"Выжить сегодня": как началась самая крупная война XXI века

185
(обновлено 10:23 22.03.2021)
Десять лет назад в Сирии бушевала "арабская весна". Гражданский конфликт быстро перерос в полноценную войну: демонстранты превратились в боевиков, в ход пошли танки, артиллерия и авиация.

СУХУМ, 21 мар - Sputnik. Десять лет назад Сирия стала ареной противостояния великих держав. Почему еще рано подводить итоги боевых действий, читайте в материале Антона Лисицына для РИА Новости.

Изрубили на куски

Первая половина марта в Сирии выдалась напряженной. Заключенные в тюрьме в Дамаске, сочтя себя политическими узниками, объявили голодовку. К акции присоединились курды. В середине месяца по стране прокатились уличные волнения, среди прочего люди требовали отмены чрезвычайного положения. В таком режиме государство жило с 1963 года. Власти пообещали реформу и снятие ограничений, но в обтекаемых выражениях.

Затем вспыхнул мятеж в Даръа, области рядом с Иорданией, а в конце марта в соцсетях появились призывы к "революции". Столкновения привели к жертвам. Президент страны Башар Асад признал, что протестующие в чем-то правы, принес извинения семьям погибших и отправил в отставку кабинет министров. И самое главное — отменил наконец чрезвычайное положение, при котором Сирия жила почти полвека. (Правда, заодно запретил несанкционированные митинги). Не помогло — на следующей день на куски вместе с детьми изрубили двух высших офицеров.

Стычки демонстрантов и сил правопорядка принесли новые жертвы. К маю правозащитники насчитали несколько сотен погибших. Евросоюз тогда ввел санкции против Дамаска, запрет коснулся ввоза "оружия и других средств, которые могут применяться для репрессий", заодно ограничительные меры применили к полутора десяткам высших чиновников арабской республики.

Летом Асад отдал армии приказ взять под контроль Дейр-эз-Зор. Конфликт все больше походил на войну — правительственным силам противостояла так называемая Сирийская свободная армия. В конце года в боях уже участвовали танки и артиллерия. В 2012-м на арене появилась "Джебхат ан-Нусра"*, самая непримиримая часть сирийской оппозиции. Тогда в уже воюющей стране состоялись выборы в парламент. Они были многопартийными, победу одержал проправительственный блок. Мир так и не наступил.

"Чего достигла "революция" спустя десять лет: например, сирийская лира шла по курсу 47 к доллару, а сейчас за доллар дают четыре тысячи, — рассказывает Рейзан Хеду, курдско-сирийский общественный деятель. — Люди спокойно жили в собственных домах, в хороших условиях. Образование и медицина были бесплатными. А сейчас миллионы разбросаны по лагерям беженцев в соседних странах, в Европе. И мы, сирийцы, устали за десять лет, исчерпали энергию".

Он делится своей историей: "Я из Африна, меня выгнали из дома, с моей земли. Пришли протурецкие силы и передали все это террористам. Хорошо бы, чтобы наши союзники — Россия и Китай — действовали более решительно. Через границу идет оружие, просачиваются зарубежные захватчики".

"Сирийскую свободную армию" открыто поддерживали США, Турция и страны Европы. На стороне правительственных войск воевала проиранская "Хезболла". С 2015-го с сирийского аэродрома Хмеймим против мятежников начала действовать российская авиация.

К тому времени число погибших подошло к отметке в 220 тысяч, беженцы из Сирии стали одной из причин миграционного кризиса в Европе. В 2016-м армия отбила Алеппо, в том же году в войну открыто вмешалась Анкара — турецкие вооруженные силы вошли в северные районы арабской республики.

Как выжить сегодня

В итоге Организация объединенных наций в 2021-м насчитала 5,6 миллиона беженцев, до начала конфликта в стране жило свыше 20 миллионов человек. Многих приняла Турция, кто-то нашел убежище в соседнем Ливане, некоторые добрались до Европы. Но даже те, кто убежал от войны, нередко перебиваются в ужасных условиях. Как кратко описала их быт представитель Управления ООН по делам беженцев Каролина Линдгольм Биллинг, "они в постоянной неопределенности — не знаешь, как справиться сегодня и удастся ли завтра накормить детей".

Востоковед, доцент Института общественных наук РАНХиГС при президенте России Сергей Демиденко отмечает: несмотря на затишье и успехи правительственной армии, нельзя говорить о сохранившейся в неприкосновенности сирийской государственности. "Страна фактически расчленена, Дамаск контролирует не более половины довоенной территории. Есть Идлиб, где у руля стоит оппозиция, есть зона Евфрата, есть курдские районы. Даже что касается армии — это уже не вооруженные силы державы, а, скорее, военизированные группировки, которым противостоят банды", — объясняет эксперт.

По его словам, конфликт идет латентно. Народ устал, города и селения разрушены, но политические лидеры полны амбиций и это подпитывает противостояние.

"В этой войне проиграли все, — подчеркивает Демиденко. — От обычной гражданской она отличалась тем, что это было этноконфессиональное противостояние, что усложняло ситуацию в разы. При ослаблении центральной власти все примкнули к собственным племенным или религиозным группам, чтобы обеспечить защиту в условиях анархии. Там ведь и сунниты разных мазхабов, и алавиты, и друзы, и курды, и христиане. Все против всех".

Из-за большого количества вовлеченных — прямо или косвенно, через "прокси" или на дипломатических площадках — война в Сирии стала небольшой мировой войной. Хотя научный сотрудник Центра востоковедных исследований Данила Крылов считает: не такой уж и небольшой. "С учетом того, сколько стран затронули битвы на Ближнем Востоке, это не локальный, а региональный конфликт", — уточняет он.

И он до сих пор не окончен. "Можно сравнивать с Ливией, по которой тоже прошлась война, — продолжает эксперт. — Там уже назначили выборы и сформировали правительство, стороны сели за стол переговоров. Западные страны поддерживают Форум ливийского политического диалога — площадку для всех противостоящих сил. В Сирии такого нет. Там постоянно делят пирог: зоны влияния, сферы контроля. При этом внутрисирийским участникам урегулирования сложно добиться консенсуса по политическим вопросам".

"Основные сложности у России — ключевого посредника — с американцами, — добавляет Крылов. — Есть диалог с Турцией. Тяжело, но идет разговор с Израилем. Основное напряжение — из-за действий США, а именно незаконного присутствия их войск, которые то делают вид, что покидают территорию Сирии, то возвращаются через неконтролируемую Дамаском границу с Ираком".

Но самый большой вызов для Дамаска — это восстановление разрушенной страны в условиях американских санкций. В частности, душит Сирию так называемый закон Цезаря: он затрагивает все сферы экономики — от финансов до внешней торговли. Если и прекратились активные боевые действия, то это не значит, что закончилась война.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

185

Кто успел, тот и сел: почему женщине не нашлось стула рядом с Эрдоганом

221
(обновлено 18:33 10.04.2021)
Переговоры руководителей центральных европейских институтов с президентом Турции обернулись скандалом.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Дело не в территориальных спорах или санкциях. Виноват стул, не предоставленный главе Еврокомиссии. В нарушение дипломатического протокола она сидела отдельно от мужчин — председателя Евросовета Шарля Мишеля и турецкого лидера. Теперь все увлеченно выясняют, кто кого обидел и кому за это отвечать. В ситуации разбиралась Софья Мельничук для РИА Новости.

Стулья на двоих

Пока Реджеп Эрдоган и Шарль Мишель по-хозяйски усаживались на подготовленные для них стулья, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен удивленно разводила руками. Место ей нашли не сразу. На съемке из зала встречи видно, как она с недоумением произносит протяжное: "Э-э-э…"

Ее усадили сбоку — на диван среди подушек, напротив министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который по дипломатическому протоколу ниже статусом. Представитель ведомства фон дер Ляйен рассказал, что она решила "сосредоточиться на сущности переговоров", но поручила разобраться, почему так вышло, и принять меры, чтобы подобное не повторялось.

Мишель возглавляет совет глав государств ЕС, а фон дер Ляйен — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Первые подписывают договоры, вторые разрабатывают внешнюю политику. Таки образом, статусы двух институтов и их председателей равнозначны.

В Европе тем временем принялись выяснять, кто виноват. Правильно ли поступил Мишель, спокойно усевшись рядом с Эрдоганом, и не перегнул ли палку турецкий лидер.

Женщина или политик

В соцсетях появилось множество постов в поддержку фон дер Ляйен под хештегом #GiveHerASeat ("дайте ей место") о неприемлемом поведении Анкары. "Недоуменное "Э-э-э…" — новое определение того, "как не должны выглядеть отношения ЕС и Турции", — написал член Европарламента Сергей Лагодинский.

"Вот что Эрдоган думает о правах женщин", — возмущалась депутат из Бельгии Хильдэ Вотманс. Ее коллега из Нидерландов Софи Ин'т Велд опубликовала фото предшественника фон дер Ляйен Жан-Клода Юнкера, который сидит на стуле рядом с Эрдоганом — как и экс-глава Евросовета Дональд Туск.

"Это серьезное проявление политического неуважения. Дело не только в том, что женщину не усадили, а в том, что главу Еврокомиссии — одного из самых высокопоставленных представителей ЕС — оставили без стула", — указал итальянский депутат Антонио Таяни.

Итальянский премьер Марио Драги и вовсе объяснил "неподобающее поведение" Эрдогана тем, что он — диктатор. "С диктаторами, нарушающими этикет, мы вынуждены сотрудничать в интересах нашей страны. И вместе с тем должны откровенно заявить о собственной позиции. Необходимо найти баланс", — рассудил он. Из-за таких "неприемлемых заявлений" посла Италии в Анкаре тут же вызвали в МИД Турции.

Сам Шарль Мишель оправдывался, что дипломатический казус случился из-за "строгой интерпретации протокольных правил с турецкой стороны". При этом он уверен, что извиняться ему не за что. "Глядя на некоторые кадры, можно подумать, что я равнодушно отнесся к инциденту, — прокомментировал он видео из зала переговоров. — Это далеко от истины".

В то же время в турецком МИД категорически заявили: все было согласовано с протокольной службой европейской делегации. "Все прошло в соответствии с предложениями Европейского союза. Точка", — сказал Мевлют Чавушоглу.

Предположения о том, что фон дер Ляйен усадили на диван из-за того, что она — женщина, он отверг.

Сбой в протоколе

Вина вряд ли лежит на турецкой стороне, полагает Тогрул Исмаил, заведующий кафедрой международных отношений и политологии Университета имени Кахраманмараша Сютчуйама.

Из заявления турецкого МИД ясно, что ошибку сделали европейцы, указывает эксперт. "Турция — государство с опытом и давней историей дипломатического протокола. Кто где сидит и когда говорит, решают протокольные службы обеих сторон до встречи. И это касается не только такого высокого уровня, но и переговоров правительственных комитетов", — подчеркивает он.

Заметить, что стульев всего два действительно можно было до того, как участники встречи вошли в зал.

"Европейская служба протокола обязана была объяснить Урсуле фон дер Ляйен, где она будет сидеть. Все это обговаривают заранее", — поясняет Исмаил. По его мнению, европейцы не договорились между собой, кто из представителей блока занимает более высокую позицию. "Не нужно все сваливать на Турцию", — добавляет он.

По его мнению, Анкара не видит в фон дер Ляйен женщину или мужчину: "В первую очередь она — политик, который представляет иностранное государство, и связывать эту ситуацию с гендерными факторами нельзя".

То, как представители ЕС отнеслись к деталям, действительно вызывает вопросы, говорит Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ.

"Внешнюю политику Евросоюза регулируют Совет и Комиссия ЕС совместно, — объясняет она. — Однако именно совет отражает позиции государств-членов. Есть некоторая вероятность, что эта диспозиция повлияла на подход турецкой стороны к организации встречи. Хотя формально это некорректно. Турция проявила непонимание характера деятельности институтов ЕС и статуса их глав".

Впрочем, турецко-европейский диалог и раньше омрачали нарушения дипломатического этикета. "Бывало, представители Турции вели себя чересчур эмоционально, гремели стульями или даже покидали заседание. Однако страну все же рассматривали как близкого партнера ЕС и НАТО, поэтому казусы списывали на темперамент и очень редко осуждали за недипломатическое поведение, — говорит она. — Но в этот раз к принимающей стороне возникло много вопросов, ведь это значимая встреча для урегулирования вопросов в Средиземном море, поэтому нюансы важны".

Евросоюз грозил Анкаре санкциями из-за действий у берегов Кипра, который требует от Турции прекратить сейсморазведку в исключительной экономической зоне острова, так как это противоречит международному праву. Анкара настаивает, что работы легальны: добро на них дала Турецкая Республика Северного Кипра. Отношения между двумя кипрскими республиками не урегулированы, и возникают противоречия.

Еще один повод для накала отношений — недавний выход Турции из Стамбульской конвенции по защите женщин. Ее приняли десять лет назад, и она стала первым европейским документом, призванным бороться с домашним насилием. Из 40 стран-участниц Турция первой ратифицировала соглашение, однако теперь углядела в нем чуть ли не пропаганду гомосексуализма. Решение турок возмутило европейцев и американцев.

"Вряд ли в Турции сознательно унизили главу комиссии, — сомневается Еремина. — Но этот факт сейчас используют против Турции. Критика нарастает. Без стула осталась женщина, и это повод для обвинения в мужском шовинизме, тем более на фоне выхода из Стамбульской конвенции".

Определить, кто больше виноват, сложно. Однако в нынешних условиях инцидент превратился в повод для негативных интерпретаций. Но договариваться с "диктатором, нарушающим этикет" Евросоюзу, как ни крути, придется.

221

"Дублер" Босфора: чем опасен "сумасшедший проект" Эрдогана

512
(обновлено 16:29 09.04.2021)
Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор.

Проект строительства канала "Стамбул" вызывает серьезные нарекания. Экологи опасаются обмеления Черного моря, а политологи – геополитического кризиса в регионе и разрыва действующих международных договоренностей. Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Никиты Чикунова для Sputnik.

Нужный-ненужный канал

Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала "Стамбул" в ближайшее время. Такое заявление в минувшую среду, 7 апреля, сделал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Впервые об этом проекте глава республики заговорил в 2011 году, назвав его "сумасшедшим". Канал будет представлять собой искусственный судоходный маршрут, соединяющий Черное и Мраморное моря. Фактически он станет "дублером" пролива Босфор – одной из главных транспортных артерий Европы.

Канал построят вдалеке от центра Стамбула. По этой причине им, уверены власти республики, будут пользоваться суда повышенной грузоподъемности (до 300 тысяч тонн), перевозящие опасные грузы - нефть, сжиженный природный газ и химикаты.

Сейчас транспорт, перевозящий такие грузы, вынужден проходить сквозь исторические и густонаселенные районы города, расположенные по берегам Босфора. Для него, кстати, действуют строгие ограничения: в проливе может находится только одно судно с опасным грузом, его обязательно должны сопровождать буксиры, а сам проход возможен только днем. В результате, ожидая свою очередь, танкеры могут простаивать от 14 до 35 часов, что приводит к финансовым убыткам компаний.

Канал "Стамбул" призван не только увести опасные грузы из центра города, но и в целом разгрузить Босфор, через который ежегодно проходят в среднем 43 тысячи судов (примерно в два раза меньше судов проходит через Суэцкий канал – Sputnik). В то же время расчетная пропускная способность пролива составляет всего 25 тысяч единиц.

Преимущество искусственного транспортного коридора будет заключаться в отсутствии крутых поворотов. Самый резкий поворот Босфора составляет 90 градусов. Учитывая сильные течения и плотное движение в проливе, это серьезно повышает риск аварий, уточняется на сайте проекта.

Несмотря на такую аргументацию, проект канала, приблизительная стоимость которого оценивается в $10-25 миллиардов, сталкивается с острой критикой со стороны турецких ученых, экологов и политиков, которые говорят о негативных экологических последствиях его реализации.

Два моря под угрозой

По мнению океанографа, профессора Университета Хаджеттепе в Анкаре Джемаля Сайдама, строительство канала повлечет за собой необратимые последствия для экосистем Черного и Мраморного морей.

Дело в том, что уровень Черного моря превышает уровень Мраморного – приблизительно на 30-50 сантиметров. Два разнонаправленных течения, действующие в проливе Босфор, не позволяют Черному морю обмелеть, поскольку питают его водами "соседа".

© Sputnik
Турция построит дублер Босфора

Постройка канала, по которому вода будет течь только в направлении Мраморного моря, приведет к постепенному обмелению Черного – это может уменьшить популяцию рыб и спровоцировать засухи.

Нарушение водообменного баланса, уверен специалист, затронет все прибрежные страны, в том числе Россию, Грузию, Абхазию и Украину.

"Уровень Черного моря понизится точно, но из-за размеров канала отток воды не будет критический. Я думаю, этот процесс будет заметен на низменных берегах Северного Причерноморья: Одесса, Херсон и так далее", - говорит заведующий отделом океанографии Морского гидрофизического института РАН Владимир Белокопытов.

Иным образом пострадает Мраморное море, отличающееся от Черного повышенной соленостью и меньшим биоразнообразием, добавляет исследователь. Поступление больших объемов черноморской воды резко увеличит в Мраморном море количество живых организмов, поглощающих кислород. В результате оно начнет "умирать", распространяя в Стамбуле и его окрестностях запах сероводорода.

Геополитическая игра

Помимо экологической составляющей, планы Турции по строительству канала следует рассматривать и в военно-политическом аспекте. Статус проливов Босфор и Дарданеллы (соединяет Мраморное море с Эгейским - Sputnik) определяет принятая в 1936 году конвенция Монтрё.

Согласно этому документу, торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы с уплатой небольших и строго ограниченных сборов. Суда платят за маяки, спасательные работы, медицинское обслуживание, услуги буксиров и лоцманскую проводку.

Конвенция также ограничивает срок пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских государств, а также их класс и тоннаж.

Строительство альтернативному Босфору канала поднимает вопрос о том, попадает ли он под действие конвенции. Президент Турции заявлял, что проект выходит за рамки международного договора и поэтому будет находиться под полным контролем республики.

Существенного влияния на обстановку в Черноморском регионе это не окажет, уверен заведующий кафедрой морского права Юридического института Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

"Понятие "черноморские проливы" охватывает пролив Босфор и пролив Дарданеллы. Это комплексное понятие, которое регулируется конвенцией. Самим фактом входа в Дарданеллы судно уже подчиняется положениям этого документа. Поэтому все разговоры о "подрыве" положений конвенции Монтрё – полная глупость", — объясняет он.

Определенные риски могут возникнуть, если Турция построит второй канал, дублирующий Дарданеллы. В таком случае военные корабли иностранных государств, в том числе НАТО, смогут беспрепятственно заходить в Черное море, добавляет эксперт.

"Можно допустить, что Турция построит еще один канал, чтобы корабли смогли попасть из Средиземного моря в Черное, минуя проливы. Но это очень маловероятно. Потому что в таком случае незамедлительно последует реакция мирового сообщества. Нарушить международный договор туркам никто не позволит", – уверяет Василий Гуцуляк.

Сомнительные выгоды

Неясным остается и то, как турецкие власти будут окупать дорогостоящий проект и стимулировать судовладельцев и фрахтователей направлять суда в платный канал вместо почти бесплатного Босфора.

В правительстве страны таким стимулом называют отсутствие очередей. Там напоминают, что в 2019 году на подходе к Босфору со стороны Черного моря из-за ухудшения погодных условий и строгих ограничений по проходу образовались самые длинные с 2014 года очереди танкеров с российской и казахстанской нефтью.

Даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств владельцы крупных судов все равно несут убытки. "Ежедневные потери фрахтователей танкеров длиной более 200 метров из-за ожидания составляют в среднем $120 тысяч", – говорил турецкий министр окружающей среды и урбанизации Мурат Курум.

Канал "Стамбул" решит эти проблемы, если сможет обеспечить быструю проходку супертанкеров, говорит Василий Гуцуляк.

"Сопоставлять Босфор и канал нельзя. Пролив широкий – там суда на встречных курсах могут разойтись, канал таким не сделать даже с технической точки зрения. Но если он не будет двухсторонним, то очередей не избежать. Второй момент – глубина. Через Босфор проходят супертанкеры. Мы несколько раз проходили на супертанкере "Крым" (длина – 295 метров, водоизмещение – 180 тысяч тонн, – Sputnik). Его осадка была свыше 15 метров, у современных танкеров она больше. Смогут ли такие суда проходить по каналу? Это, кстати, основной интерес России и Казахстана, которые возят нефть через Босфор. Третий момент – скорость. В проливе она не должна превышать 10 узлов, в каналах обычно скорость еще меньше. Предполагаю, по времени прохождения "Стамбул" будет проигрывать Босфору (среднее время его прохождения 1,5-2 часа – Sputnik)", – говорит эксперт.

Сам канал, добавляет он, будет платным. Судам придется заплатить базовую ставку за прохождение и выплатить все сборы, актуальные при проходке Босфора.

"Ставка прохождения довольно значительная. Для Суэцкого канала, например, она может достигать нескольких сотен тысяч долларов в зависимости от тоннажа судна. Поэтому "Стамбул" станет хорошим источником пополнения бюджета Турции", – объясняет Василий Гуцуляк.

По его словам, в конечном итоге привлекательность канала будет напрямую зависеть от размера ставки и отсутствия ограничений для крупногабаритных судов. С такой точкой зрения соглашается участник рынка международных морских грузоперевозок, пожелавший остаться анонимным.

"Пока большие суда, чтобы не тратить время на ожидание, вынуждены переваливать груз на более мелкие и так идти через Босфор. Если "Стамбул" позволит исключить этот момент – он будет интересен. Но, я думаю, Босфор останется ключевым коридором", – указывает собеседник Sputnik.

Сейчас, указывает директор по филиалам группы транспортных компаний "Русмарин" Владислав Фишкин, говорить о перспективах "Стамбула" преждевременно.

"Если говорить о перспективах альтернативного пути, то наличие любой альтернативы увеличивает возможности и снижает риски. Но пока, как мы понимаем, турецкий проект остается проектом. Поэтому давать конкретные прогнозы рано", – подчеркивает он.

Все опрошенные Sputnik специалисты сходятся в одном – выгоды амбициозного проекта, разрекламированного руководством Турции, пока слишком туманны. Вне зависимости от судьбы канала Босфор оставит за собой статус главного транспортного коридора для морских грузоперевозок в регионе.

512

Выборы в местные органы: как проходило волеизъявление в Абхазии

0
(обновлено 22:16 11.04.2021)
Выборы в органы местного самоуправления прошли в Абхазии в воскресенье 11 апреля. Граждане республики могли проголосовать в 161 избирательном округе, на 198 избирательных участках.

Это уже седьмые выборы местного самоуправления в современной истории Абхазии. Первые выборы депутатов Собраний состоялись 14 марта 1998 года. В дальнейшем выборы проходили каждые три года в 2001, 2004, 2007, затем срок действия полномочий депутатов был продлен на четыре года, в соответствии с этим выборы проходили в 2011 и 2016 годах.

Выборы 2016 года были проведены без участия Галского района, из-за того, что в 2014 году подавляющее большинство населения района лишилось абхазского гражданства. В настоящее время правом голоса в районе обладают менее 900 человек, но тем не менее было решено, что выборам местного самоуправления быть. При этом стоит отметить, что с учетом малого количества избирателей, руководство и бывший состав Собрания района сократили количество депутатов до 11 человек, как это позволяет Конституция. Было создано шесть округов в селах и пять в городе.

Всего в Абхазии более 125 тысяч избирателей, 161 избирательный округ и 198 избирательных участков. Больше всего голосующих в столице республики – около 40 тысяч человек. В августе 2020 года местные депутаты решили, что сравнительное количество избирателей в округах сильно разнится, и в связи с этим они сократили число округов с 26 до 19. Также это было вызвано тем, что депутатов в Собрании должно быть нечетное количество.

0
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В Абхазии состоялось голосование в местные органы власти.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Всего в республике более 125 тысяч избирателей, обладающих правом голоса.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Некоторые приходили исполнить свой гражданский долг вместе с детьми.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    А эта собака зашла на избирательный участок, видимо, чтобы погреться.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Столичные избирательные участки оборудовали видеокамерами.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Временно исполняющий обязанности премьер-министра Владимир Делба сделал свой выбор. Также на выборах сегодня проголосовали президент Абхазии и спикер Парламента.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Люди могли голосовать на 198 избирательных участках, открытых по всей республике.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Больше всего голосующих в столице республики – около 40 тысяч человек, но именно в Сухуме выборы по явке не состоялись в четырех округах.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Члены избирательной комиссии соблюдалит меры предосторожности, чтобы избежать заражения коронавирусом.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Если в округе не победил ни один кандидат или же выборы будут признаны несостоявшимися, назначаются повторные выборы.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Повторные выборы проводятся не позднее чем через два месяца.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В 20:00 все избирательные участки в стране закрылись – начался процесс подсчета голосов. Предварительные итоги голосования объявят в понедельник 12 апреля.