Песочные часы

А что, если бы это случилось сегодня?..

2012
(обновлено 14:29 08.02.2017)
Об институте брака в абхазском обществе и степени его подверженности изменениям на основе реальной истории из жизни рассуждает колумнист Sputnik Батал Шулумба.

Батал Шулумба, Sputnik

В природе стремление к свободе заложено во всем, от мелких частиц до целых государств. Даже молекулы выбиваются из закономерных химических процессов, чтобы гордо именоваться свободными радикалами, и ключевое слово здесь "свободные".

А насколько свободны мы? Как далеко мы способны зайти, чтобы вырваться из общей картины привычного ареала обитания? Принимаем ли мы решения, которые угодны нам, или решения, отвечающие запросам общества? Может, нам неверно указали путь, и мы ломимся не в те ворота? И, самое главное, готовы ли мы заплатить за свое решение?

На жизненном пути часто встречаются интересные, с необычными судьбами люди, часть которых успешно диктует жизни свои условия, другая – тщетно выставляет ей ультиматумы, заведомо зная, что ничего не выйдет, а некоторым, увы, уже поздно вступать с ней, как минимум, в паритетные отношения. Все расставлено по своим местам.

Абхазское общество известно своей традиционностью, приверженностью к обычаям, следованием заветам отцов и дедов. Это все то, что делает нас отличными от других сообществ, идентифицирует наш моральный облик, отличающийся высокими требованиями к личностным человеческим качествам и взаимоуважению. Потому любые случаи в нашем обществе, противоречащие вековым нормам поведения, или очаги, в перспективе эволюционирующие в эти самые противоречия, старательно, а при возможности превентивно, гасятся, и если хотите – уничтожаются. Например, эпизоды, бросающие хоть малейшую тень на имя (читай всего рода) честного и порядочного абхазского крестьянина, немедленно и безапелляционно ликвидируются. 

Если дочь опозорила отца, то она в большинстве случаев, если не во всех, покидает отчий дом. От нее отрекается семья, с ней перестают поддерживать связь, и в "наследство" она получает хорошую, многолетнюю порцию осуждения, от некогда родных, бесчисленных двоюродных, троюродных и далее по веткам семейного древа. Длительность процесса отлучения разная, много личностных факторов. Да и сама "отлученная" не всегда стремится возобновить семейные связи. Но это совсем другая тема. 

Были советские времена, времена которые многим запомнились и воспринимаются сейчас по-разному. Для многих это время запомнилось тотальным дефицитом и унижениями при "выбивании" летних путевок на Юг, другие искренне утверждают, что "тогда было лучше". 

Так вот, во времена, "когда было лучше", в одном из "дефицитных" гастрономов Абхазской АССР произошла встреча двух молодых людей (она там работала, а он захаживал часто). Опустим подробности, короче, они полюбили друг друга. На этом история могла бы закончиться традиционной абхазской свадьбой с присущей ей пышностью, обильным угощением и танцами. Но этот случай не тот, в этой истории "по ту сторону баррикад" (не хочу показаться распространителем "болливудских" сюжетов, но факты прежде всего) стояла жена с детьми. Жена – хорошая, дети – тоже, и все бы хорошо, да только это был один из тех браков, про которые в Абхазии говорят "аԥҳәыс дизырҳәеит", то есть родственники его попросту женили на молоденькой прилежненькой девушке из соседнего села. Потому что "время пришло", и негоже человеку за 30 бобылем ходить. Опять же устои… И разве же они плохи? 

Был бы в то время Фейсбук, парня за пару минут вывели бы на чистую воду "друзья друзей" – группа людей, о которых нам мало что известно, но которые неплохо осведомлены о нашей жизни. Да и сама история разошлась бы по сети мгновенно, правда, сложно сказать, было бы это в стиле Маргарет Митчелл или в интерпретации вездесущей соседки с недооцененными репортерскими способностями. Впрочем, не стоит гадать. Это история уже давно "похоронена", и знающие молчат, "потому что не принято об этом говорить, дабы не смутить участников давнишних событий". 

Описывать драматичность событий не стану, ограничусь только хронологией: роман развивался стремительно, и влюбленные, понимая всю сложность обстоятельств, решаются на побег из страны, в надежде устроить свое счастье вдали от осуждающих взглядов. Она соглашается. Наступает час икс. Но родные девушки узнают обо всем в последнюю минуту (наверняка не обошлось без доброхотного осведомителя). Поездка в "светлое будущее" самым грубым и бесцеремонным образом прерывается на вокзале: отец ведет перед собой заплаканную дочь с растрепанными волосами. Гул людей, толпящихся на перроне, вмиг утихает, все будто умерло… Беглецы водворены в свои дома, но история запретной любви стала уже достоянием взволнованной общественности.

И здесь события принимают самый трагический оборот. Не добившись своей любимой, парень сводит счеты с жизнью. Жена остается без супруга, дети – без отца. Две уважаемые фамилии в тупике – им остается только разойтись и надеяться, что ни на поминках, ни на свадьбах они не свидятся. Молодую девушку, со смутно виднеющимся будущим, отправили к бездетной тетушке в другую, менее южную страну Советов. Навсегда. 

Это сейчас в обществе витает обманчивое чувство вседозволенности, оправдываемое кризисом общечеловеческой культуры, который то ли произошел на самом деле, то ли активно нам внушается силами, порождающими все новые и новые элементы массовой культуры. А что тогда помешало героям повторить попытку побега? Мораль? В любом случае сложно выводить общий знаменатель, но есть уверенность, что времена были другими. Кажется, отлаженно работал механизм: если оступился, немедленно сделай шаг и вернись в исходное положение, пока не прошел "точку невозврата". Как развивались бы выше описанные события, случись это вчера, по соседству. 

Случись это все в наше время, у истории вполне мог быть другой конец: законное расторжение законного брака с выплатой алиментов детям и счастливым вторым браком. Все это могло бы быть, но вероятность все же небольшая, ведь, согласитесь, не много таких примеров вы можете назвать в нашем обществе. В этой истории нет задачи, противопоставить традиционные устои со стремлением человека быть счастливым, поскольку они не взаимоисключаемы, по крайней мере, у нас. Но то, что часто встречается стереотипное мышление относительно института брака, бесспорно. 

Главная проблема всего, что описано выше, это определить, каждому лично для себя, насколько изменились наши представления о семейных, общечеловеческих ценностях, например за последние полвека, и изменились ли они вообще? Что мы приобрели, и что потеряли? Здесь нет готовых ответов, просто каждому из нас иногда нужно остановиться и подумать, какими последствиями для себя лично и для близких может обернуться то или иное решение. Свобода – не "химический" процесс, а сложнейшая система наших устремлений, которые нуждаются в корреляции с взвешенными и, главное, ответственными решениями.

P.S. История очень личная, и я упоминаю ее исключительно с позволения главной героини, которая, к сожалению, недавно ушла из жизни. Пусть это станет данью ее памяти. Быть может, именно вне физического существования и постигается абсолютная свобода. Но как же хочется быть счастливым здесь и сейчас. 

Об авторе: Батал Шулумба – публицист, кандидат филологических наук, член Союза журналистов Абхазии

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

2012
Теги:
браки, свобода слова, общество, традиции, семья, Батал Шулумба, Абхазия

Террорист убил учителя, а Европа убивает себя сама

93
(обновлено 11:16 19.10.2020)
В пятницу во Франции около учебного заведения в коммуне Конфлан-Сент-Онорин произошло убийство преподавателя. Предполагаемый нападавший был застрелен сотрудниками полиции в соседней коммуне Эраньи.

После кошмарного убийства учителя радикалом-исламистом Франция задалась сакраментальными русскими вопросами: кто виноват и что делать, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

В связи с первой темой французским журналистам оказался наиболее интересен момент, каким образом чеченская семья из России вообще получила статус политических беженцев. Выяснилось, что она переехала во Францию в 2008 году, где ее ходатайство об убежище несколько лет рассматривалось властями — и в результате было отклонено. Однако в 2011-м Национальный суд по вопросам права убежища отменил это решение. Ну а чуть больше полугода назад — по достижении совершеннолетия — будущий убийца автоматически получил собственный вид на жительство.

В общем, совершенно обычная история в современной Европе.

Что касается второго вопроса, то тут бескомпромиссно выступили французские власти, заверив сограждан, что они не намерены сворачивать с выбранного пути борьбы с исламизмом.

Роковой урок, на котором 47-летний Самюэль Пати в рамках занятия по свободе слова показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, прошел в начале октября. Тогда же состоялось выступление Эммануэля Макрона, вызвавшее серьезный резонанс далеко за пределами страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего французского коллегу в "открытой провокации" и посягательстве на свободу совести.

Именно в этой речи французский лидер объявил войну "геттоизации" Франции, "исламистскому сепаратизму" и анонсировал масштабный план по борьбе с закрытыми, варящимися сами в себе этническими и религиозными анклавами. Кстати, именно система образования — главное направление кампании. В частности, планируется практически полный запрет домашнего образования и жесткое выкорчевывание "нелегальных школ, которыми зачастую руководят религиозные экстремисты".

После произошедшего теракта нередко звучали удивленные и даже местами осуждающие мнения российских комментаторов в адрес убитого учителя, который продемонстрировал 12-14-летним ученикам откровенно оскорбительные для некоторых из них карикатуры.

Важно понимать, что это была не просто личная инициатива Пати — он действовал в рамках программы и установок французской системы образования. На том злосчастном занятии преподаватель, пытаясь сгладить острый момент, заранее предупредил учеников о содержании изображений, которые покажет, и предложил выйти из класса тем, кому это неприятно.

Самое удивительное, что французское государство и впрямь считает подобный подход эффективным в борьбе за секуляризацию, интеграцию меньшинств и размывание сформировавшихся в стране гетто.

Ведь можно без особых проблем предугадать реакцию подростков, выросших в замкнутой этнической среде, выдернутых из частных школ под руководством имамов-экстремистов и посаженных за парту государственного учебного учреждения, где им на уроке покажут нарисованную картинку обнаженного мужчины с подписью, что это пророк Мухаммед. И дело даже не столько в том, что кто-то из них решит повторить путь 18-летнего чеченца, сколько в том, что трудно придумать более надежный способ навсегда вызвать у молодых людей глубочайшее отторжение и отвращение к европейским ценностям, культуре и образу жизни.

Инициатива Макрона вызвала крайне бурную реакцию не только в исламистских кругах, но и у противоположного — либерального — лагеря, который усмотрел в предложениях французского президента недопустимое наступление на права и свободы граждан.

Самое ироничное и печальное, что все три стороны этого противостояния на самом деле говорят на одном языке — языке радикализма и нет принципиальной разницы между исламистским экстремизмом, левацко-политкорректным либерализмом и секуляризмом в крайних формах, что ныне практикует французское государство. Для решения действительно острой и давно назревшей проблемы Франция прибегает к тем же методам максимально грубой промывки мозгов, что и исламисты, правда, шансов, что они сработают, у нее куда меньше.

В свое время Европа подарила миру удивительную — потому что работающую — концепцию свободы, которая выражена в популярнейшей формуле, согласно которой свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Существуют разные интерпретации этой мысли, но все они так или иначе сводятся к тому, что даже самое свободное общество предполагает определенные ограничения для каждого своего члена.

На практике это вылилось в то, что система западной демократии в своем классическом виде воспринимает маргинальными и неприемлемыми любые крайние и непримиримые в своей крайности точки зрения — будь то правые, левые, красные, белые или серо-буро-малиновые. А общественный и политический консенсус в такой системе делает ставку на компромисс и взаимоуважение, в том числе уважение к чужим убеждениям, верованиям и ценностям.

Нет никакого противоречия в том, чтобы, борясь с религиозным экстремизмом, не допускать и уж тем более не пропагандировать в государственных школах вакханалию воинствующего безбожия, целенаправленно оскорбляющего верующих. Точно также государство может стоять на страже неприкосновенности частной жизни человека вне зависимости от его сексуальной ориентации, но при этом жестко блокировать любые попытки проникновения нетрадиционных сексуальных практик в общественную жизнь, будь то гей-парады или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних.
Одно другому никак не противоречит.

Но, похоже, Запад просто забыл об этом. И можно быть уверенным, что взятая им ныне на вооружение концепция, подталкивающая людей к радикализации, а общество — к непримиримости и углублению раскола, даст свои фатальные плоды.

93

Назад, к бедности: Всемирный банк грустит, Китай полон оптимизма

88
(обновлено 14:19 18.10.2020)
По данным Всемирного банка, обратно в нищету по итогам 2020 года будут отброшены 88-115 миллионов человек. И вернуться к исходной, вчерашней точке удастся разве что лет за десять.

Самый, наверное, обсуждаемый сейчас повсюду международный документ — это сообщение Всемирного банка о том, что в 2020 году мир резко обеднел и с этим надо что-то делать, пишет колумнист РИА Новости Дмитрий Косырев. Документ, и особенно итоговый призыв, явно обращен к предстоящей ежегодной встрече "Группы двадцати" (лидеров ведущих экономик мира), но в нем масса фактов, интересных также всем и каждому.

И самый эффектный факт в том, что мы, то есть мир, очень хорошо жили в последние два-три десятилетия, но мало кто это замечал: к хорошему привыкаешь. С начала 1990-х годов доля людей в мире, живущих за чертой абсолютной бедности (1,9 доллара в день), снизилась с 35 до 8,4%: фантастический успех, прежде всего благодаря Китаю, где разбогатели около 700 миллионов. На начало года "экстремально бедных" оставалось только 9,2% населения планеты, или 689 миллионов человек. Говорили о том, что к 2030 году будет полная победа — мир без нищеты.

И вот, сообщает нам ВБ, пришел 2020-й — и кривая на графике впервые надломилась. Обратно в нищету по итогам года будут отброшены 88-115 миллионов человек. И вернуться к исходной, вчерашней точке удастся разве что лет за десять (если повезет).

Причины банк обозначает так: сочетание военных конфликтов, перемен климата и пандемии. Важнее всего последний фактор. Здесь надо смотреть на детали: раньше типичный супербедный был жителем какой-то отдаленной деревни в Африке южнее Сахары. Сейчас больше всего пострадали совсем другие страны — "среднего дохода", где будет теперь помещаться до 82% только что обедневших.

Это прежде всего Индия, Бангладеш, Нигерия и прочие. Портрет отброшенных сегодня в нищету такой: это скорее городские жители, работали в "неформальном секторе" и на каких-то производствах, "на которые более всего оказали влияние локдауны и ограничения в перемещении". Индия, напомним, известна наиболее длительными и жесткими карантинами из всех прочих стран мира. Всего, получается у банка, на грани выживания в ближайшее время окажется в 150 раз больше людей, чем умерло от самой пандемии.

Все в целом по масштабу напоминает потери, которые мир обычно несет после какой-нибудь мировой войны. Собственно, множеством экспертов уже было сказано, что Третья мировая давно идет, просто она ведется новыми методами — без боевых действий как таковых (не считая региональных конфликтов). Это война ценностей и подходов к глобальному и местному управлению, неразрывно слитая с борьбой разных лобби и отраслей экономики за то, кто из них будет дальше диктовать людям, как им теперь следует жить.

Резкий рост крайней бедности — только часть такого процесса, можно было бы вспомнить обеднение среднего класса в относительно небольшой группе западных стран, называющих себя развитыми. Или очень странную кампанию по заселению Европы или США мигрантами под разговоры о "врожденном расизме белого человека". Или прочие кампании, направленные на уничтожение нормальной жизни обществ. Раньше такая перезагрузка всей системы происходила по итогам массовых боевых действий (пир победителей), сейчас обходится без них.

Беспрецедентность происходящего наводит на мысли, что призывы ВБ "что-то сделать" с рывком бедности не каждый в сегодняшнем мире услышит — не до того. Ну хотя бы США — кто-то еще думает, что Америка с ее нынешними проблемами способна улучшать мир? Хотя министры финансов G20 очень серьезно отнеслись к идее продлить мораторий на обслуживание внешнего долга наименее развитых стран еще и на 2021 год. Но это капля в море проблем.

Единственная из великих держав, делающая оптимистические заявления насчет способности человечества успешно и дружно пройти через нынешнюю черную полосу, — это Китай. Например, идея построить "процветающий, чистый и красивый мир" достаточно типична для китайских внешнеполитических заявлений (в данном случае речь об инициативах по части экологически дружественных технологий). Но Пекину удается в лучшем случае декларативно обозначить направление, в котором он хотел бы идти вместе с партнерами. Или возглавить движение, хотя лидерство — такая штука, которую нужно предлагать очень аккуратно.

А вот если речь о практических и результативных действиях, то с этим сложнее. На минувшей неделе Китай, например, провел акцию в ООН — инициировал совместное заявление 26 стран в Третьем комитете (по социальным и гуманитарным проблемам). Двадцать шесть (включая Россию) — это страны, против которых вводили санкции США с союзниками, хотя список неполный. Мысль заявления проста: санкции надо немедленно снять. Поскольку они всегда ухудшают положение населения стран, против которых вводятся. И нынешний момент — тот самый случай, когда с санкциями пора распрощаться.

Но всем же понятно, что никто ничего снимать сейчас не будет, сколько бы ни было "новых бедных". В конце концов, что там Третий комитет — 23 марта к тому же призывала комиссар ООН по правам человека, а 26 марта — Генеральный секретарь ООН. А потом и вся Генассамблея большинством голосов.

Да это уже, видимо, и физически невозможно — снимать санкции. Журнал The Atlantic насчитывает 7967 штук санкций США против каких угодно стран, правда, по состоянию на май 2019 года. А с тех пор добавились (в этом октябре) санкции, например, против 18 иранских банков, то есть, по сути, против тех, кто с ними будет иметь дело. И еще много других. Основания — да никому уже они давно не интересны. И как — с чисто технической точки зрения — можно отменить всю эту кучу документов, которые и перечислить-то не одного дня дело?
Обычно по итогам мировых войн все подобное старье разом сметают в прошлое. Но Третья мировая еще явно не закончена, так что и противостояние санкциям, и связанная с ним борьба с внезапно обострившейся бедностью еще не скоро завершатся.

88

Названа стоимость новогодних туров в Абхазию

410
(обновлено 21:27 19.10.2020)
Эксперты считают, что спрос на Абхазию этой зимой вырастет, чему поможет высокая загрузка отелей Сочи. Участники рынка надеются, что инфраструктура Абхазии справится с возможным увеличением турпотока зимой.

СУХУМ, 19 окт - Sputnik. В продаже появились туры в Абхазию на Новый 2021 год, сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России.

Туристов не остановить: чем привлекает отдых в Абхазии>>

Несмотря на позднее открытие направления, 1 августа, спрос на туры в эту страну достаточно быстро восстановился, отмечает ресурс. Так, по данным туроператора "Интурист", продажи в августе уже соответствовали аналогичному периоду прошлого года.

Российские туроператоры осторожны в прогнозах о том, как вырастет спрос на туры в Абхазию в зимний период. Эксперты сходятся во мнении, что основополагающим фактором этого процесса станет эпидемиологическая ситуация.

"Сейчас глубина продаж достигает конца ноября. Зимний спрос будет зависеть от ограничительных мер на направлении и открытия других направлений на этот период", – отметили в "Интуристе".

Эксперты туроператора TUI Россия считают, что спрос на Абхазию этой зимой вырастет, чему поможет высокая загрузка отелей Сочи. Участники рынка надеются, что инфраструктура Абхазии справится с возможным увеличением турпотока зимой.

"В Абхазии открылись несколько новых здравниц в Гагре, Новом Афоне, Сухуме, которые могут быть востребованы в межсезонье и новогодние праздники", – говорят в "Дельфине". По мнению экспертов АЛЕАН, основный наплыв туристов зимой будет из соседнего Сочи на короткие поездки, и с этим инфраструктура Абхазии справится.

Гражданин и начальник: Барциц о первом месяце турсезона-2020 в Абхазии>> 

Российские туроператоры назвали стоимость новогодних туров в Абхазию.

  • У "Дельфина": отели без питания (8 дней/7н) - от 7800 рублей на двоих (без учета перелета). Отели с завтраком -  от 15000 рублей на двоих. Проживание с 3-х разовым питанием – от 25800 рублей на двоих.
  • TUI Россия: пакетный тур с 30.12.2020 на 6 ночей с питанием FB обойдется от 24 600 рублей на двоих.
  • "Интурист": недельный тур с авиаперелетом из Москвы и размещением в гостевом доме в Гагре  обойдется от 11 652 рублей на двоих без питания.
  • Национальный туроператор АЛЕАН: неделя проживания в Абхазии (без перелета) обойдется в 20 000 рублей. Дополнительно оплачивается новогодний банкет (6000 рублей) 
  • "Мультитур": новогоднее путешествие в Абхазию (заезд 31 декабря, 3 дня/2 ночи) обойдется от 12 600 рублей на двоих с 3-х разовым питанием (без дороги).
  • ANEXTour: тур с авиаперелетом на двоих обойдется от 38 000 рублей

По информации Ассоциации туроператоров России, осенью объекты размещения Абхазии работали с загрузкой 90%, при этом все популярные отели в Гаграх и Пицунде встали на stop sale еще в сентябре.

По оценкам российских экспертов, спрос на туры в Абхазию на бархатный сезон в годовом выражении вырос на 50%.

Смотрите также:

410