Истребитель ВВС Турции. Архивное фото.

Турецкий вызов

155
(обновлено 15:31 30.11.2015)
О том, как факт уничтожения ВВС Турции российского боевого самолета над сирийской территорией принципиально изменил отношения между Москвой и Анкарой и что может приостановить процесс ухудшения отношений рассказал Sputnik заведующий отделом Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.

Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит над сирийской территорией на высоте более шести километров, что исключало саму возможность использования для этих целей переносного зенитного ракетного комплекса со стороны радикалов-исламистов. "Удар в спину" был нанесен военно-воздушными силами Турции, которые вместо борьбы с радикальной организацией "Исламское государство" (Анкара участвует в возглавляемой США антитеррористической коалиции по борьбе именно с этой организацией) устроили засаду на российский боевой самолет. 

Хуже того, в этой операции были задействованы подконтрольные турецким спецслужбам бандформирования и средства массовой информации, которые заранее проникли на сирийскую территорию (а находились они именно там) и имели полную информацию о возможном месте и времени уничтожения российского бомбардировщика Су-24. Потом была организована охота на российских пилотов, с целью, по-видимому, сокрытия следов преступления. По некоторым данным, в этом был задействован турецкий спецназ. 

Гибель российского пилота и морского пехотинца из поисково-спасательной команды в Москве были расценены как пособничество терроризму.

Крайне неубедительны и голословны заявления турецкого руководства о том, что оно не знало о принадлежности указанного самолета. По линии Минобороны России американцы заблаговременно получали полную информацию о маршрутах и высотах полета российских боевых самолетов в небе над Сирией. Несомненно, что она доводилась до всех активных участников антитеррористической коалиции. 

Дав команду на уничтожение российского бомбардировщика, президент Реджеп Эрдоган попытался создать бесполетную зону в приграничном к Турции сирийском районе, что позволяло бы Анкаре не только расширить свое влияние на территорию Сирийской Арабской Республики, но и обеспечить там защиту подконтрольных турецкой стороне бандформирований. При этом были использованы те же ультимативные методы, что ранее были применены по отношению к американцам и европейцам. Так, США в обмен на аренду турецкой авиабазы "Инджирлик" были вынуждены молчаливо согласиться на вооружение Анкарой сирийских туркоманов и их размещение на сирийской территории.  

В отношении ЕС предметом шантажа со стороны Турции стала проблема беженцев. Причем миграционный кризис, который, по мнению многих экспертов, был искусно спровоцирован Анкарой, уже принес ей серьезные дивиденды в виде смягчения визового режима для турецких граждан в ЕС и в ближайшем будущем – более 3 миллиардов долларов в качестве транша на обустройство лагерей для сирийских беженцев (в реальности их численность вблизи сирийской границы не превышает 700 тысяч человек). 

Международная реакция

Однако президент Эрдоган серьезно просчитался как в вопросе полной поддержки своих провокационных действий со стороны НАТО, так и неготовности Москвы пойти на ответное ухудшение российско-турецких отношений. В результате ему пришлось вначале угрожать РФ, затем лавировать между ведущими государствами и, наконец, фактически оправдываться за содеянное. Но поздно: Вашингтон потребовал закрытия турецко-сирийской границы, что в том числе означает начало процесса "сдачи" протурецких бандформирований, а Москва приняла против Анкары меры военно-технического, экономического и иного характера.

Следует заметить, что администрация Обамы, заявив об "атлантической солидарности", косвенно подтвердила, что "российский самолет находился на момент атаки в сирийском воздушном пространстве". Следовательно, Вашингтон больше стремится сохранить нынешний формат своего участия в сирийском конфликте, делая основную ставку на сирийских курдов, которые Анкарой рассматриваются в качестве главной террористической угрозы.

Помимо этого, своими действиями Турция попыталась сорвать ход переговоров в "венском формате" по сирийскому урегулированию. Это также вызвало серьезное недопонимание со стороны международного сообщества. 

Наконец, члены семьи Эрдогана оказались лично заинтересованы в сохранении незаконного нефтяного бизнеса, который является финансовой опорой таких радикальных организаций, как "Исламское государство" и "Джабхат ан-нусра" (сирийское подразделение "Аль-Каиды"- ред). 

Даже в турецком обществе, где, в общем, наблюдается консенсус относительно крайне кратковременного нарушения российской стороной государственной границы Турции и того, что необходимые предупреждения были сделаны (что в реальности это было невозможно), позицию Реджепа Эрдогана поддержали лишь сторонники Партии справедливости и развития и Партии националистического движения. Главная же оппозиционная Народно-республиканская партия и условно прокурдская Партия демократии народов призвали Анкару и Москву к благоразумию. При этом акцент был сделан не на самом инциденте, а на причинах, которые к нему привели, включая ошибочную внешнюю политику правящей партии на сирийском направлении. 

В состоявшемся по инициативе турецкой стороны телефонном разговоре на уровне министров иностранных дел глава турецкого внешнеполитического ведомства Мовлуд Чавушоглу выразил Сергею Лаврову лишь свои соболезнования, но не извинения. Аналогичную позицию заняли и другие представители высшего руководства Турецкой Республики.

И ответ Москвы

Учитывая вышеизложенное, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Москве "брошен беспрецедентный вызов". И это определило соответствующую реакцию. В соответствии с указом президента России от 28 ноября "О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и защите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" будет осуществлено следующее:

— с 1 января 2016 года в отношении Турции приостанавливается безвизовый режим;

— запрещаются чартерные авиарейсы в эту страну, что фактически означает остановку массового потока российских туристов;

— вводятся ограничения на ввоз в РФ установленной номенклатуры турецких товаров (за исключением товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном в рамках ЕАЭС);

— ограничивается деятельность на российской территории турецких компаний;

— вводится запрет для работодателей РФ на привлечение с 1 января 2016 года работников из числа граждан Турции (это не распространяется на тех, кто уже имеет действующие трудовые контракты или вид на жительство в РФ).

Таким образом, факт уничтожения ВВС Турции российского боевого самолета над сирийской территорией принципиально изменил отношения между Москвой и Анкарой. Процесс их ухудшения удастся приостановить только в том случае, если на уровне спецслужб России и Турции удастся договориться по курдской проблеме. Москва откажется от поставок сирийским курдам вооружений (например, противотанковых ракетных комплексов "Корнет") и осторожно отнесется к перспективе получения ими широкой автономии в рамках обновленного сирийского государства если Анкара, в свою очередь, прекратит поддержку радикалов-исламистов в Сирии, закрыв для них свою границу. Фактически это единственная возможность восстановления российско-турецких отношений в ближайшей перспективе.

В противном случае Турцию ждут как экономические проблемы, так и постепенное сокращение влияния в Сирии. Причем с военной точки зрения турецкие ВВС мало чем смогут помочь дружественным бандформированиям, так как, во-первых, Воздушно-космические силы России их не пустят на территорию САР. А во-вторых, развернутые на авиабазе "Хмеймим" российские зенитные ракетные комплексы С-400 фактически установили бесполетную зону, в том числе над близлежащей турецкой территорией, что уже существенно ограничило полеты ВВС Турции. 

Существует и еще одна проблема, которая может возникнуть в резко усложнившейся повестке дня российско-турецких отношений. 

Напомним о том, как в начале сентября 1938 г. национальное собрание Александреттского санджака, расположенного в пределах управлявшейся тогда французами Сирии, провозгласило независимую Республику Хатай, где турецкое население не составляло абсолютного большинства. Менее года спустя, после так называемого "всенародного референдума", продавленного кемалистами и санкционированного Парижем (которому был крайне важен нейтральный статус Турции во Второй мировой войне), Хатай стал турецким вилайетом, что привело к массовому исходу оттуда арабов, армян, а также представителей ряда других этноконфессиональных групп. Принадлежность этого края долгое время оставалась причиной напряженности в отношениях между Анкарой и Дамаском, не признававшим турецкого суверенитета над бывшей Александреттой вплоть до середины 2000-х годов.

При негативном сценарии сирийские власти при поддержке некоторых других государств вполне могут поставить вопрос о незаконной аннексии этой территории со стороны Турции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

155
Теги:
теракты, вооружение, санкции, Владимир Евсеев, Сирия, Россия
Темы:
Сбитый Турцией Су-24 России (53)

Перспективы разминирования в Нагорном Карабахе

55
(обновлено 09:34 25.11.2020)
Разминирование зоны недавних боевых действий и других районов Нагорного Карабаха предполагает постепенное очищение от взрывоопасных предметов территории площадью в сотни квадратных километров.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Процесс разминирования требует огромных ресурсов (миллионов долларов) и десятилетий кропотливой работы для введения опасных земель в хозяйственный оборот.

Минные поля, неразорвавшиеся боеприпасы и самодельные взрывные устройства считаются главной проблемой любой постконфликтной территории. Самый свежий пример постоянно присутствующей смертельной угрозы – подрыв 23 ноября в окрестностях села Мадагиз группы военнослужащих Азербайджана, РФ и сотрудников МЧС непризнанной Нагорно-Карабахской республики. В зоне конфликта подобные опасности ежедневно подстерегают миротворцев, саперов и спасателей.

На аэродромы города Ереван вчера переброшено более 100 военнослужащих Международного противоминного центра Минобороны России, а также 13 единиц военной и специальной техники. Инженерные подразделения сегодня совершают марш по маршруту Ереван – Горис – Степанакерт. Передовые подразделения саперов приступили к разминированию местности, дорог и объектов в Нагорном Карабахе 23 ноября. Приоритетная задача – оперативно провести разминирование в точках дислокации, на маршрутах передвижения миротворцев между постами и на отдельных объектах инфраструктуры.

Лишь на одном из участков российские саперы обезвредили около 30 противотанковых мин. Как правило, обнаруженные боеприпасы уничтожаются методом подрыва на специальном полигоне или на месте. К сложной и напряженной работе специалисты Международного противоминного центра ВС РФ подготовлены в соответствии со стандартами противоминной деятельности Организации Объединенных Наций, имеют на вооружении новейшую технику – миноискатели ИМП-С2, робототехнические комплексы "Уран-6". Современные средства поиска и защитное снаряжение снижают, но не исключают риск для здоровья и жизни российских военнослужащих в Нагорном Карабахе.

Сложность миссии

Современные локальные и региональные конфликты отличаются перманентным характером боевых действий и широким применением минных полей, мин-ловушек, придорожных фугасов и других "сюрпризов" – непосредственно в оперативной зоне и на прилегающих территориях. Не имея большого количества войск и ресурсов для создания тактически выверенной, плотной, эшелонированной обороны (к примеру, на стокилометровой линии фронта), стороны конфликта сосредоточивают подразделения и боевую технику на отдельных участках, а "дыры" прикрывают минными полями. В Карабахе применялись в основном мины советского производства – противотанковые ТМ-62, противопехотные ПМН-2. При этом карты-схемы их расположения составляются "на коленке", и в дальнейшем нередко теряются. Под влиянием капризов погоды, мины со временем выходят из строя, и минные поля "обновляются".

Вероятно, свежие минные поля и "растяжки" стороны конфликта снимут без особых проблем. Однако точного расположения всех минных полей за долгие годы противостояния в регионе не знает никто. Отдельная проблема – большое количество неразорвавшихся или оставленных в боевой обстановке артиллерийских снарядов. В карабахской земле находятся многие тысячи взрывоопасных предметов. Поэтому десятилетия кропотливой работы российских саперов, активное привлечение ресурсов ООН и других гуманитарных организаций – минимальные условия для окончательного выхода территории из войны.

Ранее глава Национального агентства по разминированию территорий Азербайджана (ANAMA) Газанфар Ахмедов заявил, что полное разминирование перешедших под контроль Баку территорий в Карабахе потребует более десяти лет. В Сирии гуманитарная миссия Армении в составе 83 человек за шесть месяцев 2019 года освободила от мин, снарядов, авиабомб и самодельных взрывных устройств около 20 гектаров. Послевоенный опыт многолетнего разминирования территорий Абхазии и Южной Осетии (где саперам предстоит еще много работы) также подтверждает глобальный объем задач в Карабахе.

Объединенные усилия

Служба ООН по вопросам разминирования (UNMAS) только в минувшем году потратила в 19 странах (включая Ирак, Афганистан и Сирию) около 495 миллионов долларов. Возможно, часть этих средств будет направлена и на разминирование территории Нагорного Карабаха. По данным UNMAS, миссия начнет развертывание здесь в начале декабря. Прежде всего, специалисты оценят объем работы в сложных условиях горно-лесистой местности. Вероятно, совместные международные усилия саперов позволят ускорить возвращение беженцев в постконфликтный регион.

Обнадеживает и позиция генерального секретаря ООН Антониу Гутериша, который заявил, что прекращение огня позволит гуманитарным организация получить доступ к мирному населению, пострадавшему в результате конфликта, и обозначил готовность к сотрудничеству и взаимодействию с Россией в Нагорном Карабахе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

55
Самолет ВВС США B-52 Stratofortress с крылатой ракетой X-51A

"Игнорировал закон": кому нужны разведывательные полеты США над Россией

63
(обновлено 13:00 24.11.2020)
Шестимесячный срок со дня уведомления Соединенными Штатами о выходе из Договора по открытому небу истек.

СУХУМ, 24 ноя - Sputnik. Вашингтон больше не участвует в сделке, которую "Россия грубо нарушала годами". Администрация Трампа считает, что выводит страну из устаревших договоров, "дававших преимущества противникам ценой национальной безопасности". Теперь Москва намерена добиваться от оставшихся в соглашении гарантий выполнения обязательств. Есть ли шанс на то, что команда Байдена вновь откроет американское небо, читайте материал Софья Мельничук для РИА Новости.

Нет ДОН без доверия

Одна из главных претензий Белого дома к Москве — ограничение инспекционных полетов над некоторыми районами, а именно: Южной Осетией, Абхазией, Чечней и Калининградом. Американцы в ответ закрыли небо Аляски и островов в Тихом океане.

Согласно договору, с 2002 года 35 стран-участниц могут проводить разведывательные полеты над территориями друг друга. Полученные данные доступны всем. При этом самолеты не вооружены, видеоаппаратуру предварительно проверяют, а на борту находится представитель инспектируемой страны.

В 2019-м в рамках ДОН состоялось более 1,5 тысячи таких полетов. Но контроль и укрепление доверия между странами — не единственная цель. Тут бывают и важные политические сигналы. Например, после начала конфликта в Донбассе США выполняли полеты над востоком Украины в знак поддержки Киева.

Нечистоплотные игры

В Кремле считают этот договор очень важным фактором взаимного доверия и контроля над вооружением. Выход из соглашения США делает его нежизнеспособным, отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Однако Москва продолжит соблюдать положения документа — при нескольких условиях, подчеркивали в МИД.

Первое — европейские страны гарантируют, что не передадут данные своих облетов Соединенным Штатам. Второе — российские самолеты смогут инспектировать американские объекты в Европе. Пока никаких гарантий не поступило, и Москву это категорически не устраивает.

"Не секрет, что США требуют от союзников пойти на подписание документов, в соответствии с которыми после выхода Вашингтона (из ДОН. — Прим. ред.) они будут передавать американской стороне информацию, полученную по итогам наблюдательных полетов над Россией, — говорил Константин Гаврилов, руководитель российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями. — Это не просто нарушение ДОН, это — нечистоплотные игры на ниве договора, который стал очередной жертвой в стратегии Вашингтона на планомерный вывод из строя звеньев международной архитектуры контроля над вооружениями и нераспространения".

"Это безумие"

Выход США из ДОН в первую очередь бьет по союзникам Вашингтона в Европе. Им важен доступ к данным, которые собирали американские самолеты. Представители нескольких европейских стран выражали сожаление по поводу решения Вашингтона. "Мы понимаем, что были трудности, связанные с соблюдением положений со стороны России. Однако это, на наш взгляд, не повод выходить из договора", — говорил глава МИД Германии Хайко Маас.

Во французском внешнеполитическом ведомстве указывали, что США не предоставили доказательств нарушений соглашения Москвой. В совместном заявлении Испания, Бельгия, Финляндия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Чехия и Швеция подчеркнули, что ДОН остается "функционирующим и полезным".

В самих Штатах нет единодушия по этому вопросу. Например, член комитета сената по международным отношениям Роберт Менендес так оценивает действия Белого дома: "Президент Трамп нагло проигнорировал закон и в одностороннем порядке совершил политически мотивированный выход даже после того, как проиграл президентские выборы".

"Это безумие", — комментировал генерал ВВС США и бывший директор Агентства национальной безопасности, директор ЦРУ Майкл Хайден. Глава Госдепа при Рональде Рейгане Джордж Шульц, министр обороны при Джордже Буше Уильям Перри и бывший сенатор и неофициальный советник Барака Обамы Сэмьюэл Нанн отправили в Белый дом письмо с призывом сохранить Договор по открытому небу.

Конец соглашений

За четыре года президентства Дональда Трампа весь мир убедился: в контроле над вооружениями он не заинтересован. В 2018-м американский лидер объявил о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий — иранской ядерной сделки 2015 года — под предлогом того, что Тегеран ее не соблюдает.

Спустя год та же участь постигла Договор о ракетах средней и меньшей дальности, подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым.
В 2020-м источники в администрации рассказали, что в Белом доме обсуждали ядерные испытания — впервые с 1992 года. Это нарушило бы мораторий, который распространяется на США, Россию, Китай, Британию и Францию.

Неясна судьба Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) 2010 года. Второй раунд переговоров завершился в сентябре, США предложили России ряд дополнительных условий, среди которых есть невыполнимое: подключение к соглашению Китая. СНВ-3 истекает в феврале, и опрошенные РИА Новости эксперты сильно сомневаются, что его удастся продлить.

Как бы то ни было, Договор по открытому небу, скорее всего, станет последней жертвой администрации Дональда Трампа. Джо Байдена рано поздравлять с официальной победой, но вероятность того, что он займет Овальный кабинет, растет с каждым днем.

Войти по-новой

Некоторые эксперты считают, что Байдену стоило бы подумать о возвращении в Договор по открытому небу. Однако это вряд ли произойдет, полагает Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ.

"В США за несколько десятилетий сложилась четкая позиция: если они выходят из соглашения по контролю за вооружениями, они туда не возвращаются, — говорит он в беседе с РИА Новости. — Более того, претензии к России по ДОН Штаты предъявляли много лет, еще при администрации Обамы. Существует консенсус между Белым домом, Пентагоном и разведсообществом о том, что Москва не в полной мере соблюдает и нарушает положения документа".

К тому же, указывает эксперт, возвращение в договор потребует ратификации решения верхней палатой конгресса. Учитывая, что она может вновь оказаться под контролем республиканцев, это сулит новые проблемы.

Однако даже если Байден решит отменить решение предшественника, это займет время. "К тому же сейчас Трамп создает дополнительные препятствия", — отмечает в разговоре с РИА Новости Олег Шакиров, консультант ПИР-центра, старший эксперт Центра перспективных управленческих решений. Речь о намерениях Белого дома заставить ВВС страны избавиться от самолетов, которые используются для наблюдательных полетов.

"Долгое время конгресс из-за действий республиканцев не выделял средства на их модернизацию, и борьба эта была направлена на подрыв ДОН, — поясняет собеседник агентства. — Без наблюдательных самолетов возвращаться будет сложнее".

Помимо этого, добавляет Шакиров, нужно учитывать, кто займет кресла в кабинете Байдена. Так, Майкл Карпентер — бывший советник по внешней политике, например, тоже выступал против участия США в ДОН, так как Россия якобы собирает информацию об американской инфраструктуре для зловредных действий.

Если говорить более масштабно, главная идея Байдена — восстановление доверительных отношений с Европой, подчеркивает Шакиров. И учитывая, что для нее договор важен, возможно, США к нему пусть и не сразу, но вернутся — ради союзников.

63

Сенат Франции призвал правительство признать Нагорный Карабах

66
В поддержку документа высказались 305 сенаторов, против проголосовал один. Резолюция носит рекомендательный характер.

СУХУМ, 25 ноя - Sputnik. Сенат Франции принял резолюцию с призывом к правительству признать Нагорный Карабах, сообщает РИА Новости. 

"Сенат... призывает правительство признать республику Нагорный Карабах и сделать это признание инструментом переговоров для установления прочного мира", - говорится в резолюции.

Сенаторы считают, что безопасность и свобода армянского населения Нагорного Карабаха не гарантируются Азербайджаном.

В принятой резолюции также осуждается военная агрессия Азербайджана, "проводимая при поддержке турецких властей и иностранных наемников". Сенаторы призывают к немедленному выводу азербайджанских вооруженных сил и их сторонников с территорий, занятых ими в результате военных действий, которые велись в Нагорном Карабахе с 27 сентября.

"Сенат... призывает правительство оказать массовую гуманитарную помощь гражданскому населению Нагорного Карабаха, требуя открытия гуманитарных коридоров", - отмечается в документе.

Кроме того, сенат предлагает правительству потребовать проведения "международного расследования военных преступлений, совершенных в Карабахе, в частности в отношении гражданского населения и с использованием оружия, запрещенного международным правом".

Парламентарии призывают исполнительную власть "извлечь дипломатические последствия из роли, которую играют власти Турции, и рассмотреть вместе с европейскими партнерами наиболее решительные ответные меры".

Сенаторы указывают на то, что "президент Турции Тайип Эрдоган в последние годы увеличил число провокаций, запугиваний и угроз в отношении Франции, Европы и других стран". По мнению членов сената, проводимая Турцией "экспансионистская политика является основным фактором дестабилизации в Восточном Средиземноморье, на Ближнем и Среднем Востоке, а теперь и на Южном Кавказе" и "представляет угрозу для безопасности Франции и Европы в целом".

66