Иммунитет попутал: названа прививка с необычными побочными эффектами

(обновлено 12:43 18.08.2021)
В самом начале пандемии появлялись сообщения о том, что в странах, где население массово привито противотуберкулезной вакциной, люди реже заболевают ковидом и меньше от него умирают.

Позже информацию опровергли, однако недавно ученые выяснили: БЦЖ все-таки полезна при терапии от коронавируса, поскольку способствует снижению в крови уровня провоспалительных цитокинов — они часто становятся причиной так называемого цитокинового шторма. Это не первые данные о неожиданных побочных эффектах этой вакцины. Среди них — защита от лепры, некоторых видов рака и диабета. От чего еще помогает БЦЖ, разбиралась Альфия Еникеева для РИА Новости.

Призрачная защита

В марте 2020-го группа ученых из Нью-Йорка, проанализировав данные по заболеваемости ковидом в разных частях света, обнаружила: там, где детей массово прививают противотуберкулезной вакциной, эпидемия разворачивается медленнее, а смертность от болезни в несколько раз ниже. Исследователи выложили наблюдения в виде препринта на сайте medRxiv, где публикуют медицинские статьи, которые пока не прошли рецензирование и не появились в научном журнале.

Уже через несколько недель похожую информацию опубликовали — тоже в виде препринта — эпидемиологи из Техасского университета (США). Собрали сведения о заболеваемости на тот момент в 178 странах, и по их подсчетам получилось: количество инфицированных на душу населения в государствах с обязательной вакцинацией от туберкулеза ниже примерно в десять раз, чем там, где БЦЖ больше не делают. При этом разница в количестве погибших от ковида — почти в 20 раз.

По мнению ученых из СПбГУ, объясняется это тем, что прививка против туберкулеза в младенчестве способна серьезно повлиять на только на складывающийся иммунитет: "Раннее и продолжительное воздействие штамма вакцины на формирующуюся иммунную систему обеспечивает адъювантный эффект — усиливает иммунный ответ организма на различные, в том числе многие инфекционные антигены".

Таким образом, страны, где до сих пор активно прививают от туберкулеза, должны были значительно меньше пострадать от нового коронавируса. Однако этого не произошло. В частности, Россию, где каждому новорожденному на третий день жизни делают БЦЖ, накрыло уже тремя волнами эпидемии.

Статьи о защите от ковида, которую якобы дает противотуберкулезная прививка, подверглись серьезной критике научного сообщества. Последний гвоздь в крышку гроба гипотезы вбили ученые из Университета Пенсильвании (США). В апрельской статье в Nature они заявили: на ранних этапах пандемии разница в заболеваемости между странами, где делают и не делают БЦЖ, действительно была. Но теперь она полностью исчезла, и на распространение коронавирусной инфекции сейчас влияют антиковидные вакцины.

Нет дыма без огня

Однако предположения исследователей о неожиданном побочном эффекте противотуберкулезной вакцины возникли не на пустом месте.

Во-первых, БЦЖ точно защищает от лепры (ее еще называют проказой). Дело в том, что эту болезнь, как и туберкулез, вызывают микобактерии, правда, другого рода: Mycobacterium leprae. Они и палочки Коха — возбудители туберкулеза — обладают сходными белками на поверхности клеток. Именно поэтому антитела, которые организм научился производить против туберкулезных палочек, реагируют на их родственниц и запускают иммунный ответ. Такое явление называют кросс-реактивностью.

Во-вторых, еще в 2013-м датские, нидерландские и американские ученые обнаружили, что БЦЖ снижает детскую смертность вообще от всех причин в два-три раза. Тогда исследователи предположили: дело не в защите от туберкулеза, ведь младенцы им практически не болеют. Кроме того, от самой болезни вакцина как раз предохраняет не всегда.

А значит, срабатывает неизвестный ранее механизм иммунологической памяти, благодаря которому БЦЖ тренирует врожденный иммунитет против огромного количества патогенов — неважно, вирусов, бактерий или грибков.

Скорее всего, после встречи с ослабленной бычьей туберкулезной палочкой — именно она входит в состав вакцины — в организме остаются не только специфические Т- и В-лимфоциты, но и клетки врожденного иммунитета с измененным обменом веществ. Они генерируют больше сигнальных молекул, из-за чего происходят эпигенетические сдвиги: одни гены перестают работать, другие, наоборот, становятся активнее. Как следствие, меняется и набор выделяемых этими клетками веществ, что, в свою очередь, помогает иммунитету справляться не только со знакомыми, но и с неизвестными ему патогенами.

Впрочем, научное сообщество к работам этой команды относится прохладно. Их публикации не раз критиковали за неточности методологии. Эксперты ВОЗ и вовсе заключили: дополнительные преимущества БЦЖ настолько малы, что их не стоит принимать в расчет.

Кто, если не БЦЖ

Тем не менее положительные побочные эффекты БЦЖ могут быть связаны не только с вакцинацией во младенчестве. Некоторые исследователи предлагают использовать этот препарат в терапии рассеянного склероза. Как показали испытания на пациентах, введение вакцины сразу после первых проявлений болезни значительно тормозит ее развитие.

Инъекции БЦЖ помогают и против диабета первого типа. Главная проблема при этом аутоиммунном заболевании — разрушение поджелудочной железы, которая синтезирует инсулин. В результате из-за нехватки гормона глюкоза перестает поступать в клетки, а ее уровень в крови повышается. Поэтому медики вводят больным инсулин, однако такое лечение никак не влияет на саму поджелудочную железу — она продолжает деградировать.

А вот инъекции БЦЖ, как выяснилось, эту проблему решают. Во-первых, приглушают аутоиммунную атаку организма на железу. Во-вторых, нормализуют глюкозный метаболизм лимфоцитов: глюкоза из плазмы крови начинает поступать в клетки, и ее концентрация в крови снижается.

Кроме того, есть сразу несколько работ, показывающих эффективность БЦЖ в терапии рака мочевого пузыря, лейкемии, лимфомы и меланомы. При этих заболеваниях вакцина усиливает иммунный ответ и помогает организму вовремя распознать раковые клетки, которые маскируются под нормальные. Впрочем, эксперты Кокрейнского общества пока относятся к таким работам скептически и считают приведенные доказательства недостаточными.

Палочка от ковида

И вот совсем недавно появились данные, что БЦЖ все-таки может быть полезна в лечении ковида. В начале августа индийские ученые выдвинули гипотезу, что прививка снижает циркуляцию в крови пациентов провоспалительных цитокинов, которые вызывают цитокиновый шторм. При этом состоянии собственные лейкоциты больного, охотясь на зараженные клетки, разрушают ткань легкого и приводят к гипервоспалению, с которым организм не в силах справиться.

В ходе эксперимента исследователи ввели БЦЖ 82 добровольцам в возрасте от 60 до 80 лет. Антител к коронавирусу у них не было. Еще 55 их ровесников вошли в контрольную группу. Через месяц после вакцинации уровень провоспалительных цитокинов в крови привитых оказался значительно ниже, чем у остальных. Кроме того, в их плазме уменьшилась концентрация хемокинов — цитокинов, стимулирующих миграцию лейкоцитов из крови в ткани.

Основываясь на этих результатах, авторы работы предположили: вовремя проведенная вакцинация БЦЖ сможет предотвратить развитие гипериммунного ответа при коронавирусной инфекции, а значит, спасти многие жизни.

Мировая пандемия коронавируса COVID-19 (1121)

Впервые за двадцать лет: российский ВВП побил исторический рекорд

(обновлено 12:16 16.09.2021)
В апреле — июне ВВП России прибавил десять с половиной процентов в годовом выражении, подсчитал Росстат.

СУХУМ, 16 сен - Sputnik. Предыдущий квартальный рекорд российского ВВП был в 2000 году. На этом фоне сокращается и безработица — ниже пяти процентов. Откуда такие результаты и как долго продлится подъем, читайте в материале Ирины Бадмаевой для РИА Новости.

Секрет в низкой базе

По сравнению с первым кварталом — плюс 8,6 процента. Внутренний валовый продукт, то есть рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг, в апреле — июне достиг 30,85 триллиона рублей. В целом за первое полугодие — 57,62 триллиона.

Положительную динамику демонстрируют гостиничный бизнес, общепит, оптовая и розничная торговля, банковские услуги, страхование. Подтягиваются спорт и культура.

Мощности нарастили обрабатывающие и добывающие предприятия: помог взлет мировых цен на энергоресурсы.

Помешали лишь ограничения в рамках соглашения ОПЕК+. Россия дисциплинированно соблюдает договоренности.

Рекордное увеличение ВВП во втором квартале аналитики объясняют эффектом низкой базы. В 2020-м из-за пандемии показатели резко снизились — на 7,8 процента. Особенно пострадали логистика, туризм, кафе и рестораны. Сократились грузоперевозки, добыча полезных ископаемых, выработка электроэнергии.

Когда карантин отменили, началось быстрое восстановление. Вслед за падением — подъем. Так было в 1998-м, 2010-м и 2016-м. Нынешний год не исключение. Отечественную экономику поддерживает отложенный спрос.

"Если вычесть пандемический фактор, результат окажется скромнее, но чище. По сравнению со вторым кварталом 2019-го ВВП прибавил 1,8 процента. Таким образом, можно сказать, что экономика вернулась к докризисному уровню", — объясняет РИА Новости Марк Гойхман, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade.

Не стоит забывать и про инфляцию. ВВП рассчитывают в текущих ценах второго квартала. "Индекс-дефлятор составил 118 процентов, сообщает Росстат. Значит, цены поднялись на 18 процентов. То есть реальный ВВП ниже номинального", — уточняет собеседник.

Цены продолжат расти. Их не остановит даже повышение ключевой ставки, поскольку инфляция в значительной степени носит немонетарный характер. Чтобы держать ее в комфортных рамках, нужны структурные преобразования экономики: инвестиции, технологии, инновации, а также конкуренция и рынки сбыта российских товаров и услуг.

Между тем ЦБ готов выйти на "психологический" уровень в семь процентов, если инфляция и инфляционные ожидания останутся на пике.

Пандемия для всех разная

В прошлом году отечественная экономика сократилась на три процента — худший результат с 2009-го.

Однако Россия пострадала от коронавируса меньше, чем другие страны. По данным Международного валютного фонда, ВВП США упал на три с половиной процента, Германии — почти на пять, Франции — более чем на восемь.

Поэтому мы восстанавливаемся быстрее. Способствовала этому и удачная конъюнктура мировых рынков. Прежде всего — дорожающие энергоносители. Так, в сентябре 2020-го нефть стоила чуть более 40 долларов за баррель, сейчас — около 75. Газ год назад котировался на уровне 90 долларов за тысячу кубометров, теперь — больше 900.

А некоторые отрасли на пандемии заработали. К примеру, доходы в фармацевтике, по информации агентства "Национальные кредитные рейтинги", выросли на 40 процентов. И прибавят еще 16, прогнозируют специалисты.

К концу года почти такие же результаты будут у цветной металлургии. Тут все дело в глобальном переходе к зеленой экономике, которой нужно много никеля, меди, палладия.

От коронакризиса выиграли сельское хозяйство и пищевая промышленность. Впервые в новейшей истории России экспорт сельхозпродукции превысил импорт: за рубеж в 2020-м отправили на 30,665 миллиарда долларов.

В этом году та же картина. По данным Минсельхоза, показатель к концу лета — почти двадцать миллиардов долларов. Больше десяти процентов ушло в Турцию, примерно столько же — в ЕС и Китай, в Южную Корею — 7,5, Казахстан — 5,9, Египет — 4,8. У Белоруссии четыре процента, Украины — и того меньше.

Из-за пандемии подорожали основные продукты питания. Сахар — на 59 процентов, картофель — на 36, подсолнечное масло — на 27, куриные яйца — на 16. Правительству пришлось вмешаться и временно заморозить цены.

Неудивительно, что продовольственная розница в плюсе. Маржинальность крупнейших ретейлеров превысила среднюю по отрасли.

Низкие доходы не дают разогнаться ВВП

По прогнозу экономистов, в третьем-четвертом квартале рост замедлится. Эффект низкой базы ослабеет.

"Для скачка нужно активнее развивать индустриальный сектор, который обеспечит импортозамещение. Процесс идет, но не так быстро, как хотелось", — отмечает Денис Палеев, доцент экономического факультета РУДН.

Пустеющие кошельки — еще один фактор, сдерживающий экономику. Спрос рождает предложение. Однако потребители сейчас стараются деньги сберечь. Многим и откладывать нечего — за чертой бедности в стране почти 18 миллионов человек.

"Реальные располагаемые доходы продолжат сокращаться из-за череды экономических спадов, инфляции. Необходима широкомасштабная поддержка: социальные выплаты, антикризисные пособия для всех слоев населения, кроме богатых", — считает Сергей Таланов, старший научный сотрудник Института социологии РАН.

К концу года рост ВВП выйдет на докризисный уровень — три с половиной-четыре процента, полагают аналитики. Задел на будущее — модернизация промышленности, чему во многом способствуют антироссийские санкции и новые эффективные инструменты стимулирования бизнеса, например через налоговый маневр. Все это придаст ускорение отечественной экономике.

Заплатить за груз: Баку и Ереван продолжают спор о границах

В Закавказье очередное обострение. На дороге между армянскими Горисом и Капаном появились азербайджанские блокпосты и полицейские.

СУХУМ, 16 сен - Sputnik. Несколько дней участок между армянскими Горисом и Капаном был заблокирован из-за ранения азербайджанского пограничника. Сейчас маршрут открыт, но иностранным фурам приходится платить налог за проезд. Первыми с этим столкнулись иранцы, которые традиционно торгуют с армянами. Подробнее читайте в материале Галии Ибрагимовой для РИА Новости.

Дорожная мзда

"На дороге Горис — Капан в районе поселка Воротан азербайджанцы установили полицейский пункт. За проезд по этому участку Баку взимает пошлины с грузовиков с иранскими номерами. Урегулировать ситуацию пытаются армянские и российские пограничники", — заявила Служба национальной безопасности Армении.

В соцсетях и телеграм-каналах опубликовали видео, снятые на трассе недалеко от Гориса. Возмущенные водители жалуются: на дороге между армянскими городами азербайджанцы требуют с каждого по 100 долларов.

"Откуда у нас столько денег? Мы так и сказали. Они пропустили, но пообещали в следующий раз забрать все сполна. Пригрозили, что иначе больше не попадем в Армению", — рассказывают иранцы.

В интернете обратили внимание, что дальнобойщики говорят на азербайджанском языке, поэтому предположили, что фуры идут с севера Ирана. Там живут этнические азербайджанцы. В карабахских войнах они поддерживали Баку, но торговые связи с Армений и Нагорным Карабахом не прерывали.

Толька за первые две недели сентября в Степанакерт въехали порядка 60 иранских фур с продовольствием и горюче-смазочными материалами. По версии Баку, до административного центра Нагорного Карабаха иранцы добираются обманом. Чтобы миновать зону ответственности российских миротворцев, они якобы меняют номера машин на армянские.

Тегеран все отрицает, но иранский посол Сейед Аббас Мусави исправно ходит в МИД Азербайджана за нотами протеста. На этот раз с Мусави беседовали не только дипломаты, но и сотрудники администрации президента Ильхама Алиева.

Налоговые пошлины — новая форма давления на Иран. "Транспортные средства иностранных государств при въезде на территорию Азербайджана и выезде с нее облагаются дорожным налогом и госпошлиной", — напомнили в таможенном комитете.

Азербайджанские чиновники снова сослались на советские карты. Там небольшой участок дороги между городами Горис и Капан в Сюникской области Армении оказывается в Губадлинском районе южного Азербайджана. До второй карабахской войны его контролировали армяне, а потому проблем не возникало.

Но теперь на въезде в Губадлы — билборд: "Добро пожаловать в Азербайджан". Безопасность армян здесь обеспечивают российские миротворцы.

Без еды и лекарств

Армения настаивает: Азербайджан не имеет права устанавливать блокпосты и полицейские участки. Официальной демаркации и делимитации границы не было, а потому пошлины незаконны.

Дорогу перекрыли в конце августа — после инцидента между армянским военными и азербайджанским пограничником. Потом поставили полицейский участок. Азербайджанцы готовы к переговорам лишь с российской стороной.

Армянская оппозиция обвиняет правящую партию "Гражданский договор" в бездействии. Опасаются продовольственного кризиса: без продуктов и медикаментов могут остаться жители сел Шурнух, Воротан, Бардзраван, Нор-Араджадзор.

Никол Пашинян настаивает, что Баку нарушает положения о разблокировке транспортных путей трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 года.

Ситуацией недоволен и сопредседатель Минской группы от Франции Стефано Висконти. На днях он встретился с армянским премьером. Но в Баку на критику европейцев не реагируют — после второй карабахской войны этот формат там считают устаревшим.

Альтернатива наказуема

"Угроза перекрытия транспортного сообщения возникла после того, как Баку заявил о планах демаркации и делимитации границ. У Еревана было время обеспечить альтернативные маршруты, но его упустили. Бездействие армянских властей может привести к тому, что Баку заблокирует и стратегически важную для нас дорогу в Иран", — рассуждает в беседе с РИА Новости армянский политический обозреватель Айк Халатян.

Он обращает внимание на то, что в любой конфликтной ситуации с Азербайджаном Пашинян апеллирует к России. "Создается впечатление, что армянский премьер пытается переложить ответственность на Москву. Но суверенитет и территориальная целостность — все же компетенция местной власти", — отмечает эксперт.

Положение может осложнить и строительство международного транспортного коридора "Север — Юг" через Армению. "Этот путь — альтернатива продвигаемых Алиевым транспортных проектов. Кроме того, Баку стремится замкнуть "Север — Юг" на себе и не заинтересован в конкурентах, тем более в лице Еревана", — говорит Халатян. По его мнению, новые инциденты неизбежны.

Опасные грузы

"В советский период границы между республиками были административными. Поэтому дорогу из армянских Гориса и Капана было проще проложить через Азербайджан. И до недавнего времени армяне беспрепятственно ею пользовались. Но Баку задело то, что там проходят иранские фуры с неизвестными грузами. Причем следуют они в Карабах через Лачинский коридор, где дислоцированы российские миротворцы", — объясняет азербайджанский политолог Рафик Исмаилов.

Собеседник отмечает, что в обязанности российских миротворцев не входит таможенный контроль. Их цель — обеспечить безопасность армян в Нагорном Карабахе.

"А для Азербайджана содержание иранских грузов принципиально. Баку выставил блокпосты, чтобы понять, чем Тегеран помогает карабахским армянам", — уточняет политолог.

Российский кавказовед Нурлан Гасымов видит проблему в том, что провоз товаров по Лачинскому коридору не прописан в документах. "В трехстороннем соглашении есть оговорка о свободном сообщении между Арменией и Нагорным Карабахом. Но как регулировать торговлю — вопрос", — отмечает он.

Эксперт уверен, что конфликтные ситуации между Арменией и Азербайджаном неизбежны до тех пор, пока стороны не примут соглашение, где будут прописаны механизмы решения хотя бы наиболее острых проблем.

Карасин: надо совместно искать выход из сложной международной обстановки

Председатель Комитета Совета Федерации Григорий Карасин рассказал о подготовке к парламентским выборам в России.
Карасин: надо совместно искать выход из сложной международной обстановки

Председатель Комитета Совета Федерации Григорий Карасин провел встречу с группой международных наблюдателей от Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) во главе с председателем Комитета Мажилиса парламента Республики Казахстан по законодательству и судебно-правовой реформе Арманом Кожахметовым.

Радио Sputnik цитирует слова Карасина на встрече, где он отметил, что нужно совместно искать выход из сложных обстоятельств развития международной обстановки.

"Участие представителей Организации Договора о коллективной безопасности в наблюдении за выборами в Госдуму будет способствовать тому, чтобы они прошли гласно и открыто. Чтобы все наши страны с уверенностью смотрели в будущее, понимая, что не все задачи еще решены - как в экономике, так и во внешней политике. Этот разговор касается прежде всего ситуации вокруг Афганистана, решения помощи Таджикистану в случае осложнения обстановки. Мы должны совместно искать выход из сложных обстоятельств развития международной обстановки. Были достигнуты договоренности о коллективных усилиях по урегулированию кризисных ситуаций на Ближнем Востоке и в Северной Африке", - рассказал Карасин.
Выборы депутатов Госдумы РФ восьмого созыва состоятся в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Голосование будет проходить три дня, начиная с 17 сентября. Всего будут избраны 450 депутатов, из них 225 - по партийным спискам, еще 225 - по одномандатным округам.