Картотека. Архивное фото.

“Казненные” документы. Из истории Госархива Абхазии

1011
(обновлено 18:20 15.03.2016)
15 марта 1929 года Президиум центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров ССР Абхазия принял постановление "Об организации архивного дела".

Sputnik, Бадрак Авидзба

Предыстория создания архивного дела в Абхазии началась спустя два месяца после установления в республике Советской власти. 20 мая 1921 года Ревком Абхазии издал приказ, в котором говорилось, что все учреждения и должностные лица обязаны следить за целостностью архивов, которые находятся в их ведении. Согласно этому приказу, частные лица, хранящие у себя архивные документы, должны были сдавать их в канцелярию Комиссариата по внутренним делам Абхазии. Тех, кто не подчинялся приказу, могли предать суду революционного трибунала.

Попытка сжечь историю

22 октября 1992 года стало черной датой для Абхазии. Грузинские военные подожгли здание архива, перечеркнув  в одно мгновение многолетний труд историков. В пепел были превращены ценнейшие материалы, связанные с тысячелетней историей абхазского народа.

"В тот момент на постоянном хранении в архиве было 176 тысяч 343 дела в 673 фондах. Было уничтожено более 160 тысяч дел. Менее 10 процентов сохранилось от общего количества, но они не представляют исторической ценности. Основная часть исторических документов находилась в основном корпусе, и они были полностью уничтожены", — отметил начальник Управления государственного архива Абхазии Роман Гвинджия.

Уничтоженные документы относятся к 1810-1980 годам. Однако часть архивных документов уже была опубликована в сборниках, тем самым их удалось сохранить.

"Уничтожение архива стало для меня большим потрясением, как и для всех ученых, я сам в АбИГИ собирал архивные документы, поэтому я знал, какой это труд", — сказал Гвинджия.

Ученый Арвелод Куправа, много лет проработавший в архиве, поделился воспоминаниями о том тяжелом для всех дне.

"Я еще в студенческие годы начал работать в архиве. Руководитель предоставлял нам залы центрального архива. Я издал два сборника документов по истории советской Абхазии, работая в этом архиве, и подготовил к изданию еще три. В октябре 1992 года объявили, что сожгли архив и АбИГИ. Я пошел в архив и стоял возле сгоревшего здания с пониманием того, что мы безвозвратно потеряли ценнейшие документы", — отметил Куправа.

Фонд госархива.
© Sputnik Бадрак Авидзба
Фонд госархива.

По словам Романа Гвинджия, предыстория архивного дела начинается сразу после установления советской власти в Абхазии. 

"Мы отмечаем 15 марта 1929 года как день создания архивного дела в республике, потому что в этот день архив начал официальную деятельность. Значимость создания архива понимали все руководители Абхазии", — отметил Роман Гвинджия.

Как воссоздавался архив

В воссоздании архива после Отечественной войны народа Абхазии большую роль сыграл проработавший много лет в архиве Абхазии Николай Иоаниди.

"Сразу после войны архив возглавлял Николай Иоаниди. Тогда большую работу провели оставшиеся архивисты, в основном старшего поколения, молодежи тогда было мало. Тогда Иоаниди позвал меня на работу, но я ответил отказом. Об этом узнал Владислав Ардзинба и сказал мне, что если бы у него был выбор, то он занимался бы не политикой, а наукой. Он настоял, чтобы я начал работу в архиве, и я согласился",  – поделился воспоминаниями начальник архива.

По словам Романа Гвинджия, работать в послевоенный период было особенно тяжело, не хватало кадров, были плохие условия хранения документов, и, конечно же, заработная плата была очень низкой.

На сегодня Государственный архив располагается в реконструированном  здании педагогического института Абхазии. Несмотря на нехватку оборудования и дефицит кадров, в здании созданы условия для хранения архивных документов на долгие годы. 

1011
Теги:
история, архивы, Абхазия

В чем причина больших потерь военной техники армянской стороны

135
(обновлено 20:20 02.12.2020)
В ходе боевых действий в Нагорном Карабахе в экспертной среде и медиапространстве возникли дискуссии об эффективности вооружений российского производства, которые были в наличии у армянской стороны.

Sputnik разбирался, дело ли в оружии, или в подготовке личного состава и в организации обороны.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Сегодня наблюдаются отдельные попытки оправдать поражение армянской стороны "бесполезными" истребителями Су-30-СМ, "подслеповатыми" зенитными ракетными комплексами С-300, "неэффективными" комплексами РЭБ и танками "не той системы" российского производства. Будто бы армянская сторона никогда не приобретала оружие третьих стран (к примеру, индийские радары Swathi), а азербайджанские войска были вооружены исключительно израильскими и турецкими образцами (типа "Байрактар"), которые и определили "великий перелом". Общий дискурс: Карабах скорректирует поставки российских вооружений союзникам и партнерам. Ходульные схемы подобных рассуждений маскируют стратегические промахи военно-политического руководства и ожесточенную конкурентную борьбу на мировом оружейном рынке. Целесообразнее вернуться в реальность.

Москва предоставила несколько военных кредитов Армении. Дальнейшее военное строительство – дело армянской стороны. Если ЗРК С-300 российского производства все же участвовали в боевых действиях в Карабахе, и пострадали из-за отсутствия надежной (эшелонированной) системы ПВО, то ранее упомянутые контрбатарейные индийские радары Swathi за 40 миллионов долларов никаких следов активности не оставили. А могли бы, согласно рекламной аннотации, обнаруживать минометные выстрелы на расстоянии до 20 километров, артиллерийские – до 30 километров, и ракетные – до 40 километров (каждая установка, вроде бы, способна отслеживать до 7 целей одновременно). Возможно, расчеты не успели освоить новые радары. Обучение армянских специалистов может показаться решающим (слабым) звеном и в эксплуатации боевой техники российского производства (оружие само не стреляет). И, разумеется, совершенно нетерпимы в военном деле неорганизованность и самонадеянность.

Потери и трофеи

Глава Азербайджана Ильхам Алиев 1 декабря в обращении к нации подробно рассказал о потерях боевой техники армянской стороны в Нагорном Карабахе. В длинном списке сотни единиц различных вооружений, уничтоженных и взятых в качестве трофеев. Азербайджанский президент упомянул и ракетные комплексы, и реактивные системы залпового огня, и танки, и средства радиоэлектронной борьбы.

Можно по-разному относиться к этим цифрам и намеренному оставлению "в тени" потерь азербайджанской армии (наверняка значительных), но в сложившейся ситуации (возвращения семи районов) президенту нет резона радикально преувеличивать данные о потерях противника. Закономерно возникает вопрос об уровне военной организации армянской группировки в ходе 44 суток боев в Нагорном Карабахе.

Большое количество уничтоженной техники армянских войск можно объяснить ожесточенностью боевого противостояния, но при этом изумляют оставленные 79 танков, 47 боевых машин пехоты, 104 ствола артиллерии (пушки и минометы), 5 зенитных установок "Шилка", 93 спецавтомобиля, 270 грузовых автомобилей (возможно, эти трофеи еще покажут в Баку в качестве доказательств слов главы государства). Между тем, только 79 боеспособных танков – это вооружение двух с половиной танковых батальонов (огромное могущество в атаке и в обороне).

Полагаю, у невероятной "щедрости" армянской стороны может быть лишь два объяснения: боевая техника брошена при неорганизованном (стихийном) отступлении, либо не подвезли горючее (проблемы тылового обеспечения), и машины дальше ехать просто не смогли.

При любом раскладе здесь надо делать оргвыводы, но это прерогатива генерального штаба и военно-политического руководства Армении.

135

"Это безумие": в США пошли на крайние меры из-за COVID-19

171
Верующие в США взбунтовались из-за коронавирусных мер: требуют снять ограничения и пустить людей в храмы, которые власти прямо называют "рассадниками заразы".

СУХУМ, 2 дек - Sputnik. Какие еще противоречия вскрыла пандемия, читайте в материале Олега Налисника для РИА Новости.

Стриптиз вместо молитвы

Торжественное богослужение в часовне Святой Голгофы в Калифорнии началось нетривиально: пастор Роб Маккой вместо молитвы принялся танцевать. Вульгарно двигаясь, он расстегнул пиджак, а потом воскликнул: "Ну-ка помогите мне! Где же ваши овации!"

Прихожане протестантской церкви — а их несколько десятков — немного растерялись. Но после подбадривающих возгласов священника ликующе завопили, захлопав в ладоши. Тем временем преподобный Роб Маккой снял галстук и эффектно бросил в толпу. Все засмеялись, а кто-то в шутку даже начал протягивать купюры.

Спустя полминуты стало не до смеха. Священнослужитель объяснил столь экстравагантную выходку: власти штата из-за пандемии закрыли все храмы, а развлекательные заведения — нет. Вот отец Роб и проявил смекалку, перерегистрировав церковь в… стриптиз-клуб.

"Это, конечно, безумие. Разве Америка видела когда-либо такую глупость и низость: нам запрещают молиться Богу! Откройте храмы!" — негодовал он.

Те же лозунги выкрикивали в штате Орегон. Там на улицы городов 30 ноября вышли сотни человек, прежде всего — прихожане Римско-католической церкви. Весной тут, как и в Калифорнии, полностью запретили работу всех религиозных учреждений. Однако верующие взбунтовались, и под их давлением власти все же открыли молельни. Правда, с жесткими ограничениями: на службах могут присутствовать не больше четверти прихожан.

"Несколько десятилетий назад я бежал в Америку из коммунистического Вьетнама. И я бы никогда не подумал, что здесь, в США, спустя столько лет столкнусь с тем же: репрессиями против верующих", — рассказывает журналистам местный житель Ансгар Фам.
Акции проходят по всей стране. В уличных протестах участвуют христиане-евангелисты (самая многочисленная религиозная группа, 30 процентов населения), католики (22 процента), а также баптисты (около десяти процентов).

Активнее всего митингуют в тех штатах, где запретили религиозные церемонии, — в Калифорнии, Нью-Йорке, Вирджинии, Коннектикуте, Нью-Джерси, Мэне. Там, по данным организации "Фонд Бекета", власти систематически "нарушают фундаментальные права верующих". Еще в одиннадцати штатах ограничено число молящихся на службах.

Общество разделилось

Во второй половине апреля, когда число заболевших COVID-19 уверенно шло к миллиону, американское общество разделилось на два лагеря.

Одни выступали за жесткие ограничения. Это неудивительно: 78 процентов американцев, по данным авторитетного исследовательского центра Pew, считают себя верующими. Более трети из них социологи относят к "активным" — то есть они регулярно ходят на службы.
Религиозные лидеры в США по популярности уступают разве что голливудским знаменитостям. Их передачи на телевидении имеют стабильно высокий рейтинг, в соцсетях — миллионы подписчиков. А их паства влияет на судьбоносные политические события. Так, в 2016 году Трамп стал президентом благодаря голосам католиков в "колеблющихся штатах".

И в этот раз перед очередными выборами в Белый дом он всячески искал у верующих дружбы. Безуспешно: весной Трампа обвиняли в пренебрежительном отношении к угрозе коронавируса. В начале лета — в нарушении религиозных свобод американских граждан.

По иронии именно тогда он подписал указ "О продвижении религиозных свобод в мире". Согласно этому документу власти США могут ввести санкции против любой страны, которая, по их мнению, дискриминирует верующих. Вдобавок президент несколько раз демонстративно просил губернаторов открыть храмы — мол, законы не позволяют ему сделать это самолично.

"Забота, а не дискриминация"

К законам обращаются и сами верующие: они завалили власти штатов судебными исками. Коронавирусные ограничения, как они считают, нарушают первую поправку к американской Конституции, которая защищает от посягательств властей на религиозную свободу. Почти в двух десятках штатов суд встал на сторону истцов — "местные администрации злоупотребили режимом ЧС и ограничили религиозные группы в правах".

Однако где-то властям удалось оправдаться. На днях федеральный апелляционный суд США оставил в силе запрет на богослужения в Калифорнии: посчитал, что религиозные церемонии посещает куда больше людей, чем те же клубы и бары, поэтому ограничения обоснованны.

"Постановление властей Калифорнии вызвано заботой о прихожанах, а не их дискриминацией. Религиозные церемонии относятся к видам коллективной деятельности, которые запрещены в каждом округе этого штата — концертам или спортивным мероприятиям", — говорится в судебном решении.

Верующие пообещали его оспорить. Власти обвинили их в провокации: с конца ноября в Калифорнии ежедневно выявляют по 13-15 тысяч заболевших, а открытие храмов усугубит ситуацию.

В качестве примера калифорнийские чиновники приводят Нью-Йорк. По их словам, вторая волна там началась из-за религиозных общин — в первую очередь, ортодоксальных евреев. Районы их проживания, прежде всего Бруклин, еще в сентябре объявили "красной зоной".

А пару недель назад против них ополчился мэр "Большого яблока" Билл де Блазио. Поводом стала свадебная церемония в общине сатмарских хасидов, одной из крупнейших в мире. Торжество, как писали СМИ, проходило в обстановке "строжайшей секретности". Однако о нем узнали довольно быстро, что неудивительно: на обряд собралось свыше семи тысяч человек.

После этого местные власти назвали иудеев "рассадниками коронавируса" и обязали выплатить огромный штраф.

"Сатмарские хасиды — очень закрытое сообщество, они контактируют друг с другом и совсем мало — с окружающим миром. Во время первой волны коронавируса там было заражение едва ли не на порядок больше, чем в окрестностях. Соответственно, большинство переболело и получило иммунитет. Вот и решили: с нами уже ничего плохого не случится, значит, можно радоваться и праздновать", — говорит РИА Новости главный раввин России Берл Лазар, чьи родственники живут в Нью-Йорке.

Мировая тенденция

Коронавирусные ограничения для верующих разбили граждан США на два больших лагеря. И этим противостоянием пользуются политики, считает религиовед Роман Лункин.

"По сути, сформировалось либеральное течение, поддерживаемое Демократической партией во главе с избранным президентом Джо Байденом, и консервативное, которому потворствует Дональд Трамп", — объясняет эксперт.

Позиции непримиримы: сторонники жестких ограничений не разделяют ценности верующих.

"Не понимают, насколько для религиозных людей важно собираться на совместные молитвы. То же касается и обрядов. Весной власти Калифорнии запретили хоровое пение в церквях, мотивируя тем, что оно ускоряет распространение вируса. Это очень не понравилось прихожанам", — рассказывает Лункин.

По его мнению, противостояние будет долгим. Аналогичные конфликты вспыхивают по всему миру, США — лишь один пример, хоть и самый яркий.

171

Ренат Карчаа опроверг информацию о своем уходе с поста помощника президента

291
Информация о том, что помощник президента по стратегическим коммуникациям Ренат Карчаа подает в отставку в связи с "несогласием с бездействием Аслана Бжания по всем ключевым направлениям", распространилась в социальных сетях в среду 2 декабря.

СУХУМ, 2 дек - Sputnik, Асмат Цвижба. Помощник президента по стратегическим коммуникациям Ренат Карчаа не подавал в отставку. Об этом Sputnik сообщил сам Карчаа.

"В отставку я не подавал и не смог бы этого сделать даже теоретически, потому что нахожусь в Москве, в командировке уже около двух недель. Хотя буду честен до конца, настроения уйти имеют место быть", - добавил он.

Социолог и политолог Ренат Карчаа был назначен помощником по стратегическим коммуникациям президента Аслана Бжания в мае 2020 года.

291