Союзничество с Украиной: как Турция укрепляется в странах бывшего СССР

227
(обновлено 08:30 13.04.2021)
Наращивание турецко-украинской кооперации способно существенным образом повлиять на ситуацию в Черноморском регионе.

Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России, главный редактор журнала "Международная аналитика" – для Sputnik

Впрочем, значение этого фактора выходит за географические рамки бассейна Черного моря.

Динамично развивающиеся отношения Анкары и Киева актуализируют такие вопросы, как энергичное проникновение Турции на пространство бывшего Советского Союза, ее готовность выступать в роли военно-политического патрона ряда постсоветских государств, а также возможность для некоторых стран без натовской "прописки" укрепить свои отношения с Альянсом без формального членства в нем.

Визиты и политические символы

В последние годы наблюдается значительная активизация двусторонних контактов представителей Киева и Анкары на высшем уровне. Впервые глава украинского государства побывал в Турецкой республике в августе 2019 года. Это случилось всего через четыре месяца после победы Зеленского на президентских выборах. В начале февраля 2020 года пришла очередь Киева принимать высокого гостя из Анкары. Через восемь месяцев состоялся новый рабочий визит Зеленского в Турцию. Между этими двумя событиями, 27 августа 2020 года президент Реджеп Тайип Эрдоган провел переговоры с вице-премьером украинского правительства Олегом Урупским. 10 апреля 2021 г. Турцию посетил президент Украины.

Как видим, интенсивность двусторонних контактов весьма высока. Но намного более важен контекст вокруг этих дипломатических событий. 

Следует обратить внимание, что приезд Эрдогана в Киев 3 февраля 2020 года был не только приурочен к двадцать восьмой годовщине установления дипотношений между Турецкой республикой и постсоветской Украиной. Он состоялся на фоне резкой военной эскалации в Сирии. И если во время первой встречи с Зеленским на турецкой земле Эрдоган всячески дистанцировался от критики в адрес Москвы, то в Киеве он дал волю эмоциям. России досталось за то, что она целенаправленно закрывала глаза на действия "сирийского режима". На этом фоне Киев и Анкара достигли договоренностей об активизации сотрудничества в военно-технической сфере.

Вояж Зеленского к турецким берегам в октябре прошлого года проходил на фоне второй карабахской войны. В этом событии роль Анкары уже не сводилась к дежурно-символическим фразам о поддержке территориально целостности Азербайджана, ее главного союзника среди постсоветских стран. Была сделана заявка на новую роль в Кавказском регионе. И стало ясно, что, утвердившись на Каспии, Турция станет вести себя более активно как на среднеазиатском, так и черноморском направлении.

Под орудийный аккомпанемент карабахского противостояния Киев и Анкара подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в укреплении оборонительных систем. Следствием этого стало соглашение Министерства обороны Украины с рядом турецких компаний по производству беспилотников и корветов, подписанное в декабре 2020 года. 

И, наконец, апрель 2021 года. Визит Зеленского в Турцию произошел на фоне стремительного всплеска интереса к ситуации в Донбассе. На юго-востоке Украины имеет место «разморозка» конфликта. И дело здесь не только в участившихся военных инцидентах, фиксируемых представителями ОБСЕ, журналистами и экспертами. Налицо стагнация мирного процесса, попытки изменить имеющийся формат путем либо кооптации в "нормандскую четверку" США, либо переноса переговоров из Минска в какую-то якобы "нейтральную" столицу. Хотя до настоящего времени белорусское руководство, имея тесные связи с Россией, воздерживалось от однозначной позиции по ситуации вокруг Донбасса.

Зеленский и Эрдоган продемонстрировали немало признаков взаимной поддержки и солидарности. Впрочем, в таких историях всегда есть нюансы, на которые стоит обращать внимание. Какие же системные основания имеются для активизации украино-турецких отношений? И можно ли позиции Анкары и Киева полностью отождествлять?

Основы для двустороннего партнерства

Начнем с того, что для Украины президент Эрдоган и турецкий истеблишмент - благодарная аудитория. В особенности тогда, когда речь идет об утрате суверенитета Киева над Крымом. Крымскотатарская община – важный внутренний фактор для Турции. По разным оценкам, в стране проживает порядка 4-5 миллионов потомков крымских татар. По словам российского тюрколога Павла Шлыкова, "в Турции существуют силы, готовые эксплуатировать романтические настроения части турецкой элиты, мечтающей об усилении экспансии на Кавказе, в Крыму, Поволжье, Центральной Азии и рассматривающие Россию не как партнера, а как геополитического противника".

Как следствие, четкая артикуляция позиции Анкары по крымскому вопросу. Всякий раз представители турецкого истеблишмента подчеркивают, что не признают российской юрисдикции над полуостровом.  Более того, турецкая элита, осознавая всю сложность в отношениях Москвы и Киева, использует украинские каналы для трансляции недовольства политикой России. 

Кроме того, для Зеленского важны контакты с константинопольским патриархом Варфоломеем, чье влияние он пытается использовать для укрепления тренда по «национализации» православной церкви в своей стране.

Мы видим готовность Украины демонстрировать свои особые отношения с Азербайджаном, а также неприятие политики признания геноцида армян в Османской империи.

Между тем, для Турции Украина - это не просто канал для выброса имеющегося недовольства и эмоций в контексте очень неоднозначного «соревновательного сотрудничества» с Москвой. В конце концов, каналы коммуникации по линии президентов и глав МИД РФ и Турецкой Республики налажены и неплохо работают. К слову сказать, перед апрельским вояжем Зеленского по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор Реджепа Эрдогана и Владимира Путина. Анкара пытается вести свою линию так, чтобы, с одной стороны, не войти в открытый клинч с США и НАТО, сохраняя членство в Североатлантическом альянсе, но с другой - показать всем свою внешнеполитическую "самость".

Крымский вопрос или активизация на постсоветском пространстве - это, в первую очередь, инициатива турецкой стороны. Но в то же время это и возможность продемонстрировать свою солидарность с Вашингтоном и Брюсселем. Как следствие, заявление Эрдогана помочь в продвижении североатлантических чаяний Киева. Надежд на прием Украины в Альянс немного, но декларации поддержки ее территориальной целостности, а также пронатовского выбора будут позитивно встречены американскими и европейскими союзниками. 

И здесь хотелось бы обратить внимание на один сюжет первостепенной важности. Вокруг Украины и Грузии не стихают споры: станут ли эти две страны в скором времени членами НАТО? Но данный вопрос при всей его важности, вторичен.

История знает массу случаев, когда без формального членства в Альянсе та или иная страна становилась привилегированным партнером, как США, так и отдельных союзников Вашингтона. Разве не так было с Израилем, Южной Кореей, Японией, Испанией времен франкистской диктатуры?  Но не будем далеко забегать. Разве отсутствие членства в НАТО помешало Азербайджану стать стратегическим партнером Турции, страны, имеющей в Альянсе вторую по численности армию? 

Киев - не Баку 

Значит, между Украиной и Турцией нет проблем, а их союз в скором времени превратится в нечто похожее на азербайдажно-турецкую модель? Не стоит спешить с выводами. И прежде всего, потому, что Баку в отличие от Киева выстраивает свою политику, дистанцируясь от любых интеграционных проектов. Украина же четко артикулирует такие стратегические цели, как вступление в НАТО и в ЕС. И значит, она более зависима в том, что определяется, как двусторонний формат.

Пока отношения в треугольнике Вашингтон – Брюссель - Анкара хороши, нет проблем. Но как только Штаты почувствуют ревность в отношении к своему евразийскому партеру, ситуация может измениться. И Киеву придется выбирать. В Баку могут не так внимательно прислушиваться к "советам постороннего" по поводу демократии и реформ. Но не в Киеве. У Украины нет той независимости в процессе принятия решения от коллективного Запада, что имеется у Азербайджана.

И здесь самое время упомянуть такой сюжет украино-турецкой повестки, как выдачу Анкаре оппозиционеров, связанных с известным религиозным и общественным деятелем Фетуллахом Гюленом. В январе 2021 года из Украины депортировали двух турецких учителей - Самета Гюра и Салиха Фидана. На родине им тут же выдвинули обвинение. Но такая кооперация, как правило, вызывает, резкий протест правозащитников и различных международных организаций (например, "Freedom House"). И хотя Штаты традиционно балансируют между "реальной политикой" и ценностным подходом, Украину тамошнее общественное мнение воспринимает не как страну арабского Востока со своей "спецификой", а как европейское государство, стремящееся к "высоким стандартам демократии".  И то, что прощается странам Залива, Киеву могут не разрешить. 

Но помимо фактора США имеются и другие ограничители. В последние годы Эрдоган бросал вызовы многим. В этом списке и Москва, и Вашингтон, и Пекин, и Дели. Однако, продвигая свой образ как главного возмутителя спокойствия, тот же турецкий президент не единожды демонстрировал умения по рационализации конфронтации. И неслучайно в ходе визита своего украинского визави он отсылал его к необходимости реализации Минских соглашений. Притом, что в Киеве уже не скрывая говорят о том, что они устарели и не являются релевантными сегодняшней повестке дня.

В то же время поставки в украинскую армию беспилотников "Байрактар", хорошо зарекомендовавших себя в ходе военных действий в Карабахе, могут на практике противоречить дипломатически выверенным речам. Ведь Анкара вряд ли сможет гарантировать, что Киев не захочет с их помощью повторить прошлогодний карабахский опыт в Донбассе. 

227

Беспрецедентный случай: почему генералы пошли против Байдена

94
(обновлено 08:48 14.05.2021)
Действующий президент США Джо Байден, по мнению 124 отставных генералов и адмиралов армии, не готов в полной мере исполнять обязанности руководителя государства.

СУХУМ, 14 мая - Sputnik. "Нельзя закрывать глаза на психическое и физическое состояние главнокомандующего. Он должен обладать способностью принимать четкие решения, касающиеся национальной безопасности, где угодно, днем и ночью". Так заканчивается открытое письмо 124 отставных генералов и адмиралов армии США. Почему военные, вопреки американской традиции, вмешались в политику, читайте в материале Софьи Мельничук для РИА Новости.

Генералы против Байдена

Джо Байден выиграл президентские выборы нечестно, полагают авторы послания. ФБР и Верховный суд проигнорировали нарушения, а нововведения, касающиеся избирательной системы, позволят Демократической партии править вечно. Также в письме упоминается "марксистский стиль тиранического правительства" США. "На кону наш исторический уклад жизни, страна в страшной опасности", — делают вывод военные.

Этот документ появился на сайте Flag Officers 4 America ("Офицеры флага за Америку"). Открылся этот ресурс, судя по всему, совсем недавно: первые новости в соответствующем разделе — от 10 мая, а единственная публикация — собственно письмо. Подписаться под ним можно, кликнув на ссылку и отправив электронный запрос.

Самые известные из авторов — бригадный генерал Дон Болдак, который баллотируется в сенат от штата Нью-Гэмпшир, и вице-адмирал Джон Пойндекстер, экс-советник по нацбезопасности Рональда Рейгана, — в 1990-м он был замешан в скандале с тайными поставками американского оружия в Иран. Большинство из 124 офицеров в отставке уже свыше двадцати лет.

Разрушение традиций

Раньше американские военные никогда не вмешивались в межпартийные разборки и держались в стороне от политики. Принцип гражданского контроля над вооруженными силами был незыблем. Теперь он пошатнулся.

Инициатива принадлежит ветерану войны во Вьетнаме генерал-майору Джо Арбаклу. По его словам, ставки слишком высоки, чтобы молчать. "Ситуация, с которой столкнулась сегодня страна, ужасна, и мы должны подать голос, чтобы исполнить нашу клятву защищать Конституцию США от всех врагов", — указал он.

На самом деле кандидаты в президенты на недавних выборах не пренебрегали помощью отставных военных. Те не только публично поддерживали Байдена или Трампа, но и вступали в ряды их советников. Более того, в последнее время бывшие высокопоставленные офицеры высказывают соображения и по другим политическим вопросам. Так, генерал Стэнли Маккристал запустил кампанию против свободной торговли оружием, а адмирал Уильям Макрейвен в 2019-м со страниц газеты The New York Times обвинил Трампа в "атаке на республику".

Постепенно граница между гражданской и военной сферой размывалась. И вот результат: целая группа генералов выступила против Демократической партии и обвинила власти в "попустительстве подтасовкам на выборах", которые так и не удалось доказать в суде. Причем этот демарш даже не приурочен к какому-либо политическому событию, голосованию по важному вопросу.

Нелюбимый президент

У Джо Байдена никогда не было особо теплых отношений с оборонным ведомством. Тридцать шесть лет в сенате он заседал в юридическом и внешнеполитическом комитетах, общался в основном с дипломатами, а с военными пересекался редко и не вникал в специфику их деятельности.

Байден не раз спорил с Министерством обороны. Так, в 2002-м он противился введению войск в Ирак, настаивая на дипломатическом урегулировании конфликта. В 2007-м, когда стало понятно, что иракская кампания обернулась катастрофой, Байден не поддержал предложение увеличить контингент и настаивал, чтобы страну разделили на курдскую, шиитскую и суннитскую зоны. В армейских кругах это сочли наивным, отмечали военные обозреватели.

На посту вице-президента Байден дискутировал с Минобороны из-за тактики войны в Афганистане, сомневался в необходимости вмешательства в конфликт в Ливии. "Думаю, он был неправ по каждому важному внешнеполитическому вопросу и проблемам нацбезопасности за последние четыре десятилетия", — выразил мнение Пентагона о действующем главе государства бывший руководитель военного ведомства США Роберт Гейтс в мемуарах.

При этом Байден для военных предсказуем. В отличие от Трампа, который поначалу заигрывал с ними, говорил о "моих генералах", а затем обзывал "лузерами, разучившимися побеждать".

Несмотря на противоречия, многие люди в погонах поддержали Байдена на выборах в ноябре, и тот, придя в Белый дом, поспешил их за это отблагодарить. Первым делом он отменил запрет Трампа на воинскую службу трансгендерам и присвоил звания четырехзвездных генералов (выше — только генерал армии, пять звездочек) двум женщинам, снискав одобрение одной пятой — женской — части личного состава вооруженных сил. Но куда важнее то, что, несмотря на давление со стороны так называемого прогрессивного крыла Демпартии, Байден не намерен урезать расходы на оборону.

Смена парадигм

Военным не так уж принципиально, кто именно сидит в Белом доме, указывает в разговоре с РИА Новости политолог-американист Дмитрий Дробницкий. "Важно, как к тебе относятся ФБР, ЦРУ, но не Пентагон", — уточняет он.

Тем не менее случай с письмом беспрецедентный. Разделение "пиджаков" и "погон" — один из столпов американской государственности и свидетельство того, что в обществе все спокойно. Хотя законодательно это не прописано. "Есть лишь пожелание, чтобы главой Минобороны был гражданский. Однако его можно обойти — сенату достаточно издать послабление", — говорит собеседник агентства.

Когда отставные генералы критикуют "марксизм", они имеют в виду не Карла Маркса, а новые леволиберальные течения, подчеркивает Дробницкий. "Военных беспокоит, что такая идеология скажется на обороноспособности и сделает невозможным выполнение их задач, — поясняет эксперт. — Для них это потеря смысла существования".

Мейнстримная пресса подобных материалов не публикует, а в соцсетях их могут заблокировать, отмечает в беседе с РИА Новости Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ. "Открытая форма обращения — попытка привлечь внимание, — добавляет он. — В армии много людей с консервативными взглядами. И неудивительно, что у них нет другого выхода, кроме как сочинять такие письма".

Недавно подобное произошло и во Франции. Более тысячи военнослужащих, в том числе сто старших офицеров, обратились к президенту Эммануэлю Макрону с предупреждением о возможности расовой войны и госпереворота. Угроза, по их мнению, исходит от религиозных фанатиков и радикальных исламистов, чьи традиции противоречат французской конституции.

Премьер-министр резко раскритиковал вмешательство "погон" в политику и назвал письмо "нарушающим все республиканские принципы, честь и долг армии". Теперь восемнадцать военных предстанут перед дисциплинарным советом. Вероятно, их отстранят от службы.

Как будут развиваться события в США — увидим. Пока ясно одно: консервативные голоса все больше нуждаются в "выпуске пара".

94
Северный поток-2

Похоронить миллиарды евро: достроят ли "Северный поток–2" к октябрю

91
(обновлено 15:16 13.05.2021)
Страсти вокруг "Северного потока – 2" не утихают, Госдеп продолжает грозить Европе санкциями.

СУХУМ, 13 мая - Sputnik. В Старом Свете осознают потребность в российском голубом топливе, но предстоящие выборы в Германии могут существенно сказаться на перспективах проекта. А значит, с завершением работ надо поспешить. Когда перережут красную ленточку, читайте в материале Ирины Бадмаевой для РИА Новости.

Успеть до выборов в бундестаг

Газопровод достроят до 26 сентября, заявил посол России в Германии Сергей Нечаев. "Если погода будет лучше, мы быстрее продвинемся", — добавил он. Осталось уложить сто километров труб.

После выборов сильные позиции в Бундестаге могут занять зеленые, а они этот проект, мягко говоря, не поддерживают. Так, 3 мая немецкая природоохранная неправительственная организация (NABU) подала иск в административный суд Гамбурга. Экологи считают, что "Северный поток — 2" нанесет ущерб Балтийскому морю.

Кроме того, скоро лояльная к российской трубе Ангела Меркель покинет пост канцлера. Кто придет к власти, пока неясно. А ведь на кону очень крупные деньги.

"Сейчас стоит вопрос, хотим ли мы десять миллиардов евро похоронить на дне моря. Решение должна принимать Европа", — подчеркивает Сергей Нечаев.

В ЕС мнения давно разделились. Трубопровод проходит через территориальные воды Германии, Финляндии, Швеции и Дании. Первые три страны дали добро на строительство довольно быстро. Сопротивлялись только в Копенгагене, но в итоге уступили. Зато Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния, Хорватия категорически против. Не говоря уже об Украине. Никто не хочет лишиться статуса транзитера.

К слову, Варшава выражала готовность обойтись без российского топлива с 2022 года, когда истекает контракт с "Газпромом". Поляки рассчитывают на прокладываемый к норвежскому шельфу в Северном море трубопровод Baltic Pipe. Остальное — заокеанский сжиженный природный газ (СПГ), которым американцы готовы залить европейцев.

Вопреки санкциям

Общая мощность двух ниток СП-2 — 55 миллиардов кубометров в год. Протяженность маршрута — 1234 километра.

Строительство приостановили в декабре 2019-го — швейцарский трубоукладчик Allseas вышел из проекта из-за американских санкций. Через год работы возобновили. Но Вашингтон продолжает вставлять палки в колеса.

Оборонный бюджет США на 2021 год снова расширил ограничения. Госдеп запугивает европейские компании. К февралю этого года СП-2 покинули 18 участников из ЕС.

Однако в Европе осознают важность проекта для энергетической безопасности. И в Кремле подчеркивают, что партнеры последовательны в намерении завершить СП-2.
Власти Германии не раз это подтверждали — в частности, 4 мая министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас на заседании глав МИД "Семерки" в Лондоне. Дело в том, что ФРГ отказывается от угольной и атомной энергетики. Чтобы безболезненно перейти на возобновляемые источники, стране нужно больше газа.

Через несколько дней, 11 мая, сопредседатель партии "Альтернатива для Германии" Тино Крупалла напомнил: "Как суверенное государство, мы должны поддерживать деловые отношения со многими странами". И отметил, что завершение строительства газопровода выгодно и ФРГ, и России.

"Невозможно испортить экономическое долгосрочное эффективное сотрудничество сиюминутными политическими претензиями, как того хотелось бы США. Ничего личного, только бизнес", — считает Максим Черняев, доцент экономического факультета РУДН.

Но есть серьезные поводы сомневаться, что красную ленточку перережут уже в конце сентября.

"Препятствия не только юридические и политические — темп работ невысокий. С 19 апреля по 10 мая проложили 3,1 километра. С 1 по 19 апреля — 8,6. Получается, за 40 дней — 11,7 километра, или в среднем 0,3 в день. Так потребуется порядка 11 месяцев", — рассуждает главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман.

Однако то, что проект не остановить, похоже, осознали даже его ярые противники (хотя и не смирились с этим). В крайнем случае, чтобы обойти новые санкции, можно дейстовать через дочерние фирмы. Конечно, это займет больше времени, но, как говорится, тише едешь, дальше будешь.

91

Небо над Абхазией: готовы ли российские авиакомпании летать в Сухум

0
(обновлено 18:21 14.05.2021)
Международный сухумский аэропорт имени Владислава Ардзинба откроется до 2024 года, сообщил ранее президент Абхазии Аслан Бжания.

Sputnik выяснил, заинтересованы ли российские авиакомпании в запуске рейсов по этому направлению и попадут ли перевозчики под международные санкции из-за полетов в республику.

Мария Науменко, Sputnik

Запасной аэродром для Сочи

В пресс-службе авиакомпании "РусЛайн", которая занимает одно из ведущих мест в сегменте региональных авиаперевозок России, Sputnik сообщили, что рассматривают абхазское направление для запуска рейсов.

Сегодня флот "РусЛайн" состоит из 20 воздушных судов. Маршрутная сеть авиакомпании объединяет свыше 35 российских городов. По итогам 2020 года было выполнено около 13 тысяч рейсов.

О готовности рассмотреть возможность открытия рейсов в Сухум также сообщили в авиакомпании Red Wings, которая входит в десятку крупнейших авиакомпаний России. Red Wings специализируется на регулярных и чартерных пассажирских перевозках. Флот Red Wings включает 24 пассажирских лайнера: 15 судов семейства Airbus 320/321, семь российских региональных SSJ100 и два дальнемагистральных Boeing 777.

"Абхазия является популярным у россиян летним курортом, наверняка полеты в Сухум из российских городов будут пользоваться спросом. Поэтому при появлении необходимой аэропортовой инфраструктуры авиакомпания Red Wings готова рассмотреть возможность открытия рейсов в Абхазию", - заявили в пресс-службе Red Wings Airlines.

В авиакомпании Smartavia на запрос Sputnik ответили, что активно развивают свою маршрутную сеть, включая южные направления. На данный момент Smartavia осуществляет полеты более чем по 60 направлениям как по России, так и в ближнее и дальнее зарубежье. Флот перевозчика состоит из 14 воздушных судов, включая 9 - Boeing 737-800 NG, 3 - Boeing 737-700 NG и 2 - Airbus А320neo.

"Новые маршруты для выполнения регулярных рейсов выбираются на основе нескольких критериев, включая спрос на направление и коммерческую целесообразность. Наши специалисты внимательно следят за ситуацией на рынке воздушных перевозок и оперативно реагируют на любые изменения, происходящие на рынке", - сообщили в пресс-службе Smartavia.

Sputnik также направил запросы крупным авиаперевозчиком, среди них: Utair, S7, Аэрофлот и "Уральские авиалинии", но на момент публикации ответ не был получен.

В советский период Сухум был запасным аэродромом номер один для Сочи, отмечает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. По его мнению, эту же роль Сухум может начать выполнять и в наше время.

"Аэропорт Сухума была хорошо оборудован. Я выполнял туда полеты в качестве командира корабля на многих самолетах, в том числе на больших: Ил-18 и Ту-134. Когда в Сочи невозможно было по метеоусловиям произвести посадку, мы направлялись в Абхазию, это рядом, 20-30 минут лета", - вспоминает Смирнов.

Есть ли риски попасть под санкции

По мнению исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, из-за возобновления авиасообщения будут высказаны претензии со стороны Грузии, но они не повлияют на выполнение полетов.

Однако авиаперевозчики могут понести более существенные риски, как это произошло в ситуации с компанией "Добролет", отмечает Пантелеев. В 2014 году она запустила полеты в Симферополь, а затем попала под санкции Европейского Союза и была вынуждена прекратить свое существование.

"Нельзя сказать, что у российских авиакомпаний сейчас нет проблем из-за полетов в Крым. Украинская сторона предлагала  другим государствам арестовывать воздушные суда российских авиакомпаний. Просто третьи страны стремятся не идти на прямой конфликт с Россией", - рассуждает Пантелеев.

Он добавил, что есть российские авиакомпании, на которые никак не повлияет международная реакция. Например, "Азимут". У этого перевозчика в парке только российские воздушные суда, и эти самолеты в лизинге через российские структуры. То есть авиакомпания "Азимут" максимально защищена от санкций из-за рубежа.

Кроме того, по словам Олега Смирнова, если удастся убедить международные организации в безопасности полетов в Абхазию, то российские авиакомпании смогут регулярно осуществлять перелеты в республику так же, как и в Крым.

Сухумский аэропорт находится в 18 километрах от столицы Абхазии в селе Бабушара Гулрыпшского района, но он не действует с конца грузино-абхазской войны 1992-1993 годов по решению Международной организации гражданской авиации ICAO. Длина взлетно-посадочной полосы - 3,6 километра, что позволяет аэропорту принимать практически все типы гражданских самолетов как со стороны моря, так и со стороны гор. В советское время терминал обслуживал до пяти тысяч пассажиров в сутки летом и до тысячи - зимой.

В 2019 году аэропорту и воздушному пространству Абхазии был присвоен международный четырехбуквенный код URAS. Расшифровывается аббревиатура следующим образом: буква U присвоена всем странам, входящим в СНГ, R — Ростовская воздушная зона, где находится центр управления воздушными, в том числе и международными, полетами, А — это Абхазия, S — Сухум.

Как заявил президент Абхазии Аслан Бжания, в настоящее время в Минтрансе России один раз в две недели проходят совещания по поводу запуска сухумского аэропорта. Столицу Абхазии уже неоднократно посещали инвесторы, готовые вложить средства в реконструкцию воздушной гавани.

В мировой практике есть примеры осуществления полетов в государства с ограниченным международным признанием. Так, турецкие авиакомпании совершают регулярные рейсы в Турецкую Республику Северного Кипра, которая признала только Турцией.

0