Военные ошибки Армении в Нагорном Карабахе

291
(обновлено 21:11 16.11.2020)
Ситуация в непризнанной НКР обострилась 27 сентября 2020 года. 45-дневная война завершилась 10 ноября трехсторонним соглашением о полном перемирии между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Горечь военного поражения армянских войск в Карабахе не может отвлечь от очевидных промахов в организации обороны непризнанной республики.

Армянская сторона за 45 суток (с 27 сентября) утратила контроль практически над всей территорией так называемой зоны безопасности (семь районов бывшей Азербайджанской ССР вне карабахской автономии - ред.) и частью Нагорного Карабаха в границах 1991 года. При этом азербайджанские войска могли развить успех и достичь гораздо большего. Потеря города-крепости Шуши означала блокаду Лачинского коридора, дальнейшее окружение и неизбежное уничтожение армянских войск в Карабахе. Войну остановили международный авторитет и миротворческая операция России.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян сегодня заявил: "Мы могли бы избежать войны, если бы согласились передать Азербайджану семь районов, а также Шуши. Но мы не хотели соглашаться на это. Правительство Армении, Вооруженные силы Армении, Армия обороны Арцаха приняли вызов и боролись до конца". Это высказывание свидетельствует, прежде всего, о переоценке собственных сил и недооценке возможностей противника – непростительных для главы государства. По данным президента РФ Владимира Путина, в зоне конфликта "число жертв, в том числе среди мирного населения, в результате боев превысило четыре тысячи человек, раненых свыше восьми тысяч человек, количество беженцев действительно, по разным данным, исчисляется десятками тысяч". Не слишком ли велика цена стратегической ошибки военно-политического руководства Армении?

Пашинян, ответьте: российские журналисты обратились к премьеру Армении

Никол Пашинян признал себя главным ответственным за итог боевых действий в Нагорном Карабахе, и все же сегодня важнее понять: что делать дальше? Складывается впечатление, что у Еревана пока нет планов кризисного урегулирования, восстановления необходимой боеспособности национальной армии.

Губительная неопределенность

Поражение армянской стороны – "заслуга" не столько армии, сколько военно-политического руководства. Ошибочная стратегия и тактика никогда не приведут к успеху, и окажутся на поле боя опаснее пуль и снарядов противника. По мнению министра обороны Армении Давида Тонояна, армянская армия действовала в Карабахе "по максимуму". Почему не удалось удержать противника на заранее подготовленных (за 28 лет) оборонительных позициях? Объяснение системного поражения присутствием на поле боя турецких советников и беспилотников, а также "нескольких тысяч" сирийских наемников выглядит неполным, и даже слабым.

Не касаясь даже итогов "всеобщей мобилизации", Армянская армия в составе 45 тысяч действующих военнослужащих – слишком значительная сила, чтобы две тысячи арабских наемников смогли сделать погоду в Карабахе.

В армии Нагорного Карабаха не оказалось декларированных ранее 30 тысяч "штыков", 300 танков, нескольких сотен БМП и БТР. После 40 дней всеобщей мобилизации, ко времени заключения соглашения о перемирии армянских войск в Карабахе оказалось 20 тысяч (по заявлению Пашиняна). И сложилось впечатление, что плана обороны у армянской стороны не было, действовали по обстановке. В первые дни разведка не имела точной информации о намерениях противника, армянские войска на линии соприкосновения пассивно оборонялись. Заметного превосходства в живой силе азербайджанские войска не имели, в операции участвовали около 30 тысяч человек, но при этом сохраняли активность на всех направлениях.

Мощной ударной группировки противника на юге не наблюдалось, оперативно-маневренные группы и рейдовые отряды не применялись, и все же азербайджанские войска осуществили здесь прорыв, который не удалось "заткнуть" из-за отсутствия в Карабахе эффективной системы боевого управления и мобильных резервов. Противник захватил города Физули и Гадрут, перекрыли транспортные магистрали для подвоза в Карабах оружия, боеприпасов и резервов (любая война на 90% - логистика).

В горной местности для продвижения войск достаточно естественных препятствий, которые можно сделать непреодолимыми для противника с помощью огневых засад, диверсионно-разведывательных групп, минно-взрывных заграждений или завалов. Дороги Карабаха оказались свободными для азербайджанских подразделений, что стало одной из причин падения города-крепости Шуши, и в значительной степени повлияло на дальнейшие события.

Легенда о "Байрактаре"

Много пишут об успехах Азербайджана в беспилотной войне и технологической уязвимости армянской армии.

Важно подчеркнуть: применительно к боевым действиям в Нагорном Карабахе не следует преувеличивать боевое могущество средневысотных оперативно-тактических беспилотников Bayraktar турецкого производства. Идеальным образцом этот аппарат не является, хорошо заметен для радаров современных зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Азербайджанская сторона использовала БПЛА достаточно активно и успешно лишь потому, что армянские войска не имели развитой системы ПВО и развернутых систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Хотя ранее в Армении, вроде бы, готовились к грядущей "войне беспилотников", которая не требует миллиардного бюджета.

"Байрактар" может взять на борт 150 килограммов боеприпасов, то есть две корректируемые авиабомбы MAM-L (по 25 кг) и две ракеты MAM-C на основе 70-мм неуправляемого реактивного снаряда (по 50 кг). Аппарат неплохо зарекомендовал себя в контртеррористических операциях "Щит Евфрата" (2017 год, против "Исламского государства*") и "Оливковая ветвь" (2018 год, против курдских формирований). Но все же в Сирии и Ливии с "Байрактарами" легко справляются зенитные ракетные комплексы "Бук", "Квадрат" и "Панцирь" советского и российского производства. Имея современные средства ПВО, Сирийская правительственная армия и Ливийская национальная армия фельдмаршала Хафтара уничтожили десятки турецких БПЛА Bayraktar. При этом лучший результат показал ЗРК "Бук-М2Э" – из 25 выпущенных ракет 20 поразили воздушные цели.

Как бы то ни было, активное применение в войсковой операции разведывательно-ударных беспилотников успеха на земле азербайджанской стороне не гарантировало. Правильно организованная, глубоко эшелонированная оборона способна "перемолоть" значительно превосходящее количество войск и боевой техники противника. В Нагорном Карабахе мы этого не увидели, а индивидуальное воинское мужество не может заменить высокой организации войск во всей глубине обороны. Поэтому свежая идея премьер-министра Пашиняна о вовлечении в армянскую армию "нового типа" большего количества женщин выглядит странной. Правильные выводы не сделаны.

Высокая военная организация и боевая эффективность войск, обученных и обеспеченных современным вооружением, начинаются в головах военно-политического руководства страны. И когда в армянском обществе говорят о том, что Армения не оказала достаточной военной помощи Карабаху, то люди правы.

*организация запрещена в России и ряде других стран

291

Сирийские туркоманы в Карабахе: поездка на войну или большое переселение?

270
(обновлено 21:07 26.11.2020)
Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе привлек несколько тысяч сирийских наемников, которые прибыли в зону боевых действий при посредничестве Турции, и действовали на стороне Азербайджана.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Сирийские боевики-переселенцы могут стать реальностью послевоенного Нагорного Карабаха. Аналоги в истории есть: переселение албанцев в сербское Косово при Османской империи. Для Турции эта организованная миграция – дополнительная возможность закрепиться на Южном Кавказе всерьез и надолго.

Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе привлек несколько тысяч сирийских наемников, которые прибыли в зону боевых действий при посредничестве Турции, и действовали на стороне Азербайджана. После заключения трехстороннего соглашения и прекращения войны до сего дня ничего не известно о возвращении туристов-террористов на родину. Высока вероятность, что сирийцы поселятся со своими семьями в районах, возвращенных Азербайджану.

По данным телеканала Sky News Arabia, турецкое правительство содействует миграции туркоманских семей с северо-востока Сирии в районы Нагорного Карабаха (переселенцам обещают азербайджанское гражданство), чтобы изменить демографию региона. Турция уже имеет опыт подобной трансформации в городе Африн (на северо-востоке Сирии), где сегодня проживает менее семи процентов коренных жителей.

Представитель Автономной администрации северо-востока Сирии Шафан аль-Хабури в интервью Sky News Arabia подтвердил информацию об инициативе турецкого правительства по переселению сирийских семей в Нагорно-Карабахский регион. И подчеркнул, что руководство Турции не забывает о существовании в 1923 – 1929 годах на территории Карабаха "Республики Красный Курдистан" со столицей в городе Лачин.

Ничего чересчур фантастического в этом проекте нет. Переселенцы-туркоманы (потомки волн тюркского заселения Ближнего Востока до образования Османской империи) с террористическим опытом представляют собой вполне подготовленный "воинский контингент", за небольшие деньги способны участвовать в боевых действиях все равно где и против кого. А гипотетическое превращение Карабаха в подобие "кавказского Косово" позволит Анкаре в любое время выступить на защиту братского народа. Турецкий парламент уже одобрил отправку войск в Азербайджан, и это лишь начало большой геополитической игры на Южном Кавказе – с участием запрещенных в РФ террористических организаций "Джебхат ан-Нусра", "Фиркат Хамза", "Султан Мурад", и экстремистских курдских группировок.

Новые "янычары" Кавказа

Турецкая сторона официально отрицает отправку наемников в Азербайджан, и заявляет о поддержке Армении боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК), которая десятилетиями борется против турецких властей. В Баку утверждают, что на стороне Армении - наемники из Сирии и Ливана, что технологически возможно, но уже неактуально. Хрупкий мир проходит испытание временем. Необходимо искать дипломатический выход из карабахского тупика, а не переселять туда ближневосточных "колонистов" с сомнительным прошлым.

Напомню, в провинциях Латакия и Алеппо проживают около 100 тысяч сирийских туркоманов, которые связаны с рядом террористических организаций, и много лет воюют с правительственными войсками САР. Власти Турции поддерживают вооруженные формирования туркоманов. Медиа-ресурс Аfrinpost 23 ноября сообщил, что турецкие власти открыли два офиса в центре курдского региона Африн на севере Сирии для семей, желающих зарегистрироваться для переезда в Нагорный Карабах, «на территорию, занятую азербайджанской армией". И к ним уже выстроились очереди туркоманских семей (преимущественно из провинции Хомс). Вероятно, всех этих людей сумели мотивировать. Перед отправкой мигрантов в Нагорный Карабах турецкая разведка заносит их данные в свою базу.

По оценке руководителя азербайджанского Центра курдской культуры "Ронаи" Фахраддина Пашаева, сегодня в Азербайджане проживают около 240 тысяч курдов, но Турция намерена переселять в Нагорный Карабах не ближневосточных курдов, а исключительно туркоманов (с семьями). Пойдет ли это на пользу Азербайджану, не говоря уже об армянском населении?

Согласно переписи 1923 года, в Нагорно-Карабахской автономной области армяне составляли 94%, 6% были представлены в основном азербайджанцами. Курды и русские оставались в явном меньшинстве. За годы советской власти доля армянского населения в Карабахе снизилась до 77%, азербайджанцев стало более 21%. Война начала 1990-х годов внесла свои коррективы. Демографический состав на перспективу труднопредсказуем.

Армейские будни

Российская группировка миротворцев в армянской части Нагорного Карабаха делает все возможное для налаживания послевоенной жизни. Инженерно-саперные подразделения проводят инженерную разведку, разминирование дорог, эвакуацию сгоревшей техники с дорог общего пользования. В Степанакерте восстановлены дорожное движение, электро-водоснабжение социальных объектов гражданской инфраструктуры и жилых домов, действует гуманитарный центр, разворачивается аэромобильный госпиталь. Российские миротворцы сопровождают автобусы с беженцами, и домой вернулись уже несколько тысяч местных жителей.

Согласно трехстороннему заявлению, подписанному 9 ноября президентами Азербайджанской Республики, Российской Федерации и премьер-министром Республики Армения, 25 ноября подразделения азербайджанской армии вошли в Кельбаджарский район, 20 ноября под контроль Баку перешел Агдамский район, и вскоре (1 декабря) – перейдет Лачинский район. Передача территории азербайджанской стороне – при посредничестве российских миротворцев – не предусматривает моментального возвращения беженцев 1992 года.

Дальнейшая судьба Карабаха во многом зависит от армии и военно-политического руководства АР. Трансформация семи районов из армянской "зоны безопасности" в столь же малолюдную и опасную азербайджанскую зону – крайне нежелательна. Вероятность заселения семи районов сирийскими туркоманами есть. Через 28 лет "в никуда" вернуть сотни тысяч азербайджанских беженцев, которые уже обосновались на новом месте, – очень сложная задача. Так может состояться "рукотворная" замена одного народа другим.

Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с министром обороны Турции Хулуси Акаром, главой МИД Мевлютом Чавушоглу, главой разведки Хаканом Фиданом и командующим сухопутными войсками Умитом Дюндаром заявил о "равноправных ролях" России и Турции в решении конфликта. Турецкие военные советники широко представлены в стране. Значительное их количество в удаленной от Карабаха, но граничащей с Арменией Нахичеванской автономии свидетельствует об изначальной готовности Баку и Анкары к большой войне на всем "армянском фронте". Россия равноправно остановила боевые действия, и этим не все удовлетворены.

Турецкий министр обороны Хулуси Акар 24 ноября заявил, что переговоры с РФ продолжаются и после достижения трехстороннего соглашения, турецкое патрулирование между наблюдательными пунктами в Карабахе планируется и, пожалуй, самое важное: "Мы осуществим его в соответствии с нашими переговорами с Азербайджаном".

Совершенно очевидно, речь идет не о совместном мониторинговом центре. Анкара готова действовать, вопреки интересам региона и логике умиротворения сторон конфликта. Возможно, "новый мир" в Карабахе кому-то очень мешает.

 

270

Образование в пандемию: вызовы и перспективы

237
(обновлено 19:28 26.11.2020)
26 ноября в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня" состоялся форум Россотрудничества по итогам реализации программ в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".

Кто легче всего адаптируется к онлайн-обучению, можно ли заменить традиционное образование виртуальными курсами и как "подружить" преподавателей в возрасте с соцсетями? Ответы на эти вопросы искали на форуме Россотрудничества.

Данара Курманова, Sputnik

Коронавирус – безусловно, явление негативное. Но даже здесь можно найти новые возможности для сферы образования. К такому выводу пришли спикеры форума по итогам реализации программ Россотрудничества за 2019-2020 годы в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики". Мероприятие состоялось 26 ноября в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".

За время реализации проекта Россотрудничество запустило 40 образовательных проектов, которыми воспользовались более 100 тысяч человек из 92 стран, рассказал заместитель руководителя агентства Павел Шевцов. Все эти программы объединяла общая цель – помочь школьникам, студентам и педагогам разобраться в новых технологиях, ведь современная жизнь уходит "в цифру": все больше вопросов можно решить онлайн, от покупок до оплаты коммунальных платежей.

Но если в 2019 году часть мероприятий Россотрудничества проходила очно, в 2020-м из-за пандемии почти все проекты действовали онлайн. С одной стороны, программе это даже пошло на пользу – все-таки в их рамках готовят кадры для цифровой экономики, а тут процесс цифровизации ускорился сам собой. С другой, пандемия выявила проблемы, с которыми сталкиваются в интернете как учащиеся, так и преподаватели.

Цифровое неравенство значит социальный разрыв

По словам председателя российского общества "Знание" Любови Духаниной, пандемия усиливает разрыв между технически подкованными людьми и гражданами, у которых нет соответствующего оборудования для перехода в онлайн, либо знаний в области медиаграмотности.

"Поэтому важны не только проекты, ориентированные на IT-специалистов, но и проекты массовые", - заявила она.

Только в 2019 году Россотрудничество организовало 250 массовых мероприятий: дни виртуальной реальности, VR-музеи, обучающие курсы и бизнес-хакатоны – командные соревнования для разработчиков инновационных проектов. И что самое важное, онлайн-платформы были доступны для всех – например, можно было смотреть экспозиции в музее без очков виртуальной реальности или подключиться к большинству программ с телефона.

Проблема поколений

Сложнее всего адаптироваться к онлайн-формату занятий оказалось педагогам так называемой "старой школы" - в повседневной жизни они нечасто пользуются интернетом. Восполнить пробелы в медиаграмотности преподавателям русских школ помогает проект "Цифровой куратор", говорит Любовь Духанина.

"Этот проект распространился на Беларусь, - рассказывает она. – Фактически учителя Беларуси получили еще одну профессию, потому что, пройдя профподготовку в сфере цифровой грамотности, они теперь могут делиться знаниями с другими".

Курсы цифровой грамотности прошли 1800 человек, среди них – не только учителя Минска, но и других городов: Бобруйска, Бреста, Гродно, Орши, Марьиной Горки и Слонима.

"Мы рассказывали преподавателям не только о том, как создавать свои собственные образовательные медиапродукты, но и о вещах, которые пригодятся им вне работы – как защитить себя при работе с платежными системами или в социальных сетях", - поясняет Любовь Духанина.

Курсы повышения квалификации помогают педагогам еще и понять молодежь. К примеру, сами активно используя онлайн-инструменты, учителя понимают, что дети способны воспринимать большие тексты в интернете, нужно лишь правильно их оформить. Сейчас проектами для педагогов интересуются в Казахстане и Узбекистане.

Детям нужен особый подход

"Лучше всего онлайн-программы усваивают дети", - считает Павел Шевцов. Его мнение подтверждает авторы проекта "Инжинириум", созданный МГТУ имени Баумана при поддержке Россотрудничества.

"Инжинириум – это сеть образовательных центров, в которой уже приняли участие семь тысяч детей из 40 стран, - рассказывает заместитель директора центра "Композиты России" на базе университета Маргарита Стоянова. – У нас есть точка в Казахстане, в Алматы, где ведутся занятия по программированию, 3D-моделированию и робототехнике. А наши онлайн-курсы востребованы не только в СНГ. Например, к нам подключаются из Австралии, потому что наши программы доступны на русском с английскими субтитрами. И это эффективная популяризация не только инженерии, но и русского языка. Учить язык всегда легче через вещи, которые тебя интересуют".

Разумеется, развитие онлайн-среды не заменит традиционного образования, считает Стоянова. В этом году "Инжинириум" провел выставку "Новые цифровые технологии в школе" в очном формате в Беларуси.

"Пусть с учетом ограничений, пусть без привычной толпы, но мы смогли провести это мероприятие и отвлечь детей от гнетущих новостей о пандемии. И нам, организаторам, и детям не хватает этой атмосферы. Для сотрудничества важно общение. Надеюсь, в 2021 году мы сможем встретиться в привычном формате", – подытожила Маргарита Стоянова.

237

В России ввели единый телефонный номер 122 для дозвона медикам по COVID

17
(обновлено 17:26 27.11.2020)
По новому номеру будет отвечать региональный кол-центр, который предоставит необходимую информацию и консультацию, а если потребуется – соединит с поликлиникой, скорой и другими службами.

СУХУМ, 27 ноя - Sputnik. Единый телефонный номер по коронавирусу 122 вводится в регионах России для удобства дозвона граждан до медиков, сообщает РИА Новости. Об этом сказал вице-премьер России Дмитрий Чернышенко на совещании с главами регионов о ходе выполнения поручений президента.

Ранее Владимир Путин на совещании с членами кабинета министров поручил Чернышенко лично заняться решением проблемы дозвона россиян до медиков.

"Единый номер 122 позволит централизовать звонки в колл-центрах субъектов, организовать их оперативную маршрутизацию – поликлиники, станции скорой помощи или другие службы", - уточнил Чернышенко.

По новому номеру будет отвечать региональный кол-центр, который предоставит необходимую информацию и консультацию, а если потребуется – соединит с поликлиникой, скорой и другими службами.

Вице-премьер отметил, что, согласно проведенному в регионах мониторингу, телефонные звонки в медицинские учреждения и колл-центры в основном связаны с вызовом врача на дом, скорой помощи или получением консультации по телефону. При этом время ожидания ответа оператора в разных регионах варьируется от одной минуты до 20 и более.

По данным Общероссийского народного фронта, труднее всего дозвониться до скорой в Дагестане, Хакасии, Воронежской, Иркутской и Новосибирской областях. Также проблемы с кол-центрами выявили в Омской области, Забайкалье, Республике Алтай, Алтайском и Хабаровском краях.

Вместе с этим, ситуация с временем ожидания улучшилась в Иркутской области, Алтайском крае, Омской и Томской областях, а также в других субъектах России, которые организовали работу колл-центров.

Чернышенко добавил, что в перспективе по номеру 122 можно будет не только вызвать бригаду скорой или врача на дом, но и дистанционно оформить больничный лист, доставку рецептурных препаратов, получить предварительную консультацию специалиста и решить многие другие вопросы, связанные с COVID.

17
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19