Хорошему танцору "Искандеры" не мешают

306
(обновлено 20:28 24.02.2021)
Боевое применение высокотехнологичных и высокоточных систем вооружения требует соответствующей подготовки специалистов-операторов, организации надежного разведывательно-ударного контура, а также политической мудрости и ответственности за принятые решения.

Александр Хроленко, военный обозреватель

В иной системе координат самые совершенные ракеты могут оказаться "не той системы", не стартовать, пролететь мимо целей или взорваться "на 10 процентов".

Оценивая в интервью изданию 1in.am итоги недавних боевых действий в Нагорном Карабахе, премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян усомнился в надежности и боеспособности российского оружия. По его словам, ракеты оперативно-тактического комплекса "Искандер" то ли не взрывались совсем, то ли взрывались "на 10 процентов" (уточнений не последовало). При этом глава государства выразил намерение провести существенные армейские реформы – структурные, и в отношении вооружений.

В Минобороны Республики Армения отказались комментировать неоднозначное высказывание премьер-министра об "Искандерах". Возможно, Пашинян оказался недостаточно информирован или введен в заблуждение кем-то из советников. Тактико-технические характеристики и репутация российских ракетных комплексов столь высоки, что в защите от профанов не нуждаются. Россия неслучайно контролирует треть мирового оружейного рынка. Объем российского экспорта вооружений в 2020 году составил 13 миллиардов долларов. Эти цифры и факты свидетельствуют о качестве оборонной продукции, которую большинство стран приобретают за свои кровные деньги и за полную стоимость.

В умелых руках ОТРК "Искандер" успешно поражает цели в горах Кавказа и на море (на учениях), а в боевой обстановке – на территории Сирии и на севере Африки. Приобрести такое оружие хотели бы десятки стран, и лишь немногие имеют возможность получить экспортную модификацию "Искандер-Э".

Армении повезло, ведь сопоставимых по дальности и точности квазибаллистических маневрирующих в полете, неуловимых для ПВО противника ракет не существует.

Квазибаллистическое наваждение

Россия делится высокотехнологичными возможностями не со всеми подряд странами. На этом фоне интервью Пашиняна – как гром среди ясного неба. Комплекс "Искандер-М" принят на вооружение Российской армии в 2006 году, признан лучшим в своем классе на планете, и оценка "оружие 80-х" – выглядит оскорбительно.

Откровенно обвинительное заявление премьер-министра Армении относительно российского ОТРК позволяет сделать несколько предположений и выводов. Некомпетентность или дезинформация могут оказаться не самыми худшими сценариями (это выглядит слишком просто). Возможно, публичная дискредитация российского оружия – "вопрос стратегического выбора", часть некой программы структурного и качественного реформирования Армянской армии, и тогда возникают вопросы. Какое оружие намерен приобретать Ереван в обозримой перспективе, по каким стандартам укреплять обороноспособность? И, главное, с какой конечной целью начинается новый этап военного строительства?

Логично предположить, что после осенних боев в Карабахе сделаны выводы, намечены планы. Однако старая истина гласит: "У победы всегда много отцов, а поражение - всегда сирота". Из интервью Пашиняна следует, что в Минобороны и в Генеральном штабе идет большая аналитическая работа, чтобы "доказать, узнать, увидеть всю правду о войне", при этом возбуждено более 1000 уголовных дел. Трудно понять, чего здесь больше – поиска истины и коррекции стратегии или "назначения виноватых" – для последующих репрессий. И для ухода от ответственности главных "отцов" поражения, количество которых объективно ограничено цифрой без нулей.

В обширном тексте интервью о национальной безопасности после реверанса "обязательства ОДКБ сформулированы в международно признанных границах Армении" далее отношения с Организацией нигде не упомянуты ни одним предложением. А ведь ОДКБ – единственная надежная опора Армении в условиях послевоенной турбулентности и непрочного мира в Карабахе.

Часто употребляемые слова "Революция" и "Конституция" сами собой ничего не отрегулируют, безопасность страны не гарантируют. Армия – основа стабильности любого государства, но рассуждения о "существенных реформах" без конкретного плана действий выглядят деструктивно. Как и поверхностные рассуждения о низком боевом потенциале российского оружия, с намеками на неистребимую коррупцию в национальной армии и примыкающем секторе поставок по линии ВТС.

Неуловимы и неотразимы

Ракетный комплекс "Искандер-М" предназначен для уничтожения критически важных объектов противника (военных баз, командных пунктов и узлов связи, ракетных комплексов, самолетов и вертолетов на аэродромах) на дальности до 500 км с высокой точностью (Армения располагает экспортными ОТРК "Искандер-Э" дальностью до 300 км). Главные преимущества комплекса: стратегическая мобильность, возможность скрытного несения боевого дежурства и нанесения ракетных ударов, автоматический расчет и ввод полетного задания, высокая вероятность выполнения боевой задачи в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Боевая эффективность увеличена за счет использования двух типов ракет – баллистических и крылатых. Время запуска первой ракеты с марша – считанные минуты, интервал между пусками – одна минута. Скорость полета ракеты – более 7200 км/час (то есть полет занимает 3 – 4 минуты). На начальном и завершающем участках траектории ракета 9М723К1 стартовой массой около 4 тонн развивает скорость свыше 2000 м/cек, движется по квазибаллистической (непросчитываемой) кривой, и маневрирует с перегрузками до 30g (что делает невозможным перехват ракеты всеми существующими средствами ПВО и ПРО).

Каждая пусковая установка "Искандера" мобильна и автономна. Может действовать где и когда угодно, и даже независимо от разведывательных спутников или авиации. Для наведения на цель используется программа, инерциальная навигационная система, сигналы спутников ГЛОНАСС. Ракеты можно перенаправлять в полете, что позволяет атаковать подвижные цели, включая корабли ВМС противника. На финальном участке активируется умная оптическая головка самонаведения, которая обеспечивает уникальную точность. Боеголовки 9М728 или Р-500 отклоняются от цели не более чем на 1 метр.

Высокоточные ракеты "Искандера" имеют малую отражающую поверхность, сложные траектории полета (управляются газодинамическими и аэродинамическими рулями). Комплекс располагает двумя типами ракет: аэробаллистические 9М723 – летят по квазибаллистическим траекториям на высотах до 50 км, крылатые 9М728 или Р-500 – идут к цели на малых высотах.

ОТРК "Искандер-М" превосходит лучшие зарубежные оперативно-тактические комплексы (LORA, Lance, ATACMS, Pluton) по точности, оперативности подготовки ракет к пуску и другим характеристикам. Наиболее близкий аналог – израильский оперативно-тактический комплекс LORA, который уступает по дальности и точности (причем ракеты "Лоры" движутся по предсказуемой баллистической траектории). Американцы отстают – в 2020 году отказались от модернизации "антикварного" комплекса ATACMS, и только начали разрабатывать ракету высокоточного удара для реактивных систем залпового огня M270 MLRS и HIMARS дальностью до 300 км. По прогнозам авторитетных специалистов РФ, иностранные аналоги "Искандера" появятся не ранее 2025 года.

306

Кто успел, тот и сел: почему женщине не нашлось стула рядом с Эрдоганом

99
(обновлено 18:33 10.04.2021)
Переговоры руководителей центральных европейских институтов с президентом Турции обернулись скандалом.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Дело не в территориальных спорах или санкциях. Виноват стул, не предоставленный главе Еврокомиссии. В нарушение дипломатического протокола она сидела отдельно от мужчин — председателя Евросовета Шарля Мишеля и турецкого лидера. Теперь все увлеченно выясняют, кто кого обидел и кому за это отвечать. В ситуации разбиралась Софья Мельничук для РИА Новости.

Стулья на двоих

Пока Реджеп Эрдоган и Шарль Мишель по-хозяйски усаживались на подготовленные для них стулья, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен удивленно разводила руками. Место ей нашли не сразу. На съемке из зала встречи видно, как она с недоумением произносит протяжное: "Э-э-э…"

Ее усадили сбоку — на диван среди подушек, напротив министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который по дипломатическому протоколу ниже статусом. Представитель ведомства фон дер Ляйен рассказал, что она решила "сосредоточиться на сущности переговоров", но поручила разобраться, почему так вышло, и принять меры, чтобы подобное не повторялось.

Мишель возглавляет совет глав государств ЕС, а фон дер Ляйен — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Первые подписывают договоры, вторые разрабатывают внешнюю политику. Таки образом, статусы двух институтов и их председателей равнозначны.

В Европе тем временем принялись выяснять, кто виноват. Правильно ли поступил Мишель, спокойно усевшись рядом с Эрдоганом, и не перегнул ли палку турецкий лидер.

Женщина или политик

В соцсетях появилось множество постов в поддержку фон дер Ляйен под хештегом #GiveHerASeat ("дайте ей место") о неприемлемом поведении Анкары. "Недоуменное "Э-э-э…" — новое определение того, "как не должны выглядеть отношения ЕС и Турции", — написал член Европарламента Сергей Лагодинский.

"Вот что Эрдоган думает о правах женщин", — возмущалась депутат из Бельгии Хильдэ Вотманс. Ее коллега из Нидерландов Софи Ин'т Велд опубликовала фото предшественника фон дер Ляйен Жан-Клода Юнкера, который сидит на стуле рядом с Эрдоганом — как и экс-глава Евросовета Дональд Туск.

"Это серьезное проявление политического неуважения. Дело не только в том, что женщину не усадили, а в том, что главу Еврокомиссии — одного из самых высокопоставленных представителей ЕС — оставили без стула", — указал итальянский депутат Антонио Таяни.

Итальянский премьер Марио Драги и вовсе объяснил "неподобающее поведение" Эрдогана тем, что он — диктатор. "С диктаторами, нарушающими этикет, мы вынуждены сотрудничать в интересах нашей страны. И вместе с тем должны откровенно заявить о собственной позиции. Необходимо найти баланс", — рассудил он. Из-за таких "неприемлемых заявлений" посла Италии в Анкаре тут же вызвали в МИД Турции.

Сам Шарль Мишель оправдывался, что дипломатический казус случился из-за "строгой интерпретации протокольных правил с турецкой стороны". При этом он уверен, что извиняться ему не за что. "Глядя на некоторые кадры, можно подумать, что я равнодушно отнесся к инциденту, — прокомментировал он видео из зала переговоров. — Это далеко от истины".

В то же время в турецком МИД категорически заявили: все было согласовано с протокольной службой европейской делегации. "Все прошло в соответствии с предложениями Европейского союза. Точка", — сказал Мевлют Чавушоглу.

Предположения о том, что фон дер Ляйен усадили на диван из-за того, что она — женщина, он отверг.

Сбой в протоколе

Вина вряд ли лежит на турецкой стороне, полагает Тогрул Исмаил, заведующий кафедрой международных отношений и политологии Университета имени Кахраманмараша Сютчуйама.

Из заявления турецкого МИД ясно, что ошибку сделали европейцы, указывает эксперт. "Турция — государство с опытом и давней историей дипломатического протокола. Кто где сидит и когда говорит, решают протокольные службы обеих сторон до встречи. И это касается не только такого высокого уровня, но и переговоров правительственных комитетов", — подчеркивает он.

Заметить, что стульев всего два действительно можно было до того, как участники встречи вошли в зал.

"Европейская служба протокола обязана была объяснить Урсуле фон дер Ляйен, где она будет сидеть. Все это обговаривают заранее", — поясняет Исмаил. По его мнению, европейцы не договорились между собой, кто из представителей блока занимает более высокую позицию. "Не нужно все сваливать на Турцию", — добавляет он.

По его мнению, Анкара не видит в фон дер Ляйен женщину или мужчину: "В первую очередь она — политик, который представляет иностранное государство, и связывать эту ситуацию с гендерными факторами нельзя".

То, как представители ЕС отнеслись к деталям, действительно вызывает вопросы, говорит Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ.

"Внешнюю политику Евросоюза регулируют Совет и Комиссия ЕС совместно, — объясняет она. — Однако именно совет отражает позиции государств-членов. Есть некоторая вероятность, что эта диспозиция повлияла на подход турецкой стороны к организации встречи. Хотя формально это некорректно. Турция проявила непонимание характера деятельности институтов ЕС и статуса их глав".

Впрочем, турецко-европейский диалог и раньше омрачали нарушения дипломатического этикета. "Бывало, представители Турции вели себя чересчур эмоционально, гремели стульями или даже покидали заседание. Однако страну все же рассматривали как близкого партнера ЕС и НАТО, поэтому казусы списывали на темперамент и очень редко осуждали за недипломатическое поведение, — говорит она. — Но в этот раз к принимающей стороне возникло много вопросов, ведь это значимая встреча для урегулирования вопросов в Средиземном море, поэтому нюансы важны".

Евросоюз грозил Анкаре санкциями из-за действий у берегов Кипра, который требует от Турции прекратить сейсморазведку в исключительной экономической зоне острова, так как это противоречит международному праву. Анкара настаивает, что работы легальны: добро на них дала Турецкая Республика Северного Кипра. Отношения между двумя кипрскими республиками не урегулированы, и возникают противоречия.

Еще один повод для накала отношений — недавний выход Турции из Стамбульской конвенции по защите женщин. Ее приняли десять лет назад, и она стала первым европейским документом, призванным бороться с домашним насилием. Из 40 стран-участниц Турция первой ратифицировала соглашение, однако теперь углядела в нем чуть ли не пропаганду гомосексуализма. Решение турок возмутило европейцев и американцев.

"Вряд ли в Турции сознательно унизили главу комиссии, — сомневается Еремина. — Но этот факт сейчас используют против Турции. Критика нарастает. Без стула осталась женщина, и это повод для обвинения в мужском шовинизме, тем более на фоне выхода из Стамбульской конвенции".

Определить, кто больше виноват, сложно. Однако в нынешних условиях инцидент превратился в повод для негативных интерпретаций. Но договариваться с "диктатором, нарушающим этикет" Евросоюзу, как ни крути, придется.

99

"Дублер" Босфора: чем опасен "сумасшедший проект" Эрдогана

461
(обновлено 16:29 09.04.2021)
Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор.

Проект строительства канала "Стамбул" вызывает серьезные нарекания. Экологи опасаются обмеления Черного моря, а политологи – геополитического кризиса в регионе и разрыва действующих международных договоренностей. Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Никиты Чикунова для Sputnik.

Нужный-ненужный канал

Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала "Стамбул" в ближайшее время. Такое заявление в минувшую среду, 7 апреля, сделал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Впервые об этом проекте глава республики заговорил в 2011 году, назвав его "сумасшедшим". Канал будет представлять собой искусственный судоходный маршрут, соединяющий Черное и Мраморное моря. Фактически он станет "дублером" пролива Босфор – одной из главных транспортных артерий Европы.

Канал построят вдалеке от центра Стамбула. По этой причине им, уверены власти республики, будут пользоваться суда повышенной грузоподъемности (до 300 тысяч тонн), перевозящие опасные грузы - нефть, сжиженный природный газ и химикаты.

Сейчас транспорт, перевозящий такие грузы, вынужден проходить сквозь исторические и густонаселенные районы города, расположенные по берегам Босфора. Для него, кстати, действуют строгие ограничения: в проливе может находится только одно судно с опасным грузом, его обязательно должны сопровождать буксиры, а сам проход возможен только днем. В результате, ожидая свою очередь, танкеры могут простаивать от 14 до 35 часов, что приводит к финансовым убыткам компаний.

Канал "Стамбул" призван не только увести опасные грузы из центра города, но и в целом разгрузить Босфор, через который ежегодно проходят в среднем 43 тысячи судов (примерно в два раза меньше судов проходит через Суэцкий канал – Sputnik). В то же время расчетная пропускная способность пролива составляет всего 25 тысяч единиц.

Преимущество искусственного транспортного коридора будет заключаться в отсутствии крутых поворотов. Самый резкий поворот Босфора составляет 90 градусов. Учитывая сильные течения и плотное движение в проливе, это серьезно повышает риск аварий, уточняется на сайте проекта.

Несмотря на такую аргументацию, проект канала, приблизительная стоимость которого оценивается в $10-25 миллиардов, сталкивается с острой критикой со стороны турецких ученых, экологов и политиков, которые говорят о негативных экологических последствиях его реализации.

Два моря под угрозой

По мнению океанографа, профессора Университета Хаджеттепе в Анкаре Джемаля Сайдама, строительство канала повлечет за собой необратимые последствия для экосистем Черного и Мраморного морей.

Дело в том, что уровень Черного моря превышает уровень Мраморного – приблизительно на 30-50 сантиметров. Два разнонаправленных течения, действующие в проливе Босфор, не позволяют Черному морю обмелеть, поскольку питают его водами "соседа".

© Sputnik
Турция построит дублер Босфора

Постройка канала, по которому вода будет течь только в направлении Мраморного моря, приведет к постепенному обмелению Черного – это может уменьшить популяцию рыб и спровоцировать засухи.

Нарушение водообменного баланса, уверен специалист, затронет все прибрежные страны, в том числе Россию, Грузию, Абхазию и Украину.

"Уровень Черного моря понизится точно, но из-за размеров канала отток воды не будет критический. Я думаю, этот процесс будет заметен на низменных берегах Северного Причерноморья: Одесса, Херсон и так далее", - говорит заведующий отделом океанографии Морского гидрофизического института РАН Владимир Белокопытов.

Иным образом пострадает Мраморное море, отличающееся от Черного повышенной соленостью и меньшим биоразнообразием, добавляет исследователь. Поступление больших объемов черноморской воды резко увеличит в Мраморном море количество живых организмов, поглощающих кислород. В результате оно начнет "умирать", распространяя в Стамбуле и его окрестностях запах сероводорода.

Геополитическая игра

Помимо экологической составляющей, планы Турции по строительству канала следует рассматривать и в военно-политическом аспекте. Статус проливов Босфор и Дарданеллы (соединяет Мраморное море с Эгейским - Sputnik) определяет принятая в 1936 году конвенция Монтрё.

Согласно этому документу, торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы с уплатой небольших и строго ограниченных сборов. Суда платят за маяки, спасательные работы, медицинское обслуживание, услуги буксиров и лоцманскую проводку.

Конвенция также ограничивает срок пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских государств, а также их класс и тоннаж.

Строительство альтернативному Босфору канала поднимает вопрос о том, попадает ли он под действие конвенции. Президент Турции заявлял, что проект выходит за рамки международного договора и поэтому будет находиться под полным контролем республики.

Существенного влияния на обстановку в Черноморском регионе это не окажет, уверен заведующий кафедрой морского права Юридического института Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

"Понятие "черноморские проливы" охватывает пролив Босфор и пролив Дарданеллы. Это комплексное понятие, которое регулируется конвенцией. Самим фактом входа в Дарданеллы судно уже подчиняется положениям этого документа. Поэтому все разговоры о "подрыве" положений конвенции Монтрё – полная глупость", — объясняет он.

Определенные риски могут возникнуть, если Турция построит второй канал, дублирующий Дарданеллы. В таком случае военные корабли иностранных государств, в том числе НАТО, смогут беспрепятственно заходить в Черное море, добавляет эксперт.

"Можно допустить, что Турция построит еще один канал, чтобы корабли смогли попасть из Средиземного моря в Черное, минуя проливы. Но это очень маловероятно. Потому что в таком случае незамедлительно последует реакция мирового сообщества. Нарушить международный договор туркам никто не позволит", – уверяет Василий Гуцуляк.

Сомнительные выгоды

Неясным остается и то, как турецкие власти будут окупать дорогостоящий проект и стимулировать судовладельцев и фрахтователей направлять суда в платный канал вместо почти бесплатного Босфора.

В правительстве страны таким стимулом называют отсутствие очередей. Там напоминают, что в 2019 году на подходе к Босфору со стороны Черного моря из-за ухудшения погодных условий и строгих ограничений по проходу образовались самые длинные с 2014 года очереди танкеров с российской и казахстанской нефтью.

Даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств владельцы крупных судов все равно несут убытки. "Ежедневные потери фрахтователей танкеров длиной более 200 метров из-за ожидания составляют в среднем $120 тысяч", – говорил турецкий министр окружающей среды и урбанизации Мурат Курум.

Канал "Стамбул" решит эти проблемы, если сможет обеспечить быструю проходку супертанкеров, говорит Василий Гуцуляк.

"Сопоставлять Босфор и канал нельзя. Пролив широкий – там суда на встречных курсах могут разойтись, канал таким не сделать даже с технической точки зрения. Но если он не будет двухсторонним, то очередей не избежать. Второй момент – глубина. Через Босфор проходят супертанкеры. Мы несколько раз проходили на супертанкере "Крым" (длина – 295 метров, водоизмещение – 180 тысяч тонн, – Sputnik). Его осадка была свыше 15 метров, у современных танкеров она больше. Смогут ли такие суда проходить по каналу? Это, кстати, основной интерес России и Казахстана, которые возят нефть через Босфор. Третий момент – скорость. В проливе она не должна превышать 10 узлов, в каналах обычно скорость еще меньше. Предполагаю, по времени прохождения "Стамбул" будет проигрывать Босфору (среднее время его прохождения 1,5-2 часа – Sputnik)", – говорит эксперт.

Сам канал, добавляет он, будет платным. Судам придется заплатить базовую ставку за прохождение и выплатить все сборы, актуальные при проходке Босфора.

"Ставка прохождения довольно значительная. Для Суэцкого канала, например, она может достигать нескольких сотен тысяч долларов в зависимости от тоннажа судна. Поэтому "Стамбул" станет хорошим источником пополнения бюджета Турции", – объясняет Василий Гуцуляк.

По его словам, в конечном итоге привлекательность канала будет напрямую зависеть от размера ставки и отсутствия ограничений для крупногабаритных судов. С такой точкой зрения соглашается участник рынка международных морских грузоперевозок, пожелавший остаться анонимным.

"Пока большие суда, чтобы не тратить время на ожидание, вынуждены переваливать груз на более мелкие и так идти через Босфор. Если "Стамбул" позволит исключить этот момент – он будет интересен. Но, я думаю, Босфор останется ключевым коридором", – указывает собеседник Sputnik.

Сейчас, указывает директор по филиалам группы транспортных компаний "Русмарин" Владислав Фишкин, говорить о перспективах "Стамбула" преждевременно.

"Если говорить о перспективах альтернативного пути, то наличие любой альтернативы увеличивает возможности и снижает риски. Но пока, как мы понимаем, турецкий проект остается проектом. Поэтому давать конкретные прогнозы рано", – подчеркивает он.

Все опрошенные Sputnik специалисты сходятся в одном – выгоды амбициозного проекта, разрекламированного руководством Турции, пока слишком туманны. Вне зависимости от судьбы канала Босфор оставит за собой статус главного транспортного коридора для морских грузоперевозок в регионе.

461

Коронавирус диагностирован у 22 человек за сутки в Абхазии

131
Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 13691 человек. Зарегистрировано 217 летальных случаев. Выздоровели 13190 человек.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Диагноз коронавирусная инфекция подтвержден у 22 человек из 179 протестированных за сутки в Абхазии, сообщает оперштаб по защите населения от CODID-19.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 38 человек, у 27 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 8 человек, состояние здоровья 20 пациентов – средней степени тяжести.

В Сухумской инфекционной больнице 31 пациент с COVID-19, в Очамчырской ЦРБ - 10, в Гагрской ЦРБ - 9, в Гагрской ЦРБ - 9, в Ткурчалской ЦРБ пациентов нет.

Читайте также:

 

 

131
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии