Открытие Международного военно-технического форума АРМИЯ-2015. Архивное фото

ОГВ гарантия национального суверенитета Абхазии

370
(обновлено 12:13 25.07.2016)
О том, что соглашение по ОГВ – не просто новая конфигурация традиционного взаимодействия сторон, а новая прочность национального суверенитета Республики Абхазия, рассказал Sputnik обозреватель МИА "Россия сегодня" Александр Хроленко.

Объединенная российско-абхазская группировка войск – единственная гарантия безопасности и суверенитета Республики Абхазия в современном мире, считает Александр Хроленко.

Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный в ноябре 2014 года, отражает развитие союзнических отношений Абхазии и России, дальнейшее укрепление региональной безопасности. Создание в рамках этого договора ОГВ – геополитическое везение Абхазии, ведь это – единственный весомый противовес сложному комплексу внешних угроз.

Сохранение суверенитета Абхазии гарантирует ее стратегический партнер – Россия. После подписания соглашения по линии минобороны республика получит новое оружие и технику, строительство военных городков, рост окладов военнослужащих их социального статуса, новые рабочие места, спокойную мирную жизнь под прикрытием мощной объединенной группировки войск. На модернизацию абхазской армии в 2015 году РФ уже выделила 5 млрд. рублей.

Такие разные братья по оружию

Каждая страна подбирает союзников и партнеров по своим критериям. Так, 26 ноября власти Украины и Турции договорились о развитии сотрудничества в Черном море, вроде бы, для усиления безопасности в акватории Черного моря, и все же с участием концерна "Укроборонпром", производящего оружие.

Актуальные вопросы украинско-турецкого военно-технического сотрудничества (ВТС) обсуждались и в ходе визита президента Турции в Киев в марте 2015 года. В качестве перспективных направлений двустороннего ВТС – танкостроение, авиастроение, ракетное вооружение, радиолокация, навигация, средства связи. По данным турецких источников, Анкара ставить цель увеличить к 2032 году объемы экспорта вооружений до 25 млрд. долларов.

От кого и как Украина и Турция собираются защищаться, можно понять и по кровопролитию в Донбассе, и по недавнему инциденту со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в Сирии. А если к этим защитникам присоединится дружественная Грузия, которая так и не извинилась перед соседними народами за август 2008 года, безопасность в регионе окажется еще более эфемерной.

Абхазская армия

Вооруженные силы РА созданы в октябре 1992 года, однако экономические трудности замедлили их развитие, за минувшие годы практически не обновлялся технический парк трех военных округов, ВВС и ВМС (около 15 самолетов и вертолетов, 60 танков Т-55 и Т-72, артиллерия, средства войсковой ПВО и противотанковые средства, несколько боевых катеров советского производства). С учетом баланса военных потенциалов в регионе, две тысячи абхазских военнослужащих не смогут защитить республику на всех направлениях в случае вооруженной агрессии.

Безопасность возможна только с военной поддержкой России, и потому в Абхазии размещена 7-я военная база РФ. И все же это относительная безопасность.

В случае высокой быстротечности боевых действий потребуется резко увеличить численность российских и абхазских военнослужащих в республике, а потом организовать взаимодействие. При этом не будет времени на мобилизацию национальной армии, обучение и боевое слаживание подразделений. К войне лучше готовиться в мирное время –обновлять вооружение, переводить армию на контрактную основу, готовить современные кадры. Материально-финансовая поддержка России обеспечит успех проекта.

Чем может располагать абхазская армия, можно увидеть на примере 7-й российской военной базы. Это современные танки Т-90, бронетранспортеры БТР-82АМ с усиленным вооружением, 152-мм самоходные гаубицы 2С3 "Акация", 300-мм тяжелые реактивные системы залпового огня 9К58 "Смерч", зенитные ракетные комплексы ПВО дальнего радиуса действия С-300ПС, а также комплексы войсковой ПВО "Оса-АКМ", ЗСУ-23-4 "Шилка", 2С6М "Тунгуска" и современные радиолокационные станции. Подобное оружие требует высокого уровня подготовки специалистов и высочайшего доверия сторон.

Реальный суверенитет

После подписания соответствующего Соглашения стороны смогут рационально разделить сферы ответственности в обороне. Так, России целесообразнее полностью взять на себя авиационное обеспечение ОГВ, защиту Абхазии с моря надводными кораблями и подводными лодками Черноморского флота. Абхазская армия может самостоятельно прикрыть сухопутную границу с Грузией и побережье республики. Планируется формирование единого командования из российских и абхазских военнослужащих, которое будет нести боевое дежурство на защищенном командном пункте (ЗКП), оборудованным современными средствами связи и управления. Кстати, создание основного и запасного пунктов военного управления, необходимых для устойчивого управления войсками в угрожаемый период, стоит немалых денег (и Россия готова взять на себя эту ношу).

Создание ОГВ завершится переобучением (на российской базе) и техническим переоснащением абхазских подразделений новыми образцами вооружения и военной техники РФ. Этот период должен завершиться не позднее 2020 года.

Разумеется, в рамках ОГВ совместные учения будут проводиться чаще – для отработки тактического взаимодействия в едином информационном пространстве, с однотипными вооружением и средствами связи.

Все это лишит Грузию и НАТО малейшей надежды на установление контроля над Абхазией силовыми или гибридными методами. Таким образом, Соглашение по ОГВ – не просто новая конфигурация традиционного взаимодействия сторон, это новая прочность национального суверенитета Республики Абхазия.

370
Теги:
стратегии, союзники, безопасность, Александр Хроленко, Абхазия, Россия
Темы:
Абхазо-российские отношения (177)

Карабахское обострение как попытка втянуть Россию в войну на Кавказе

107
(обновлено 10:24 29.09.2020)
Обострение вооруженного противостояния в Нагорном Карабахе, многолетние военно-политические противоречия Баку и Еревана сегодня используются как инструменты для достижения недобрых целей третьими странами.

Создается впечатление, что кто-то стремится втянуть Россию в большую войну на Кавказе - для отвлечения ее сил и средств от Беларуси, Сирии, "Северного потока - 2" и других точек геополитического противостояния, пишет военный обозреватель Александр Хроленко.

Непосредственные участники конфликта - Баку и Ереван - осознанно или вынужденно "подставляют" Москву, разрушают систему безопасности СНГ и ОДКБ. Есть и геополитические риски, связанные с внешней "проекцией силы" рядом западных стран, имеющих на Кавказе своекорыстные интересы.

Проблема Нагорного Карабаха военным путем не решается. С этим постулатом урегулирования согласны обе стороны конфликта - Азербайджан и Армения (которая защищает интересы не являющейся стороной переговоров непризнанной Нагорно-Карабахской Республики) и Минская группа ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями - Россией, США и Францией.

Переговорный процесс продвигается медленно и сложно, однако нет объективных причин для перехода 27 сентября к активным боевым действиям с применением тяжелой артиллерии, танков, ракетных комплексов и ударной авиации.

Развернувшееся "соревнование" военных ведомств Армении и Азербайджана в области публикации видео подбитых танков противника, тревожная статистика потерь с обеих сторон - в России вызывают искреннее сочувствие к армянскому и азербайджанскому народам.

Объективно боевые действия невыгодны ни одной из сторон конфликта, и в случае дальнейшей эскалации последствия могут быть самыми неожиданными: ввод иностранных миротворцев (формированию зон безопасности) или при самом негативном развитии событий - широкомасштабная война на Южном Кавказе с участием стран ОДКБ (прежде всего, России) и НАТО (намекает Турция).

Напомню, в регионе со смешанным азербайджанско-армянским населением конфликт начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. На первом этапе роль миротворцев выполняли Внутренние войска (ВВ) МВД СССР, которым удавалось в течение трех лет сдерживать активное вооруженное противостояние.

После распада Советского Союза, и вывода ВВ бои разгорелись с новой силой, и к 1994 году Азербайджан утратил контроль над большей частью Нагорного Карабаха и семью прилегающими районами. Переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ ведутся с 1992 года, периодически вооруженное противостояние обостряется.

Новая система координат

С театра военных действий в Нагорном Карабахе поступают достаточно противоречивые сведения.  Азербайджан и Армения обвиняют друг друга в начале эскалации, и якобы лишь отвечают на вооруженные провокации. На этом фоне в Азербайджане в понедельник объявлена частичная мобилизация, президент Ильхам Алиев ввел военное положение в ряде городов и регионов республики. В Армении всеобщая мобилизация и военное положение объявлены днем ранее.

По данным азербайджанских властей,  27 сентября армянские войска оставили семь сел так называемого "пояса безопасности" (в советский период эта территория Азербайджанской ССР не входила в Нагорно-Карабахскую автономную область, и оказалась под контролем армянских сил в начале 1990-х). Утром 28 сентября президент непризнанного Нагорного Карабаха Араик Арутюнян отметил: "Мы потеряли позиции, мы потеряем еще, но мы также завоюем позиции". Продолжаются позиционные бои. Тотального превосходства одной из сторон не наблюдается.

Баку и Ереван в равной степени готовы "восстановить историческую справедливость", с применением реактивных систем залпового огня большой мощности и "Искандеров", ударной авиации и беспилотников. Каждый день боевых действий обещает новые жертвы и разрушения.

В сложившейся ситуации уже не принципиально, кто 27 сентября первым открыл огонь из тяжелой артиллерии и танков, кто продемонстрирует превосходство в области оперативного искусства на поле боя.

Главное сегодня - остановить эскалацию на границе Нагорного Карабаха, вернуться за стол переговоров, сохранить человеческие жизни. Не следует забывать и о союзнических обязательствах.

Если Баку и Ереван считают себя союзниками Москвы, они должны учитывать российскую позицию, осознавать последствия разрушения существующей системы взаимоотношений и системы региональной безопасности. Даже с учетом сложнейшего комплекса противоречий, весомых аргументов и резонов сторон вооруженного противостояния, России не нужна война на Кавказе. В МИД РФ призвали стороны Нагорно-Карабахского конфликта "немедленно прекратить огонь".

Полагаю, разум восторжествует, и до крайностей широкомасштабной военной эскалации с участием коалиционных группировок ситуация в регионе не деградирует. Тем более что международная реакция на карабахское обострение в целом конструктивна. Выражают обеспокоенность, и предлагают посреднические услуги страны Евросоюза, США, Иран. Поддерживает развитие силового сценария лишь турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, но преимущественно на словах. Даже воинственной Анкаре есть что терять в опасной игре на Южном Кавказе. Нападение на Армению неизбежно вызовет ответ ОДКБ, то есть войну с Россией (а это не Кипр с Грецией). Кто же основной заказчик и бенефициар горячих событий.

Поразительная прозорливость

Значительно упредив события и официальную реакцию на них Вашингтона, дипломатические представительства США в Азербайджане и Армении в пятницу, 25 сентября предупредили своих граждан о накаляющейся обстановке.

Посольство США в Армении не рекомендовало посещать Нагорный Карабах, регионы к северу от Дилижанского национального парка, до границы с Грузией в Тавушской области. В тот же день посольство США в Азербайджане призвало своих граждан не выезжать за пределы Абшеронского полуострова "в связи с обострением напряженности на участках армяно-азербайджанской границы".

Возможно, это не простое совпадение, а следствие сложной военно-политической комбинации.

Стремлению Соединенных Штатов доминировать у границ России в экономической и военной сферах вполне соответствует серия плановых вооруженных конфликтов средней интенсивности на Кавказе и в других регионах. Жителей стран СНГ им не жалко, а российские ресурсы будут гарантированно перенаправлены на ликвидацию военной угрозы. То есть, у Москвы останется меньше сил и средств для конкуренции с Вашингтоном в других частях мира. Обострение Нагорно-Карабахского конфликта явно создает проблемы России, и вполне отвечает национальным интересам США.

107
Джо Байден с сыном Хантером в Вашингтоне. 2009 год

Проблемный отпрыск: кто помешает противнику Трампа победить

81
Подробности "темных дел" Байдена-младшего в специальном докладе раскрыли сенаторы-республиканцы.

СУХУМ, 27 авг - Sputnik. "Дисквалифицировать Байдена!" — призывают на телеканалах, симпатизирующих республиканцам. Неужели бывший вице-президент позволял сыну отмывать деньги через подозрительных миллионеров из России, Украины и Китая, нагнетают страсти в прессе. Чем провинился сын кандидата в президенты от Демпартии и ради чего опубликовали новый компромат, читайте в материале Софьи Мельничук для РИА Новости.

Миллионы от жены Лужкова

"Эффект разорвавшейся бомбы" произвел 87-страничный доклад сенаторов-республиканцев Рона Джонсона и Чака Грассли — глав комитетов внутренней безопасности и финансов. Они утверждают: сын Джо Байдена Хантер замешан в подозрительных финансовых операциях на миллионы долларов с участием иностранцев, в том числе жены бывшего мэра Москвы и членов Компартии Китая. Все это происходило, пока его отец занимал пост вице-президента в администрации Барака Обамы.

От жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, Елены Батуриной, Байден-младший якобы получил 3,5 миллиона долларов. В феврале 2014-го она перевела деньги на счет инвестиционной фирмы Rosemont Seneca Thornton LLC, сооснователем которой значится Хантер Байден, говорится в документе. Затем с мая по декабрь 2015-го Батурина за 11 раз перечислила 392 тысячи долларов компании BAK USA LLC — технологическому стартапу из Баффало, сотрудничавшему с некими китайскими бизнесменами.

По бумагам назначение перевода — "кредитное соглашение". В 2019-м BAK USA LLC объявила о банкротстве. "Эти транзакции были выявлены из-за сообщений о возможной незаконной деятельности Батуриной", — пояснили сенаторы.

Юрия Лужкова в 2010-м уволил президент России Дмитрий Медведев. Из-за обвинений в коррупции, отмечается в докладе. На самом деле в указе "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы" формулировка была другая: "в связи с утратой доверия".

Батурина стала первой и единственной российской женщиной-миллиардером, когда ее компания "Интеко", "предположительно, незаконно", благодаря мужу-градоначальнику, получала госзаказы, пояснили американские сенаторы.

"Мы так много слышали о сговоре с Россией, — заявила представитель Белого дома Кейли Макэнани, имея в виду расследование неких тайных связей Дональда Трампа с Кремлем. — Но получается, единственный сговор — Хантера Байдена". Это удручает, призналась она. И добавила: "Еще и все эти украинские деньги..."

Речь об изложенных в докладе подробностях отношении Байдена-младшего с гражданами Украины, которая в документе упоминается гораздо чаще России и Китая — 141 раз против 57 и 51.

Нефтегаз и проституция

Коррупционный скандал вокруг украинской нефтегазовой компании Burisma разгорелся ровно год назад. Байден-младший входил в ее руководство, а зарплату — в общей сложности 850 тысяч долларов — получал, как предполагают, на счета той самой фирмы Rosemont Seneca Thornton LLC, куда отправляла деньги Батурина.

В 2016-м против Burisma на Украине началось расследование. Но генпрокурора Виктора Шокина, руководившего разбирательством, быстро уволили. Тогдашний вице-президент не скрывал, что приложил руку к отставке "этого сукина сына".

Перед выборами Трамп решил раскопать компромат на оппонента и летом прошлого года в телефонном разговоре с новым украинским президентом Владимиром Зеленским в завуалированной форме попросил возобновить расследование против Burisma в обмен на военную помощь Украине. По крайней мере, так разговор интерпретировали демократы и чуть не довели дело до импичмента.

В докладе сенаторов вознаграждения от Burisma Байдену тоже упоминаются. Помимо этого, Хантер Байден якобы переводил тысячи долларов "иностранкам из Восточной Европы", а именно россиянкам и украинкам. Эти дамы, по данным сенаторов, замешаны в торговле людьми для индустрии "взрослых развлечений" и, возможно, связаны с проституцией.

Подобные скандалы для Байдена-младшего не новость. В 2017-м он развелся с женой, после чего она рассказывала, что бывший муж просаживал огромные деньги в стриптиз-клубах, у проституток и наркоторговцев, в то время как ей нечем было платить по счетам. Журналисты даже нашли аккаунт в соцсети для поиска любовниц, вроде бы принадлежащий Хантеру Байдену.

Китайские связи

Большое внимание в докладе уделено Китаю. Противники кандидата от демократов сомневаются, что Байден сохранит жесткий курс в отношении Пекина, а Трамп уже предупреждал: если победит его соперник, американцам придется учить китайский язык.

По словам сенаторов, Байден-младший вел дела с китайцами, связанными с компартией и Народно-освободительной армией Китая, — Е Цзяньмином и Гунвэнь Дуном. И это, "предположительно, вылилось в миллионы долларов сомнительных транзакций".

С Дуном Байден якобы открыл совместный банковский счет, с которого родственники американца потратили на покупки сто тысяч долларов. Что именно в этом противоречило закону, не уточняется. Но очевидно, Байден общался с "проблемными людьми". Особенно много вопросов вызывает Е Цзяньмин.

Бывший председатель крупнейшей китайской частной компании CEFC China Energy, Е Цзяньмин приобрел широкую известность в 2018-м, когда его внезапно арестовали. "Он обхаживал семью Байдена и встречался с бывшими сотрудниками Службы безопасности США", — писала The New York Times. В России его упоминали как потенциального покупателя 14 процентов акций "Роснефти".

Фирма Е Цзяньмина сотрудничала с госкомпаниями, при этом бизнесмен всегда поддерживал тесные контакты с военными. Участвовал в реализации флагманского проекта Си Цзиньпина "Пояс и путь", а заодно скупал по всему миру месторождения, футбольные клубы и даже пивоваренные заводы.

Но дело не только в одиозном Е Цзяньмине. По данным китайских СМИ, в 2014-м Байден вошел в правление китайской BHR Equity Investment Fund Management Company, которая инвестирует в технологии распознавания лиц для китайских правоохранительных органов и производство истребителей для армии — проекты, явно идущие вразрез американскому политическому курсу.

Плохие связи не помеха

Пока Байдена-младшего склоняют во всех изданиях, его отец уверенно лидирует в предвыборной гонке. В среднем он опережает противника на десять пунктов. И хотя из-за расовых бунтов, продолжавшихся все лето, разрыв сократился, Трамп отстает. Впрочем, усталость американцев от беспорядков играет на руку действующему президенту.

На данные социологов не стоит слишком полагаться, считает Виктория Журавлева, руководитель программы североамериканских исследований ИМЭМО РАН. "Соцопросы не отражают всей картины, это хорошо показал 2016-й. Тем более Байден опережает Трампа совсем не с таким разрывом, с каким лидировала Хиллари Клинтон", — уточняет она.

С этим соглашается политолог-американист Дмитрий Дробницкий. "Часть голосующих принимает решение в последний момент, охватить этот сегмент в соцопросах сложно. Еще сложнее уловить так называемых стесняющихся избирателей, которые за Трампа, но в этом не признаются. Это как раз хорошо проявилось в 2016-м", — указывает эксперт в разговоре с РИА Новости.

Демократы уже определились, что голосовать будут за Байдена, лишь бы убрать Трампа, отмечает Журавлева. К тому же они обеспокоены тем, что президент откажется покидать офис, если проиграет. Опасения подогревает и сам Трамп, не отвечая прямо на вопрос, уйдет ли он из Белого дома по доброй воле. Сейчас идет борьба за колеблющийся электорат — тех, кого не устраивает ни один кандидат. "Чтобы повлиять на него, стороны будут по максимуму выливать друг на друга всевозможный компромат. Причем оформляя его в доклады конгресса, чтобы все выглядело официально и убедительно", — говорит собеседница агентства.

"Обе стороны нагнетают обстановку и сами загоняют себя в угол, но потом ведь придется отвечать за слова перед избирателями", — рассуждает Дробницкий. По его мнению, американское общество настолько расколото, что доклад сенаторов особого впечатления не произведет. "Кто с кем спал и кто что отмывал, сейчас мало что решает. Для одной половины общества — лишь бы не Трамп, пусть хоть всю казну вынесут. Для других — только бы не левые, не демократы", — подчеркивает он.

Остается дождаться первых дебатов, которые пройдут 29 сентября. Если во время прений ни один из кандидатов не уснет, никто не сможет предсказать точный исход борьбы до подсчета всех бюллетеней.

81

Парламент Абхазии обвинил президента в попытке дискредитации из-за объявления амнистии

277
(обновлено 18:03 29.09.2020)
Парламентарии призвали президента, МВД, Минюст и Государственную телерадикомпанию Абхазии не оказывать давление на Народное Собрание и соблюдать принцип разделения властей.

СУХУМ, 29 сен – Sputnik. Парламент Республики Абхазия принял обращение к исполнительной власти в связи "с попыткой дискредитации Народного Собрания", текст обращения имеется в распоряжении Sputnik.

Парламент "заявляет свою крайнюю озабоченность и выражает решительное возмущение безосновательной попыткой со стороны президента, Министерства внутренних дел, Абхазского государственной телерадиокомпании дискредитировать Парламент Республики Абхазия, являющийся независимой ветвью власти в связи с принятием 24 сентября акта амнистии в ознаменование главного государственного праздника - Дня Победы и Независимости Республики Абхазия", - говорится в обращении.

Как отмечается в документе, принимая постановление об объявлении амнистии, Народное Собрание реализовало свои исключительные полномочия, закрепленные в статье 47 Конституции Абхазии, а также в статье 78 Уголовного кодекса республики.

"На своем рабочем совещании с руководителями правоохранительных органов, генеральным прокурором и председателем Верховного суда президент Абхазии безосновательно обвинил Народное Собрание в совершении ошибки и нарушении принципа справедливости. Считаем недопустимым со стороны президента давать подобные оценки Парламенту республики, также считаем абсурдным и несостоятельным заявление Министерства внутренних дел о дискредитации правоохранительных органов Парламентом в связи с принятием амнистии, а также нарушения принципа неотвратимости", - говорится в заявлении Парламента.

Кроме того, парламентарии заявили, что действительной дискредитацией правоохранительных органов и нарушением принципа неотвратимости наказания "является избирательным уголовное преследование или даже отсутствие такового в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления". 

Народное Собрание возмутило "провокационное высказывание" ведущей Абхазского телевидения о том, что в обществе принятый акт амнистии было воспринят как антинародный.

"Такое безответственное вещание в прямом эфире Государственного телевидения является подрывом не только авторитета законодательного органа, но и авторитета государства в целом, что может привести к предсказуемым негативным последствиям", - считают парламентарии.

Все вышеуказанные факты Парламент счел "прямым вмешательством в деятельность Народного Собрания Республики Абхазия и попыткой оказать давление на независимую ветвь власти". 

В заключение Народное Собрание призвало президента, МВД, Министерство юстиции республики и АГТРК "соблюдать принцип разделения властей и невмешательства в деятельность Парламента". 

Президент Абхазии Аслан Бжания поручил изучить вопрос об амнистии заключенных в начале июля.

Постановление об амнистии, приуроченной к 27-й годовщине Победы в Отечественной войне, было принято Парламентом 24 сентября.

Постановление вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В МВД Абхазии 26 сентября заявили, что приведение в исполнение отдельных частей закона об амнистии может дискредитировать правоохранительную и судебную системы и повлечь дальнейшее недоверие к государству в целом.

28 сентября председатель комитета по государственно-правовой политике Парламента Валерий Агрба провел пресс-конференцию и ответил на критику постановления Народного Собрания об амнистии.

Вечером того же дня свою оценку постановлению об амнистии в эфире АГТРК дали представители МВД, Генпрокуратуры, Минюста. 

277