Уникальная "летающая лодка": зачем российскому флоту самолеты-амфибии Бе-200

135
(обновлено 08:38 18.07.2020)
Широко известный в мире многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 принят на вооружение ВМФ России, и это позволит значительно расширить операционные возможности военно-морской авиации.

Машина установила более двадцати мировых рекордов скороподъемности с нагрузкой, и в своем классе не имеет конкурентов.

Александр Хроленко, военный обозреватель

В Центре боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России (город Ейск) 14 июля встретили первый построенный для Минобороны РФ самолет-амфибию Бе-200 "Альтаир". Началась опытная эксплуатация. По контракту 2018 года два других самолета поисково-спасательной модификации ВМФ должен получить от Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева в текущем году. В дальнейшем серию "Альтаиров" для ВМФ России планируется продолжить.

Минобороны РФ намерено создать амфибийные отряды морской авиации на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и в составе Каспийской флотилии. Это позволит расширить возможности боевого патрулирования, поисково-спасательных операций в зонах ответственности. Самолеты Бе-200 для ВМФ России конструктивно и функционально отличаются от прочих модификаций.

Ранее выпущено около 20 летных экземпляров самолета-амфибии Бе-200, которые эксплуатируются преимущественно в МЧС России и Азербайджана. Самолет имеет шесть модификаций (поисково-спасательный, патрульный, транспортный, санитарный, пассажирский, противопожарный), специализацию отражает аббревиатура.

К примеру, БЕ-200П используется для патрулирования, отличается большим количеством следящего оборудования, позволяющего обнаруживать нарушителей государственной границы (или экономической зоны) на больших расстояниях. БЕ-200ПС применяется в поисково-спасательных операциях. Пожарный БЕ-200ЧС производится на экспорт, один такой самолет приобрел Азербайджан, четыре "летающие лодки" в 2016 году заказал Китай.

Восходящая звезда

Минобороны РФ на сегодня законтрактовало шесть "Альтаиров". Польза для ВМФ очевидна. Самый большой современный самолет-амфибия с реактивными двигателями Бе-200 "Альтаир" способен патрулировать морские границы и экономические зоны, выполнять поисково-спасательные функции, перевозить грузы массой до 5 тонн – в радиусе 1500 километров, на высотах до 10 тыс. метров.

Расположенные над крылом мощные двигатели Д-436ТД позволяют развивать скорость до 710 км/час (крейсерская – 365 км/час). Самолет может садиться на море с высотой волны до 1,3 м, а для взлета ему необходимо всего 1500 м разбега – по воде или по суше.

Это очень важно для оперативной и безопасной доставки грузов на корабли и суда ВМФ в открытом море. Достоинствами Бе-200 являются также возможность автономного базирования, высокая безопасность полетов и возможность посадки на воду в случае отказа одного из двигателей. Самолет способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной прибрежной зоне.

На этапе освоения "Альтаира" Минобороны РФ заявило об использовании его в мирных целях, и все же универсальная воздушная платформа Бе-200 позволяет размещать широкий спектр спецоборудования, решать сложные военные задачи. Так, в патрульной модификации самолета для ВМФ на борту могут устанавливаться оптико-электронная система обнаружения и автоматизированные рабочие места операторов, а также командно-тактическая, радиолокационная, радиогидроакустическая, магнитометрическая системы, комплексы радиотехнической разведки и управления вооружением.

"Альтаир" способен вести разведку морских, наземных и воздушных объектов, обеспечивать специальные операции, эффективно решать задачи поиска терпящих бедствие экипажей самолетов, кораблей и подводных лодок, а также перевозить личный состав и вооружение, эвакуировать раненых и больных из прибрежных районов без аэродромной сети (или зон стихийного бедствия). Возможно, платформу адаптируют и для решения ударных противолодочных задач.

На "летающей лодке" установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе пилотажно-навигационный комплекс нового поколения.

Самолет может выполнять полеты в любых физико-географических и климатических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Многоцелевой Бе-200 "Альтаир" – самолет мирового уровня, и специалисты прочат ему большое будущее. В ближайшей перспективе – участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге 26 июля.

Каспийская среда

Первый авиаотряд Бе-200 планируется сформировать на Каспии. Надо заметить, что до недавнего времени Каспийская флотилия ВМФ России собственной морской авиации не имела. Небольшие авиаотряды входили в состав флотилии только во времена Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятно, Каспийское море станет для "Альтаира" испытательным полигоном. Опыт эксплуатации позволит усовершенствовать "летающие лодки", точнее адаптировать воздушную платформу для решения задач ВМФ.

Попутно это позволит в большей степени заинтересовать российских региональных союзников и партнеров в области военно-технического сотрудничества на Кавказе, в Центральной Азии и других точках планеты. Самолет-амфибия Бе-200 имеет значительный экспортный потенциал, достойные конкуренты отсутствуют.

Канадская компания Bombardier в 1990 году прекратила производство своих "летающих лодок" CL-215, способных брать на борт 5,3 тонны воды (в мире осталось около 120 таких машин). Более грузоподъемный (6 тонн воды) Bombardier CL-415 с двумя турбовинтовыми двигателями PW123AF (образца 1994 года) и созданный на его основе многоцелевой патрульный 415MP – находятся в ценовой категории, отпугивающей покупателей (за 25 лет продано 80 машин 415MP). И все же Bombardier 415 по многим показателям уступает "Альтаиру".

Японские самолеты-амфибии US-1A (образца 1971 года) и US-2 (в серии с 2007 года) – имеют узкую поисково-спасательную специализацию. Еще одна "летающая лодка" страны Восходящего солнца – ShinMaywa – слишком дорогая.

КНР в 1985 – 1986 годах построила всего четыре многоцелевых самолета-амфибии SH-5, которые используются только как поисково-спасательные самолеты. Китайский самолет-амфибия AG600 испытывает серьезные технические трудности. Неслучайно китайцы заказали для пожаротушения партию российских Бе-200. То есть, "Альтаир" фактически не имеет конкурентов в мире – по всем параметрам.

Между тем, у предприятия-производителя есть конструкторские наработки на полвека вперед, включая проекты перспективных экранопланов Бе-1000 и Бе-2500.

135

Тренировка или спектакль: учения ВВС и ВМС США в Черном море

1
В совместных учениях ВМС и ВВС США в акватории и воздушном пространстве Черного моря 2 августа участвовали ракетный эсминец USS Porter, четыре истребителя F-16, ударный беспилотник MQ-9 Reaper, воздушный разведчик Poseidon P-8A и самолет-заправщик KC-135 Stratotanker.

Активные маневры Пентагона в Черноморском регионе отражают стремление Вашингтона вернуть однополярный мир силовыми методами, и принуждением причерноморских государств к военному конфликту с Россией, пишет военный обозреватель Александр Хроленко.

Командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Юджин Блэк отметил, что совместные действия с ВВС США в Европе позволили "провести реалистичную и своевременную тренировку с целью усилить готовность США действовать на море в Черноморском регионе". Готовность действовать – против кого?

Учения проходили в международных водах и воздушном пространстве, и все же близость к российским границам придает тренировкам боевых кораблей и самолетов США откровенно провокационный смысл. Заметим, маневры оказались совместными – для американских ВМС и ВВС.

Европейских союзников и региональных "болельщиков" в Пентагоне 2 августа будто и не заметили.

Возможно, по легенде учений, все союзники  были уже разбиты. Как бы то ни было, аналогичной по масштабу военной провокацией можно представить, к примеру, учения ракетного крейсера "Москва" или ракетного фрегата "Адмирал Горшков" у побережья США в Мексиканском заливе, оптимально – при поддержке ракетоносцев Ту-160.

Кстати, даже мирная демонстрация Военно-морского флага России в зоне Карибского моря вызывает в США крайне болезненную реакцию. Ранее по такому случаю газета The Washington Post писала: «Все заходы российских кораблей на Кубу считаются демонстрацией военной мощи вблизи американских берегов».

Почему же все маневры ВМС США вблизи российских берегов Вашингтон считает инструментами укрепления мира и региональной стабильности?

Нереалистично и несвоевременно

В Причерноморье сохраняется несколько потенциально опасных для всей Европы зон вооруженного конфликта (Молдова – Приднестровье, Украина – Донбасс, Грузия – Абхазия и другие). Не вдаваясь в анализ каждого из направлений, можно заметить, что активизация в Черноморском регионе чужеродных ВМС и ВВС США – наиболее деструктивный сценарий урегулирования международных противоречий, ведущий к усилению военно-политической турбулентности.

Первым этапом провокации стало недавнее учение США и НАТО Sea Breeze 2020 с участием 27 кораблей и 19 самолетов из девяти стран, включая партнеров альянса – Грузию и Украину. Потом в Вашингтоне заговорили об увеличении ежегодной военной помощи Киеву до 300 млн. долларов, хотя ранее полученные два миллиарда не способствовали урегулированию конфликта в Донбассе.

Новый шаг к эскалации – "реалистичная и своевременная тренировка" американских ВМС и ВВС в Черном море 2 сентября, которую стоит рассмотреть поближе.

Эсминец USS Porter, звено истребителей F-16, ударный беспилотник MQ-9 Reaper и самолет-разведчик Poseidon P-8A во взаимодействии могут служить лишь для нанесения ракетного удара по противнику (вспоминаем массированные удары сотнями крылатых ракет по Ираку и Ливии), иные функции этой группировке технологически недоступны, гуманитарные миссии невозможны.

И все же, если сравнивать ракетный потенциал американского эсминца Porter и звена истребителей F-16 с российскими возможностями в Черноморском регионе, то соотношение сил явно не в пользу "гостей". В чем смысл?

Эсминец USS Porter способен нести на борту до 90 высокоточных крылатых ракет "Томагавк" дальностью свыше 2000 км (с обычными и ядерными боеголовками). Не факт, что все они успеют стартовать в случае реального военного конфликта – Черноморский флот РФ постоянно присматривает за такими "бедоносцами".

Но ракетный эсминец может служить отвлекающей целью, проводить исследования в направлении полезного самопожертвования в бою. Все же для отработки эффективного удара из Черного моря кораблей должно быть гораздо больше одного. Дальность "Томагавков" позволяет нанести удар, к примеру, по Крыму или Москве из акватории Средиземного моря – силами нескольких аналогичных ракетных эсминцев 6-го флота США.

Четверка многоцелевых истребителей F-16 и один ударный беспилотник MQ-9 Reaper способны сообща поднять приличную ракетно-бомбовую нагрузку. Только один беспилотник может нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire (воздух-земля) или 4 ракет AGM-114 Hellfire + 2 бомбы лазерного наведения GBU-12 Paveway II по 250 кг (Reaper можно считать эквивалентом ракет средней дальности).

Однако все упомянутые летательные аппараты светятся на экранах радаров зенитных ракетных систем С-400 как елочные украшения, и в случае конфликта могут быть уничтожены на большом расстоянии от рубежа применения своего оружия (примерно за 400 км от позиций С-400 в российском Крыму).

Возможно, вчера над Черным морем ударная и разведывательная авиация ВВС США отрабатывала вскрытие и оценку позиционных районов российских систем ПВО-ПРО – для передачи целеуказаний и наведения стратегического оружия из других акваторий Мирового океана.

Тонкая грань

В условиях участившихся черноморских и балтийских "реалистичных тренировок" Пентагона грань между миром и войной становится чрезвычайно тонкой. Применительно к совместным учениям ВМС и ВВС США 2 августа в Черном море, всякие разговоры о "сдерживании" или "реагировании на кризис" напоминают спектакль в пользу бедных (вспоминаем Ливан, Палестину, Тунис, Сирию, Югославию). При этом региональные союзники США вольно или невольно играют роль фитиля в пороховой бочке, и могут за это жестоко поплатиться.

На Западном стратегическом направлении к августу Россия построила 159 новых ракетных арсеналов, и разместила в них более 150 тысяч тонн боеприпасов. Разумеется, есть и другие запасы на случай военных действий. Огромная территория РФ позволяет рассредоточить войска и вооружения, обеспечивая высокую боевую живучесть и эффективность боевого применения против самого высокотехнологичного агрессора

Российские специалисты уже открытым текстом говорят Вашингтону: не вынуждайте Москву "проецировать силу".

Ранее высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ России констатировал: "Восточное побережье США, как и западное, никогда не было и не будет безопасным убежищем для американских подводных лодок".

Мысленно возвращаясь в акваторию Карибского моря, можно заметить, что появление на Кубе новой базы атомных субмарин ВМФ России во многом зависит от действий Пентагона в Черном море. Кубинский порт Сьенфуэгос недавно объявлен закрытой зоной, это самая удобная точка базирования на острове – бухта имеет глубины до 600 метров. Это вам не база ВМС в Бердянске.

Парадокс современной геополитики в том, что Пентагону в разной степени противостояния «не по зубам» оказались даже технологически уязвимые Афганистан, Иран, Сирия, целый ряд других стран. С таким отягчающим опытом создавать в Черноморском регионе (у российских границ) зону смелых экспериментов и сеть новых американских баз – в Румынии, Грузии, на Украине – крайне опасное для США и их союзников военно-политическое и технологическое безрассудство.

 

1

Рубль дешевеет: ждать ли повторения "черного августа"

3930
(обновлено 09:31 30.07.2020)
Российская валюта ослабела до минимума за два месяца к американской денежной единице и почти за четыре — к европейской.

СУХУМ, 30 июл - Sputnik. Курс доллара превысил 72 рубля, евро — 85. Такие колебания могут вызвать опасения девальвации. Многим памятен "черный август" 1998 года, люди боятся повторения. Чем современная финансовая система страны отличается от той, что была двадцать два года назад, пишет Наталья Дембинская для РИА Новости.

Рубль покатился вниз

Август — традиционно проблемный для национальной валюты. За 22 года курс рубля к доллару в этом месяце снижался 17 раз. А сейчас еще эпидемия, экономика в кризисе. Похоже, не за горами новый обвал.

Действительно, рубль сильно подешевел: евро пробил отметку 85, последний раз такое было почти четыре месяца назад.

Причем это произошло на фоне стабилизации цен на нефть и слабости доллара на мировом рынке, при минимальных выплатах по внешнему долгу и отсутствии спроса на валюту со стороны туристической отрасли, отмечает Виталий Кирпичев, директор по развитию TradingView.

Причины падения

Дело в том, что нерезиденты выходят из российских активов — из-за риска усиления американских санкций и продолжающегося снижения рублевой ставки.

В конце июля ЦБ опустил этот параметр до исторического минимума — 4,25% годовых. Теперь кредиты для бизнеса подешевеют, но разница в доходности отечественных и зарубежных долговых бумаг сократится. Привлекательность облигаций федерального займа (ОФЗ) для иностранных инвесторов упала, и национальная денежная единица слабеет, поскольку спрос на нее уменьшается.

Другой негативный фактор — частичный отказ от бюджетного правила.

"Средства от продажи Сбербанка ушли в бюджет и уже потрачены. Формально это не нарушает бюджетное правило, но содержательно — да, эффект сравним с включенным печатным станком", — поясняет Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.

Девальвация возможна

Но это не обрушение рубля, а скорее управляемая девальвация как мера поддержки экспортеров и бюджета. Эксперт указывает и на то, что доллар тоже ослабел: с 1,1 до 1,17 к евро, его индекс достиг локальных минимумов.

По мнению Манкевича, в августе на рубле положительно скажется сделка ОПЕК+ по дополнительному сокращению объемов добычи нефти — до 7,7 миллиона баррелей в сутки.

Дальнейшего снижения курса эксперты не исключают в силу объективных причин, но, как уверяет ведущий аналитик QBF Олег Богданов, катастрофических сценариев не предвидится: вероятнее всего, в августе рубль будет медленно двигаться к 75 за доллар.

Объективные риски — это в первую очередь новая волна пандемии, которая обернется очередным падением спроса на энергоносители и нефтяных цен. Однако котировки не обрушатся.

Нефть может опуститься ниже 40 долларов за баррель, рубль при этом (при поддержке ЦБ) не превысит 75 за доллар и 87 за евро, прогнозирует Артем Деев, руководитель аналитического департамента компании AMarkets.

"Похоже, мы перейдем на ближайшее время к диапазону 73-78 рублей за доллар", — подтверждает Виталий Манкевич.

Дефолта не будет

Повторения августа 1998-го ждать не стоит. Тогда, как мы помним, правительство объявило дефолт. Всего за несколько недель рубль к доллару подешевел в три раза, а инфляция взлетела до астрономических значений. За один месяц российская экономика потеряла почти 100 миллиардов долларов.

"Доходы населения обесценились: если средняя зарплата в России в 1998 году составляла 150-170 долларов, то через год такая же сумма в рублях была эквивалентна 35-50 долларам, — напоминает Артем Деев. — Курс рубля похоронила под собой рухнувшая пирамида ГКО — государственных краткосрочных обязательств".

К августу 1998-го в резервах Центрального банка было порядка 25 миллиардов долларов, а обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 миллиардов.

Нынешний госдолг России — один из самых низких в мире: 477,2 миллиарда долларов. И он полностью покрывается золотовалютными резервами, которых больше 500 миллиардов.

Как отмечают аналитики, это даже переизбыток, экономике хватит в два раза меньше — 250-300 миллиардов. Располагая такими резервами, финансовая система может в любой момент просто выкупить долг у иностранцев — дефолт по внешним обязательствам государства исключен.

3930