мзда

"На дороге Горис — Капан в районе поселка Воротан азербайджанцы установили полицейский пункт. За проезд по этому участку Баку взимает пошлины с грузовиков с иранскими номерами. Урегулировать ситуацию пытаются армянские и российские пограничники", — заявила Служба национальной безопасности Армении.

В соцсетях и телеграм-каналах опубликовали видео, снятые на трассе недалеко от Гориса. Возмущенные водители жалуются: на дороге между армянскими городами азербайджанцы требуют с каждого по 100 долларов.

"Откуда у нас столько денег? Мы так и сказали. Они пропустили, но пообещали в следующий раз забрать все сполна. Пригрозили, что иначе больше не попадем в Армению", — рассказывают иранцы.

В интернете обратили внимание, что дальнобойщики говорят на азербайджанском языке, поэтому предположили, что фуры идут с севера Ирана. Там живут этнические азербайджанцы. В карабахских войнах они поддерживали Баку, но торговые связи с Армений и Нагорным Карабахом не прерывали.

Толька за первые две недели сентября в Степанакерт въехали порядка 60 иранских фур с продовольствием и горюче-смазочными материалами. По версии Баку, до административного центра Нагорного Карабаха иранцы добираются обманом. Чтобы миновать зону ответственности российских миротворцев, они якобы меняют номера машин на армянские.

Тегеран все отрицает, но иранский посол Сейед Аббас Мусави исправно ходит в МИД Азербайджана за нотами протеста. На этот раз с Мусави беседовали не только дипломаты, но и сотрудники администрации президента Ильхама Алиева.

Налоговые пошлины — новая форма давления на Иран. "Транспортные средства иностранных государств при въезде на территорию Азербайджана и выезде с нее облагаются дорожным налогом и госпошлиной", — напомнили в таможенном комитете.

Азербайджанские чиновники снова сослались на советские карты. Там небольшой участок дороги между городами Горис и Капан в Сюникской области Армении оказывается в Губадлинском районе южного Азербайджана. До второй карабахской войны его контролировали армяне, а потому проблем не возникало.

Но теперь на въезде в Губадлы — билборд: "Добро пожаловать в Азербайджан". Безопасность армян здесь обеспечивают российские миротворцы.

Без еды и лекарств

Армения настаивает: Азербайджан не имеет права устанавливать блокпосты и полицейские участки. Официальной демаркации и делимитации границы не было, а потому пошлины незаконны.

Дорогу перекрыли в конце августа — после инцидента между армянским военными и азербайджанским пограничником. Потом поставили полицейский участок. Азербайджанцы готовы к переговорам лишь с российской стороной.

Армянская оппозиция обвиняет правящую партию "Гражданский договор" в бездействии. Опасаются продовольственного кризиса: без продуктов и медикаментов могут остаться жители сел Шурнух, Воротан, Бардзраван, Нор-Араджадзор.

Никол Пашинян настаивает, что Баку нарушает положения о разблокировке транспортных путей трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 года.

Ситуацией недоволен и сопредседатель Минской группы от Франции Стефано Висконти. На днях он встретился с армянским премьером. Но в Баку на критику европейцев не реагируют — после второй карабахской войны этот формат там считают устаревшим.

Альтернатива наказуема

"Угроза перекрытия транспортного сообщения возникла после того, как Баку заявил о планах демаркации и делимитации границ. У Еревана было время обеспечить альтернативные маршруты, но его упустили. Бездействие армянских властей может привести к тому, что Баку заблокирует и стратегически важную для нас дорогу в Иран", — рассуждает в беседе с РИА Новости армянский политический обозреватель Айк Халатян.

Он обращает внимание на то, что в любой конфликтной ситуации с Азербайджаном Пашинян апеллирует к России. "Создается впечатление, что армянский премьер пытается переложить ответственность на Москву. Но суверенитет и территориальная целостность — все же компетенция местной власти", — отмечает эксперт.

Положение может осложнить и строительство международного транспортного коридора "Север — Юг" через Армению. "Этот путь — альтернатива продвигаемых Алиевым транспортных проектов. Кроме того, Баку стремится замкнуть "Север — Юг" на себе и не заинтересован в конкурентах, тем более в лице Еревана", — говорит Халатян. По его мнению, новые инциденты неизбежны.

Опасные грузы

"В советский период границы между республиками были административными. Поэтому дорогу из армянских Гориса и Капана было проще проложить через Азербайджан. И до недавнего времени армяне беспрепятственно ею пользовались. Но Баку задело то, что там проходят иранские фуры с неизвестными грузами. Причем следуют они в Карабах через Лачинский коридор, где дислоцированы российские миротворцы", — объясняет азербайджанский политолог Рафик Исмаилов.

Собеседник отмечает, что в обязанности российских миротворцев не входит таможенный контроль. Их цель — обеспечить безопасность армян в Нагорном Карабахе.

"А для Азербайджана содержание иранских грузов принципиально. Баку выставил блокпосты, чтобы понять, чем Тегеран помогает карабахским армянам", — уточняет политолог.

Российский кавказовед Нурлан Гасымов видит проблему в том, что провоз товаров по Лачинскому коридору не прописан в документах. "В трехстороннем соглашении есть оговорка о свободном сообщении между Арменией и Нагорным Карабахом. Но как регулировать торговлю — вопрос", — отмечает он.

Эксперт уверен, что конфликтные ситуации между Арменией и Азербайджаном неизбежны до тех пор, пока стороны не примут соглашение, где будут прописаны механизмы решения хотя бы наиболее острых проблем.

72

Карасин: надо совместно искать выход из сложной международной обстановки

0
Председатель Комитета Совета Федерации Григорий Карасин рассказал о подготовке к парламентским выборам в России.
Карасин: надо совместно искать выход из сложной международной обстановки

Председатель Комитета Совета Федерации Григорий Карасин провел встречу с группой международных наблюдателей от Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) во главе с председателем Комитета Мажилиса парламента Республики Казахстан по законодательству и судебно-правовой реформе Арманом Кожахметовым.

Радио Sputnik цитирует слова Карасина на встрече, где он отметил, что нужно совместно искать выход из сложных обстоятельств развития международной обстановки.

"Участие представителей Организации Договора о коллективной безопасности в наблюдении за выборами в Госдуму будет способствовать тому, чтобы они прошли гласно и открыто. Чтобы все наши страны с уверенностью смотрели в будущее, понимая, что не все задачи еще решены - как в экономике, так и во внешней политике. Этот разговор касается прежде всего ситуации вокруг Афганистана, решения помощи Таджикистану в случае осложнения обстановки. Мы должны совместно искать выход из сложных обстоятельств развития международной обстановки. Были достигнуты договоренности о коллективных усилиях по урегулированию кризисных ситуаций на Ближнем Востоке и в Северной Африке", - рассказал Карасин.
Выборы депутатов Госдумы РФ восьмого созыва состоятся в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Голосование будет проходить три дня, начиная с 17 сентября. Всего будут избраны 450 депутатов, из них 225 - по партийным спискам, еще 225 - по одномандатным округам.

 

 

 

0