Полный бак: в России хотят запретить экспорт бензина

241
(обновлено 08:38 05.07.2021)
Цены на бензин в России бьют рекорды — не помогает даже демпферный механизм, пишет автор РИА Новости.

СУХУМ, 4 июл - Sputnik. В правительстве России рассматривают вариант временного запрета на экспорт топлива. Это помогло бы потребителям, но ударило бы по нефтепереработчикам. Оправданны ли столь радикальные меры, подробнее читайте в материале Нательи Дембинской для РИА Новости.

Резкий рост

По данным Росстата, бензин на заправках подорожал с начала года на 3,8 процента — больше, чем за весь 2020-й (2,4% по АИ-92 и 2,6% по АИ-95). Больше всего приходится платить в Магаданской и Сахалинской областях — 59 и 57,6 рубля за литр. В Москве — 49,2.

Цены на бензин в столице пошли вверх в декабре, на дизельное топливо — в январе. В апреле подорожание замедлилось, но затем снова ускорилось. В последние недели — на четыре-восемь копеек в неделю.

Еще в апреле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от владельцев АЗС в Московской области обосновать повышение стоимости бензина и дизельного топлива.

В ФАС отмечают несколько факторов: рост экспортных цен, сезонное повышение спроса на нефтепродукты как внутри страны, так и на основных рынках в Восточной Европе и Азии, снижение предложения на бирже, ограничение добычи в рамках соглашения ОПЕК.

А самое главное — подъем нефтяных котировок с 67 до 76 долларов за баррель при неизменном курсе рубля. Это сильно давит на внутренний рынок. Цена нефти и нефтепродуктов в пересчете на рубли — на историческом максимуме.

Изменение демпфера

Однако в стране с 2019 года действует демпферный механизм. Когда экспортная цена больше индикативной внутренней, государство доплачивает компаниям, чтобы они не уходили на внешний рынок, если ниже — нефтяники часть разницы отправляют в госбюджет.

Эксперты, впрочем, указывают, что выплаты по обратному демпфирующему акцизу уже превысили сам акциз, то есть с бензина государство ничего не получает.
В мае параметры демпферного механизма скорректировали. Индикативную цену снизили на четыре тысячи рублей за тонну до конца года. В 2022-м уменьшат еще на 2,7 тысячи. А с 2023-го будут индексировать на три процента. Кроме того, ежегодная индексация по дизельному топливу с 2022-го — не пять, а три процента.

Обсуждают и более радикальные меры. Российский вице-премьер Александр Новак поручил министерству энергетики рассмотреть целесообразность временного запрета на экспорт бензина. Предполагается, что это позволит сохранить динамику розничных цен в рамках общей инфляции.

Охлаждение цен

Аналитики и участники рынка оценивают инициативу неоднозначно. С одной стороны, у правительства практически не осталось инструментов воздействия на рынок. При подорожании еще на пять-семь процентов, скорее всего, придется вводить запрет или экспортную пошлину, иначе — скачок цен на топливо, указывает Максим Дьяченко, управляющий партнер "Петролеум трейдинг".

Ограничение экспорта, как правило, фиксирует ценники на заправках и, соответственно, транспортные издержки. Кроме того, подъем нефтяных котировок в этом году совпал с началом уборочной кампании на юге страны, когда правительство традиционно принимает меры по стабилизации ситуации.

"Расходы на перевозку составляют от одного до 15% цены продукта, а больше трети общей стоимости транспортировки приходится на топливо, — говорит Михаил Мезенцев, гендиректор цифрового мультимодального экспедитора Alltrucks. — Крупнейший заказчик перевозок — это компании FMCG-сегмента (товары повседневного спроса), и, ограничивая цены на бензин, правительство в конечном итоге стремится не допустить удорожания потребительских товаров".

Плохо для нефтяников

"С другой стороны — запрет на экспорт может обернуться сокращением производства бензина и снижением глубины переработки нефти. Есть риск того, что российские НПЗ уступят часть рынка белорусским, работающим на нашей нефти, но по другим нормативным актам. Еще один вероятный бенефициар — Казахстан", — рассуждает Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей.

"Те, кто занимается оптовой и розничной торговлей внутри страны, получат дополнительную маржу. Но нефтетрейдеры и переработчики лишатся прибыли. Фактически они опять заплатят за сдерживание розничных цен, как это происходит сейчас", — подчеркивает Михаил Колесников, основатель бренда умных АЗС и топливораздаточных колонок Benza.

По мнению экспертов, целесообразнее было бы увеличение экспортной пошлины. Так, например, правительство недавно поступило с металлом, подорожавшим за год вдвое.
В любом случае решение за Минэнерго. Как считают в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), помогло бы и изменение формулы расчета демпфера. Однако от ручного управления аналитики предостерегают. Ограничение экспорта может выглядеть оправданным, но негативно влияет на развитие отрасли.

241

Многонациональная провокация в Грузии AgileSpirit 2021: цели и средства

341
(обновлено 20:46 23.07.2021)
Совместные учения сил обороны Грузии и армии США в Европе и Африке AgileSpirit 2021 состоятся в период с 26 июля по 6 августа в пяти учебных точках.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Многонациональные учения AgileSpirit в Грузии разрушают региональную стабильность, подталкивают народы Южного Кавказа к вражде и войне, служат интересам США и их союзников по НАТО.

Совместные учения сил обороны Грузии и армии США в Европе и Африке AgileSpirit 2021 состоятся в период с 26 июля по 6 августа, в пяти учебных точках – на полигоне и в аэропорту Вазиани, на авиабазе Сенаки, на тренировочных площадках Орфоло и Сорта. Воздушным и морским транспортом в Грузию уже доставлена бронетехника Армии США, которая собственно и является "бенефициаром" маневров.

Декларативная цель AgileSpirit 2021 – повышение оперативной совместимости между войсками 15 участвующих стран – не выдерживает критики. Совмещаться особенно нечему. Учения немногочисленные и фактически двусторонние – американо-грузинские, ведь из 2500 участников – 700 американских и 1600 грузинских воинов. Если оставшиеся 200 "штыков" разделить на чертову дюжину других стран-участниц, получим в среднем примерно 20 человек под каждым флагом. Такое представительство вряд ли послужит росту качества многонациональных боевых операцийпод девизом: "Сила через партнерство".

Очевидно, реальная цель учений –изучение регионального ТВД американским военным командованиеми новые провокации в отношении РФ и ее союзников на Южном Кавказе. Достаточно посмотреть на географическую карту Кавказа, чтобы понять: очередная демонстрация силы США и партнеров адресована исключительно России.

Американская армия представлена командованиями: специальных операций США в Европе, 21-м поддержки театра военных действий, 7-й армии, 173-й воздушно-десантной бригады, 1-й пехотной бригады, ВВС США в Европе, Национальной гвардии штата Джорджия, и другими. Если все подчиненные войска этих командований внезапно окажутся в Грузии, может произойти все что угодно.

В программе AgileSpirit 2021 – отработка взаимодействия на командных пунктах бригад, полигонные упражнения с боевой стрельбой на уровне батальона "в реалистичной учебной среде".

Самые яркие эпизоды –воздушно-десантная операция с участием Грузии, Великобритании, Польши, а также некие совместные действия сил специальных операций Грузии, США, Великобритании, Румынии и Польши на полигоне Сорта.

Чем будут заниматься остальные участники – из Азербайджана, Германии, Латвии, Литвы, Эстонии, Канады, Италии, Испании, Турции, Украины – пока неизвестно. Однако альянс официально считает Россию главной военной угрозой вплоть до 2030 года, и это – концептуальная и тактическая основа пребывания "варягов" в Грузии.

Десятый "дух"

Маневры AgileSpirit 2021 несут прямые угрозы безопасности мирного населения. К примеру, эстонские партнеры нередко жгут лес в районе учений, украинские воины способны случайно обстрелять грузинские селения – как у себя дома, американский спецназ привычен к штурмам мирных сельхозпредприятий. А для начала, колонны грузинской бронетехники заблокируют магистрали Сенаки-Леселидзе и Хашури-Ахалцихе-Вале.

Учения AgileSpirit проходят в мирной, относительно благополучной Грузии с 2011 года, и нынешний эпизод – десятый по счету. Начиная с 2018-го,игры AgileSpirit проводятся раз в два года (в 2020-м помешала пандемия).

Военные маневры США и альянса отражают не заботу о безопасности грузинского народа, и не стремление "вернуть утраченные территории". Иностранные войска десятилетиями используют Грузию для создания сети "опорных баз", дестабилизации, и гарантируют лишь рост военно-политического напряжения на Южном Кавказе.

Вашингтон упрямо подталкивает Тбилиси ко второму вооруженному конфликту с Москвой, хотя итоги грузинской операции "Чистое поле" августа 2008 года никто не забыл.

Независимая Грузия вправе еще сто лет идти "курсом в НАТО", перевооружаться и развивать "операционную совместимость", но безопасность "мятежных" с грузинской точки зрения соседей подкреплена экономической и военной мощью России. Москва не раз откровенно предупреждала об опасности сближения Тбилиси с НАТО, и ответно-встречное стратегическое планирование Генерального штаба ВС РФ ни для кого секретом не является.

Маневры альянса в грузинских горах чреваты тяжелыми потерями и последствиями для всех участников. Да, и в целом милитаризация никогда не способствовало развитию и процветаниюстраны.

Перевооружение и "отрыв"

Небольшая и небогатая Грузия с населением около 3,9 миллиона человек в мировом рейтинге военной мощи занимает 92 место – после Чада и Зимбабве.

Грузинская армия насчитывает 20 тысяч действующих военнослужащих. В составе сухопутных войск имеются четыре боеспособные бригады, на вооружении состоят 163 танка, около 156 САУ и буксируемых орудий, 50 ракетных установок. Количество танков и артиллерии за три года заметно снизилось, зато Грузия успешно развивает свою систему ПВО, ориентируясь на современные и дорогостоящие стандарты НАТО. И для чего-то закупает сотни противотанковых ракет.

Республике никто не угрожает, вооружение избыточно (средства контроля воздушного пространства охватывают радиус до 470 километров – над западной частью Черного моря и соседними странами, включая юг России, Абхазию и Южную Осетию).

Протяженность грузинской территории с запада на восток – 440 километров, с севера на юг – менее 200 километров. Бессмысленно тратить сотни миллионов лари на развитую систему ПВО, которая может пригодиться лишь для прикрытия развертывания войск США и НАТО в ходе крупномасштабной операции на Кавказе.

Одних только ПТРК Javelin американского производства Грузия приобрела на сумму более 75 миллионов долларов (72 пусковые установки и 410 ракет к ним), но оказалось, что этого мало, требуется новая партия.

Вызывают откровенное недоумение планы Тбилиси каким-то образом использовать военный потенциал НАТО – в непосредственной близости от границ России. Итоги всех недавних военных операций стран-членов альянса – в Югославии, Ливии, Афганистане, Ираке, Сирии – свидетельствуют лишь о несовместимости НАТО с региональной стабильностью и национальной безопасностью "подопытных" стран. Реальные угрозы подстерегают Грузию исключительно со стороны США и Североатлантического альянса.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 23 июля заявил: "Вокруг нас пытаются сформировать пояс нестабильности, принуждая наших ближайших соседей, братские нам народы делать выбор – "либо ты с Западом, либо ты с Российской Федерацией". В корне деструктивная логика вражды, навязанные западными партнерами перевооружение, "отрыв" Грузии от России, военно-политические "отношения" с Западом без обязательств – путь в тупик.

341

Иск России в Европейский суд: контратака

77
(обновлено 16:00 23.07.2021)
Генеральная прокуратура России 22 июля подала первую в своей истории межгосударственную жалобу в Европейский суд по правам человека.

Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед – для Sputnik

В иске содержится 10 претензий к Украине в нарушении Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ, на мой взгляд, в силу своей пристрастности и ангажированности вряд ли может стать местом, где иск России будет рассмотрен объективно. Тогда для чего это сделано и каковы перспективы документа?

Вопрос ребром

Практика подачи межгосударственных исков в ЕСПЧ относительно нова. Этот суд ориентирован на рассмотрение обращений граждан против своих стран в сфере нарушения прав человека. Тем не менее, в практике Европейского суда имеется 24 межгосударственных жалобы. Из этого, очевидно, и исходила российская сторона, направив консолидированную жалобу в адрес Украины.

В иске высказывается целый ряд претензий в нарушении Украиной, в период после насильственной смены власти в 2014 году, прав человека.

Среди них, в частности:

  • гибель мирного населения, незаконное лишение свободы и жестокое обращение с людьми, в том числе на Майдане, в Одессе и Донбассе;
  • гибель людей при обстрелах сопредельной российской территории;
  • подавление свободы слова и инакомыслия;
  • дискриминация русскоязычного населения;
  • лишение жителей Донбасса избирательных прав;
  • уничтожение MH17 вследствие того, что Украина не закрыла воздушное пространство над зоной боевых действий.

Кроме того, Киев обвиняют в водной блокаде Крыма, что нанесло экономике полуострова ущерб на 1,4 триллиона рублей.

В свете этого Генпрокуратура требует от Украины прекратить блокаду Крыма, ограничение прав национальных меньшинств и отменить запрет на вещание русскоязычных каналов и ограничение доступа к интернет-платформам и печатным изданиям на русском языке.

Как и ожидалось, в уверенном в своей безнаказанности Киеве российская жалоба вызвала скепсис и усмешку. Как заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, "не вмешиваясь в правосудие ЕСПЧ, я могу заверить, что у этого иска нет никаких шансов, чтобы быть удовлетворенным. И подан он Россией с пропагандистской целью. Никаких результатов, кроме информационного шума и потраченного времени суда на написание ответа, от этого иска не будет".

Правда, на месте горе-дипломата я бы не была настолько самоуверенной.

Примером может служить иск Грузии против России в ЕСПЧ, по итогам 12-летнего рассмотрения которого суд вынес вердикт, что "на Российскую Федерацию не может возлагаться ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты, произошедшие в ходе отражения российскими военнослужащими нападения грузинской армии на миротворческий контингент и местное гражданское население в период с 8 по 12 августа 2008 года".

Кроме того, европейский суд не поддержал обвинения грузинской стороны о якобы имевшем место вторжении российских вооруженных сил на территорию Южной Осетии 7 августа 2008 года, то есть до нападения грузинских военных на Цхинвал.

Это только лишний раз подтверждает, что международные судебные инстанции никогда не выносят однозначных решений, формулируя свои приговоры в стиле "и вашим, и нашим". Украина уже столкнулась с подобными печальными последствиями в споре с Румынией по поводу острова Змеиный (и лишилась львиной доли континентального шельфа). Но история явно ничему не учит украинский МИД.

Жалоба российской Генпрокуратуры является своеобразным ответом на девять украинских исков и откровенно односторонние резолюции ПАСЕ по Украине.

По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, "пусть эти самые структуры, которые финансируются и постоянно о себе заявляют как о моральной истине в последней инстанции, попробуют не увидеть весь массив материалов, который был направлен".

То есть, получив российский иск, судебному органу Совета Европы придется предметно обсуждать факты нарушения прав человека на Украине на основе документов, а не фантазий и политических интриг парламентских делегаций стран Восточной Европы и их сторонников из Западной. И от того, как поведет дело ЕСПЧ, напрямую зависит его международный авторитет.

Факты преступлений Киева уже зафиксированы

При этом нельзя сказать, что Россия в процессе судебного разбирательства с Украиной в сфере прав человека находится в полном одиночестве.

Насильственная украинизация и ассимиляция национальных меньшинств и русскоязычного большинства на Украине, носящие системный характер на уровне национального законодательства, не остались без внимания. За последние годы на Украине принят закон об образовании, фактически запретивший получение начального, среднего и высшего образования на родном языке.

Это уже вызвало негодование Румынии, Венгрии и Польши, а также отмечено в Резолюции ПАСЕ. По мнению Ассамблеи, закон "влечет за собой серьезное сокращение прав, ранее признававшихся за "национальными меньшинствами" в том, что касается их собственного языка обучения". В ПАСЕ рекомендовали киевским властям "переосмыслить проблему образования на языках меньшинств, используя в качестве примера гибкую модель двуязычного образования для всех людей, принадлежащих к "коренным народам Украины" и "национальным меньшинствам" без какой-либо дискриминации".

Киев не выполнил ни одной из рекомендаций ПАСЕ. Более того, были приняты дискриминационные нормы закона "О функционировании украинского языка как государственного", принуждающие под угрозой штрафов и уголовного преследования сотрудников всех организаций, политических партий и предприятий всех форм собственности говорить лишь на украинском.

Эта вопиюще дискриминационная норма, оставляющая людям право говорить на родных языках лишь у себя на кухне, на днях была признана Конституционным судом Украины соответствующей основному закону. В дополнение к этим репрессивным нормам принят закон "О коренных народах", выбросивший из правового поля почти все проживающие на Украине народы, имеющие за пределами Украины свою государственность.

Большой объем доказательств нарушения прав человека, совершения военных преступлений в Донбассе, применения пыток и внесудебных преследований, нарушения свободы слова, избирательных и социальных прав граждан содержат доклады Управления верховного комиссара ООН по правам человека.

Последний обзор ситуации с правами человека в Украине (1 февраля — 30 апреля 2021 года) фиксирует такие нарушения, как отрезание граждан от пенсий, социальных услуг, образования, работы и здравоохранения на территории Украины, продолжение работы тайных тюрем СБУ, отсутствие прогресса в расследовании преступлений в Одессе, на Майдане и политических убийств (например, Олеся Бузины), обвинения в госизмене оппозиционных партий и закрытие оппозиционных телеканалов. ООН также призывает Верховную Раду "разработать закон о защите меньшинств и, в частности, их языковых прав".

Самое любопытное, что Киев на законодательном уровне признал, что действительно осуществляет сознательную дискриминацию "лиц донбасской национальности", передав ряду международных организаций решение о дерогации, т.е. временной приостановке действия отдельных положений конвенций в сфере защиты прав человека.

Под нож отправлены право на правовую защиту, свободу и личную неприкосновенность, гарантии отсутствия произвольных арестов и внесудебных расправ. Ликвидируется равенство всех сторон в судебном процессе, а также презумпция невиновности. У граждан страны отнимают право на свободный выбор места жительства, свободу передвижения, возможность покидать свою собственную страну и в неё въезжать.

Социальные обязательства в соответствии с Европейской социальной хартией ликвидированы в части положений об обеспечении прав трудящихся зарабатывать себе на жизнь по свободно избранной специальности, равной оплаты труда мужчин и женщин, предоставления женщинам оплачиваемого предродового и послеродового отпуска. Предполагается лишение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями права на социальную интеграцию и участие в жизни общества, права на жильё и защиту от нищеты и социального отторжения. Эти правовые ограничения касаются "зоны АТО", что само по себе является дискриминацией по месту жительства и прямо запрещено положениями международного права в сфере защиты прав человека.

Так что доказательств, в том числе и на уровне международных организаций, вполне достаточно для предметного рассмотрения иска даже в том случае, если ЕСПЧ решит игнорировать аргументы российской стороны.

Есть ли перспективы?

Россия наверняка сможет доказать целый ряд обвинений. В частности, насильственная ассимиляция и нарушение прав национальных меньшинств не вызывают сомнений и у ряда международных структур. Перспективным также выглядит обвинение в нарушении избирательных прав жителей Донбасса, также зафиксированных в требованиях международных резолюций.

В части же ситуации в Донбассе, водной блокады Крыма, уничтожения мирных граждан на Майдане, в Одессе, Мариуполе 9 мая 2014 года доказать свою позицию будет сложнее. И не только вследствие того, что подконтрольные Западу международные структуры считают Крым и Донбасс территорией Украины, а действия России – "оккупацией и аннексией".

ЕСПЧ в силу своих полномочий не компетентен принимать решения в вопросах мира и войны, территориальной целостности государств и прочих вопросов международного права в области военных конфликтов. Это больше относится к компетенции Международного уголовного суда, юрисдикцию которого по событиям на Украине после государственного переворота легкомысленно признал Киев. Поскольку РФ не является членом МУС, отвечать за военные преступления в Гааге будут именно украинские каратели и представители власти. Впрочем, мы немного отдалились от темы.

УВКПЧ ООН ранее признал немеждународный характер украинского конфликта: "Составители документа вслед за Международным уголовным судом констатируют, что на август 2014 года "уровень организации вооруженных группировок, функционирующих в Восточной Украине, включая ЛНР и ДНР, к тому времени достиг степени, достаточной для того, чтобы считать эти группировки сторонами немеждународного вооружённого конфликта". Таким образом, ЕСПЧ может воспользоваться возможностью избежать сложных решений и объявить преступления в Донбассе, события в Одессе и на Майдане внутренним делом Украины, не входящим в предмет рассмотрения международного иска.

В этой части обвинений более перспективными выглядят частные иски жителей Донбасса и Крыма к Украине, отражающие нарушение их личных прав и ущерба, нанесенных вследствие проведения АТО и ООС, а также водной блокады Крыма.

Безусловно, процесс грозит растянуться на многие годы, если не десятилетия, т.к. ЕСПЧ будет всячески избегать любых решений, неблагоприятных для Украины. Но в ходе разбирательства можно зафиксировать в судебном порядке целый ряд преступлений украинских властей, массовые факты нарушений прав человека и оценить само качество европейского правосудия. А это уже является аргументом для граждан европейских стран, ищущих справедливости в ЕСПЧ и оценки эффективности организации.

77

Коронавирус диагностирован еще у 145 человек в Абхазии

198
(обновлено 23:44 23.07.2021)
Общее число выявленных за все время случаев коронавируса в Абхазии достигло 20925. Выздоровели 16750 человек, скончались 285.

СУХУМ, 23 июл - Sputnik. На наличие коронавирусной инфекции проверили еще 550 человек в Абхазии, вирус выявили у 145 из них, сообщает Оперштаб по защите населения от COVID-19.

© Sputnik / Леон Гуния
COVID - 16 в Абхазии

Число пациентов, проходящих стационарное лечение в Гудаутской больнице выросло до 192, в тяжелом состоянии 63 человека, состояние здоровья 54 пациентов – средней степени тяжести. В Сухумской инфекционной больнице 41 пациент, 17 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Очамчырской ЦРБ - 23, в Гагрской ЦРБ – 45, 10 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Ткуарчалской ЦРБ – 15 пациентов.

В связи с увеличением числа пациентов в главном ковидном центре страны Минздрав рассматривает возможность организации дежурных медицинских бригад из других медучреждений республики.

Оперштаб по защите населения от коронавирусной инфекции призывает граждан Абхазии соблюдать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать заражения.

198
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии