Пароход Челюскин в тяжелых льдах.

Невероятные приключения абхазского челюскинца Николая Чачба

1306
(обновлено 10:33 22.03.2016)
Об экстремальных приключениях Николая Чачба на Севере в составе экспедиции челюскинцев и особенностях характера князя рассказала его дочь, заслуженный врач Абхазии Валентина Чачба.

Наала Авидзба, Sputnik

На Север

В 1933 году в Гагре, уже ставшей к тому времени здравницей союзного значения и круглодичным благоустроенным курортом, отдыхал известный советский географ, геофизик, математик, Отто Юльевич Шмидт. 

Как раз в этот период исследователь Севера Отто Шмидт готовил к отправлению рисковую экспедицию по Северному морскому пути на пароходе "Челюскин". Советскому руководству необходимо было доказать, что освоение побережья Северного Ледовитого океана – решаемая задача.

За год до этого экспедиция Отто Шмидта на пароходе ледокольного типа "Александр Сибиряков" под командованием капитана Владимира Воронина впервые в истории осуществила сквозное плавание из Белого в Баренцево море. Несмотря на то, что пароход серьезно повредили тяжелые льды, и последнюю часть пути он прошел под парусом и на буксире, значение этого события было огромным. 

Николай Чачба.
© Фото : из архива семьи Чачба
Николай Чачба (в центре).

Воодушевленный успехом Отто Шмидт в 1933 году решил доказать, что через северные моря сможет пройти не только специально подготовленное судно, но и обычный тяжелый сухогруз. Для плавания был выбран сконструированный в Дании по заказу СССР транспортный пароход "Лена", который переименовали в "Челюскин", в честь русского исследователя Арктики.

Князь Чачба

Отдыхая в Гагре, Отто Юльевич параллельно решал вопросы штата экспедиции. Его внимание не мог не привлечь молодой абхаз княжеского происхождения, лихой охотник, известный и уважаемый в городе Татаркан Чачба, которого больше знали как Николая. Николай Чачба был высоким, статным человеком с красивыми чертами и благородными манерами. В детстве маленького Николая крестил принц Ольденбургский, близкий родственник Николая II. 

"Папа был очень коммуникабельный человек, очень ладил с людьми, очень доброжелательный был. У него никогда не было врагов. Когда бывали хорошие события, свадьбы, пиршества, его всегда и везде приглашали. Он знал несколько языков. Он говорил прекрасно по-русски, знал абхазский, грузинский, мегрельский, армянский, греческий. С этими людьми он мог общаться так, словно он из их общества. Он был очень смелый. Все новое его очень интересовало. Он был очень озорной. Мог делать такие поступки, которые другой бы подумал делать или нет", — рассказывает о характере Николая Чачба его дочь Валентина, заслуженный врач Абхазии. 

Николай Чачба с дочерью Людмилой.
© Фото : из архива семьи Чачба
Николай Чачба с дочерью Людмилой.

Горы были для него родными, он их знал лучше своего дома, говорит Валентина Николаевна. Однажды он сумел найти потерявшихся студентов, которых несколько дней не могли отыскать. Виртуозный  охотник и опытный в горах человек, он убил дичь и знал, как правильно накормить истощенных молодых людей.

При встрече Николай Чачба очень понравился Отто Шмидту.  

"Отто Шмидт задавал каверзные вопросы, на которые отец, не задумываясь, отвечал. Если вдруг случится какая-то авария, какие будут ваши действия, спрашивал он. Отец  отвечал, если мы будем на полюсе, там есть белые медведи, нерпы, рыба, буду заниматься охотой".

Тогда никто не думал, что до этого и вправду может дойти дело.  Подготовка к экспедиции продолжалась, Отто Юльевич уехал в Москву, откуда Николаю Чачба прислали сообщение о зачислении в команду. 

Челюскинцы

Пароход вышел из Ленинграда в Мурманск 16 июля 1933 года. Он был сильно перегружен, так как на борту находились грузы для зимовщиков, сборные дома для поселка на острове Врангеля и гидросамолет для проведения разведки с воздуха. Сложности преследовали судно практически с самого начала. 15 августа пришедший на помощь ледокол "Красин" пробил "Челюскину" дорогу, но ему приходилось идти под значительной нагрузкой, так как прорубленный ледоколом канал был узким для большого сухогруза.

В феврале 1934 года мощный удар льдов пробил левый борт парохода, образовалась трещина. Стало очевидным, что корабль пойдет ко дну. Команда перебралась на льдину, собрав все необходимое для разбивания лагеря. Во время эвакуации погиб один из членов экспедиции, его придавило грузом.

В таких условиях вывезти людей можно было только с помощью авиации. Последнюю группу летчики забрали в апреле.

  • Николай Чачба в детстве (в центре).
    Николай Чачба в детстве (в центре).
    © Фото : из архива семьи Чачба
  • Николай Чачба.
    Николай Чачба.
    © Фото : из архива семьи Чачба
  • Николай Чачба.
    Николай Чачба.
    © Фото : из архива семьи Чачба
1 / 3
© Фото : из архива семьи Чачба
Николай Чачба в детстве (в центре).

Абхаз Николай Чачба с достоинством переносил вынужденную зимовку, став полезным членом команды. 

"Когда они попали в аварию, он охотился на белых медведей. Ему говорили: "Вы осторожно, белые медведи очень коварные, могут быть неприятности". Он ответил: "Наши бурые неприятнее, чем здешние увальни". В экспедиции он был очень нужным человеком. Пока их оттуда не вызволили на самолетах, практически питанием их обеспечивал он", — рассказывает Валентина Чачба. 

Николай Чачба был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 

"У него был 218 номер. При награждении было сказано, несмотря на то, что он княжеского происхождения, мы ему этот орден с честью вручаем", — сказала Валентина Николаевна.  

Отцы и дети

Интересно, что в дальнейшем с Севером оказалась связанной не только жизнь Николая Чачба, но и его детей. Сын Рауф по завершении Арктического колледжа несколько лет работал в Якутии. Закончив медицинский институт в Симферополе, Валентина 3,5 года работала на Сахалине. Там она вскоре стала главным врачом больницы Рыбновского района. Из-за сложнейших сахалинских условий год работы там засчитывался за два. Таким образом, общий стаж Валентины Николаевны на Сахалине 7,5 лет. В Абхазии Валентина Чачба – известный акушер-гинеколог, заслуженный врач республики, в течение 35 лет главный врач Гагрской больницы.

Валентина Николаевна Чачба
© Фото : из архива семьи Чачба
Валентина Николаевна Чачба

"Я гордилась тем, что отец был на этом ледоколе, в школе об этом знали. Когда он приехал, он привез мне шубку белого медведя. У нас были расписанные моржовые клыки, но куда они делись, не знаю. И красные сапожки у меня были. Так первое время, пока привыкли к моему одеянию, за мной толпы детей ходили. Я, конечно, гордилась тем, что папа такой", — улыбается Валентина Николаевна. 

После экспедиции Николай Чачба несколько лет работал в Крыму, в санатории "Советский полярник" заместителем по административно-хозяйственной части. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в операции на Кавказе. Какое-то время Николай Чачба работал на приисках Северного Кавказа.  Вернувшись в Абхазию,  он стал директором Гагрского хлебозавода. Жизненный путь Николая Чачба был насыщенным и интересным, а участие в экспедиции абхаза княжеского происхождения с благородной внешностью и поступками стало достоянием не только рода Чачба, но и всей республики. 

© Sputnik Томас Тхайцук, Наала Авидзба
Валентина Чачба рассказала об отце Николае Чачба
1306
Теги:
истории, экспедиции, Абхазия

"Российские "Мистрали": в Крыму построят универсальные десантные корабли

726
(обновлено 08:34 26.05.2020)
В сфере укрепления обороноспособности и создания высокотехнологичных вооружений Россия не зависит от зарубежных партнеров, это подтверждается качеством и темпами современного кораблестроения в интересах российского Военно-морского флота.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Минобороны России и керченский судостроительный завод "Залив" подписали контракт на постройку первых двух универсальных десантных кораблей (УДК). Сумма сделки, по данным СМИ, составляет около 100 миллиардов рублей. Вероятно, головной УДК будет заложен в начале лета. Проект разработан в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро.

Подобных кораблей в Военно-морском флоте РФ еще не было. Российские аналоги французских "Мистралей" обеспечат ВМФ возможность оперативного присутствия в удаленных районах Мирового океана. Головной УДК должен войти в боевой состав флота до 2026 года, в дальнейшем строительство серии может быть продолжено. Судьба проекта в целом предопределена Государственной программой программу вооружений до 2027 года.

Военная операция РФ в Сирии подтвердила значимость крупных десантных кораблей водоизмещением 15000 – 25000 тонн. Этому сектору кораблестроения уделяется внимание на самом высоком государственном уровне – президент РФ Владимир Путин 9 января 2020 года посетил Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова в Севастополе, ознакомился с экспозицией, посвященной развитию ВМФ, и некоторыми характеристиками УДК дальней морской зоны.

Ранее источник РИА "Новости" в ОПК сообщил, что в Керчи в 2020 году будут заложены два универсальных десантных корабля, способных нести на борту до 16 вертолетов. По другим данным, Минобороны РФ планирует разместить на борту УДК более 20 тяжелых вертолетов, корабли получат доковую камеру для десантных катеров, и будут способны перебрасывать около 900 морских пехотинцев со штатным вооружением. Разночтения объясняются жесткой конкуренцией нескольких достойных проектов – во благо флоту. После срыва французской стороной в 2014 году контракта по строительству для ВМФ РФ двух вертолетоносцев типа "Мистраль" российские проектировщики прошли немалый путь, и настроены превзойти французов по многим параметрам.

Боевой ковчег

Корабль сложный. Предназначение УДК – переброска морем (на тысячи миль) и высадка на необорудованное побережье войск и техники в ходе десантной операции с участием вертолетов боевой поддержки (корабельной авиагруппы). Корабль способен ставить минные и сетевые заграждения, гидроакустические буи системы наблюдения за субмаринами противника. Технологически возможна загоризонтная высадка десанта (плавающая бронетехника выходит в море из док-камеры далеко от береговой черты, неплавающая – стартует к берегу на десантных катерах).

На борту УДК необходимо разместить штаб оперативной группировки войск и сил, около 1000 десантников, ударные и транспортные вертолеты (в ангарах надстройки и под палубой), штурмовые и десантные катера (на сухой доковой палубе выше ватерлинии), 76-мм универсальную артиллерию (для самообороны и огневого поражения объектов противодесантной обороны противника), зенитные средства самообороны (модули типа "Панцирь-МЕ"), а также бронетехнику морской пехоты (минимум – 50 БМП и 10 танков), значительный арсенал (на несколько суток боевых действий всей группировки).

Изначально предполагалось, что российский УДК будет иметь большую, чем у "Мистралей", авиагруппу (то есть более 16 вертолетов), и сильные средства самообороны (включая артиллерию и ПВО). Для этого корабля у России имеется прекрасные палубные вертолеты: ударный Ка-52К "Катран", противолодочный Ка-27, транспортно-боевой Ка-29 и радиолокационного дозора Ка-31. Американское издание Military Watch сообщило о вероятности появления на борту российского УДК истребителей вертикального взлета – преемников Як-141.

Корабль должен располагать интегрированной системой боевого управления тактического и оперативно-тактического звеньев. Для успешного решения задач УДК необходимы также современные РЛС, навигационный комплекс, система радиоэлектронной борьбы и средства обнаружения подводных диверсионных сил. Все упомянутые функции требуют значительных размеров и водоизмещения, мощной двигательной установки. Точные характеристики крымских кораблей пока неизвестны, но один из конкурентоспособных проектов – УДК "Прибой" Крыловского государственного научного центра – имел длину корпуса 200 метров, ширину у ватерлинии 34 метра, и водоизмещение около 23 тысяч тонн. В США аналогичные корабли типа "Америка" имеют полное водоизмещение 45 тысяч тонн (сравнимо с авианосцами).

Производственная база

Керченский завод "Залив" накопил значительный опыт военного судостроения, и обладает всеми технологическими возможностями для воплощения проекта "крымского "Мистраля" в металле. Сухой док имеет длину 360 метров, ширину 60 метров – для УДК хватит с запасом. "Залив" способен строить корабли длиной до 300 метров и водоизмещением до 150 тысяч тонн. Это одно из крупнейших судостроительных предприятий Европы, обладающее необходимым оборудованием и профессионалами высокого класса. Достройка кораблей и судов после спуска на воду производится на двух глубоководных причалах, оснащенных специальным крановым оборудованием. Ранее крымские власти подтвердили готовность завода «Залив» в Керчи к размещению проекта строительства универсального десантного корабля.

В боевом строю Военно-морского флота России не так и много больших десантных кораблей (БДК), и они не вполне отвечают требованиям времени. К примеру, БДК проектов 775 и 1171 строились в 1974 – 1991 годах на верфях польского города Гданьска. Безусловно, в этом "секторе" ВМФ вскоре грядет технологическая революция – на российскую Госпрограмму вооружений до 2027 года предполагается выделить 19 трлн. рублей, а строительство современного океанского ВМФ – одно из главных направлений развития обороноспособности РФ.

726
Флаги США и Китая, архивное фото

За бесценок: китайцы могут скупить американские сланцевые компании

387
Американские сланцевики в отчаянном положении: обвал нефтяных котировок, огромные долги и нехватка инвестиций обернулись чередой банкротств.

Но худшее может быть впереди — к подешевевшим активам в энергетическом секторе присматриваются китайские компании. В Вашингтоне уже заявили: это явная угроза национальной безопасности, пишет Наталья Дембинская для РИА Новости

Волна банкротств

С начала пандемии нефть подешевела почти на 50%, в апреле из-за беспрецедентного сжатия спроса на топливо и переполненных нефтехранилищ фьючерсы проваливались в отрицательную зону.

В результате сотни американских нефтегазовых компаний оказались на грани банкротства. Так, Parsley Energy закрыла 150 скважин, Continental Resources сократила добычу на треть, Texland Petroleum — полностью.

В апреле обанкротился один из крупнейших сланцевиков — Whiting Petroleum, следом — обслуживающая компания Hornbeck Offshore Services. В мае о возможном прекращении деятельности инвесторам сообщили калифорнийская California Resources и сланцевый гигант Chesapeake Enеrgy.

Аналитики предупредили: это только начало волны банкротств, которая скоро накроет отрасль. По прогнозу Pickering Energy Partners, разорение в этом году грозит почти 40% сланцевых компаний.

"Пандемия коронавируса разрушила нефтяную промышленность, вызвав быстрое и беспрецедентное снижение спроса на бензин, авиационное и дизельное топливо. Добавьте к этому "эпическую ценовую войну" между Россией и Саудовской Аравией и огромные долги на балансах американских нефтяных компаний. Эти факторы почти наверняка вызовут всплеск банкротств в ближайшие месяцы. В отличие от нефтяного кризиса 2014-2016 годов, многие компании не выживут", — прогнозируют аналитики Bloomberg Intelligence.

Согласно исследованию Федерального резервного банка (ФРБ) Далласа, даже компаниям в относительно "дешевом" сланцевом бассейне Permian в Западном Техасе для рентабельности нужна нефть в среднем по 49 долларов за баррель. Как предсказывает ФРБ, при 40 долларах в течение года выживут только 15% производителей.

Легкая добыча

В такой ситуации американские сланцевики станут легкой и привлекательной добычей для "охотников за поглощениями". Главная угроза исходит от Китая — ограничения там снимают, экономика оживает и возникает интерес к подешевевшим зарубежным активам.

В Вашингтоне опасаются захвата Китаем разрушенного энергетического сектора. "Перспектива приобретения враждебными странами проблемных сланцевых компаний в Техасе и не только — серьезная проблема для национальной безопасности", — заявили техасские нефтяные регуляторы.

Угроза вполне реальна — американские энергетические активы сильно подешевели. Так, средняя цена нефтяных месторождений снизилась вдвое по сравнению с временами, когда баррель стоил 60 долларов: с 42 тысяч до 20 тысяч долларов.

"Американские сланцевые компании — очевидная цель для китайцев из-за беспрецедентного разрушения спроса, сверхнизких цен на энергоносители и катастрофической задолженности", — указывает авторитетный аналитический ресурс OilPrice.

Коронавирусный кризис не обошел стороной китайские компании, но не ослабил аппетит Пекина к поглощениям привлекательных активов. Пример тому — недавняя попытка покупки государственной China Reform крупнейшего британского производителя чипов для смартфонов Imagination. Сделка сорвалась только после вмешательства британских властей.

Прямое поглощение американских нефтегазовых компаний китайцами маловероятно — это вызовет пристальное внимание правительства. Но возможны обходные пути: например, приобретение части нестратегических активов или создание совместных предприятий.

Так, в 2015 году китайская фирма Yantai Xinchao Industry Co. получила разрешение Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS) на покупку нефтяных активов за 1,3 миллиарда долларов через американские компании Tall City Exploration и Plymouth Petroleum в Пермском бассейне.

Выбора нет

Наблюдатели констатируют: особых альтернатив для сланцевиков не просматривается. В течение следующих четырех лет нужно вернуть банкам 86 миллиардов долларов, а расплачиваться нечем.

Сейчас выручка от продажи четверти добываемой в США сланцевой нефти целиком идет на проценты по корпоративным заимствованиям. Общий долг отрасли превысил 300 миллиардов долларов, и для его погашения нужно девять миллиардов баррелей сырья. Это почти столько же, сколько сланцевики извлекли из недр за всю свою историю (около десяти миллиардов баррелей).

С финансированием просто катастрофа. Для инвесторов сланцевые компании оказались "паршивой овцой", констатировала FactSet, международная аналитическая фирма. С 2007 года индекс акций американских сланцевиков потерял 31%, тогда как S&P 500 вырос на 80%. За этот период производители потратили на 280 миллиардов долларов больше, чем заработали на продаже нефти и газа.

Cпасти сланцевиков может разве что подорожание нефти. За последние три недели котировки WTI подтянулись к 33 долларам за баррель. Но этого явно недостаточно: c учетом жесткой структуры затрат сланцевому бизнесу для рентабельности нужно как минимум 50.

По прогнозу Управления энергетической информации США (EIA), средняя цена Brent в 2020 году составит 34,13 доллара и 45,62 в 2021-м, а западно-техасской WTI — 30,10 в этом году и 43,31 — в следующем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

387
Российские рубли

План перевыполнен: Министерство по налогам и сборам отчиталось о поступлениях в мае

161
Сумма поступлений в бюджет за пять месяцев месяцев отличается от плановых показателей на 52 миллионов 460 тысяч, однако достигла уровня 2019 года.

СУХУМ, 28 мая - Sputnik. Премьер-министр Республики Абхазия Александр Анкваб провел встречу с министром по налогам и сборам Дауром Курмазия, который представил данные о налоговых поступлениях в бюджет республики за 26 дней мая.

Курмазия сообщил, что по ситуации на 26 мая план за 5 месяцев по всем видам налоговых поступлений выполнен на 94 %. Поступления за 5 месяцев составили 818 миллионов рублей при плане 871 миллион рублей.

По словам министра, сумма поступлений 5 месяцев отличается от плановых показателей на 52 млн. 460 тысяч, однако достигла уровня 2019 года.

Он пояснил, что за счет уплаты налогоплательщиками начислений по итогам 2019 года и первого квартала 2020 года план за май уже перевыполнен.

Так, за 26 дней мая в бюджет республики поступили средства в качестве налоговых поступлений в объеме 235 миллионов рублей при плане 189 миллионов.

Министр добавил, что перевыполнение плана в мае значительно в городе Сухум, Сухумском и Очамчырском районах. При этом отставание от плана наблюдается в Галском, Ткуарчалском и Гудаутском районах.

Он напомнил, что начисления за апрель по всем налоговым платежам составляют порядка 60% от уровня прошлого года.

Читайте также: 

161