Зачем американцам биолаборатории в Центральной Азии и на Кавказе

(обновлено 12:19 29.05.2020)
На встрече министров иностранных дел ОДКБ Сергей Лавров заявил, что Соединенные Штаты осуществляют военно-биологическую деятельность по всему миру, в том числе вокруг границ России.

СУХУМ, 29 мая - Sputnik. Москва давно обеспокоена биологической безопасностью соседних стран. В Казахстане, Армении и Таджикистане американцы создали сеть биологических лабораторий. Особенно много вопросов у российских властей к центру имени Лугара в Грузии, пишет Галия Ибрагимова для РИА Новости.

Преднамеренная утечка

Первое заражение коронавирусом в Казахстане зафиксировали в начале марта. Власти закрыли границы и ввели чрезвычайное положение. В интернете поползли слухи, что вирус может быть связан с биолабораторией, которую в 2016 году на юго-востоке республики построили американцы.

Алма-атинская Центральная реферанс-лаборатория (ЦРЛ) специализируется на изучении характерных для Казахстана штаммов вирусов. Действует на базе Казахстанского научного центра карантинных и зоонозных инфекций, подчиняется Минздраву республики. Считается собственностью Казахстана, хотя строилась за счет Пентагона. На этот объект США выделили 108 миллионов долларов.

Вашингтон объяснял: в регионе находятся американские военные и исследования помогут защититься от неизвестных вирусных инфекций.

На саммитах ОДКБ, СНГ и ШОС представители Москвы не раз заявляли, что американцы могут использовать эти лаборатории против российских интересов. Но власти Казахстана убеждали, что в работу местных биологов никто не вмешивается.

"Участие иностранных ученых допустимо, только если проводятся совместные исследования и реализуются проекты по грантам", — объясняли в ЦРЛ.

В 2018-м в Казахстане заметно выросло число заболеваний менингитом, и в Алма-Ате заговорили об утечке штамма менингококковой инфекции из ЦРЛ. Журналисты и блогеры всерьез писали, что американцы преднамеренно допустили распространение вируса. Таким образом они якобы хотели проверить эффективность разрабатываемого в лаборатории бактериологического оружия.

Минздрав Казахстана уверял, что никакой эпидемии нет. "В Казахстане 58 случаев менингита, из них в Алма-Ате — 32. Если посчитать относительные показатели, то, по меркам ВОЗ, они низкие", — указывали в ведомстве.

С коронавирусом похожая история. Власти опровергли конспирологию и призвали не сеять панику.

Закрытый режим работы

В советское время Институт микробиологии Армянской ССР считался крупнейшим центром микробиологии. В девяностые научными разработками института заинтересовались США и Великобритания. Армянских специалистов приглашали на стажировки в западные страны.

В нулевые американцы помогли открыть в стране несколько биолабораторий. Деньги, как и в Казахстане, выделял Пентагон. Только на модернизацию армянского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний потратили десять миллионов долларов.

Построенные в Ереване, Гюрми, Ванадзоре, Мартуни и Иджеване научные центры изучают характерные для Кавказского региона вирусы и штаммы.

Лаборатории входят в систему здравоохранения Армении, но Агентство по снижению угрозы при Минобороны США имеет туда доступ. Помимо местных специалистов, там работают американцы.

Закрытость биолабораторий в Армении вызывает критику Москвы. Чтобы развеять сомнения, прошлой осенью премьер-министр Никол Пашинян согласился подписать Меморандум о сотрудничестве с российскими специалистами. Согласовали детали, но в последний момент армянская сторона отказалась от этого документа.

Опасная эпидемиология

В 2010-х американские биологи обратили внимание на еще одного члена ОДКБ — Таджикистан. Их беспокоила неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, способная привести к вспышке инфекционных заболеваний. Несколько западных фондов выделили деньги на создание исследовательских центров.

Так, в 2013-м на базе Гастроэнтерологического института в Душанбе открылась лаборатория биологической безопасности. Проект финансировал французский благотворительный Фонд Мерьё, строивший подобные объекты в Китае, Мьянме, Бангладеш и странах Африки.

Французам, как правило, помогали ООН и Агентство США по международному развитию USAID. Инвестиции превысили три миллиона долларов.

В 2019-м создали лабораторию при Республиканском центре борьбы с туберкулезом. Спонсорами выступили USAID и Пентагон. Местные биологи при участии зарубежных коллег изучают такие характерные для Центральной Азии заболевания, как туберкулез, малярия, гепатит и холера.

В прошлом году на севере Таджикистана в городе Исфара открыли еще один объект. Информации о нем мало, финансировали снова американцы.

"В Центральной Азии и до коронавируса эпидемиологическая ситуация была непростой. Для региона характерны вспышки гепатита, холеры, туберкулеза, поэтому новые биолаборатории необходимы. На них нужны средства. Без зарубежной помощи не обойтись", — объясняет РИА Новости директор Центра политологических исследований в Душанбе Абдугани Мамадазимов.

Таджикский эксперт не видит ничего подозрительного в активности американцев. "Просто они всегда откликаются первыми. Если после коронавируса Россия, Китай или ЕС станут активнее помогать региону в борьбе с вирусами, власти республик это поддержат", — уверен эксперт.

Грузинский патоген

Грузия не входит в ОДКБ, но граничит с Россией и играет ключевую роль на Кавказе. Озабоченность Москвы вызывает Исследовательский центр общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара. Российские власти полагают, что биолаборатория близ Тбилиси действует в интересах американцев.

Подозрения возникли не на пустом месте. В сентябре 2018-го бывший министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявил, что в лаборатории могли проводить опыты над людьми, и представил документы, из которых следовало, что десятки человек, проходивших лечение в центре Лугара, умерли. Причем там работали биологи трех частных американских фирм — CH2M Hill, Battelle и Metabiota, выполняющих заказы Пентагона.

Гиоргадзе обратил внимание на высокий уровень бактериологической защиты лаборатории. Более того, центр располагает "оборудованием для распыления вредных веществ и боеприпасами с биологически активным материалом". "Зачем учреждению, цель которого — защита населения, такие вещи?" — задался вопросом экс-министр.

В Москве это услышали. Глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Владимир Ермаков заявил, что Россия не потерпит американских биологических экспериментов у своих рубежей.

В Пентагоне обвинения Гиоргадзе назвали абсурдными. В Тбилиси уверяли, что лаборатория занимается мирными разработками и ни о каких опытах над людьми речи не идет. Грузинские власти были не против посещения центра Лугара российскими специалистами. Но эти планы сорвались из-за прошлогоднего кризиса в отношениях двух стран.

"Грузия никогда не интересовалась исследованиями в физико-химической биологии. И информация о том, что эта лаборатория — высокого класса биологической защиты персонала, вызывают вопросы. Зачем заниматься такими тяжелыми патогенами?" — рассуждает в беседе с РИА Новости доктор биологических наук, профессор Сибирского федерального университета Николай Сетков.
Заместитель генерального директора по научной работе центра вирусологии "Вектор" Александр Агафонов отмечает, что "прямые данные о разработке биологического оружия и средств его доставки в Центре имени Лугара недоступны".

"Однако сведения об участии частных компаний CH2M Hill, Battelle и Metabiota, об их контрактных обязательствах — например, исследование опасных бактерий сибирской язвы, туляремии и вируса Крым-Конго геморрагической лихорадки — не должны остаться без внимания", — подчеркивает специалист.

Эксперты, опрошенные агентством, сошлись во мнении, что постсоветские государства, надеясь на помощь извне, могут упустить контроль над эпидемиологической ситуацией. А это чревато серьезными последствиями. К тому же в период пандемии к лабораториям начали относиться с еще большей опаской, что наконец дает весомый повод сделать этих структуры более открытыми.

"Там все серьезно": зачем НАТО форсирует реки у границ России

(обновлено 17:45 15.06.2020)
Тысячи военнослужащих, сотни танков, боевых самолетов и "угроза" нападения с Востока — масштабные учения Defender Europe 2020 в самом разгаре. США должны подтвердить свою готовность поддержать союзников в Европе.

СУХУМ, 15 июн - Sputnik. Главная задача маневров НАТО — отработка форсирования крупных водных преград. О том, почему Запад снова "воюет" у российских границ, — в материале РИА Новости.

Самый преданный союзник

Крупнейшие за 25 лет маневры НАТО намечали на весну, но из-за пандемии коронавируса перенесли на июнь. Согласно официальным заявлениям, стратегическая цель учений — продемонстрировать приверженность США Североатлантическому альянсу и их “непоколебимую решимость поддержать европейских союзников”.

Предполагалось, что США перебросят в Европу через Германию порядка 20 тысяч военнослужащих для усиления уже дислоцированного там контингента. Всего же Пентагон выделял на учения около 37 тысяч солдат и офицеров. Теперь планы несколько скорректировали. Главным участником маневров стала одна из самых преданных союзниц Вашингтона — Польша.

Именно сюда на днях начали приземляться транспортные самолеты с американскими солдатами и техникой. На Дравском полигоне "повышать стратегическую готовность и взаимодействие за счет быстрого развертывания войск США в Европе" будут шесть тысяч военнослужащих, из которых две тысячи — поляки.

"Конечно, эпидемия изменила наши планы, но главное, что мы молниеносно приспособились к обстоятельствам, — отметил министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак. — Войско польское ни на минуту не утратило боеготовности".
Подтянули более сотни танков и двухсот бронемашин, артиллерию, средства ПВО, самолеты и вертолеты — всего около двух тысяч единиц техники. Польские и американские войска проведут несколько совместных боевых операций.

Основной же тактический эпизод — форсирование водных преград с участием танковых и воздушно-десантных войск и переходом в контрнаступление. Военный эксперт аналитического клуба "Валдай" Артем Куреев считает это главным в учениях Defender Europe 2020.

"С военной точки зрения чешским, польским и литовским военным еще раз дадут "мастеркласс" по использованию американской военной техники, которую надлежит закупать, — объясняет эксперт РИА Новости. — А вот политически это демонстрация готовности НАТО выбить войска противника с территории альянса в случае вторжения, форсировать Неман и Даугаву".

Неспокойная Балтика

Практически одновременно на Балтийском море стартовали масштабные военно-морские учения Baltops 2020. Участвуют восемнадцать стран, три десятка боевых кораблей, примерно столько же самолетов. Такие маневры проходят здесь каждый год уже на протяжении 49 лет.

© Видео Ruptly / youtube/ Försvarsmakten Inblick / facebook.com/Bundeswehr.SchleswigHolstein / facebook.com/strikfornato

"У Baltops весьма оборонительная легенда — организация противолодочной и противовоздушной обороны, противоминной борьбы, а также морской блокады, — подчеркивает эксперт. — На эти учения интересно взглянуть, ведь по логике маневров НАТО в Восточной Европе надо отработать и противодесантные операции флота, показав электорату Эстонии, Латвии и Литвы, что альянс не допустит высадки российских морских пехотинцев на пляжах Сааремаа, Юрмалы и Паланги".

Справедливости ради стоит отметить, что право на военные учения в регионе есть у всех пограничных стран. Однако в последние годы маневры США и НАТО сдвигаются все ближе к границам России, а западные политики используют их как повод для обострения отношений с Москвой.

"Безусловно, крупный международный военный блок должен оттачивать взаимодействие между национальными вооруженными силами, — говорит Куреев. — Однако легенда у большинства учений, естественно, — нападение некоего восточно-европейского соседа, по военному потенциалу сравнимого с Россией. Это, конечно, свидетельство не самых конструктивных отношений между Россией и НАТО, вот только легенда рассчитана не столько на военных, сколько на обывателей. Консервативный, националистически настроенный электорат Прибалтики, Польши и Чехии должен быть уверен, что союзники защитят их от русского медведя — потенциального противника, на которого удобно списать массу внутриполитических и экономических проблем".

На действия западных коллег реагируют как в МИД, так и в Минобороны России, призывая снизить градус напряженности и отвести войска подальше от границ, хотя бы на время празднования 75-летия победы над фашистской Германией.

"Никакой не секрет, что учения НАТО, например "Защитник Европы", — крупнейшие за последние годы, были выстроены по калькам холодной войны и спланированы таким образом, что пик активности, то есть с наибольшим задействованием и техники, и личного состава, приходился на период вокруг 9 Мая. Это факт", — сказал заместитель главы МИД России Александр Грушко.

Дипломат отметил, что учения НАТО проводятся одно за другим. Все чаще разведывательные самолеты летают почти у самых границ России, особенно на Балтийском и Черном море. Он также напомнил о недавнем вторжении американского флота в Баренцево море, чего не было с середины 1980-х.

Обходя договоры

Российские дипломаты и военные предлагают отказаться от крупных учений вблизи границ, условиться о минимальной дистанции сближения самолетов и кораблей, а также использовать транспондеры при полетах боевой авиации на Балтике. Однако их не слышат.

Более того, в МИД России уверены, что военная активность НАТО по мере выхода из пандемии будет только усиливаться. По словам Куреева, серьезную роль в поддержке наземных войск альянса сыграет и флот.
Тем не менее Baltops 2020 и Defender Europe 2020 по масштабу несопоставимы с учениями времен холодной войны, когда организация Варшавского договора и Североатлантический альянс выводили "в поле" войсковые группировки численностью более ста тысяч человек. В учениях "Днепр" в 1967-м, например, участвовали более полутора миллионов военных, в маневрах "Запад-1981" — более 100 тысяч. А в 1982-м состоялись советские учения "Щит-82", по легенде которых СССР наносил превентивный ядерный удар по НАТО.

"Тогда необходимо было продемонстрировать противнику свой военный потенциал и способность эффективно отразить нападение, — напоминает Куреев. — Американский ответ — учения "Опытный лучник — 1983", командно-штабная игра для испытания новых кодов, систем связи, эвакуации первых лиц в случае ядерного конфликта — и вовсе поставил страны Варшавского договора и НАТО на грань войны. Москва восприняла подготовку к учениям и интенсивные переговоры между Лондоном, Бонном и Вашингтоном как обсуждение удара по Советскому Союзу".

Планируя учения, в НАТО часто идут на нарушения международных соглашений. В частности, 8-я статья Венского документа "О мерах укрепления доверия и безопасности", подписанного в 2011-м, предусматривает множество ограничений на крупномасштабные маневры, связанных с предварительными уведомлениями. Однако НАТО любит подавать свои учения как серию независимых в разных странах.
Запад попросту игнорирует договоренности, в то время как Россия либо уведомляет об учениях, либо проводит их вдали от границ. Так, намеченные на этот год маневры "Кавказ-2020" состоятся в Поволжье и на Северном Кавказе.

Поставки С-400 в Турцию

Второму полку С-400 в Турции быть, Patriot и Eurosam под вопросом

1938
(обновлено 02:32 10.06.2020)
Российские системы дальней ПВО С-400 "Триумф" продолжают уверенно теснить на международном рынке не столь совершенные и дальнобойные западные аналоги – вопреки шантажу и грубому военно-политическому давлению на покупателей Соединенных Штатов и НАТО.

Россия и Турция достигли принципиального соглашения о поставке второго комплекта (полка) зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 "Триумф", пишет военный обозреватель Александр Хроленко.

Глава секретариата оборонной промышленности Турецкой Республики Исмаил Демир 8 июня заявил: "У нас есть принципиальное соглашение по поставке второго комплекта С-400. Необходимо закончить технические работы по трансферу технологий, деталям совместного производства и дорожной карте… Система С-400 покупается для использования. Точка".

Вместе с тем Анкара продолжает рассматривать предложения по приобретению американского и европейского зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot и Eurosam. По информации Исмаила Демира, взаимодействие с Францией и Италией по Eurosam выглядит достаточно конструктивно, с американскими партнерами зрелого решения о поставках Patriot достичь пока не удается.

Россия и Турция заключили договор о поставках ЗРС С-400 "Триумф" в 2017 году, цена контракта – 2,5 млрд. долларов. Это вызвало серьезный кризис в американо-турецких отношениях. Вашингтон потребовал отказаться от сделки, и приобрести исключительно американские комплексы Patriot, угрожая санкциями, исключением Турции из программы производства американских истребителей F-35. Анкара отказалась выполнять ультимативные требования США, и летом 2019 года получила четыре дивизиона зенитных ракетных систем С-400 (первый комплект).

Официальный представитель турецкого президента Ибрагим Калын 30 апреля сообщил о приостановке дальнейших поставок ЗРС С-400 из-за коронавируса. Некоторые западные наблюдатели решили тогда, что пандемия – удобный предлог для отказа Анкары от дальнейшего военно-технического сотрудничества с Москвой в сфере ПВО. Однако турецкие планы не изменились, судьба второго комплекта (полка) С-400 решена. Анкара получит еще не менее четырех дивизионов зенитных ракетных систем "Триумф", Россия – соответственно не менее 2 миллиардов долларов.

Триумфальная неизбежность

Все происходящее означает очередное поражение ЗРК Patriot на международном рынке, репутационные потери Вашингтона и рикошетирующий финансовый удар по американскому военно-промышленному комплексу, но это не проблема Турции или России, а итог высокотехнологического соревнования.

Анкара намерена сформировать самую надежную и современную систему ПВО для прикрытия важных объектов в стране, и цель практически достигнута. Зенитная ракетная система С-400 "Триумф" создана для уничтожения аэродинамических и баллистических объектов (включая гиперзвуковые), и обладает дальностью обнаружения – до 600 км, максимальным радиусом уничтожения целей 400 км – еще до рубежа применения самолетами противника авиационных средств поражения.

Важные преимущества С-400 – круговой обзор РЛС, гибкость и возможность применения четырех типов ракет (формирование многоуровневой ПВО). Использование разнотипных ракет позволяет эффективно поражать боевую авиацию, беспилотники, крылатые, тактические и баллистические ракеты во всем доступном диапазоне высот (от 5 метров до 30 километров) и дальности (от 400 до 2 километров). Одна батарея «Триумфа» может иметь до 72 наведенных ракет и одновременно обстреливать ими до 36 целей. Система С-400 способна интегрировать ЗРК различных типов (С-300, Панцирь-С1, Тор-М1), и управлять сетью средств ПВО разной дальности в любых условиях радиоэлектронного противодействия и погоды.

В ходе испытаний развернутая близ Анкары система С-400 обнаруживала истребители-бомбардировщики четвертого поколения F-16 Fighting Falcon на границе зоны действия РЛС – за 600 километров, и находилась в постоянной готовности отправить ракеты до входа цели в зону поражения. В режиме боевого дежурства, когда обнаружение и уничтожение воздушных целей осуществляются для экономии времени автоматически, истребители противника типа F-16 были бы уничтожены на удалении 400 км от Анкары.А ведь машины F-16 Fighting Falcon считаются основой воздушной мощи Запада.

Возможно, более современный американский истребитель F-35 сможет подлететь к радару С-400 чуть ближе, и все же получит свою ракету в той же 400-километровой зоне поражения. Сегодня Пентагон очень озабочен "триумфальной" способностью Турции обнаруживать и сбивать «невидимые» боевые самолеты США. Разумеется, Анкара остается стратегическим союзником, но рассыпается миф об исключительности американских вооружений – обидно, опасно и убыточно.

Конкурентная среда

По дальности, точности и диапазону высот поражения С-400 аналогов не имеет. Популярное в СМИ сравнение "Триумфа" с ЗРК Patriot (средней дальности) – совершенно некорректно. Расхождение в технологическом развитии двух систем значительно. Коротко о главном. Современные ЗРК Patriot РАС-3 MSE обеспечивают противовоздушную (противоракетную) оборону войск и военных объектов на тактическом уровне. Дальность обнаружения цели Patriot – не более 180 км (при условии большой отражающей поверхности цели). Дальность поражения – до 33 км, с ограничением по высоте в 20 км. Однонаправленный угол обзора – 90 градусов, диапазон излучения РЛС американского комплекса не обеспечивает высокой точности наведения ракет. Время реакции на появление цели – 15 секунд (очень медленно). ЗРК может обстреливать одновременно до 8 целей, с интервалом между пусками ракет в 3 секунды. Оружие дорогое и неэффективное, недавно саудовские партнеры смогли в этом убедиться в боевой ситуации, когда развернутые "Патриоты" не отбили атаку беспилотников.

Упомянутый Исмаилом Демиром зенитный ракетный комплекс европейского консорциума Eurosam предназначен для противовоздушной обороны войск на марше, прикрытия важных стационарных объектов в случае массированного применения средств воздушного нападения (тактических ракет, всех типов самолетов, беспилотников). Внешний вид и алгоритмы EUROSAM Land system сходны с американским ЗРК Patriot. "Европеец" имеет лучшее время реакции, высокий темп стрельбы (8 ракет за 10 секунд), дальность поражения целей по высоте – до 25 км, способен вести стрельбу на 360 градусов, но все это уходит на второй план при максимальной дальности обнаружения и поражения воздушных целей до 100 км. Вывод: ЗРК Patriot и Eurosam российскому "Триумфу" – не конкуренты, могут служить основой формирования ПВО среднего (ближнего) радиуса действия, и никогда не заменят российских дальнобойных систем.

На фоне двух десятилетий турбулентной внешней политики США, высокомерного пренебрежения к интересам союзников и партнеров, "турецкая история" выглядит вполне закономерной.

Напомню, будучи членом НАТО, изначально Турция планировала приобрести исключительно ЗРК Patriot, но американские партнеры много лет "динамили". То ли цену набивали, то ли Вашингтон устраивала Анкара, не прикрытая от воздушных ударов.

Неслучайно президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал приобретение С-400 "самым важным соглашением в истории Турции".

1938

Проекты "России сегодня" стали финалистами премии IPRA Golden World Awards

Победители конкурса будут объявлены позднее в июле, но из-за пандемии коронавируса церемония вручения наград в этом году не состоится.

СУХУМ, 2 июл - Sputnik. Проекты МИА "Россия сегодня" "Музей исчезнувших картин" и SputnikPro стали финалистами крупнейшей международной премии в области связей с общественностью IPRA Golden World Awards for Excellence in PR 2020.

"Музей исчезнувших картин" — уникальный проект в формате виртуальной реальности, позволяющий увидеть 17 прежде утраченных, но восстановленных в VR образцов русского искусства. Доступен на платформе иммерсивной журналистики – мобильном приложении РИА.Lab в App Store для iOS или Google Play для Android, в котором собраны VR- и AR-истории различной тематики. МИА "Россия сегодня" – единственное в стране информационное агентство, регулярно выпускающее VR-проекты.

SputnikPro – просветительский проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3 000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Премия IPRA Golden World Awards (GWA) присуждается одной из старейших международных ассоциаций по связям с общественностью International Public Relations Association (IPRA). Ассоциация формирует стандарты коммуникаций во всем мире с 1955 года и признана ООН. В статусе самого авторитетного профессионального объединения в сфере PR IPRA ежегодно награждает лучшие коммуникационные проекты по всему миру, оценивая сложность, креатив и уникальность.

МИА "Россия сегодня" — международная медиагруппа, миссией которой является оперативное и взвешенное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА "Россия сегодня" представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ , Социальный навигатор, ТОК, КОТ, Baltnews, Украина.руArctic.ru. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Главным продуктом агентства являются информационные ленты на русском, английском, китайском, испанском, арабском языках и на фарси. Следите за новостями МИА "Россия сегодня" в телеграм-канале пресс-службы - Зубовский, 4.