Урбан Якша.

Британский политолог Урбан Якша: маленькой стране нужно балансировать

946
(обновлено 22:46 01.02.2016)
О формировании внешней политики Абхазии, роли России в Абхазии и развитии отношений Абхазии и Евросоюза рассказал в интервью Sputnik Абхазия политолог, аспирант Йоркского университета в Великобритании Урбан Якша.

Молодой ученый из Словении, аспирант Йоркского университета в Великобритании Урбан Якша исследует вопросы внешней политики Абхазии. В январе 2016 года он впервые приехал в республику, где уже провел ряд встреч с общественными и политическими деятелями.

Беседовала Астанда Ардзинба. 

— Урбан, мне известно, что вы приехали в Абхазию с целью научного исследования, расскажите об этом исследовании, о чем оно? 

— В прошлом году я поступил в аспирантуру Йоркского университета в Великобритании и сейчас пишу диссертацию о внешней политике Абхазии. Меня интересует то, как республика взаимодействует с другими странами и международными организациям, то есть ее многосторонние и двухсторонние связи. Кроме того, я изучаю, как участвует гражданское общество в формировании внешней политики, какая при этом роль ученых, в частности, историков. Я изучаю данную тему уже два года. Еще до поступления в аспирантуру я много бывал на Кавказе, жил полгода в Армении, где впервые и познакомился с вопросами де-факто государств, непризнанных или частично признанных государств. Посещал Нагорный Карабах, Приднестровье, Косово, Палестину. 

— Это ваш первый визит в Абхазию?

— Да, я первый раз в Абхазии, но, думаю, не в последний. Еще до приезда я много читал об Абхазии. Тем не менее, я не ожидал настолько красивой природы. Здесь просто замечательные пейзажи. Я был поражен. Народ здесь очень гостеприимный, это правда. В принципе, как и везде на Кавказе. Я здесь чувствую себя в своей тарелке. Может, потому что я уже привык к кавказской культуре. Я сам словенец, но мой дедушка из Македонии. Мне кажется, что культуры на Кавказе и на Балканах похожи. 

 Вы провели в республике ряд встреч, удалось получить полезную информацию?

— Я встречался с министром иностранных дел, но еще не виделся  с некоторыми другими ключевыми игроками внешней политики Абхазии в прошлом и настоящем. Кроме того, нужно определенное время, чтобы анализировать полученный материал. Могу сказать, что в научной литературе и в СМИ на Западе встречается такая точка зрения, что Абхазия полностью зависима от России, это некое марионеточное государство, так же как Южная Осетия и Приднестровье. 

Я встречался с людьми, которые так или иначе связаны с формированием внешней политики республики. В частности, с общественными деятелями, а также с рядом политиков, в том числе с политическими деятелями прошлых лет. У них очень большой опыт в этой сфере. Они работали в сфере внешней политики даже во время войны. Всегда интересно узнать, какая у них точка зрения, какие взгляды. Это невозможно вычитать в какой-либо книге. 

 Вы, кстати, упоминали, что читали об Абхазии перед приездом. В Европе доступна литература, из которой можно подробнее узнать о республике?

— Можно найти информацию в научной литературе, которой становится понемногу все больше. Сейчас уже достаточно много в Европе написано о грузино-абхазском конфликте. Я, безусловно, интересуюсь и этой темой, хотя в область моих научных исследований входит преимущественно послевоенное время, когда непосредственно формировалась внешняя политика страны. Временные рамки моего исследования: 1999 год, когда абхазский народ по итогам проведенного референдума объявил о своей независимости, и до 2015 года. 

 Разве, это не превалирующее мнение?

— В научной литературе нет. Может быть, в СМИ это мнение доминировало в 1990-х годах, но в 2000-х годах ситуация поменялась. Однако в контексте событий на Украине возобновилась информационная война, и дискурс о полной зависимости Абхазии от России вернулся. Снова стали говорить, что у Абхазии нет своей внешней политики, а интересы Абхазии и России во всем совпадают. 

 А у вас какое мнение по этому вопросу? 

— Конечно, Абхазия ограничена в своих возможностях проводить внешнюю политику. Абхазия лишь частично признанное государство. Ее признало шесть стран — членов ООН. Между тем, есть неофициальные связи, которые Абхазия может использовать, чтобы проводить внешнюю политику. Здесь существенную роль играет абхазская диаспора в Турции и крепкие связи с Северным Кавказом, в частности, с абазинами и черкесами. У Абхазии есть экономические связи, в том числе даже в Евросоюзе. Есть культурные связи с различными странами. Абхазия может пользоваться всеми этими инструментами, чтобы проводить свою внешнюю политику. 

 Некоторое время назад  в республике был дискурс о том, должна ли быть внешняя политика Абхазии многовекторной. Противники такого подхода утверждали, что это невозможно для маленькой страны. Как вы считаете, действительно ли так?

— Абхазия хоть и маленькая страна, но она расположена в очень сложной геополитической зоне. Мне кажется, и это касается всех маленьких государств, которые находятся в подобных регионах, им придется балансировать. Им всегда нужно будет находить баланс между государствами, которые на этой территории распространяют свое влияние. Опять можно сравнить Кавказ с Балканами. Например, Словения тоже в прошлом и сейчас вынуждена балансировать между интересами определенных стран. 

В Абхазии инициатива к многовекторной политике проявилась особенно сильно во время президентства в республике Сергея Багапш. Но оказалось, что в частности со стороны Евросоюза не последовало много политических инициатив. То есть, Европа тогда не проявила активного интереса к Абхазии. Думаю и сейчас абхазское общество разделено по вопросу, нужно ли развивать отношения с другими странами или достаточно лишь отношений с Россией.

 Думаю, подписание договора о стратегическом партнерстве с Российской Федерацией во многом определило ориентиры Абхазии…

— Россия играет для Абхазии очень важную роль, не только в политической, но в экономической сфере. У вас очень много российских инвестиций в стране. Но самое главное, Россия играет важную роль для безопасности Абхазии. Тем не менее, я думаю, что договор о союзничестве с Россией не ограничивает Абхазию в том, чтобы развивать отношения с другими государствами. Если у них будет к этому интерес. 

 Каким вы видите развитие отношений Абхазии с европейскими странами? 

— Надо понимать, что под обобщающим словом Европа, подразумевается 28 разных государств. У них разные культуры, разные интересы. Мне кажется, что здесь многие, говоря о Европе, думают о ней как об одном государстве. Тем не менее, не скажу, что у нас нет единой внешней политики в ЕС, есть много сложностей выработать отдельную позицию во внешней политике. В частности, очень маленький интерес, который Европа некогда продемонстрировала в отношении Абхазии тоже связано с внутренней политикой Евросоюза. 

Кроме того, в настоящее время Европа находится в сложной ситуации. Вы знаете об ухудшении отношений между ЕС и Россией. Также в Европе сейчас миграционный кризис, да и экономическая ситуация, особенно на юге, в таких странах как Греция и Испания, оставляет желать лучшего.  Это причины, по которым Европа, возможно, проявляет достаточно маленький интерес к отношениям с Абхазией. 

 Что в вашей родной стране, Словении, или в стране, где вы учитесь, в Великобритании, знают об Абхазии? Мне кажется очень мало, разве не так?

— К сожалению, придется с этим согласиться. И в Словении, и в Великобритании, мне кажется, и в большинстве стран мира очень мало знают об Абхазии. Когда я сказал семье, что собираюсь поехать в Абхазию, дедушка взял атлас и тщетно пытался найти на нем Абхазию. Тем не менее, у меня есть друзья, которые уже бывали в Абхазии. Могу сказать, что понемногу развивается народная дипломатия. Хотя еще некоторое время в Европе был развит стереотип, что здесь и на Кавказе в целом живут дикие племена с автоматами, ситуация неблагоприятная, и якобы иностранцу здесь находиться небезопасно. Это представление со временем развеялось, и теперь на Кавказ европейцы едут даже в туристических целях. 

К вопросу о преодолении информационного барьера. Если я попаду, например, в США, Латинскую Америку или в Африку, то там очень мало знают и о Словении. Хотя она – признанная мировым сообществом страна, но маленькая и достаточно молодая. Вообще, я вижу много общего в истории Абхазии и Словении. Тем не менее, думаю, что Абхазии лучше всего использовать опыт Тайваня или Северного Кипра. 

 Не существует ли в Европе стереотип, что в Абхазии небезопасно находиться?

— На сайте МИД Великобритании написано, что по грузинским законам незаконно въехать в Грузию из России через Абхазию, поскольку нет никакого официального пограничного контроля. Если въехать в Грузию, в этом случае вы можете столкнуться с уголовным преследованием. Кроме того, отмечается, что в республике небезопасно. Безусловно, это пугает многих европейцев, которые хотели бы приехать в Абхазию. Существуют также практические проблемы, например, международная страховка. То есть что-то с тобой случиться здесь, это не войдет в страховку. Но не думаю, что это серьезная проблема, чтобы воочию увидеть Абхазию. Все это стереотипы. Со своей стороны могу сказать, что в Абхазии совсем не опасно. Если сравнить, например, с Нагорным Карабахом, то там намного сложнее ситуация, несмотря на прекращение огня, инциденты на линии соприкосновения постоянно происходят, и солдаты на границах умирают. Здесь ситуация спокойная, во многом этому способствует роль, которую играет Россия в республике. 

— Мне известно, что у вас в планах посещение стран, которые контактируют с Абхазией по вопросам внешней политики. Какие именно это страны, с кем вы намерены там встретиться?

— Действительно. Я хочу изучить внешнюю политику некоторых государств в отношении Абхазии. В частности, внешнеполитическую линию России, США и Евросоюза в отношении вашей республики. После Абхазии я поеду в Москву, где пробуду около месяца. Буду встречаться с представителями российского МИД. Позже у меня намечена поездка в Брюссель, в европейских структурах и институтах я намерен узнать об отношениях с Абхазией. Та же задача стоит в Вашингтоне. 

 Не могу не спросить, каким вы видите решение грузино-абхазского конфликта? Есть ли реальная вероятность того, что Грузия подпишет договор о неприменении силы и признает Абхазию?

— Это сложный вопрос для меня. Известно, что переговоры в Женеве сейчас находятся на мертвой точке. Есть разные предложения о том, как их оживить. Можно поменять формат, и вместо нескольких сторон можно сделать двухсторонние переговоры между Грузией и Абхазией. Но, мне кажется, это не выход из сложившейся ситуации. Проблема еще в том, что в Грузии сейчас активно говорят о том, что Абхазия – это оккупированная территория, и не Абхазия – сторона конфликта, а Россия. Это, безусловно, обижает жителей Абхазии. 

 Но, например, уже тема вашей диссертации опровергает подобное мнение. Все-таки у Абхазии есть внешняя политика, получается?

— По моему мнению, не стоит сравнивать все постсоветские де-факто государства. Они все разные. Например, зависимость Южной Осетии от России совсем другая тема, нежели зависимость Абхазии от России. Не стоит сравнивать Абхазию и с Нагорным Карабахом, который полностью зависит от Армении, они очень интегрированы в Армению. Конечно, в экономическом и политическом смысле Абхазия зависима от России. И как уже говорил, в сфере обеспечения безопасности Россия в республике играет очень важную роль. Кроме того, большинство граждан Абхазии имеют второе российское гражданство. Но это не значит, что у Абхазии вообще нет своей внешней политики или, что Абхазия является оккупированной страной. 

946
Теги:
внешняя политика, политологи, международные отношения, исследования, наука, Евросоюз, МИД Абхазии, Абхазия, Турция, Россия, Брюссель, Великобритания, Словения, Грузия, США

Карабахское обострение как попытка втянуть Россию в войну на Кавказе

208
(обновлено 10:24 29.09.2020)
Обострение вооруженного противостояния в Нагорном Карабахе, многолетние военно-политические противоречия Баку и Еревана сегодня используются как инструменты для достижения недобрых целей третьими странами.

Создается впечатление, что кто-то стремится втянуть Россию в большую войну на Кавказе - для отвлечения ее сил и средств от Беларуси, Сирии, "Северного потока - 2" и других точек геополитического противостояния, пишет военный обозреватель Александр Хроленко.

Непосредственные участники конфликта - Баку и Ереван - осознанно или вынужденно "подставляют" Москву, разрушают систему безопасности СНГ и ОДКБ. Есть и геополитические риски, связанные с внешней "проекцией силы" рядом западных стран, имеющих на Кавказе своекорыстные интересы.

Проблема Нагорного Карабаха военным путем не решается. С этим постулатом урегулирования согласны обе стороны конфликта - Азербайджан и Армения (которая защищает интересы не являющейся стороной переговоров непризнанной Нагорно-Карабахской Республики) и Минская группа ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями - Россией, США и Францией.

Переговорный процесс продвигается медленно и сложно, однако нет объективных причин для перехода 27 сентября к активным боевым действиям с применением тяжелой артиллерии, танков, ракетных комплексов и ударной авиации.

Развернувшееся "соревнование" военных ведомств Армении и Азербайджана в области публикации видео подбитых танков противника, тревожная статистика потерь с обеих сторон - в России вызывают искреннее сочувствие к армянскому и азербайджанскому народам.

Объективно боевые действия невыгодны ни одной из сторон конфликта, и в случае дальнейшей эскалации последствия могут быть самыми неожиданными: ввод иностранных миротворцев (формированию зон безопасности) или при самом негативном развитии событий - широкомасштабная война на Южном Кавказе с участием стран ОДКБ (прежде всего, России) и НАТО (намекает Турция).

Напомню, в регионе со смешанным азербайджанско-армянским населением конфликт начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. На первом этапе роль миротворцев выполняли Внутренние войска (ВВ) МВД СССР, которым удавалось в течение трех лет сдерживать активное вооруженное противостояние.

После распада Советского Союза, и вывода ВВ бои разгорелись с новой силой, и к 1994 году Азербайджан утратил контроль над большей частью Нагорного Карабаха и семью прилегающими районами. Переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ ведутся с 1992 года, периодически вооруженное противостояние обостряется.

Новая система координат

С театра военных действий в Нагорном Карабахе поступают достаточно противоречивые сведения.  Азербайджан и Армения обвиняют друг друга в начале эскалации, и якобы лишь отвечают на вооруженные провокации. На этом фоне в Азербайджане в понедельник объявлена частичная мобилизация, президент Ильхам Алиев ввел военное положение в ряде городов и регионов республики. В Армении всеобщая мобилизация и военное положение объявлены днем ранее.

По данным азербайджанских властей,  27 сентября армянские войска оставили семь сел так называемого "пояса безопасности" (в советский период эта территория Азербайджанской ССР не входила в Нагорно-Карабахскую автономную область, и оказалась под контролем армянских сил в начале 1990-х). Утром 28 сентября президент непризнанного Нагорного Карабаха Араик Арутюнян отметил: "Мы потеряли позиции, мы потеряем еще, но мы также завоюем позиции". Продолжаются позиционные бои. Тотального превосходства одной из сторон не наблюдается.

Баку и Ереван в равной степени готовы "восстановить историческую справедливость", с применением реактивных систем залпового огня большой мощности и "Искандеров", ударной авиации и беспилотников. Каждый день боевых действий обещает новые жертвы и разрушения.

В сложившейся ситуации уже не принципиально, кто 27 сентября первым открыл огонь из тяжелой артиллерии и танков, кто продемонстрирует превосходство в области оперативного искусства на поле боя.

Главное сегодня - остановить эскалацию на границе Нагорного Карабаха, вернуться за стол переговоров, сохранить человеческие жизни. Не следует забывать и о союзнических обязательствах.

Если Баку и Ереван считают себя союзниками Москвы, они должны учитывать российскую позицию, осознавать последствия разрушения существующей системы взаимоотношений и системы региональной безопасности. Даже с учетом сложнейшего комплекса противоречий, весомых аргументов и резонов сторон вооруженного противостояния, России не нужна война на Кавказе. В МИД РФ призвали стороны Нагорно-Карабахского конфликта "немедленно прекратить огонь".

Полагаю, разум восторжествует, и до крайностей широкомасштабной военной эскалации с участием коалиционных группировок ситуация в регионе не деградирует. Тем более что международная реакция на карабахское обострение в целом конструктивна. Выражают обеспокоенность, и предлагают посреднические услуги страны Евросоюза, США, Иран. Поддерживает развитие силового сценария лишь турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, но преимущественно на словах. Даже воинственной Анкаре есть что терять в опасной игре на Южном Кавказе. Нападение на Армению неизбежно вызовет ответ ОДКБ, то есть войну с Россией (а это не Кипр с Грецией). Кто же основной заказчик и бенефициар горячих событий.

Поразительная прозорливость

Значительно упредив события и официальную реакцию на них Вашингтона, дипломатические представительства США в Азербайджане и Армении в пятницу, 25 сентября предупредили своих граждан о накаляющейся обстановке.

Посольство США в Армении не рекомендовало посещать Нагорный Карабах, регионы к северу от Дилижанского национального парка, до границы с Грузией в Тавушской области. В тот же день посольство США в Азербайджане призвало своих граждан не выезжать за пределы Абшеронского полуострова "в связи с обострением напряженности на участках армяно-азербайджанской границы".

Возможно, это не простое совпадение, а следствие сложной военно-политической комбинации.

Стремлению Соединенных Штатов доминировать у границ России в экономической и военной сферах вполне соответствует серия плановых вооруженных конфликтов средней интенсивности на Кавказе и в других регионах. Жителей стран СНГ им не жалко, а российские ресурсы будут гарантированно перенаправлены на ликвидацию военной угрозы. То есть, у Москвы останется меньше сил и средств для конкуренции с Вашингтоном в других частях мира. Обострение Нагорно-Карабахского конфликта явно создает проблемы России, и вполне отвечает национальным интересам США.

208
Джо Байден с сыном Хантером в Вашингтоне. 2009 год

Проблемный отпрыск: кто помешает противнику Трампа победить

95
Подробности "темных дел" Байдена-младшего в специальном докладе раскрыли сенаторы-республиканцы.

СУХУМ, 27 авг - Sputnik. "Дисквалифицировать Байдена!" — призывают на телеканалах, симпатизирующих республиканцам. Неужели бывший вице-президент позволял сыну отмывать деньги через подозрительных миллионеров из России, Украины и Китая, нагнетают страсти в прессе. Чем провинился сын кандидата в президенты от Демпартии и ради чего опубликовали новый компромат, читайте в материале Софьи Мельничук для РИА Новости.

Миллионы от жены Лужкова

"Эффект разорвавшейся бомбы" произвел 87-страничный доклад сенаторов-республиканцев Рона Джонсона и Чака Грассли — глав комитетов внутренней безопасности и финансов. Они утверждают: сын Джо Байдена Хантер замешан в подозрительных финансовых операциях на миллионы долларов с участием иностранцев, в том числе жены бывшего мэра Москвы и членов Компартии Китая. Все это происходило, пока его отец занимал пост вице-президента в администрации Барака Обамы.

От жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, Елены Батуриной, Байден-младший якобы получил 3,5 миллиона долларов. В феврале 2014-го она перевела деньги на счет инвестиционной фирмы Rosemont Seneca Thornton LLC, сооснователем которой значится Хантер Байден, говорится в документе. Затем с мая по декабрь 2015-го Батурина за 11 раз перечислила 392 тысячи долларов компании BAK USA LLC — технологическому стартапу из Баффало, сотрудничавшему с некими китайскими бизнесменами.

По бумагам назначение перевода — "кредитное соглашение". В 2019-м BAK USA LLC объявила о банкротстве. "Эти транзакции были выявлены из-за сообщений о возможной незаконной деятельности Батуриной", — пояснили сенаторы.

Юрия Лужкова в 2010-м уволил президент России Дмитрий Медведев. Из-за обвинений в коррупции, отмечается в докладе. На самом деле в указе "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы" формулировка была другая: "в связи с утратой доверия".

Батурина стала первой и единственной российской женщиной-миллиардером, когда ее компания "Интеко", "предположительно, незаконно", благодаря мужу-градоначальнику, получала госзаказы, пояснили американские сенаторы.

"Мы так много слышали о сговоре с Россией, — заявила представитель Белого дома Кейли Макэнани, имея в виду расследование неких тайных связей Дональда Трампа с Кремлем. — Но получается, единственный сговор — Хантера Байдена". Это удручает, призналась она. И добавила: "Еще и все эти украинские деньги..."

Речь об изложенных в докладе подробностях отношении Байдена-младшего с гражданами Украины, которая в документе упоминается гораздо чаще России и Китая — 141 раз против 57 и 51.

Нефтегаз и проституция

Коррупционный скандал вокруг украинской нефтегазовой компании Burisma разгорелся ровно год назад. Байден-младший входил в ее руководство, а зарплату — в общей сложности 850 тысяч долларов — получал, как предполагают, на счета той самой фирмы Rosemont Seneca Thornton LLC, куда отправляла деньги Батурина.

В 2016-м против Burisma на Украине началось расследование. Но генпрокурора Виктора Шокина, руководившего разбирательством, быстро уволили. Тогдашний вице-президент не скрывал, что приложил руку к отставке "этого сукина сына".

Перед выборами Трамп решил раскопать компромат на оппонента и летом прошлого года в телефонном разговоре с новым украинским президентом Владимиром Зеленским в завуалированной форме попросил возобновить расследование против Burisma в обмен на военную помощь Украине. По крайней мере, так разговор интерпретировали демократы и чуть не довели дело до импичмента.

В докладе сенаторов вознаграждения от Burisma Байдену тоже упоминаются. Помимо этого, Хантер Байден якобы переводил тысячи долларов "иностранкам из Восточной Европы", а именно россиянкам и украинкам. Эти дамы, по данным сенаторов, замешаны в торговле людьми для индустрии "взрослых развлечений" и, возможно, связаны с проституцией.

Подобные скандалы для Байдена-младшего не новость. В 2017-м он развелся с женой, после чего она рассказывала, что бывший муж просаживал огромные деньги в стриптиз-клубах, у проституток и наркоторговцев, в то время как ей нечем было платить по счетам. Журналисты даже нашли аккаунт в соцсети для поиска любовниц, вроде бы принадлежащий Хантеру Байдену.

Китайские связи

Большое внимание в докладе уделено Китаю. Противники кандидата от демократов сомневаются, что Байден сохранит жесткий курс в отношении Пекина, а Трамп уже предупреждал: если победит его соперник, американцам придется учить китайский язык.

По словам сенаторов, Байден-младший вел дела с китайцами, связанными с компартией и Народно-освободительной армией Китая, — Е Цзяньмином и Гунвэнь Дуном. И это, "предположительно, вылилось в миллионы долларов сомнительных транзакций".

С Дуном Байден якобы открыл совместный банковский счет, с которого родственники американца потратили на покупки сто тысяч долларов. Что именно в этом противоречило закону, не уточняется. Но очевидно, Байден общался с "проблемными людьми". Особенно много вопросов вызывает Е Цзяньмин.

Бывший председатель крупнейшей китайской частной компании CEFC China Energy, Е Цзяньмин приобрел широкую известность в 2018-м, когда его внезапно арестовали. "Он обхаживал семью Байдена и встречался с бывшими сотрудниками Службы безопасности США", — писала The New York Times. В России его упоминали как потенциального покупателя 14 процентов акций "Роснефти".

Фирма Е Цзяньмина сотрудничала с госкомпаниями, при этом бизнесмен всегда поддерживал тесные контакты с военными. Участвовал в реализации флагманского проекта Си Цзиньпина "Пояс и путь", а заодно скупал по всему миру месторождения, футбольные клубы и даже пивоваренные заводы.

Но дело не только в одиозном Е Цзяньмине. По данным китайских СМИ, в 2014-м Байден вошел в правление китайской BHR Equity Investment Fund Management Company, которая инвестирует в технологии распознавания лиц для китайских правоохранительных органов и производство истребителей для армии — проекты, явно идущие вразрез американскому политическому курсу.

Плохие связи не помеха

Пока Байдена-младшего склоняют во всех изданиях, его отец уверенно лидирует в предвыборной гонке. В среднем он опережает противника на десять пунктов. И хотя из-за расовых бунтов, продолжавшихся все лето, разрыв сократился, Трамп отстает. Впрочем, усталость американцев от беспорядков играет на руку действующему президенту.

На данные социологов не стоит слишком полагаться, считает Виктория Журавлева, руководитель программы североамериканских исследований ИМЭМО РАН. "Соцопросы не отражают всей картины, это хорошо показал 2016-й. Тем более Байден опережает Трампа совсем не с таким разрывом, с каким лидировала Хиллари Клинтон", — уточняет она.

С этим соглашается политолог-американист Дмитрий Дробницкий. "Часть голосующих принимает решение в последний момент, охватить этот сегмент в соцопросах сложно. Еще сложнее уловить так называемых стесняющихся избирателей, которые за Трампа, но в этом не признаются. Это как раз хорошо проявилось в 2016-м", — указывает эксперт в разговоре с РИА Новости.

Демократы уже определились, что голосовать будут за Байдена, лишь бы убрать Трампа, отмечает Журавлева. К тому же они обеспокоены тем, что президент откажется покидать офис, если проиграет. Опасения подогревает и сам Трамп, не отвечая прямо на вопрос, уйдет ли он из Белого дома по доброй воле. Сейчас идет борьба за колеблющийся электорат — тех, кого не устраивает ни один кандидат. "Чтобы повлиять на него, стороны будут по максимуму выливать друг на друга всевозможный компромат. Причем оформляя его в доклады конгресса, чтобы все выглядело официально и убедительно", — говорит собеседница агентства.

"Обе стороны нагнетают обстановку и сами загоняют себя в угол, но потом ведь придется отвечать за слова перед избирателями", — рассуждает Дробницкий. По его мнению, американское общество настолько расколото, что доклад сенаторов особого впечатления не произведет. "Кто с кем спал и кто что отмывал, сейчас мало что решает. Для одной половины общества — лишь бы не Трамп, пусть хоть всю казну вынесут. Для других — только бы не левые, не демократы", — подчеркивает он.

Остается дождаться первых дебатов, которые пройдут 29 сентября. Если во время прений ни один из кандидатов не уснет, никто не сможет предсказать точный исход борьбы до подсчета всех бюллетеней.

95
Рейд миграционной службы

Первая группа граждан Узбекистана сможет покинуть Абхазию в начале октября

8
(обновлено 09:51 01.10.2020)
Около 400 граждан Узбекистана не могут выехать из Абхазии на родину из-за действующих на российско-абхазской границе ограничений на пересечение ее иностранцами.

СУХУМ, 1 окт - Sputnik. Первую группу граждан Узбекистана, в которую войдут женщины, беременные, пожилые и дети, планируется направить из Абхазии в Узбекистан в начале октября 2020 года, сообщает оперативный штаб МИД республики. 

Как говорится в сообщении внешнеполитического ведомства, около 400 граждан Узбекистана, находящихся на территории Абхазии, обратились в Посольство республики в России и Генеральное консульство в Ростове-на-Дону с просьбой оказать содействие в их возвращении на родину.

МИД Узбекистана повторно направил соответствующие обращения российской стороне для получения разрешения гражданам своей страны пересечь российскую границу для их репатриации на родину.

Отмечается, что остальные граждане будут возвращены в Узбекистан по мере получения разрешения российской стороны на транзитное пересечение государственной границы. 

Пересекать российско-абхазскую границу официально могут граждане России и Абхазии, а также граждане Донецкой и Луганской народных республик и жители Украины, имеющие прописку в ДНР и ЛНР. Граждане иных иностранных государств не имеют права пересекать границу в обоих направлениях.

Читайте также:

8