Флаг ЕС. Архивное фото.

Кто оплатит реформу ЕС?

90
(обновлено 18:13 25.02.2016)
О неизбежности политической и юридической формализации распада Евросоюза рассуждает для Sputnik президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

Мечта восточноевропейских государств, бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) вступить в Европейский cоюз (ЕС) сбылась уже довольно давно. Последними "счастливчиками" оказались Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013-м. Остальные, включая бывшие прибалтийские республики СССР, наслаждаются приобщенностью к европейским ценностям с 2004 года.

Можно по-разному оценивать конкретные результаты восточноевропейских экономик, достигнутые в ходе европейской интеграции. Кто-то акцентирует внимание на падении уровня жизни в большинстве осчастливленных стран в результате разрушения национальной промышленности. Кто-то утверждает, что это издержки процесса реформирования нежизнеспособной экономической модели и ожидает стремительного роста в ближайшем будущем. Во всяком случае, ни одно из восточноевропейских правительств серьезно не рассматривало возможность выхода из ЕС.

Но вот в Великобритании, после семилетней дискуссии, назначили референдум о целесообразности сохранения страной членства в Евросоюзе. Обращу внимание, что референдум был назначен несмотря на то, что правительство Ее Величества в ходе многолетних переговоров добилось от ЕС уступок по всем принципиальным для Лондона вопросам. Свою роль орудия шантажа Брюсселя, с целью склонения его к максимальной конструктивности, накрутка общественного мнения выполнила. Однако за прошедшие годы идея так прочно укоренилась в массах, что отказаться от референдума было уже нельзя.

Теперь, независимо от результатов, джин выпущен из бутылки. Брюсселем недовольны многие "старые члены" ЕС, а сама идея выхода из Союза довольно популярна в странах бедного юга Европы. Они не видят никакой возможности избавления от непосильного долгового бремени и восстановления конкурентоспособности национальных экономик без, как минимум, реформирования ЕС в сторону меньшей централизации и избавления от диктата брюссельской евробюрократии и Европейского центрального банка.

В то же время Франции и особенно Германии, извлекающим из нынешнего положения вещей наибольший профит, реформа ЕС не то чтобы совсем не нужна, но несет угрозу национальным интересам. Ведь для того, чтобы где-то прибавилось, надо, чтобы где-то убавилось. Если удовлетворить потребности Юга, то заплатить за это придется Северу – тем самым Франции и Германии, поскольку Великобритания уже вынесена за скобки последними соглашениями, а больше в ЕС платить некому.

Евросоюз оказался в цугцванге. Отказаться от реформы нельзя, поскольку это приведет к дальнейшему росту, вплоть до критических значений, центробежных настроений в странах бедного юга. Проводить реформу за счет относительно (весьма относительно) благополучного Севера также невозможно, поскольку тогда Союз становится бессмысленным для стран, составляющим его политический и экономический становой хребет. В общем, оказался нужен кто-то, кто заплатит за дальнейшее существование ЕС, причем этот кто-то не может входить в круг "старых членов".

Первоначально, до украинского кризиса 2014 года и в самом его начале, предполагалось, что почетная миссия оплатить за дальнейшее европейское благоденствие будет предоставлена России. Соглашение об ассоциации с Украиной в комплексе с соглашением о зоне свободной торговли в СНГ должны были сработать в качестве финансово-экономического пылесоса, обеспечивающего перетекание ресурсов с рынков России и стран СНГ в пользу Европейского союза. В идеале это должно было позволить решить проблемы бедных стран ЕС без ущерба для позиций богатых.

Однако Россия не только не стала донором ЕС, но, благодаря адекватной реакции на государственный переворот на Украине и на последующую санкционную политику ЕС, сумела сконцентрировать ресурсы на реформировании собственной экономики (пресловутая политика импортозамещения). В результате общая ситуация для ЕС только ухудшилась – была потеряна серьезная часть российского рынка, а снижение цен на продукцию российских экспортеров в результате девальвации рубля, привело к усилению конкуренции, как на рынках третьих стран, так и на собственном рынке ЕС.

Свободных источников ресурсов за пределами Евросоюза не осталось, кризисные явления в его экономике продолжают усиливаться, внутренние противоречия, а с ними и центробежные настроения нарастают. В "Старой Европе" год от года все больший вес набирают уже не просто евроскептики –  евронигилисты. Если срочно не изыскать ресурсы для реформирования Союза, в какой-то непросчитываемый заранее, но не такой уж далекий момент количество может перейти в качество, и спасать европейское единство станет поздно.

Если вне ЕС свободных ресурсов нет, а нужны они срочно, значит, найти необходимые ресурсы можно только в самом ЕС.

И что мы видим в течение последнего года?

Появилась и начала все активнее обсуждаться концепция сохранения ЕС в пределах "Старой Европы" (до расширения 2004 года). Некоторые предлагают сократить число членов более радикально, но пока в этом нет жесткой необходимости. Конечно, просто взять и исключить из ЕС часть членов невозможно. Поэтому прорабатывается (пока на теоретическом уровне) более сложная операция.

Речь идет о возможной отмене или резком сокращении шенгенской зоны и зоны евро. А также о заключении ядром ЕС ряда сепаратных двусторонних и многосторонних договоров, по-новому регулирующих отношения между странами "Старой Европы" и фактически исключающих из состава нового интеграционного объединения Восточную Европу. При этом ЕС не распускается, и формально все наличные на сегодня члены таковыми остаются.

Что получает "Старая Европа"?

Во-первых, "разноуровневую интеграцию" даже в ядре ЕС. То есть отношения между Францией и Германией будут регулироваться одним пакетом документов, а их отношения, допустим, с Италией, Испанией или Грецией – другим (или другими).

Во-вторых, снижается, а в идеале нивелируется роль евробюрократии. Ее решения оказываются недействительными для новых внутри ЕСовских объединений. Нечто подобное мы наблюдаем на постсоветском пространстве, где есть аморфное СНГ, но отношения между странами-членами Евразийского экономического союза и другими членами СНГ выстраиваются, исходя из приоритетности документов ЕАЭС – как более продвинутого интеграционного объединения. 

Соответственно снижается роль второстепенных членов ЕС, которые теряют способность влиять на "Старую Европу" через своих еврокомиссаров, решения Еврокомиссии и другие механизмы, требующие общеевропейского консенсуса.

Наконец, в-третьих, и это самое важное, обязательства восточноевропейских государств, принятые ими при вступление в ЕС продолжают действовать, ведь Евросоюз никто не распускал. А вот бонусы, получаемые ими от ЕС, стремительно уменьшаются, поскольку новая многоуровневая схема позволяет не только нивелировать значение евробюрократии, но и существенно сократить общий бюджет ЕС, обеспечивающий финансовую поддержку восточноевропейских экономик.

В рамках данной концепции, если она будет реализована, заплатить за сохранение миража европейского единства будет вынуждена Восточная Европа. 

Что характерно, если она откажется от подобной реформы, то все равно заплатит. В этом случае политическая и юридическая формализация распад ЕС станет неизбежной. И Восточная Европа все равно останется без западноевропейской поддержки, но с перестроенной по требованиям ЕС, под интересы "Старой Европы" экономикой. То есть в ближайшие годы Восточная Европа все равно будет обречена на работу ресурсным донором ядра ЕС.

Фактически попытка бывших стран СЭВ обеспечить себе политическое и экономическое благополучие путем смены гегемона (с СССР на ЕС и США) провалилась. Они запрыгнули на подножку европейского поезда в тот момент, когда состав ушел с магистральной колеи в тупик. Теперь "Старая Европа" заставляет неофитов раскачивать вагоны и имитировать гудки паровоза, чтобы сохранить иллюзию движения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

90
Теги:
межгосударственные отношения, сотрудничество, Евросоюз

Предупреждение провокаций и защита Лукашенко: эксперты о послании Путина

116
(обновлено 19:02 21.04.2021)
В послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин уделил внимание и внешнеполитической проблематике. Он отметил молчание Запада по поводу попытки государственного переворота в Беларуси и рассказал о готовности России асимметрично отвечать на провокации.

Алексей Стефанов, Мария Науменко

Украинская часть

По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, высказанные Владимиром Путиным предупреждения организаторам любых провокаций, угрожающим интересам безопасности России, в первую очередь, касаются Украины.

"Россия перестала играть по тем правилам, которые ей устанавливали. Москва считает, что военным путем, безусловно, многие в мире решают вопросы, но лучше договариваться. Кто не хочет договариваться и сжигает все мосты, тот должен понимать, что ответ будет быстрым и асимметричным. Ситуация с Украиной связана с различными санкциями из-за Крыма и Донбасса. России навязывали правила, но эти времена закончились, и президент об этом прямо сказал", - считает эксперт.

Владимир Путин четко дал понять, что любая военная провокация будет сопряжена с ответными мерами, а нынешнюю власть Украины ее партнеры практически поставили перед фактом – они должны воевать, говорит Леонков. Ведь в Украину вкладывали деньги, готовили их военнослужащих.

Поэтому неслучайно Зеленский вдруг заговорил о встрече с Путиным на линии боевого соприкосновения в Донбассе, но не будет этой встречи - он должен встречаться с руководителями ДНР и ЛНР и вести диалог напрямую с ними, отмечает эксперт.

"Если Путин во время послания не заявил конкретных вещей по Донбассу и Украине, то не надо воспринимать это как слабость", - уверен Алексей Леонков.

Переворот в Беларуси

Особое внимание в послании Владимира Путина было уделено белорусской проблематике. По оценке руководителя Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николая Межевича, российский лидер дал понять, как именно готовился государственный переворот в республике Беларусь.

"Владимир Путин констатировал, что теперь понятно, почему Запад отказывается сотрудничать с Россией в области кибербезопасности - госпереворот в Беларуси подразумевал в том числе и работу в Сети. Действительно, для создания системы безопасности в глобальном мире, достаточно усилий трех держав - США, России и Китая, но американцы не хотят взаимодействовать ни с Россией и ее союзниками, ни с Китаем. Поэтому мир находится там, где находится", - считает Николай Межевич.

Причастность Вашингтона к попытке насильственной смены власти в Беларуси у эксперта не вызывает сомнений.

"Я не поверю, что разведывательное сообщество Литвы способно принять подобное решение самостоятельно. Или даже Польши. Это явно американская рука. Потому что выявить интерес к Минску других великих держав невозможно. А устранять президентов - любимое американское развлечение последние лет двести. Ничего нового", - сказал специалист.

116

"Без этого не обойтись": чем Северный флот ответит ВМС НАТО

143
Необычные конструкторские решения, скрытность, высокая автономность и нестандартные задачи — к 2027-му Северный флот ВМФ России усилят как минимум четырьмя новейшими дизель-электрическими подводными лодками проекта 677 "Лада".

СУХУМ, 21 апр - Sputnik. Новейшие дизель-электрические подводные лодки особенно нужны в Арктике. Как изменится боевой состав самого мощного военно-морского объединения страны, читайте в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

Дизельная серия

Дизель-электрические подлодки проекта 677 четвертого поколения строят с конца 1990-х. Головной корабль — "Санкт-Петербург" — сейчас находится в опытной эксплуатации. Две другие подлодки — "Кронштадт" и "Великие Луки" — на разных стадиях строительства. Еще две заложат в 2022-м.

"Лада" — во многом инновационный проект. Разработчики из ЦКБ "Рубин" применили здесь не характерную для российского кораблестроения однокорпусную схему. За счет специального покрытия, а также современных радиоэлектронных систем и высокой степени автоматизации "Лады" отличаются рекордной для субмарин этого класса скрытностью.

Кроме того, в перспективе "677-е" оснастят анаэробными (воздухонезависимыми) силовыми установками, позволяющими не всплывать для подзарядки аккумуляторов.

"Лады" — один из "долгостроев" российского флота. Сроки сдачи кораблей не раз переносили, урезали финансирование, работы приостанавливали. По словам руководителя Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, проблемы связаны с поставщиками оборудования. Из-за этого для Тихоокеанского флота вместо "Лад" даже решили построить шесть подлодок другого проекта — 636.3.

Головной "Санкт-Петербург" передали морякам лишь в 2010 году. Этот корабль, по сути, стал испытательным стендом — много времени потребовалась на доработку в ходе эксплуатации и устранение "детских болезней".

"Лады" относительно компактные субмарины, водоизмещение — около 1800 тонн. Под водой разгоняются до 21 узла, рабочая глубина — 250 метров. Экипаж — 35 человек, автономность — 45 суток. Головной корабль вооружен только торпедами и минами, следующие в серии возьмут на борт крылатые ракеты "Калибр".

Незаменимые "невидимки"

По оценкам экспертов, Северный флот сегодня остро нуждается в дизельных подводных лодках. Пока есть лишь несколько устаревших ДЭПЛ проекта 877 "Палтус", в основном же подводные силы представлены многоцелевыми и стратегическими атомными субмаринами. В результате их зачастую приходится отвлекать от основных задач и задействовать в тактических операциях.

По словам экс-командующего флотом адмирала Вячеслава Попова, такой перекос — отголосок кризиса 1990-х.

"На Северном флоте дизельные подводные лодки были нужны всегда, — сказал он в беседе с РИА Новости. — У каждого проекта свое боевое предназначение, и заменить его на сто процентов другие не смогут. Главное отличие современных ДЭПЛ от атомных — практически полная бесшумность, обнаружить их очень тяжело. Основная задача — борьба с подлодкам противника".

Адмирал объяснил, что отсутствие таких субмарин компенсируют другими средствами — авиацией, надводными кораблями, атомными ракетоносцами. Причем зачастую для задач, решить которые в состоянии одна-две ДЭПЛ, отвлекают куда более внушительные силы.

"Северному флоту необходимы все типы надводных и подводных кораблей — от ДЭПЛ до авианосцев, — уверен Попов. — Когда я командовал флотом, у нас было три бригады ДЭПЛ. Постепенно их списали по сроку службы, а на замену толком ничего не прислали — пополнять дизельными подлодками решили Черноморский флот. Очевидно, по политическим причинам".

Точка соприкосновения

В годы холодной войны Северный флот был важнейшим элементом ядерного сдерживания — североморцы получали самые современные стратегические атомоходы и ударные ракетные надводные корабли.

Сегодня история повторяется: Северному флоту присвоили статус отдельного военного округа, а в 2014-м на его базе создали Объединенное стратегическое командование. Сюда поступают наиболее передовое вооружение и техника. Так, североморцы первыми освоили новейшие атомные подводные лодки проекта "Борей" и многоцелевые подлодки "Ясень", глубокую модернизацию проходит атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов", следом на стапели встанет ТАРК "Петр Великий".

Помимо этого, североморцам выделили несколько многоцелевых фрегатов проекта 22350, вооруженных крылатыми ракетами "Калибр" и противокорабельными "Оникс". К тому же на головном вымпеле серии, "Адмирале Горшкове", отрабатывают перспективный гиперзвуковой комплекс "Циркон".

В нынешних реалиях России просто не обойтись без мощного форпоста на Севере. К Арктическому региону приковано пристальное внимание ведущих держав — здесь сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых. Многие страны стремятся усилить в регионе военное присутствие. В том числе активизировались США, называющие своими главными соперниками в Арктике Россию и Китай.

В последние годы американцы накачивают Север оружием: на Аляске строят радиолокационные станции, туда перебрасывают десятки ударных истребителей, Пентагон планирует развернуть в регионе войсковые подразделения нового типа — многодоменные группы. Стягивают и другие дополнительные силы.

В Норвегии теперь базируются самолеты стратегической авиации США, а несколько законсервированных военно-морских баз недалеко от российских границ планируют опять ввести в эксплуатацию.

143

Вице-президент Бадра Гунба: у Абхазии и Крыма много общих задач

6
(обновлено 12:12 23.04.2021)
Абхазия и Крым подписали Программу мероприятий на 2022-2024 годы по итогам третьего заседания Совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству между республиками 22 апреля.

СУХУМ, 23 апр – Sputnik, Бадрак Авидзба. Вице-президент Абхазии Бадра Гунба встретился с вице-премьером Республики Крым Георгием Мурадовым в пятницу 23 апреля. 

"Нам было очень приятно провести вместе нашу межправительственную комиссию, мне кажется полезно очень поработали, подписали нужные документы на перспективный период. С 2022 по 2024 годы будем реализовывать план работы, в котором свыше пятидесяти пунктов. Это программа минимум. Даст бог, сделаем больше", - сказал Георгий Мурадов.

Все обозначенные сферы работ между Крымом и Абхазией касаются экономических, социальных, образовательных, культурных, спортивных направлений, отметил вице-премьер Крыма.

"Это все я уверен будет работать непосредственно на людей, они будут на себе чувствовать позитивные аспекты нашей совместной работы. Нам очень интересно развивать отношения, обмениваться опытом и в санаторно-курортном деле, в сфере сельского хозяйства", - сказал он.

Вице-президент республики Бадра Гунба подчеркнул, что главная цель взаимодействия Абхазии и Крыма – сделать так, чтобы жители республик на себе почувствовали пользу от сотрудничества.

"Мы наблюдаем, как интенсивно идет взаимодействие между Крымом и Абхазией и рассчитываем, что с другими регионами Российской Федерации такого уровня сотрудничество будет налажено. Там где есть желание и опыт достичь этого всегда можно. Являясь причерноморскими географически близкими территориями уверен, что у нас много общего, что можно было бы решить совместными усилиями", - подчеркнул вице-президент Абхазии.

Третье заседание Совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству между Абхазией и Республикой Крым состоялось в Сухуме 22 апреля.

В 2016 году Абхазия и Крым подписали Соглашение о развитии разносторонних отношений в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной областях. Каждые три года стороны подписывают Программу мероприятий. 

Слушайте также:

6