V Международная научная конференция Зиновьевские чтения, продюсер Дмитрий Куликов. Архивное фото.

Турецкий тупик

160
(обновлено 13:42 01.03.2016)
На промежуточном рубеже российские ВКС сделали невозможным свержение Асада, а российская дипломатия – вторжение Эрдогана в Сирию, по крайней мере в краткосрочной перспективе, замечает член Зиновьевского клуба Дмитрий Куликов.

От "европеизма" к "неоосманизму"

На примере Турции очень хорошо видно, что либеральные утверждения о внеидеологической природе современной государственной власти являются, мягко говоря, неправдой. Основной идеологией Турции в последние десятилетия XX века была ценность вступления Турции в Евросоюз и признание Турции равноправной европейской державой, а турок — настоящими европейцами.

Перипетии освоения Турцией "европейского пути и европейского выбора" в эти десятилетия и вплоть до первого десятилетия текущего века весьма разнообразны, но можно точно утверждать, что эта идеология в Турции в нашем веке обанкротилась. Число сторонников вступления в ЕС к 2015 году сократилось с 75 до 20%.

Параллельно с процессом разочарования "европейским проектом" в элите Турции в 2000-е годы рождается своеобразный неоосманизм, который является очень сильным идеологическим заместителем "евроипеизма", а Эрдоган и Давутоглу становятся политическими носителями этой идеи, приходят к власти с ее помощью и удерживают эту власть до сих пор.

Идея возрождения Империи Османов, османского лидерства в регионе исламского мира, участие Турции в переделе разрушаемых государств-соседей не только обеспечили электоральную привлекательность Эрдогана, но стали постепенно подлинным содержанием его внутренней и, главное, — внешней политики.

Кстати "неоосманское" самоопределение турецких политических лидеров было без восторга встречено в США и на Западе. Эрдоган столкнулся с попытками "цветного сценария" и с довольно жестким давлением.

Тогда он предложил Западу размен. Турция и он лично поддерживают "арабскую весну", свержение Каддафи в Ливии, возглавляет антиасадовский проект в Сирии, а Запад закрывает глаза на его внутреннюю политику и идеологию неоосманизма.

Сделка сработала. Попытки цветной революции чудесно прекратились, никто не осудил Эрдогана ни за разгром верхушки турецкой армии и "посадки" генералов, ни за аресты правозащитников и оппозиционных журналистов. Свобода слова и другие "высшие ценности" либеральной демократии на территории Турции вдруг перестали интересовать цивилизованный Запад. Запад также благополучно закрыл глаза на фактический геноцид курдов в восточных провинциях Турции.

Эрдогану оставалось доделать немногое — свергнуть Асада в Сирии и поучаствовать в разделе "сирийского наследства" с другими интересантами, такими, как Саудовская Аравия и Катар.

Антироссийская ставка

Однако российская операция в Сирии фактически обнулила проект свержения Асада за счет реального и радикального ослабления главной антиасадовской военной силы — ИГ (запрещена в России) и других террористических группировок.

Если в ближайшее время сирийской армии и народному ополчению, а также вооруженным отрядам сирийских курдов, удастся перекрыть турецко-сирийскую границу, то без этого канала снабжения ИГ будет откатываться все дальше на восток, пока их не заставят уйти туда, откуда они пришли: в Ирак и страны залива, а также и в Турцию.

Сбив российский самолет осенью прошлого года, Эрдоган сознательно радикально повысил ставки в своей большой политической игре. Он предложил себя для США не только в качестве антиасадовского, но и антироссийского деятеля. Эрдоган сделал ставку на тяжелый и сложный торг с США и Германией о том, что он должен получить за эскалацию ситуации, и, может быть, даже за прямые столкновения с русскими.

Для Германии предложена проблема беженцев. Меркель в обмен на ее как бы решение должна, во-первых, дать денег (3 млрд евро ежегодно), а во-вторых, поддерживать идеологически Турцию против России. Меркель интенсивно демонстрировала свою потенциальную готовность и активно ужасалась жестокости русских бомбардировок, к удовольствию Эрдогана.

По мнению турецкого руководства, США должны дать "крышу" для турецкой антироссийской эскалации и позволить Эрдогану хозяйничать на севере Сирии и уничтожать сирийских курдов. Этого официальные лица Турции требовали еще на прошлой неделе от США публично. Даже, я бы сказал, нагло.

Похоже, в тот момент Эрдоган уверовал в свою незаменимость для США и Запада.

Эрдоган рассчитывал развернуть наземную войсковую операцию против сирийских курдов. Вопрос для него был лишь в том, сделает ли он это по публичной договоренности с США или при и их молчаливом нейтралитете. Он считал, что американцы разменяют курдов на антироссийскую позицию Турции, и это откроет ему прямой путь к эскалации, срыву внутрисирийского политического процесса, и новым попыткам ликвидировать Асада и сирийскую государственность уже с прямым участием Турции. По его расчетам, США должны были это поддержать.

Однако стратегически для США признание сирийских курдов террористами крайне невыгодно. Они старательно работают над тем, чтобы сделать сирийских курдов своими на долгосрочную многолетнюю перспективу в зоне большой нестабильности на Ближнем Востоке.

Сирийские курды — реальная сила на любом по раскладу сил ближневосточном театре боевых действий, и для США очень важно стратегически иметь их в качестве условных друзей, а не в качестве реальных врагов.

Но тактически и сиюминутно Эрдоган рассчитывает, что со своими попытками боевых столкновений с российскими войсками в Сирии может оказаться для США важнее.

В этом состоит реальный политический выбор США. Они не любят выбирать в принципе, а тем более под попытками давления со стороны Эрдогана.

Постараются разыгрывать и дальше обе карты — и турецкую, и курдскую.

Хотя, не исключаю варианта, что США все же "сольют" Эрдогана и сделают ставку на курдов и, значит, на дестабилизацию Турции и ее фактический переход в состояние гражданской войны. Такое тоже вполне возможно, поскольку распадающаяся кипящая Турция прекрасно вписывается в общий американский сценарий децивилизовывания Большого Ближнего Востока.

Госсекретарь США Джон Керри уже намекнул, что в случае провала политического процесса в Сирии следующим шагом может быть ее раздел. А если делить Сирию, то почему бы не разделить и Турцию?

Планы внутри планов

Заключенное между Россией и США соглашение о прекращении огня, думаю, было не только дипломатической победой России, но и сильнейшим ударом прежде всего для Эрдогана. Мне кажется, что в эти дни он начинает догадываться о том, что что-то пошло не так. Он уже включил "заднюю", и его глава МИД заявил, что Турция не собирается вторгаться в Сирию, хотя еще сутки тому назад турецкие власти утверждали ровно обратное.

Показательно, что в рамках подготовки соглашения между Россией и США прошли интенсивные консультации с Саудовской Аравией и Катаром. Только о Турции в этом процессе никто и не вспомнил. В поспешном объявлении России врагом и разрыве с ней взаимоотношений Эрдоган остается один. Ну, разве еще вместе с украинским президентом Петром Порошенко. Он начинает догадываться, что выступил в роли "болвана" в старом польском преферансе. Не думаю, что Эрдогану понравится такая роль.

Запад уже имеет исторический опыт использования Турции в качестве антироссийского инструмента. Особенно активно — в Крымскую войну, когда Франция выступила самым активным провокатором российско-турецкого конфликта, а Британия поддержала все это вплоть до вступления в войну против России, когда Турция после Синопа была на грани поражения и капитуляции. Кстати, это был единственный раз в истории, когда Британия прямо воевала с Россией, а не так, как обычно, — чужими руками.

Похожая история была и в Русско-Турецкой войне 1877-78 годов. Необходимо заметить, что исторически проигравшей стороной по результатам обеих этих войн была Турция.

Так будет и на этот раз, даже и без войны, только в результате стратегического просчета в политическом самоопределении Эрдогана. Наступает время обсуждения платы за "предательский удар в спину" и все последовавшее за ним. Хотя, судя по высказыванию Эрдогана о том, что "Россия из-за двух пилотов потеряла такого друга, как Турция", понимание содеянного будет для него мучительным.

Таким образом, на промежуточном рубеже российские ВКС сделали невозможным свержение Асада, а российская дипломатия — вторжение Эрдогана в Сирию. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Заключенное соглашение стало предметом критики и агрессивного раздражения со стороны Турции, один из турецких министров даже заявил, что, "к сожалению, Россия и США заключили негласное соглашение по ряду вопросов, связанных с регионом". Турция также считает, что прекращение огня не должно распространяться на сирийских курдов.

В этой крайне непростой ситуации нам необходимо последовательно и шаг за шагом продолжать играть свою скомбинированную из силы и дипломатии игру на Ближнем Востоке, которая является на сегодняшний день очень успешной.

Соглашение о прекращении огня вывело Эрдогана за скобки, по крайней мере, на какое-то время. Надеюсь, что за это время нам удастся организовать внутрисирийский политический процесс, включающий, в том числе, и сирийских курдов, и стабилизировать сирийскую государственность.

А Турции, как это уже не раз было в истории, придется оплатить неоосманскую политику Эрдогана сильнейшим риском стать следующей территорией расширяющейся по планам США зоны нестабильности.

160
Теги:
борьба с терроризмом, политика, межгосударственные отношения, Турция, Россия

Перспективы разминирования в Нагорном Карабахе

57
(обновлено 09:34 25.11.2020)
Разминирование зоны недавних боевых действий и других районов Нагорного Карабаха предполагает постепенное очищение от взрывоопасных предметов территории площадью в сотни квадратных километров.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Процесс разминирования требует огромных ресурсов (миллионов долларов) и десятилетий кропотливой работы для введения опасных земель в хозяйственный оборот.

Минные поля, неразорвавшиеся боеприпасы и самодельные взрывные устройства считаются главной проблемой любой постконфликтной территории. Самый свежий пример постоянно присутствующей смертельной угрозы – подрыв 23 ноября в окрестностях села Мадагиз группы военнослужащих Азербайджана, РФ и сотрудников МЧС непризнанной Нагорно-Карабахской республики. В зоне конфликта подобные опасности ежедневно подстерегают миротворцев, саперов и спасателей.

На аэродромы города Ереван вчера переброшено более 100 военнослужащих Международного противоминного центра Минобороны России, а также 13 единиц военной и специальной техники. Инженерные подразделения сегодня совершают марш по маршруту Ереван – Горис – Степанакерт. Передовые подразделения саперов приступили к разминированию местности, дорог и объектов в Нагорном Карабахе 23 ноября. Приоритетная задача – оперативно провести разминирование в точках дислокации, на маршрутах передвижения миротворцев между постами и на отдельных объектах инфраструктуры.

Лишь на одном из участков российские саперы обезвредили около 30 противотанковых мин. Как правило, обнаруженные боеприпасы уничтожаются методом подрыва на специальном полигоне или на месте. К сложной и напряженной работе специалисты Международного противоминного центра ВС РФ подготовлены в соответствии со стандартами противоминной деятельности Организации Объединенных Наций, имеют на вооружении новейшую технику – миноискатели ИМП-С2, робототехнические комплексы "Уран-6". Современные средства поиска и защитное снаряжение снижают, но не исключают риск для здоровья и жизни российских военнослужащих в Нагорном Карабахе.

Сложность миссии

Современные локальные и региональные конфликты отличаются перманентным характером боевых действий и широким применением минных полей, мин-ловушек, придорожных фугасов и других "сюрпризов" – непосредственно в оперативной зоне и на прилегающих территориях. Не имея большого количества войск и ресурсов для создания тактически выверенной, плотной, эшелонированной обороны (к примеру, на стокилометровой линии фронта), стороны конфликта сосредоточивают подразделения и боевую технику на отдельных участках, а "дыры" прикрывают минными полями. В Карабахе применялись в основном мины советского производства – противотанковые ТМ-62, противопехотные ПМН-2. При этом карты-схемы их расположения составляются "на коленке", и в дальнейшем нередко теряются. Под влиянием капризов погоды, мины со временем выходят из строя, и минные поля "обновляются".

Вероятно, свежие минные поля и "растяжки" стороны конфликта снимут без особых проблем. Однако точного расположения всех минных полей за долгие годы противостояния в регионе не знает никто. Отдельная проблема – большое количество неразорвавшихся или оставленных в боевой обстановке артиллерийских снарядов. В карабахской земле находятся многие тысячи взрывоопасных предметов. Поэтому десятилетия кропотливой работы российских саперов, активное привлечение ресурсов ООН и других гуманитарных организаций – минимальные условия для окончательного выхода территории из войны.

Ранее глава Национального агентства по разминированию территорий Азербайджана (ANAMA) Газанфар Ахмедов заявил, что полное разминирование перешедших под контроль Баку территорий в Карабахе потребует более десяти лет. В Сирии гуманитарная миссия Армении в составе 83 человек за шесть месяцев 2019 года освободила от мин, снарядов, авиабомб и самодельных взрывных устройств около 20 гектаров. Послевоенный опыт многолетнего разминирования территорий Абхазии и Южной Осетии (где саперам предстоит еще много работы) также подтверждает глобальный объем задач в Карабахе.

Объединенные усилия

Служба ООН по вопросам разминирования (UNMAS) только в минувшем году потратила в 19 странах (включая Ирак, Афганистан и Сирию) около 495 миллионов долларов. Возможно, часть этих средств будет направлена и на разминирование территории Нагорного Карабаха. По данным UNMAS, миссия начнет развертывание здесь в начале декабря. Прежде всего, специалисты оценят объем работы в сложных условиях горно-лесистой местности. Вероятно, совместные международные усилия саперов позволят ускорить возвращение беженцев в постконфликтный регион.

Обнадеживает и позиция генерального секретаря ООН Антониу Гутериша, который заявил, что прекращение огня позволит гуманитарным организация получить доступ к мирному населению, пострадавшему в результате конфликта, и обозначил готовность к сотрудничеству и взаимодействию с Россией в Нагорном Карабахе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

57
Самолет ВВС США B-52 Stratofortress с крылатой ракетой X-51A

"Игнорировал закон": кому нужны разведывательные полеты США над Россией

64
(обновлено 13:00 24.11.2020)
Шестимесячный срок со дня уведомления Соединенными Штатами о выходе из Договора по открытому небу истек.

СУХУМ, 24 ноя - Sputnik. Вашингтон больше не участвует в сделке, которую "Россия грубо нарушала годами". Администрация Трампа считает, что выводит страну из устаревших договоров, "дававших преимущества противникам ценой национальной безопасности". Теперь Москва намерена добиваться от оставшихся в соглашении гарантий выполнения обязательств. Есть ли шанс на то, что команда Байдена вновь откроет американское небо, читайте материал Софья Мельничук для РИА Новости.

Нет ДОН без доверия

Одна из главных претензий Белого дома к Москве — ограничение инспекционных полетов над некоторыми районами, а именно: Южной Осетией, Абхазией, Чечней и Калининградом. Американцы в ответ закрыли небо Аляски и островов в Тихом океане.

Согласно договору, с 2002 года 35 стран-участниц могут проводить разведывательные полеты над территориями друг друга. Полученные данные доступны всем. При этом самолеты не вооружены, видеоаппаратуру предварительно проверяют, а на борту находится представитель инспектируемой страны.

В 2019-м в рамках ДОН состоялось более 1,5 тысячи таких полетов. Но контроль и укрепление доверия между странами — не единственная цель. Тут бывают и важные политические сигналы. Например, после начала конфликта в Донбассе США выполняли полеты над востоком Украины в знак поддержки Киева.

Нечистоплотные игры

В Кремле считают этот договор очень важным фактором взаимного доверия и контроля над вооружением. Выход из соглашения США делает его нежизнеспособным, отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Однако Москва продолжит соблюдать положения документа — при нескольких условиях, подчеркивали в МИД.

Первое — европейские страны гарантируют, что не передадут данные своих облетов Соединенным Штатам. Второе — российские самолеты смогут инспектировать американские объекты в Европе. Пока никаких гарантий не поступило, и Москву это категорически не устраивает.

"Не секрет, что США требуют от союзников пойти на подписание документов, в соответствии с которыми после выхода Вашингтона (из ДОН. — Прим. ред.) они будут передавать американской стороне информацию, полученную по итогам наблюдательных полетов над Россией, — говорил Константин Гаврилов, руководитель российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями. — Это не просто нарушение ДОН, это — нечистоплотные игры на ниве договора, который стал очередной жертвой в стратегии Вашингтона на планомерный вывод из строя звеньев международной архитектуры контроля над вооружениями и нераспространения".

"Это безумие"

Выход США из ДОН в первую очередь бьет по союзникам Вашингтона в Европе. Им важен доступ к данным, которые собирали американские самолеты. Представители нескольких европейских стран выражали сожаление по поводу решения Вашингтона. "Мы понимаем, что были трудности, связанные с соблюдением положений со стороны России. Однако это, на наш взгляд, не повод выходить из договора", — говорил глава МИД Германии Хайко Маас.

Во французском внешнеполитическом ведомстве указывали, что США не предоставили доказательств нарушений соглашения Москвой. В совместном заявлении Испания, Бельгия, Финляндия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Чехия и Швеция подчеркнули, что ДОН остается "функционирующим и полезным".

В самих Штатах нет единодушия по этому вопросу. Например, член комитета сената по международным отношениям Роберт Менендес так оценивает действия Белого дома: "Президент Трамп нагло проигнорировал закон и в одностороннем порядке совершил политически мотивированный выход даже после того, как проиграл президентские выборы".

"Это безумие", — комментировал генерал ВВС США и бывший директор Агентства национальной безопасности, директор ЦРУ Майкл Хайден. Глава Госдепа при Рональде Рейгане Джордж Шульц, министр обороны при Джордже Буше Уильям Перри и бывший сенатор и неофициальный советник Барака Обамы Сэмьюэл Нанн отправили в Белый дом письмо с призывом сохранить Договор по открытому небу.

Конец соглашений

За четыре года президентства Дональда Трампа весь мир убедился: в контроле над вооружениями он не заинтересован. В 2018-м американский лидер объявил о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий — иранской ядерной сделки 2015 года — под предлогом того, что Тегеран ее не соблюдает.

Спустя год та же участь постигла Договор о ракетах средней и меньшей дальности, подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым.
В 2020-м источники в администрации рассказали, что в Белом доме обсуждали ядерные испытания — впервые с 1992 года. Это нарушило бы мораторий, который распространяется на США, Россию, Китай, Британию и Францию.

Неясна судьба Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) 2010 года. Второй раунд переговоров завершился в сентябре, США предложили России ряд дополнительных условий, среди которых есть невыполнимое: подключение к соглашению Китая. СНВ-3 истекает в феврале, и опрошенные РИА Новости эксперты сильно сомневаются, что его удастся продлить.

Как бы то ни было, Договор по открытому небу, скорее всего, станет последней жертвой администрации Дональда Трампа. Джо Байдена рано поздравлять с официальной победой, но вероятность того, что он займет Овальный кабинет, растет с каждым днем.

Войти по-новой

Некоторые эксперты считают, что Байдену стоило бы подумать о возвращении в Договор по открытому небу. Однако это вряд ли произойдет, полагает Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ.

"В США за несколько десятилетий сложилась четкая позиция: если они выходят из соглашения по контролю за вооружениями, они туда не возвращаются, — говорит он в беседе с РИА Новости. — Более того, претензии к России по ДОН Штаты предъявляли много лет, еще при администрации Обамы. Существует консенсус между Белым домом, Пентагоном и разведсообществом о том, что Москва не в полной мере соблюдает и нарушает положения документа".

К тому же, указывает эксперт, возвращение в договор потребует ратификации решения верхней палатой конгресса. Учитывая, что она может вновь оказаться под контролем республиканцев, это сулит новые проблемы.

Однако даже если Байден решит отменить решение предшественника, это займет время. "К тому же сейчас Трамп создает дополнительные препятствия", — отмечает в разговоре с РИА Новости Олег Шакиров, консультант ПИР-центра, старший эксперт Центра перспективных управленческих решений. Речь о намерениях Белого дома заставить ВВС страны избавиться от самолетов, которые используются для наблюдательных полетов.

"Долгое время конгресс из-за действий республиканцев не выделял средства на их модернизацию, и борьба эта была направлена на подрыв ДОН, — поясняет собеседник агентства. — Без наблюдательных самолетов возвращаться будет сложнее".

Помимо этого, добавляет Шакиров, нужно учитывать, кто займет кресла в кабинете Байдена. Так, Майкл Карпентер — бывший советник по внешней политике, например, тоже выступал против участия США в ДОН, так как Россия якобы собирает информацию об американской инфраструктуре для зловредных действий.

Если говорить более масштабно, главная идея Байдена — восстановление доверительных отношений с Европой, подчеркивает Шакиров. И учитывая, что для нее договор важен, возможно, США к нему пусть и не сразу, но вернутся — ради союзников.

64

Сенат Франции призвал правительство признать Нагорный Карабах

117
В поддержку документа высказались 305 сенаторов, против проголосовал один. Резолюция носит рекомендательный характер.

СУХУМ, 25 ноя - Sputnik. Сенат Франции принял резолюцию с призывом к правительству признать Нагорный Карабах, сообщает РИА Новости. 

"Сенат... призывает правительство признать республику Нагорный Карабах и сделать это признание инструментом переговоров для установления прочного мира", - говорится в резолюции.

Сенаторы считают, что безопасность и свобода армянского населения Нагорного Карабаха не гарантируются Азербайджаном.

В принятой резолюции также осуждается военная агрессия Азербайджана, "проводимая при поддержке турецких властей и иностранных наемников". Сенаторы призывают к немедленному выводу азербайджанских вооруженных сил и их сторонников с территорий, занятых ими в результате военных действий, которые велись в Нагорном Карабахе с 27 сентября.

"Сенат... призывает правительство оказать массовую гуманитарную помощь гражданскому населению Нагорного Карабаха, требуя открытия гуманитарных коридоров", - отмечается в документе.

Кроме того, сенат предлагает правительству потребовать проведения "международного расследования военных преступлений, совершенных в Карабахе, в частности в отношении гражданского населения и с использованием оружия, запрещенного международным правом".

Парламентарии призывают исполнительную власть "извлечь дипломатические последствия из роли, которую играют власти Турции, и рассмотреть вместе с европейскими партнерами наиболее решительные ответные меры".

Сенаторы указывают на то, что "президент Турции Тайип Эрдоган в последние годы увеличил число провокаций, запугиваний и угроз в отношении Франции, Европы и других стран". По мнению членов сената, проводимая Турцией "экспансионистская политика является основным фактором дестабилизации в Восточном Средиземноморье, на Ближнем и Среднем Востоке, а теперь и на Южном Кавказе" и "представляет угрозу для безопасности Франции и Европы в целом".

117