Представитель главы государства в Парламенте, первый заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Шамба.

Дмитрий Шамба: утверждения об усилении вертикали власти необоснованны

918
(обновлено 17:33 05.02.2016)
Представитель главы государства в Парламенте, первый заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Шамба рассказал в интервью Sputnik об изменениях в законодательстве, связанных с реформированием местного самоуправления и управления в Республике Абхазия.

Беседовала Наала Авидзба.

— Президент 3 февраля подписал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам местного государственного управления и местного самоуправления". В чем суть поправок, касающихся назначения глав городов и районов?

— Раньше президент назначал главу района самостоятельно, не согласовывая это ни с кем, по своему усмотрению. Была норма, по которой глава администрации должен быть депутатом местного Собрания. На практике было следующее: президент мог назначить главой администрации любого своего сторонника из числа депутатов Собрания. Если же среди них не было того, кого он хочет назначить главой администрации, он мог назначить любого человека, то есть не из Собрания, на неограниченный срок в качестве исполняющего обязанности главы администрации. Используя такую юридическую фикцию, он мог назначить на неопределенный срок любого, кого пожелает. После этого этот исполняющий обязанности договаривался с кем-либо из депутатов, чтобы они досрочно сложили свои полномочия, после чего избирался в это Собрание, и президент его переназначал не как и.о., а как главу. По сути, жители лишь одного из округов избирали данного человека в качестве депутата Собрания, и президент его назначал. Он не отражал интересы жителей всего города, района.

Сегодня президент должен согласовать своего назначенца с Собранием. Собрание должно большинством голосов выразить ему доверие. А депутаты представляют жителей данного города, района. От них они получили мандат доверия. Жители косвенно дают свое согласие на назначение президентом того или иного гражданина Абхазии главой администрации или района через своих представителей.

В законе прописано, что, если Собрание не одобрило кандидатуру, представленную президентом, он может повторно представить либо эту, либо новую. Если собрание повторно отказывает, президент должен предложить новую кандидатуру. При этом на этом основании он не может распустить Собрание. Пока не будет достигнут компромисс с Собранием, президент по своей воле никого не сможет назначить главой администрации.

— В обществе высказывается мнение о том, что внесенные в закон изменения лишь укрепляют вертикаль власти. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Мнение о том, что усиливается вертикаль власти, необоснованно. Если раньше по Конституции, или используя юридические фикции, президент, назначая глав администраций самостоятельно, не обязан был прислушиваться к мнению местных депутатов, то сегодня без учета депутатов Собрания, которые являются представителями избирателей, он не может назначить главу.

Более того, также мы внесли изменения в закон о том, что районное или городское Собрание может выразить вотум недоверия главе и направить это президенту. По действовавшему ранее законодательству Собрание могло выражать этот вотум бесконечное число раз, но окончательное решение было за президентом. Сегодня, если Собрание выражает ему недоверие в первый раз, президент либо освобождает главу, либо не соглашается с этим решением. Если это происходит повторно в течение года, то президент либо отправляет главу в отставку, либо распускает Собрание и назначает новые выборы. Новые выборы всегда связаны с политической нестабильностью. Если даже ради главы региона президент пожертвовал и распустил Собрание, его роспуск и назначение новых выборов приводят к автоматической отставке главы после проведения выборов.

Как при назначении, так и при освобождении от занимаемой должности главы оказывают влияние и принимают решение депутаты Собрания. Такого никогда не было раньше и те, кто пытается сказать, что ничего не произошло, либо не вчитались и не поняли суть изменений, либо умышленно вводят в заблуждение.

Мы ограничили президента еще и в следующем. По действовавшему закону президент имел право распустить любое Собрание. Для этого было достаточно, чтобы Собрание приняло два решения, которые по ошибке могли противоречить законам, указам президента или постановлениям Правительства. Любые два решения президент мог признать противоречащими своим указам, постановлениям Правительства и отменить. Это давало ему право держать Собрание на коротком поводке под угрозой его роспуска. Мы исключили эту статью из закона. Это ограничение полномочий президента и усиление роли органов местного самоуправления

— Рассматривалась ли возможность введения выборов глав администраций жителями городов и районов?

— Этот вопрос тоже рассматривался. Прежде он неоднократно поднимался в Парламенте. Когда авторы такой идеи это предлагают, они не учитывают нашу форму государственного устройства. Абхазия – унитарная страна. Когда в пример приводят унитарные страны, где мэры городов избираются, я отвечаю, что мэры тех городов относятся к органам местного самоуправления. Наши главы администраций городов и районов относятся к исполнительной власти, они входят в единую систему исполнительной власти Республики Абхазия. Поэтому проводить аналогии с этими странами неправильно, это подмена понятий. Главы городов являются продолжением исполнительной власти, которую возглавляет президент. Без изменения формы государственного устройства невозможно перейти к выборности глав городов и районов. На сегодняшний день политически это никто не рассматривал.

— Какие еще аргументы вы можете привести против такого нововведения?

— Когда наряду с всенародно избранным президентом еще в семи районах и городе Сухум будут избираться главы администраций, которые получат свой мандат от народа, говорить о вертикале исполнительной власти тогда вообще не приходится. Исполнительная власть будет разбалансирована.

Невозможно оговорить, что это решение оптимально на все времена. При принятии Конституции в 1994 году оптимальным решением было самостоятельное назначение президентом, как это закреплялось законодательно. Тогда в послевоенный период необходимо было максимально концентрировать всю власть в руках одного человека. Сегодня мы пошли частично на децентрализацию власти в этом вопросе. Что будет через пять или десять лет, предугадать тяжело.

— Как поправки изменили статус депутатов местных Собраний?

— С 1 января 2015 года вступил в силу закон, по которому полномочия в бюджетной сфере делегированы местному уровню власти, местным Собраниям и главам администраций. Это ранее принятые изменения. До этого бюджеты городов и районов рассматривались Правительством составной частью госбюджета. Теперь местный бюджет разрабатывает администрация города, района и утверждает Собрание. Ни Кабинет Министров, ни Минфин, ни президент в этот бюджет не вторгаются, за исключением суммы дотаций, которые перечисляет из республиканского бюджета Минфин. Что касается собственных доходов, республиканская власть не вмешивается ни в формирование бюджета, ни в его исполнение. Возвращаясь к закону, подписанному президентом 3 февраля, впервые мы закрепили за депутатами местных Собраний новые полномочия. Это право на депутатский запрос.

— Что оно позволяет сделать?

— Депутат местного Собрания не имел права обращаться в местные органы госуправления с депутатским запросом. Он обращался как обычный гражданин, и его заявление рассматривали как заявление обычного гражданина. По аналогии с депутатами Парламента депутатов органов местного самоуправления наделили таким же правом. Должностные лица местной администрации должны будут в обязательном порядке ответить на те вопросы, которые им ставят депутаты.

Кроме того, мы расширили круг лиц, на назначение которых Собрание дает главе администрации свое согласие. Раньше Собрание давало согласие главе администрации города, района на назначение должностных лиц, ведающих вопросами финансов, сельского хозяйства, образования, культуры, соцзащиты населения, здравоохранения и спорта. К этим лицам мы добавили должностных лиц, ведающих вопросами экономики, приватизации муниципального имущества, вопросами молодежи.

Еще одно. Усилили местное самоуправление тем, что увеличили возрастной ценз. Депутатом мог избираться гражданин Республики Абхазия, достигший 18-летнего возраста. Он мог закончить школу и через год, будучи студентом первого курса, или даже не поступив в университет, найти себя в Собрании. Возрастной ценз мы увеличили до 25 лет. Если в Собрание придут более профессиональные депутаты, это косвенно скажется на усилении качества работы самого Собрания.

Также мы ввели ограничения, по которым депутатами Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость. Раньше такое ограничение не было предусмотрено. Мы ограничили право избираться граждан, которые состоят или ранее состояли на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психиатрических расстройств. Раньше таких ограничений законодательство не устанавливало. Если человек в судебном порядке был признан недееспособным, то он не имел права быть избранным депутатом. Сегодня с момента назначения президентом выборов в органы местного самоуправления на этапе выдвижения кандидатов, при регистрации, они должны будут представить документы с МВД о том, что они не являются судимыми. Они должны будут пройти тестирование на то, что ни не употребляют наркотики и не являются алкоголиками. Мы ввели ограничения, которых ранее не было.  

918
Теги:
поправки, самоуправление, власть, законы, Дмитрий Шамба, Абхазия

Эликсир молодости: можно ли замедлить старение и каков предел жизни

253
(обновлено 13:35 01.08.2021)
По мнению ученых, человек не может жить дольше 150 лет. Это связано со скоростью старения организма, на которую пока никак нельзя повлиять.

Какие есть способы затормозить биологические часы, читайте в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

Стеклянный потолок

Самому возрастному человеку на Земле, японке Канэ Танака, исполнилось 118 лет. Она живет в доме престарелых в городе Фукуока и практически не жалуется на здоровье. Но в общем списке супердолгожителей Танака лишь третья — после американки Сары Кнаусс (умерла в 119 лет) и француженки Жанны Кальман (122 года).

По расчетам международной команды геронтологов, абсолютный предел человеческой жизни — 120-150 лет. Они разработали модель возрастных изменений человеческого организма. В ее основе биологический маркер старения — концентрация форменных элементов крови: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.

Проанализировав этот параметр и другие сведения о возрасте и здоровье почти полумиллиона человек (использовали данные из британского биобанка и американского долгосрочного исследования NHANES), ученые определили индикатор состояния человека — DOSI (dynamic organism state indicator, или показатель динамического состояния организма).

Он, как правило, увеличивается с рождения до 20 лет и не меняется примерно до 50 лет. Затем снова растет. При этом чем больше у человека болезней, тем выше DOSI. А значит, заключили авторы статьи, индикатор отражает скорость старения человека.

На DOSI влияют болезни и стрессы, но потом он, как правило, возвращается к значениям, характерным для возраста.

Именно на скорости, с которой индикатор возвращается к прежнему уровню, и сосредоточились ученые. Значения DOSI изучили на выборке из четырехсот относительно здоровых россиян. Оказалось, что с возрастом скорость уменьшается и чем старше человек, тем больше времени необходимо для стабилизации. Иными словами, с годами организму все сложнее справляться с внутренним и внешним стрессом. И когда он уже не может этого делать, наступает смерть. По подсчетам, максимальный срок жизни — 120 лет.

Когда авторы статьи учли другие параметры — в частности, уровень физической активности (оценивался по фитнес-трекерам), предел увеличился до 150 лет.

Скорость не меняется

К похожим выводам пришли датские, американские и британские ученые, проанализировав таблицы смертности в человеческих популяциях и среди нескольких видов приматов. Выяснилось, что люди, как и животные, стареют с определенной скоростью, на которую практически невозможно повлиять.

Исследователи изучили данные по продолжительности жизни у шести видов приматов с разных континентов и у девяти популяций людей. Были выборки живших с XVII по XX век и две — современных охотников-собирателей. Установили, что чем дольше в среднем живут представители вида, тем синхроннее они умирают — примерно в одном возрасте. А значит, увеличение продолжительности жизни рано или поздно приведет приматов (в том числе и человека) к биологическому пределу.

Затем на основе полученных данных ученые построили компьютерную модель динамики смертности в каждой популяции. Изменения в ней таких параметров, как детская и фоновая смертность, не сильно влияли на продолжительность жизни. А вот скорость старения могла значительно изменить этот показатель.

"Авторы статьи смогли получить экспериментальные подтверждения так называемой гипотезы об одинаковой скорости старения, предполагающей, что в рамках одного вида живых организмов вероятность умереть в конкретном возрасте постоянна. Причем если поменять параметры модели для одних приматов, зависимость станет такой же, как и для другого вида. Все это говорит о том, что есть фундаментальные биологические ограничения на изменение скорости старения и еще неизвестно, смогут ли будущие достижения медицины их преодолеть", — пояснил в беседе с РИА Новости научный сотрудник Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ Алексей Власов.

По словам ученого, насчитывается более сотни различных гипотез старения, однако в механизмах на молекулярном уровне еще много неясного.

"Мы в МФТИ упорно занимаемся проблемами старения именно с точки зрения молекулярных механизмов. Остановить процесс нереально, однако можно бороться с возрастными заболеваниями и как минимум улучшить качество жизни человека", — уточнил он.

Повернуть время вспять

Впрочем, два года назад американские ученые заявили, что им удалось повлиять на эпигенетические (незапрограммированные в ДНК) факторы старения. Правда, случайно. Хотели улучшить работу тимуса — органа иммунной системы, клетки которого с возрастом постепенно замещаются на жировую ткань. Для этого в течение года девяти добровольцам 51-64 лет давали коктейль из препаратов с гормонами роста и противодиабетических средств.

Как и ожидалось, в крови испытуемых выросло количество Т-лимфоцитов, производимых тимусом. Однако параллельно выяснилось, что за время эксперимента его участники в среднем помолодели на два года. Речь об эпигенетическом возрасте, который определяется по количеству метильных меток на ДНК. Чем их больше, тем старше человек и тем ближе он к смерти.

По оценкам ученых, в первые девять месяцев старение откатывалось обратно медленно, а потом омоложение ускорилось. Через полгода после завершения эксперимента его участники по-прежнему сохраняли новый биологический возраст.

 

253

Россия предложила Западу большую сделку в Сети

100
(обновлено 15:46 31.07.2021)
Россия считает необходимым заменить Будапештскую конвенцию о компьютерных преступлениях 2001 года.

СУХУМ, 31 июл - Sputnik. С Будапештской конвенцией полностью согласны западные страны, однако он устарел и действующих правовых инструментов недостаточно. О деталях российской инициативы читайте в материале Ксении Мельниковой для РИА Новости.

Универсальное решение

МИД и Генпрокуратура вместе с другими профильными ведомствами подготовили проект универсальной конвенции о борьбе с киберпреступностью. Документ передал в ООН замгенпрокурора Петр Городов.

"Преступное использование ИКТ создает широкие возможности для осуществления других форм преступной деятельности, включая компьютерные атаки на объекты критически важной инфраструктуры, компьютерный шпионаж, сексуальную эксплуатацию детей в сети Интернет, терроризм, мошенничество, незаконный оборот персональных данных, отмывание денежных средств", — говорится в проекте.

Двадцать лет назад в столице Венгрии приняли конвенцию о компьютерных преступлениях. Под документом подписались США, Япония, Австралия, Израиль, а также страны — члены Совета Европы, кроме России.

В Москве не понравилась статья 32 о "трансграничном доступе к хранящимся компьютерным данным". Это позволяет спецслужбам проводить операции в компьютерных сетях других государств, не ставя в известность официальные власти. В России небезосновательно указывали на угрозу безопасности и суверенитету. Совет Европы впоследствии скорректировал документ, но Москва позицию не изменила.

Многие государства считают, что в киберпространстве не должно быть границ. В России полагают, что правительства разных стран могут устанавливать собственные правовые режимы, но при этом сотрудничать, соблюдая взаимный суверенитет.

К тому же Будапештская конвенция попросту устарела. Там, к примеру, речь идет всего о девяти возможных киберпреступлениях. А Россия выделила уже 23 категории. В том числе несанкционированный доступ к персональным данным, создание и распространение вредоносных программ, фальсифицированных лекарств, склонение к самоубийству, детская порнография, подстрекательство к подрывной или вооруженной деятельности, незаконный оборот оружия, реабилитация нацизма, оправдание геноцида или преступлений против мира.

Москва предлагает создать новые структуры и механизмы, как на национальном — круглосуточные контактные центры, так и на международном уровне — проводить конференции стран-участниц. Понадобится секретариат и международная техническая комиссия из 23 членов.

Не устает предлагать

Поддержат ли проект, пока не ясно. В 1998-м Россия с трибуны ООН первой предупредила мир о рисках киберпространства.

В 2011-м представила проект конвенции "Об обеспечении международной информационной безопасности", главная цель которой — предотвращение кибертерроризма и кибермошенничества, а также конфликтов в IT-пространстве. Не поддержали. Зато многие положения этого проекта вошли в документы, принятые в ШОС, СНГ и ОДКБ.

Шесть лет спустя Москва разработала еще одну конвенцию. И снова Запад был против. За двадцать лет там подогнали законодательство под будапештское соглашение, поэтому в Европе готовы говорить о его модернизации, но не замене.

В ООН при активном участии Москвы сформировали комитет по разработке конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. На днях туда поступила копия российского предложения. К 2023-му может появиться глобальная конвенция. Так что не исключено, что основой этого документа послужит как раз российский проект.

"Мировое сообщество сталкивается с киберпандемией"

Россия открыта для сотрудничества в сфере кибербезопасности. Этот вопрос не раз обсуждали с США. Еще в 2013-м президенты Владимир Путин и Барак Обама договорились о взаимодействии в области информационно-коммуникативных технологий. Подготовили двусторонние механизмы для обмена информацией.

А на первой встрече Путина и Дональда Трампа американский лидер предложил создать двустороннюю экспертную группу для анализа кибербезопасности. Но, вернувшись в Вашингтон, передумал. Потом сотрудничество и вовсе прекратилось.

Противодействие киберугрозам обсуждали на недавнем саммите в Женеве, напомнил в статье для журнала "Россия в глобальной политике" министр иностранных дел России Серей Лавров.

"Откровенный и в целом конструктивный разговор (Джо Байдена и Владимира Путина) завершился договоренностью начать предметный диалог о стратегической стабильности при важнейшей констатации недопустимости ядерной войны, а также достижением пониманий о целесообразности консультаций по вопросам кибербезопасности", — указал глава МИД.

Однако между Москвой и Вашингтоном сохраняются глубокие противоречия, подчеркивает старший эксперт Центра перспективных управленческих решений, консультант ПИР-Центра Олег Шакиров. "Особенно по таким вопросам, как атрибуция в киберпространстве, возможность применения норм международного гуманитарного права к кибератакам. Это усугубляется все новыми примерами использования ИКТ в военных и разведывательных целях, публичными обвинениями и угрозами", — пояснил он в беседе с РИА Новости.

Двусторонние механизмы для обмена информацией имеются. "Но непонятно, как ими пользуются. Они конфиденциальные. Россия неоднократно предлагала США возобновить сотрудничество.

Есть и многосторонний формат, который развивается в разных организациях, главная из них — ООН. Добиться общего понимания государств того, как вести себя в киберпространстве, сложно. Это небыстрый процесс", — считает собеседник.

И все же стоит поторопиться. Москва прямо говорит, что мир сталкивается с самой настоящей киберпандемией. В 2019-м потери глобальной экономики от кибератак достигли 2,5 триллиона долларов. К 2022-му может быть и восемь триллионов. По прогнозам Сбербанка, из-за киберпреступников российская экономика в 2021-м недосчитается шести триллионов рублей.

100

Фурсов рассказал, почему "цифровизаторы" могут "сожрать" государство

0
(обновлено 20:48 02.08.2021)
Государство должно ставить цифровизацию под свой контроль, иначе "цифровизаторы" сожрут государство, убежден известный российский историк и социолог Андрей Фурсов и объясняет, где таится главная опасность.
Фурсов рассказал, почему "цифровизаторы" могут "сожрать" государство

Сейчас возникла реальная возможность создания того, что называется мировым правительством, до цифровизации такой возможности не было, утверждает историк и социолог Андрей Фурсов на своем youtube-канале.

"Когда-то Зигмунт Бауман (британский социолог - Sputnik) сказал: все, что превращается в электронный сигнал, например, капитал, не зависит от страны, из которой он послан, от стран, через которые он переходит, и от страны, куда он приходит. Я нажал на кнопку, мой капитал улетел в Нью-Йорк или Лондон. То есть если я контролирую социальные сети, я контролирую теперь и капиталы, и я уж не говорю о том, что социальные сети позволяют мне контролировать поведение людей", ― рассуждает историк.

"По мнению Фурсова, какой-нибудь проходимец и его команда могут через социальные сети мобилизовать людей, модифицируя их поведение, последствия чего могут быть непредсказуемы и даже печальны.

"Посткапиталистический строй, как его задумали глобалисты, это строй, где главный фактор присвоения и главный объект производственных отношений – это не вещественные факторы, а социальные связи, с помощью их осуществляется социальный контроль", - отмечает Фурсов.

Контроль над социальными сетями дает возможность контролировать каждого человека, его потребности, его понятия и "вгонять" ему определенные образы, рассуждает эксперт.

 

 

0