Российские Як-130 и Ми-38 звезды авиасалона в Дубае

157
(обновлено 18:02 19.11.2019)
Превосходство в небе и вполне земные цены – главные черты российского авиапрома, привлекающие специалистов и заказчиков на мировом рынке.

Учебно-боевой самолет Як-130 и многоцелевой вертолет Ми-38 успешно дебютировали и на третьем по значимости авиасалоне мира Dubai Airshow 2019, пишет военный обозреватель Александр Хроленко.

Авиасалон Dubai Airshow 2019 привлек 1200 компаний из 76 стран. Здесь представлены 165 самолетов, вертолетов и беспилотников. Для российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Дубай – важная площадка для расширения деловых контактов и кооперации. И это прекрасная возможность показать "товар лицом", в непосредственном соперничестве с конкурентами – на земле и в небе.

Руководитель ОАК Юрий Слюсарь заявил, что в Дубае представлен глубоко модернизированный Як-130: "Он становится не просто учебно-боевым самолетом, а в значительной степени боевым". В ходе демонстрационного полета самолет идеально выполнил фигуры высшего пилотажа, дополнив стандартный каскад маневрами, которые сегодня досягаемы лишь для машин поколения 4++. С начала года ОАК наращивает  возможности и боевой потенциал машины. На экспозиции в Дубае можно увидеть авиационные средства поражения Як-130 – двуствольную 30-мм пушку, управляемые ракеты, блоки неуправляемых реактивных снарядов, средства радиоэлектронной борьбы.

Перспективный многоцелевой вертолет Ми-38 в VIP-конфигурации также вызвал большой интерес специалистов, понравился потенциальным покупателям в ОАЭ. Очевидно, авиасалон Dubai Airshow 2019 способен дать новый импульс военно-техническому сотрудничеству России со странами СНГ.

Технологический лицедей

Сегодня Россия реализует контракты на поставку иностранным партнерам около 100 самолетов Як-130. Машину уже приобрели Алжир и Бангладеш (по 16 самолетов), Беларусь, Лаос, Мьянма, крупную партию (26 единиц) заказала Сирия. Аналогичный интерес проявляет Узбекистан. В списке потенциальных покупателей – десятки государств Евразии, и это неслучайно. Самолет отличает уникальная способность имитировать полетные характеристики множества моделей авиатехники, включая истребители 5-го поколения.

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 в своем классе вне конкуренции. Аппарат позволяет готовить летчиков многофункциональных сверхманевренных истребителей, а также штурмовиков и бомбардировщиков (подобным спектром возможностей ранее не обладала ни одна учебно-боевая машина в мире).

Як-130 – технологический лицедей, гибко и гармонично сочетающий учебные и боевые возможности. Компактный многофункциональный самолет может поднять в небо три тонны боеприпасов и успешно решить ударные задачи на реальном поле боя. В качестве легкого боевого самолета Як-130 способен одинаково успешно бороться с воздушными целями и уничтожать высокоточным оружием наземные объекты противника. И автоматически выходить из пикирования в атаке при угрозе столкновения с землей. Обновленный самолет сможет выполнять более широкий спектр задач – в зависимости от требований заказчика и региона применения.

Шесть узлов подвески позволяют разместить различные сочетания управляемых и неуправляемых ракет "воздух- воздух", "воздух-земля", корректируемые и свободно падающие бомбы. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно-цифровой системой регулирования. Имеет практический потолок – 12500 метров, максимальную скорость – 1050 километров в час, дальность полета – свыше 2000 километров. На Як-130 установлено несколько мировых рекордов по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее.

Авиаторы и техники ценят самолет за простоту в обслуживании и неприхотливость. Як-130 достаточно неприхотлив, приспособлен к полетам в суровых климатических условиях. Благодаря защитным створкам воздухозаборника и рычажным стойкам шасси с шинами низкого давления машина может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Самолет отрывается от взлетной полосы примерно через 12 секунд после снятия с тормозов и 800 метров разбега. Ресурс Як-130 производитель оценивает в 10 тысяч летных часов, или 30 лет эксплуатации.

Идеальный многоцелевой

Новейший российский многоцелевой вертолет Ми-38 также впервые представлен за границей. Машина обладает уникальными техническими характеристиками. Конструкторы расширили эксплуатационные возможности для обеспечения максимальной универсальности вертолета. Особый интерес у ближневосточных специалистов вызывает надежная работа и комфортная эксплуатация новой машины в условиях жаркого климата, пустынного  и горного рельефа местности. Впрочем, эксплуатация возможна в различных климатических зонах – морской, тропической и даже арктической.

Вертолет проектировался в соответствии с самыми жесткими современными нормами безопасности и экологичности. Ми-38 оснащен новыми экономичными двигателями ТВ7-117В, интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом с индикацией данных на пяти ЖК-дисплеях. В конструкции машины используются агрегаты, комплектующие, композитные материалы исключительно российского производства.

Ми-38 обладает улучшенными аэродинамическими обводами фюзеляжа и обтекателя силовой установки, защитой втулки несущего винта. Впервые в российском вертолетостроении реализована схема размещения двигателей перед главным редуктором, вместо традиционного «заднего»  расположения (что позволило снизить аэродинамическое сопротивление, уровень шума в кабине, и повысить безопасность).

Многоцелевой Ми-38 займет нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. Благодаря инженерно-техническим решениям вертолет превосходит другие машины своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам (крейсерская скорость – 290 км/ч, дальность полета – до 1000 км, практический потолок – 5900 метров, экипаж – два человека). Обладая максимальной взлетной массой 15,6 тонн, вертолет способен взять на борт или на внешней подвеске 5 тонн полезного груза или до 30 человек в пассажирской модификации.

Испытания Ми-38 в экстремальных условиях завершились в июле этого года, уже в ноябре вертолет пошел в серию на Казанском авиазаводе. Ранее стало известно, что Минобороны РФ к 2020 году получат до 15 таких машин. Многоцелевой Ми-38 позволит повысить мобильность войск, расширить область применения. И достойно продолжит традиции мирового рекордсмена Ми-8 (экспортный вариант – Ми-17В), который летает на всех континентах планеты.

157

Тяжелый случай: США хотят запретить покупать нефть из России

98
(обновлено 08:48 14.09.2020)
Американцы готовятся объявить новые санкции по "Северному потоку — 2", а сами при этом стали крупнейшим импортером российской нефти.

СУХУМ, 14 сен - Sputnik. Как отметило одно из ведущих аналитических изданий, такая позиция лицемерна и надо бы запретить поставки из России. Вот только подобное вряд ли возможно: в этом случае встанут НПЗ, ориентированные на тяжелую нефть, пишет Наталья Дембинская для РИА Новости.

Крупнейший потребитель

Конгресс собирается наложить ограничения на европейские компании, связанные с проектом "Северный поток — 2". Это уже вызвало шквал критики в Германии, Берлин даже пригрозил контрсанкциями.

И, как указывает влиятельное американское аналитическое издание The National Interest (NI), подобная реакция вполне объяснима: лицемерие Вашингтона очевидно. В этом году США вышли в лидеры среди импортеров российской сырой нефти, закупив 12% всего экспорта.

По данным Управления энергетической информации США (EIA), за первые полгода в Штаты из России доставили более девяти миллионов тонн нефтепродуктов (68 миллионов баррелей) — это рекорд за 16 лет.

Лицемерный подход

В ведомстве уточняют: формально Соединенные Штаты — на втором месте, потому что Нидерланды купили 12,19 миллиона тонн. Но эта страна — транзитный хаб, оттуда нефтепродукты отправляют в другие государства. Америка же приобретает нефть для собственной переработки, и тут Вашингтон вне конкуренции.

Издание предлагает такой выход: законодательно запретить российский импорт. Например, конгресс мог бы ввести финансовые санкции против тех компаний, которые обеспечивают эти поставки.

Однако как это реализовать на практике, совершенно непонятно, ведь благодаря собственным санкциям против третьих стран американцы впали в прямую зависимость от российского сырья. И официально это признали еще в прошлом году.

Нет альтернативы

Россия была лишь шестым поставщиком сырой нефти в США. А к февралю 2020-го вышла на второе место, уступив лишь Канаде. Американцам, лишившимся тяжелой нефти из Венесуэлы и столкнувшимся с резким падением импорта из Ирана, пришлось срочно искать альтернативных поставщиков.

Проблема в том, что технология ряда нефтеперерабатывающих предприятий не позволяет использовать легкую нефть из Пермского бассейна и Западного Техаса. В наиболее сложном положении оказались НПЗ Мексиканского залива и Восточного побережья.

Эти заводы спроектированы под сернистые сорта, поэтому легкую нефть необходимо смешивать с тяжелой, которую раньше закупали в Венесуэле. Но в январе прошлого года Дональд Трамп ввел санкции против Каракаса. В результате венесуэльский экспорт рухнул на 32% — до 1,001 миллиона баррелей в сутки.

Перед американскими НПЗ замаячила перспектива остановки из-за нехватки сырья. Чтобы избежать катастрофы, американцы переключились на нашу Urals и принялись активно закупать российский мазут.

В прошлому году Штаты импортировали из России 11 миллионов тонн мазута — вдвое больше, чем в 2018-м.

"Это помогло компенсировать коллапс поставок высокосернистого топлива из Венесуэлы", — констатировали аналитики американской компании Vortexa.

Альтернативой могла бы стать нефть из Саудовской Аравии, близкая по химическому составу, но саудиты не пожелали увеличивать добычу. В результате экономика потеснила политику — американцы обратились к русским.

Помимо подходящих характеристик, российское сырье привлекательно по цене. По данным Минфина, марка Urals в январе — июле котировалась в среднем на уровне 40,34 доллара за баррель, тогда как в январе — июле прошлого года — 65,27.

К тому же стоимость фрахта значительно снизилась. А с выходом из карантина спрос на топливо вырос — люди опять ездят на автомобилях и летают на самолетах.

В общем, американским НПЗ ничего не оставалось, кроме как покупать российскую тяжелую нефть. Этому не помешало ни ухудшение межгосударственных отношений, ни многочисленные санкции, введенные Вашингтоном против Москвы. На этом фоне попытки всеми силами задушить "Северный поток — 2" выглядят все более парадоксально.

98

Загадка "странных металлов": ученые открыли новое состояние вещества

204
(обновлено 13:21 09.09.2020)
Ученые давно установили, что сложные соединения меди — купраты — ведут себя не так, как прочие металлы.

СУХУМ, 9 сен - Sputnik. Теперь же американские физики увидели в них новое состояние вещества. Эти материалы открывают возможность создания высокотемпературных сверхпроводников, необходимых энергетике и приборостроению. Читайте об особенностях "странных металлов" в материале Владислава Стрекопытова для РИА Новости.

Первые высокотемпературные сверхпроводники

В 1911 году физики из Голландии обнаружили, что при температуре, близкой к абсолютному нулю — всего три кельвина, или минус 270 градусов Цельсия, — сопротивление ртути становится нулевым: электрический ток передается через металл без потерь. Так открыли сверхпроводимость.

Затем ее наблюдали в некоторых других металлах и сплавах. Температура перехода в это состояние, названная критической, несколько различалась, но всегда была экстремально низкой, достижимой лишь в лабораторных криогенных установках с помощью жидкого гелия.

Ситуация изменилась в 1986-м, когда сотрудники научного подразделения корпорации IBM Карл Мюллер и Георг Беднорц открыли первый высокотемпературный сверхпроводник — купрат лантана и бария. Уже на следующий год им за это присудили Нобелевскую премию.
Высокотемпературными считаются сверхпроводники при температуре не ниже 77 кельвинов. Это точка кипения жидкого азота, которым в промышленности охлаждают приборы и провода.

Сверхпроводниками оказались и другие купраты. Самый известный — BSCCO, или, как его называют физики, "биско" — "сэндвич" из слоев оксидов висмута, стронция, меди и чистого кальция.

С этими материалами связаны уникальные разработки в электротехнике, энергетике, транспорте — системы передачи энергии на огромные расстояния без потерь, бесконтактные высокоскоростные поезда, сверхсильные магниты, используемые в термоядерных реакторах, двигатели для межпланетных космических кораблей.

Загадка "странных металлов"

Хотя купраты уже активно применяют — например, десятки километров проводов из BSCCO в Большом адронном коллайдере в ЦЕРН, — ученые до сих пор до конца не разобрались с физическим механизмом их высокотемпературной сверхпроводимости.

Классическая теория БКШ, названная в честь ее авторов — американских физиков Джона Бардина, Леона Купера и Джона Шриффера, хорошо объясняет сверхпроводимость при температуре выше 30 кельвинов, а некоторые купраты сохраняют это качество до 130 кельвинов.

Но и при более высоких температурах, когда сверхпроводимость пропадает, купраты сильно отличаются от обычных металлов. Например, их электрическое сопротивление с понижением температуры падает линейно, а не пропорционально квадрату разницы температур. Это противоречит теории ферми-жидкости, разработанной советским физиком Львом Ландау в 1956 году.

Электроны в металлах при низких температурах ведут себя подобно частицам электронного газа, а взаимодействия между такими квазичастицами — фермионами — описывают уравнения квантовой механики. Теория ферми-жидкости подтверждается для всех металлов, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, но не работает для купратов. Поэтому физики выделили их в отдельную группу "странных металлов".

В отличие от обычных металлов, в которых электроны перемещаются свободно при небольшом количестве взаимодействий и небольшом сопротивлении, в "странных" они передвигаются медленно и на ограниченное расстояние. При этом очень активно рассеивают энергию. "Странные металлы" находятся где-то между классическими металлами и изоляторами, у которых сильно взаимодействующие электроны занимают фиксированные позиции.

В последние годы ученые обнаружили множество "странных металлов", но без сверхпроводимости. Ситуация с купратами стала еще более загадочной.

Физик-теоретик Ян Заанен из Лейденского университета в Нидерландах предположил, что в "странных металлах" нарушается принцип Паули, согласно которому два и более тождественных фермиона не могут одновременно находиться в одном и том же квантовом состоянии. Заанен назвал это "физикой нечастиц", а состояние вещества в высокотемпературных сверхпроводниках — "запутанной сжимаемой квантовой материей". Ученый считает, что в "странных металлах" частицы, с одной стороны, проявляют черты коллективного поведения, а с другой — запутываются друг с другом.

Еще одна гипотеза описывает поведение электронов в "странных металлах" по аналогии с так называемыми изоляторами Мотта — кристаллическими веществами, которые в соответствии с обычной теорией электрической проводимости должны быть проводниками. Их электроны находятся в узлах кристаллической решетки, ровно по одному на узел, а когда появляются дополнительные, изоляторы Мотта сразу превращаются в сверхпроводники.

Сверхпроводящие полуметаллы

Сильное магнитное поле подавляет сверхпроводимость. Ученые из США, Германии и Колумбии во главе с Аркадием Шехтером (США) решили посмотреть, как поведут себя купраты при низких температурах в магнитных полях — станут ли они похожи на обычные металлы, потеряв сверхпроводящие свойства.

Физики подняли напряженность поля до огромных значений в 60-70 тесла, но оказалось, что и в таких условиях сопротивление в зависимости от напряженности магнитного поля, как и от температуры, меняется линейно, а не в соответствии с квадратичным законом, как полагается "нормальным" металлам. То есть они вроде бы и проявляют свойства металлов, но как-то неохотно, вполсилы.

Новое состояние материи

Многие исследователи, в том числе Заанен, считают, что поведение электронов в "странных металлах", еще называемых квантовыми критическими металлами, настолько сложно, что создать его модель под силу только квантовым компьютерам.

"Это потенциально революционный этап в фундаментальной физике, — пишет ученый на своей странице сайта Лейденского университета. — Спустя тридцать лет все больше свидетельств того, что высокотемпературная сверхпроводимость указывает на радикально новую форму материи, которая определяется последствиями квантовой запутанности в макроскопическом мире".

Тем не менее американские физики из Корнельского университета и Института Флэтайрон в Нью-Йорке сообщили, что построили первую цифровую модель "странных металлов", которая подтвердила предположение нидерландского ученого о том, что это новое состояние материи, переходная форма между классическими проводящими металлами и изоляторами.

Исследователи соединили два подхода. С помощью метода квантового встраивания, разработанного в 1990-х в Центре вычислительной квантовой физики Института Флэтайрон, выполнили подробные расчеты для нескольких атомов, а не для всей квантовой системы.

Затем, используя квантовый алгоритм Монте-Карло, который полагается на случайную выборку, создали модель поведения электронов при сверхнизких температурах, вплоть до абсолютного нуля.

В классической модели металлов при низкой кинетической энергии положение электронов становится более фиксированным, и система из так называемого состояния спинового стекла, для которого характерны случайные спиновые взаимодействия, переходит в состояние изолятора. А когда кинетическая энергия высокая, электроны движутся свободно, слабо взаимодействуя, и система переходит в состояние ферми-жидкости.

Меняя соотношение между кинетической энергией и энергией взаимодействия электронов, ученые довели модельную систему до грани между обычным металлом и изолятором. В этот момент и появились "странные металлы". На диаграмме выявили область между двумя известными фазами, где электроны не полностью заблокированы, но и не полностью свободны.

Теперь предстоит придумать официальное название новому состоянию вещества.

204

Делба о совместных планах писателей из Абхазии и России: заморозили, но не отказались

0
В рамках фестиваля "Прогулки по набережной" состоялась творческая встреча писателей из России и Абхазии. Писатель, лауреат премии имени Фазиля Искандера Владимир Делба в эфире радио Sputnik рассказал, в какой атмосфере прошла встреча и что обсуждалось.
Делба о совместных планах писателей из Абхазии и России: заморозили, но не отказались

Встреча прошла под звездой Фазиля Искандера, интерес к его творчеству собрал всех присутствующих, сказал Делба в беседе на радио. Он также отметил, что общения с писательским сообществом Абхазии прошло продуктивно и интересно.

"На круглом столе обсуждали совершенно конкретные вопросы. Оказании помощи сообществу абхазских писателей в переводах произведений наших авторов на русский язык с последующим изданием, в виде альманахов и сборников, и это был предметный совершенно разговор. Обсуждались совершенно реальные проекты, где нужно было определить объемы, сроки. Не в принципе хорошо было бы, а именно конкретно, и таких проектов было несколько, и эта часть встречи прошла продуктивно и интересно", - подчеркнул Делба.  

Говоря о сотрудничестве, писатель сказал, что все намеченные проекты перенесены на следующий год из-за пандемии коронавируса.

"Мы констатировали несколько проектов, которые действительно не сегодняшнего дня, а вчерашнего, которые затормозились, к сожалению, в начале текущего года по причине пандемии, там и фестивальная и издательская программа, но эти программы никто не отменил. В этом году уже мы вряд ли сможем, но в следующем, если не будет пандемии, то реализуем в том числе участие абхазских писателей в международных литературных фестивалях, планируется один в Москве, а второй – в Турции. Заморозили, но не отказались от этих проектов", - заключил Делба.

0