Общий компромисс: подробности карабахского мира

534
(обновлено 08:00 11.11.2020)
Трехстороннее соглашение, подписанное президентами России, Армении и Азербайджана, вернуло в регион мир и существенно усилило роль Москвы в Закавказье.

СУХУМ, 11 ноя - Sputnik. Около двух тысяч российских миротворцев входят в Нагорный Карабах в тишине — разрывы снарядов наконец умолкли. О тонкостях достигнутого компромисса, читайте в материале РИА Новости.

Обмен военнопленными и возвращение беженцев

С начала конфликта Кремль занимал сдержанную позицию и призывал стороны к прекращению огня. "Да, конечно, — подчеркивал в конце октября Владимир Путин, — можно сказать, что там уже тридцать лет идут переговоры, а толку никакого нет. Ну что ж, на мой взгляд, это не значит, что нужно начать стрелять". Москва не раз пыталась посадить Баку и Ереван за стол переговоров. Благодаря этим усилиям 10 октября было заключено первое соглашение о прекращении огня, но оно не продержалось и дня. Российский президент, по собственным словам, едва ли не каждый день общался по телефону с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном.

При этом 9 ноября ничто в информационном пространстве не указывало на подготовку трехстороннего соглашения. Но уже 10 ноября двадцать два военно-транспортных самолета Ил-76 с миротворцами на борту отправились в Карабах. Там российские военные пробудут минимум пять лет — с автоматическим продлением, если ни одна сторона не выразит желания свернуть их деятельность. Но предупредить об этом надо за полгода.

Миротворцы разместятся на линии соприкосновения и вдоль Лачинского коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом. В их распоряжении будет 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.

Трехстороннее соглашение прежде всего предполагает полное прекращение огня, затем — обмен телами погибших и военнопленными.

В дальнейшем под контролем ООН на эти земли вернутся беженцы — однако речь в документе может идти не только об азербайджанцах, покинувших территорию почти тридцать лет назад, но и о тех, кто был вынужден уехать из Карабаха в ходе нынешних боев.

В Степанакерте заявляли, что в регионе проживает до ста пятидесяти тысяч человек. В результате обострения конфликта около 90 тысяч стали беженцами, указывал глава МИД Армении Зограб Мнацаканян. В Баку говорят о миллионе азербайджанских переселенцев.

Важность решения проблемы беженцев отмечали в Кремле. "И все это будет под контролем управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, будет производиться обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами и телами погибших", — сказал журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Семь районов и коридор

До 1 декабря под контроль Баку перейдут значительные территории. Для Еревана это пояс безопасности — или буферные зоны, которые не относились непосредственно к Нагорному Карабаху. Баку называет их "семь оккупированных районов". Армянская сторона установила контроль над ними по итогам войны 1992-1994 годов. Прежде эти земли входили в Азербайджанскую ССР. Ереван планировал обменять их на признание независимости Нагорного Карабаха.

Мадридские соглашения — основные принципы урегулирования конфликта, предложенные Минской группой ОБСЕ в Мадриде в 2007 году — предусматривали передачу этих районов Баку.

Более десяти лет назад по инициативе Москвы для разрешения карабахского конфликта разработали так называемую казанскую формулу: перемирие с взаимными уступками. Стороны практически согласовали ее, но так и не подписали.

Четырнадцатого октября Никол Пашинян в обращении к нации рассказал, что Азербайджан требовал от Армении сдать семь районов в обмен на перемирие: сначала вывести армянские силы из пяти районов, потом еще из двух и в итоге — из самой непризнанной республики. Тогда, по его словам, армянское правительство "отказалось от решения карабахского вопроса и территориальных уступок без определения статуса НКР".

Спустя почти месяц Пашинян признал: вооруженный конфликт можно было бы предотвратить, если бы Ереван согласился отдать пять районов, но армянский народ не поддержал бы это решение.

И Мадридские соглашения, и "казанская формула" подразумевают открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом (у них нет общей границы). Для Еревана и Степанакерта это была гарантия безопасности, Баку выступал категорически против. Стороны соглашались лишь вынести этот вопрос в некое отдельное обсуждение.

Наконец, по трехстороннему соглашению это будет сделано. Дорога пойдет через Лачинский район, но не затронет город Шуши — Азербайджан его занял после тяжелых боев. Этот древний город символически значим для обеих сторон. Кроме того, он стоит на горе, а значит, важен и стратегически: Степанакерт оттуда — как на ладони.

Предусматривается строительство еще одной дороги — из Азербайджана в Нахичеванскую Автономную Республику. Транспортное сообщение контролируют подразделения Пограничной службы ФСБ России. По согласованию сторон будет обеспечено и создание других коммуникаций.

Нахичеванская Автономная Республика (в Советском Союзе именовалась Нахичеванской АССР) — эксклав Азербайджана, то есть район, отделенный от основной территории страны. Население — 440 тысяч человек, есть собственная конституция. Путь туда через армянскую территорию был давней целью Баку.

Статус непризнанной республики

В Мадридских соглашениях был еще один важный пункт, а для жителей Нагорного Карабаха — важнейший: предоставление временного статуса, гарантирующего безопасность и самоуправление, а затем и определение окончательного правового статуса на основе юридически обязательного волеизъявления. В нынешнем договоре этого нет.

Раньше Ильхам Алиев говорил, что готов на самый высокий уровень автономии для армян, проживающих в Карабахе. Но теперь риторика Баку ужесточилась. Десятого ноября Алиев эмоционально заявил, что ни о каком особом статусе не может быть и речи: "Статус ушел к черту, провалился, разлетелся в пух и прах, нет его и не будет. Пока я президент — не будет".

Если посмотреть на карту с учетом последних завоеваний Баку, можно увидеть: у непризнанной республики еще довольно много территорий. Какова их судьба, неясно. Либо армянские войска оттуда выйдут и эти земли возьмут под контроль миротворцы, либо останутся — вместе с миротворцами, рассуждает с разговоре с РИА Новости эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.

"В принятом документе вопрос о статусе целенаправленно опустили. Это некий реверанс в сторону Минской группы ОБСЕ, влияние которой в нынешнем раскладе снизилось. Но Россия, как член этой группы, не может же просто проигнорировать ее существование.

Сейчас посредством переговоров России, Армении, Азербайджана, Турции создаются условия, чтобы потом в формате Минской группы подписать конкретное соглашение. В нем и должен быть определен статус Нагорного Карабаха", — полагает Семенов.

Очевидно, что переговоры о статусе продолжатся, соглашается российский эксперт, кавказовед Нурлан Гасымов: "Ведь это сердцевина проблемы, из-за этого и шла война".

Он подчеркивает: пока нет понимания, какой режим будет на территориях, которые Баку не взял под контроль в ходе наступательной операции. Речь не только о Степанакерте, но и о Ханкенди, Мартуни. Продолжает ли там действовать непризнанная республика или она ликвидируется — непонятно.

"Можно предположить, что после того, как туда войдут миротворцы, появятся условия для дальнейших переговоров. Лидеры Армении и Азербайджана, возможно, еще раз встретятся в Москве и начнут предметно обсуждать соглашение о мире", — говорит Гасымов.

Эксперт напоминает: Минская группа занимается проблемой статуса НК с 1992-го. Но шла война, и вопрос откладывался. В Бишкекском соглашении 1994 года о перемирии статус региона не был определен. Потом после войны выдвигались предложения — предоставить Нагорному Карабаху статус наподобие Аландских островов в Финляндии или Южного Тироля в Италии. Ничего так и не выбрали.

Однако сейчас ситуация такова, что без ясных и понятных решений конфликт останется замороженным, а это не нужно никому.

534

Сирийские туркоманы в Карабахе: поездка на войну или большое переселение?

128
(обновлено 21:07 26.11.2020)
Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе привлек несколько тысяч сирийских наемников, которые прибыли в зону боевых действий при посредничестве Турции, и действовали на стороне Азербайджана.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Сирийские боевики-переселенцы могут стать реальностью послевоенного Нагорного Карабаха. Аналоги в истории есть: переселение албанцев в сербское Косово при Османской империи. Для Турции эта организованная миграция – дополнительная возможность закрепиться на Южном Кавказе всерьез и надолго.

Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе привлек несколько тысяч сирийских наемников, которые прибыли в зону боевых действий при посредничестве Турции, и действовали на стороне Азербайджана. После заключения трехстороннего соглашения и прекращения войны до сего дня ничего не известно о возвращении туристов-террористов на родину. Высока вероятность, что сирийцы поселятся со своими семьями в районах, возвращенных Азербайджану.

По данным телеканала Sky News Arabia, турецкое правительство содействует миграции туркоманских семей с северо-востока Сирии в районы Нагорного Карабаха (переселенцам обещают азербайджанское гражданство), чтобы изменить демографию региона. Турция уже имеет опыт подобной трансформации в городе Африн (на северо-востоке Сирии), где сегодня проживает менее семи процентов коренных жителей.

Представитель Автономной администрации северо-востока Сирии Шафан аль-Хабури в интервью Sky News Arabia подтвердил информацию об инициативе турецкого правительства по переселению сирийских семей в Нагорно-Карабахский регион. И подчеркнул, что руководство Турции не забывает о существовании в 1923 – 1929 годах на территории Карабаха "Республики Красный Курдистан" со столицей в городе Лачин.

Ничего чересчур фантастического в этом проекте нет. Переселенцы-туркоманы (потомки волн тюркского заселения Ближнего Востока до образования Османской империи) с террористическим опытом представляют собой вполне подготовленный "воинский контингент", за небольшие деньги способны участвовать в боевых действиях все равно где и против кого. А гипотетическое превращение Карабаха в подобие "кавказского Косово" позволит Анкаре в любое время выступить на защиту братского народа. Турецкий парламент уже одобрил отправку войск в Азербайджан, и это лишь начало большой геополитической игры на Южном Кавказе – с участием запрещенных в РФ террористических организаций "Джебхат ан-Нусра", "Фиркат Хамза", "Султан Мурад", и экстремистских курдских группировок.

Новые "янычары" Кавказа

Турецкая сторона официально отрицает отправку наемников в Азербайджан, и заявляет о поддержке Армении боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК), которая десятилетиями борется против турецких властей. В Баку утверждают, что на стороне Армении - наемники из Сирии и Ливана, что технологически возможно, но уже неактуально. Хрупкий мир проходит испытание временем. Необходимо искать дипломатический выход из карабахского тупика, а не переселять туда ближневосточных "колонистов" с сомнительным прошлым.

Напомню, в провинциях Латакия и Алеппо проживают около 100 тысяч сирийских туркоманов, которые связаны с рядом террористических организаций, и много лет воюют с правительственными войсками САР. Власти Турции поддерживают вооруженные формирования туркоманов. Медиа-ресурс Аfrinpost 23 ноября сообщил, что турецкие власти открыли два офиса в центре курдского региона Африн на севере Сирии для семей, желающих зарегистрироваться для переезда в Нагорный Карабах, «на территорию, занятую азербайджанской армией". И к ним уже выстроились очереди туркоманских семей (преимущественно из провинции Хомс). Вероятно, всех этих людей сумели мотивировать. Перед отправкой мигрантов в Нагорный Карабах турецкая разведка заносит их данные в свою базу.

По оценке руководителя азербайджанского Центра курдской культуры "Ронаи" Фахраддина Пашаева, сегодня в Азербайджане проживают около 240 тысяч курдов, но Турция намерена переселять в Нагорный Карабах не ближневосточных курдов, а исключительно туркоманов (с семьями). Пойдет ли это на пользу Азербайджану, не говоря уже об армянском населении?

Согласно переписи 1923 года, в Нагорно-Карабахской автономной области армяне составляли 94%, 6% были представлены в основном азербайджанцами. Курды и русские оставались в явном меньшинстве. За годы советской власти доля армянского населения в Карабахе снизилась до 77%, азербайджанцев стало более 21%. Война начала 1990-х годов внесла свои коррективы. Демографический состав на перспективу труднопредсказуем.

Армейские будни

Российская группировка миротворцев в армянской части Нагорного Карабаха делает все возможное для налаживания послевоенной жизни. Инженерно-саперные подразделения проводят инженерную разведку, разминирование дорог, эвакуацию сгоревшей техники с дорог общего пользования. В Степанакерте восстановлены дорожное движение, электро-водоснабжение социальных объектов гражданской инфраструктуры и жилых домов, действует гуманитарный центр, разворачивается аэромобильный госпиталь. Российские миротворцы сопровождают автобусы с беженцами, и домой вернулись уже несколько тысяч местных жителей.

Согласно трехстороннему заявлению, подписанному 9 ноября президентами Азербайджанской Республики, Российской Федерации и премьер-министром Республики Армения, 25 ноября подразделения азербайджанской армии вошли в Кельбаджарский район, 20 ноября под контроль Баку перешел Агдамский район, и вскоре (1 декабря) – перейдет Лачинский район. Передача территории азербайджанской стороне – при посредничестве российских миротворцев – не предусматривает моментального возвращения беженцев 1992 года.

Дальнейшая судьба Карабаха во многом зависит от армии и военно-политического руководства АР. Трансформация семи районов из армянской "зоны безопасности" в столь же малолюдную и опасную азербайджанскую зону – крайне нежелательна. Вероятность заселения семи районов сирийскими туркоманами есть. Через 28 лет "в никуда" вернуть сотни тысяч азербайджанских беженцев, которые уже обосновались на новом месте, – очень сложная задача. Так может состояться "рукотворная" замена одного народа другим.

Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с министром обороны Турции Хулуси Акаром, главой МИД Мевлютом Чавушоглу, главой разведки Хаканом Фиданом и командующим сухопутными войсками Умитом Дюндаром заявил о "равноправных ролях" России и Турции в решении конфликта. Турецкие военные советники широко представлены в стране. Значительное их количество в удаленной от Карабаха, но граничащей с Арменией Нахичеванской автономии свидетельствует об изначальной готовности Баку и Анкары к большой войне на всем "армянском фронте". Россия равноправно остановила боевые действия, и этим не все удовлетворены.

Турецкий министр обороны Хулуси Акар 24 ноября заявил, что переговоры с РФ продолжаются и после достижения трехстороннего соглашения, турецкое патрулирование между наблюдательными пунктами в Карабахе планируется и, пожалуй, самое важное: "Мы осуществим его в соответствии с нашими переговорами с Азербайджаном".

Совершенно очевидно, речь идет не о совместном мониторинговом центре. Анкара готова действовать, вопреки интересам региона и логике умиротворения сторон конфликта. Возможно, "новый мир" в Карабахе кому-то очень мешает.

 

128

Парламент Азербайджана призвал исключить Францию из Минской группы ОБСЕ

121
(обновлено 12:35 26.11.2020)
Сенат Франции в среду 25 ноября абсолютным большинством голосов принял резолюцию с призывом к правительству страны признать Нагорный Карабах.

СУХУМ, 26 ноя -Sputnik. Парламент Азербайджана предложил правительству страны обратиться в ОБСЕ для отзыва Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сообщает РИА Новости.

Французский сенат в среду абсолютным большинством голосов принял резолюцию с призывом к правительству страны признать Нагорный Карабах. Документ носит рекомендательный характер.

"Милли Меджлис (парламент - прим.) предлагает правительству Азербайджана обратиться к руководству ОБСЕ для отзыва Франции из сопредседательства Минской группы ОБСЕ", - говорится в заявлении, принятом в четверг на заседании Милли Меджлиса в знак протеста против резолюции, принятой сенатом Франции.

Также Парламент Азербайджана призывает правительство "пересмотреть и глубоко проанализировать" политические и экономические отношения с Францией после резолюции по Карабаху.

"Заявление, подписанное 10 ноября 2020 года президентами Азербайджана и России и премьер-министром Армении, положило конец нагорно-карабахскому конфликту. Это трехстороннее заявление означает выполнение четырех резолюций, принятых СБ ООН, которые поддержала и Франция. Указанное заявление также обеспечило выполнение документов, принятых другими авторитетными международными структурами. Милли Меджлис напоминает, что новые реалии должны быть приняты всеми", - говорится в заявлении парламента Азербайджана.

Документ был вынесен на голосование и принят.

121