Чем Россия ответила на учения НАТО в Черном море

2775
(обновлено 20:04 23.03.2021)
Свою оценку стартовавшим 20 марта учениям НАТО в Черном море дает военный обозреватель Александр Хроленко.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Военно-морские учения НАТО Sea Shield 2021 под руководством Румынии нацелены на разрешение несуществующих региональных кризисов, и создают условия для реальной дестабилизации Черноморского региона.

У берегов Румынии 20 марта стартовали военно-морские маневры Sea Shield 2021 с участием 2400 военнослужащих, 18 боевых кораблей и судов обеспечения, 10 самолетов – из Болгарии, Испании, Нидерландов, Польши, Румынии, США, Турции. При этом в Бухаресте акцентировали: "Учения включают все этапы военно-морской операции НАТО в ответ на геополитический кризис в регионе, их роль – продемонстрировать постоянную готовность армии Румынии укреплять морскую позицию альянса в меняющейся среде безопасности".

Главной целью международных учений заявлена отработка взаимодействия и сотрудничества между ВМС, ВВС, сухопутными войсками, МВД Румынии, и другими военно-морскими силами НАТО.

Очевидно, заявленный в легенде маневров "кризис" ожидается по соседству, и более других подходит для искусственного его формирования сопредельная Республика Молдова (с Приднестровьем). Ввод иностранных вооруженных формирований в нейтральную страну для "контртеррористической операции" технологически несложен, и подкреплен соответствующими договоренностями Бухареста и Кишинева. Ранее молдавский президент Майя Санду сделала серию заявлений о необходимости вывода российских миротворцев из Приднестровья.

При большом желании НАТО и партнеров, второй "горячей точкой" в Черноморском регионе может стать Украина (с отколовшимся Донбассом). Эта страна, как "партнер с расширенными возможностями" альянса, планирует в 2021 году провести вблизи российского Крыма восемь военных учений с участием 11 тысяч иностранных военнослужащих – американцев, поляков, румын, англичан.

На военно-политический кризис с участием НАТО способна претендовать также Грузия, но после августа 2008 года – это наименее вероятная локация и самый уязвимый сценарий развития конфликта в Черноморском регионе.

Горячий прием

Совместные мероприятия морских, воздушных и сухопутных сил НАТО в формате Sea Shield 2021 завершатся 29 марта. Очередное немотивированное появление вблизи Крыма многочисленной эскадры США и НАТО вызвало закономерную жесткую реакцию России: Черноморский флот круглосуточно контролирует действия кораблей альянса, скрытно решают задачи в море шесть подводных лодок "Варшавянка", более 50 самолетов морской и оперативно-тактической авиации (Су-27СМ, Су-30СМ, Су-24М, Су-34) выполняют ракетные пуски и бомбометание по надводным целям на предельно малых высотах. Летчики двух объединений (воздушных армий Южного военного округа и ЧФ) сопровождают корабельные ударные группы и решают задачи в составе разведывательных ударных комплексов при обеспечении безопасности в акватории Черного моря.

Противолодочные корабли ЧФ вышли в море для тактических учений с разнородными силами. Одновременно соединение морской пехоты ЧФ отрабатывает оборону побережья. На полигоне Опук в Крыму проходит тактическое учение с зенитным ракетным полком Новороссийского гвардейского десантно-штурмового горного соединения. Эта батальная картина отражает безусловное – количественное и качественное, оперативное и технологическое – превосходство над вероятным противником.

Под прицелами кораблей и субмарин, береговых ракетных комплексов и самолетов ЧФ крейсер ВМС США Monterey и 2-я постоянная военно-морская группа НАТО (Standing NATO Maritime Group) в составе двух испанских ракетных фрегатов, румынского, болгарского и турецкого кораблей.

Щит и меч

Посмотрим, с какими инструментами и намерениями пришли в зону гипотетического кризиса натовские корабли. Американский эсминец Thomas Hudner, к примеру, несет на борту до 96 крылатых ракет Tomahawk дальностью до 2500 км (от порта Констанца до Москвы – около 1500 км). Заметим, "Томагавки" могут оснащаться ядерными боеголовками мощностью до 200 килотонн.

Многофункциональный крейсер Monterey (типа Ticonderoga) ВМС США имеет 122 шахты для размещения "Томагавков", противокорабельных, противолодочных, зенитных ракет – в различных сочетаниях, не считая 36 противолодочных торпед Mк46. Monterey способен наносить ракетные удары самостоятельно, быть флагманом группы кораблей (что мы и наблюдаем на учениях Sea Shield 2021), или обеспечить коллективную ПВО.

Специализация ракетных кораблей такова, что в условиях "кризисного урегулирования" они могут за пару недель привести в упадок целые страны и обречь на лишения миллионы людей. Ирак – операция "Лиса пустыни" в декабре 1998 года – 415 ракет "Томагавк". Ливия – операция "Начало Одиссеи" в марте 2011 года – 110 "Томагавков". Всего около полутора сотен крылатых ракет ударили по Афганистану в августе 1998-го и в октябре 2001-го. Сирия только 7 апреля 2017 года получила 59 "Томагавков". Разумеется, это не полный список "добродетельных" геополитических коррекций Пентагона.

По данным иностранных СМИ, только в Ираке и Афганистане с 2001 года "кризисные" операции унесли более 500 тысяч человеческих жизней. Миллионы людей стали беженцами. Неужели кто-то мечтает повторить подобное в странах Восточной Европы? И парадокс состоит в том, что, по сути, мирное население Причерноморских стран надежно защищает от безответственных "операций" Пентагона и НАТО только военная мощь РФ, которую рискованно проверять на прочность.

2775

"Наказать Москву": что будет после отключения России от SWIFT

245
(обновлено 08:35 13.04.2021)
Отключить Россию от SWIFT — глобальной системы межбанковской связи — угрожают уже не только в США, но и в Европе.

СУХУМ, 13 апр - Sputnik. На этот раз к жестким скоординированным мерам призвали в Европарламенте. Чем это грозит и готова ли отечественная финансовая система к такому сценарию, читайте в материале Натальи Дембинской для РИА Новости.

Опять за старое

К международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей SWIFT подключено более 11 тысяч организаций в двух сотнях стран. Россия — в тройке крупнейших эксплуатантов SWIFT, а отключением от нее угрожают с 2014 года. Поводы разные — и Крым, и Донбасс, и дело Скрипалей, и ситуация с блогером Алексеем Навальным. Едва вступив в должность президента США, отрезать Россию от SWIFT пообещал Джо Байден.

В декабре в Reuters со ссылкой на источники, знакомые с планами команды президента, сообщили о намерении Байдена "наказать" Москву за предполагаемую причастность к хакерской атаке на госучреждения США. Это должно привести к "серьезным экономическим, финансовым или технологическим потерям России". Один из вариантов — отключение от SWIFT, заявил Джеймс Эндрю Льюис, эксперт в области кибербезопасности из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

В апреле обострилась ситуация на востоке Украины — новый предлог. Тему подхватили в Европе. Как выразился глава ведущей фракции Европарламента — Европейской народной партии — Манфред Вебер, Москва "продолжает курс опасных провокаций".

По его мнению, "усиливая военное присутствие" у границы с Украиной, Москва испытывает терпение Запада. А потому США и ЕС должны дать скоординированный ответ. Как подчеркнул парламентарий, при эскалации ситуации "время дозированных санкций минует". В качестве мер, которые "должны стать реальными вариантами", Вебер предложил "масштабное замораживание счетов олигархов" и, опять же, — отключение от SWIFT.

Будут проблемы

С одной стороны, в России есть собственная Система передачи финансовых сообщений (СПФС), запущенная в 2014-м. К ней подключены все российские банки и около десятка зарубежных из стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). После отключения SWIFT банки перейдут на российский аналог. Однако для международных платежей СПФС — пока не совсем полноценная замена, поэтому удар будет серьезным.

Эксперты указывают, что объемы экспортных и импортных операций России в долларах и евро существенные, а по многим группам продуктов найти альтернативу невозможно.

"Отключение SWIFT парализует транзакции российских банков, —предупреждает Арарат Мкртчян, — главный стратег индексной компании "Бета Финансовые Технологии". — Больше всего пострадают крупные экспортеры. Им придется работать исключительно с иностранными банками для обслуживания своей операционной деятельности. Возникнет много посредников, обходящих ограничения. Особенно от этого выиграют финансовые институты стран ЕАЭС".

Все решаемо

Однако катастрофы не произойдет в любом случае.

"Само по себе отключение от SWIFT российских банков означает лишь удорожание и замедление финансовых транзакций между контрагентами. Очевидно, традиционные цепочки нарушатся, понадобится некоторое время для их восстановления. Но за неделю или две это вполне можно сделать", — указывает Олег Богданов, ведущий аналитик QBF.

Другое дело, добавляет эксперт, если последует заморозка долларовых средств российских резидентов. Тогда возможна паническая реакция на рынках. Чтобы все успокоилось, потребуется квартал или два, но в итоге финансовые связи все равно восстановят.
Неизбежны резкие валютные колебания. Однако после короткого периода турбулентности курс рубля вернется к норме.

Себе дороже

И все же обратная сторона отключения России от SWIFT наводит на мысль о том, что дальше угроз дело не пойдет. Во-первых, SWIFT — частная компания, зарабатывающая на российских банках. Причем систему те используют не только для международных транзакций, но и для внутренних межбанковских переводов. Чтобы SWIFT отключила кого-то, необходимо решение ЕС или санкции США против самой SWIFT. Но в этом случае не у дел останутся торговые партнеры России — европейский и американский бизнес.

"Данное обстоятельство может считаться форс-мажором, который не позволит российским компаниям и государству платить по имеющимся обязательствам. Внешний долг страны — около 450 миллиардов долларов. Соответственно, возникнут финансовые проблемы у кредиторов. Кроме того, затруднятся операции с основными торговыми партнерами, а крупнейший из них — Евросоюз. Призывы в Европарламенте — это не более чем базарный популизм", — полагает Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер".

Несладко придется и США. Во-первых, у Вашингтона лишь гипотетическое влияние на SWIFT, штаб-квартира которой находится в Бельгии. Во-вторых, Россия может ответить жесткими санкциями против американских банков и политиков.

245

Союзничество с Украиной: как Турция укрепляется в странах бывшего СССР

168
(обновлено 08:30 13.04.2021)
Наращивание турецко-украинской кооперации способно существенным образом повлиять на ситуацию в Черноморском регионе.

Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России, главный редактор журнала "Международная аналитика" – для Sputnik

Впрочем, значение этого фактора выходит за географические рамки бассейна Черного моря.

Динамично развивающиеся отношения Анкары и Киева актуализируют такие вопросы, как энергичное проникновение Турции на пространство бывшего Советского Союза, ее готовность выступать в роли военно-политического патрона ряда постсоветских государств, а также возможность для некоторых стран без натовской "прописки" укрепить свои отношения с Альянсом без формального членства в нем.

Визиты и политические символы

В последние годы наблюдается значительная активизация двусторонних контактов представителей Киева и Анкары на высшем уровне. Впервые глава украинского государства побывал в Турецкой республике в августе 2019 года. Это случилось всего через четыре месяца после победы Зеленского на президентских выборах. В начале февраля 2020 года пришла очередь Киева принимать высокого гостя из Анкары. Через восемь месяцев состоялся новый рабочий визит Зеленского в Турцию. Между этими двумя событиями, 27 августа 2020 года президент Реджеп Тайип Эрдоган провел переговоры с вице-премьером украинского правительства Олегом Урупским. 10 апреля 2021 г. Турцию посетил президент Украины.

Как видим, интенсивность двусторонних контактов весьма высока. Но намного более важен контекст вокруг этих дипломатических событий. 

Следует обратить внимание, что приезд Эрдогана в Киев 3 февраля 2020 года был не только приурочен к двадцать восьмой годовщине установления дипотношений между Турецкой республикой и постсоветской Украиной. Он состоялся на фоне резкой военной эскалации в Сирии. И если во время первой встречи с Зеленским на турецкой земле Эрдоган всячески дистанцировался от критики в адрес Москвы, то в Киеве он дал волю эмоциям. России досталось за то, что она целенаправленно закрывала глаза на действия "сирийского режима". На этом фоне Киев и Анкара достигли договоренностей об активизации сотрудничества в военно-технической сфере.

Вояж Зеленского к турецким берегам в октябре прошлого года проходил на фоне второй карабахской войны. В этом событии роль Анкары уже не сводилась к дежурно-символическим фразам о поддержке территориально целостности Азербайджана, ее главного союзника среди постсоветских стран. Была сделана заявка на новую роль в Кавказском регионе. И стало ясно, что, утвердившись на Каспии, Турция станет вести себя более активно как на среднеазиатском, так и черноморском направлении.

Под орудийный аккомпанемент карабахского противостояния Киев и Анкара подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в укреплении оборонительных систем. Следствием этого стало соглашение Министерства обороны Украины с рядом турецких компаний по производству беспилотников и корветов, подписанное в декабре 2020 года. 

И, наконец, апрель 2021 года. Визит Зеленского в Турцию произошел на фоне стремительного всплеска интереса к ситуации в Донбассе. На юго-востоке Украины имеет место «разморозка» конфликта. И дело здесь не только в участившихся военных инцидентах, фиксируемых представителями ОБСЕ, журналистами и экспертами. Налицо стагнация мирного процесса, попытки изменить имеющийся формат путем либо кооптации в "нормандскую четверку" США, либо переноса переговоров из Минска в какую-то якобы "нейтральную" столицу. Хотя до настоящего времени белорусское руководство, имея тесные связи с Россией, воздерживалось от однозначной позиции по ситуации вокруг Донбасса.

Зеленский и Эрдоган продемонстрировали немало признаков взаимной поддержки и солидарности. Впрочем, в таких историях всегда есть нюансы, на которые стоит обращать внимание. Какие же системные основания имеются для активизации украино-турецких отношений? И можно ли позиции Анкары и Киева полностью отождествлять?

Основы для двустороннего партнерства

Начнем с того, что для Украины президент Эрдоган и турецкий истеблишмент - благодарная аудитория. В особенности тогда, когда речь идет об утрате суверенитета Киева над Крымом. Крымскотатарская община – важный внутренний фактор для Турции. По разным оценкам, в стране проживает порядка 4-5 миллионов потомков крымских татар. По словам российского тюрколога Павла Шлыкова, "в Турции существуют силы, готовые эксплуатировать романтические настроения части турецкой элиты, мечтающей об усилении экспансии на Кавказе, в Крыму, Поволжье, Центральной Азии и рассматривающие Россию не как партнера, а как геополитического противника".

Как следствие, четкая артикуляция позиции Анкары по крымскому вопросу. Всякий раз представители турецкого истеблишмента подчеркивают, что не признают российской юрисдикции над полуостровом.  Более того, турецкая элита, осознавая всю сложность в отношениях Москвы и Киева, использует украинские каналы для трансляции недовольства политикой России. 

Кроме того, для Зеленского важны контакты с константинопольским патриархом Варфоломеем, чье влияние он пытается использовать для укрепления тренда по «национализации» православной церкви в своей стране.

Мы видим готовность Украины демонстрировать свои особые отношения с Азербайджаном, а также неприятие политики признания геноцида армян в Османской империи.

Между тем, для Турции Украина - это не просто канал для выброса имеющегося недовольства и эмоций в контексте очень неоднозначного «соревновательного сотрудничества» с Москвой. В конце концов, каналы коммуникации по линии президентов и глав МИД РФ и Турецкой Республики налажены и неплохо работают. К слову сказать, перед апрельским вояжем Зеленского по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор Реджепа Эрдогана и Владимира Путина. Анкара пытается вести свою линию так, чтобы, с одной стороны, не войти в открытый клинч с США и НАТО, сохраняя членство в Североатлантическом альянсе, но с другой - показать всем свою внешнеполитическую "самость".

Крымский вопрос или активизация на постсоветском пространстве - это, в первую очередь, инициатива турецкой стороны. Но в то же время это и возможность продемонстрировать свою солидарность с Вашингтоном и Брюсселем. Как следствие, заявление Эрдогана помочь в продвижении североатлантических чаяний Киева. Надежд на прием Украины в Альянс немного, но декларации поддержки ее территориальной целостности, а также пронатовского выбора будут позитивно встречены американскими и европейскими союзниками. 

И здесь хотелось бы обратить внимание на один сюжет первостепенной важности. Вокруг Украины и Грузии не стихают споры: станут ли эти две страны в скором времени членами НАТО? Но данный вопрос при всей его важности, вторичен.

История знает массу случаев, когда без формального членства в Альянсе та или иная страна становилась привилегированным партнером, как США, так и отдельных союзников Вашингтона. Разве не так было с Израилем, Южной Кореей, Японией, Испанией времен франкистской диктатуры?  Но не будем далеко забегать. Разве отсутствие членства в НАТО помешало Азербайджану стать стратегическим партнером Турции, страны, имеющей в Альянсе вторую по численности армию? 

Киев - не Баку 

Значит, между Украиной и Турцией нет проблем, а их союз в скором времени превратится в нечто похожее на азербайдажно-турецкую модель? Не стоит спешить с выводами. И прежде всего, потому, что Баку в отличие от Киева выстраивает свою политику, дистанцируясь от любых интеграционных проектов. Украина же четко артикулирует такие стратегические цели, как вступление в НАТО и в ЕС. И значит, она более зависима в том, что определяется, как двусторонний формат.

Пока отношения в треугольнике Вашингтон – Брюссель - Анкара хороши, нет проблем. Но как только Штаты почувствуют ревность в отношении к своему евразийскому партеру, ситуация может измениться. И Киеву придется выбирать. В Баку могут не так внимательно прислушиваться к "советам постороннего" по поводу демократии и реформ. Но не в Киеве. У Украины нет той независимости в процессе принятия решения от коллективного Запада, что имеется у Азербайджана.

И здесь самое время упомянуть такой сюжет украино-турецкой повестки, как выдачу Анкаре оппозиционеров, связанных с известным религиозным и общественным деятелем Фетуллахом Гюленом. В январе 2021 года из Украины депортировали двух турецких учителей - Самета Гюра и Салиха Фидана. На родине им тут же выдвинули обвинение. Но такая кооперация, как правило, вызывает, резкий протест правозащитников и различных международных организаций (например, "Freedom House"). И хотя Штаты традиционно балансируют между "реальной политикой" и ценностным подходом, Украину тамошнее общественное мнение воспринимает не как страну арабского Востока со своей "спецификой", а как европейское государство, стремящееся к "высоким стандартам демократии".  И то, что прощается странам Залива, Киеву могут не разрешить. 

Но помимо фактора США имеются и другие ограничители. В последние годы Эрдоган бросал вызовы многим. В этом списке и Москва, и Вашингтон, и Пекин, и Дели. Однако, продвигая свой образ как главного возмутителя спокойствия, тот же турецкий президент не единожды демонстрировал умения по рационализации конфронтации. И неслучайно в ходе визита своего украинского визави он отсылал его к необходимости реализации Минских соглашений. Притом, что в Киеве уже не скрывая говорят о том, что они устарели и не являются релевантными сегодняшней повестке дня.

В то же время поставки в украинскую армию беспилотников "Байрактар", хорошо зарекомендовавших себя в ходе военных действий в Карабахе, могут на практике противоречить дипломатически выверенным речам. Ведь Анкара вряд ли сможет гарантировать, что Киев не захочет с их помощью повторить прошлогодний карабахский опыт в Донбассе. 

168

Ахра Авидзба останется под стражей до 5 мая

19
(обновлено 11:37 14.04.2021)
2 апреля Сухумский городской суд принял решение о продлении содержания под стражей Ахры Авидзба на месяц до 5 мая.

СУХУМ, 14 апр – Sputnik, Асмат Цвижба. Кассационная коллегия Верховного суда Абхазии не удовлетворила ходатайство стороны защиты на обжалование постановления Сухумского горсуда о продлении срока задержания под стражей Ахры Авидзба до 5 мая, сообщает корреспондент с места события.

4 марта помощник президента по международным связям Ахра Авидзба был задержан. В доме, в котором проживает Авидзба, сотрудниками СГБ и МВД были изъяты оружие и боеприпасы к нему.

Возбужденно уголовное дело по факту незаконного приобретения, хранения, перевозки и ношения огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенных группой лиц по предварительному сговору.
Сухумский городской суд 7 марта избрал в качестве меры пресечения для Ахры Авидзба и четверых его охранников - Талеха Гасанова, Аслана Гуатижева, Андрея Локтионова и Станислава Культы заключение под стражу сроком на один месяц, до 5 апреля.

1 апреля Сухумский городской суд продлил срок содержания под стражей Станислава Культы, Андрея Локтионова и Аслана Гуатижева на один месяц, до 4 мая 2021 года. Ходатайство Генпрокуратуры о продлении срока содержания в отношении другого фигуранта дела Талеха Гасанова удовлетворено не было.

2 апреля Сухумский городской суд принял повторное решение о продлении содержания под стражей Ахры Авидзба на месяц до 5 мая.

19
Темы:
Задержание Ахры Авидзба