Турецкие амбиции: грозит ли Стамбульский канал российскому флоту

230
(обновлено 19:19 29.06.2021)
Запущен новый мегапроект - канал "Стамбул", соединяющий Мраморное и Черное моря. Он станет альтернативой Босфору и, возможно, принесет в казну большие деньги.

Однако не все разделяют восторг: экологи опасаются, что вреда будет больше, чем выгоды. Иностранные государства беспокоит соблюдение доктрины Монтрё и турецких обязательств в Черном море. Изменится ли что-то для российских кораблей — читайте в материале Софьи Мельничук и Ксении Мельниковой для РИА Новости.

Крупнейший в истории

"Сегодня мы открываем новую страницу развития Турции, закладывая первый камень в возведение моста через канал "Стамбул", — торжественно объявил Эрдоган. — Желаю, чтобы он принес благо городу, Турции, всему нашему народу".

Все необходимые исследования, в том числе влияние строительства на окружающую среду, уже провели, заверил глава государства. Вокруг залива возведут жилые микрорайоны, парки, туристические объекты, зону развития технологий.

"Стамбул" разгрузит Босфор, который в последние годы все опаснее для города. Оптимальный проход через канал — 25 тысяч кораблей в год. Если не появится альтернативы, то к 2050-му нагрузка увеличится в три раза. "Ежегодно 45 тысяч кораблей следует через Босфор. Каждое большое судно несет риск. Они везут разные грузы, любая авария станет угрозой, может повлечь пожары и разрушения, в том числе и культурных ценностей", — объяснял Эрдоган.

Подобное случается нередко: в последний раз движение по Босфору остановили в конце мая из-за потерявшего управление танкера.

На "Стамбул" планируют потратить шесть лет и 15 миллиардов долларов, часть суммы, вероятно, привлекут из-за рубежа. Например, из Катара. Из поездок в Доху Эрдоган нередко возвращается с соглашениями на многомиллиардные инвестиции. Окупится проект в течение 15 лет: ожидаемая выручка — один миллиард долларов в год.

Это крупнейшая инфраструктурная инициатива в истории Турции: дублер растянется на 45 километров — на 15 больше Босфора. Минимальная ширина составит 275 метров — в два с половиной раза уже, чем пролив. Пропускная способность нового канала — более 185 судов в день, у Босфора — 118-125.

Эрдоган говорит о новой артерии уже десять лет. Но мегастройка вдохновляет далеко не всех. Против, например, выступил мэр Стамбула Экрем Имамоглу — даже призывал провести референдум. Тревожатся экологи: Черное море может обмелеть, а в Мраморном нарушится экосистема. Не исключены землетрясения. Под угрозой и водоснабжение Стамбула — канал вберет в себя хранилище пресной воды.

Угроза с моря

Отдельный вопрос — судьба доктрины Монтрё, регулирующей проход в Черное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Согласно документу, они свободны для торгового судоходства и Турция на этом не зарабатывает.

Но следование военных кораблей нечерноморских стран республика контролирует: они не могут пребывать в Черном море дольше трех недель, а их общий тоннаж не должен превышать 45 тысяч тонн.

В апреле громкие заявления о возможном выходе страны из соглашения сменили новости об аресте адмиралов, написавших открытое письмо против такого развития событий. Президент Эрдоган поспешил заверить: конвенция в силе. Однако остались опасения, что канал "Стамбул" позволит Анкаре обходить ее положения.

Турция выдвигает интересную концепцию: "Стамбул" не противоречит Конвенции Монтрё и одновременно повышает авторитет Анкары, указывает в разговоре с РИА Новости Владимир Аватков, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН имени Е. М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России. "Иными словами, власти хотят сказать, что проект не связан с конвенцией и, по сути, не подчиняется ей, так как сооружение искусственное. Это совершенно другой канал, который в перспективе может стать угрозой доктрине Монтрё", — объясняет эксперт.

Не одобряют строительство и черноморские страны, за исключением Украины и Грузии, которые хотели бы увеличить присутствие западного военно-политического альянса, говорит Амур Гаджиев, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН и директор Центра изучения современной Турции.

Турецкое руководство хотело бы сделать проект привлекательным для западных нечерноморских государств. При этом Румынии, Болгарии и Греции перспектива не нравится.

"Для России тоже нежелательно, чтобы у берегов Крыма, учитывая инцидент с британским кораблем, возникали провокации. В Москве не хотят, чтобы нечерноморские страны, особенно натовские, получили возможность обходить конвенцию и обеспечивать военно-морское присутствие в акватории", — добавляет Гаджиев.

США, Великобритания и другие ведущие страны НАТО придерживаются иного мнения: положения доктрины Монтрё устарели. И, как отмечает эксперт, стремятся нарастить численность судов в Черном море.

Правовые нюансы

Опасения, что через новый канал в Черное море хлынут корабли НАТО, беспочвенны, полагает востоковед и публицист Андрей Онтиков: "Будет это "Стамбул" или другой канал — доктрина Монтрё описывает не только Босфор и Дарданеллы, но и само присутствие судов нерегиональных держав в Черном море. То есть даже если американские авианосцы попадут туда через Стамбульский канал, это все равно будет нарушение конвенции".

© REUTERS / MURAT KULA/PRESIDENTIAL PRESS OF

Но спекуляции могут возникнуть при резком ухудшении российско-турецких отношений. "Возможно, имеет смысл документально закрепить положения об использовании нового канала", — заключает Онтиков.
Как бы то ни было, доктрина Монтрё в первую очередь работает на Турцию. Она создана специально, чтобы защитить интересы Анкары, подчеркивает Павел Гудев, специалист по морскому праву, старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН.

К тому же внести изменения в документ не так просто. "Для этого нужна международная конференция, три четверти проголосовавших за, а это уже абсолютно фантастический сюжет. Россия никогда не согласится, да и другие участники вряд ли захотят, — рассуждает Гудев. — В одностороннем порядке Турция не выйдет из соглашения, но может поступить хитрее: перестанет контролировать следование военных кораблей, допускать нарушения. Тогда другие посчитают, что режим конвенции подвергся эрозии и нужно что-то менять".

Пока беспокойство из-за доктрины Монтрё необоснованно, да и на высоком уровне заверяют, что пересматривать ее положения не собираются. Но Турция вполне способна прибегнуть к манипуляциям, ведь статус нового канала пока никак не обозначен. Да и сам факт дискуссии говорит о том, что Анкара стремится стать более весомым игроком не только в регионе, но и на мировой арене. А амбициям турецкого руководства следует уделять особое внимание.

230

Талибы на границе: какое лекарство выпишут министры обороны ШОС в Душанбе

183
(обновлено 00:04 29.07.2021)
За минувшие два месяца боевики в Афганистане захватили территории больше, чем за предыдущие 20 лет, и готовятся взять крупные города.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Отряды "Талибана"* пока не могут штурмом взять Кабул, и физически уничтожить законное правительство Афганистана. Однако контроль над границами позволяет талибам организовать в стране экономическую и энергетическую блокаду, которая окажется для Исламской республики не менее разрушительной, чем кровопролитные боевые действия. В среду в Душанбе министры обороны стран ШОС ищут консолидированный военно-политический ответ на афганский кризис. Но разновекторные интересы сопредельных стран не обещают быстрых и простых решений.

Талибы обещают остановить наступление, если президент ИРА Ашраф Гани уйдет в отставку. Это еще одно заведомо неприемлемое условие боевиков, которые ранее требовали освободить 7000 заключенных соратников. Наблюдая крах межафганских мирных переговоров (главное условие для вывода войск США и НАТО), сегодня мало кто верит обещаниям "Талибана"*. Заявления политического офиса талибов явно противоречат действиям «на земле» – политическое руководство не контролирует военную комиссию движения (аналог генерального штаба).

За минувшие два месяца боевики захватили территории больше, чем за предыдущие 20 лет, и готовятся взять крупные города – Кандагар, Герат, Кундуз. Бои идут в 15 километрах от Кабула. А главное, "Талибан"* контролирует практически весь периметр границ Афганистана – это очень плохая новость для действующего правительства.

В столице начались перебои с электричеством из-за подрыва боевиками опор ЛЭП. Возможны проблемы с поставками продовольствия, ведь на приграничных таможенных пунктах теперь дают "добро" талибы. Афганская военно-гуманитарная катастрофа, как дамоклов меч, нависает над странами Центральной Азии.

Туркменистан и Узбекистан ограничиливъезд для беженцев. Таджикистан и Кыргызстан пока принимают желающих найти убежище афганских граждан. По данным ООН, число афганских беженцев в Таджикистане практически удвоилось, и к началу июля достигло 3000 человек. Возможно, мы наблюдаем начало большого исхода. В условиях хаоса гражданской войны в Афганистане вероятны стотысячные потоки беженцев (по аналогии с периодом 1996 – 2001 годов) и экспансия международного терроризма(включая ИГ* и "Аль-Каиду"*) в Центральную Азию.

ШОС обеспокоена обострением обстановки на севере Афганистана. Что касается итогов совещания министров обороны ШОС в Душанбе28 июля с участием военных делегаций Индии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии (страна-наблюдатель), предсказуемы обтекаемые формулировки по Афганистану – слишком разнятся интересы стран.

Операционная уязвимость

Россия предупредила талибов о готовности защищать членов ОДКБ в случае расширения "джихада" за пределы Афганистана, и получила заверения в незыблемости границ центрально-азиатских стран.

Российская 201-я база окажет военную помощь Таджикистану, если безопасность этой страны будет под угрозой в связи с событиями в сопредельном Афганистане, заявил в среду в Душанбе министр обороны РФ Сергей Шойгу. Тезисы его выступления таковы:

  • ситуация в Афганистане вышла из-под контроля властей, договоренности между США и талибами не выполняются;
  • американская миссия в Афганистане провалилась, и США больше озабочены созданием новых баз в Центральной Азии;
  • обстановка у границ ШОС сложная, имеет тенденцию к обострению, и в обеспечении региональной безопасности растет значение связки ШОС – ОДКБ.

На фоне афганской турбулентности наибольшую тревогу вызывает безопасность Республики Таджикистан. Необходимо учитывать, что таджикско-афганская граница протяженностью 1344 километра не вполне обеспечена техническими средствами охраны, периодически требует редемаркации (в связи с изменением русла реки Пяндж), по географическим условиям уязвима для проникновения террористов с юга. Нельзя сказать, что этот участок – широко распахнутые ворота для экспансии террористов в Центральную Азию, и все же.

Душанбе многое делает для укрепления южной границы. Здесь играет важную роль членство Таджикистана в ОДКБ, военная и военно-техническая помощь соседей.

Российские пограничники не будут привлекаться к охране таджикско-афганской границы, на территории РТ работает лишь группа пограничных советников ФСБ России. Ранее Москва выделила средства для строительства нового контрольно-пропускного пункта и пограничной заставы на таджикско-афганской границе, а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: "Мы очень твердо надеемся, что никому в голову не придет испытывать на прочность Договор о коллективной безопасности и пытаться начинать агрессивные действия против кого-то из его членов".

При этом Душанбе готовится к худшим сценариям развития афганских событий, и отрабатывает всеобщую мобилизацию в формате учений "Граница-2021" (22 июля – 230 тысяч военнослужащих запаса). Приводит в движение 1023 единицы бронетехники, 3167 единиц специальной техники, 447 артиллерийских установки, 45 самолетов и вертолетов ВВС, 234 комплекса ПВО.Лучше переоценить противника, чем недооценить.

Войска России, Узбекистана и Таджикистана 5 – 10 августа отработают в Хатлонской области совместную операцию по разгрому вероятного противника.Учения на таджикском приграничном полигоне Харб-Майдон с привлечением 1500 специалистов и 300 единиц боевой техники начнутся с боевого слаживания объединенной группировки войск (сил) России, Узбекистана и Таджикистана.

На втором этапе будут решены задачи по уничтожению условных бандгрупп, вторгшихся на территорию союзного государства. Затем войска отработают уничтожение террористических группировок при пересечении государственной границы. На всех этапах предусмотрены тактические действия с применением разведывательно-огневых и разведывательно-ударных комплексов.

Основу российского воинского контингента составят подразделения 201-й военной базы, в том числе горные мотострелковые, танковые, артиллерийские подразделения, а также группы спецназа Центрального военного округа. Почти синхронно аналогичные учения состоятся и на территории Узбекистана.

Некоторые эксперты предлагают считать наиболее вероятным направлением для внешней экспансии афганских джихадистов Туркменистан с население около 6 млн человек, с богатыми газовыми месторождениями и выходом к Каспийскому морю.

Зарубежная помощь Кабулу

Нельзя сказать, что Афганистан брошен соседями и партнерами на произвол судьбы, однако разнонаправленное влияние не позволяет правительству ИРА достичь весомых результатов в борьбе с талибами и другими террористическими группировками.

Национальный воздушный корпус Афганистана активно и успешно применяет в боях с талибами боевые вертолеты Ми-35 российского производства. Оружию РФ непросто было попасть в афганскую армию, этому всячески препятствовали США и другие страны НАТО, продвигающие свою продукцию военного назначения.

Генсек альянса Йенс Столтенберг 27 июля обещал президенту ИРА Ашрафу Гани продолжить поддержку – путем финансирования, гражданского присутствия и обучения афганских сил безопасности – за пределами страны. Это хорошо, но слишком мало – после поспешного бегства из Афганистана войск США и НАТО. Вера афганцев в силу Запада окончательно подорвана.

Белый дом для поддержки афганских сил безопасности в 2022 году запросил у Конгресса 3,3 миллиарда долларов, из которых два миллиарда должны пойти на техническое обслуживание и снабжение афганских войск, и 700 млн – на зарплаты военнослужащим. Между тем, США пытаются закрепиться в Центрально-Азиатском регионе, ведут переговоры с сопредельными государствами о создании там баз и логистических центров Пентагона.

Турция теперь видит в талибах потенциального противника (ведь они сорвали стамбульскую мирную конференцию, и жестко отреагировали на попытку Анкары сохранить военное присутствие в аэропорту Кабул). Вместе с тем, в турецком МИД вчера заявили, что не собираются принимать беженцев из Афганистана: "Турция не будет пограничником ЕС или лагерем для размещения беженцев".

Китай стремится сохранить "равноудаленность. Не раз призывал талибов разорвать связи с "Аль-Каидой"* и другими террористическими группировками. Пекин серьезно обеспокоен ситуацией в Бадахшане, где находится большое количество иностранных боевиков. Накануне делегация "Талибана"* во главе с муллой Абдул Гани Барадаром провела переговоры в Китае с главой МИД КНР Ван И. Пекин обещал не вмешиваться во внутренние дела страны и содействовать мирному урегулированию.

"Игры" с талибами могут плохо закончиться для Исламабада, подозреваемого многими зарубежными партнерами в поддержке "Талибана"* и деструктивном влиянии на обстановку в Афганистане. Издание The News International утверждает, что афганские талибы использовали территорию Пакистана для трансграничных нападений, сбора средств, вербовки молодых людей в качестве пехотинцев и для лечения раненых боевиков.

* – террористическая группировка, запрещенная в РФ.

183

Россия строит новые самолеты "Судного дня": особенности третьего поколения

165
Минобороны России вскоре получит воздушный пункт управления третьего поколения – на базе Ил-96-400М. Сборка двух новых самолетов "Судного дня" началась на Воронежском авиазаводе в рамках проекта "Звено-С".

Александр Хроленко, военный обозреватель

Воздушный пункт управления (ВПУ) позволяет Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба ВС России надежно управлять всеми видами и родами войск, стратегическими ядерными силами в ходе глобального вооруженного конфликта (атомной войны), даже если противник уничтожит все наземные командные пункты. Авиационный комплекс подобного технологического уровня могут позволить себе лишь две страны в мире – РФ и США.

Новый российский воздушный командный пункт от американского аналога отличается тем, что рассчитан на несколько "Судных дней", и обеспечивает неотвратимость возмездия любому агрессору.

Что будет, если ВПУ собьют?

Новейший российский ВПУ сложно обнаружить и уничтожить. Высокая автономность, современные средства радиоэлектронной борьбы, технологии малозаметности для спутников и радаров противника,защита от радиоактивного излучения, скорость, дальность и практический потолок дают ВПУ значительные преимущества перед наземными, подземными или подводными командными пунктами.

Самолет с дозаправками может находиться в воздухе сутками. Пожалуй, сбить ВПУ – опаснее всего: в этой гипотетической ситуации за 2-3 минуты падения оперативная группа Генштаба успеет полностью стереть с лица Земли десяток-другой враждебных стран.

Современная война – не голливудский боевик, не зеркальный обмен ударами, стороны конфликта могут гибко менять сценарии во всех средах боевого применения. Огромное значение имеют общее состояние Вооруженных Сил РФ, система планирования и связи, алгоритмы боевого применения ядерного оружия, политическая воля главы государства и Верховного главнокомандующего. Разработка третьего поколения ВПУ свидетельствует о серьезности внешних военных угроз.

Российские самолеты "Судного дня" самим фактом существования охлаждают горячие головы в Пентагоне и НАТО, на неопределенно долгий срок отодвигают глобальный вооруженный конфликт.

Командный пункт для Третьей мировой

Российские войска оснащаются все более совершенными автоматизированными системами управления, вооружением с элементами искусственного интеллекта.  Активно обновляются Стратегические ядерные силы. Развиваются средства космической разведки и связи. ВПУ должен соответствовать требованиям времени.

Радиокомплекс на борту самолета "Судного дня" позволяет доводить приказы и боевые распоряжения войскам, включая экипажи стратегической авиации, субмарин-носителей стратегического ядерного оружия, расчеты подвижных и шахтных пусковых установок в радиусе 6000 км.

ВПУ третьего поколения отличается уникальными характеристиками, повышенными функциональностью, живучестью, экономичным энергопотреблением. На борту созданы комфортные условия для многочасовой работы высшего командного состава ВС РФ, оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы.В ситуации глобального конфликта главному командному пунктуРоссии предстоит полет с дозаправками в течение нескольких суток.

Основа всего – надежный носитель. Самолет Ил-96-400 – грузовая модификация Ил-96-300, который известен высоким могуществом и безопасностью. Современные материалы позволили уменьшить массу самолета, обеспечив запас прочности и экономичность. Специальные модификации Ил-96-300 используются в качестве борта №1 президента Российской Федерации, и адаптированы для выполнения функции Верховного главнокомандующего вооруженными силами.

Воздушный корабль Ил-96-400 с двигателями ПС-90А1 и увеличенной грузоподъемностью – надежная база для бортового комплекса, способного работать со всеми существующими и перспективными автоматизированными системами боевого управления. В гражданской версии Ил-96-400М рассчитан на перевозку до 370 пассажиров. Из всех машин российского авиапрома Ил-96 летает дальше всех, и все же необходимы запасные аэродромы в отдаленных уголках России и сопутствующие объекты инфраструктуры.

Пока специалисты Генштаба ВС РФ моделируют стратегические (компьютерные) сценарии широкомасштабного военного конфликта, несколько самолетов "Судного дня" тихо ждут своего часа на базовом аэродроме. Действующий сегодня воздушный пункт управления создан на базе самолета Ил-86 и называется Ил-80. Таких систем второго поколения построено четыре. Решение о создании ВПУ третьего поколения совпало с модернизацией второго – в 2019 году.

Американские аналоги

Военно-воздушные силы США располагают четырьмя современными командными пунктами для высшего руководства США, созданными на основе дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Boeing 747-200. Машины предполагается использовать по предназначению, если наземные системы управления будут разрушены в результате ядерной войны.

В гражданской версии Boeing 747-200 имеет максимальную взлетную массу 374,8 тонн, скорость – до 895 км/час, потолок – 13750 м, дальность полета – до 10670 км. Количество пассажирских мест – 490. В грузовом отсеке Boeing 747-200F возможна перевозка грузовмассой до 113 тонн.

Технологические возможности американских комплексов можно оценить на нескольких примерах.

Современный воздушный пункт стратегического управления США на базе Boeing C-32 предназначен для решения разнообразных задач в ходе оперативного развертывания войск при отсутствии наземной инфраструктуры, или после поражения противником наземных пунктов управления, узлов и линий связи. А также в качестве мобильных пунктов управления Федерального агентства по действиям в чрезвычайных ситуациях FEMA.

На С-32А установлено новейшие оборудование, система навигации и средства связи. Пассажирская кабина разделена на несколько отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, комнаты для совещаний, помещение оперативной группы, узел связи и комната отдыха (вероятно, все ВПУ имеют сходную компоновку отсеков).

Первый самолет был выпущен на заводе Boeing в Сиэттле 19 июня 1998 года. Всего произведено четыре самолета, каждый из которых способен выполнять функции воздушного командного пункта ОСК и пункта управления пуском МБР "Минитмен".

Самолет E-6B Mercuryсоздан на базе Boeing 707-320 с четырьмя турбореактивными двигателями F108-CF-100 производства GeneralElectric. Максимальная взлетная масса самолета – 155 тонн. Скорость полета – до 972 км/час на высоте 12000 метров. Практический потолок – 12810 метров. При несении боевого дежурства дальность полета без дозаправки в воздухе – 12400 км. Максимальное время полета с дозаправками – 72 часа. Летный экипаж самолета – 14 человек, оперативная группа штаба ОСК на борту – восемь специалистов.

Первые воздушные командные пункты появились в США в 1965 году, и это были оснащенные специальными средствами самолеты-заправщики КС-135А. Они играли роль самолетов главнокомандующего вооруженными силами США и действовали с авиабазы Эндрюс (штат Мэриленд), пока их не сменили в этом качестве три "Боинга" E-4A. Существовали отдельные варианты для Европейского и Тихоокеанского театров военных действий.

Стратегическая гонка высоких технологий России и США продолжается.

165

Число смертей с коронавирусом в Абхазии достигло 300

782
(обновлено 23:25 28.07.2021)
Общее число выявленных заражений коронавирусом в Абхазии на сегодня – 21579. Выздоровели 17307 человек.

СУХУМ, 28 июл - Sputnik. В Гудаутском ковидном госпитале скончался пациент 69 лет, сообщает Оперштаб по коронавирусу. Таким образом, число летальных случаев с COVID-19 в Абхазии достигло 300.

За минувшие сутки тестирование на коронавирусную инфекцию провели еще у 517 человек, вирус выявлен у 162 из них.

В настоящее время в Гудаутской ЦРБ на стационарном лечении находится 171 пациент, в тяжелом состоянии 46 человек, состояние здоровья 56 пациентов – средней степени тяжести. В Сухумской инфекционной больнице 43 пациента, 15 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Очамчырской ЦРБ - 25, в Гагрской ЦРБ – 47, в тяжелом состоянии 15 из них, в Ткуарчалской ЦРБ – 15 пациентов.

Оперативный штаб по защите населения от коронавирусной инфекции призывает граждан Абхазии соблюдать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать заражения.

782
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии