Мюссерский храм.

Как памятники становятся инструментами политики

673
(обновлено 10:38 17.12.2015)
Александр Скаков
О необходимости консервации сохранившихся исторических памятников и их постоянного мониторинга рассказал Александр Скаков, научный сотрудник Института востоковедения РАН .

Недавно в Министерстве культуры и охраны памятников Грузии прошла презентация фотоальбома под названием "Культурное наследие Абхазии". Выступающие, как сообщается, пытались "привлечь внимание международной общественности к тяжелому положению, в котором находятся исторические памятники на территории самопровозглашенной республики Абхазия". Но так ли "тяжело" на деле это положение?

В мероприятии приняли участие представители так называемого "правительства Автономной Республики Абхазия в изгнании", в том числе его глава Вахтанг Колбая. Было заявлено, что в сегодняшней Абхазии, якобы, "делается все, чтобы стереть грузинский след и изменить исторический вид того или иного памятника". Что это? Искренняя обеспокоенность судьбой культурного наследия Абхазии? Или стремление политизировать существующие проблемы? 

Автором фотографий в альбоме является историк архитектуры из Москвы Денис Белецкий, много сделавший для изучения древнейших в России храмов Кавказа. Обеспокоенность искусствоведа можно понять и разделить. Но, в данном случае, справедливое негодование ученого просто использовали в корыстных политических целях. 

"Археологи Абхазии возмущены иногда имеющими у нас место нарушениями законодательства об охране памятников и, по возможности, борются с ними, – говорит директор Абхазского государственного музея Аркадий Джопуа. – Не раз мы обсуждали проблемы Илорского и Драндского храмов. Мы делаем все возможное для спасения, консервации и реставрации памятников. Жаль, что наши соседи придают этому политическую окраску". 

В республике за состоянием памятников истории следит Департамент охраны историко-культурного наследия Министерства культуры, руководит им археолог Батал Кобахия. До недавнего времени в республике существовало Управление охраны историко-культурного наследия. Двое его прежних руководителей – Демур Бжания и Анзор Агумаа, с разницей в год, ушли из жизни. Они делали все, что могли, при мизерном финансировании и недостатке кадров. 

Что на самом деле происходит с памятниками?

Что же на самом деле происходит с памятниками культурного наследия Абхазии, состояние которых так волнует грузинскую сторону? 

Больше всего говорится об Илорском храме (XI в.), первозданный вид которого, якобы, "был полностью уничтожен". По инициативе священника храма стены храма побелили, а на крыше установили неуместную большую главку с крестом. По оценке миссии Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ– International Council of Museums), эти изменения не являются необратимыми и вполне могут быть устранены при последующих ремонтно-реставрационных работах. 

Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор.
© Фото : предоставлено Александром Скаковым
Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор.

Еще один древний памятник, храм в селе Дранда (VI-VII вв.), сохранял первоначальную крещальную купель. По словам грузинского искусствоведа Георгия Паташури, она была полностью разрушена, "на ее месте возвели новую и обложили ее современным кафелем". Да, недостаточно образованный священник в 2011 году действительно установил на остатках древней купели железобетонную конструкцию. 

Но, видимо, возмущение общественности сделало свое дело. Да и та же самая миссия ИКОМ рекомендовала "произвести удаление новой купели безударным способом". В итоге, в настоящее время железобетонного монстра больше нет, на древней купели стоит простая деревянная бочка. 

Деревянная бочка на месте утраченной купели в Драндском храме.
© Фото : предоставлено Александром Скаковым
Деревянная бочка на месте утраченной купели в Драндском храме.

К сожалению, недавно здесь же, возле Драндского храма, был, опять же по незнанию, снесен без какого-либо археологического надзора значительный участок культурного слоя.

Волнуются наши грузинские коллеги и из-за состояния Бзыбского храма (IX-X вв.). Якобы, "церковь на сегодняшний день практически полностью разрушена". Из контекста вытекает, что разрушили ее именно абхазы. 

Бзыбский храм.
© Фото : предоставлено Александром Скаковым
Бзыбский храм.

Между тем, стоит сличить фотографии из книги 1988 года и современный вид храма, благо находится он в двух шагах от ведущего к озеру Рица оживленного шоссе. Можно убедиться, что вид живописных руин этого храма очень мало изменился за эти десятилетия. 

То же самое касается и Амбарского храма (X-XI вв.) в Мюссере, "стены которого уже покрыты зарослями". К сожалению, благодаря субтропическому климату любое пустующее здание в Абхазии за год-два "покрывается зарослями", которые периодически (на замке Баграта в Сухуме, на руинах древнего Питиунта, на десятках других объектов) вычищают абхазские защитники старины.

Мюссерский храм.
© Фото : Александром Скаковым
Мюссерский храм.

Абхазия как перекресток культур

В Абхазии множество ценнейших построек. Здесь оставили свой след древнегреческая, римская, византийская, грузинская, генуэзская, турецкая, русская культуры. Страна находилась на перекрестке торговых путей, привлекала купцов и завоевателей, каждый гость и пришелец оставлял здесь что-то свое. И, конечно, весь цивилизованный мир мог бы помочь бедной и разоренной войной Абхазии спасти это богатство, а не устраивать политические шабаши на руинах. 

В свое время на некоторых грузинских сайтах всячески муссировалась ложь о том, что абхазы сбили древнюю грузинскую надпись шрифтом "асомтаврули" с Беслетского моста (XI-XII вв.) на окраине Сухума. Убедиться в целости и сохранности надписи, слава богу, не составляло труда. 

Потом распространяли слухи, что на космической съемке, якобы, не виден Бедийский храм (около 999 г.) – значит, он разрушен. Храм, конечно, оказался цел. 

Конечно, в Абхазии проблем много. К примеру, пугает состояние ценнейших византийских и средневековых грузинских фресок, целые ансамбли которых сохранились в ряде храмов Абхазии. "В остро аварийном состоянии", по словам миссии ИКОМ, находится уникальный ансамбль фресок палеологовского времени (XIV в.) в храме в Лыхны.

Храм успения Богородицы в Лыхны.
© Фото : предоставлено Александром Скаковым
Храм успения Богородицы в Лыхны.

Обстрелы из танков в 1992-1993 годах и ошибки при проведении противоаварийных работ привели к "осыпанию значительных фрагментов росписи" XIV века в Бедийском храме (заключение миссии ИКОМ). 

Осыпаются из-за протечек кровли, выполненные палехскими мастерами росписи 1911-1914 годов в соборе Святого Пантелеймона Новоафонского монастыря. Рушатся и перестраиваются романтические дачи конца XIX – начала XX веков на холмах Сухума и Гагры. Необходимо уберечь их детали отделки, спасти от убогого евроремонта. 

Наконец, следует помнить и о наследии советского периода, в частности, о выстроенном в стиле "сталинского ампира" ансамбле города Ткуарчал и прилегающих поселков. 

Нужен мониторинг и консервация

Сегодня профессионализм реставраторов является практически повсеместной проблемой. Так, серьезные вопросы вызывает восстановление восточной башни Анакопийской крепости (XI или XIV вв.). Загадочные руины башни были дополнены смотровой площадкой с угловыми зубцами. Смотровая площадка, конечно, вызывает восторг у туристов, но подлинный памятник оказался заменен новоделом. По заключению миссии ИКОМ, "вопрос о целостном восстановлении данного памятника представляется весьма сложным и неоднозначным". 

Впрочем, это – проблема не только Абхазии. Такими же новоделами являются многие замки Европы, привлекающие туристов. Кстати, подобные новоделы охотно возводят в той же Грузии. Во время оккупации верхней части Кодорского ущелья (до 2008 года), в селе Чхалта у крепости XI-XIII веков "восстановили" на старом фундаменте средневековый храм, поставив грубый новодел. В самой старинной крепости разместили воинскую часть и устроили солдатскую столовую. 

Такая же судьба постигла замененные новоделом остатки храма Святого Георгия эпохи развитого средневековья в близлежащем селе Сакен. 

В 2012 году, несмотря на протесты общественности, патриарха Илии II и ЮНЕСКО, по настоянию Михаила Саакашвили было завершено "восстановление" стоявшего с конца XVII века в руинах храма Баграта в Кутаиси (1003 г.). Отстроен он был до неузнаваемости. Вряд ли такая практика является оправданной, и можно только надеяться, что в Абхазии, которая рано или поздно станет процветающей страной, хватит мудрости не водружать над руинами бетонные макеты. 

Необходима консервация сохранившихся руин и их постоянный мониторинг. Как обычно, вопрос упирается в финансовые средства и в отсутствие профессиональных кадров. В этом Абхазии можно и нужно помочь. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

673
Теги:
охрана памятников, история, памятники, министерство культуры абхазии, Александр Скаков, Аркадий Джопуа, Батал Кобахия, Абхазия
Темы:
Охрана историко-культурного наследия (119)
Загрузка...

Орбита Sputnik