Уникальная "летающая лодка": зачем российскому флоту самолеты-амфибии Бе-200

249
(обновлено 08:38 18.07.2020)
Широко известный в мире многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 принят на вооружение ВМФ России, и это позволит значительно расширить операционные возможности военно-морской авиации.

Машина установила более двадцати мировых рекордов скороподъемности с нагрузкой, и в своем классе не имеет конкурентов.

Александр Хроленко, военный обозреватель

В Центре боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России (город Ейск) 14 июля встретили первый построенный для Минобороны РФ самолет-амфибию Бе-200 "Альтаир". Началась опытная эксплуатация. По контракту 2018 года два других самолета поисково-спасательной модификации ВМФ должен получить от Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева в текущем году. В дальнейшем серию "Альтаиров" для ВМФ России планируется продолжить.

Минобороны РФ намерено создать амфибийные отряды морской авиации на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и в составе Каспийской флотилии. Это позволит расширить возможности боевого патрулирования, поисково-спасательных операций в зонах ответственности. Самолеты Бе-200 для ВМФ России конструктивно и функционально отличаются от прочих модификаций.

Ранее выпущено около 20 летных экземпляров самолета-амфибии Бе-200, которые эксплуатируются преимущественно в МЧС России и Азербайджана. Самолет имеет шесть модификаций (поисково-спасательный, патрульный, транспортный, санитарный, пассажирский, противопожарный), специализацию отражает аббревиатура.

К примеру, БЕ-200П используется для патрулирования, отличается большим количеством следящего оборудования, позволяющего обнаруживать нарушителей государственной границы (или экономической зоны) на больших расстояниях. БЕ-200ПС применяется в поисково-спасательных операциях. Пожарный БЕ-200ЧС производится на экспорт, один такой самолет приобрел Азербайджан, четыре "летающие лодки" в 2016 году заказал Китай.

Восходящая звезда

Минобороны РФ на сегодня законтрактовало шесть "Альтаиров". Польза для ВМФ очевидна. Самый большой современный самолет-амфибия с реактивными двигателями Бе-200 "Альтаир" способен патрулировать морские границы и экономические зоны, выполнять поисково-спасательные функции, перевозить грузы массой до 5 тонн – в радиусе 1500 километров, на высотах до 10 тыс. метров.

Расположенные над крылом мощные двигатели Д-436ТД позволяют развивать скорость до 710 км/час (крейсерская – 365 км/час). Самолет может садиться на море с высотой волны до 1,3 м, а для взлета ему необходимо всего 1500 м разбега – по воде или по суше.

Это очень важно для оперативной и безопасной доставки грузов на корабли и суда ВМФ в открытом море. Достоинствами Бе-200 являются также возможность автономного базирования, высокая безопасность полетов и возможность посадки на воду в случае отказа одного из двигателей. Самолет способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной прибрежной зоне.

На этапе освоения "Альтаира" Минобороны РФ заявило об использовании его в мирных целях, и все же универсальная воздушная платформа Бе-200 позволяет размещать широкий спектр спецоборудования, решать сложные военные задачи. Так, в патрульной модификации самолета для ВМФ на борту могут устанавливаться оптико-электронная система обнаружения и автоматизированные рабочие места операторов, а также командно-тактическая, радиолокационная, радиогидроакустическая, магнитометрическая системы, комплексы радиотехнической разведки и управления вооружением.

"Альтаир" способен вести разведку морских, наземных и воздушных объектов, обеспечивать специальные операции, эффективно решать задачи поиска терпящих бедствие экипажей самолетов, кораблей и подводных лодок, а также перевозить личный состав и вооружение, эвакуировать раненых и больных из прибрежных районов без аэродромной сети (или зон стихийного бедствия). Возможно, платформу адаптируют и для решения ударных противолодочных задач.

На "летающей лодке" установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе пилотажно-навигационный комплекс нового поколения.

Самолет может выполнять полеты в любых физико-географических и климатических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Многоцелевой Бе-200 "Альтаир" – самолет мирового уровня, и специалисты прочат ему большое будущее. В ближайшей перспективе – участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге 26 июля.

Каспийская среда

Первый авиаотряд Бе-200 планируется сформировать на Каспии. Надо заметить, что до недавнего времени Каспийская флотилия ВМФ России собственной морской авиации не имела. Небольшие авиаотряды входили в состав флотилии только во времена Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятно, Каспийское море станет для "Альтаира" испытательным полигоном. Опыт эксплуатации позволит усовершенствовать "летающие лодки", точнее адаптировать воздушную платформу для решения задач ВМФ.

Попутно это позволит в большей степени заинтересовать российских региональных союзников и партнеров в области военно-технического сотрудничества на Кавказе, в Центральной Азии и других точках планеты. Самолет-амфибия Бе-200 имеет значительный экспортный потенциал, достойные конкуренты отсутствуют.

Канадская компания Bombardier в 1990 году прекратила производство своих "летающих лодок" CL-215, способных брать на борт 5,3 тонны воды (в мире осталось около 120 таких машин). Более грузоподъемный (6 тонн воды) Bombardier CL-415 с двумя турбовинтовыми двигателями PW123AF (образца 1994 года) и созданный на его основе многоцелевой патрульный 415MP – находятся в ценовой категории, отпугивающей покупателей (за 25 лет продано 80 машин 415MP). И все же Bombardier 415 по многим показателям уступает "Альтаиру".

Японские самолеты-амфибии US-1A (образца 1971 года) и US-2 (в серии с 2007 года) – имеют узкую поисково-спасательную специализацию. Еще одна "летающая лодка" страны Восходящего солнца – ShinMaywa – слишком дорогая.

КНР в 1985 – 1986 годах построила всего четыре многоцелевых самолета-амфибии SH-5, которые используются только как поисково-спасательные самолеты. Китайский самолет-амфибия AG600 испытывает серьезные технические трудности. Неслучайно китайцы заказали для пожаротушения партию российских Бе-200. То есть, "Альтаир" фактически не имеет конкурентов в мире – по всем параметрам.

Между тем, у предприятия-производителя есть конструкторские наработки на полвека вперед, включая проекты перспективных экранопланов Бе-1000 и Бе-2500.

249

Почему Россия жестко ответила на провокацию британского эсминца

81
(обновлено 21:30 24.06.2021)
Черноморский флот совместно с Погранслужбой ФСБ остановил нарушение российской госграницы британским эсминцем "Дефендер". Для этого пришлось произвести предупредительные выстрелы и бомбометание по курсу движения эсминца, после чего он покинул территориальные воды РФ.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Россия не ищет конфронтации с НАТО, и все же постоянно готова к защите своих границ, уничтожению агрессора – под любым флагом. Поэтому преднамеренная провокация британского эсминца Defender23 июня вблизи берегов российского Крыма могла стать для многих членов экипажа последней миссией. Бомбовый удар российской авиации по курсу британского корабля-нарушителя границы РФ позволяет понять, насколько уязвимы военно-морские силы НАТО в противостоянии с высокотехнологичным противником.

Британский эсминец HMS Defender до полудня 23 июня нарушил российскую границу вблизи полуострова Крым, хотя накануне Российская Федерация в очередной раз ввелав этой зоне Черного моря ограничениядля организации ракетных стрельб. Находиться вблизи закрытых для плавания районов любому кораблю было опасно.

Эсминец Defender вошел на три километра во внутренние воды в районе крымского мыса Фиолент. Несколько предупреждений по радиосвязи нарушители проигнорировали, поэтому сторожевой корабль пограничной службы ФСБ России открыл предупредительный огонь, а фронтовой бомбардировщик Черноморского флота Су-24М произвел предупредительное бомбометание по курсу движения британского эсминца (четыре 250-кг авиабомбы). Лишь после этого, в 12.23Defenderпокинул российскую территорию, с перепуга сменив курс на Персидский залив.

Расставляя точки над "i", Министерство обороны РФ опубликовало видео инцидента с изгнанием нарушителя из российских территориальных вод. Кремль расценил этот эпизод как сознательную и подготовленную провокацию ВМС Великобритании.Официальная версия Минобороны Соединенного королевства о "мирном переходе корабля через территориальные воды Украины" не выдерживает критики. Даже публикация корреспондента Би-би-си, который находился на борту "Защитника", подтверждает преднамеренное и провокационное нарушение российской границы в 12 милях от Крыма – в полной боевой готовности. К чему, ради чего так рисковал британский экипаж?

Историческая миссия

Ракетный эсминец HMS Defenderвошел в Черное море 14 июня, прибыл в украинский порт Одесса 18 июня, и через три дня на его борту состоялось подписание меморандума о реализации проектов морского партнерства на ближайшую пятилетку между консорциумом промышленности Британии и ВМС Украины. Лондон и Киеввыразили намерение проводить единую политику "сдерживания" России,вместе строитьбоевые корабли и базы ВМС на украинском побережье. Как показал инцидент 23 июня, варианты "сдерживания" крайне незатейливы и опасны, прежде всего, для участников антироссийской "концессии".

Есть и вторая причина для провокации – британский эсминец HMS Defender "выступил для разогрева" военно-морских учений США и Украины Sea Breeze-2021, которые состоятся 28 июня – 10 июля,с участием 30 других стран, 32 кораблей, 40 самолетов, 5000 военнослужащих, включая18 команд специальных операций. К сожалению, в этих антироссийских маневрах в десятый раз участвует и вроде бы нейтральнаяМолдова, которой РФ заботливо поставляет вакцину от коронавируса.

Между тем, накануне британской провокации у берегов Крыма, 22 июня Россия призвала Соединенные Штаты и их союзников отказаться от проведения масштабных и агрессивных маневров Sea Breeze,которые повышают риски непреднамеренных инцидентов в Черном море. Похоже, "партнеры" в очередной раз проигнорировали добрую волю Москвы.После первого сюжета со стрельбой и бомбометаниемв Черноморском регионе в ближайшие две недели вероятны новые провокации.

Неслучайно заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков 24 июня заявил: "Мы можем взывать к здравому смыслу, требовать уважения международного права. Если это не помогает, можем бомбить не просто по курсу, но и по цели, если коллеги не понимают". Недипломатично, но точно, поскольку нерушимость российских границ является абсолютным императивом.

Инцидент в районе крымского мыса Фиолент напомнил происшествие с американским эсминцем "Джон Маккейн", который нарушил российскую границу в заливе Петра Великого, близ Владивостока осенью 2020 года. Корабль сменил курс под угрозой тарана российским БПК "Адмирал Виноградов". После этого Минобороны РФ получило право вести артиллерийский огонь и наносить авиаудары по курсу нарушителя государственной границы. Несогласие отдельных стран с очертаниями российских границ не делает их "прозрачными" для НАТО.

Организация дестабилизации

Учения Sea Breeze-2021 пройдут в северо-западной части Черного моря и в ряде регионов Украины. Маневры выходят за рубежи украинской акватории. В планах:высадка морского десанта, действия Сил спецопераций НАТО совместно с сухопутными войсками на военных полигонах в Херсонской и Николаевской областях – вблизи российского Крыма.

Сухопутные штабы займутся переброской сил и средств в районы боевого предназначения, организацией и ведением вместе с морским десантом наступления на приморском направлении. По сценарию, коалиционная группировка войск будет задействована для "стабилизации кризисной ситуации", вызванной деятельностью неких "незаконных" для Украины вооруженных формирований, которым "власти соседнего государства оказывают всестороннюю поддержку". Здесь просматривается вектор агрессии в направлении неподконтрольных Киеву территорий Донбасса.Возможно, коалиция попытается повторить "керченский прорыв"образца 2018 года, и эта операция будет иметь предсказуемо унизительный итог для организаторов. Минобороны РФ внимательно отслеживает подготовку и развитие Sea Breeze-2021, в готовности оперативно реагировать по обстановке, ив интересах обеспечения военной безопасности России.

Пока НАТО не желает рисковать, предоставляя Украине Плана действий по членству, и намерена использовать армию и территорию этой страны не выходя за "красные линии", обозначенные Россией. Альянс реализует множество "теневых" интеграционных программ. К примеру, на полигоне под Мариуполем 60 английских и датских инструкторов обучают 500 украинских солдат снайперской стрельбе и взрывному делу.Население Донбасса на себе ощущает такую заботу "партнеров" о безопасности украинского народа.

С другой стороны планеты Тихоокеанский флот России впервые в новейшей истории организовал масштабные учения в центральной части Тихого океана – в направлении Гавайев, которые считаются непотопляемым авианосцем США. В маневрах участвовали около двадцати ракетных кораблей и субмарин, самолеты и вертолеты. Успешно и демонстративно отработано уничтожение авианосной ударной группы (АУГ) условного противника. ВМФ России способен организовать вероятному противнику гиперзвуковой или термоядерный "бриз" в любой точке Мирового океана.

На московской Конференции по международной безопасности российский президент Владимир Путин, министр обороны РФ Сергей Шойгу и начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сделали "тройное" предупреждение "партнерам" о высокой вероятности войны. Глава Генштаба напомнил: "РФ оставляет за собой право применить ядерные вооружения только в ответ на применение против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против России с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства".

81

Британский эсминец и русские бомбы: что случилось в Черном море

497
На предупреждения не реагировал, шел прямиком к мысу Фиолент — нарушивший госграницу эсминец УРО "Дефендер" ВМС Великобритании удалось выдворить из территориального моря России только совместными усилиями флота и авиации.

СУХУМ, 23 июн - Sputnik. Настойчивый британец изменил курс лишь после того, как перед носом выросли белые столбы разрывов 250-килограммовых авиационных фугасок и всплески снарядов корабельных орудий. Подробнее читайте в материале Николая Протопопова и Андрея Станавова для РИА Новости.

Четыре фугаски

Международный инцидент с предупредительной боевой стрельбой и бомбометанием произошел в среду неподалеку от побережья Крыма. События развивались стремительно, на принятие решения у командования были считанные минуты.

По данным Минобороны России, эсминец королевских ВМС HMS Defender с бортовым номером D36 вторгся в территориальные воды России в 11:52 по московскому времени. На три километра. С экипажем связались корабли Черноморского флота и Погранслужба ФСБ, потребовав изменить курс под угрозой применения оружия. Однако все предупреждения проигнорировали.

"В 12:06 и 12:08 пограничный сторожевой корабль произвел предупредительную стрельбу, — сообщили в военном ведомстве. — В 12:19 самолет Су-24М выполнил предупредительное бомбометание четырех ОФАБ-250 по курсу движения эсминца. В 12:23 в результате совместных действий Черноморского флота и Пограничной службы ФСБ России эсминец УРО "Дефендер" покинул границы территориального моря Российской Федерации".

Применение оружия в пограничных инцидентах — крайняя мера, к которой морские державы стараются лишний раз не прибегать во избежание эскалации. Но иногда без этого не обойтись — случай с "Дефендером" как раз такой. Британские моряки явно сознательно шли на провокацию и обострение, нарушив морские границы суверенного государства и тем самым базовые нормы международного морского права.

Как объяснил РИА Новости экс-командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов, морская граница определяется территориальными водами. "У нас это 12 миль, — уточнил адмирал. — Эсминец должен был знать свое точное местоположение, то есть британцы понимали, что нарушают российскую границу ".

Право на огонь

В мире выработана целая система предупреждения о нарушениях госграниц на море. С подводными лодками сложнее — по очевидным причинам. С надводными кораблями куда проще.

"Все корабли прослушивают международную частоту — 16-й канал, — говорит Комоедов. — По нему экипажу-нарушителю пограничники передают: вы находитесь вблизи границы, вы пересекаете, зашли в территориальные воды, немедленно измените курс. Если реакции нет, делают предупредительный выстрел по курсу. Не заметить этого невозможно — на военном корабле круглосуточно несут вахту, работают системы обнаружения. Стрельбу прекрасно видно, могут применяться трассирующие снаряды. Сегодня задействовали еще и авиацию".

Судя по тому, что эсминец отвернул от границы, англичане все же вовремя сделали правильные выводы. Иначе российским морякам пришлось бы открыть прицельный огонь из бортовой артиллерии или ракетных установок.

"После стрельбы со сторожевика и бомбометания, если бы корабль не свернул, летчики могли бы спокойно работать на поражение, — отмечает заслуженный военный летчик Владимир Попов. — На Су-24 есть 23-миллиметровая шестиствольная пушка ГШ-6-23 с боезапасом 250 снарядов, но и четырех небольших бомб вполне достаточно, чтобы вывести эсминец из строя. Где-то бы возник пожар, можно провести топ-мачтовое бомбометание. Боеприпасы следуют друг за другом с интервалом две-три секунды. Один пробивает борт, другие заходят в кают-компанию".

Попов вспомнил похожий случай из собственной практики, когда в середине 1990-х российские летчики отбомбились по турецкому судну-нарушителю, пытавшемуся вывезти груз без разрешения.

"Сухогруз, груженный лесом, уже почти вышел в нейтральные воды, — рассказывает летчик. — Экипаж не отреагировал на наши требования, не сбавлял ход. Поработали в кормовую часть, повредили рулевую систему управления, сухогруз встал в циркуляцию, то есть начал ходить по кругу. Подошли пограничники и вернули его в порт".

В свою очередь, адмирал Комоедов подчеркнул, что в инциденте с эсминцем ответственность — полностью на британцах, чья выходка вполне могла обернуться серьезным международным конфликтом. "Англичане очень нагло ведут себя на море. Это не морские львы, как они себя любят называть, а морские крысы. Ни чести у них, ни достоинства".

Последний аргумент

Надо сказать, корабли и самолеты-разведчики стран НАТО далеко не первый раз посягают на неприкосновенность госграниц России в Черном море, разве что до стрельбы и бомбометания еще не доходило. Больше всего их, конечно же, интересует Крым. Альянс старается таким образом прощупать расположение военных объектов на полуострове, а также понять, на каких частотах работают связь, навигация и системы радиоэлектронной борьбы.

В советское время были и инциденты с "полным контактом". Так, в феврале 1988-го два вымпела ВМС США, ракетный крейсер "Йорктаун" (водоизмещение 9800 тонн) и эсминец "Кэрон" (восемь тысяч тонн), прошли Босфор и направились прямо к Форосу — в советские территориальные воды. На их сопровождение немедленно отправили два сторожевых корабля — "Беззаветный" и СКР-6.

Двенадцатого февраля в 09:45 с "Беззаветного" открытым текстом передали на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР. Предлагаю лечь на курс 110". Ответа не последовало. Начальник штаба Черноморского флота приказал командиру "Беззаветного" сообщить американцам по радио: "По существующим советским законам, право мирного прохода иностранным военным кораблям в этом районе запрещено. Во избежание инцидента настоятельно рекомендую изменить ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР".

"Йорктаун" ответил, что ничего не нарушает и действует по международным правилам. Американцев предупредили еще несколько раз, однако корабли курс не изменили. В 10:45 они оказались в территориальных водах СССР. Оба черноморских сторожевика дали полный ход и пошли на сближение. В 11:02 "Беззаветный" навалился на левый борт "Йорктауна", срезав ему леера ограждения и смяв установку противокорабельных ракет "Гарпун". Одновременно СКР-6 "бортанул" эсминец "Кэрон" в кормовой части, повредив тому шлюпку и шлюпбалку.

Оба советских корабля продолжили сопровождение на небольшой дистанции в полной готовности повторить маневр. Но этого не понадобилось. Американская эскадра немедленно развернулась на Босфор.

Море не для всех

От постоянного маневрирования в Черном море ВМС НАТО удерживает Конвенция Монтрё, подписанная в 1936-м. Этот документ определяет статус проливов Босфор и Дарданеллы, а также ограничивает присутствие в акватории военных кораблей нечерноморских государств сроком в три недели.

Кроме того, конвенция предусматривает, что одновременно в Черном море могут находиться до девяти таких кораблей общим тоннажем не более 30 тысяч тонн. До 40 процентов непрошеных гостей — носители высокоточного оружия большой дальности. В частности, в Черное море неоднократно заходил эсминец ВМС США Roosevelt, способный брать на борт до 90 крылатых ракет "Томагавк".

Что касается британских эсминцев типа 45, к которым относится "Дефендер", то они также могут быть с "Томагавками". Эти корабли строят с 2003-го. В королевском флоте шесть таких вымпелов водоизмещением восемь тысяч тонн каждый. Экипаж — 235 человек.

Корабли вооружены зенитным ракетным комплексом PAAMS, артиллерийской 114-миллиметровой пушкой, двумя 30-миллиметровыми орудиями, пулеметами. Четыре эсминца располагают противокорабельными ракетами "Гарпун" с дальностью в несколько сотен километров.

497

Еще у 119 человек в Абхазии выявили COVID, растет число стационарных больных

498
(обновлено 22:52 24.06.2021)
Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день - 16693. Выздоровели 15327 человек, скончались 244.

СУХУМ, 24 июн - Sputnik. Тестирование на коронавирусную инфекцию провели у 447 человек за минувшие сутки, диагноз COVID-19 подтвержден у 119 из них, сообщает Оперштаб по коронавирусу.

Число пациентов Гудаутского ковидного госпиталя увеличилось до 72, из них в тяжелом состоянии 22 человека, состояние здоровья 41 пациента – средней степени тяжести.

Растет число стационарных больных и в ковид-отделениях по республике. Так, в Сухумской инфекционной больнице 40 пациентов, 12 из которых в тяжелом состоянии здоровья, в Очамчырской ЦРБ - 22, в Гагрской ЦРБ – 24, в Ткуарчалской ЦРБ – 15 пациентов.

В связи с ухудшением эпидобстановки в республике могут ввести дополнительные ограничительные меры по защите населения.

498
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии