Пицундский орган.

Матиас Шуке: Пицунда - особое место на карте органной музыки

415
(обновлено 20:08 30.11.2015)
Об уникальности Пицундского органа и условиях эксплуатации инструмента рассказал в интервью Sputnik директор органостроительной фирмы "Александр Шуке оргельбау" Матиас Шуке.

Матиас Шуке, директор органостроительной фирмы "Александр Шуке оргельбау", которая изготовила и установила орган в Пицунде в 1975 году, рассказал Sputnik об уникальности органа в Абхазии и условиях эксплуатации инструмента. 

— Как давно вы начали заниматься строительством органов и где этому обучались?

— Я начал обучаться профессии органостроителя в 1974 году. Учился в фирме своего отца.

— Как получилось, что из множества музыкальных инструментов вы выбрали именно орган?

— Это заслуга моего отца и деда. Я вырос на нашем предприятии.

— Когда вы построили первый орган и где он сейчас установлен?

— Мой первый монтаж был в Предигеркирхе в городе Эрфурта.

 Умеете ли вы играть на органе?

— Да, конечно, я могу и играть на органе. Однако я больше сконцентрирован на строительстве органов, и умение играть на инструменте — лишь часть этого мастерства.

— Вы следите за судьбой своих инструментов? Что вы знаете о судьбе пицундского органа?

— Конечно, в большинстве случаев нам известна судьба наших инструментов. В Пицунде у нас хорошие контакты. Особенно с органисткой Мариной Шамба и директором концертного зала Гундой Агрба. Каждый орган нашей фирмы уникален, так как изготавливается специально для того помещения и места, где он будет установлен. Каждый орган нашей фирмы для нас как ребенок, который выходит в мир. И, конечно, родители никогда не забудут своего ребенка. Также и мы никогда не забываем о наших инструментах.

— Обычно под органы создают специальные залы или их размещают в католических храмах. В Пицунде особый случай. Орган, инструмент, не свойственный православной традиции, разместили в старинном православном храме. Какие нестандартные задачи пришлось решать при проектировании и строительстве? Какие особенности отличали именно этот заказ?

— Органы размещаются повсюду: в концертных залах и церквях всех конфессий, в музыкальных школах, помещениях общин, консерваториях и филармониях, отелях и в частных помещениях. Для этого нет никаких ограничений. Так, в 1975 году в советское время в Пицунде был концертный зал, для которого был сделан заказ на изготовление органа. Благодаря отлично подходящей для органа акустике, этот культурно и исторически значимый объект был сохранен, в то время как другие храмы тогда использовались в качестве спортзалов, бассейнов, конюшен или складов строительных материалов. 

 Говорят, что каждый орган неповторим по своему звучанию, какая особенность у Пицундского органа?

— Орган в Пицунде уникален, так как был спроектирован моим отцом и построен на фирме Шуке специально для этого концертного зала. Во всем мире нет второго такого органа, также как нет второго такого же концертного зала.

 Нужны ли определенные климатические условия для эксплуатации органа, учитывая высокий уровень влажности в Абхазии?

— Да, необходимы определенные климатические условия. Следует избегать слишком быстрой смены температуры и влажности воздуха. Лучше всего естественная смена с течением времени года или использование кондиционера для поддержания постоянной температуры и влажности воздуха, как это делается в современных концертных залах. Наш орган в Пицунде специально спроектирован и построен с учетом особенностей местного климата. Это подтвердилось на практике его хорошего функционирования в течение прошедших 40 лет.

 Есть ли в вашей практике орган, который вы выделяете из всех вами построенных?

Народная артистка Республики Абхазия Марина Шамба.
© Sputnik / Илона Хварцкия

— Поскольку орган изготавливается всегда индивидуально, специально для каждого помещения, мы, органостроители, очень интенсивно работаем над каждым инструментом. На нашем предприятии мы сами изготавливаем вручную почти все 70 000 отдельных составляющих деталей инструмента. Поэтому для меня каждый наш инструмент особенный. С каждым из них есть сильная связь. Орган в Пицунде, конечно, особо выделяется тем, что это был один из последних инструментов, спроектированных моим отцом и построенных под его руководством. Другие новые органы находятся, например, в Кафедральном соборе Калининграда (Россия), в Кафедральном соборе Магдебурга (Германия), в Бардовике (Германия). 

 Если бы у вас была возможность повернуть время вспять и изготавливать другой музыкальный инструмент, какой бы это был инструмент?

— Я буду снова и снова выбирать орган и органостроение. Воспользовавшись случаем, я хотел бы поздравить всех с 40-летним юбилеем органа в Пицунде. Мы рады, что этот орган, как и прежде, имеет такое большое значение в концертной деятельности. Ежегодно многие слушатели наслаждаются звучанием органа во время концертного сезона. Чтобы так продолжалось и дальше, мы охотно готовы выполнять регулярное техническое обслуживание органа для поддержания инструмента в работоспособном состоянии. Пицунда представляет собой особое место на карте органной музыки. 

За помощь в подготовке интервью благодарим Полномочного представителя Абхазии в Германии Хиблу Амичба и Винцента Шапера, руководителя отдела по связям со странами северной и восточной Европы и СНГ фирмы "Александр Шуке оргельбау". 

415
Теги:
орган, музыкальные инструменты, концертные залы, 40-летие Пицундского органа, Германия
Темы:
40-летие Пицундского органа (18)
По теме
Гарри Коняев: я играл на многих органах мира, Пицундский – мой любимый
Потсдамская миссия инженера Джонуа. Из истории Пицундского органа
Манана Шамба: наша капелла открывала органный зал в Пицунде
Загрузка...

Орбита Sputnik